<482> Принят в 2007 г. вместе с Лиссабонским договором взамен одноименного Протокола 1997 г. - Прим. перев.
высокие договаривающиеся стороны,
напоминая о том, что способ осуществления национальными парламентами контроля за своими правительствами по вопросам, связанным с деятельностью Европейского союза, определяется в рамках собственной конституционной организации и практики каждого государства-члена;
желая содействовать более активному участию национальных парламентов в деятельности Европейского союза и усилить их способность к выражению своей точки зрения в отношении проектов законодательных актов Европейского союза, а также в отношении других вопросов, которые могут представлять для них особый интерес,
согласились о нижеследующих положениях, которые прилагаются к Договору о Европейском союзе, Договору о функционировании Европейского союза и Договору об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии:
РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДНАЗНАЧАЕМАЯ ДЛЯ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРЛАМЕНТОВ
Статья 1
Консультационные документы Комиссии (зеленые книги, белые книги и сообщения) при их опубликовании непосредственно передаются Комиссией национальным парламентам. Комиссия также передает национальным парламентам ежегодную законодательную программу и любой иной документ, относящийся к программированию законодательной деятельности или к политической стратегии, - одновременно с передачей Комиссией этих документов Европейскому парламенту и Совету.
Статья 2
Проекты законодательных актов, адресуемые Европейскому парламенту и Совету, передаются национальным парламентам.
В целях настоящего Протокола термин "проект законодательного акта" обозначает предложения Комиссии, инициативы группы государств-членов, инициативы Европейского парламента, запросы Суда, рекомендации Европейского центрального банка и запросы Европейского инвестиционного банка, направленные на принятие законодательного акта.
Проекты законодательных актов, исходящие от Комиссии, непосредственно передаются Комиссией национальным парламентам - одновременно с их передачей Европейскому парламенту и Совету.
Проекты законодательных актов, исходящие от Европейского парламента, непосредственно передаются Европейским парламентом национальным парламентам.
Проекты законодательных актов, исходящие от группы государств-членов, от Суда, от Европейского центрального банка или от Европейского инвестиционного банка, передаются национальным парламентам Советом.
Статья 3
Согласно процедуре, предусмотренной Протоколом о применении принципов субсидиарности и пропорциональности, национальные парламенты могут направлять в адрес председателей Европейского парламента, Совета и Комиссии мотивированное заключение по поводу соответствия проекта законодательного акта принципу субсидиарности.
Если проект законодательного акта исходит от группы государств-членов, то Председатель Совета передает мотивированное заключение (мотивированные заключения) правительствам этих государств-членов.
Если проект законодательного акта исходит от Суда, от Европейского центрального банка или от Европейского инвестиционного банка, то Председатель Совета передает мотивированное заключение (мотивированные заключения) соответствующему институту или органу.
Статья 4
Срок в восемь недель выдерживается между тем моментом, когда проект законодательного акта представляется в распоряжение национальных парламентов на официальных языках Союза, и днем, когда данный проект включается в предварительную повестку дня Совета с целью его принятия или принятия по нему позиции в рамках законодательной процедуры <483>. Возможны исключения в экстренных случаях, мотивы которых излагаются в акте или в позиции Совета. Иначе как в экстренных случаях, надлежащим образом обоснованных, никакое соглашение по проекту законодательного акта не может констатироваться на протяжении этих восьми недель. Иначе как в экстренных случаях, надлежащим образом обоснованных, срок в десять дней выдерживается между включением проекта законодательного акта в предварительную повестку дня Совета и принятием по нему позиции.
--------------------------------
<483> См.: статья 294 Договора о функционировании Европейского союза. - Прим. перев.
Статья 5
Повестки дня и результаты сессий Совета, в том числе протоколы сессий, на которых Совет обсуждает проекты законодательных актов, непосредственно передаются национальным парламентам - одновременно с их передачей правительствам государств-членов.
Статья 6
Когда Европейский совет намеревается применить первый или второй абзацы параграфа 7 статьи 48 Договора о Европейском союзе, национальные парламенты информируются об инициативе Европейского совета как минимум за шесть месяцев до принятия решения.
