Секретарь доводит решение Суда до сведения председателей Европейского парламента и Комиссии и уведомляет о нем Председателя Совета.
В случае принятия решения об освобождении судьи от своих функций последнее уведомление приводит к появлению вакантного места.
Статья 7
Судьи, функции которых прекращаются до истечения срока их полномочий, заменяются на оставшийся срок полномочий.
Статья 8
Положения статей 2 - 7 распространяют действие на генеральных адвокатов.
Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ СУДА
Статья 9
Частичное обновление состава судей, которое происходит каждые три года, затрагивает поочередно четырнадцать и тринадцать судей.
Частичное обновление состава генеральных адвокатов, которое происходит каждые три года, затрагивает каждый раз четырех генеральных адвокатов.
Статья 10
Секретарь приносит перед Судом присягу о том, что будет осуществлять свои функции полностью беспристрастно и добросовестно и что он ни в чем не разгласит тайну совещания судей.
Статья 11
Суд обеспечивает замещение Секретаря в случаях, когда последний не может исполнять свои обязанности.
Статья 12
Чтобы сделать возможным функционирование Суда, к нему прикрепляются служащие и другие сотрудники <520>. Они находятся в непосредственном подчинении Секретаря и действуют под руководством Председателя.
--------------------------------
<520> См.: второе примечание к статье 336 Договора о функционировании Европейского союза. - Прим. перев.
Статья 13
По запросу Суда Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, могут предусмотреть назначение помощников докладчиков и зафиксировать их статус. На условиях, которые будут определены процессуальным регламентом, помощники докладчиков могут привлекаться к участию в расследовании дел, поступивших на рассмотрение Суда, и к совместной работе с судьей-докладчиком.
Помощники докладчиков, отбираемые из числа лиц, обеспечивающих любые гарантии своей независимости и обладающих необходимыми правовыми квалификациями, назначаются Советом, постановляющим простым большинством. Они приносят перед Судом присягу о том, что будут осуществлять свои функции полностью беспристрастно и добросовестно и что ни в чем не разгласят тайну совещания судей.
Статья 14
Судьи, генеральные адвокаты и Секретарь обязаны проживать по местонахождению Суда <521>.
--------------------------------
<521> Город Люксембург. - Прим. перев.
Статья 15
Суд осуществляет свои функции на постоянной основе. Продолжительность судебных каникул устанавливается Судом с учетом служебных потребностей.
Статья 16
Суд образует внутри себя палаты по три и по пять судей. Судьи избирают из своего состава председателей палат. Председатели палат по пять судей избираются сроком на три года. Их полномочия могут быть возобновлены один раз.
Большая палата включает тринадцать судей. Ее возглавляет Председатель Суда. В состав Большой палаты также входят председатели палат по пять судей и другие судьи, которые назначаются согласно условиям, предусмотренным процессуальным регламентом.
Суд заседает в рамках Большой палаты по требованию государства-члена или института Союза, выступающих стороной по делу.
Суд заседает на пленуме, когда ему поступают дела согласно параграфу 2 статьи 228, статье 245, статье 248 или параграфу 6 статьи 286 Договора о функционировании Европейского союза.
Кроме того, когда Суд считает, что поступившее ему дело обладает исключительной важностью, он может, заслушав генерального адвоката, решить о передаче дела на рассмотрение пленума.
Статья 17
Суд правомочен выносить решения только в нечетном составе.
Решения палат, состоящих из трех или пяти судей, являются действительными, только если они приняты тремя судьями.
Решения Большой палаты являются действительными, только если присутствуют девять судей.
Решения пленума Суда являются действительными, только если присутствуют пятнадцать судей.
В случае невозможности присутствия кого-либо из судей, входящих в состав одной палаты, может быть привлечен судья, входящий в состав другой палаты, на условиях, определяемых процессуальным регламентом.
Статья 18
Судьи и генеральные адвокаты не могут участвовать в разрешении любого дела, в котором они ранее принимали участие в качестве агента <522>, советника или адвоката одной из сторон либо по которому они призывались выразить свое мнение в качестве члена судебного органа, следственной комиссии или в любом ином качестве.
