<398> В соответствии с толкованием, данным Судом Европейских сообществ этой статье, Европейский парламент официально находится на сессии в течение целого года (решение Суда от 10 июля 1986 г. по делу 149/85 "Вибо (Wybot) против Фора (Faure)").
Согласно установившейся практике ежегодные сессии Европейского парламента подразделяются на ежемесячные интервалы, в рамках которых последний проводит свои пленарные заседания. Данные отрезки времени обозначаются термином "периоды заседаний" (фр.: periodes de sessions; англ.: part-sessions). Положения второго абзаца настоящей статьи позволяют проводить дополнительные (внеочередные) заседания Европейского парламента, не предусмотренные ежегодным планом его работы.
См. также Протокол об установлении местонахождений институтов, некоторых органов, учреждений и служб Европейского союза (раздел II настоящего издания). Подробнее см.: Commentaire article par article des traites UE et CE / Sous la direction de Philippe Leger. Bule - Geneve - Munich: Helblich&Lichtenhahn, Dalloz, Bruyant, 2000. P. 1509 - 1510. - Прим. перев.
Статья 230
(бывшая статья 197)
Комиссия может присутствовать на всех заседаниях и заслушивается по ее просьбе.
Комиссия в устной или письменной форме отвечает на вопросы, которые задаются ей Европейским парламентом или его членами.
Европейский совет и Совет заслушивается Европейским парламентом согласно условиям, предусмотренным внутренними регламентами Европейского совета и Совета.
Статья 231
(бывшая статья 198)
Европейский парламент постановляет большинством поданных голосов, если иное не предусмотрено Договорами.
Внутренний регламент фиксирует кворум.
Статья 232
(бывшая статья 199)
Европейский парламент принимает свой внутренний регламент большинством членов, входящих в его состав.
Акты Европейского парламента публикуются согласно условиям, предусмотренным Договорами и этим регламентом.
Статья 233
(бывшая статья 200)
Европейский парламент на открытом заседании проводит обсуждение ежегодного общего доклада, представляемого ему Комиссией.
Статья 234
(бывшая статья 201)
Если на рассмотрение Европейского парламента вносится предложение о выражении недоверия по поводу ведения дел Комиссией, то Европейский парламент может принимать решение по этому предложению не ранее трех дней после его внесения и только открытым голосованием.
Если вотум недоверия принят большинством в две трети поданных голосов и большинством членов, входящих в состав Европейского парламента, то члены Комиссии обязаны коллективно уйти в отставку со своих должностей, а Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности обязан уйти в отставку с должности, которую он занимает в рамках Комиссии. Они остаются на своих постах и продолжают решать текущие дела вплоть до их замены в соответствии со статьей 17 Договора о Европейском союзе. В таком случае полномочия членов Комиссии, назначенных для их замены, истекают в день, когда должны были бы истечь полномочия членов Комиссии, вынужденных коллективно уйти в отставку со своих должностей.
Отдел 2. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ
Статья 235
(бывшая статья 201bis)
1. В случае голосования каждому члену Европейского совета может делегироваться право голоса со стороны не более одного из других членов.
Параграф 4 статьи 16 Договора о Европейском союзе и параграф 2 статьи 238 настоящего Договора применяются к Европейскому совету, когда он постановляет квалифицированным большинством. Когда Европейский совет принимает свои акты путем голосования, в голосовании не принимают участия его Председатель и Председатель Комиссии.
Наличие воздержавшихся среди членов, присутствующих лично или действующих через представителя, не является препятствием для принятия актов Европейского совета, которые требуют единогласия.
2. Председатель Европейского парламента может приглашаться для заслушивания Европейским советом.
3. Европейский совет постановляет простым большинством по процедурным вопросам, а также при принятии своего внутреннего регламента.
4. Европейскому совету оказывает содействие Генеральный секретариат Совета.
Статья 236
(бывшая статья 201ter)
Европейский совет принимает квалифицированным большинством:
a) решение, устанавливающее перечень других формаций Совета помимо тех, которые предусмотрены в параграфе 6 статьи 16 Договора о Европейском союзе;
b) решение о председательстве в формациях Совета, кроме формации по иностранным делам, в соответствии с параграфом 9 статьи 16 Договора о Европейском союзе.
