<385> Если при утверждении регламента, директивы или иного правового акта ЕС по конкретному вопросу Совет в соответствии с Договорами должен постановлять единогласно, то и международное соглашение по аналогичному вопросу также требует его единогласного одобрения. - Прим. перев.
Совет также постановляет единогласно применительно к ведению переговоров и заключению соглашений:
a) в сфере торговли культурными и аудиовизуальными услугами, когда подобные соглашения рискуют нанести ущерб культурному и языковому разнообразию Союза;
b) в сфере торговли социальными, образовательными услугами и услугами по здравоохранению, когда подобные соглашения рискуют серьезно нарушить организацию данных услуг на национальном уровне и нанести ущерб ответственности государств-членов за их предоставление.
5. Ведение переговоров и заключение международных соглашений в сфере транспорта регулируется разделом VI части третьей и статьей 218.
6. Осуществление полномочий, предоставленных настоящей статьей в сфере общей торговой политики, не затрагивает разграничения компетенции между Союзом и государствами-членами и не влечет за собой гармонизации законодательных или регламентарных положений государств-членов в той мере, в какой Договоры исключают подобную гармонизацию.
РАЗДЕЛ III. СОТРУДНИЧЕСТВО С ТРЕТЬИМИ
СТРАНАМИ И ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ
Глава 1. СОТРУДНИЧЕСТВО В ПОДДЕРЖКУ РАЗВИТИЯ <386>
--------------------------------
<386> В поддержку развития стран Африки и других регионов планеты, относящихся к числу развивающихся. - Прим. перев.
Статья 208
(бывшая статья 188 D)
1. Политика Союза в сфере сотрудничества в поддержку развития проводится в рамках принципов и целей внешнеполитической деятельности Союза. Осуществляемая Союзом политика сотрудничества в поддержку развития и аналогичная политика государств-членов взаимно дополняют и усиливают друг друга.
Главной целью политики Союза в этой сфере является сокращение и, в конечном счете, искоренение бедности. Союз учитывает цели сотрудничества в поддержку развития при осуществлении тех направлений политики, которые способны воздействовать на развивающиеся страны.
2. Союз и государства-члены соблюдают обязательства и учитывают цели, одобренные ими в рамках Организации Объединенных Наций и других компетентных международных организаций.
Статья 209
(бывшая статья 188 E)
1. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают меры, необходимые для осуществления политики сотрудничества в поддержку развития, предметом которых могут выступать многолетние программы сотрудничества с развивающимися странами или программы, имеющие тематический подход.
2. Союз может заключать с третьими странами и компетентными международными организациями любые соглашения, полезные для достижения целей, указанных в статье 21 Договора о Европейском союзе и статье 208 настоящего Договора.
Первый абзац не наносит ущерба компетенции государств-членов вести переговоры в рамках международных инстанций и заключать соглашения.
3. Европейский инвестиционный банк согласно условиям, предусмотренным в его Уставе <387>, вносит вклад в реализацию мер, указанных в параграфе 1.
--------------------------------
<387> См.: Протокол об Уставе Европейского инвестиционного банка (раздел II настоящего издания). - Прим. перев.
Статья 210
(бывшая статья 188 F)
1. Чтобы способствовать взаимодополняемости и эффективности своих действий, Союз и государства-члены координируют политику, проводимую ими в сфере сотрудничества в поддержку развития, и согласовывают друг с другом свои программы помощи, в том числе в рамках международных организаций и в ходе международных конференций. Они могут предпринимать совместные действия. Если необходимо, государства-члены вносят вклад в реализацию программ помощи Союза.
2. Комиссия может выступать с любыми инициативами, полезными для содействия предусмотренной в параграфе 1 координации.
