20.1. Водители транспортных средств могут пересекать железнодорож ные пути только на железнодорожных переездах.
Пересечение железнодорожных путей вне переезда, т.е. там, где не устроены специальные настилы, категорически запрещено, так как это приводит либо к повреждению рельсовых путей тяжелыми типами транспортных средств, либо к непроизвольной остановке их на путях. Как следствие, это влечет за собой дорожно-транспортные происшествия с крайне высокой тяжестью последствий при столкновениях железнодорожного подвижного состава с нерельсовыми транспортными средствами, задержки в движении поездов на время ремонта поврежденных рельсовых путей и насыпи. Железнодорожные переезды должны оборудоваться согласно ДСТУ 3587-97 «Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию», в котором определены требования к устройству, оборудованию и обслуживанию переездов, а также правила проезда через них некоторых видов транспортных средств.
20.2. Подъезжая к переезду, а также начиная движение после остановки перед ним, водитель обязан руководствоваться указаниями и сигналами дежурного по переезду, положением шлагбаума, световой и звуковой сиг нализацией, дорожными знаками и дорожной разметкой, а также убедиться в том, что не приближается поезд (локомотив, дрезина).
Железнодорожные переезды представляют собой места повышенной опасности. Учитывая, что тормозной путь поезда во много раз превышает тормозной путь автомобиля, Правила требуют от водителя нерельсового транспортного средства при подъезде к железнодорожному переезду проявлять повышенное внимание и осмотрительность. О приближении к железнодорожному переезду водителя информируют дорожные знаки 1.27 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», 1.28 «Железнодорожный переезд без шлагбаума», 1.29 «Однопутная железная дорога», 1.30 «Многопутная железная дорога», 1.31.1 — 1.31.6 «Приближение к железнодорожному переезду».
При проезде нерегулируемых железнодорожных переездов (без светофорной сигнализации и без шлагбаума) водитель должен обязательно остановиться перед переездом, чтобы убедиться в отсутствии приближающегося поезда. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости целесообразно в отдельных случаях также выйти из транспортного средства (если это не создаст заторов в движении), чтобы убедиться в возможности безопасно проехать через переезд.
Значения сигналов светофора и регулировщика описаны в комментарии к пунктам 8.7.3 «е», 8.7.6 и 8.8. Одновременно с сигналом светофора, запрещающим движение, может быть включен звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников дорожного движения о запрещении движения через переезд.
Размещение всего комплекса средств сигнализации и регулирования движения на железнодорожном переезде должно соответствовать действующему в Украине государственному стандарту ДСТУ 3587-97 «Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию».
20.3. Для пропуска приближающегося поезда и в других случаях, когда движение через железнодорожный переезд запрещено, водитель должен остановиться перед дорожной разметкой 1.12 (стоп-линией), дорожным знаком 2.2, шлагбаумом или светофором так, чтобы видеть сигналы, а если средства организации дорожного движения отсутствуют — не ближе 10 м до ближайшего рельса.
Данный пункт четко указывает водителю правильное и безопасное место остановки перед переездом (рис. 20.1). При наличии знака 2.2 «Проезд без остановки запрещен» остановка перед переездом обязательна, независимо от наличия движения по железной дороге. Согласно ДСТУ 4100-2002 «Знаки дорожные. Общие технические условия. Правила применения», знак 2.2 устанавливается перед неохраняемыми железнодорожными переездами таким образом, чтобы водитель, находящийся от переезда на расстоянии 50 м, имел возможность видеть поезд на расстоянии не менее 100 м в обоих направлениях от переезда. Знак также может быть установлен при выполнении работ на переезде. В этом случае он устанавливается на расстоянии 10 м от ближайшего рельса.
Рис. 20.1. Место остановки перед железнодорожным переездом.
20.4. Если перед переездом нет дорожной разметки или дорожных знаков, определяющих количество полос движения, движение транспортных средств через переезд разрешается только в один ряд.
Во избежание движения транспортных средств через переезд в условиях плотного транспортного потока и в целях обеспечения возможности своевременно увидеть включение запрещающего сигнала или образование затора, который вынудит водителя остановиться непосредственно на железнодорожных путях, Правила предписывают двигаться через переезд в один ряд (рис. 20.2 а). Однако при многополосном движении (при наличии дорожной разметки или знаков, определяющих количество полос) транспортные средства, движущиеся по соседним полосам движения, могут двигаться, не меняя полосы движения (рис. 20.2 б). На переездах и ближе чем за 100 м перед ними (но не за ними) обгон запрещен.
Рис. 20.2. Порядок движения перед железнодорожным переездом.
20.5. Движение через переезд запрещается, если:
а) дежурный по переезду подает сигнал запрета движения — стоит к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом (красным фонарем или флажком) либо с вытянутыми в стороны руками;
В случае неисправности устройств регулирования движения через переезд, а также при иных обстоятельствах (например, ремонт настила и т.п.) регулирование движения через переезд осуществляется дежурным по переезду. Если он, находясь в зоне переезда (на площадке постового домика), стоит к водителю грудью или спиной и подает сигнал запрещения движения, то движение нерельсовых транспортных средств через переезд запрещается (рис. 20.3).
Рис. 20.3.Сигнал дежурного по переезду, запрещающий движение через железнодорожный переезд.
б) шлагбаум опущен или начал опускаться;
Запрещается объезжать шлагбаум и въезжать на переезд не только когда шлагбаум закрыт, но и если он уже начал опускаться или подниматься.
в) включен запрещающий сигнал светофора или звуковой сигнал неза висимо от наличия и положения шлагбаума;
Статья 33 Конвенции «О дорожных знаках и сигналах» (Вена, 1968 г., включая поправки, вступившие в силу с 1993 г.) предусматривает в качестве основной светофорной сигнализации один мигающий красный огонь или два попеременно мигающих огня. Второй вариант наиболее часто применяется на железнодорожных переездах нашей страны. Такая сигнализация включается и действует лишь при запрещении движения через переезд. Согласно ДСТУ 3587-97 «Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию», в Украине применяются светофоры с одним бело-лунным и двумя красными сигналами. Включенные красные сигналы запрещают движение через переезд. Включенный бело-лунный сигнал информирует водителей нерельсовых транспортных средств о том, что сигнализация исправна и движение разрешено. Если положение шлагбаума на переезде разрешает проезд нерельсовых транспортных средств, а сигналы светофора запрещают движение, водители должны руководствоваться сигналами светофора.
г) за переездом образовался затор, который вынудит водителя остано виться на переезде;
Требование этого подпункта обязывает водителя внимательно следить за движением транспортных средств, движущихся через переезд в условиях плотного транспортного потока, чтобы своевременно обнаружить образо-
вавшийся впереди затор, который может привести к вынужденной остановке непосредственно на железнодорожных путях.
Если вынужденная остановка на переезде не исключается, выезжать на переезд запрещается.