Данный запрет касается нерегулируемых железнодорожных переездов или случаев, когда сигнализация на переезде неисправна. В любом случае обустройство железнодорожных переездов должно позволять водителю транспортного средства своевременно заметить приближающийся к нему поезд (локомотив, дрезину). В соответствии с упомянутым выше ДСТУ 3587-97 «Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию», удовлетворительной считается видимость, при которой из автомобиля на расстоянии 50 м от ближайшего рельса видимость поезда составляет не менее 100 м в каждом направлении. Если такая видимость не обеспечивается, перед нерегулируемым железнодорожным переездом устанавливается дорожный знак 2.2 «Проезд без остановки запрещен».
20.6. Движение через переезд сельскохозяйственных, дорожных, строительных и других машин и механизмов разрешается только в транспортном состоянии.
Некоторые сельскохозяйственные, дорожные и технологические машины, имеющие низко расположенные рабочие агрегаты, оборудованы устройствами для их поднятия во время движения таких машин по дорогам, чтобы не повредить покрытие дороги или рельсы на железнодорожных переездах. Поэтому водители таких машин обязаны при проезде железнодорожных переездов обеспечить транспортное положение машины (поднять отвал бульдозера или навесной плуг у трактора, закрепить нож грейдера и т.п.). Если же невозможно обеспечить транспортное положение агрегатов этих машин, их необходимо перевозить на специальной платформе (рис. 20.4V
Рис. 20.4.Движение через переезд сельскохозяйственной техники.
20.7. Запрещается самовольно открывать шлагбаум или объезжать его, а также объезжать транспортные средства, стоящие перед переездом, когда движение через него запрещено.
На большинстве регулируемых железнодорожных переездов устанавливают полушлагбаумы, перекрывающие переезд с правой стороны лишь на 1/2 — 2/3 его ширины. На некоторых переездах установлены шлагбаумы, которые дежурный по переезду закрывает вручную. Настоящий пункт Правил категорически запрещает самовольно открывать шлагбаум или
полушлагбаум и объезжать их даже водителям оперативных и специальных транспортных средств с включенными специальными световыми и (или) звуковыми сигналами. Нарушение требований данного пункта чаще всего заканчивается столкновением транспортных средств с поездом, влекущим трагические последствия.
20.8. В случае вынужденной остановки транспортного средства на пере езде водитель обязан немедленно высадить людей и принять меры для ос вобождения переезда, а если это не удается сделать, он должен:
а) если имеется возможность, послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда не менее чем на 1000 м (если одного, то в сторону вероятного появления поезда, а на однопутных переездах — в сторону худшей видимости железнодорожного пути), объяснив им правила пода чи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда (локомоти ва, дрезины);
б) оставаться возле транспортного средства и, подавая сигналы общей тревоги, принимать все меры для освобождения переезда;
в) в случае появления поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.
Выполнение водителем изложенной в данном пункте последовательности действий в случае вынужденной остановки на железнодорожном переезде позволит машинисту поезда своевременно принять меры для его остановки и избежать столкновения, или, в худшем случае, уменьшить тяжесть последствий такого столкновения.
20.9. Сигналом остановки поезда (локомотива, дрезины) является кру говое движение руки (в светлое время — с лоскутом яркой ткани или лю бым хорошо заметным предметом, в темное время суток и в условиях недо статочной видимости — с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги являются серии звуковых сигналов транспортного средства, состоящие из одного длинного и трех коротких сигналов.
Сигнал общей тревоги подается с целью информирования работников железнодорожного транспорта, водителей транспортных средств и других лиц, которые могут находиться поблизости от переезда и прибыть для оказания помощи.
20.10. Стадо животных разрешается перегонять через переезд только при достаточном количестве погонщиков, но не менее трех. Переводить одиночных животных (не более двух на одного погонщика) необходимо только под уздцы, за повод.
Перегонять животных вне железнодорожных переездов или специально оборудованных мест запрещено. Перегон скота через переезд должен выполняться только в светлое время суток, при этом должны соблюдаться требования пункта о количестве погонщиков. Большое стадо должно быть разделено на легко управляемые группы животных. При прогоне стада два взрослых погонщика, лично убедившись в отсутствии приближающегося поезда на неохраняемом переезде или получив разрешение на прогон скота от дежурного на охраняемом переезде, должны выйти на путь и, став с обеих сторон переезда, следить за обстановкой на железной дороге и за тем, чтобы скот не выходил на путь за пределами переезда. Третий помощник должен находиться сзади перегоняемой группы скота.
ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ
21.1. Разрешается перевозить пассажиров в транспортном средстве, оборудованном местами для сидения в количестве, предусмотренном технической характеристикой, так, чтобы они не мешали водителю управлять транспортным средством и не ограничивали обзорность в соответствии с правилами перевозки.
Законом Украины «О дорожном движении» (ст. 18) определено, что пассажир имеет право на безопасную перевозку себя и багажа. Во исполнение требований Закона постановлением Кабинета Министров Украины от 18.02.1997 г. № 176 утверждены ПРАВИЛА предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, которыми определяются порядок и условия организации перевозок пассажиров и багажа. Согласно указанным Правилам, пассажир имеет право на безопасную и своевременную доставку к месту назначения и качественную перевозку. При этом он обязан сидеть или стоять (если это разрешено) в предусмотренных для этого местах, держась за поручень или другое устройство. Перевозчик, в свою очередь, обязан обеспечивать надлежащее техническое и санитарное состояние автобусов и осуществлять медицинский контроль и инструктаж водителей в соответствии с этими Правилами и Правилами дорожного движения.
Законом Украины «О транспорте» (статья 9) определено, что предоставление услуг по перевозке пассажиров подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Лицензирование направлено, в первую очередь, на защиту прав потребителей (пассажиров) и рынка перевозок от опасных перевозок. В соответствии с требованиями Закона (статья 38), документами на перевозку пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования для пассажирского перевозчика является лицензия, паспорт маршрута, документ на транспортное средство, а для водителя автобуса (микроавтобуса) — удостоверение водителя, регистрационные документы на транспортное средство, путевой лист, схема маршрута, расписание движения, лицензионная карточка.
Правила дорожного движения конкретизируют требования к пассажирам, которые должны сидеть или стоять (если это предусмотрено конструкцией транспортного средства) в предназначенных для этого местах, держась за поручень или другое приспособление (раздел 5, пункт 5.2 «а»), и ужесточают требования к их перевозке — разрешается перевозить пассажиров в транспортном средстве, оборудованном местами для сидения в количестве, предусмотренном технической характеристикой, так, чтобы они не мешали водителю управлять транспортным средством и не ограничивали обзорность в соответствии с правилам перевозки.
При этом и Правила перевозки пассажиров и Правила дорожного движения определяют, что транспортные средства, которые используются для перевозки пассажиров, должны соответствовать требованиям безопасности, охраны труда и экологии, государственным стандартам, иметь соответствующую лицензионную карточку, находиться в надлежащем техническом и санитарном состоянии и быть укомплектованными в соответствии с требованиями Правил дорожного движения (огнетушитель, аптечка и т.п.).
Безопасная перевозка пассажиров, в первую очередь, зависит от водителя. Поэтому водитель, прежде чем начать движение с пассажирами, должен убедиться в том, что пассажиры заняли предназначенные для них места
и что выполнены другие условия, обеспечивающие безопасность движения, которые предусмотрены этим пунктом Правил. Что касается номинальной пассажировместимости, то она предусмотрена в технической документации на транспортное средство заводом-изготовителем. Исключение могут составлять дети дошкольного возраста, однако их число должно определяться свободным местом при условии, что они не будут создавать помех водителю. При этом следует учитывать, что перевозка детей в возрасте до 16 лет в кузове грузового автомобиля запрещена, а детей ростом менее 145 см или не достигших 12-летнего возраста — на переднем сиденье легкового автомобиля, микроавтобуса (при отсутствии специального детского сиденья) и на заднем сиденье мотоцикла.
Водитель автобуса, осуществляющий перевозку пассажиров, обязан иметь стаж управления транспортным средством более 3 лет, водительское удостоверение категории С и D, талон к нему и свидетельство о регистрации транспортного средства, путевой лист, лицензионную карточку, схему маршрута и расписание движения.
