Понятие "публичная сделка" в праве Европейского союза не следует отождествлять с "публичным договором" в значении статьи 426 Гражданского кодекса России как частноправовой сделкой, заключаемой коммерческой организацией с потребителями ее товаров и услуг (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования и т.д.). - Прим. перев.
3. Все мероприятия Союза, проводимые на основании Договоров в сфере научных исследований и технологического развития, в том числе демонстрационные проекты, утверждаются и реализуются в соответствии с положениями настоящего раздела <372>.
--------------------------------
<372> См.: Декларация в отношении статьи 163 Договора о функционировании Европейского союза - Декларация N 34. - Прим. перев.
Статья 180
(бывшая статья 164)
При достижении этих целей Союз проводит следующие мероприятия, которые дополняют собой действия, предпринимаемые в государствах-членах:
a) реализация научно-исследовательских программ, программ технологического развития и демонстрационных программ, содействуя сотрудничеству с предприятиями, научно-исследовательскими центрами, университетами и их сотрудничеству между собой;
b) содействие сотрудничеству с третьими странами и международными организациями по вопросам научных исследований, технологического развития и демонстрационных проектов, осуществляемых в Союзе;
c) распространение и внедрение результатов деятельности в сфере научных исследований, технологического развития и демонстрационных проектов, осуществляемых в Союзе;
d) стимулирование подготовки и мобильности исследователей в Союзе.
Статья 181
(бывшая статья 165)
1. Союз и государства-члены координируют свою деятельность в сфере научных исследований и технологического развития, чтобы обеспечить взаимную согласованность национальной политики и политики Союза.
2. Комиссия, действуя в тесном сотрудничестве с государствами-членами, может предпринимать любые инициативы, полезные для содействия предусмотренной в параграфе 1 координации, в частности, инициативы по установлению ориентиров и указателей, по организации обмена передовой практикой и по подготовке необходимых материалов для периодических наблюдений и оценок. Европейский парламент подлежит информированию в полной мере.
Статья 182
(бывшая статья 166)
1. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой и после консультации с Экономическим и социальным комитетом, принимают многолетнюю рамочную программу, в которой отражается весь комплекс мероприятий Союза.
Рамочная программа:
- устанавливает научные и технологические цели, которые подлежат реализации с помощью мероприятий, предусмотренных в статье 180, и связанные с ними приоритеты;
- указывает главные направления этих мероприятий;
- фиксирует общую максимальную сумму и порядок финансового участия Союза в рамочной программе, а также соответствующие доли в отношении каждого из запланированных мероприятий.
2. Рамочная программа адаптируется и дополняется исходя из изменений в ситуации.
3. Рамочная программа претворяется в жизнь посредством специальных программ, разрабатываемых в отношении каждого из мероприятий. В каждой специальной программе определяется порядок ее реализации, фиксируется ее продолжительность и предусматриваются средства, признанные необходимыми. Совокупная величина признанных необходимыми сумм, которые предусматриваются специальными программами, не может превышать общей максимальной суммы, зафиксированной для рамочной программы и для каждого мероприятия.
4. Специальные программы принимает Совет, постановляя в соответствии со специальной законодательной процедурой и после консультации с Европейским парламентом и Экономическим и социальным комитетом.
5. В дополнение к мероприятиям, предусмотренным в многолетней рамочной программе, Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой и после консультации с Экономическим и социальным комитетом, устанавливают меры, необходимые для формирования европейского пространства научных исследований.
Статья 183
(бывшая статья 167)
В целях реализации многолетней рамочной программы Союз:
- устанавливает правила участия предприятий, научно-исследовательских центров и университетов;
- устанавливает правила, подлежащие применению к распространению результатов научных исследований.
Статья 184
(бывшая статья 168)
В ходе реализации многолетней рамочной программы могут утверждаться дополнительные программы, в которых участвуют только некоторые государства-члены, обеспечивающие их финансирование при условии возможного участия Союза.
