45. Правительственные учреждения должны уделять первоочередное внимание планам и программам для молодежи и предоставлять соответст- вующий объем финансовых средств, услуги, помещения и персонал для обеспечения надлежащего медицинского обслуживания, охраны психичес- кого здоровья, питания, жилья и оказания других соответствующих услуг, в том числе в области предупреждения злоупотребления наркотиками и алкоголем и лечения, обеспечивая, чтобы молодежь получала выделяемые на эти цели средства и использовалаих в своих интересах.
46. Помещение молодых лиц в воспитательно-исправительные учреж- дения следует осуществлять в качестве крайней меры и на минимально необходимый срок, причем первостепенное значение имеют интересы под- ростка. Следует строго определять критерии, разрешающие официальное вмешательство такого типа, и ограничить их следующими ситуациями:
a) когда ребенку или подростку нанесен физический ущерб в резуль- тате намеренных действий родителей или опекунов;
b) когда ребенок или подросток явился объектом сексуальных, физичес- ких или моральных злоупотреблений со стороны родителей или опекунов;
c) когда ребенок или подросток оставлен без внимания, брошен или эксплуатируется родителями или опекунами;
d) когда ребенку или подростку в результате действий родителей или опекунов грозит опасность физического или морального характера;
e) когда поведение ребенка или подростка создало серьезную физи- ческую или психологическую угрозу для него, а родители, организации, сам несовершеннолетний, а также общинные службы, базирующиеся вне места его жительства, не могут устранить эту угрозу, не прибегая к поме- щению в воспитательно-исправительное учреждение.
47. Правительственные учреждения должны обеспечивать для моло- дежи возможность либо продолжить очное обучение за счет государства, когда родители или опекуны не способны содержать молодых людей, либо получить трудовые навыки.
48. Планирование и разработку программ предупреждения преступ- ности среди молодежи следует осуществлять на основе надежных науч- ных исследований и периодически подвергать контролю, оценке и коррек- тировке.
49. Среди специалистов и общественности в целом следует распро- странять научную информацию о том, какого рода поведение или ситуация Могут привести к физической или психологической виктимизации моло- дых людей, нанесениюим ущерба, а также ких эксплуатации.
50. В целом участие во всех планах и программах должно носить Добровольный характер. Молодежь сама должна участвовать в составле- чии, разработке и осуществлении таких программ.
51. Правительствам следует приступить или продолжить исследова- чче, развитие и осуществление политики, мер и стратегий в рамках систе- ""bi уголовного правосудия и вне их в целях предупреждения насилия в семье в отношении молодых людей и затрагивающегоих и обеспечить спра- ведливое обращение с жертвами этого насилия в семье.
Часть II Международные документы универсального характера
VI. Законодательство и отправление правосудия в отношении несовершеннолетних
52. Правительствам следует принимать специальные законы и про- цедуры для содействия осуществлению и защите прав и благополучия всей молодежи и обеспечиватьих соблюдение.
53. Следует принять и обеспечить соблюдение законодательства, запре- щающего жестокое обращение с детьми и молодыми людьми и их эксплуата- цию, а также использование их как орудие в преступной деятельности.
54. Никакой ребенок или молодой человек не должен подвергаться грубым или унижающим достоинство наказаниям в семье, в школе или в других учреждениях.
55. Следует разработать законодательство, ограничивающее и кон- тролирующее доступ детей и молодежи ко всем видам оружия, и обеспе- чить соблюдение такого законодательства.
56. В целях предотвращения дальнейшего подрыва репутации, вик- тимизации и криминализации молодых лиц следует принять законода- тельство, предусматривающее, что действия, не рассматриваемые в каче- стве правонарушения и не влекущие за собой наказания в случае их со- вершения взрослыми, не должны рассматриваться в качестве правонару- шения и не должны влечь за собой наказания в случае совершенияих молодыми лицами.
57. Следует рассмотреть вопрос об учреждении поста омбудсмена или аналогичного независимого органа для молодых лиц, который обеспе- чивал бы соблюдение статуса прав и интересов молодых людей и квали- фицированное обращение к имеющимся службам. Омбудсмен или другой установленный орган контролировал бы также осуществление Эр-Рияд- ских руководящих принципов, Пекинских правил и Правил, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Омбудсмен или другой орган через регулярные интервалы времени публиковал бы доклад о до- стигнутом прогрессе и трудностях, которые встретились в процессе осу- ществления этих международно-правовых документов. Следует также создать службы защиты интересов детей.
58. Сотрудники правоохранительных органов и другие соответствую- щие работники, независимо от пола, должны быть готовы учитывать в своей работе особые потребности молодежи, а также знать и использо- вать в максимально возможной степени программы и имеющиеся службы помощи, чтобы не допускать столкновения несовершеннолетних с систе- мой правосудия.
59. Следует принять и строго соблюдать законодательство для за- щиты молодежи и детей от наркомании и торговцев наркотиками.