Если по какой-либо особой причине судья или генеральный адвокат считает для себя невозможным участвовать в разрешении или изучении определенного дела, он сообщает об этом Председателю. В случае если Председатель считает, что судья или генеральный адвокат не должен ввиду какой-либо особой причины участвовать в заседаниях или подготавливать заключения по определенному делу, то он предупреждает об этом данного судью или генерального адвоката.
Трудности, возникающие в применении настоящей статьи, разрешает Суд.
В качестве обоснования своего требования об изменении состава Суда или одной из его палат сторона не может ссылаться на гражданство кого-либо из судей либо на отсутствие в Суде или в одной из его палат судьи, имеющего одинаковое с ней гражданство.
Раздел III. ПРОЦЕДУРА В СУДЕ
Статья 19
Государства-члены и институты Союза представляются в Суде агентом, назначаемым на каждое дело <523>; агент может пользоваться помощью советника или адвоката.
--------------------------------
<523> Агент - сотрудник государственного органа или института Союза (как правило, из числа работников юридических служб), который назначается его представителем при рассмотрении конкретного дела в Суде. - Прим. перев.
Государства - участники Соглашения о Европейском экономическом пространстве, иные чем государства-члены <524>, а также предусмотренный упомянутым Соглашением Наблюдательный орган ЕАСТ представляются аналогичным образом.
--------------------------------
<524> Соглашение о Европейском экономическом пространстве от 2 мая 1992 г. (вступило в силу в 1994 г.) заключено между Европейскими сообществами и всеми их государствами-членами, с одной стороны, и странами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) - с другой. Государства-участники данного Соглашения со стороны ЕАСТ ("государства-участники, иные чем государства-члены"): Исландия, Лихтенштейн, Норвегия. - Прим. перев.
Другие стороны должны представляться адвокатом.
Только адвокат, уполномоченный вести дела в судах государства-члена или иного государства-участника Соглашения о Европейском экономическом пространстве, может представлять стороны или оказывать им помощь в Суде.
Агенты, советники и адвокаты, предстающие перед Судом, пользуются правами и гарантиями, необходимыми для независимого осуществления их функций, на условиях, которые будут определены процессуальным регламентом.
В отношении предстающих перед ним советников и адвокатов Суд пользуется полномочиями, обычно признаваемыми в этой области за судами, на условиях, которые будут определены процессуальным регламентом.
Преподаватели высших учебных заведений, являющиеся гражданами государств-членов, законодательство которых признает за ними право вести дела в судах, пользуются в Суде правами, признанными настоящей статьей за адвокатами.
Статья 20
Процедура в Суде состоит из двух стадий: письменной и устной.
Письменная процедура включает в себя передачу сторонам, а также институтам Союза, чьи решения затрагиваются <525>, исковых заявлений, памятных записок, возражений, замечаний и, возможно, реплик <526>, равно как и любых подтвердительных материалов и документов либо их заверенных копий.
--------------------------------
<525> Под решениями в данном случае имеются в виду правовые акты в различных формах, в том числе регламенты, директивы, собственно, решения и др. - Прим. перев.
<526> Реплика (франц. replique) - отзыв истца в письменной форме на возражения и замечания ответчика. Процессуальным регламентом Суда также допускается представление ответчиком своего письменного отзыва на реплику истца (франц. duplique). - Прим. перев.
Передачу обеспечивает Секретарь в порядке и в пределах сроков, которые определяются процессуальным регламентом.
Устная процедура включает в себя чтение доклада, представленного судьей-докладчиком <527>, заслушивание Судом агентов, советников, адвокатов и заключений генерального адвоката, а также допрос свидетелей и экспертов в случае их наличия.
--------------------------------
<527> Первоначально упомянутый доклад непосредственно зачитывался на заседании Суда. Однако впоследствии в целях ускорения судопроизводства доклад стал рассылаться сторонам по делу заранее, примерно за три недели до начала судебного заседания. Термин "чтение", перешедший в настоящий Статут из Статута Суда ЕЭС 1957 г., получил, таким образом, гибкую интерпретацию. - Прим. перев.
Когда, по мнению Суда, дело не поднимает никакого нового вопроса права <528>, Суд, заслушав генерального адвоката, может решить, что дело будет рассматриваться без заключений генерального адвоката <529>.
