В соответствии со ст. 32 Закона Украины «О дорожном движении» переоборудование транспортных средств, то есть изменение типа или марки (модели), назначения или параметров конструкции транспортных средств, находящихся в эксплуатации, путем установки кабины, кузова или их деталей, специального оборудования и номерных агрегатов, не предусмотренных нормативно-технической документацией на данное транспортное средство, должно соответствовать правилам, нормам и стандартам Украины. Не разрешается без согласования с производителями транспортных средств и их составляющих или другой специально уполномоченной на это Кабинетом Министров Украины организации (Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения МВД Украины или института ГосавтотрансНИИпроект Министерства транспорта Украины) переоборудование транспортных средств, приводящее к изменению полной массы и ее распределения по осям, размещения центра тяжести, типа двигателя, его веса и мощности, колесной базы или колесной формулы, системы тормозного и рулевого управления и трансмиссии.
Порядок согласования переоборудования транспортных средств Научно-исследовательским центром по безопасности дорожного движения определен приказом МВД Украины от 07.12.2001 г № 1088 «Об утверждении Положения о порядке выдачи Научно-исследовательским центром безопасности дорожного движения МВД Украины свидетельств о согласовании конструкции транспортных средств и разрешений на переоборудование транспортных средств на соответствие требованиям безопасности дорожного движения». Разрешение на переоборудование транспортного средства в соответствии с требованиями законодательных и нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется:
— при переоборудовании транспортного средства, приводящем к из менению полной массы транспортного средства и ее распределения по осям, центра тяжести, типа двигателя, его веса и мощности, колесной базы или колесной формулы, систем рулевого управления и трансмиссии — на основании ДСТУ 3649-97 «Средства транспортные дорожные. Эксплуа тационные требования безопасности к техническому состоянию и методы контроля»;
— при переоборудовании транспортных средств для перевозки пасса жиров (грузов и пассажиров) — на основании ГОСТ 28345-89 «Единооб разные предписания, касающиеся конструкции маломестных транспортных средств общего пользования», ДСТУ 2543-94 «Автобусы и троллейбусы. Прочность сидений и их креплений. Технические требования и методы ис-
пытаний» и ДСТУ ДСТУ 3649-97 «Средства транспортные дорожные. Эксплуатационные требования безопасности к техническому состоянию и методы контроля»;
— при переоборудовании автомобилей для работы двигателей на при родном сжатом, нефтяном сжиженном газах или на смесях газа и нефтяного топлива — на основании технических условий, разработанных для специа лизированных предприятий по переоборудованию транспортных средств, инструкций заводов-изготовителей к комплектам газобаллонного обору дования и Правила ЕЭК ООН № 67 «Газобаллонное оборудование».
Транспортные средства и дополнительные устройства к ним, изготовленные или переоборудованные с нарушением требований действующих нормативных актов (нарушениями стандартов по условиям безопасности транспортных средств, внесением изменений в конструкцию тормозной системы или рулевого механизма без согласования с предприятием-изготовителем данного транспортного средства, нарушением п. 22.5 Правил и т.п.) и без согласования с Госавтоинспекцией, к эксплуатации не допускаются и не подлежат регистрации в органах ГАИ. Разрешается проводить простое переоборудование транспортных средств без разработки и согласования проектной документации, но с обязательной перерегистрацией в Госавтоинспекции. К таким видам переоборудования транспортных средств относятся:
— изменение типа кузова (взаимозаменяемая бортовая платформа, спе циализированный кузов; при этом не изменяется масса, распределение ее по осям, габариты не превышают установленных предприятием-изготови телем и т.п.);
— установка на транспортное средство оборудования для проведения технологических работ (должно быть надежное крепление, сохранены га бариты транспортного средства, не должны закрываться световые прибо ры, создаваться шум во время движения);
— замена двигателя на двигатель, предусмотренный заводом-изготови телем для этой модели (при изменении его объема);
— установка дополнительного топливного бака (но не более 250 лит ров дополнительно к объему, предусмотренному заводом-изготовителем).
С органами Госавтоинспекции согласовываются также другие вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренные законодательными актами.
В соответствии с Положением о Государственной автомобильной инспекции, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 14.04.1997 г №341, Законом Украины «О дорожном движении», другими нормативно-правовыми актами, Госавтоинспекция согласовывает проекты строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов, автозаправочных станций, станций технического обслуживания автомобилей, комплексов дорожного сервиса и иных сооружений в пределах отвода автомобильных дорог или красных линий городских улиц и дорог, проекты детального планирования и застройки отдельных территорий населенных пунктов, генпланов отдельных застроек в населенных пунктах, проекты комплексных транспортных схем и сооружений линий городского электрического транспорта, принимает участие в экспертизе проектов генеральных планов населенных пунктов.
