В условиях недостаточной видимости на механических транспортных средствах разрешается вместо фар ближнего (дальнего) света включить противотуманные фары.
Согласно ст. 32 Международной Конвенции «О дорожном движении» (Вена, 1968 г., с изменениями по состоянию на 1993 г.), в период между наступлением темноты и рассветом, а также в любых других условиях, когда видимость недостаточна, например, вследствие тумана, снегопада, сильного дождя, на движущемся транспортном средстве должны быть включены световые приборы.
Термин «темное время суток» включает период, когда водитель с нормальным зрением не в состоянии четко различить дорогу и неосвещенные предметы, находящиеся на ней на расстоянии, достаточном для гарантирования безопасности движения. Продолжительность этого периода изменяется в зависимости от географического положения местности и времени года. Для территории Украины период темного времени суток начинается через 30 минут после захода солнца и заканчивается за 30 минут до восхода. Исходя из термина «недостаточная видимость», под условиями недостаточной видимости следует понимать видимость дороги в направлении движения менее 300 м в сумерках, во время тумана, дождя, снегопада и т.п.
При въезде в тоннель из-за резкого изменения освещенности возникает так называемый «тоннельный эффект» (кратковременное и резкое ухудшение видимости вследствие резкого изменения освещенности), который хоть и на непродолжительное время, но значительно ухудшает видимость независимо от наличия искусственного освещения. Во всех упомянутых выше случаях для улучшения видимости транспортных средств и своевременного реагирования на изменение дорожной обстановки на транспортных средствах должны включаться соответствующие световые устройства.
19.2. Дальний свет следует переключать на ближний не менее чем за 250 м до встречного транспортного средства, а также тогда, когда он может ослепить других водителей, в частности, движущихся в попутном направлении.
Свет необходимо переключать и на большем расстоянии, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар укажет на потребность в этом.
Международной Конвенцией «О дорожном движении» определено, что «фонарь дальнего света» обозначает фонарь, предназначенный для осве-
щения дороги на дальнее расстояние спереди транспортного средства. Фары с включенным дальним светом должны освещать дорогу на расстоянии не менее 100 м, но в связи с нарушением регулировки фар это расстояние может быть значительно больше. Во избежание ослепления водителей встречных транспортных средств предусмотрено переключать дальний свет на ближний на расстоянии не менее 250 м от них. Следует учитывать, что во время поворотов на перекрестках могут быть ослеплены водители, подъезжающие к перекрестку с других направлений; также при подъезде к вершине подъема водителям встречных транспортных средств во избежание ослепления друг друга необходимо заблаговременно переключать дальний свет на ближний. Не менее опасным является ослепление водителя через зеркало заднего вида попутным транспортным средством, движущимся позади. Поэтому при приближении к впереди движущемуся транспортному средству также следует своевременно переключить дальний свет на ближний. Если возникает необходимость предупредить водителя обгоняемого транспортного средства включением дальнего света, то целесообразно кратковременно (но обеспечивая при этом безопасность других участников дорожного движения) сместить свое транспортное средство несколько левее (под углом).
Включать дальний свет фар на постоянный режим при обгоне можно, только поравняв свое транспортное средство с обгоняемым.
Водитель встречного транспортного средства может сигнализировать о наступлении ослепления периодическим переключением света фар. В этом случае дальний свет фар следует переключить на ближний и на расстоянии, большем чем 250 м.
Пользоваться дальним светом фар разрешается как в населенных пунктах, так и вне их, а переключение света фар должно выполняться согласно требованиям этого пункта.
19.3. В случае ухудшения видимости в направлении движения, вызван ного светом фар встречных транспортных средств, водитель должен уменьшить скорость до такой, которая бы не превышала безопасной по условиям фактической видимости дороги в направлении движения, а в случае ослепления — включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосы движения, остановиться. Возобновление движения разре шается только после того, как пройдут отрицательные последствия ос лепления.
Правила требуют во время ослепления включить аварийную сигнализацию и, не изменяя полосы движения, уменьшить скорость или остановиться. Включение аварийной сигнализации предупреждает других участников дорожного движения о возникновении в процессе движения чрезвычайной ситуации. Запрещается при этом съезжать влево или вправо (возможно столкновение со встречным или попутным транспортным средством) с полосы движения, а также выезжать на обочину из-за вероятности наезда на пешехода или транспортное средство, которое остановилось на ней или движется с меньшей скоростью. Немаловажным для обеспечения безопасности дорожного движения является требование тормозить, однако во избежание наезда транспортного средства, движущегося сзади, запрещается делать это резко.