Отдел 3. СОВЕТ
Статья 237
(бывшая статья 204)
Совет созывается на заседания его Председателем по инициативе последнего, по инициативе одного из членов Совета или по инициативе Комиссии.
Статья 238
(бывшая статья 205)
1. При принятии актов <399>, которые требуют простого большинства, Совет постановляет большинством членов, входящих в его состав.
--------------------------------
<399> См. примечание к статье 150. - Прим. перев.
2. В отступление от параграфа 4 статьи 16 Договора о Европейском союзе и при соблюдении положений, установленных Протоколом о переходных положениях <400>, когда Совет не постановляет по предложению Комиссии или Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, квалифицированное большинство с 1 ноября 2014 г. определяется как не менее 72% членов Совета, представляющих государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения Союза <401>.
--------------------------------
<400> См. раздел II настоящего издания. - Прим. перев.
<401> См.: Протокол относительно решения Совета о реализации параграфа 4 статьи 16 Договора о Европейском союзе и параграфа 2 статьи 238 Договора о функционировании Европейского союза между 1 ноября 2014 г. и 31 марта 2017 г., с одной стороны, и с 1 апреля 2017 г., с другой стороны (раздел II настоящего издания) и Декларация в отношении параграфа 4 статьи 9 C Договора о Европейском союзе и параграфа 2 статьи 205 Договора о функционировании Европейского союза - Декларация N 7 (раздел IV настоящего издания). - Прим. перев.
3. При соблюдении положений, установленных Протоколом о переходных положениях, в случаях, когда согласно Договорам не все члены Совета принимают участие в голосовании <402>, квалифицированное большинство с 1 ноября 2014 г. определяется следующим образом:
--------------------------------
<402> Имеются в виду случаи, когда не все члены Совета вправе участвовать в голосовании (например, акты в области продвинутого сотрудничества, некоторые акты по вопросам экономической и денежной политики, обязательные только для государств-членов, перешедших на евро). - Прим. перев.
a) квалифицированное большинство определяется как не менее 55% членов Совета, представляющих участвующие государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения этих государств.
Блокирующее меньшинство должно, по крайней мере, включать минимальное число членов Совета, представляющих свыше 35% населения участвующих государств-членов, плюс один член; в противном случае квалифицированное большинство считается достигнутым;
b) в отступление от пункта "a", когда Совет не постановляет по предложению Комиссии или Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, квалифицированное большинство определяется как не менее 72% членов Совета, представляющих участвующие государства-члены, в которых сосредоточено не менее 65% населения этих государств.
4. Наличие воздержавшихся среди членов, присутствующих лично или действующих через представителя, не является препятствием для принятия актов Совета, которые требуют единогласия.
Статья 239
(бывшая статья 206)
В случае голосования каждому члену Совета может делегироваться право голоса со стороны не более одного из других членов.
Статья 240
(бывшая статья 207)
1. Комитет в составе постоянных представителей правительств государств-членов отвечает за подготовку работы Совета и за исполнение поручений, которые даются ему Советом. Комитет может принимать процедурные решения в случаях, предусмотренных внутренним регламентом Совета.
2. При Совете состоит Генеральный секретариат под руководством Генерального секретаря, назначаемого Советом.
Совет простым большинством принимает решение об организации Генерального секретариата.
3. Совет постановляет простым большинством по процедурным вопросам, а также при принятии своего внутреннего регламента.
Статья 241
(бывшая статья 208)
Совет, постановляя простым большинством, может запрашивать Комиссию о проведении любых исследований, которые он считает уместными для реализации общих целей <403>, и о представлении ему любых соответствующих предложений. Если Комиссия не представляет предложение, то она сообщает Совету о причинах такого шага.
--------------------------------
<403> Целей, общих для всего Европейского союза, прежде всего, целей, которые предусмотрены в Договорах (статья 3 Договора о Европейском союзе и др.). - Прим. перев.
Статья 242
(бывшая статья 209)
Совет, постановляя простым большинством, устанавливает после консультации с Комиссией статус комитетов, предусмотренных Договорами <404>.