Статья 7
Счетная палата в порядке информирования передает своей ежегодный доклад национальным парламентам - одновременно с его передачей Европейскому парламенту и Совету.
Статья 8
Когда национальная парламентская система не является однопалатной, статьи 1 - 7 применяются к составляющим ее палатам <484>.
--------------------------------
<484> См.: Декларация Королевства Бельгия о национальных парламентах - Декларация N 51 (раздел IV настоящего издания). - Прим. перев.
РАЗДЕЛ II. МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 9
Европейский парламент и национальные парламенты совместно решают вопросы организации и развития эффективного и регулярного межпарламентского сотрудничества в рамках Союза.
Статья 10
Конференция парламентских органов, специализирующихся по делам Союза <485>, может представлять вниманию Европейского парламента, Совета и Комиссии любые вклады <486>, которые она сочтет уместными. Кроме того, данная Конференция содействует обмену информацией и передовой практикой между национальными парламентами и Европейским парламентом, в том числе между их специализированными комиссиями. Конференция также может организовывать межпарламентские конференции по специальным темам, в частности, для обсуждения вопросов общей внешней политики и политики безопасности, включая общую политику безопасности и обороны. Вклады Конференции не имеют обязательной силы для национальных парламентов и не предрешают их позиции.
--------------------------------
<485> Конференция парламентских органов, специализирующихся по делам Сообщества и Европейского союза, образована в 1989 г. Ее официальное сокращенное наименование - COSAC (аббревиатура от франц.: Conference des organes specialises dans les affaires communautaires).
В состав COSAC входят представители комиссий или других специализированных органов национальных парламентов государств-членов, которые занимаются "европейской" проблематикой (делегации Национального Собрания и Сената Франции по делам Европейского союза; специальные комитеты Палаты Общин и Палаты Лордов британского парламента по европейскому законодательству и Европейским сообществам и т.п.).
Наряду с представителями национальных парламентов (не более 6 депутатов из каждого государства-члена) в работе COSAC участвуют представители Европейского парламента (6 членов). - Прим. перев.
<486> Имеются в виду предложения, поправки, рекомендации, меморандумы по тем или иным вопросам. - Прим. перев.
ПРОТОКОЛ
О ПРИМЕНЕНИИ ПРИНЦИПОВ СУБСИДИАРНОСТИ
И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ <487>
--------------------------------
<487> Принят в 2007 г. вместе с Лиссабонским договором взамен одноименного протокола 1997 г. - Прим. перев.
высокие договаривающиеся стороны,
желая добиться того, чтобы процесс принятия решений по возможности, был максимально приближен к гражданам союза;
побуждаемые стремлением зафиксировать условия применения принципов субсидиарности и пропорциональности, закрепленных в статье 5 Договора о Европейском союзе, а также ввести систему контроля за применением этих принципов,
согласились о нижеследующих положениях, которые прилагаются к Договору о Европейском союзе и Договору о функционировании Европейского союза:
Статья 1
Каждый институт постоянно следит за соблюдением принципов субсидиарности и пропорциональности, определенных в статье 5 Договора о Европейском союзе.
Статья 2
Перед тем как предложить законодательный акт, Комиссия проводит широкие консультации. Когда уместно, эти консультации должны учитывать региональное и местное измерение планируемых действий <488>. В случае исключительной срочности Комиссия не проводит данных консультаций. Она мотивирует свое решение в своем предложении.
--------------------------------
<488> Последствия принятия будущих правовых актов Союза для регионов и местных административно-территориальных образований его государств-членов. - Прим. перев.
Статья 3
В целях настоящего Протокола термин "проект законодательного акта" обозначает предложения Комиссии, инициативы группы государств-членов, инициативы Европейского парламента, запросы Суда, рекомендации Европейского центрального банка и запросы Европейского инвестиционного банка, направленные на принятие законодательного акта.
Статья 4
Комиссия передает национальным парламентам свои предложения законодательных актов, а также свои измененные предложения - одновременно с их передачей законодателю Союза.