Госавтоинспекция согласовывает проекты конструкций транспортных средств в части обеспечения безопасности дорожного движения, принима-
ет участие в испытании и приемке образцов новых конструкций этих транспортных средств.
В соответствии с вышеупомянутыми документами Госавтоинспекцией согласовываются поданные в установленном порядке предложения относительно оборудования средствами организации дорожного движения мест выполнения дорожных работ, проекты и схемы организации дорожного движения, установки дорожных знаков, нанесения линий дорожной разметки, расположения ограждающих устройств, зеленых насаждений и внешнего освещения дорог, обустройства, реконструкции, ремонта и ликвидации железнодорожных переездов, маршрутов движения пассажирского транспорта, расположения остановочных площадок, остановок такси и иных транспортных средств, маршрутов организованного движения граждан и мест их сбора, порядок проведения спортивных и иных массовых мероприятий, которые могут создать препятствия дорожному движению, предложения относительно закрепления за конкретными участками автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов лечебных учреждений, которые могут осуществлять круглосуточный прием, осмотр и лечение потерпевших.
32.2. Запрещается, в том числе в условиях специализированных предприятий, которые занимаются ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств, внесение изменений в идентификационные номера и номерные таблички кузова или шасси (рамы), двигателя транспортного средства, а также их уничтожение (перенесение, закрепление, восстановление и т. п.) без предварительного согласования с Госавтоинспекцией.
В соответствии с п. 14 постановления Кабинета Министров Украины от 7.09.98 г. № 1388 «Об утверждении Правил государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, самоходных машин, сконструированных на шасси автомобиля, мотоциклов всех марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок» транспортные средства с уничтоженными, фальсифицированными или поддельными идентификационными номерами узлов и агрегатов регистрации, перерегистрации и снятию с учета (кроме выбраковки) не подлежат. Замена таких узлов и агрегатов на новые разрешается при наличии сообщения органа внутренних дел о том, что транспортное средство в розыске в связи с незаконным завладением не значится.
Если органом внутренних дел будет установлено, что идентификационные номера кузова (рамы) транспортного средства подделаны после незаконного завладения, на основании подтверждающего заключения органа внутренних дел, подразделением ГАИ выносится аргументированное заключение о дальнейшей эксплуатации этого транспортного средства и вносятся соответствующие отметки в регистрационные документы.
Согласно ст. 290 Уголовного кодекса Украины, уничтожение, подделка или изменение идентификационного номера, номера двигателя, шасси или кузова, или изменение без разрешения соответствующих органов номерной панели с идентификационным номером транспортного средства наказывается штрафом от 50 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, лишением свободы на срок до трех лет.
ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ
Дорожные знаки являются наиболее распространенным и одним из основных средств организации дорожного движения и предназначены для информирования его участников об условиях, режимах и направлениях движения, местах размещения объектов сервиса и т.п. Их деление на группы, нумерация, названия, размеры, форма, символы и требования к размещению регламентируются Государственным стандартом Украины ДСТУ 4100-2002 «Знаки дорожные. Общие технические условия. Правила применения».
Стандарт предусматривает семь групп дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса и таблички к дорожным знакам (знаки дополнительной информации). Номер знака состоит из номера группы, порядкового номера знака в соответствующей группе и порядкового номера его разновидности (например: 1.5.1). Каждая группа знаков имеет определенную форму и цвет (за некоторыми исключениями), что позволяет распознавать их на значительном расстоянии.
Стандартом предусмотрено четыре типоразмера дорожных знаков. Выбор конкретного типоразмера знака осуществляется в соответствии с табл. 33.1.
Таблица 33.1
Типоразмер знака
Применение знаков
вне населенных пунктов
в населенных пунктах
I
Дороги с шириной проезжей части менее 6 м
Дороги с одной полосой для движения в одном направлении
П
Дороги с одной или двумя полосами для движения в одном направлении
Дороги с двумя полосами для движения в одном направлении
Ш
Дороги с тремя и более полосами для движения в одном направлении, а также автомагистрали
Дороги с тремя и более полосами для движения в одном направлении
IV
Ремонтные работы на автомагистралях, места концентрации дорожно-транспортных происшествий, опасные участки при обосновании целесообразности применения знаков
Конкретные значения дорожных знаков обозначаются символами (силуэтным изображением), цифрами, надписями и различными фигурами, с помощью которых указывается на характер опасности, вид запрещения, предписания, указания и т.п.
