Огнетушители так же, как и медицинская аптечка, должны быть надежно закреплены в местах, предусмотренных конструкцией транспортного средства. Запрещается использование огнетушителей без пломб и с истекшими сроками годности. В соответствии с ДСТУ 3649-97 «Средства
транспортные дорожные. Эксплуатационные требования безопасности к техническому состоянию и методы контроля» в автобусе, троллейбусе и грузовом автомобиле, предназначенном для перевозки людей, один огнетушитель должен находиться в кабине водителя, а другой (или другие) — в пассажирском салоне. Количество огнетушителей и места их размещения при перевозке опасных грузов определяются техническими условиями на перевозку конкретного опасного груза или их группы.
Примечания:
1. Тип, марка, места установки дополнительного количества огнету шителей, которыми оборудуются транспортные средства, перевозящие радиоактивные и отдельные опасные грузы, определяются условиями безо пасной перевозки конкретного опасного груза.
2. Аптечка, перечень медикаментов которой соответствует ДСТУ3961- 2000 для соответствующего типа транспортного средства, и огнетуши тель должны быть в закрепленном состоянии в местах, определенных пред приятием-изготовителем. Если конструкцией транспортного средства эти места не предусмотрены, медицинская аптечка и огнетушитель должны находиться в легкодоступных местах, кроме багажника легкового автомо биля. В автобусе один огнетушитель должен быть в кабине водителя, вто рой — в салоне для пассажиров;
ж) отсутствуют ремни безопасности и подголовники в транспортных средствах, где их установка предусмотрена конструкцией;
Для предупреждения тяжелых травм при дорожно-транспортных происшествиях эксплуатация транспортных средств без средств пассивной безопасности там, где они предусмотрены конструктивно, запрещается.
з) ремни безопасности не в рабочем состоянии или имеют видимые над рывы на лямках;
Запрещается эксплуатация транспортного средства, если имеются видимые невооруженным глазом надрывы ленты лямок, не фиксируется «язык» лямки в замке или не происходит его выбрасывание после нажатия на кнопку замыкающего устройства, лямка не вытягивается или не втягивается в инерционную катушку, при экстренном торможении автотранспортного средства с начальной скоростью торможения 15—20 км/ч не происходит блокирования лямки в инерционной катушке. При наличии каких-либо из перечисленных неисправностей ДСТУ 3649-97 «Средства транспортные дорожные. Эксплуатационные требования безопасности к техническому состоянию и методы контроля» требует заменить ремни безопасности.
Все ремни, подвергавшиеся критическим нагрузкам в результате дорожно-транспортного происшествия (при значительных деформациях кузова), должны быть обязательно заменены.
и) на мотоцикле нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности;
Требования к техническому состоянию мототранспортных средств в части безопасности дорожного движения определены ОСТ 37.004.008-78 «Основные требования по активной и пассивной безопасности, предъявляемые к конструкции мотоциклов, мотороллеров и мопедов», а также инструкциями по эксплуатации предприятий-изготовителей конкретных мото-
транспортных средств. Согласно вышеупомянутому ОСТ, дуги безопасности должны быть обязательно установлены на мототранспортных средствах с сухой массой (без заправки и снаряжения) более 150 кг. Однако некоторые предприятия-изготовители устанавливают их и на мототранспортных средствах меньшей массы.
Конструкция дуг безопасности в случае падения мотоцикла должна обеспечить скольжение на них по дороге и предупредить травмирование ног мотоциклиста. В соответствии с РД 37.001.187-90 «Пассивная безопасность мотоциклов. Общие технические требования и методы испытаний» дуга безопасности должна выдерживать нагрузку, которая равняется пятикратной массе снаряженного мототранспортного средства.
i) на мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, на седле — поперечных рукояток для пассажира;
Согласно ОСТ 37.004.008-78 «Основные требования по активной и пассивной безопасности, предъявляемые к конструкции мотоциклов, мотороллеров и мопедов», подножки водителя и пассажира на двухколесных мототранспортных средствах должны складываться вверх-назад под углом 45 ° относительно вертикальной площади.
Для предупреждения травмирования пассажира поперечная рукоять не должна быть жесткой. На отдельных моделях вместо поперечной рукояти предприятия-изготовители устанавливают П-образные рукояти.
Разрывная нагрузка, выдерживаемая рукоятью, не должна быть меньше 1,5 кН.
V) отсутствуют или неисправны фары и задние габаритные фонари транспортного средства, перевозящего крупногабаритный, тяжеловесный или опасный груз, а также проблесковые маячки, световозврашающие элементы, опознавательные знаки, предусмотренные пунктом 30.3 настоящих Правил.