Европейский парламент передает национальным парламентам свои проекты законодательных актов, а также свои измененные проекты.
Совет передает национальным парламентам проекты законодательных актов, исходящие от группы государств-членов, от Суда, от Европейского центрального банка или от Европейского инвестиционного банка, а также измененные проекты.
Законодательные резолюции Европейского парламента и позиции Совета сразу же после принятия передаются ими национальным парламентам.
Статья 5
Проекты законодательных актов мотивируются в отношении принципов субсидиарности и пропорциональности. Каждый проект законодательного акта должен включать в себя карточку с обстоятельными данными, позволяющими оценить соблюдение принципов субсидиарности и пропорциональности. В этой карточке должны содержаться данные, обеспечивающие возможность производить оценку финансового воздействия проекта законодательного акта и - если речь идет о директиве - оценку ее последствий в отношении регламентации, которую надлежит осуществить государствам-членам <489>, включая, когда уместно, региональное законодательство. Доводы, позволяющие сделать вывод о том, что цель Союза может быть лучше достигнута на уровне последнего, должны опираться на качественные и, по мере возможности, на количественные показатели. Проекты законодательных актов учитывают необходимость обеспечивать такое положение дел, при котором любое финансовое или административное бремя, возлагаемое на Союз, на национальные правительства, на региональные или местные органы, на хозяйствующих субъектов и на граждан, является как можно более низким и соразмерным подлежащей достижению цели.
--------------------------------
<489> Имеются в виду законы и другие правовые акты, которые должны будут принять государства-члены в целях трансформации директивы в их внутреннее право. См.: статья 288 Договора о функционировании Европейского союза и примечание к ней. - Прим. перев.
Статья 6
Любой национальный парламент или любая палата национального парламента в течение восьми недель со дня передачи проекта законодательного акта на официальных языках Союза может направить в адрес председателей Европейского парламента, Совета и Комиссии мотивированное заключение с изложением причин, по которым этот парламент (палата) считает данный проект не соответствующим принципу субсидиарности. Каждый национальный парламент или каждая палата национального парламента, когда уместно, может проводить консультации с региональными парламентами, обладающими законодательными полномочиями.
Если проект законодательного акта исходит от группы государств-членов, то Председатель Совета передает заключение правительствам этих государств-членов.
Если проект законодательного акта исходит от Суда, от Европейского центрального банка или от Европейского инвестиционного банка, то Председатель Совета передает заключение соответствующему институту или органу.
Статья 7
1. Европейский парламент, Совет и Комиссия, а также, когда уместно, группа государств-членов, Суд, Европейский центральный банк или Европейский инвестиционный банк - если проект законодательного акта исходит от них, учитывают мотивированные заключения, направленные национальными парламентами или палатами национальных парламентов.
Каждый национальный парламент располагает двумя голосами, которые распределяются исходя из национальной парламентской системы. В двухпалатной национальной парламентской системе каждая из двух палат располагает одним голосом <490>.
--------------------------------
<490> См.: Декларация Королевства Бельгия о национальных парламентах - Декларация N 51 (раздел IV настоящего издания). - Прим. перев.
2. В случае если мотивированные заключения о несоблюдении проектом законодательного акта принципа субсидиарности представляют не менее одной трети всех голосов, которыми наделены национальные парламенты согласно второму абзацу параграфа 1, то проект подлежит повторной экспертизе. Указанный порог составляет одну четверть голосов, если речь идет о проекте законодательного акта, внесенном на основании статьи 76 Договора о функционировании Европейского союза в отношении пространства свободы, безопасности и правосудия.
По результатам этой повторной экспертизы Комиссия или, когда уместно, группа государств-членов, Европейский парламент, Суд, Европейский центральный банк или Европейский инвестиционный банк - если проект законодательного акта исходит от них - могут принять решение оставить проект в прежнем виде, изменить проект или отозвать его. Данное решение должно быть мотивированным.