--------------------------------
<528> Вопроса о толковании юридических норм. - Прим. перев.
<529> Заключения (во множ. числе), которые подготавливает генеральный адвокат по конкретному делу (франц. conclusions), не следует отождествлять с заключением (франц. avis) как одним из видов правовых актов Союза, издаваемых его институтами (см. статью 288 Договора о функционировании Европейского союза). - Прим. перев.
Статья 21
Возбуждение производства в Суде осуществляется путем подачи искового заявления, адресуемого Секретарю. В исковом заявлении должны быть указаны: наименование и домицилий <530> истца, а также в каком качестве выступает подписавшее заявление лицо; сторона или стороны, к которым предъявляется иск; предмет спора; требования истца и краткое описание доказательств, на которые он ссылается.
--------------------------------
<530> Официально зарегистрированное место жительства (местонахождение) физического лица или организации. Домицилий (франц. domicile) лица может не совпадать с его фактическим местом жительства или нахождения (франц. residence). - Прим. перев.
Если уместно, к исковому заявлению должен прилагаться акт, аннулирования которого требуют, либо - при наличии обстоятельств, указанных в статье 265 Договора о функционировании Европейского союза, - документ, подтверждающий дату предусмотренного в упомянутой статье предложения. Если эти документы не были приложены к исковому заявлению, то Секретарь предлагает заинтересованному лицу представить их в разумный срок, причем если устранение недостатков произойдет уже после истечения срока исковой давности, то не допускается никаких возражений по поводу утраты права на обращение в Суд.
Статья 22
В случаях, предусмотренных в статье 18 Договора о ЕСАЭ <531>, возбуждение производства в Суде осуществляется путем подачи заявления об оспаривании решения, адресуемого Секретарю. В заявлении должны быть указаны: наименование и домицилий заявителя, а также в каком качестве выступает подписавшее заявление лицо; оспариваемое решение; противные стороны; предмет спора; требования заявителя и краткое описание доказательств, на которые он ссылается.
--------------------------------
<531> Обжалование решений Арбитражного комитета Европейского сообщества по атомной энергии, разрешающего споры по поводу выдачи Комиссией лицензий на патенты и другие охранные свидетельства в сфере атомной энергетики. - Прим. перев.
К заявлению должна прилагаться заверенная копия оспариваемого решения Арбитражного комитета.
Если Суд отказывает в удовлетворении заявления, то решение Арбитражного комитета становится окончательным.
Если Суд аннулирует решение Арбитражного комитета, то при необходимости процедура в Арбитражном комитете может быть возобновлена по инициативе любой из сторон дела. Арбитражный комитет обязан действовать в соответствии с указаниями по вопросам права, содержащимися в решении Суда.
Статья 23
В случаях, предусмотренных в статье 267 Договора о функционировании Европейского союза, решение национального юрисдикционного органа, которым приостанавливается рассмотрение дела и возбуждается производство в Суде, направляется последнему самим этим органом. О данном решении Секретарь Суда затем уведомляет стороны по делу, государства-члены и Комиссию, а также институт, орган или учреждение Союза, принявшие акт, действительность или толкование которого оспариваются.
На протяжении двухмесячного срока с момента последнего уведомления стороны, государства-члены, Комиссия и, когда уместно, институт, орган или учреждение Союза, принявшие акт, действительность или толкование которого оспариваются, вправе представлять Суду памятные записки или письменные замечания.
В случаях, предусмотренных в статье 267 Договора о функционировании Европейского союза, Секретарь Суда, кроме того, уведомляет о решении национального юрисдикционного органа государства-участники Соглашения о Европейском экономическом пространстве, иные, чем государства-члены, а также предусмотренный упомянутым Соглашением Наблюдательный орган ЕАСТ, которые, если затрагивается какая-либо из сфер применения Соглашения, могут на протяжении двухмесячного срока с момента данного уведомления представить Суду памятные записки или письменные замечания.