Отсутствие или неисправность фар и задних габаритных фонарей транспортного средства, перевозящего крупногабаритный, тяжеловесный или опасный груз, а также проблесковых маячков, световозвращающих элементов, опознавательных знаков может привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями.
31.5. В случае возникновения в дороге неисправностей, указанных в пункте 31.4 настоящих Правил, водитель должен принять меры к их устранению, а если это сделать невозможно — двигаться как можно более коротким путем к месту стоянки или ремонта, соблюдая меры предосторожности с выполнением требований пунктов 9.9 и 9.11 настоящих Правил.
В случае возникновения в дороге неисправностей, указанных в пункте 31.4.7 («if»; «д» — в составе автопоезда), дальнейшее движение запрещено до их устранения. Водитель неисправного транспортного средства должен принять меры для того, чтобы убрать его за пределы проезжей части дороги.
Если неисправности, перечисленные в п. 31.4 Правил, выявлены до начала движения транспортного средства, то его эксплуатация запрещается (п. 2.2 «а» Правил). При возникновении этих неисправностей в дороге водитель должен сделать все возможное, чтобы их устранить, а если сделать это невозможно, то двигаться к месту стоянки или ремонта, соблюдая меры предосторожности и выполняя требования пунктов 9.9 и 9.11 Правил дорожного движения (кроме неисправностей, предусмотренных п. 31.6 Правил).
31.6. Запрещается дальнейшее движение транспортных средств, у ко торых:
а) рабочая тормозная система или рулевое управление не дают воз можности водителю остановить транспортное средство либо совершить маневр во время движения с минимальной скоростью;
б) в темное время суток или в условиях недостаточной видимости не горят лампы фар или задних габаритных фонарей;
в) во время дождя или снегопада не работает стеклоочиститель со сто роны расположения руля;
г) повреждено тягово-сцепное устройство автопоезда. Требования этого пункта Правил предусматривают не только запрет
эксплуатации транспортных средств при перечисленных неисправностях, но и вообще движения, что обусловлено необходимостью обеспечения безопасности дорожного движения и предупреждения возникновения ДТП.
31.7. Запрещается эксплуатация транспортного средства путем достав ки его на специальную площадку или стоянку Госавтоинспекции в случа ях, предусмотренных законодательством.
Запрещение эксплуатации транспортного средства путем доставки его на специальную площадку или стоянку Госавтоинспекции осуществляется, согласно ст. 265 Кодекса об административных правонарушениях, в случае, если транспортное средство является орудием или непосредственным объектом правонарушения.
ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, ТРЕБУЮЩИЕ СОГЛАСОВАНИЯ С ГОСАВТОИНСПЕКЦИЕЙ
32.1. С органами Госавтоинспекции согласовываются:
а) размещение в полосах отвода автомобильных дорог или красных линиях городских улиц и дорог и их искусственных сооружениях киосков, павильонов, рекламоносителей, передвижных торговых пунктов, а также на примыкающих территориях, зданиях, сооружениях — административных помещений предприятий, учреждений и организаций, мест торговли и предоставления услуг;
С целью выполнения требований законодательных и нормативно-правовых актов относительно обеспечения безопасности дорожного движения при размещении рекламных носителей в границах отвода автомобильных дорог или красных линий городских улиц и дорог Госавтоинспекцией осуществляется контроль за этой деятельностью на основании постановлений Кабинета Министров Украины от 14 апреля 1997 г. № 341 «О Положении о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел» (с изменениями и дополнениями), от 23 сентября 1998 г. № 1511 «Об утверждении Типовых правил размещения внешней рекламы», приказа МВД Украины от 23 июля 2001 г. № 583 «О порядке согласования размещения рекламы на транспортных средствах и установки рекламных носителей соответственно требованиям законодательных и нормативно-правовых актов относительно обеспечения безопасности дорожного движения». Порядок размещения рекламных носителей в границах отвода автомобильных дорог или красных линий городских улиц и дорог регламентируется также постановлением Кабинета Министров Украины от 30.03.94 № 198 «Об утверждении Единых правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны» (с изменениями и дополнениями), ДСТУ 3587-97 «Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию».
Для получения согласования ГАИ на установки рекламоносителей в пределах отвода автомобильных дорог или красных линий городских улиц и дорог необходимо обратиться в местный орган исполнительной власти по вопросам размещения рекламы для получения разрешения на установку рекламоносителя. Порядок предоставления такого разрешения определен Типовыми правилами размещения внешней рекламы, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 23.09.98 № 1511. Одной из согласующих организаций на получение разрешения является Госавтоинспекция.