Союз принимает правила, подлежащие применению к дополнительным программам, в частности, по вопросам распространения знаний и доступа других государств-членов.
Статья 185
(бывшая статья 169)
В ходе реализации многолетней рамочной программы Союз с согласия заинтересованных государств-членов может предусматривать участие <373> в программах научных исследований и развития <374>, которые осуществляются несколькими государствами-членами, в том числе участие в структурах, созданных для исполнения этих программ.
--------------------------------
<373> Участие Союза. - Прим. перев.
<374> Технологического развития. - Прим. перев.
Статья 186
(бывшая статья 170)
В ходе реализации многолетней рамочной программы Союз может предусматривать сотрудничество с третьими странами или международными организациями по вопросам осуществляемых в нем научных исследований, технологического развития и демонстрационных проектов.
Условия этого сотрудничества могут выступать предметом соглашений между Союзом и заинтересованными третьими сторонами.
Статья 187
(бывшая статья 171)
Союз может создавать совместные предприятия или любые другие структуры, необходимые для эффективной реализации научно-исследовательских программ, программ технологического развития и демонстрационных программ Союза.
Статья 188
(бывшая статья 172)
Совет по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом и Экономическим и социальным комитетом принимает положения, предусмотренные в статье 187.
Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой и после консультации с Экономическим и социальным комитетом, принимают положения, предусмотренные в статьях 183, 184 и 185. Принятие дополнительных программ требует согласия заинтересованных государств-членов.
Статья 189
(бывшая статья 172bis)
1. В целях содействия научно-техническому прогрессу, промышленной конкурентоспособности и осуществлению всех направлений своей политики Союз разрабатывает европейскую космическую политику. Для этого он может поощрять совместные инициативы, оказывать поддержку научным исследованиям и технологическому развитию, координировать усилия, необходимые для изучения и использования космического пространства.
2. Чтобы способствовать достижению указанных в параграфе 1 целей, Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, устанавливают необходимые меры, которые могут выступать в форме европейской космической программы - исключая при этом любую гармонизацию законодательных и регламентарных положений государств-членов.
3. Союз устанавливает любые полезные взаимосвязи с Европейским космическим агентством.
4. Настоящая статья не наносит ущерба другим положениям настоящего раздела.
Статья 190
(бывшая статья 173)
В начале каждого года Комиссия представляет доклад Европейскому парламенту и Совету. Этот доклад, в частности, посвящается деятельности, которая проводилась в сфере научных исследований, технологического развития и распространения их результатов в течение предшествующего года, и программе работы на текущий год.
РАЗДЕЛ XX. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Статья 191
(бывшая статья 174)
1. Политика Союза в сфере окружающей среды способствует достижению следующих целей:
- сохранение, защита и улучшение качества окружающей среды;
- охрана здоровья людей;
- осмотрительное и рациональное использование природных ресурсов;
- содействие на международной арене мерам, направленным на решение региональных или глобальных проблем окружающей среды, и, в частности, борьба с изменением климата.
2. Политика Союза в сфере окружающей среды стремится к достижению высокого уровня ее охраны с учетом разнообразия ситуаций в различных регионах Союза. Она основана на следующих принципах: принципы предосторожности и профилактических действий; принцип устранения ущерба окружающей среде путем обращения, прежде всего, к его источнику; принцип "загрязнитель платит".
В этом контексте меры по гармонизации, отвечающие потребностям в сфере охраны окружающей среды, включают в соответствующих случаях защитную оговорку, которая позволяет государствам-членам, исходя из природоохранных мотивов неэкономического характера, принимать временные меры, подпадающие под действие процедуры контроля со стороны Союза.
3. При разработке своей политики в сфере окружающей среды Союз учитывает:
- имеющиеся научные и технические данные;
- природные условия в различных регионах Союза;
- преимущества и издержки, которые могут повлечь за собой соответствующее действие или бездействие;
- экономическое и социальное развитие Союза в целом и сбалансированное развитие его регионов.
