Требования этого раздела касаются участков дорог, обозначенных знаками 1.6 и 1.7.
28.1. На горных дорогах и крутых спусках, где встречный разъезд затруднен, водитель транспортного средства, движущегося на спуск, должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся вверх.
Указанный в данном пункте порядок осуществления встречного разъезда транспортных средств изложен также в пункте 13.4 Правил дорожного движения, требования которого распространяются на участки дорог, обозначенных знаками 1.6 «Крутой подъем» и 1.7 «Крутой спуск», и действуют также на горных дорогах и крутых спусках (рис. 28.1).
Рис. 28.1. Порядок разъезда на горных дорогах.
28.2. На горных дорогах и крутых спусках водитель грузового автомобиля, разрешенная максимальная масса которого превышает 3,5 т, трактора и автобуса должен:
а) пользоваться специальными горными тормозами, если они установлены на транспортном средстве заводом-изготовителем;
Так называемый «горный тормоз» является вспомогательной тормозной системой автомобиля, которая, согласно ДСТУ 2919-94 «Автотранспортные средства. Тормозные системы. Термины и определения», предназначена для снижения скорости движения автотранспортного средства и ограничения ее на спуске. Вспомогательная тормозная система служит для длительного поддержания постоянной скорости на затяжных спусках за счет торможения двигателем. Это достигается прекращением подачи топлива в цилиндры двигателя и перекрытием выпускных трубопроводов. Такие системы устанавливаются на автомобили и автобусы с дизельными двигателями и большой грузоподъемностью. При использовании этой тормозной системы необходимо избегать момента полного выключения двигателя.
Б) во время остановки или стоянки на подъемах и спусках пользоваться противооткатными упорами.
Выполнение требований этого пункта обеспечивает безопасные условия остановки или стоянки транспортного средства на крутых подъемах и
спусках и позволяет избежать самопроизвольного движения транспортного средства.
28.3. На горных дорогах запрещено:
а) двигаться с неработающим двигателем и выключенными сцеплением или передачей;
Выключение двигателя или сцепления в условиях движения по горным дорогам может привести к существенному снижению тормозных качеств транспортного средства и утрате его управляемости, что может стать причиной совершения дорожно-транспортного происшествия.
б) буксировка на гибкой сцепке;
Гибкое буксировочное звено длиной 4—6 м при движении на затяжных спусках горных дорог вынуждает водителя буксируемого транспортного средства длительное время пользоваться тормозом для обеспечения расстояния между буксирующим и буксируемым транспортными средствами, а также для обеспечения натянутого состояния буксировочного звена. Движение с постоянно включенным тормозом может вызвать перегрев тормозных механизмов и, как следствие, выход их со строя или заклинивание.
Гибкое буксировочное звено длиной 4—6 м при движении на затяжных спусках горных дорог не обеспечивает возможности своевременно остановить буксируемое транспортное средство по причине большего остановочного пути, чем на ровных участках дорог. Поэтому осуществлять буксировку по горным дорогам разрешается лишь на жесткой сцепке.