3.1. Соответствующие положения Правил применяются не только к несовершеннолетним правонарушителям, но и к несовершеннолетним, которые могут быть привлечены к ответственности за любой конкретный поступок, не наказуемый в случае его совершения взрослым.
3.2. Следует прилагать усилия для распространения действия прин- ципов, изложенных в Правилах, на всех несовершеннолетних, в отноше- нии которых принимаются меры по социальному обеспечению и установ- лению опеки.
3.3. Следует прилагать также усилия для распространения действия принципов, изложенных в Правилах,на молодых совершеннолетних пра- вонарушителей.
Комментарий
В правиле 3 предусматривается распространение действия средств защиты, предусмотренных в Минимальных стандартных правилах, каса- ющихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, на следующие случаи:
a) предусмотренные в различных национальных правовых системах так называемые "статусные нарушения", когда круг действий, рассмат- риваемых в качестве правонарушений для несовершеннолетних, шире, чем для взрослых (например, прогулы, плохое поведение в школе и в семье, появление в нетрезвом состоянии в общественных местах и т. Д.)
(правило 3.1);
b) принятие мер по социальному обеспечению несовершеннолетних
и установлению опеки (правило 3.2);
c) процедуры обращения с молодыми совершеннолетними правона- рушителями в зависимости, несомненно, от конкретного возрастного пре- дела (правило 3.3).
Правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
Представляется оправданным распространение Правил на эти три категории. Правило 3.1 предусматривает минимальные гарантии в этих областях, а правило 3.2 рассматривается в качестве желательного шага в направлении более справедливого, равноправного и гуманного правосу- дия для всех несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
Возраст уголовной ответственности
4.1. В правовых системах, в которых признается понятие возраста уго- ловной ответственности для несовершеннолетних, нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком возрастном уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости.
Комментарий
Минимальные пределы возраста уголовной ответственности весьма различны в зависимости от исторических и культурных особенностей. Использование современного подхода заключается в определении способ- ности ребенка перенести связанные с уголовной ответственностью мо- ральные и психологические аспекты, то есть в определении возможности привлечения ребенка, в силу индивидуальных особенностей его или ее восприятия и понимания, к ответственности за явно антиобщественное поведение. Если возрастной предел уголовной ответственности установ- лен на слишком низком уровне или вообще не установлен, понятие ответ- ственности становится бессмысленным. В целом существует тесная взаи- мосвязь между понятием ответственности за правонарушение или пре- ступное поведение и другими социальными правами и обязанностями (та- кими, как семейное положение, гражданское совершеннолетие и т. д.).
Поэтому следует приложить усилия для установления разумного низшего возрастного предела, который мог бы применяться в междуна- родном масштабе.
Цели правосудия в отношении несовершеннолетних
5.1. Система правосудия в отношении несовершеннолетних направ- лена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетне- го и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершенно- летних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.
Комментарий
В правиле 5 отражены важнейшие цели отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Первой целью является содействие бла- гополучию несовершеннолетнего. Это — главная цель тех правовых сис- тем, в которых делами несовершеннолетних правонарушителей занима- ются суды по семейным делам или административные власти, но в то же время благополучию несовершеннолетнего должно уделяться особое вни- мание и в тех правовых системах, которые придерживаются модели уго- ловного преследования, что поможет избежать чисто карательных сан- кций. (См. также правило 14.).
Второй целью является соблюдение "принципа соразмерности". Этот принцип широко известен как средство ограничения использования кара- тельных санкций, выражающихся в основном в использовании принципа воздания по заслугам в соответствии с тяжестью правонарушения. Реак- ция на действия молодых правонарушителей должна основываться на Учете не только тяжести правонарушения, но и особенностей личности.
Часть II. Международные документы универсального характера
Индивидуальные особенности правонарушителя (например, социальный статус, положение в семье, ущерб, нанесенный правонарушителем, и про- чие факторы, связанные с личностью правонарушителя) должны оказы- вать влияние на соразмерность ответных действий (например, принятие во внимание желания правонарушителя компенсировать ущерб, нанесен- ный жертве, или ее или его желание вести полноценную и полезную жизнь).
Аналогично, ответные действия, направленные на обеспечение бла- гополучия молодого правонарушителя, могут выходить за рамки необхо- димого и тем самым наносить ущерб основным правам конкретного моло- дого человека, как это наблюдается в некоторых системах правосудия в отношении несовершеннолетних. В этом случае следует также обеспе- чить соразмерность ответных действий с учетом особенностей обстоя- тельств правонарушения и личности правонарушителя, а также жертвы.
По сути, в правиле 5 предусматриваются всего лишь справедливые ответные действия на любое конкретное правонарушение или преступление, совершаемое несовершеннолетним. Многообразие аспектов, которые сочета- ет в себе это правило, может способствовать применению двух подходов:
новые и новаторские виды ответных действий столь же желательны, как и меры предосторожности в отношении любого неоправданного расширения сети официального социального контроля над несовершеннолетними.