1. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних явля- ется важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть вос- питана на принципах, не допускающих преступную деятельность.
2. Для того чтобы предупреждение преступности среди несовершен- нолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества в целом в Целях обеспечения гармоничного развития подростков при уважениик их личности и поощрении ее развития с раннего детства.
3. Для целей толкования настоящих Руководящих принципов долж- на проводиться ориентация на нужды детей. Молодые люди должны иг- рать активную роль в обществе и быть его полноценными участниками и не должны рассматриваться лишь, как объекты для подготовки к жизни в обществе или контроля.
4. При осуществлении настоящих Руководящих принципов в соот- ветствии с национальными правовыми системами в центре внимания лю- °ои программы предупреждения преступности должно быть обеспечение олагосостояния молодежи с раннего детства.
Часть II. Международные документы универсального характера
5. Следует признать необходимость и важность осуществления про- грессивной политики предупреждения преступности среди несовершен- нолетних, а также необходимость и важность систематического изучения и выработки мер. При этом следует избегать криминализации и наказа- ния ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим. Такая политика и меры должны преду- сматривать:
a) обеспечение возможностей, в частности возможностей в области по- лучения образования, для удовлетворения различных потребностей молоде- жи и создания системы поддержки, обеспечивающей развитие личности всех молодых людей, и особенно тех, кто явно находится под угрозой или в соци- ально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите;
b) специальные теории предупреждения преступности среди моло- дежи и подходы к этому вопросу, основанные на использовании законов, процессов, учреждений, средств и системы услуг, направленных на со- кращение причин необходимости и возможности совершения правонару- шений или ограничение условий, ведущих к этому;
c) вмешательство официальных органов, которое должно осущест- вляться в первую очередь с учетом общих интересов несовершеннолетне- го и на основе беспристрастного и справедливого подхода;
d) обеспечение благополучия, развития, прав и интересов всех моло- дых людей;
e) учет того, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взрос- ления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется;
f) осознание того, что, по преобладающему мнению экспертов, опре- деление молодого человека как "нарушителя", "правонарушителя" или "начинающего правонарушителя" во многих случаях способствует разви- тию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей.
6. Для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, осо- бенно в тех местах, где еще не создано никаких учреждений, необходимо разрабатывать общинные службы и программы. Официальные учреждения социального контроля должны использоваться лишь в крайних случаях.