18.1. В целях обеспечения большей гибкости и во избежание по воз- можности заключения в исправительные учреждения компетентный ор- ган власти должен располагать при разрешении дела широким комплек- сом мер воздействия. Такими мерами, которые могут осуществляться в сочетании друг с другом, являются:
a) постановления об опеке, руководстве и надзоре;
b) пробация;
c) постановления о работе на благо общины;
d) финансовые наказания, компенсация и реституция;
e) постановления о принятии промежуточных и других мер;
f) постановления об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях;
д) постановления, касающиеся передачи на воспитание, места про- живания или других воспитательных мер;
h) другие соответствующие постановления.
18.2. Ни один несовершеннолетний не может быть изъят из-под над- зора родителей, частично или полностью, если это не оправдано обстоя- тельствами ее или его дела.
Комментарий
В правиле 18.1 делается попытка перечислить некоторые важные меры воздействия и санкции, которые успешно применяются в различных право- вых системах. В целом они перспективны и заслуживают применения и дальнейшего развития. В этом правиле не указываются какие-либо требова- ния в отношении персонала, поскольку соответствующего персонала может не быть в некоторых регионах; в этих регионах можно разрабатывать и применять меры, для осуществления которых требуется меньше персонала.
Для примеров, указанных в правиле 18.1, общим является, прежде всего, опора на общину как на инструмент эффективного осуществления альтернативных решений. Перевоспитание с привлечением общины пред- ставляет собой традиционную меру, которая заключает в себе многие ас- пекты. В связи с этим соответствующим властям следует поощрять предо- ставление общинами своих услуг.
В правиле 18.2 указывается на важную роль семьи, которая, в соот- ветствии со статьей 10.1 Международного пакта об экономических, соци- альных и культурных правах, является "естественной и основной ячейкой общества". В рамках семьи родители имеют не только право, но и обязаны обеспечить уход и надзор за своими детьми. Поэтому в соответствии с пра- вилом 18.2 разлучение детей и родителей является крайней мерой. К ней можно прибегать лишь в тех случаях, когда факты дела оправдывают этот Еерьезный шаг (например, жестокое обращение с детьми).
298________Часть II. Международные документыуниверсального характера
19. Минимальное использование мер, предусматривающих заключение в исправительные учреждения
19.1. Помещение несовершеннолетнего в какое-либо исправительное учреждение всегда должно быть крайней мерой, применяемой в течение минимально необходимого срока.
Комментарий
Прогрессивная криминология выступает за предпочтительное исполь- зование мер, не предусматривающих содержания в исправительных уч- реждениях. Установлено, что в лучшем случае имеется незначительная разница в результатах, достигнутых посредством содержания в исправи- тельных учреждениях по сравнению с результатами, достигнутыми без применения этой меры. Многочисленные неблагоприятные последствия для личности, которые, по-видимому, являются неизбежными при любом помещении в исправительное учреждение, совершенно очевидно не могут быть компенсированы исправительной работой. Это особенно справедливо в отношении несовершеннолетних, которые подвержены отрицательным влияниям. Кроме того, негативные последствия, связанные не только с лишением свободы, но и с изоляцией от общества, сказываются на несо- вершеннолетнем в большей степени, чем на взрослом, поскольку они за- трагивают несовершеннолетнего на начальной стадии его развития.
Цель правила 19 заключается в ограничении содержания в исправи- тельных учреждениях в двух отношениях: количественном ("крайняя мера") и временном ("минимального срока"), В правиле 19 отражен один из руководящих принципов резолюции 4 шестого Конгресса Организации Объединенных Наций: несовершеннолетний нарушитель не должен за- ключаться в тюрьму, за исключением тех случаев, когда не имеется Дру- гих соответствующих мер. Поэтому в данном правиле содержится призыв к тому, чтобы в тех случаях, когда несовершеннолетний должен быть помещен в исправительное учреждение, лишение свободы должно быть ограничено минимально необходимым сроком и при этом должны быть осуществлены специальные организационные мероприятия по содержа- нию несовершеннолетнего и учтены различные типы правонарушителей, правонарушений и учреждений. Фактически, предпочтение должно отда- ваться "открытым" учреждениям перед "закрытыми". Кроме того,все учреждения должны быть исправительного или образовательного типа, а не тюремного.