Запрещается перевозить организованные группы детей в темное время суток независимо от типа транспортных средств, привлекаемых для этого, и даже при наличии автомобилей сопровождения ГАИ или службы безопасности движения автопредприятий.
Рис. 21.2. Места в транспортных средствах, где запрещена перевозка пассажиров.
Данное требование вводится с целью повысить безопасность перевозки детей, а в темное время суток снижается видимость и практически невозможно предупредить других водителей о необходимости проявления особой осторожности при движении рядом с транспортным средством, перевозящим детей.
ПЕРЕВОЗКА ГРУЗА
22.1. Масса перевозимого груза и распределение нагрузки на оси не должны превышать величин, определенных технической характеристикой данного транспортного средства.
К каждому транспортному средству предприятие-изготовитель прилагает техническую документацию, в которой указывает:
— номинальную грузоподъемность (для грузовых автомобилей — мас су перевозимого груза);
— номинальную пассажировместимость (для легкового автомобиля ко личество мест с учетом места водителя, для автобусов — количество мест для сидения без места водителя). Для городских и пригородных автобусов, кроме количества мест для сидения, указывается общее количество мест (т.е. количество мест для сидения и мест для стояния);
— снаряженную массу для автомобилей: она состоит из массы автомо биля, полностью заправленного топливом, маслом, охлаждающей жидко стью, массы инструмента, входящего в комплект, и массы запасного коле са; для автобусов, кроме всего перечисленного, — и массы огнетушителей;
— разрешенную максимальную массу. Для легкового автомобиля это собственная масса автомобиля, масса пассажиров по количеству мест (из расчета 70 кг на одно место) и масса багажа (в зависимости от типа автомо биля). Для грузового автомобиля такая масса состоит из собственной массы автомобиля, допустимой массы груза, массы водителя и пассажиров в каби не (из расчета 70 кг на одного человека). Для автобусов это собственная масса, масса пассажиров по общему количеству мест (для междугородных и туристических — по количеству мест для сидения), водителя и кондуктора (экскурсовода) из расчета 70 кг на каждого человека, масса багажа (кроме городских автобусов) из расчета на каждого человека 5 кг для пригородных автобусов, 15 кг — местного сообщения, 25 кг — междугородных и туристи ческих и 10 кг — для автобусов, длина которых меньше 5 м;
— распределение собственной и полной массы по осям транспортного средства.
Знание водителем этих технических характеристик позволит ему правильно определить допустимую нагрузку на транспортное средство в целом и на наиболее нагруженную ось (тележку), с тем чтобы не допустить перегрузки и исключить возможное совершение ДТП по этой причине.
Согласно п. 1 ст. 30 Международной Конвенции «О дорожном движении», масса транспортного средства с нагрузкой никогда не должна превышать разрешенную максимальную массу.
22.2. Водитель перед началом движения обязан проверить надежность расположения и крепления груза, а во время движения — контролировать это, чтобы предотвратить его падение, волочение, травмирование сопро вождающих лиц или создание препятствий для движения.
Более полное изложение этих требований для водителя, чем в п. 2.3 «а», «б» Правил, не случайно, так как при перевозке груз должен быть хорошо уложен и прочно закреплен во избежание его смещения и для обеспечения полной безопасности, исключения препятствий для окружающих участников дорожного движения, травмирования лиц, сопровождающих груз, а также с целью исключения повреждения груза во время перевозки и совершения ДТП в случае его падения. Эти требования полностью соответствуют ст. 30 Международной Конвенции «О дорожном движении».
22.3. Перевозка груза разрешается при условии, что он:
Во время перевозки груза должны выполняться все требования этого пункта. В случае невыполнения хотя бы одного из указанных требований перевозка груза запрещается.
Все требования к перевозке грузов, изложенные в этом пункте, соответствуют положениям ст. 30 Международной Конвенции «О дорожном движении».
а) не подвергает опасности участников дорожного движения;
Основные требования к перевозке грузов изложены в пунктах 22.1, 22.2, 22.4, 22.5 Правил, соблюдение которых позволит выполнить данное требование.
б) не нарушает устойчивости транспортного средства и не затрудняет управление им;
Во время загрузки транспортного средства для сохранения его устойчивости и обеспечения нормальных условий управления им груз следует укладывать так, чтобы центр его тяжести был расположен возле горизонтальной (продольной, а в ряде случаев и поперечной) оси автомобиля и как можно ниже. Крепление крупногабаритных и тяжеловесных грузов должно производиться в соответствии с техническими условиями на их перевозку.
в) не ограничивает водителю обзорности;
Этим положением Правил предусматривается, что груз не должен ограничивать водителю обзорность как спереди (нависать), так и сзади и сбоку (закрывать зеркала заднего вида и т.п.);
г) не закрывает внешних световых приборов, световозвращателей, но мерных и опознавательных знаков, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
Учитывая важность своевременного информирования участников дорожного движения о совершаемых маневрах (см. п. 9.2 Правил), груз не должен закрывать световые приборы, в том числе стоп-сигналы и указатели поворотов, световозвращающие приспособления, номерные и опознавательные знаки.