Приказом МВД Украины от 23.07.2001 года № 583 «О порядке согласования размещения рекламы на транспортных средствах и установки рекламных носителей в соответствии с требованиями законодательных и нормативно-правовых актов относительно обеспечения безопасности дорожного движения» установлен порядок согласования размещения рекламы на транспортных средствах и установки рекламных носителей (01.08.01 за № 652/ 5843 он зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины и согласован в Государственном комитете Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства). Указанные в нем требования относительно порядка размещения и согласования рекламы касаются всех лиц.
Установленным порядком согласования размещения рекламоносителя в пределах отвода автомобильных дорог или красных линий городских
улиц и дорог предусмотрено оформление формуляра, который является технологическим документом установленного образца и приложением (неотъемлемой частью) к согласованию на размещение рекламы. Формуляр на размещение рекламы оформляется Научно-исследовательским центром безопасности дорожного движения МВД Украины или субъектом предпринимательской деятельности и после проверки заверяется только НИЦ БДД МВД Украины.
Для оформления формуляра владельцу рекламоносителя или рекламодателю (распространителю рекламы) по согласованию с владельцем рекламоносителя необходимо предоставить или через уполномоченное им лицо:
— эскизы рекламы и установки рекламоносителя, в том числе предло жения относительно использования световозвращающих материалов (в случае их применения), размеров, местонахождения, конструктивного ре шения установки рекламоносителя;
— сведения о месте установки рекламоносителя (название населенного пункта, дорога, улица, площадь, перекресток, конкретный километр или номер дома, техническое исполнение и т.п.).
Оформленное согласование на размещение рекламоносителя выдается подразделениями ГАИ МВД Украины в областях.
б) маршруты и перечень дорог, на которых может проводиться обуче ние вождению транспортных средств;
Учитывая, что при обучении вождению транспортного средства ученик имеет минимальные навыки управления им и может растеряться в сложной дорожной обстановке, учебные маршруты определяются с учетом интенсивности дорожного движения на конкретных дорогах и согласовываются с подразделениями Госавтоинспекции МВД Украины по месту их расположения.
в) условия и порядок движения колонн в составе более 5 механических транспортных средств;
В связи с тем, что движение колонн транспортных средств вносит определенную дезорганизацию в процесс дорожного движения, особенно в населенных пунктах, территориальный орган Госавтоинспекции, откуда начинается движение, должен оговорить, где необходимо сопровождение колонны специальными автомобилями ГАИ. Военные колонны могут сопровождаться автомобилями военной службы безопасности дорожного движения, но при условии нахождения на маршруте движения военных регулировщиков. Порядок движения колонны транспортных средств регламентируется требованиями раздела 25 этих Правил.
г) правила, условия, режимы и маршруты перевозки опасных грузов, оснащение, оборудование и состояние транспортных средств, которые для этого используются, условия сопровождения и прикрытия движения круп ногабаритных, тяжеловесных транспортных средств и с опасными груза ми или необезвреженной тарой из-под них;
В соответствии с Законами Украины «О перевозке опасных грузов» от 6.04.2000 г. и «О присоединении к Европейскому Соглашению о международных дорожных перевозках опасных грузов» от 2.03.2000 г. контроль за безопасностью дорожного движения во время перевозки опасных грузов, соблюдение законодательства, правил и нормативов в этой сфере, в том числе касающихся обеспечения организации подготовки водителей автотранспортных средств, осуществление приема экзаменов с выдачей соот-
ветствующих свидетельств установленного образца, обеспечение проведения экспертной оценки и согласование условий, необходимых для дорожной перевозки опасных грузов, оформление на специальных бланках и выдача в установленном порядке разрешений на дорожную перевозку опасных грузов возлагается на Госавтоинспекцию.
Перевозчик опасных грузов обязан разработать и согласовать с Госавтоинспекцией Министерства внутренних дел Украины условия безопасной перевозки опасных грузов, аварийные карточки системы информации об опасности, обеспечить своевременный осмотр транспортных средств в подразделениях Госавтоинспекции МВД Украины и получение соответствующего свидетельства о допуске к перевозке опасного груза, во время перевозки не отклоняться от согласованного маршрута, придерживаться безопасных условий движения и постоянно контролировать состояние транспортного средства и груза.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 18.01.2001 г. № 30 «О проезде крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам, улицам и железнодорожным переездам» необходимость сопровождения крупногабаритного и тяжеловесного транспортного средства патрульным автомобилем Госавтоинспекции или автомобилем прикрытия определяется подразделением Госавтоинспекции во время получения разрешения. Сопровождение автомобилем прикрытия обязательно в случае, если ширина крупногабаритного транспортного средства превышает 3,5 м, а длина -— 24 м. Во время сопровождения автомобиль прикрытия оборудуется в соответствии с требованиями стандарта ДСТУ 3849-99 «Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи и специальные сигналы транспортных средств оперативных и специальных служб» проблесковым маячком оранжевого цвета, включение которого не дает преимущества в движении, а является только вспомогательным источником информации для других участников дорожного движения. На автомобиле прикрытия устанавливается дорожный знак «Объезд препятствия слева», отвечающий требованиям стандарта ДСТУ 4100-2002 «Знаки дорожные. Общие технические условия. Правила применения».