Статья 211
(бывшая статья 188 G)
В рамках своей соответствующей компетенции Союз и государства-члены сотрудничают с третьими странами и компетентными международными организациями.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, ФИНАНСОВОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО С ТРЕТЬИМИ СТРАНАМИ
Статья 212
(бывшая статья 188 H)
1. Без ущерба другим положениям Договоров, особенно положениям статей 208 - 211, Союз проводит мероприятия по экономическому, финансовому и техническому сотрудничеству с третьими странами, которые не относятся к числу развивающихся, включая мероприятия по оказанию содействия, в частности, в финансовой сфере. Данные мероприятия должны быть согласованы с политикой развития Союза <388> и проводиться в рамках принципов и целей его внешнеполитической деятельности. Мероприятия Союза и государств-членов взаимно дополняют и усиливают друг друга.
--------------------------------
<388> Имеется в виду политика, предусмотренная в предыдущей главе. - Прим. перев.
2. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают меры, необходимые для претворения в жизнь параграфа 1.
3. В рамках своей соответствующей компетенции Союз и государства-члены сотрудничают с третьими странами и компетентными международными организациями. Условия сотрудничества, осуществляемого Союзом, могут выступать предметом соглашений между ним и заинтересованными третьими сторонами.
Первый абзац не наносит ущерба компетенции государств-членов вести переговоры в рамках международных инстанций и заключать международные соглашения.
Статья 213
(бывшая статья 188 I)
В случае если ситуация в третьей стране требует оказания неотложного финансового содействия со стороны Союза, то Совет по предложению Комиссии принимает необходимые решения.
ГЛАВА 3. ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ
Статья 214
(бывшая статья 188 J)
1. Мероприятия Союза в области гуманитарной помощи проводятся в рамках принципов и целей его внешнеполитической деятельности. Данные мероприятия направлены на предоставление в адресном порядке содействия, помощи и защиты населению третьих стран, пострадавшему от катастроф, вызванных природными факторами или человеком, в целях удовлетворения гуманитарных потребностей, которые возникают в результате этих различных ситуаций. Мероприятия Союза и государств-членов взаимно дополняют и усиливают друг друга.
2. Мероприятия по оказанию гуманитарной помощи проводятся в соответствии с принципами международного права и принципами беспристрастности, нейтральности и недискриминации.
3. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, устанавливают меры, определяющие правовые основы осуществления мероприятий Союза по оказанию гуманитарной помощи.
4. Союз может заключать с третьими странами и компетентными международными организациями любые соглашения, полезные для достижения целей, указанных в параграфе 1 и в статье 21 Договора о Европейском союзе.
Первый абзац не наносит ущерба компетенции государств-членов вести переговоры в рамках международных инстанций и заключать соглашения.
5. Чтобы установить правовые основы для совместных вкладов молодых европейцев в мероприятия Союза по оказанию гуманитарной помощи, создается Европейский добровольный корпус гуманитарной помощи. Европейский парламент и Совет, постановляя посредством регламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой, устанавливают его статус и порядок его функционирования.
6. Комиссия может выступать с любыми инициативами, полезными для содействия координации мероприятий Союза и государств-членов, с целью усилить эффективность и взаимодополняемость существующих в Союзе и на национальном уровне механизмов гуманитарной помощи.
7. Союз заботится о том, чтобы его гуманитарные мероприятия были скоординированы и согласованы с гуманитарными мероприятиями международных организаций и учреждений, в частности тех, которые входят в систему Организации Объединенных Наций <389>.
--------------------------------
<389> Программа добровольцев ООН (ДООН), Программа развития ООН (ПРООН), Детский фонд, другие программы и фонды ООН; Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), другие региональные и специальные комиссии ООН; международные организации, являющиеся специализированными учреждениями ООН: Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединенных наций (ФАО), Международный валютный фонд (МВФ) и т.д. - Прим. перев.
РАЗДЕЛ IV. ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ
Статья 215
(бывшая статья 188 K)
1. Когда решение, принятое в соответствии с главой 2 раздела V Договора о Европейском союзе <390>, предусматривает полное или частичное приостановление или сокращение экономических и финансовых отношений с одной или несколькими третьими странами, Совет, постановляя квалифицированным большинством по совместному предложению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности и Комиссии, принимает необходимые меры. Совет информирует о них Европейский парламент.
--------------------------------
<390> Глава 2 "Специальные положения об общей внешней политике и политике безопасности" раздела V "Общие положения о внешнеполитической деятельности Союза и специальные положения об общей внешней политике и политике безопасности". - Прим. перев.