4. В рамках своей соответствующей компетенции Союз и государства-члены сотрудничают с третьими странами и компетентными международными организациями. Условия сотрудничества, осуществляемого Союзом, могут выступать предметом соглашений между ним и заинтересованными третьими сторонами.
Предыдущий абзац не наносит ущерба компетенции государств-членов вести переговоры в рамках международных инстанций и заключать международные соглашения.
Статья 192
(бывшая статья 175)
1. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой и после консультации с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, устанавливают меры, которые необходимо предпринять Союзу для достижения указанных в статье 191 целей.
2. В отступление от предусмотренной в параграфе 1 процедуры принятия решений и без ущерба статье 114 Совет, постановляя единогласно в соответствии со специальной законодательной процедурой после консультации с Европейским парламентом, Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, принимает:
a) положения, которые имеют преимущественно налоговый характер;
b) меры, воздействующие на:
- благоустройство территории;
- количественное управление водными ресурсами либо прямо или косвенно влияющее на обеспеченность подобными ресурсами;
- назначение земель, кроме управления отходами;
c) меры, которые оказывают заметное воздействие на выбор государств-членов между разными источниками энергии и на общую структуру их энергоснабжения.
Совет, постановляя единогласно по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом, Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, может распространить применение обычной законодательной процедуры на сферы, указанные в первом абзаце.
3. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой и после консультации с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов, принимают программы действий общего характера, которые фиксируют цели, подлежащие достижению в приоритетном порядке.
Меры, необходимые для реализации этих программ, принимаются в соответствии с условиями, предусмотренными, в зависимости от случая, в параграфе 1 или в параграфе 2.
4. Без ущерба отдельным мерам, принимаемым Союзом, государства-члены обеспечивают финансирование и исполнение политики в сфере окружающей среды.
5. Без ущерба принципу "загрязнитель платит", если основанная на параграфе 1 мера вызывает расходы, признанные несоразмерными для публичных властей отдельного государства-члена, то подобная мера предусматривает соответствующие положения в форме:
- временных изъятий и/или
- финансовой поддержки из Фонда сплочения, учреждаемого в соответствии со статьей 177.
Статья 193
(бывшая статья 176)
Охранительные меры <375>, принимаемые согласно статье 192, не являются препятствием для сохранения или введения любым государством-членом более строгих охранительных мер. Эти меры должны соответствовать Договорам. О них уведомляется Комиссия.
--------------------------------
<375> Меры по охране окружающей среды. - Прим. перев.
РАЗДЕЛ XXI. ЭНЕРГИЯ
Статья 194
(бывшая статья 176 A)
1. В рамках создания или функционирования внутреннего рынка и с учетом потребности в сохранении и улучшении качества окружающей среды политика Союза в энергетической сфере ставит целями в духе солидарности между государствами-членами:
a) обеспечить функционирование энергетического рынка;
b) обеспечить надежность энергоснабжения в Союзе;
c) содействовать энергетической эффективности и экономии энергии, а также развитию новых и возобновляемых видов энергии; и
2. Без ущерба применению других положений Договоров Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, устанавливает меры, необходимые для достижения указанных в параграфе 1 целей. Данные меры принимаются после консультации с Экономическим и социальным комитетом и Комитетом регионов.
Они не затрагивают право любого государства-члена определять условия эксплуатации своих энергетических ресурсов, его выбор между разными источниками энергии и общую структуру его энергоснабжения, без ущерба пункту "с" параграфа 2 статьи 192.
3. В отступление от параграфа 2, когда предусмотренные в нем меры имеют по существу налоговый характер, их устанавливает Совет, постановляя единогласно в соответствии со специальной законодательной процедурой и после консультации с Европейским парламентом <376>.
--------------------------------
<376> См.: Декларация в отношении статьи 176 A Договора о функционировании Европейского союза - Декларация N 35. - Прим. перев.
РАЗДЕЛ XXII. ТУРИЗМ
Статья 195
(бывшая статья 176 B)
1. Союз дополняет деятельность государств-членов в туристическом секторе, в частности, способствуя конкурентоспособности предприятий Союза в данном секторе.
