Поскольку автобус, согласно ДСТУ 2984-95, — это автомобиль с количеством мест для сидения более девяти с местом водителя включительно, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности, то буксировка прицепа усложняет управление указанным транспортным средством, а в непредвиденных случаях может привести к ДТП с тяжелыми последствиями. Кроме того, буксировка и эксплуатация автобусов с прицепами любого типа, как правило, не предусмотрены заводом-изготовителем.
В ряде случаев возможна эксплуатация микроавтобусов с одноосными прицепами. Такая эксплуатация транспортного состава разрешается при условии, что:
— микроавтобус отнесен к категории «В» транспортных средств (уста новлено не более 8 пассажирских мест и его разрешенная максимальная масса не превышает 3500 кг);
— установка сцепного устройства предусмотрена заводом-изготовите лем транспортного средства;
— технической документацией на сцепное устройство предусмотрена установка его на такой модели транспортного средства.
23.11. Эксплуатация составов транспортных средств, состоящих из авто мобиля, трактора или другого тягача и прицепа, разрешается только при условии соответствия прицепа тягачу и выполнения требований по их экс плуатации.
Состав транспортных средств представляет собой автопоезд, который может состоять из тягача (автомобиля, трактора) и прицепа (полуприцепа). Требования соответствия прицепа тягачу описаны в руководстве по эксплуатации на транспортное средство, которое, согласно ГОСТ 15001-88 «Продукция производственно-технического назначения», должно выдаваться на каждое транспортное средство как нормативно-техническая документация, и базируются на следующих условиях:
— соответствии тормозной системы прицепа и тягача;
— соответствии транспортного средства и прицепа (например, грузо вой автомобиль не может эксплуатироваться в составе с прицепом для ка кого-либо легкового автомобиля).
Эксплуатация таких автопоездов возможна при условиях:
— оборудования единой тормозной системой (для грузовых автомоби лей, тракторов, некоторых прицепов, эксплуатируемых с легковыми авто мобилями);
— обязательного подключения системы электрооборудования к элект рооборудованию прицепа тягача;
— наличия стояночных приспособлений;
— соблюдения допустимых скоростных режимов движения автопоезда;
— наличия страховочных тросов между тягачом и прицепом.
В случае несоответствия изложенных требований, предъявляемых к эксплуатации автопоездов, движение транспортного средства с прицепом должно осуществляться по правилам буксировки.
Транспортировка легковым автомобилем технически исправного прицепа при условии его соответствия данному автомобилю по технической характеристике завода-изготовителя рассматривается не как буксировка, а как эксплуатация транспортного состава. В этом случае требования пунктов 9.8 и 9.9 не распространяются на указанный автопоезд, т.е. на буксирующем транспортном средстве не нужно включать в дневное время ближний свет фар или противотуманные фары.
Движение состава транспортных средств, при котором одно механическое транспортное средство транспортирует другое механическое транспортное средство с помощью гибкой или жесткой сцепки, во всех случаях должно рассматриваться как буксировка транспортных средств и осуществляться в соответствии с требованиями настоящего раздела и с соблюдением требований, изложенных в п.п. 9.8, 9.9 настоящих Правил.
23.12. Эксплуатация состава транспортных средств, состоящего из авто буса и прицепа, запрещается.
Согласно определению, автобус — это автомобиль с количеством мест для сидения более девяти с местом водителя включительно, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности, а поэтому эксплуатация его в составе с прицепом не предусмотрена конструктивными особенностями, что обуславливается, в первую очередь, необходимостью обеспечения безопасности пассажиров.
УЧЕБНАЯ ЕЗДА
24.1. Обучать вождению транспортного средства разрешается только лиц, не имеющих для этого медицинских противопоказаний, а в случае подготовки лицом в соответствии с требованиями пункта 24.7 в индивиду альном порядке — при наличии соответствующей медицинской справки.
Обучать управлению транспортным средством разрешается только лиц, прошедших медицинское обследование специальной медицинской комиссией с целью выяснения факта наличия или отсутствия у лица медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Порядок медицинского обследования кандидатов в водители и водителей транспортных средств определен совместным приказом Министерства охраны здоровья и Министерства внутренних дел Украины от 5.06.2000 г. № 124/345, зарегистрированным в Министерстве юстиции 18.07.2000 г. за № 435/4656 «Об утверждении Положения о медицинском обследовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств».