Если соглашение в отношении определенной сферы, заключенное Советом с одним или несколькими третьими государствами, предусматривает, что последние вправе представлять памятные записки или письменные замечания по делам, в которых юрисдикционные органы государств-членов обращаются к Суду с преюдициальными вопросами, касающимися сферы применения соглашения, то о решении национального юрисдикционного органа, содержащем подобный вопрос, также уведомляются заинтересованные третьи государства, которые на протяжении двухмесячного срока с момента данного уведомления могут представить Суду памятные записки или письменные замечания.
Статья 23 bis <532>
--------------------------------
<532> Статья 23 bis включена в текст настоящего Протокола решением 2008/79/ЕС, Евратом Совета Европейского союза от 20 декабря 2007 г. (JO L 24 du 29.01.2008, p. 42). - Прим. перев.
Процессуальным регламентом могут быть предусмотрены ускоренная процедура и - для преюдициальных запросов в отношении пространства свободы, безопасности и правосудия - срочная процедура.
Данные процедуры могут предусматривать для представления памятных записок или письменных замечаний более короткий срок, чем предусмотрен в статье 23, и - в отступление от четвертого абзаца статьи 20 - отсутствие заключений генерального адвоката.
Срочная процедура, кроме того, может предусматривать ограничение круга сторон и других заинтересованных субъектов, указанных в статье 23, которые имеют право представлять памятные записки или письменные замечания, и - в случаях чрезвычайной срочности - пропуск письменной стадии процедуры.
Статья 24
Суд может требовать от сторон предъявления любых документов или предоставления любых сведений, которые он желает получить. В случае отказа Суд принимает данный факт к сведению.
Суд также может требовать от государств-членов и от институтов, органов или учреждений, не являющихся сторонами по делу, любые сведения, которые он считает необходимыми в целях рассмотрения дела.
Статья 25
В любое время Суд может поручать проведение экспертизы любому лицу, корпусу лиц, бюро, комиссии или органу по своему выбору.
Статья 26
Свидетели могут допрашиваться на условиях, которые будут определены процессуальным регламентом.
Статья 27
В отношении неявившихся свидетелей Суд пользуется полномочиями, обычно признаваемыми в этой области за судами, и может налагать денежные санкции на условиях, которые будут определены процессуальным регламентом.
Статья 28
Свидетели и эксперты могут допрашиваться под присягой согласно формуле, определяемой процессуальным регламентом, или в соответствии с условиями, предусмотренными национальным законодательством, которому подчиняется свидетель или эксперт.
Статья 29
Суд может поручать проведение допроса свидетеля или эксперта судебному органу, расположенному по месту его домицилия <533>.
--------------------------------
<533> См.: примечание к статье 21. - Прим. перев.
Данное поручение направляется в целях его исполнения компетентному судебному органу на условиях, закрепляемых процессуальным регламентом. Документы, полученные в результате исполнения судебного поручения, отсылаются в Суд на аналогичных условиях.
Суд принимает на себя расходы с оговоркой о наличии права возлагать их, когда уместно, на стороны.
Статья 30
Каждое государство-член рассматривает любое нарушение присяги свидетелями и экспертами в качестве преступного деяния, совершенного перед своим национальным судом, разрешающим гражданские дела. На основании соответствующего сообщения, полученного от Суда, оно осуществляет преследование субъектов этого преступного деяния перед компетентным национальным судом.
Статья 31
Судебные заседания являются открытыми, если только Суд по собственной инициативе или по ходатайству сторон не примет иного решения ввиду серьезных причин.
Статья 32
В ходе слушаний Суд может проводить допрос экспертов, свидетелей, а также самих сторон. Однако последние могут выступать с заявлениями только через своих представителей.
Статья 33
На каждом судебном заседании ведется протокол, подписываемый Председателем и Секретарем.
Статья 34
Перечень дел, назначаемых к слушанию, утверждает Председатель.
Статья 35
Совещания Суда являются тайными и остаются таковыми.
Статья 36
Судебные решения должны быть мотивированными. В судебных решениях указываются имена судей, участвовавших в их принятии.
Статья 37
Судебные решения подписываются Председателем и Секретарем. Они зачитываются на открытом заседании.
Статья 38
Суд разрешает вопрос о судебных расходах.