С этой целью деятельность Союза направлена на:
a) содействие формированию благоприятной среды для развития предприятий в данном секторе;
b) создание благоприятных условий для сотрудничества государств-членов, в частности, путем обмена успешной практикой.
2. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, устанавливают специальные меры, призванные дополнять собой деятельность, проводимую в государствах-членах для достижения указанных в настоящей статье целей - исключая при этом любую гармонизацию законодательных и регламентарных положений государств-членов.
РАЗДЕЛ XXIII. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
Статья 196
(бывшая статья 176 C)
1. Союз поощряет сотрудничество государств-членов с целью повысить эффективность систем предупреждения и защиты от катастроф, вызываемых природными факторами или человеком.
Деятельность Союза направлена на:
a) поддержку и дополнение деятельности государств-членов на национальном, региональном и местном уровне по предотвращению опасностей, по подготовке участников гражданской обороны в государствах-членах и по принятию мер в случае возникновения внутри Союза катастроф, вызываемых природными факторами или человеком;
b) содействие быстрому и эффективному оперативному сотрудничеству внутри Союза между национальными службами гражданской обороны;
c) создание благоприятных условий для обеспечения согласованного характера действий, предпринимаемых в сфере гражданской обороны на международном уровне.
2. Европейский парламент и Совет, постановляя в соответствии с обычной законодательной процедурой, устанавливают необходимые меры, чтобы внести вклад в достижение указанных в параграфе 1 целей - исключая при этом любую гармонизацию законодательных и регламентарных положений государств-членов.
РАЗДЕЛ XXIV. АДМИНИСТРАТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 197
(бывшая статья 176 D)
1. Эффективное претворение в жизнь государствами-членами права Союза имеет существенное значение для нормального функционирования Союза и признается в качестве вопроса, представляющего общий интерес.
2. Союз может оказывать помощь усилиям государств-членов по улучшению их административной способности претворять в жизнь право Союза. Эта деятельность может заключаться, в частности, в содействии обмену информацией и служащими, а также в поддержке программ обучения. Ни одно из государств-членов не обязано прибегать к использованию указанной помощи. Европейский парламент и Совет, постановляя посредством регламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой, устанавливают с этой целью необходимые меры - исключая при этом любую гармонизацию законодательных и регламентарных положений государств-членов.
3. Настоящая статья применяется без ущерба обязанности государств-членов претворять в жизнь право Союза, а равно без ущерба прерогативам и обязанностям Комиссии. Она также не наносит ущерба другим положениям Договоров, которые предусматривают административное сотрудничество государств-членов друг с другом и с Союзом.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
АССОЦИАЦИЯ С ЗАМОРСКИМИ СТРАНАМИ И ТЕРРИТОРИЯМИ
Статья 198
(бывшая статья 182)
Государства-члены соглашаются установить ассоциацию с Союзом неевропейских стран и территорий, которые поддерживают особые отношения с Данией, Францией, Нидерландами и Соединенным Королевством. Эти страны и территории (далее - страны и территории) перечислены в списке, содержащемся в приложении II <377>.
--------------------------------
<377> См. раздел II настоящего издания. - Прим. перев.
Назначение ассоциации - содействовать экономическому и социальному развитию стран и территорий и установить тесные экономические связи между ними и Союзом в целом.
В соответствии с принципами, изложенными в преамбуле настоящего Договора, ассоциация, в первую очередь, должна обеспечить создание благоприятных условий для реализации интересов жителей данных стран и территорий и для их процветания, чтобы привести их к такому экономическому, социальному и культурному развитию, к которому они стремятся.
Статья 199
(бывшая статья 183)
Ассоциация преследует следующие цели:
1) государства-члены должны применять к своей торговле со странами и территориями такой же режим, какой они предоставляют друг другу согласно Договорам;
2) каждая страна или территория должна применять к своей торговле с государствами-членами и с другими странами и территориями такой же режим, какой она применяет к европейскому государству, с которым поддерживает особые отношения;
3) государства-члены должны содействовать инвестициям, которые требуются для поступательного развития данных стран и территорий.