Специальная комиссия с учетом лабораторных и функциональных исследований (ЭКГ, исследований вестибулярного аппарата, остроты и полей зрения, группы крови и резус-фактора и т.п.) определяет способность будущего водителя управлять транспортным средством определенной категории. При наличии определенных заболеваний лица могут быть допущены к управлению транспортными средствами с ограничениями (например, управлять только индивидуальным транспортным средством) или не допускаются к управлению конкретными видами транспортных средств, а в некоторых случаях устанавливается их полная профессиональная непригодность.
В случае отсутствия у водителя транспортного средства противопоказаний к управлению соответствующей категорией транспортных средств срок действия выданной Медицинской справки составляет три года. Для водителей транспортных средств возрастом свыше 55 лет (женщины — возрастом свыше 50 лет) срок действия выданной Медицинской справки составляет 2 года. Ограничение срока действия Медицинской справки возможно в случае выявления медицинских противопоказаний согласно Перечню, при наличии которых вопрос о возможности управления соответствующей категорией транспортных средств решается медицинской комиссией индивидуально, и в случае окончания срока действия представленного сертификата о прохождении обязательного профилактического наркологического осмотра.
24.2. Лицам, обучающимся вождению автомобиля, должно быть не ме нее 16 лет, а мотоцикла — 14 лет. Такие лица обязаны иметь при себе документ, удостоверяющий их возраст.
Данный пункт Правил устанавливает возраст, с которого допускается обучение управлению автомобилем и мотоциклом. Основой такого возрастного ценза является статья 20 Закона Украины «О дорожном движении», а также Положение о порядке выдачи водительских удостоверений и допуска граждан к управлению транспортными средствами, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 8 мая 1993 года № 340. Установленные требования к минимальному возрасту обучаемого означают, что он может получить водительское удостоверение на право вождения автомобилем до 18 лет, а мотоциклом до 16 лет, но допускается к управлению ими только после достижения указанного возраста. Об этом делается специальная запись в их водительском удостоверении.
24.3. Лицо, обучающееся вождению транспортного средства, обязано знать и выполнять требования настоящих Правил.
Такое требование не является повторением пункта 1.3 Правил, так как правовое положение лиц, обучающихся вождению, отличается от положения такого участника дорожного движения, как водитель (см. комментарии к разделу 2 Правил). Кандидат в водители до занятий по учебной езде на дорогах должен изучить и усвоить Правила дорожного движения, а во время практической отработки навыков вождения — выполнять предписания этих Правил.
24.4. Начальное обучение вождению транспортного средства должно проводиться на закрытых площадках, автодромах или в местах, где отсут ствуют другие участники дорожного движения.
Для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения начальное обучение вождению транспортного средства должно проводиться исключительно в специально оборудованных или закрытых местах (автодромах), где отсутствует движение других транспортных средств и пешеходов.
Автодром — это специально оборудованное сооружение, обустроенное перекрестками, пешеходными переходами, различными средствами организации дорожного движения (светофорами, знаками, линиями дорожной разметки) и предназначенное для обучения вождению транспортного средства.
Закрытая площадка представляет собой обособленную территорию, на которой отсутствует движение транспортных средств и пешеходов.
Такие места позволяют отработать начальные навыки управления транспортным средством, а также сконцентрировать внимание на основных приемах вождения.
24.5. Учебная езда на дорогах разрешается только в присутствии масте ра производственного обучения вождению (обучающего лица) и при доста точных начальных навыках вождения у обучаемого.
К учебной езде на дорогах разрешается допускать лиц, которые в достаточной степени усвоили навыки управления транспортным средством на тренажерах, автодромах и закрытых площадках.
Присутствие мастера обучения или лица, обучающего управлению транспортным средством, рядом с обучающимся обязательно, так как он в полной мере несет ответственность за нарушение обучаемым Правил дорожного движения и их последствия (создание аварийной обстановки и ДТП).