Согласно Правилам перевозки пассажиров, не допускаются к перевозке:
— багаж, ручная кладь и прочие вещи со взрывчатыми, отравляющими, огнеопасными, едкими, смрадными, наркотическими и другими опасными веществами, а также те, которые могут загрязнить транспортное средство, одежду пассажиров;
— оружие, кроме случаев, предусмотренных законодательством;
— животные, кроме мелких зверей и птиц в клетках, а также собак в намордниках (при наличии поводков) и котов, с предъявлением докумен тов на них, выданных ветеринарной службой;
— багаж, размеры которого превышают 100x50x30 см или вес 40 кг, и ручная кладь соответственно 60x40x20 см и 30 кг.
При перевозке в автобусах пассажиру может быть отказано в перевозке в таких случаях:
— если нет свободных мест или он отказывается приобрести билет на проезд в автобусе;
— если он нарушает общественный порядок;
— если своим багажом, ручной кладью или одеждой он может загряз нить транспортное средство или одежду других пассажиров, а также если он старается перевезти запрещенные для перевозки багаж, ручную кладь и прочие вещи.
21.2. Водителям маршрутных транспортных средств запрещается во время перевозки пассажиров разговаривать с ними, есть, пить, курить, а также перевозить пассажиров и груз в кабине, если она отделена от салона.
Согласно единообразным предписаниям, касающимся конструкции маломестных транспортных средств общего пользования (ГОСТ 28345-89 для микроавтобусов с количеством пассажирских мест от 9 до 16 и ГОСТ 27815-88 для автобусов с количеством пассажирских мест больше 16, Правило ЕЭК ООН № 52), отделение водителя — это пространство, в котором располагается рулевое колесо, органы управления, приборы и другое оборудование и устройства, необходимые для управления автобусом и предназначенные исключительно для водителя.
Данное требование имеет целью обеспечить нормальный режим и условия работы водителя при перевозке пассажиров по маршруту. Оно является также непременным условием для обеспечения безопасности дорожного движения.
21.3. Во время перевозки в автобусе, микроавтобусе организованной группы детей должно быть не менее одного взрослого сопровождающего. При этом спереди и сзади обязательно устанавливается, согласно требованиям подпункта «в» пункта 30.3 настоящих Правил, опознавательный знак «Дети».
Этим пунктом перевозке организованных групп детей уделяется особое внимание. Прежде всего, это связано с возрастом данной категории пассажиров, которые располагаются на сиденьях не так устойчиво, как взрослые, и поэтому при резких маневрах они могут получить травмы из-за потери равновесия. Именно для обеспечения безопасности таких пассажиров необходимы взрослые сопровождающие, которые могли бы контролировать их положение и поведение в автобусе, так как водитель во время движения, выполняя основную функцию по управлению транспортным средством, это сделать не в состоянии. Обозначение транспортных средств опознавательным знаком «Дети» (рис. 21.1) преследует цель повысить безопасность перевозки детей путем предупреждения других водителей о необходимости проявления особой осторожности при движении рядом с транспортным средством, перевозящим детей. Требования к перевозке организованных групп детей изложены в разделе 2 «Правил предоставления услуг пассажирским автомобильным транспортом», утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 18 февраля 1997 года № 176.
Рис. 21.1.Установка опознавательного знака на автобусе, осуществляющем перевозку организованных групп детей.
21.4. Водителю запрещается начинать движение до полного закрытия дверей и открывать их до остановки транспортного средства.
Во избежание выпадения пассажиров из открытых дверей транспортного средства водителю категорически запрещается начинать движение до полного закрытия дверей и открывать их до остановки транспортного средства. Это требование также изложено в разделе 1 «Правил предоставления услуг пассажирским автомобильным транспортом», утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 18 февраля 1997 года № 176. Кроме того, указанными Правилами водителям междугородных и туристических автобусов предписано перед началом поездки инструктировать пассажиров о пользовании аварийными выходами. Пассажирам транспортного средства, согласно требованиям пункта 5.3 Правил дорожного движения, запрещается открывать двери транспортного средства, не убедившись, что оно остановилось возле тротуара или обочины, препятствовать закрытию дверей и использовать для езды подножки и выступающие части транспортных средств.
21.5. Перевозка пассажиров (до 8 человек, кроме водителя) в приспо собленном для этого грузовом автомобиле разрешается водителям, имею щим стаж управления транспортным средством более трех лет и удостове-