4) применительно к инвестициям, финансируемым Союзом, участие в торгах <378> и поставках должно быть открыто на равных условиях для всех физических и юридических лиц, которые имеют гражданство (национальность) государств-членов, стран и территорий <379>;
--------------------------------
<378> [Публичные] торги (фр.: adjudications), или тендеры (англ.: tenders) - процедура заключения сделок органами публичной власти, в рамках которой договоры поставки товаров, договоры на выполнение подрядных работ для государственных нужд или иные публичные сделки (о понятии "публичная сделка" см. примечание к параграфу 2 статьи 179) заключаются с тем частным предприятием, которое предложило минимальную цену за свои товары (услуги).
С помощью данной процедуры государство либо иное публично-правовое образование осуществляет своеобразную "продажу" хозяйственных договоров частным контрагентам на самых выгодных (дешевых) для себя условиях. Подробнее см.: Trotabas L., Isoart P. Droit public. Paris: LGDJ, 1998. P. 353. - Прим. перев.
<379> Понятие "национальность" относится к юридическим лицам, а также к коренным жителям заморских стран и территорий. В оригинале Договора лица, обладающие "гражданством" или "национальностью", обозначаются одним словом (фр.: ressortissants; англ.: nationals), которое указывает на их принадлежность к соответствующему государству или к определенной стране или территории. - Прим. перев.
5) в отношениях государств-членов со странами и территориями право учреждения граждан и обществ <380> должно регулироваться в соответствии с положениями и путем применения процедур, которые предусмотрены в главе о праве учреждения, и на недискриминационной основе, при соблюдении специальных положений, принимаемых согласно статье 203.
--------------------------------
<380> Право граждан и коммерческих юридических лиц (обществ) на учреждение собственного дела в других государствах-членах, странах и территориях. См. статьи 49 - 55 (Глава 2 "Право учреждения" раздела IV части третьей). - Прим. перев.
Статья 200
(бывшая статья 184)
1. Импортируемые товары, местом происхождения которых являются страны и территории, при ввозе в государства-члены подпадают под действие запрещения таможенных пошлин, существующего между государствами-членами в соответствии с положениями Договоров.
2. При ввозе в каждую страну и территорию таможенные пошлины на товары, импортируемые из государств-членов и из других стран и территорий, запрещаются в соответствии с положениями статьи 30.
3. Однако страны и территории могут взимать таможенные пошлины, которые отвечают потребностям их развития и индустриализации или которые, будучи по своему характеру налоговыми платежами, ставят целью пополнение их бюджетов.
Пошлины, указанные в предыдущем абзаце, не могут по своему размеру быть выше пошлин на продукцию, импортируемую из того государства-члена, с которым каждая страна или территория поддерживает особые отношения.
4. Параграф 2 не распространяется на страны и территории, которые на основании действующих в отношении них специальных международных обязательств уже применяют недискриминационный таможенный тариф.
5. Установление или изменение таможенных пошлин на товары, которые импортируются в страны и территории, не должно юридически или фактически давать основание для прямой или косвенной дискриминации между товарами, импортируемыми из разных государств-членов.
Статья 201
(бывшая статья 185)
Если уровень пошлин, применяемых к товарам из третьей страны при их ввозе в какую-либо из стран или территорий, способен с учетом применения положений параграфа 1 статьи 200 вызвать нарушения торговли в ущерб одному из государств-членов, то последнее может обратиться к Комиссии с запросом о том, чтобы она предложила остальным государствам-членам необходимые меры для исправления данной ситуации.
Статья 202
(бывшая статья 186)
При соблюдении положений в отношении общественного здоровья, общественной безопасности и общественного порядка свобода передвижения работников стран и территорий в государствах-членах и работников государств-членов в странах и территориях регулируется актами, принимаемыми в соответствии со статьей 203.