2. Когда это предусмотрено решением, принятым в соответствии с главой 2 раздела V Договора о Европейском союзе, Совет согласно указанной в параграфе 1 процедуре может принимать ограничительные меры против физических или юридических лиц, групп или негосударственных образований.
3. Акты, предусмотренные в настоящей статье, должны содержать необходимые положения в сфере правовых гарантий <391>.
--------------------------------
<391> См.: Декларацию в отношении статей 61 H и 188 K Договора о функционировании Европейского союза - Декларация N 25 (раздел IV настоящего издания). - Прим. перев.
РАЗДЕЛ V. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
Статья 216
(бывшая статья 188 L)
1. Союз может заключать соглашения с одной или несколькими третьими странами или международными организациями, когда это предусматривают Договоры, а также в тех случаях, когда заключение соглашения либо является необходимым для достижения в рамках политики Союза одной из целей, указанных Договорами, либо предусмотрено в юридически обязательном акте Союза, либо способно затрагивать общие правила или изменять их действие <392>.
--------------------------------
<392> См. примечание к параграфу 2 статьи 3. - Прим. перев.
2. Соглашения, заключенные Союзом, имеют обязательную силу для институтов Союза и для государств-членов.
Статья 217
(бывшая статья 188 M)
Союз может заключать с одной или несколькими третьими странами или международными организациями соглашения о создании ассоциации, характеризующейся взаимными правами и обязанностями, совместными действиями и особыми процедурами.
Статья 218
(бывшая статья 188 N)
1. Без ущерба специальным положениям статьи 207 ведение переговоров и заключение соглашений между Союзом и третьими странами или международными организациями осуществляется согласно нижеуказанной процедуре.
2. Совет санкционирует открытие переговоров, принимает директивы по ведению переговоров, санкционирует подписание соглашений и заключает их.
3. Комиссия либо Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности - в случаях, когда намеченное соглашение исключительно или преимущественно относится к сфере общей внешней политики и политики безопасности, представляют рекомендации Совету, который принимает решение, санкционирующее открытие переговоров и назначающее, в зависимости от предмета намеченного соглашения, представителя Союза на переговорах или руководителя переговорной группы Союза.
4. Совет может направлять директивы в адрес представителя на переговорах и назначать специальный комитет, в консультации с которым должны проводиться переговоры.
5. Совет по предложению представителя на переговорах принимает решение, санкционирующее подписание соглашения и, при необходимости, его временное применение до вступления в силу.
6. Совет по предложению представителя на переговорах принимает решение о заключении соглашения.
Кроме тех случаев, когда соглашение относится исключительно к сфере общей внешней политики и политики безопасности, Совет принимает решение о заключении соглашения:
a) после одобрения Европейского парламента в следующих случаях:
i) соглашения об ассоциации;
ii) соглашения о присоединении Союза к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;
iii) соглашения, которые при организации процедур сотрудничества учреждают особый институциональный механизм <393>;
--------------------------------
<393> "Особый институциональный механизм" - совместные органы, состоящие из уполномоченных представителей Европейского союза и других сторон соглашения, например, Совет сотрудничества и Комитет парламентского сотрудничества, которые были предусмотрены Соглашением о партнерстве и сотрудничестве с Россией 1994 г. - Прим. перев.
iv) соглашения, имеющие значительные бюджетные последствия для Союза;
v) соглашения, распространяющие действие на сферы, в отношении которых применяется обычная законодательная процедура или специальная законодательная процедура, когда требуется одобрение Европейского парламента.
В экстренных случаях Европейский парламент и Совет по взаимному согласию могут устанавливать срок для дачи одобрения;
b) после консультации с Европейским парламентом в остальных случаях. Европейский парламент выносит свое заключение в течение срока, который может быть установлен Советом в зависимости от неотложности вопроса. При отсутствии заключения в рамках этого срока Совет может принимать решение.