--------------------------------
<404> Консультативный комитет по вопросам транспорта (статья 99 настоящего Договора), Экономический и финансовый комитет (статья 134), Комитет по вопросам занятости (статья 150), Комитет по социальной защите (статья 160) и др.
К числу комитетов в значении настоящей статьи не относятся Экономический и социальный комитет и Комитет регионов - консультативные органы Европейского союза, которые самостоятельно фиксируют правила своей деятельности. Совет определяет только их состав и порядок формирования. См. статьи 300 - 307. - Прим. перев.
Статья 243
(бывшая статья 210)
Совет устанавливает оклады, надбавки и пенсии Председателя Европейского совета, Председателя Комиссии, Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, членов Комиссии, председателей, членов и секретарей Суда Европейского союза, а также Генерального секретаря Совета. Кроме того, он устанавливает любые пособия, выплачиваемые этим лицам вместо заработной платы.
Отдел 4. Комиссия
Статья 244
(бывшая статья 211bis)
В соответствии с параграфом 5 статьи 17 Договора о Европейском союзе члены Комиссии отбираются по системе ротации, которую единогласно устанавливает Европейский совет исходя из следующих принципов:
а) государства-члены подвергаются обращению на основе строгого равенства в целях определения порядка очередности и времени присутствия их граждан в Комиссии; соответственно, разность между общим числом сроков полномочий, отведенных гражданам любой заданной пары государств-членов, никогда не может превышать единицы <405>;
--------------------------------
<405> Например, если в период с 2014 по 2034 г. граждане ФРГ присутствуют в двух составах Комиссии (2014 - 2019 гг. и 2029 - 2034 гг.), то в аналогичный период граждане Франции или любого другого государства-члены должны присутствовать как минимум в одном, но не более чем в трех составах Комиссии. - Прим. перев.
b) при соблюдении пункта "a" каждая из сменяющих друг друга Комиссий формируется таким образом, чтобы в удовлетворительной степени отражать демографический и географический диапазон всех государств-членов.
Статья 245
(бывшая статья 213)
Члены Комиссии воздерживаются от любых действий, не совместимых с характером их функций. Государства-члены соблюдают их независимость и не стремятся оказывать на них влияние при исполнении ими своих задач.
На протяжении срока осуществления своих функций члены Комиссии не могут заниматься никакой иной профессиональной деятельностью, оплачиваемой или нет. При вступлении в должность они берут на себя торжественное обязательство на протяжении срока осуществления своих функций и после прекращения таковых соблюдать обязанности, вытекающие из их поста, в частности, обязанность проявлять порядочность и осторожность в том, что касается принятия некоторых должностей или выгод после прекращения своих функций <406>. В случае нарушения этих обязанностей Суд по ходатайству Совета, постановляющего простым большинством, или по ходатайству Комиссии может, в зависимости от обстоятельств, вынести решение о принудительной отставке согласно условиям статьи 247 либо о лишении заинтересованного лица права на пенсию или других заменяющих ее льгот.
--------------------------------
<406> Имеется в виду, в частности, поступление бывшего члена Комиссии на работу в коммерческие организации, предпринимательские союзы, в занимающиеся лоббированием на европейском уровне "группы интересов", а также в любые другие структуры, которые могли бы использовать его знания и связи, приобретенные за время пребывания в составе Комиссии. - Прим. перев.
Статья 246
(бывшая статья 215)
Кроме периодического обновления и смерти, функции членов Комиссии прекращаются в индивидуальном порядке путем добровольной или принудительной отставки.
Ушедший в отставку или скончавшийся член заменяется на оставшийся срок полномочий новым членом с аналогичным национальным гражданством, которого назначает Совет по общему согласию с Председателем Комиссии, после консультации с Европейским парламентом и в соответствии с критериями, предусмотренными во втором абзаце параграфа 3 статьи 17 Договора о Европейском союзе.
Совет, постановляя единогласно по предложению Председателя Комиссии, может принять решение о нецелесообразности производить замену, особенно когда оставшийся срок полномочий члена Комиссии является коротким.
В случае добровольной отставки, принудительной отставки или смерти Председатель заменяется на оставшийся срок полномочий. К его замене подлежит применению процедура, предусмотренная в первом абзаце параграфа 7 статьи 17 Договора о Европейском союзе.