3. Кроме того, в рамках обычной законодательной процедуры - в случае, если мотивированные заключения о несоблюдении предложением законодательного акта принципа субсидиарности представляют не менее простого большинства голосов, которыми наделены национальные парламенты согласно второму абзацу параграфа 1, то предложение подлежит повторной экспертизе. По результатам этой повторной экспертизы Комиссия может принять решение оставить предложение в прежнем виде, изменить предложение или отозвать его.
Если Комиссия решит оставить предложение в прежнем виде, то она должна будет в мотивированном заключении обосновать причину, по которой она считает предложение соответствующим принципу субсидиарности. Это мотивированное заключение, а также мотивированные заключения национальных парламентов подлежат передаче законодателю Союза для их учета в рамках процедуры:
a) до окончания первого чтения законодатель (Европейский парламент и Совет) проверяет законодательное предложение на предмет его соответствия принципу субсидиарности, учитывая, в частности, мотивы, которые представили и разделяют большинство национальных парламентов, а также мотивированное заключение Комиссии;
b) если большинством в 55% членов Совета или большинством поданных голосов в Европейском парламенте законодатель приходит к заключению о несоответствии предложения принципу субсидиарности, то дальнейшее рассмотрение законодательного предложения не проводится.
Статья 8
Суд Европейского союза полномочен выносить решения по искам в связи с нарушением законодательными актами принципа субсидиарности, которые согласно условиям, предусмотренным в статье 263 Договора о функционировании Европейского союза, подаются государствами-членами или передаются ими в соответствии со своим правопорядком от имени своего национального парламента или палаты последнего.
Согласно условиям, предусмотренным в упомянутой статье, подобные иски также могут подаваться Комитетом регионов для оспаривания тех законодательным актов, в целях принятия которых Договор о функционировании Европейского союза предусматривает проведение с ним консультации.
Статья 9
Комиссия ежегодно представляет Европейскому совету, Европейскому парламенту, Совету и национальным парламентам доклад о применении статьи 5 Договора о Европейском союзе. Этот ежегодный доклад также направляется Экономическому и социальному комитету и Комитету регионов.
ПРОТОКОЛ О ЕВРОГРУППЕ <491>
--------------------------------
<491> Принят в 2007 г. вместе с Лиссабонским договором. - Прим. перев.
высокие договаривающиеся стороны,
желая содействовать формированию условий для усиления экономического роста в Европейском союзе и с этой целью развивать все более тесную координацию экономической политики в зоне евро;
сознавая необходимость предусмотреть специальные положения для интенсификации диалога между государствами-членами, денежной единицей которых является евро, пока евро не станет денежной единицей всех государств-членов союза,
согласились о нижеследующих положениях, которые прилагаются к Договору о Европейском союзе и Договору о функционировании Европейского союза:
Статья 1
Министры государств-членов, денежной единицей которых является евро, проводят в неформальном порядке совместные заседания. Эти заседания собираются по мере необходимости для обсуждения вопросов, связанных с особой ответственностью, которую данные государства-члены совместно несут в отношении единой денежной единицы. В этих заседаниях участвует Комиссия. Европейский центральный банк приглашается к участию в этих заседаниях, подготовку которых осуществляют представители министров финансов государств-членов, денежной единицей которых является евро, и представители Комиссии.
Статья 2
Министры государств-членов, денежной единицей которых является евро, сроком на два с половиной года избирают Председателя <492> на основании поддержки большинства этих государств-членов.
--------------------------------
<492> Председателя Еврогруппы. - Прим. перев.
ПРОТОКОЛ
О ПОСТОЯННОМ ОРГАНИЗОВАННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 42 ДОГОВОРА
О ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ <493>
--------------------------------
<493> Принят в 2007 г. вместе с Лиссабонским договором. - Прим. перев.