7. В отступление от параграфов 5, 6 и 9 Совет при заключении соглашения может уполномочить представителя на переговорах одобрять от имени Союза изменения в соглашение, когда последнее предусматривает, что данные изменения должны приниматься по упрощенной процедуре либо инстанцией, созданной упомянутым соглашением. Совет может сопроводить предоставление этого полномочия особыми условиями.
8. На всем протяжении процедуры Совет постановляет квалифицированным большинством.
Однако он постановляет единогласно, когда соглашение относится к сфере, в отношении которой единогласие требуется для принятия акта Союза, а также применительно к соглашениям об ассоциации и к указанным в статье 212 соглашениям с государствами-кандидатами на присоединение. Аналогичным образом Совет постановляет единогласно применительно к соглашению о присоединении Союза к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; решение о заключении данного соглашения вступает в силу после одобрения государствами-членами в соответствии с конституционными правилами каждого из них.
9. Совет по предложению Комиссии или Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности принимает решения о приостановлении применения соглашения и об установлении позиций, которые должны быть выражены от имени Союза в рамках учрежденной соглашением инстанции, когда эта инстанция призвана издавать акты, обладающие юридическими последствиями, за исключением актов, изменяющих или дополняющих институциональный механизм соглашения.
10. Европейский парламент незамедлительно и в полной мере информируется на всех этапах процедуры.
11. Государство-член, Европейский парламент, Совет или Комиссия могут получать заключение Суда о соответствии намеченного соглашения Договорам. В случае отрицательного заключения Суда намеченное соглашение не может вступить в силу, если только в него не будут внесены изменения или не будет произведен пересмотр Договоров <394>.
--------------------------------
<394> См.: Декларация в отношении статьи 188 N Договора о функционировании Европейского союза по поводу ведения переговоров и заключения государствами-членами международных соглашений, касающихся пространства свободы, безопасности и правосудия - Декларация N 36. - Прим. перев.
Статья 219
(бывшая статья 188 O)
1. В отступление от статьи 218 Совет по рекомендации Европейского центрального банка либо по рекомендации Комиссии и после проведения консультации с Европейским центральным банком в целях достижения консенсуса, соответствующего цели стабильности цен, может заключать формальные соглашения о системе валютных курсов евро по отношению к денежным единицам третьих государств. Совет постановляет единогласно после консультации с Европейским парламентом и в соответствии с процедурой, предусмотренной в параграфе 3.
Совет по рекомендации Европейского центрального банка либо по рекомендации Комиссии и после проведения консультации с Европейским центральным банком в целях достижения консенсуса, соответствующего цели стабильности цен, может принимать, изменять или отменять центральные курсы евро в системе валютных курсов. Председатель Совета информирует Европейский парламент о принятии, изменении или отмене центральных курсов евро.
2. При отсутствии предусмотренной в параграфе 1 системы валютных курсов евро по отношению к одной или нескольким денежным единицам третьих государств Совет по рекомендации Комиссии и после консультации с Европейским центральным банком либо по рекомендации Европейского центрального банка может формулировать общие ориентиры политики валютных курсов по отношению к подобным денежным единицам. Данные общие ориентиры не наносят ущерба главной цели ЕСЦБ - поддержанию стабильности цен.
3. В отступление от статьи 218, если предметом переговоров между Союзом и одним или несколькими третьими государствами или международными организациями должны выступить соглашения по вопросам режима денежного обращения или режима валютных операций, то Совет по рекомендации Комиссии и после консультации с Европейским центральным банком определяет условия проведения переговоров и заключения подобных соглашений. Данные условия должны обеспечить выражение Союзом единой позиции. Комиссия в полной мере привлекается к участию в переговорах.
4. Без ущерба компетенции и соглашениям Союза в сфере экономического и валютного союза государства-члены могут вести переговоры в международных инстанциях и заключать международные соглашения.
РАЗДЕЛ VI. ОТНОШЕНИЯ СОЮЗА С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
И ТРЕТЬИМИ СТРАНАМИ. ДЕЛЕГАЦИИ СОЮЗА
Статья 220
(бывшая статья 188 P)
1. Союз устанавливает любое полезное сотрудничество с органами Организации Объединенных Наций и ее специализированными учреждениями, с Советом Европы, с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе и с Организацией экономического сотрудничества и развития.
