10. Следует уделять особое внимание политике предупреждения, способствующей успешной подготовке к жизни в обществе и интеграции всех детей и молодых людей, особенно через семью, общину, лиц анало- гичной возрастной группы, школу, профессионально-техническую подго- товку, трудовую деятельность, а также через добровольные организации. Должное внимание следует уделять развитию личности детей и молодых людей; при этом к ним следует относиться как к равноправным партне- рам в процессах подготовки к жизни в обществе и интеграции.
А. Семья
11. Каждое общество должно придавать первостепенное значение потребностям и благополучию семьи и всех ее членов.
12. Поскольку семья является основной ячейкой, ответственной за первичную подготовку детей к жизни в обществе, правительственным и общественным учреждениям следует прилагать усилия для сохранения це- лостности семьи, в том числе расширенной семьи. Общество обязано ока- зывать семье помощь в обеспечении ухода за детьми и их защиты и в Укреплении их физического и психического здоровья. Должны быть пре- дусмотрены надлежащие меры, в том числе уход за детьми в дневное время.
13. Правительствам следует вырабатывать политику, способствую- щую воспитанию детей в условиях стабильной и благополучной семьи. Семьям, нуждающимся в помощи для преодоления внутренней нестабиль- ности или конфликтных ситуаций, должны предоставляться необходи- мые услуги.
14. Когда в семье нет стабильности и благополучия, когда усилия общества по оказанию родителям помощи в этой связи неимеют успеха и
Часть II. Международные документы универсального характера
когда нельзя рассчитывать, что эту роль выполнит расширенная семья, необходимо рассматривать возможность использования альтернативных мест проживания, в том числе передачу детей на воспитание в учреждения или в другие семьи для усыновления. Условия проживания в таких местах должны быть в максимально возможной степени приближены к условиям стабильной и благополучной семьи и в то же время должны создавать у детей ощущение постоянной заботы, что позволит избежать возникнове- ния проблем, связанных с "переселением" из одного места в другое.
15. Особое внимание следует уделять детям из семей, испытываю- щих проблемы, связанные со стремительными и несбалансированными экономическими, социальными и культурными изменениями, особенно де- тям из семей коренного населения, мигрантов и беженцев. Поскольку та- кие изменения могут нарушить способность семьи обеспечивать воспита- ние и развитие детей в традиционных формах, что часто происходит в результате конфликта роли и культур, необходимо создавать новые и конструктивные в социальном отношении условия для подготовки детей к жизни в обществе.
16. Следует принимать меры и разрабатывать программы, чтобы обеспечить семьям возможность получать информацию о роли и обязан- ностях родителей в отношении развития ребенка и ухода за ним, содейст- вуя тем самым формированию позитивных взаимоотношений между ро- дителями и детьми, информируя родителей о проблемах, волнующих де- тей и молодых людей, и способствуя вовлечению молодежи в жизнь се- мьи и деятельность общин.
17. Правительствам следует принимать меры по содействию укреп- лению единства и гармонии в семье и препятствовать отделению детей от их родителей, за исключением тех случаев, когда обстоятельства, нега- тивным образом влияющие на благополучие и будущее ребенка, не остав- ляют иного разумного выбора.
18. Важно уделять особое внимание функции подготовки к жизни в обществе, которую выполняет семья и расширенная семья; важно также признавать будущую роль, обязанности, участие и партнерство молодых людей в жизни общества.
19. При обеспечении права ребенка на надлежащую подготовку к жизни в обществе правительствам и другим учреждениям следует пола- гаться не только на имеющиеся общественные и правовые учреждения, но и предусматривать и допускать принятие нетрадиционных мер, если традиционные учреждения и обычаи утрачивают свою действенность.
В. Образование
20. Правительства обязаны обеспечивать всем молодым людям до- ступ к государственной системе образования.
21. Системам образования, помимо учебной и профессионально-техни- ческой подготовки, следует уделять особое внимание таким вопросам, как:
a) привитию уважения к основным ценностям и воспитанию уваже- ния к культурной самобытности самого ребенка и его взглядам, к общест- венным ценностям страны, в которой ребенок проживает, культурам, от- личающимся от культуры собственного общества, и к правам человека и основным свободам;
b) содействию развитию личности, таланта, умственных и физичес- ких способностей молодых людей в максимально возможной степени;
c) вовлечению молодых людей в процесс образования в качестве его активных и подлинных участников, а не простых объектов;
d) осуществлению мероприятий, направленных на формирование чувства связи со школой и обществом и принадлежности к ним;
e) развитию у молодых людей чувства понимания и уважения к раз- личным взглядам и мнениям, а также культурным и другим различиям;
f) предоставлению информации и консультаций по вопросам выбора профессии, возможностей в плане занятости и профессионального роста;
д) оказанию моральной поддержки молодым людям и недопущению психологического давления;
h) недопущению суровых дисциплинарных мер, особенно телесных наказаний.