Статья 39
Согласно упрощенной процедуре, которая будет установлена процессуальным регламентом и может отступать, в случае необходимости, от некоторых правил, содержащихся в настоящем Статуте, Председатель Суда вправе разрешать вопрос о требованиях, направленных либо на то, чтобы добиться отсрочки исполнения, предусмотренной в статье 278 Договора о функционировании Европейского союза и в статье 157 Договора о ЕСАЭ, либо на то, чтобы обеспечить применение временных мер на основании статьи 279 Договора о функционировании Европейского союза, либо на приостановление принудительного исполнения в соответствии с четвертым абзацем статьи 299 Договора о функционировании Европейского союза или третьим абзацем статьи 164 Договора о ЕСАЭ.
Когда Председатель не может исполнять свои обязанности, он подлежит замене другим судьей на условиях, определяемых процессуальным регламентом.
Определение, вынесенное Председателем или заменяющим его лицом, имеет только временный характер и ни в чем не предрешает решения Суда по существу.
Статья 40
Государства-члены и институты Союза могут вступать в дела, поступившие на рассмотрение Суда <534>.
--------------------------------
<534> Вступать в дела - производить процессуальную интервенцию, связанную с представлением Суду требований в поддержку истца или ответчика. Государства-члены, институты Союза и другие лица, которые вступили в споры, рассматриваемые Судом, признаются в качестве дополнительных сторон по делу (франц. partie intervenante). В отличие от российского права, понятие "третье лицо" употребляется Статутом Суда Европейского союза в ином значении: лица, которые не участвуют в рассмотрении дела, способного затрагивать их права (см. статью 42).
Вступление (процессуальная интервенция) в дела, находящиеся на рассмотрении Суда, допускается только применительно к делам искового производства (спорам). По делам преюдициальной юрисдикции, рассматриваемым по запросам национальных юрисдикционных органов, участие государств-членов и других заинтересованных лиц ограничивается представлением памятных записок или письменных замечаний (см. статью 23). - Прим. перев.
Аналогичное право принадлежит органам, учреждениям Союза и любым другим лицам, если они способны обосновать наличие у них интереса в разрешении дела, поступившего на рассмотрение Суда. Физические или юридические лица не могут вступать в дела между государствами-членами, между институтами Союза или между государствами-членами, с одной стороны, и институтами Союза, с другой стороны.
Без ущерба второму абзацу государства-участники Соглашения о Европейском экономическом пространстве, иные, чем государства-члены, а также предусмотренный упомянутым Соглашением Наблюдательный орган ЕАСТ могут вступать в дела, поступившие на рассмотрение Суда, когда эти дела затрагивают какую-либо из сфер применения данного Соглашения.
Требования, содержащиеся в заявлении о вступлении в дело, могут быть направлены лишь на поддержку требований одной из сторон.
Статья 41
В случае если ответчик, извещенный надлежащим образом, воздерживается от представления письменных объяснений, то решение в отношении его выносится заочно. Против данного решения может быть подано возражение в течение одного месяца с момента уведомления о нем. Если Суд не решит иначе, то возражение не приостанавливает исполнения решения, вынесенного заочно.
Статья 42
В случаях и на условиях, определяемых процессуальным регламентом, государства-члены, институты, органы и учреждения Союза и любые другие физические или юридические лица могут подавать возражение в качестве третьего лица <535> против решений по делам, в разбирательстве которых они не участвовали, - если данные решения наносят ущерб их правам.
--------------------------------
<535> См.: примечание к статье 40. - Прим. перев.
Статья 43
В случае возникновения трудностей в понимании смысла или сферы действия решения Суд разъясняет его по ходатайству одной из сторон или по ходатайству института Союза, обосновавших свою заинтересованность в подобном разъяснении.
Статья 44
Ходатайство о пересмотре решения, вступившего в законную силу, может подаваться в Суд только в связи с обнаружением обстоятельства, способного оказать решающее влияние <536>, которое перед вынесением решения было неизвестно как Суду, так и стороне, ходатайствующей о пересмотре.
--------------------------------
<536> На исход дела. - Прим. перев.
Процедура пересмотра начинается с вынесения Судом решения, которое определенно констатирует существование нового обстоятельства, признает за ним качества, дающие основание к началу пересмотра, и объявляет по этим причинам ходатайство подлежащим принятию.