ДСТУ 4100-2002 предусматривает, что дорожные знаки должны размещаться так, чтобы обеспечивалась видимость информации, предназначенной участникам дорожного движения, как в светлое, так и в темное время суток, обеспечивалось удобство в эксплуатации и исключалось их неумышленное повреждение. При этом знаки не должны быть закрыты от участников дорожного движения какими-либо препятствиями (зелеными насаждениями, мачтами внешнего освещения и т.п.). Во время установки дорожных знаков должна быть обеспечена направленность передаваемой ими инфор-
мации только тем участникам дорожного движения, для кого она предназначена. На участках дорог, где невозможно или тяжело (снег, грязь и т.п.) рассмотреть, а также своевременно ее восстановить, должны устанавливаться соответствующие по содержанию дорожные знаки.
Установка или демонтаж дорожных знаков без согласования с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции не разрешается.
Дорожные знаки, применение которых носит временный характер (до-рожно-ремонтные работы, сезонные особенности движения и т.п.), должны исполняться на желтом фоне или устанавливаться на щитах желтого цвета, размеры которых должны превышать размер знака не менее чем на 10 см. Эти знаки должны быть немедленно демонтированы после устранения указанных причин временного характера или закрыты чехлом.
По разрешению Управления Госавтоинспекции МВД Украины и Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения МВД Украины в экспериментальном порядке разрешается применение дорожных знаков, не предусмотренных действующими стандартами и техническими условиями, в том числе управляемых дорожных знаков и табло со сменной информацией. При этом в необходимых случаях для своевременного информирования участников движения на экспериментальной дороге должны быть установлены транспаранты, объясняющие содержание эксперимента.
Знаки со световозвращающей поверхностью должны применяться на участках дорог без стационарного освещения, знаки с внутренним освещением — на участках дорог со стационарным освещением, включенным постоянно в темное время суток. Знаки со световозвращающей поверхностью разрешается применять на участках дорог со стационарным освещением при обеспечении видимости знаков на расстоянии не менее 100 м как в светлое, так и в темное время суток.
В одном поперечном разрезе дороги допускается установка не более трех знаков без учета дублирующих знаков и табличек к дорожным знакам.
Очередность расположения знаков различных групп на одной опоре (сверху-вниз или слева-направо) должна быть следующей:
— знаки приоритета;
— предупреждающие знаки;
— указательные знаки;
— запрещающие знаки;
— информационно-указательные знаки;
— знаки сервиса.
При расположении на одной стойке знаков одной группы их располагают соответственно номеру знака в группе.
Знаки, установленные на дороге последовательно, за исключением зна- г
ков, установленных на перекрестке, должны быть расположены вне насе- |
ленного пункта на расстоянии не менее 50 м, а в населенных пунктах — не менее 25 м между местом установки каких-либо других дорожных знаков. |
Дорожные знаки устанавливаются с правой стороны дороги вне проез- f
жей части и обочины, на тротуаре, разделительной полосе, газоне и т.п., над дорогой, кроме случаев, специально оговоренных Государственным стандартом.
На дорогах с двумя и более полосами для движения в одном направлении знаки могут дублироваться. Дублирующие знаки устанавливаются на разделительной полосе, а в случае ее отсутствия — на левой стороне дороги, имеющей для движения во встречном направлении не более двух полос.
Расстояние от края проезжей части, а при наличии обочины — от бровки земляного полотна, до ближайшего к ней края знака, установленного в стороне от проезжей части, должно составлять от 0,5 до 2 м, а до края информационно-указательных знаков 5.45—5.48, 5.51, 5.53, 5.54, 5.56, 5.58.2, 5.59, 5.61.1—5.61.3 — от 0,5 до 5,0 м. В сложных дорожных условиях (возле обрывов, выступов скал, парапетов и т.п.) разрешается установка знаков на обочинах. При этом расстояние между краем проезжей части и ближайшим к нему краем знака должно составлять не менее 1 м, а высота установки — не менее 2 м. В случае отсутствия ограждений барьерного или парапетного типа знаки, расположенные на обочине, а также на разделительной полосе, должны устанавливаться на безопасных опорах. Верхний обрез фундамента опоры должен быть выполнен на одном уровне с поверхностью обочины, разделительной полосы или присыпной бермы.