В случае добровольной отставки, принудительной отставки или смерти Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности заменяется на оставшийся срок полномочий в соответствии с параграфом 1 статьи 18 Договора о Европейском союзе.
В случае добровольной отставки всех членов Комиссии они остаются на своих постах и продолжают решать текущие дела вплоть до их замены на оставшийся срок полномочий в соответствии со статьей 17 Договора о Европейском союзе.
Статья 247
(бывшая статья 216)
Любой член Комиссии, если он более не отвечает условиям, необходимым для осуществления своих функций, или совершил серьезный проступок, может быть отправлен в отставку Судом по ходатайству Совета, постановляющего простым большинством, или по ходатайству Комиссии.
Статья 248
(бывшая статья 217)
Без ущерба параграфу 4 статьи 18 Договора о Европейском союзе обязанности, возлагаемые на Комиссию, структурируются и распределяются между ее членами Председателем в соответствии с параграфом 6 статьи 17 упомянутого Договора. Председатель в течение срока полномочий Комиссии может перераспределять эти обязанности. Члены Комиссии осуществляют функции, возложенные на них Председателем, под руководством последнего.
Статья 249
(бывшая статья 218)
1. Комиссия принимает свой внутренний регламент с целью обеспечить собственное функционирование и функционирование своих служб. Она обеспечивает опубликование этого регламента.
2. Комиссия ежегодно, не позднее чем за месяц до открытия сессии Европейского парламента, публикует общий доклад о деятельности Союза.
Статья 250
(бывшая статья 219)
Акты Комиссии принимаются большинством ее членов.
Ее внутренний регламент фиксирует кворум.
Отдел 5. СУД ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Статья 251
(бывшая статья 221)
Суд <407> заседает в рамках палат или Большой палаты в соответствии с правилами, предусмотренными с этой целью Статутом Суда Европейского союза <408>.
--------------------------------
<407> Понятия "Суд" и "Суд Европейского союза" не являются синонимами. Последний термин обозначает всю систему судебных инстанций Европейского союза, включающую Суд (высшее звено), Трибунал и специализированные трибуналы. См. параграф 1 статьи 19 Договора о Европейском союзе. - Прим. перев.
<408> См.: Протокол о Статуте Суда Европейского союза (раздел II настоящего издания). - Прим. перев.
Когда это предусмотрено Статутом, Суд также может заседать на пленуме.
Статья 252
(бывшая статья 222)
Суду оказывают содействие восемь генеральных адвокатов. По запросу Суда Совет, постановляя единогласно, может увеличить число генеральных адвокатов <409>.
--------------------------------
<409> См.: Декларация в отношении статьи 222 Договора о функционировании Европейского союза о числе генеральных адвокатов в Суде - Декларация N 38 (раздел IV настоящего издания). - Прим. перев.
Роль генерального адвоката состоит в том, чтобы публично, с полной беспристрастностью и полной независимостью, представлять мотивированные заключения по делам, которые в соответствии со Статутом Суда Европейского союза требуют его участия.
Статья 253
(бывшая статья 223)
Судьи и генеральные адвокаты Суда, отбираемые из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости, которые отвечают условиям, требуемым для занятия высших судебных должностей в своих соответствующих странах, или являются знатоками права <410> с общепризнанной компетентностью, назначаются по общему согласию правительствами государств-членов на шесть лет после консультации с комитетом, предусмотренным в статье 255.
--------------------------------
<410> Дословно: юрисконсультами. Данный термин (от лат. jurisconsultus) в отличие от значения, придаваемого ему в нашей стране (юрист-консультант), подразумевает крупных специалистов в области права, ученых-правоведов, известных своим вкладом в юридическую науку. См.: Cornu G. Vocabulaire juridique. 4e edition. Paris: Quadrige / Puf, 2003. P. 508. - Прим. перев.
Частичное обновление состава судей и генеральных адвокатов происходит каждые три года на условиях, предусмотренных Статутом Суда Европейского союза.
Судьи избирают из своего состава Председателя Суда сроком на три года. Его полномочия могут возобновляться.
Судьи и генеральные адвокаты, чьи полномочия истекли, могут быть назначены вновь.
Суд назначает своего Секретаря и устанавливает его статус.