Никакие ходатайства о пересмотре не могут подаваться по истечении десяти лет со дня вынесения решения.
Статья 45
Дистанционные сроки <537> будут установлены процессуальным регламентом.
--------------------------------
<537> Дополнительные сроки для совершения процессуальных действий, обусловленные географической отдаленностью места жительства (местонахождения) сторон и других заинтересованных лиц. - Прим. перев.
Не допускается никаких возражений по поводу утраты заинтересованным лицом своих прав в связи с истечением срока, если это лицо докажет существование непредвиденных обстоятельств, возникших не по его вине, или непреодолимой силы.
Статья 46
Срок давности для подачи исков к Союзу в области внедоговорной ответственности <538> истекает через пять лет с момента наступления обстоятельства, дающего основание для их предъявления. Течение срока приостанавливается подачей либо искового заявления в Суд, либо предварительного ходатайства, которое пострадавшее лицо может адресовать компетентному институту Союза. В последнем случае исковое заявление в Суд должно быть подано в течение двухмесячного срока, предусмотренного в статье 263 Договора о функционировании Европейского союза; когда уместно, подлежат применению положения второго абзаца статьи 265 Договора о функционировании Европейского союза.
--------------------------------
<538> Ответственности Союза за причинение вреда другим лицам. См.: статья 340 Договора о функционировании Европейского союза. - Прим. перев.
Настоящая статья также применяется к искам, подаваемым в области внедоговорной ответственности к Европейскому центральному банку.
Раздел IV. ТРИБУНАЛ
Статья 47
Первый абзац статьи 9, статьи 14 и 15, первый, второй, четвертый и пятый абзацы статьи 17 и статья 18 применяются к Трибуналу и его членам.
Четвертый абзац статьи 3, статьи 10, 11 и 14 применяются mutatis mutandis <539> к Секретарю Трибунала.
--------------------------------
<539> По аналогии. - Прим. перев.
Статья 48
В состав Трибунала входят двадцать семь судей.
Статья 49
Члены Трибунала могут привлекаться к осуществлению функций генерального адвоката.
Роль генерального адвоката состоит в том, чтобы публично, с полной беспристрастностью и полной независимостью, представлять мотивированные заключения по некоторым делам, вносимым на рассмотрение Трибунала, в целях содействия последнему в выполнении его задачи.
Критерии отбора подобных дел, а также порядок назначения генеральных адвокатов устанавливаются в процессуальном регламенте Трибунала.
Член Трибунала, привлеченный к осуществлению функции генерального адвоката в каком-либо деле, не может участвовать в принятии решения по этому делу.
Статья 50
Трибунал заседает в рамках палат, состоящих из трех или пяти судей. Судьи избирают из своего состава председателей палат. Председатели палат по пять судей избираются сроком на три года. Их полномочия могут быть возобновлены один раз.
Процессуальный регламент определяет состав палат и распределение дел между ними. В некоторых случаях, определяемых процессуальным регламентом, Трибунал может заседать на пленуме или в составе одного судьи <540>.
--------------------------------
<540> Имеется в виду единоличное рассмотрение и разрешение дел судьями Трибунала. - Прим. перев.
Процессуальный регламент также может предусматривать проведение Трибуналом заседаний в рамках Большой палаты в случаях и на условиях, которые он укажет.
Статья 51
В отступление от правила, изложенного в параграфе 1 статьи 256 Договора о функционировании Европейского союза, для Суда резервируются иски, предусмотренные в статьях 263 и 265 Договора о функционировании Европейского союза, которые подаются государствами-членами и направлены:
a) против акта либо бездействия Европейского парламента, Совета или обоих этих институтов, когда они принимают акт совместно, за исключением исков, направленных против:
- решений, которые принимаются Советом на основании третьего абзаца параграфа 2 статьи 108 Договора о функционировании Европейского союза;
- актов Совета, которые принимаются согласно регламенту Совета о мерах торговой защиты в значении статьи 207 Договора о функционировании Европейского союза;
- актов Совета, посредством которых последний осуществляет исполнительные полномочия в соответствии с параграфом 2 статьи 291 Договора о функционировании Европейского союза;