При обучении вождению транспортного средства в индивидуальном порядке обучающий должен сам принять решение о возможности продолжения обучения на дорогах общего пользования с учетом приобретенных навыков на этапе первоначальной подготовки. При этом следует начинать обучение на участках с относительно низкой интенсивностью движения транспортных средств, без участков, где проходят маршруты общественного транспорта (трамваев, троллейбусов, автобусов).
24.6. Мастер производственного обучения вождению учебного заведе ния независимо от его формы собственности и хозяйствования должен иметь при себе документ на право обучения вождению и удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и несет ответственность как водитель согласно законодательству.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки от 02.03.94 г. № 22 мастер производственного обучения должен иметь образование не ниже среднего, трехлетний стаж управления транспортным средством данной категории и свидетельство о прохождении подготовки по методике обучения вождению по программам, утвержденным Министерством образования Украины.
Мастер по обучению вождению транспортного средства должен иметь при себе свидетельство о прохождении подготовки по методике обучения вождению. Данный документ предоставляет право обучать вождению транспортного средства. Мастер должен владеть безопасными методами вождения и иметь соответствующий профессиональный уровень, который позволял бы ему во время обучения вождению предотвращать аварийные ситуации и избегать ДТП. Поскольку конструктивно транспортные средства, на которых обучают вождению, должны иметь дублирующие органы управления, для того чтобы мастер обучения имел возможность оперативно вмешаться в процесс управления и выполнить тем самым функции водителя, то в силу такого положения он несет ответственность за нарушение Правил дорожного движения как водитель.
24.7. Лицо, обучающее вождению в индивидуальном порядке, должно иметь стаж водителя не менее 3 лет и удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории. Это лицо также не сет ответственность как водитель согласно законодательству.
Данное положение касается лица, обучающего вождению в индивидуальном порядке. Его право на обучение может быть реализовано, если его водительский стаж (на день обучения со дня получения удостоверения) составляет не менее 3 лет при условии, что он постоянно управляет транспортным средством той категории, на которую проводится обучение. Если такое лицо систематически занимается подготовкой водительских кадров, то оно должно иметь свидетельство на право обучения вождению, которое выдается в установленном порядке.
24.8. Механические транспортные средства, на которых проводится обучение, должны иметь опознавательные знаки «Учебное транспортное средство» в соответствии с требованиями подпункта «к» пункта 30.3 насто ящих Правил. Автомобили учебных заведений, которые систематически используются для обучения вождению, кроме того, должны быть оборудо ваны дополнительными педалями сцепления и торможения, зеркалом зад него вида для мастера производственного обучения.
Опознавательный знак «Учебное транспортное средство» для транспортных средств, на которых проводится обучение вождению (как в учебных организациях, так и индивидуально), предусмотрен пунктом 30.3 «к» Правил. Этим пунктом определены места крепления данного знака на транспортных средствах, на которых проводится обучение вождению (рис. 24.1).
Как отмечено в этом пункте, учебные транспортные средства учебных организаций и лиц, систематически использующих их для обучения вождению, должны быть оборудованы дополнительными педалями сцепления и торможения, зеркалом заднего вида для мастера обучения. Дополнительные педали сцепления и тормоза должны располагаться таким образом, чтобы были обеспечены нормальные условия пользования ими и не нарушались требования отраслевого стандарта «Кабина. Рабочее место водителя. Расположение органов управления грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Основные размеры и технические требования».
Рис. 24.1.Обозначение учебного транспортного средства.
24.9. Запрещается обучение вождению транспортных средств в жилой зоне, на дорогах для автомобилей и на автомагистралях. Перечень дорог, на которых разрешается обучение вождению транспортных средств, согласовывается с Госавтоинспекцией.
Перечень дорог, на которых разрешено обучение вождению, определяется владельцами дорог или уполномоченными ими органами и согласовывается с Госавтоинспекцией. Ознакомиться с ним можно в местных дорожных, коммунальных организациях, органах управления, учебных организациях района, города, он может печататься в местной прессе. Мастера обучения вождению (обучающие вождению в индивидуальном порядке) обязаны знать перечень таких дорог.