памятуя об обязательстве членов Организации Объединенных На- ций в соответствии с Уставомпринимать совместные исамостоятельные действия в сотрудничествес Организацией для содействия повышению уровня жизни, полной занятостинаселения и условиямэкономического и социального прогресса и развития,
подтверждая веру в правачеловека и основныесвободы и в прин- ципы мира,достоинства и ценности человеческой личности исоциальной справедливости, провозглашенныев Уставе,
напоминая о принципах, содержащихся во Всеобщей декларацииправ человека, Международных пактах о правах человека. Декларацииправ ребенка, Декларации о предоставлении независимое ги колониальным стра- нам и народам. Международнойконвенции о ликвидации всех форм расо- вой дискриминации и Декларации Организации Объединенных Нацийо ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларации о распростра- нении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопони- мания международами, Декларации о ликвидации дискриминации в отно- шенииженщин и в резолюциях Организации Объединенных Наций,
учитывая нормы, уже установленные для достижения социального прогресса в уставах, конвенциях, рекомендациях и резолюциях Между- народнойорганизации труда, Продовольственной и сельскохозяйсч вен- ной организации Объединенных Наций. Организации ОбъединенныхНа- ций по вопросам образования,науки и культуры. Всемирнпи организации здравоохранения, Детскогофонда Организации Объединенных Наций и других соответствующих организаций,
исходя из убеждения, что человек может добиться полного осущест- вления своих чаяний лишь в условиях справедливого социального поряд- ка и что, следовательно, кардинальное значение имеет ускорение соци- ального и экономического прогресса повсюду, что способствует междуна- родному миру и солидарности,
исходя из убеждения,что международныймир и безопасность, с од- ной стороны, и социальныйпрогресс и экономическое развитие —с другой, находятся в теснойвзаимозависимости и взаимно влияют друг на друга,
убежденная в том, что мирное сосуществование, дружественные от- ношения и сотрудничество среди государств с различными социальными, экономическими и политическими системами могут способствовать соци- альному развитию,
подчеркивая взаимозависимость экономического и социального раз' вития в рамках более широкого процесса роста и преобразования, а также значение стратегии комплексного развития, которая полностью учитывает. социальные аспекты на всех стадиях,
Декларациясоциального прогрессаи развития 325
сожалея о недостаточном прогрессе, достигнутом в мировом соци- альном положении, несмотря на усилия государств и международного сообщества,
признавая, что основную ответственность за развитие развивающихся стран несутсами эти страны, и подтверждая настоятельную необходи- мостьуменьшить и в конечном итогеликвидировать разрыв между уров- нем жизни экономически более развитых иразвивающихся стран, с этой целью государства-члены должны нести ответственностьза проведение внутреннейвнешней политики, направленной на содействие социальному развитиюво всем мире и, в частности, на оказание помощиразвиваю- щимся странам в ускорении их экономическогороста,
признавая срочную необходимость посвятить делумира и социаль- ного прогрессаресурсы, которые расходуютсяна вооружение и непроиз- водительно тратятсяна конфликты и уничтожение,
сознавая вклад, который наука и техника могут сделать в удовле- творение всеобщих потребностей человечества,
полагая, что первоочередной задачейвсех государстви междуна- родных организацийявляется устранениеиз жизни обществавсех зол и препятствий на пути социальногопрогресса, и прежде всего таких, как неравенство, эксплуатация,война, колониализми расизм,
желая содействовать прогрессу всего человечества в деле достиже- нияэтих целей ипреодолеть все препятствия на пути ихосуществления,
торжественно провозглашает настоящую Декларацию социального прогресса и развития и призывает к осуществлению национальных и меж- дународных действий с целью использования ее в качестве общей основы политики социального развития:
Часть I. Принципы Статья 1
Все народы и все люди, независимо от расы,цвета кожи,пола, язы- ка, вероисповедания, национальности, этнического происхождения, семей- ного илисоциального положения, либополитических илииных убежде- ний, имеют право жить в достойных условиях и в условиях свободыи пользоваться плодами социальногопрогресса и должны со своей стороны способствовать ему.
Статья 2
Социальный прогресс и развитие основываются на уважении досто- инства и ценности человеческой личности и обеспечивают развитие прав человека и социальной справедливости, что требует:
a) незамедлительной и окончательной ликвидациивсех форм нера- венства, эксплуатации народов и отдельных лиц, колониализма, расизма, включая нацизм и апарчеид, и всякой иноп политики и идеологии,проти- воречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
b)признания и эффективного осуществления гражданских и полити- ческихправ, а также экономических, социальныхи культурных прав без всякой дискриминации.
Статья 3
Основными условиями социального прогресса и развития считаются:
326______ Часть П^ Международные документыуниверсального характера
Ь) принцип невмешательства во внутренние дела государств;
c^ уважение суверенитета и территориальной целостности государств'
d) неотъемлемый суверенитет каждогогосударства над своими при- родными богатствами и ресурсами;
e) право и ответственностькаждого государства и, в той степени, в какой это касается каждой нации и народа,свободно определять свои собственные цели социального развития,устанавливать свой порядок оче- редности и определять, в соответствиис принципами Устава Организа- ции Объединенных Наций,средства и методы их достижений без всякого вмешательства извне;
f) мирное сосуществование, мир, дружественные отношения и со- трудничество государств независимо от различий междуих социальны- ми, экономическими и политическими системами.
Статья 4
Семьев качестве основной ячейки общества и естественной Среды для роста и благополучия всехее членов, особенно детей и молодежи, должны предоставляться помощьи защита, с тем чтобы она могла пол- ностью выполнятьсвои обязанности в коллективе.Родители имеют ис- ключительное право свободно и с полнойответственностью определять числосвоих детей и сроки междуих рождением,
Статья 5
Социальный прогресси развитие требуют полного использования людских ресурсов, включая,в частности:
и) поощрение творческой инициативы в атмосфере просвещенного общественного мнения;
b) распространениеинформации национальногои международного характера в целях развития у личностисознания перемен, происходящих в обществе в целом;
c) активное участиевсех элементов общества,в индивидуальном порядке или через ассоциации, в определении иосуществлении общих целей развития в условиях полного уваженияосновных свобод, закреп- ленных во Всеобщейдекларации прав человека;
d) обеспечение находящимся в неблагоприятныхусловиях илиотста- лым слоям населенияравных возможностейсоциального и экономического развития в целях создания эффективного интегрированного общества.
Статья 6
Социальное развитие требует предоставления каждому человеку права на труд и свободный выбор занятия.
Социальныйпрогресс и развитиетребуют участия всех членов об- щества в производительном и общественнополезном труде и установле- ния, в соответствиис правами человека и основными свободами,а также в соответствии с принципами справедливости исоциальной функции соб- ственности,таких форм собственности на землю исредства производства, которые исключаютлюбые формы эксплуатациичеловека, обеспечивают равныеправа на собственность длявсех и создают условия, ведущие к подлинномуравенству среди людей.
Статья 7
Быстрое увеличение национального дохода и богатства иих спра- ведливое распределение среди всех членов общества лежат в основе вся-