23.1. Необходимо предусмотреть соответствующие положенияоб ис- полнении постановлений компетентного органа, указанного в правиле 14.1, выше, самим этим органом или каким-либо другим органом, в зависимос- ти от обстоятельств.
23.2. Такие положения должны включать право компетентного орга- на периодически вносить, по мере необходимости, изменения в постанов- ления при условии, что характер таких изменений будет определяться в соответствии с принципами, содержащимися в этих Правилах.
Комментарий
Решение по делам несовершеннолетних, в большей степени чем по делам взрослых, может оказать влияние на жизнь правонарушителя в те- чение длительного периода времени. Поэтому важное значение имеет над- зор за исполнением решения со стороны компетентного органа власти или независимого органа (комиссии по делам поручительства, службы системы пробации, учреждения социального обеспечения молодежи и других), пол- номочия которого аналогичны полномочиям компетентного органа власти, принявшего первоначальное решение по делу. С этой целью в некоторых странах учреждена должность juge de 1'execution des peines.
Состав, полномочия и функции этого органа власти должны носить гибкий характер; в правиле 23 дано их общее описание, с тем чтобы обес- печить их широкую приемлемость.
Предоставление необходимой помощи
24.1. Следует прилагать усилия для предоставления несовершенно- летним на всех этапах судебного разбирательства необходимой помощи, такой как обеспечение жильем, получение образования или профессио- нальной подготовки, трудоустройство или любая другая помощь, которая может оказаться полезной и практичной, в целях содействия процессу перевоспитания.
Правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних______301
Комментарий
Содействие благополучию несовершеннолетних имеет первостепен- ное значение. Поэтому в правиле 24 подчеркивается важность создания необходимых условий и предоставления услуг и другой необходимой по- мощи для обеспечения интересов несовершеннолетних в течение всего процесса перевоспитания.
Мобилизация добровольцев и других общинных служб
25.1. Следует привлекать добровольцев, добровольные организации, местные учреждения и другие общинные службы, с тем чтобы они внесли свой действенный вклад в перевоспитание несовершеннолетних в рамках общины, и насколько это возможно, в рамках семьи.
Комментарий
Это правило отражает необходимость ориентации всей работы с не- совершеннолетними правонарушителями на перевоспитание. Для эффек- тивного выполнения указаний компетентных органов власти сотрудниче- ство с общиной имеет исключительно важное значение. В частности, добро- вольцы и добровольные службы оказывают чрезвычайно ценные услуги, однако в настоящее время их возможности используются недостаточно. В некоторых случаях значительную помощь могут оказывать бывшие пра- вонарушители (в том числе бывшие наркоманы).
Правило 25 строится на принципах, которые изложены в прави- лах 1.1—1.6, и аналогично соответствующим положениям Международ- ного пакта о гражданских и политических правах.
Часть пятая
Обращение с правонарушителями в исправительных учреждениях
26. Цели обращения с-правонарушителями в исправительных учреждениях
26.1. Целью воспитательной работы с несовершеннолетними, содер- жащимися в исправительных учреждениях, является обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки с целью оказания им помощи для выполнения социально-полезной и плодотворной роли в обществе.
26.2. Несовершеннолетним в исправительных учреждениях должен обеспечиваться уход, защита и вся необходимая помощь — социальная, психологическая, медицинская, физическая, а также помощь в области образования и профессиональной подготовки, — которые им могут потре- боваться с учетомих возраста, пола и личности, а также интересових полноценного развития.
26.3. Несовершеннолетние в исправительных учреждениях должны содержаться отдельно от взрослых, а также в специальном исправитель- ном учреждении или в специальном отделении исправительного учрежде- ния, где содержатся также и взрослые.
26.4. Молодым женщинам-правонарушителям, помещенным в испра- иительное учреждение, должно уделяться особое внимание с учетом их яичных нужд и проблем. Им должен обеспечиваться такой же уход, защи- та, помощь, обращение и профессиональная подготовка, как и молодым
302________Часть II. Международные документы универсального характера
мужчинам-правонарушителям. Следует обеспечить справедливое обраще- ние с ними.
26.5. В интересах благополучия несовершеннолетних, помещенных в исправительные учреждения, их родители или опекуны должны иметь право посещать их.
26.6. Необходимо поощрять межминистерское и межведомственное сотрудничество с целью обеспечения соответствующей академической или по возможности, про4эессиональной подготовки находящихся в исправи- тельных учреждениях несовершеннолетних, с тем чтобы после их выхода из исправительного учреждения они имели полноценное образование.
Комментарий
Цели обращения с правонарушителями в исправительных учрежде- ниях, сформулированные в правилах 26.1 и 26.2, должны быть приемлемы для любой системы и культуры. Однако они не были достигнуты повсе- местно, и в связи с этим предстоит еще очень большая работа.
В частности, оказание медицинской и психологической помощи имеет исключительно важное значение для помещенных в исправительные уч- реждения наркоманов, агрессивных и психически больных молодых людей.