19.4. Во время остановки на дороге в темное время суток и в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включе ны габаритные или стояночные фонари, а при вынужденной остановке дополнительно — аварийная световая сигнализация.
В условиях недостаточной видимости разрешается дополнительно включить ближний свет или противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
Если габаритные фонари неисправны, транспортное средство следует убрать за пределы дороги, а если это невозможно, его необходимо обозначить в соответствии с требованиями пунктов 9.10 и 9.11 настоящих Правил.
При вынужденной остановке (техническая неисправность, дорожно-транспортное происшествие) на транспортном средстве должна быть включена аварийная сигнализация независимо от того, освещен или нет участок дороги в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (п. 9.9 «а» Правил). Аварийная световая сигнализация включается также для предупреждения других участников дорожного движения о серьезной опасности. Если остановка на неосвещенных участках дорог в темное время суток осуществляется согласно требованиям раздела 15, то должны быть включены габаритные или стояночные огни. В условиях недостаточной видимости в таких случаях разрешается дополнительно включить ближний свет или противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
Требование убрать транспортное средство за пределы дороги означает, что его необходимо переместить за пределы земляного полотна автомобильной дороги (вне проезжей части и обочины с твердым покрытием) или за пределы проезжей части улицы (на проезды или площадки, расположенные на примыкающей территории). При невозможности убрать транспортное средство за пределы дороги его необходимо обозначить путем установки знака аварийной остановки.
19.5. Противотуманные фары можно использовать в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар, а в темное время суток на неосвещенных участках дорог — только вместе с ближним или дальним светом фар.
Согласно Конвенции о дорожном движении, к устройствам освещения транспортного средства относятся и противотуманные фонари, предназначенные для улучшения освещенности дороги в случае густого тумана, снегопада, сильного дождя или в аналогичных неблагоприятных условиях.
Рис. 19.1.Параметры установки противотуманных фар на автомобиле.
Противотуманные фары могут входить в комплект транспортного средства, но при их отсутствии могут устанавливаться самими водителями дополнительно. Места возможной установки противотуманных фар показаны на рис. 19.1.
19.6. Фарой-прожектором и фарой-искателем могут пользоваться толь ко водители оперативных транспортных средств во время выполнения слу жебных заданий, приняв меры к тому, чтобы не ослеплять других участ ников дорожного движения.
Фара-прожектор и фара-искатель — дополнительные приборы внешнего освещения; они имеют относительно узкий луч света, освещающий местность на значительном расстоянии. Ими оборудуются автомобили оперативных служб, которые могут использовать их во время выполнения неотложных служебных заданий как в населенных пунктах (например, водитель автомобиля скорой помощи читает адрес на табличке дома, чтобы определить, откуда поступил вызов), так и вне их при условии, что при этом не будут ослеплены другие участники дорожного движения. Другие водители могут пользоваться фарой-прожектором и фарой-искателем только вне населенных пунктов за пределами дороги.
19.7. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к сиг налам торможения.
Задние противотуманные фонари разрешается включать только в условиях недостаточной видимости как днем, так и ночью. Во избежание дезориентации водителей транспортных средств, движущихся сзади, в случае торможения впереди идущего транспортного средства запрещается подключать задние противотуманные фонари к сигналам торможения, так как при таком их подключении в случае включения задних противотуманных фонарей включаются также и стоп-сигналы. Вследствие этого невозможно получить достоверную информацию о торможении транспортного средства.
19.8. Знак автопоезда, установленный в соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 30.3 настоящих Правил, должен быть постоянно включен во время движения, а в темное время суток или в условиях недо статочной видимости — и во время вынужденной остановки, остановки либо стоянки на дороге.
Включение освещения опознавательного знака «Автопоезд» применяется для предупреждения других водителей и пешеходов о движении по дороге транспортного средства, длина которого больше обычного одиночного автомобиля, что требует повышенного внимания во время обгона, встречного разъезда или при намерении пешехода перейти дорогу сразу после проезда транспортного средства. При остановках и стоянках вне пределов проезжей части дороги знак «Автопоезд» не включается.
19.9. Задний противотуманный фонарь разрешается использовать в ус ловиях недостаточной видимости как в светлое, так и в темное время су ток.
Задние противотуманные фонари (фонарь) должны быть красного цвета и могут входить в комплектацию транспортного средства как дополнительные световые устройства. При их отсутствии они могут устанавливаться самими водителями дополнительно и должны располагаться на высоте 400 — 1200 мм от поверхности дороги, не ослеплять и не причинять излишних неудобств другим участникам дорожного движения, а также не закрывать задние фонари, номерной знак и его подсветку и не выступать за габариты автомобиля.