15.1. В ходе всего судебного разбирательства несовершеннолетний имеет право быть представленным его или ее адвокатом или право на обращение за бесплатной правовой помощью, если предоставление такой помощи предусмотрено в этой стране законодательством.
15.2. Родители или опекун имеют право участвовать в судебном раз- бирательстве, и компетентный орган власти может потребоватьих при- сутствия в интересах несовершеннолетнего. Однако компетентный орган власти может отказать им в таком участии, если имеются основания по- лагать, что это необходимо в интересах несовершеннолетнего.
Комментарий
, В правиле 15.1 используется терминология, аналогичная терминоло- гии правила 93 Минимальных стандартных правил обращения с заключен- ными. Если положение об адвокате и бесплатной правовой помощи необхо- димо для обеспечения несовершеннолетнему правовой помощи, то право родителей или опекуна на участие, как указывается в правиле 15.2, следу- ет рассматривать как оказание общей психологической и эмоциональной поддержки несовершеннолетнему, как функцию, которая должна выпол- няться в течение всего разбирательства.
Правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 295
Для компетентных органов власти, которые стремятся надлежащим образом рассмотреть дело, видимо было бы полезным, в частности, со- трудничество со стороны юридических представителей несовершеннолет- него (или какого-либо другого помощника, которому несовершеннолетний может верить и действительно верит). Это положение может утратить свое значение в том случае, когда присутствие родителей или опекунов при слушании дела оказывает отрицательное влияние, например, если они проявляют враждебное отношение к несовершеннолетнему; поэтому должна быть предусмотрена возможность отказа им в таком участии.
Доклады о результатах социального обследования
16.1. Во всех случаях, за исключением мелких правонарушений, до вынесения компетентным органом власти окончательного решения, пред- шествующего приговору, необходимо тщательно изучить окружение и условия, в которых живет несовершеннолетний, или обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, с тем чтобы содействовать вынесению компетентным органом власти разумного судебного решения по делу.
Комментарий
Доклады о результатах социального обследования (социальные за- ключения или доклады до вынесения приговора) оказывают незаменимую помощь в большинстве случаев, связанных с судебным разбирательством дел несовершеннолетних. Компетентные органы должны знать о соответ- ствующих фактах, касающихся несовершеннолетнего, например, о соци- альном и семейном окружении несовершеннолетнего, его учебе в школе, воспитании и т. д. Для этой цели в некоторых судебных системах исполь- зуются специальные социальные службы или сотрудники, выполняющие эти функции для судов или комиссий. Эти функции могут выполняться другими сотрудниками, в том числе должностными лицами системы про- бации. Поэтому в данном правиле указывается на необходимость соответ- ствующих социальных служб для квалифицированной подготовки докла- дов о результатах социального обследования.
17. Руководящие принципы вынесения судебного решения и выборы мер воздействия
17.1. При выборе мер воздействия компетентный орган должен руко- водствоваться следующими принципами:
a) меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и по- требностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества;
b) решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего Должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса и ограничение должно быть по возможности сведено до минимума;
c) несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать лич- ной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьез- ного деяния с применением насилия против другого лица или в неодно- хратном совершении других серьезных правонарушений, а также в от- ^тствие другой соответствующей меры воздействия;
d) при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющим фактором.
17.2. Ни за какое преступление, совершенное несовершеннолетним, смертный приговор не выносится. ,
296________Часть II. Международные документы универсального хара ктера
17.3. Несовершеннолетние не подвергаются телесным наказаниям.
17.4. Компетентный орган власти должен иметь право в любой мо- мент прекратить судебное разбирательство.
Комментарий
Главная трудность в разработке руководящих принципов для выне- сения судебного решения в отношении молодых людей проистекает из неразрешенных противоречий философского характера между:
a) перевоспитанием и воздаянием по заслугам;
b) помощью и пресечением и наказанием;
c) мерой воздействия с учетом исключительных обстоятельств кон- кретного дела и мерой воздействия в интересах защиты общества в целом;
d) общим предупреждением и индивидуальным наказанием.
Противоречие между этими подходами четче проявляется в отно- шении дел несовершеннолетних, чем в отношении дел взрослых. В силу разнообразия причин и следствий, являющихся отличительной чертой дел несовершеннолетних, между этими альтернативами возникает слож- ная взаимозависимость.
Минимальные стандартные правила отправления правосудия в от- ношении несовершеннолетних не предписывают применение какого-либо подхода, а скорее указывают на подход, в наибольшей степени отвечаю- щий международно признанным принципам. Поэтому основные положе- ния, изложенные в правиле 17.1, в частности в подпунктах а) и с), следует воспринимать главным образом как практические руководящие принци- пы, которые должны служить общей отправной точкой; при учете их со- ответствующими органами (см. также правило 5) они могли бы в значи- тельной степени способствовать обеспечению защиты основных прав не- совершеннолетних правонарушителей, в особенности основных прав на развитие личности и образование.
В подпункте Ь) правила 17.1 указывается, что подход, имеющий чис- то карающий характер, является неприемлемым. Если в делах взрослых и также, возможно, в случае серьезных правонарушений несовершенно- летних заслуженное наказание и карающие санкции могут рассматри- ваться как в определенной степени обоснованные, то в делах несовер- шеннолетних над такими соображениями должны всегда преобладать ин- тересы обеспечения благополучия и будущего молодых людей.
Согласуясь с резолюцией 8 шестого Конгресса Организации Объеди- ненных Наций, подпункт Ь) правила 17.1 способствует максимально ши- рокому применению альтернатив заключению, учитывая необходимость удовлетворения конкретных потребностей молодежи. Поэтому следует полностью использовать весь диапазон существующих альтернативных мер и разрабатывать новые альтернативные меры с учетом требований безопасности общества. Максимально широко должна применяться сис- тема пробации путем вынесения условных приговоров, отсрочки их ис- полнения, постановлений советов и других видов решений.
Подпункт с) правила 17.1 отвечает одному из руководящих принци- пов резолюции 4 шестого Конгресса, направленного на то, чтобы избегать заключения несовершеннолетних в тюрьму, за исключением тех случаев, когда нет другой соответствующей меры, которая обеспечивала бы безо- пасность общества.
Положение о запрещении смертной казни в правиле 17.2 отвечает статье 6.5 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Положение о запрещении телесных наказаний отвечает статье 7 Международного пакта о гражданских и политических правах и Декла-
Правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 297
рации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и проекту кон- венции о правах ребенка.
Право на прекращение в любой момент судебного разбирательства (правило 17.4) является отличительной чертой, присущей практике обра- щения с несовершеннолетними правонарушителями в отличие от взрос- лых. В любое время компетентному органу власти могут стать известны обстоятельства, которые позволят считать полное прекращение вмеша- тельства наилучшим решением по делу.