Союз также поддерживает уместные взаимосвязи с другими международными организациями.
2. Претворение в жизнь настоящей статьи возлагается на Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности и на Комиссию.
Статья 221
(бывшая статья 188 Q)
1. Делегации Союза в третьих странах и при международных организациях обеспечивают представительство Союза.
2. Делегации Союза подчиняются Верховному представителю Союза по иностранным делам и политике безопасности. Они действуют в тесном сотрудничестве с дипломатическими и консульскими миссиями государств-членов.
РАЗДЕЛ VII. УСЛОВИЕ СОЛИДАРНОСТИ
Статья 222
(бывшая статья 188 R)
1. Союз и его государства-члены действуют совместно в духе солидарности, если одно из государств-членов подвергается террористической атаке либо становится жертвой катастрофы, вызванной природными факторами или человеком. Союз мобилизует все имеющиеся у него инструменты, в том числе предоставленные в его распоряжение государствами-членами военные средства, с целью:
a) - предотвратить террористическую угрозу на территории государств-членов;
- защитить демократические институты и гражданское население от возможной террористической атаки;
- оказать содействие государству-члену на его территории по просьбе его политических органов в случае террористической атаки;
b) оказать содействие государству-члену на его территории по просьбе его политических органов в случае катастрофы, вызванной природными факторами или человеком.
2. Если одно из государств-членов подвергается террористической атаке либо становится жертвой катастрофы, вызванной природными факторами или человеком, то другие государства-члены оказывают ему содействие по просьбе его политических органов. С этой целью государства-члены координируют свои шаги в рамках Совета.
3. Порядок реализации Союзом настоящего условия солидарности определяется решением, принимаемым Советом по совместному предложению Комиссии и Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности. Когда такое решение имеет последствия в сфере обороны, Совет постановляет в соответствии с параграфом 1 статьи 31 Договора о Европейском союзе. Европейский парламент подлежит информированию.
В рамках настоящего параграфа и без ущерба статье 240 Совету помогают Комитет по вопросам политики и безопасности при поддержке структур, развернутых в рамках общей политики безопасности и обороны, и комитет, предусмотренный в статье 71, которые в случае необходимости, представляют ему совместные заключения.
4. Чтобы обеспечить Союзу и его государствам-членам возможность действовать эффективным образом, Европейский совет проводит регулярную оценку угроз, с которыми сталкивается Союз <395>.
--------------------------------
<395> См.: Декларацию в отношении статьи 188 R Договора о функционировании Европейского союза - Декларацию N 37. - Прим. перев.
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Раздел I. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ИНСТИТУТЫ
Отдел 1. ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ
Статья 223
(бывшая статья 190)
1. Европейский парламент разрабатывает проект по установлению необходимых положений с целью обеспечить возможность избрания его членов всеобщим прямым голосованием согласно единообразной процедуре во всех государствах-членах либо в соответствии с принципами, общими для всех государств-членов.
Совет, постановляя единогласно в соответствии со специальной законодательной процедурой и после одобрения Европейского парламента, выносящего свое решение большинством членов, входящих в его состав, устанавливает необходимые положения. Эти положения вступают в силу после одобрения государствами-членами в соответствии с конституционными правилами каждого из них.
2. Европейский парламент, постановляя посредством регламентов по своей собственной инициативе в соответствии со специальной законодательной процедурой, после получения заключения Комиссии и с одобрения Совета, устанавливает статус и общие условия осуществления функций своих членов. Любые правила или условия, которые относятся к налоговому режиму действующих или бывших членов, требуют единогласия в рамках Совета.
Статья 224
(бывшая статья 191)
Европейский парламент и Совет, постановляя посредством регламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой, устанавливают статус политических партий на европейском уровне, предусмотренных в параграфе 4 статьи 10 Договора о Европейском союзе, и, в частности, правила в отношении их финансирования.