Необходимо избегать отрицательного влияние взрослых правонару- шителей и охранять благополучие несовершеннолетних в условиях испра- вительного учреждения, как предусмотрено в правиле 26.3, что соответст- вует одному из основных руководящих принципов этих Правил, как он изложен шестым Конгрессом в его резолюции. Это правило не препятству- ет принятию государствами иных мер против отрицательного влияния взрос- лых правонарушителей, которые по крайней мере столь эффективны, как и меры, упомянутые в данном правиле (См. также правило 13.4.)
Правило 26.4 связано с тем обстоятельством, что женщинам-право- нарушителям, как отмечалось на шестом Конгрессе, уделяется обычно меньше внимания, чем мужчинам. В частности, в резолюции 9 шестого Конгресса содержится призыв к справедливому обращению с женщина- ми-правонарушителями на каждом этапе процесса уголовного правосу- дия, а также к рассмотрению с особым вниманием их конкретных про- блем и нужд в период лишения свободы. Кроме того, это правило должно рассматриваться в свете Каракасской декларации шестого Конгресса, ко- торая, в частности, призывает к равноправному обращению при отправ- лении уголовного правосудия и в свете Декларации о ликвидации дис- криминации в отношении женщин и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Право посещения заключенных (правило 26.5) вытекает из положе- ний правил 7.1, 10.1, 15.2 и 18.2. Межминистерское и межведомственное сотрудничество (правило 26.6) имеет особо важное значение для общего повышения качества обращения с правонарушителями в исправительных учреждениях и их профессионального обучения.
27. Применение Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых Организацией Объединенных Наций
27.1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенны- ми и соответствующие рекомендации используются по мере их примени- мости к обращению с несовершеннолетними правонарушителями в ис- правительных учреждениях, включая тех, которые находятся под стра- жей в ожидании судебного решения.
Правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних______303
27.2. Необходимо прилагать усилия для возможно более полного вы- полнения соответствующих принципов, изложенных в Минимальных стан- дартных правилах обращения с заключенными, в целях удовлетворения раз- чичных нужд несовершеннолетних с учетом их возраста, пола и личности.
Комментарий
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными явились одним из первых документов такого рода, провозглашенных Ор- ганизацией Объединенных Наций. По всеобщему признанию, их воздей- ствие ощущается во всем мире. Хотя до сих пор имеются страны, в кото- рых их осуществление остается пожеланием, а не фактом, эти Мини- мальные стандартные правила продолжают являться важным фактором гуманного и справедливого использования исправительных учреждений.
В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными отражены некоторые основные обращения с несовершеннолетними пра- вонарушителями в исправительных учреждениях (помещения и их обо- рудование, спальные принадлежности, одежда, рассмотрение заявлений и жалоб, контакты с внешним миром, питание, медицинское обслужива- ние, отправление религиозных обрядов, разбивка по возрастным катего- риям, требования к персоналу, труд и т. д), а также положения, касаю- щиеся наказаний, дисциплины и средств усмирения опасных правонару- шителей. Было бы нецелесообразно изменять эти Минимальные стандарт- ные правила обращения с заключенными, чтобы отразить особые харак- терные черты исправительных учреждений для несовершеннолетних пра- вонарушителей в сфере действия Минимальных стандартных правил, ка- сающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
В правиле 27 изложены необходимые требования в отношении несо- вершеннолетних, находящихся в исправительных учреждениях (прави- ло 27.1), а также об удовлетворении их различных конкретных нужд с учетом их возраста, пола и личности (правило 27.2). Поэтому цели и со- держание данного правила в некоторых отношениях совпадают с соответ- ствующими положениями Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.
28. Регулярное применение условного освобождения на ранних этапах
28.1. Условное освобождение из исправительного учреждения при- меняется соответствующими органами в возможно более широких мас- штабах и в возможно более ранние сроки.
28.2. Несовершеннолетние, условно освобожденные из исправитель- ного учреждения, получают помощь и находятся под надзором соответст- вующего органа и должны получать поддержку со стороны общины
Комментарий
Право принимать решение об условном освобождении может быть предоставлено компетентному органу власти, указанному в правиле 14.1, или какому-либо другому органу власти. Поэтому в данном случае целе- сообразно использовать определение "соответствующий", нежели "ком- петентный" орган власти.
Если позволяют обстоятельства, следует отдать предпочтение ус- ловному освобождению, не заставляя молодого правонарушителя полнос- тью отбывать свой срок. При наличии данных, свидетельствующих об удов- летворительном ходе перевоспитания, даже нарушители, которые счита- лись опасными в момент их помещения в исправительное учреждение,
304________Часть II. Международные документы универсального характера
могут быть, если позволяют обстоятельства, освобождены условно. По- добно установлению испытательного срока, такое освобождение может быть обусловлено выполнением условий, поставленных соответствующими ор- ганами на срок, указанный в решении, например условия "хорошего по- ведения" правонарушителя, участия в общинных мероприятиях, прожи- вания в исправительных учреждениях с ослабленным режимом и т. д.
В случае условного освобождения правонарушителей из исправитель- ного учреждения необходимо предусмотреть помощь и надзор со стороны должностного лица системы пробации или другого должностного лица (в частности в странах, где система пробации еще не применяется), а также поощрять оказание поддержки со стороны общины.