Сопровождение патрульным автомобилем Госавтоинспекции обязательно в случае, если ширина транспортного средства превышает 3,75 м, а длина — 30 м или оно во время движения хотя бы частично будет занимать полосу встречного движения. На патрульных автомобилях Госавтоинспекции во время сопровождения должны быть постоянно включены проблесковые маячки синего цвета и ближний свет фар.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 29.01.99 г. № 104 «О мероприятиях по предотвращению чрезвычайных ситуаций во время перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» в Госавтоинспекции создана система наблюдения за движением транспортных средств с опасными грузами.
г) движение транспортных средств с грузом или без него, размеры которых превышают хотя бы один из параметров, приведенных в пункте22.5 настоящих Правил;
В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 18.01.2001 г. № 30 «О проезде крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам, улицам и железнодорожным переездам» основным документом, который дает право на движение крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам, ули-
цам и железнодорожным переездам и определяет условия и режим их проезда, является разрешение, которое выдается перевозчику Госавтоинспекцией при наличии согласования с дорожными, коммунальными, железнодорожными и другими предприятиями и организациями.
Порядок согласования условий движения транспортных средств с грузом или без него (разрешение на проезд), если хотя бы один из параметров превышает указанные в пункте, изложен в комментарии к п. 22.5 Правил.
д) порядок буксировки двух и более транспортных средств;
Буксировка двух и более механических транспортных средств выполняется, как правило, для доставки потребителям новых или отремонтированных транспортных средств с автозаводов или ремонтных заводов. В подразделение Госавтоинспекции, обслуживающей район, откуда выполняется буксировка, должна быть направлена документация, в которой следует указать конструкцию сцепных устройств и результаты их испытаний, способы крепления транспортных средств, результаты испытаний автопоезда на тормозную эффективность, устойчивость и управляемость, предписания для водителей-перегонщиков.
е) технические требования, конструкция и установка на транспортных средствах специальных звуковых и световых сигнальных устройств (типа «Сирена», проблесковый маячок и т. п.), световых указателей и опознава тельных знаков автомобилей аварийной службы, а также размещение рек ламы и нанесение белых полос под наклоном на внешних боковых по верхностях транспортных средств;
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от
12.02.2000 г. № 291 «Об упорядочении использования специальных свето вых и звуковых сигнальных устройств и номерных знаков транспортных средств» использование специальных световых сигнальных устройств си него цвета и звуковых сигнальных устройств разрешается лишь на транс портных средствах милиции, налоговой милиции, служб безопасности до рожного движения, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, пожарной охраны, служб инкассации при перевозке денежных зна ков и ценных бумаг и Управления Государственной охраны при наличии специального разрешения, выданного Управлением Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины. Специальные световые сигналь ные устройства красного и зеленого цвета используются исключительно подразделениями Госавтоинспекции и Управления Государственной ох раны во время сопровождения транспортных средств.
В соответствии с требованиями Государственного стандарта ДСТУ 3849-99 «Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи и специальные сигналы транспортных средств оперативных и специальных служб» установка специальных звуковых и световых сигналов, световых указателей и опознавательных знаков предусмотрена на автомобилях пожарной охраны, милиции, скорой медицинской помощи, аварийных и спасательных служб, военной службы безопасности дорожного движения, инкассации денег и перевозки ценных грузов. Согласно с этими же требованиями следует выполнять соответствующую раскраску транспортных средств и наносить соответствующие надписи и полосы. '
Порядок согласования размещения рекламы на транспортных средствах и установки рекламных носителей определен приказом МВД Украины от
23.01.2001 г № 583 «О порядке согласования рекламы на транспортных средствах и установки рекламных носителей в соответствии с требования ми законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся обеспе-
чения безопасности дорожного движения», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 01.08.2001 г. за № 652/5843 и согласованным в Государственном комитете Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства. Установленный порядок согласования размещения рекламы на транспорте предусматривает оформление формуляра, являющегося технологическим документом установленного образца. Формуляр на размещение рекламы оформляется Научно-исследовательским центром безопасности дорожного движения МВД Украины или субъектами предпринимательской деятельности, с которыми НИЦ БДД МВД Украины заключил соответствующее соглашение, и утверждается НИЦ БДД МВД Украины. Выдача согласования рекламы осуществляется Управлениями Госавтоинспекции ГУ МВД Украины в областях.