Статья 225
(бывшая статья 192)
Европейский парламент большинством членов, входящих в его состав, может запрашивать Комиссию о представлении любого соответствующего предложения по вопросам, которые, по мнению Европейского парламента, требуют подготовки акта Союза с целью претворения в жизнь Договоров. Если Комиссия не представляет предложение, то она сообщает Европейскому парламенту о причинах такого шага.
Статья 226
(бывшая статья 193)
При выполнении своих задач Европейский парламент по запросу одной четверти членов, входящих в его состав, может образовывать временную следственную комиссию для того, чтобы без ущерба полномочиям, предоставленным Договорами другим институтам или органам, проверить утверждения о предположительно имевшем место правонарушении или нарушении порядка управления в ходе применения права Союза - кроме случаев, когда утверждаемые факты выступают предметом судебного разбирательства и до тех пор, пока не окончилась судебная процедура.
Временная следственная комиссия завершает свою деятельность представлением доклада.
Европейский парламент, постановляя посредством регламентов по своей собственной инициативе в соответствии со специальной законодательной процедурой, после одобрения Совета и Комиссии, устанавливает порядок осуществления права на расследование.
Статья 227
(бывшая статья 194)
Каждый гражданин Союза, а также каждое физическое или юридическое лицо, проживающее или имеющее свой юридический адрес в государстве-члене, вправе представлять в индивидуальном порядке или совместно с другими гражданами или лицами петицию Европейскому парламенту по вопросу, который относится к сферам деятельности Союза и непосредственно его затрагивает <396>.
--------------------------------
<396> "Его затрагивает" - имеется в виду автор (авторы) петиции. - Прим. перев.
Статья 228
(бывшая статья 195)
1. Европейский омбудсмен, избираемый Европейским парламентом, уполномочен получать от каждого гражданина Союза либо от каждого физического или юридического лица, проживающего или имеющего свой юридический адрес в государстве-члене, жалобы в отношении случаев нарушения порядка управления в деятельности институтов, органов или учреждений Союза, кроме Суда Европейского союза при осуществлении им своих юрисдикционных функций. Он расследует эти жалобы и составляет по ним доклады.
В соответствии со своей задачей омбудсмен по своей собственной инициативе либо на основании жалоб, представленных ему непосредственно или через члена Европейского парламента, проводит расследования, которые считает обоснованными, если только утверждаемые факты не являются или не являлись объектом судебной процедуры. Если омбудсмен констатировал случай нарушения порядка управления, то он обращается к соответствующим институтам, органам или учреждениям, которые располагают трехмесячным сроком на представление ему своего заключения. Омбудсмен затем направляет доклад Европейскому парламенту и соответствующему институту, органу или учреждению.
Лицо, обратившееся с жалобой, информируется о результате этих расследований. Обмудсмен ежегодно представляет Европейскому парламенту отчет о результатах своих расследований.
2. Омбудсмен избирается после каждых выборов в Европейский парламент на срок легислатуры <397>. Его полномочия могут возобновляться.
--------------------------------
<397> "Срок легислатуры" - срок полномочий Европейского парламента (5 лет). - Прим. перев.
Суд по ходатайству Европейского парламента может объявить об отставке омбудсмена, если последний более не отвечает условиям, необходимым для осуществления своих функций, или совершил серьезный проступок.
3. Омбудсмен осуществляет свои функции полностью независимо. При выполнении своих обязанностей он не запрашивает и не принимает инструкции ни от какого правительства, института, органа или учреждения. На протяжении срока осуществления своих функций омбудсмен не может заниматься никакой иной профессиональной деятельностью, оплачиваемой или нет.
4. Европейский парламент, постановляя посредством регламентов по своей собственной инициативе в соответствии со специальной законодательной процедурой, после получения заключения Комиссии и с одобрения Совета, устанавливает статус и общие условия осуществления функций омбудсмена.
Статья 229
(бывшая статья 196)
Европейский парламент проводит одну ежегодную сессию. Он собирается без специального решения о созыве во второй вторник марта.
Европейский парламент может собираться на внеочередные периоды заседаний по требованию большинства членов, входящих в его состав, по требованию Совета или Комиссии <398>.