Суд устанавливает свой процессуальный регламент. Данный регламент подлежит одобрению Совета.
Статья 254
(бывшая статья 224)
Число судей Трибунала устанавливается Статутом Суда Европейского союза. Статутом может быть предусмотрено, что Трибуналу оказывают содействие генеральные адвокаты.
Члены Трибунала отбираются из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости и обладающих качествами, требуемыми для занятия высоких судебных должностей. Они назначаются по общему согласию правительствами государств-членов на шесть лет после консультации с комитетом, предусмотренным в статье 255. Частичное обновление происходит каждые три года.
Члены, чьи полномочия истекли, могут быть назначены вновь.
Судьи избирают из своего состава Председателя Трибунала сроком на три года. Его полномочия могут возобновляться.
Трибунал назначает своего Секретаря и устанавливает его статус.
Трибунал с согласия Суда устанавливает свой процессуальный регламент. Данный регламент подлежит одобрению Совета.
Если иное не предусмотрено Статутом Суда Европейского союза, то положения Договоров, относящиеся к Суду, подлежат применению к Трибуналу.
Статья 255
(бывшая статья 224bis)
Учреждается комитет с целью давать заключение о пригодности кандидатов для занятия должности судьи и генерального адвоката Суда и Трибунала перед тем, как правительства государств-членов произведут назначения в соответствии со статьями 253 и 254.
В состав комитета входят семь лиц, отбираемых из числа бывших членов Суда и Трибунала, членов верховных национальных судов и юристов с общепризнанной компетентностью, одного из которых предлагает Европейский парламент. Совет принимает решение, устанавливающее правила функционирования данного комитета, а также решение о назначении его членов. Совет постановляет по инициативе Председателя Суда.
Статья 256
(бывшая статья 225)
1. Трибунал полномочен рассматривать по первой инстанции иски, предусмотренные в статьях 263, 265, 268, 270 и 272, за исключением тех, которые переданы в юрисдикцию специализированных трибуналов, создаваемых на основании статьи 257, и тех, которые Статут резервирует для Суда. Статутом может быть предусмотрено, что Трибунал обладает полномочиями в отношении других категорий исков.
Решения, выносимые Трибуналом согласно настоящему параграфу, могут служить предметом обжалования в Суде, которое ограничено вопросами права, на условиях и в пределах, предусмотренных Статутом.
2. Трибунал полномочен рассматривать жалобы, которые подаются на решения специализированных трибуналов.
Решения, выносимые Трибуналом согласно настоящему параграфу, в порядке исключения могут подвергаться пересмотру Судом на условиях и в пределах, предусмотренных Статутом, в случае наличия серьезной угрозы нанесения ущерба единству или внутренней согласованности права Союза.
3. В специальных областях, определяемых Статутом, Трибунал полномочен рассматривать преюдициальные вопросы, которые представляются согласно статье 267.
Когда, по мнению Трибунала, дело требует решения принципиального характера, которое способно затрагивать единство или внутреннюю согласованность права Союза, он может передать дело на разрешение Суда.
Решения, выносимые Трибуналом по преюдициальным вопросам, в порядке исключения могут подвергаться пересмотру Судом на условиях и в пределах, предусмотренных Статутом, в случае наличия серьезной угрозы нанесения ущерба единству или внутренней согласованности права Союза.
Статья 257
(бывшая статья 225 A)
Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, могут создавать при Трибунале специализированные трибуналы, на которые возлагается рассмотрение по первой инстанции некоторых категорий исков, подаваемых в специальных областях. Европейский парламент и Совет постановляют посредством регламентов по предложению Комиссии и после консультации с Судом либо по запросу Суда и после консультации с Комиссией <411>.
--------------------------------
<411> Возможность создания специализированных трибуналов была впервые предусмотрена Ниццким договором 2001 г., внесшим соответствующие поправки в Договор об учреждении Европейского сообщества (отныне: Договор о функционировании Европейского союза). На момент подписания Лиссабонского договора 2007 г. функционировал один подобный трибунал - Трибунал по делам публичной службы Европейского союза (фр.: Tribunal de la fonction publique de l'Union europeenne). Он был создан на основании Решения 2004/752/ЕС/Евратом Совета от 2 ноября 2004 г. об учреждении Трибунала по делам публичной службы Европейского союза (JO L 333 du 9.11.2004, P. 7).