высокие договаривающиеся стороны,
руководствуясь параграфом 6 статьи 42 и статьей 46 Договора о Европейском союзе;
напоминая, что союз проводит общую внешнюю политику и политику безопасности, основанную на достижении все более совпадающей направленности действий государств-членов;
напоминая, что общая политика безопасности и обороны является составной частью общей внешней политики и политики безопасности; что она обеспечивают союзу способность к оперативным действиям, опирающуюся на гражданские и военные средства; что союз может прибегать к данным средствам при осуществлении за его пределами миссий, предусмотренных в статье 43 Договора о Европейском союзе, с целью обеспечить поддержание мира, предотвращение конфликтов и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами устава организации объединенных наций; что основой для выполнения этих задач служат потенциалы, предоставляемые государствами-членами в соответствии с принципом "единого запаса сил";
напоминая, что общая политика безопасности и обороны Союза не затрагивает особого характера политики безопасности и обороны некоторых государств-членов <494>;
--------------------------------
<494> См.: примечание к параграфу 2 статьи 42 Договора о Европейском союзе. - Прим. перев.
напоминая, что общая политика безопасности и обороны Союза уважает обязательства, вытекающие из Североатлантического договора для тех государств-членов, которые считают, что их общая оборона реализуется в рамках Организации Североатлантического договора, остающейся фундаментом коллективной обороны ее членов, и что она <495> является совместимой с общей политикой безопасности и обороны, установленной в этих рамках;
--------------------------------
<495> Общая политика безопасности и обороны Союза. - Прим. перев.
будучи убеждены в том, что более заметная роль союза в сфере безопасности и обороны будет способствовать жизнеспособности обновленного атлантического альянса в соответствии с договоренностями "Берлин плюс" <496>;
--------------------------------
<496> Договоренности между Европейским союзом и НАТО, получившие название "Берлин плюс" ("Berlin plus"), были одобрены 17 марта 2003 г. Они устанавливают механизмы сотрудничества двух организаций в урегулировании кризисов, открывая Союзу доступ к военному планированию и ресурсам НАТО при осуществлении собственных военных операций. - Прим. перев.
побуждаемые стремлением обеспечить союзу способность в полной объеме принимать на себя ответственность, возлагаемую на него в рамках международного сообщества;
признавая, что Организация Объединенных Наций может обращаться за содействием Союза с целью реализации в неотложном порядке миссий, предпринимаемых на основании глав VI и VII Устава Организации Объединенных Наций <497>;
--------------------------------
<497> Действия Совета Безопасности ООН по мирному разрешению международных конфликтов (глава VI "Мирное разрешение споров") и в целях поддержания и восстановления международного мира и безопасности (глава VII "Действия в отношении угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии"). - Прим. перев.
признавая, что укрепление политики безопасности и обороны потребует усилий со стороны государств-членов в сфере потенциалов;
сознавая, что переход на новый этап в развитии европейской политики безопасности и обороны предполагает решительные усилия со стороны государств-членов, которые готовы их предпринять <498>;
--------------------------------
<498> Имеются в виду государства-члены, готовые участвовать в постоянном организованном сотрудничестве, которому посвящен настоящий Протокол. - Прим. перев.
напоминая о важности полноценного участия верховного представителя союза по иностранным делам и политике безопасности в работе постоянного организованного сотрудничества,
согласились о нижеследующих положениях, которые прилагаются к Договору о Европейском союзе и Договору о функционировании Европейского союза:
Статья 1
Постоянное организованное сотрудничество, предусмотренное в параграфе 6 статьи 42 Договора о Европейском союзе, открыто для всех государств-членов, которые обязуются со дня вступления в силу Лиссабонского договора:
a) интенсивнее развивать свои оборонные потенциалы за счет расширения своих национальных вкладов и посредством участия, когда уместно, в многонациональных силах, в основных европейских программах по техническому оснащению и в деятельности Европейского агентства в сфере развития оборонных потенциалов, научных исследований, закупок и вооружений (Европейского оборонного агентства),
b) быть в состоянии не позднее 2010 г. предоставлять - в качестве национального контингента или компонента многонациональных групп сил - боевые подразделения, предназначенные для планируемых миссий, которые сформированы в тактическом плане как тактическая группа с элементами поддержки (включая транспорт и материально-техническое обеспечение), обладают способностью на протяжении 5 - 30 дней осуществлять миссии, указанные в статье 43 Договора о Европейском союзе, в частности в ответ на просьбы со стороны Организации Объединенных Наций, и которые могут находиться в дееспособном состоянии на протяжении начального периода в 30 дней с возможностью продления как минимум до 120 дней.