В местах производства работ на проезжей части и в случае оперативного изменения в организации дорожного движения применяются временные дорожные знаки, которые устанавливаются, как правило, непосредственно на проезжей части дороги.
Расстояние от нижнего края знака (без учета предупреждающих знаков 1.31.1—1.31.6 и табличек к дорожным знакам) до поверхности дорожного покрытия, кроме случаев, оговоренных вышеупомянутым стандартом, должно составлять:
—от 1,5 до 2,2 м - при их установке в стороне от дороги вне населенных пунктов и от 2,0 до 4,0 м — в населенных пунктах;
—не менее 0,6 м — при установке на островках безопасности и на про езжей части дороги;
—от 5,0 до 6,0 м — при расположении над проезжей частью; при распо ложении знаков на пролетных строениях искусственных сооружений, если расстояние от проезжей части дороги до низа пролетного строения менее 5,0 м, знаки не должны выступать за его нижний край.
Высота установки знаков, расположенных в стороне от дороги, определяется от поверхности дорожного покрытия на краю проезжей части.
В случае расположения знаков одного под другим высота установки определяется по нижнему знаку.
Расстояние между соседними знаками, расположенными на одной опоре, должно составлять от 50 до 200 мм.
Согласно требованиям п. 8.2 Правил дорожного движения, временные дорожные знаки на переносных устройствах или дорожном оборудовании имеют преимущество перед другими дорожными знаками и дорожной разметкой. При наличии таких знаков следует руководствоваться требованиями, вводимыми этими знаками.
Действие знаков распространяется на проезжую часть или дорожку, возле которой или над которой они установлены.
Особенности размещения, правила применения и действие соответствующих групп дорожных знаков изложены в их описании.
Предупреждающие знаки
Основным отличительным признаком предупреждающих дорожных знаков (кроме знаков 1.4.1 - 1.4.3,1.29 - 1.31.6) является трехугольная форма с красной каймой.
Предупреждающие знаки применяются для информирования водителей о приближении к опасному участку, о месте расположения последнего и характере опасности. Поэтому при подъезде к таким участкам необходи-
мо повысить внимание и выбрать такую скорость движения, которая позволила бы избежать дорожно-транспортного происшествия.
Предупреждающие знаки (кроме знаков 1.4.1—1.4.3 и 1.29—1.31.6) вне населенных пунктов устанавливаются на расстоянии 150—300 м (с учетом разрешенной скорости движения, условий их видимости и возможности своевременного обнаружения опасного участка), а в населенных пунктах — на расстоянии 50—100 м до начала опасного участка дороги.
Если начало опасного участка дороги закрыто от водителей крутым поворотом, переломом продольного профиля, строением, насаждением или другими препятствиями, то предупреждающие знаки устанавливаются на другом расстоянии, но с табличкой 7.1.1 «Расстояние до объекта».
В случае наличия между предупреждающим знаком и началом опасного участка перекрестка возможна установка дублирующего знака с табличкой 7.1.1 за перекрестком. При этом дублирующий знак устанавливается на расстоянии как минимум 50 м до начала опасного участка.
Информация, указанная на предупреждающих дорожных знаках, касается всей ширины проезжей части дороги от места установки знака до опасного участка.
Водитель, с учетом характера опасности, должен усилить внимание и быть готовым к принятию необходимых мер, соответствующих обстоятельствам (например, при знаке 1.21 «Пересечение равнозначных дорог» водитель должен снизить скорость и осмотреть дорогу, примыкающую справа, чтобы убедиться в отсутствии на ней приближающихся транспортных средств).
Значение, характеристика и условия применения предупреждающих дорожных знаков:
1.1 «Опасный поворот направо» и 1.2 «Опасный поворот налево». Знаки 1.1 и 1.2 предупреждают о закруглении дороги радиусом менее 500 м вне населенных пунктов и менее 150 м — в населенных пунктах или о закруглении с ограниченной обзорностью.
Для соблюдения безопасного режима движения перед опасными поворотами могут быть установлены знаки 3.29 «Ограничение максимальной скорости», 3.25 «Обгон запрещен», 3.27 «Обгон грузовым автомобилям запрещен» или 5.30 «Рекомендуемая скорость».
Следует заметить, что пунктом 14.7 «г» запрещается обгон транспортных средств на крутых поворотах и иных участках дороги с ограниченной обзорностью или в условиях недостаточной видимости.