Статус Трибунала по делам публичной службы определен в приложении к Протоколу о Статуте Суда Европейского союза (раздел II настоящего издания). - Прим. перев.
Регламент о создании специализированного трибунала устанавливает правила в отношении состава этого трибунала и четко определяет объем предоставляемых ему полномочий.
Решения специализированных трибуналов могут служить предметом обжалования в Трибунале, которое ограничено вопросами права, либо - если это предусмотрено регламентом о создании специализированного трибунала - предметом апелляции в Трибунал, которая относится и к вопросам факта.
Члены специализированных трибуналов отбираются из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости и обладающих качествами, требуемыми для занятия судебных должностей. Они назначаются Советом единогласно.
Специализированные трибуналы с согласия Суда устанавливают свои процессуальные регламенты. Данные регламенты подлежат одобрению Совета.
Если иное не предусмотрено регламентом о создании специализированного трибунала, то положения Договоров, относящиеся к Суду Европейского союза, и положения Статута Суда Европейского союза применяются к специализированным трибуналам. Раздел I Статута и его статья 64 применяются к специализированным трибуналам при любых обстоятельствах.
Статья 258
(бывшая статья 226)
Если, по мнению Комиссии, государство-член не выполнило какую-либо из обязанностей, возложенных на него согласно Договорам, то Комиссия выносит мотивированное заключение по данному вопросу, предварительно дав возможность этому государству представить свои замечания.
Если заинтересованное государство не приведет себя в соответствие с упомянутым заключением в пределах срока, установленного Комиссией, то последняя может обратиться в Суд Европейского союза.
Статья 259
(бывшая статья 227)
Каждое из государств-членов может обратиться в Суд Европейского союза, если считает, что другое государство-член не выполнило какую-либо из обязанностей, возложенных на него согласно Договорам.
До того, как одно государство-член подаст против другого государства-члена иск на основании предполагаемого нарушения последним обязанностей, возложенных на него согласно Договорам, первое государство-член должно обратиться с этим вопросом в Комиссию.
Комиссия выносит мотивированное заключение, предварительно дав возможность заинтересованным государствам представить в порядке состязательного производства свои письменные и устные замечания.
Если Комиссия не вынесла заключение на протяжении трех месяцев с момента обращения к ней, то отсутствие заключения не препятствует обращению в Суд Европейского союза.
Статья 260
(бывшая статья 228)
1. Если Суд Европейского союза признает, что государство-член не выполнило какую-либо из обязанностей, возложенных на него согласно Договорам, то это государство должно принять меры, которые требуются для исполнения решения Суда Европейского союза.
2. Если, по мнению Комиссии, заинтересованное государство-член не приняло мер, которые требуются для исполнения решения Суда Европейского союза, то, предварительно дав возможность этому государству представить свои замечания, она может обратиться в Суд Европейского союза. Комиссия указывает размер фиксированной суммы или пени, подлежащих уплате заинтересованным государством-членом, которые, по ее мнению, соответствуют обстоятельствам.
Если Суд Европейского союза признает, что заинтересованное государство-член не привело себя в соответствие с его решением, то он может возложить на это государство-член обязанность по уплате фиксированной суммы или пени.
Данная процедура применяется без ущерба статье 259.
3. В случае если Комиссия обращается в Суд Европейского союза с иском на основании статьи 258, полагая, что заинтересованное государство-член не выполнило свою обязанность сообщить о мерах по трансформации директивы <412>, принятой в соответствии с законодательной процедурой, то она может, когда признает это уместным, указать размер подлежащих уплате данным государством фиксированной суммы или пени, который, по ее мнению, соответствует обстоятельствам.
--------------------------------
<412> Обязанность по приведению внутреннего законодательства и других правовых актов государства-члена в соответствие с директивой ЕС. См. статью 288 и примечание к ней. - Прим. перев.
Если Суд Европейского союза констатирует нарушение, то он может возложить на заинтересованное государство-член обязанность по уплате фиксированной суммы или пени в пределах размера, указанного Комиссией. Обязанность по уплате вступает в силу в день, установленный Судом Европейского союза в его решении.