Статья 203
(бывшая статья 187)
Исходя из результатов, достигнутых в рамках ассоциации стран и территорий с Союзом, и на базе принципов, закрепленных в Договорах, Совет, постановляя единогласно по предложению Комиссии, устанавливает положения относительно условий и процедуры ассоциации стран и территорий с Союзом. Когда указанные положения принимаются Советом в соответствии со специальной законодательной процедурой, он постановляет единогласно по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом.
Статья 204
(бывшая статья 188)
Положения статей 198 - 203 применяются к Гренландии при соблюдении специальных положений в отношении Гренландии, которые содержатся в прилагаемом к Договорам Протоколе об особом режиме, подлежащем применению к Гренландии <381>.
--------------------------------
<381> См. раздел II настоящего издания. См. также в данном разделе Протокол об импорте в Союз нефтепродуктов, переработанных на Нидерландских Антильских островах. - Прим. перев.
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЮЗА <382>
--------------------------------
<382> Дословно: внешняя деятельность Союза. - Прим. перев.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЮЗА
Статья 205
(бывшая статья 188 A)
Деятельность Союза на международной арене согласно настоящей части осуществляется исходя из принципов, преследует цели и проводится в соответствии с общими положениями, которые предусмотрены в главе 1 раздела V Договора о Европейском союзе <383>.
--------------------------------
<383> Глава 1 "Общие положения о внешнеполитической деятельности Союза" раздела V "Общие положения о внешнеполитической деятельности Союза и специальные положения об общей внешней политике и политике безопасности". - Прим. перев.
РАЗДЕЛ II. ОБЩАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
Статья 206
(бывшая статья 188 B)
Путем создания таможенного союза в соответствии со статьями 28 - 32 Союз в общих интересах способствует гармоничному развитию мировой торговли, постепенной отмене ограничений международной торговли и ограничений на прямые иностранные инвестиции, а также снижению таможенных и иных барьеров.
Статья 207
(бывшая статья 188 C)
1. Общая торговая политика основана на единообразных принципах, особенно в том, что касается: изменения тарифных ставок; заключения тарифных и торговых соглашений, относящихся к торговле товарами и услугами; торговых аспектов интеллектуальной собственности; прямых иностранных инвестиций; придания единообразного характера мерам по либерализации; экспортной политики и мер торговой защиты, включая те, которые должны приниматься в случае демпинга и субсидий. Общая торговая политика проводится в рамках принципов и целей внешнеполитической деятельности Союза.
2. Европейский парламент и Совет, постановляя посредством регламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой, принимают меры, определяющие правовые основы осуществления общей торговой политики.
3. Если должны быть проведены переговоры и заключены соглашения с одной или несколькими третьими странами или международными организациями, то подлежит применению статья 218 при соблюдении специальных положений настоящей статьи.
Комиссия представляет рекомендации Совету, который разрешает ей открыть необходимые переговоры. Совету и Комиссии надлежит заботиться о том, чтобы подготавливаемые в ходе переговоров соглашения соответствовали внутренней политике и внутренним правилам Союза <384>.
--------------------------------
<384> "Внутренние правила" Союза - предписания, которые регулируют общественные отношения "внутри" его территории: положения Договоров, регламентов, директив и других правовых актов Союза. - Прим. перев.
Данные переговоры ведутся Комиссией в консультации со специальным комитетом, назначаемым Советом для оказания ей содействия в выполнении этой задачи, и в рамках директив, которые может направлять в ее адрес Совет. Комиссия регулярно докладывает специальному комитету, а также Европейскому парламенту о ходе развития переговоров.
4. Применительно к ведению переговоров и заключению соглашений, указанных в параграфе 3, Совет постановляет квалифицированным большинством.
Применительно к ведению переговоров и заключению соглашений в сферах торговли услугами и торговых аспектов интеллектуальной собственности, а также прямых иностранных инвестиций Совет постановляют единогласно, когда в данных соглашениях содержатся положения, в отношении которых единогласие требуется для принятия внутренних правил <385>.