Статья 2
Для достижения указанных в статье 1 целей государства-члены, которые участвуют в постоянном организованном сотрудничестве, обязуются:
a) с момента вступления Лиссабонского договора сотрудничать ради достижения согласованных целей в отношении уровня инвестиционных расходов на оборудование, предназначенное для обороны, и регулярно пересматривать эти цели исходя из обстановки в сфере безопасности и международной ответственности Союза <499>;
--------------------------------
<499> Международная ответственность Союза - его ответственность за поддержание мира и безопасности на планете. См. преамбулу настоящего Протокола. - Прим. перев.
b) насколько возможно, сближать друг с другом свои технические средства обороны, в частности, осуществляя гармонизацию процесса выявления военных потребностей, объединяя свои оборонные средства и потенциалы и, когда уместно, проводя их специализацию, а также развивая сотрудничество в сферах обучения <500> и материально-технического обеспечения;
--------------------------------
<500> Военнослужащих или другого ответственного персонала. - Прим. перев.
c) принимать конкретные меры по усилению доступности, взаимной совместимости, гибкости своих сил и их способности к развертыванию, в частности, путем определения общих целей в области назначения сил, включая возможный пересмотр своих национальных процедур принятия решений;
d) сотрудничать с целью обеспечить принятие ими мер, которые требуются для восполнения пробелов, констатированных в рамках Механизма развития потенциалов", в том числе с помощью многонациональных подходов, и без ущерба обязательствам, распространяющимся на них в рамках Организации Североатлантического договора;
e) когда уместно, участвовать в развитии основных совместных или европейских программ технического оснащения в рамках Европейского оборонного агентства.
Статья 3
Европейское оборонное агентство способствует проведению регулярной оценки вкладов со стороны участвующих государств-членов в сфере потенциалов (особенно вкладов, сделанных согласно критериям, которые в числе других мер будут выработаны на основании статьи 2) и докладывает об этой оценке не реже одного раза в год. Подобная оценка может послужить основой для рекомендаций и решений Совета, принимаемых в соответствии со статьей 46 Договора о Европейском союзе.
ПРОТОКОЛ
О ПАРАГРАФЕ 2 СТАТЬИ 6 ДОГОВОРА О ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИСОЕДИНЕНИЯ СОЮЗА К ЕВРОПЕЙСКОЙ
КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД <501>
--------------------------------
<501> Принят в 2007 г. вместе с Лиссабонским договором. - Прим. перев.
высокие договаривающиеся стороны
согласились о нижеследующих положениях, которые прилагаются к Договору о Европейском союзе и Договору о функционировании Европейского союза:
Статья 1
Предусмотренное в параграфе 2 статьи 6 Договора о Европейском союзе Соглашение о присоединении Союза к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее именуемой "Европейская конвенция") должно отражать потребность в сохранении особенностей Союза и права Союза, в частности, в том, что касается:
a) особых условий возможного участия Союза в контрольных инстанциях Европейской конвенции <502>;
--------------------------------
<502> Имеется в виду, в частности, участие Союза в формировании Европейского Суда по правам человека. - Прим. перев.
b) необходимых механизмов с целью гарантировать, чтобы жалобы со стороны государств, не являющихся членами <503>, и индивидуальные жалобы <504> правильно подавались, в зависимости от обстоятельств, против государств-членов и/или против Союза.
--------------------------------
<503> Европейского союза. - Прим. перев.
<504> Жалобы со стороны физических лиц и их объединений. - Прим. перев.
Статья 2
Указанное в статье 1 Соглашение должно гарантировать, чтобы присоединение Союза не затрагивало его компетенции или полномочий его институтов. Данное соглашение должно гарантировать, чтобы ни одно из его предписаний не затрагивало особого положения государств-членов по отношению к Европейской конвенции, в частности, по отношению к ее протоколам, мерам, принимаемым государствами-членами в отступление от Европейской конвенции согласно ее статье 15, и оговоркам к Европейской конвенции, сформулированным государствами-членами согласно ее статье 57.