6.1. Ввиду различных особых потребностей несовершеннолетних, а также многообразия имеющихся мер, следует предусмотреть соответст- вующий объем дискреционных полномочий на всех этапах судебного раз- бирательства и на различных уровнях отправления правосудия в отно- шении несовершеннолетних, в том числе при расследовании, рассмотре- нии дела в суде, вынесении судебного решения и осуществлении контро- ля за выполнением судебных решений.
6.2. Вместе с тем следует прилагать усилия для обеспечения соот- ветствующей отчетности на всех этапах и уровнях при осуществлении любых дискреционных правомочий.
6.3. Лица, использующие дискреционные полномочия, должны обла- дать соответствующей квалификацией или подготовкой для их благоразум- ного применения в соответствии со своими функциями и полномочиями.
Комментарий
В правилах 6.1, 6.2 и 6.3 охватывается несколько важных аспектов эффективного, справедливого и гуманного отправления правосудия в от- ношении несовершеннолетних: необходимость разрешить применение дискреционных полномочий на всех основных уровнях отправления пра- восудия, с тем чтобы принимающие решения лица могли действовать в зависимости от каждого конкретного случая; и необходимость предусмот- реть меры контроля и противодействия для предотвращения случаев не- правильного использования дискреционных полномочий и для защиты прав молодого правонарушителя. Подотчетность и профессионализм являются наиболее важными средствами ограничения широкого использования дис- креционных полномочий. Таким образом, в данном случае подчеркивает- ся значение профессиональных навыков и подготовки как ценных средств обеспечения благоразумного использования дискреционных полномочий в делах несовершеннолетних правонарушителей. (См. также правила I." и 2.2). В этом контексте подчеркивается значение разработки конкретных руководящих принципов использования дискреционных полномочий и
Правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
обеспечения систем пересмотра дел, апелляций и т. п., с тем чтобы обес- печить проверку решений и подотчетность. Подобные механизмы кон- кретно не оговариваются ввиду определенных трудностей, связанных с их включением в международные Минимальные стандартные правила, в которых невозможно учесть все различия в системах правосудия.
Права несовершеннолетних
7.1. Основные процессуальные гарантии, такие, как презумпция не- виновности, право быть поставленным в известность о предъявленном обвинении, право на отказ давать показания, право иметь адвоката, право на присутствие родителей или опекуна, право на очную ставку со свиде- телями и их перекрестный допрос и право на апелляцию в вышестоящую инстанцию должны быть гарантированы на всех этапах судебного разби- рательства.
Комментарий
В правиле 7.1 подчеркиваются некоторые важные аспекты, которые являются существенными элементами справедливого и беспристрастного суда и признаны на международном уровне в существующих документах о правах человека. (См. также правило 14.) Положение о презумпции не- виновности, например, содержится также в статье 11 Всеобщей деклара- ции прав человека и в статье 14.2 Международного пакта о гражданских и политических правах.
В правиле 14 и далее настоящих Минимальных стандартных правил конкретно определяются вопросы, которые являются важными, в частнос- ти, при рассмотрении в суде дел несовершеннолетних, а в правиле 7.1 в общем виде подтверждаются самые основные процессуальные гарантии.
Обеспечение конфиденциальности
8.1. Право несовершеннолетних на конфиденциальность должно ува- жаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ей или ему вреда из- за ненужной гласности или из-за ущерба репутации.
8.2. В принципе не должна публиковаться никакая информация, ко- торая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего пра- вонарушителя.
Комментарий
В правиле 8 подчеркивается важность обеспечения права несовер- шеннолетнего на конфиденциальность. Молодежь особенно болезненно Реагирует на нанесение ущерба репутации. Результаты криминологичес- ких исследований по вопросу о нанесении ущерба репутации свидетель- ствуют об отрицательных последствиях (различного рода), связанных с постоянным применением по отношению к молодым лицам таких опреде- лений, как "правонарушитель" или "преступник".
В правиле 8 подчеркивается также важность защиты несовершенно- летних от негативных последствий опубликования в средствах массовой информации сообщений об их делах (например, имена подозреваемых или ^УЖденных молодых правонарушителей). Интересы личности следует за- Щищать и гарантировать, по крайней мере в принципе. (Общиеположения, ^Держащиеся в правиле 8, конкретизируются в правиле 21.)
290________Часть II. Международные документы универсального характера