22. Системы образования должны стремиться работать вместе с ро- дителями, местными общественными организациями и учреждениями, которые занимаются вопросами молодежи.
23. Молодых людей и их семьи следует информировать о законода- тельстве, об их правах и обязанностях в соответствии с законом, а также о системе общечеловеческих ценностей, включая международно-право- вые документы Организации Объединенных Наций.
24. Системы образования должны уделять особое внимание молодым людям, которые входят в группы социального риска. Необходимо разра- ботать и в полной мере использовать специализированные программы профилактического характера, а также учебные материалы, учебные про- граммы, методику и соответствующие средства.
25. Необходимо уделять особое внимание всеобъемлющей политике и стратегиям, направленным на предотвращение того, чтобы молодые люди злоупотребляли алкоголем, наркотиками и другими веществами. Следует обучать учителей и других специалистов, а также оснащать их необходи- мым оборудованием, с тем чтобы они могли предотвращать и решать эти проблемы. Студенты должны иметь доступ к информации о применении и злоупотреблении наркотиками, в том числе алкоголем.
26. Школы должны выполнять роль базовых и справочных центров для предоставления медицинской, консультативной и другой помощи мо- лодым людям, в частности тем из них, кто в ней особенно нуждается и стал жертвой жестокого отношения, лишен внимания и подвергается пре- следованиям и эксплуатации.
27. Посредством разнообразных учебных программ необходимо при- влекать внимание преподавателей и других взрослых, а также учащихся к проблемам, потребностям и взглядам молодых людей, особенно техиз них, которые относятся к группам, находящимся в менее благополучном или менее благоприятном положении, а также к этническим или другим меньшинствам и группам с низким доходом.
28. Школам следует стремиться обеспечивать наиболее высокий про- фессиональный и образовательный уровень и содействовать его росту путем совершенствования учебных программ, методов и концепций обучения, подбора и подготовки квалифицированных преподавателей. Следует обес- печивать регулярный контроль и оценку результатов деятельности соот- ветствующих профессиональных организаций и органов.
29. Совместно с общественными группами школам следует планиро- вать, разрабатывать и осуществлять интересующие молодых людей меро- приятия за рамками учебной программы.
30. Следует оказывать специальную помощь детям и молодым людям, которым трудно соблюдать правила посещения школ, а также тем, кто бросает школу.
31. Школы должны применять честные и справедливые порядки и правила; представители учащихся должны участвовать в выработке школь- "bix порядков, включая вопросы дисциплины И принятия решений.
280________Часть II. Международные документы универсального характера
С. Община
32. Следует создавать или укреплять уже имеющиеся общинные службы и программы, учитывающие потребности, проблемы, интересы и заботы молодых людей и предоставляющие им иих семьям надлежащие рекомендации и консультации.
33. Общины должны предоставлять молодежи широкую поддержку на местном уровне или укреплять ее, в том числе в рамках общинных центров, клубов отдыха, и предоставлять услуги для решения особых про- блем детей, находящихся в социально опасном положении. При оказании такой помощи необходимо соблюдать права этих детей.
34. Необходимо создавать специальные службы, отвечающие за предо- ставление надлежащего жилья молодым людям, лишенным возможности дальнейшего проживания у себя дома или не имеющим домашнего очага.
35. Следует обеспечить широкий круг услуг и мер помощи для пре- одоления трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди в период взросления. Такие услуги должны включать программы специального ле- чения молодых наркоманов, в которых основное внимание должно уде- ляться уходу, консультированию и терапевтической помощи.
36. Правительства и другие учреждения должны оказывать финан- совую и другую поддержку добровольным организациям, предоставляю- щим услуги молодежи.
37. Следует создавать и укреплять на местном уровне молодежные организации, которые должны в полной мере участвовать в управлении делами общин. Этим организациям следует поощрять осуществление мо- лодежью коллективных и добровольных проектов, особенно проектов, на- правленных на оказание помощи нуждающимся в ней молодым людям.
38. Правительственным учреждениям следует нести особую ответ- ственность за оказание помощи бездомным или беспризорным детям и предоставлять им необходимые услуги; молодым людям необходимо предо- ставлять информацию о местных службах, жилье и возможностях полу- чения работы, а также о других видах помощи.
39. Следует создавать представляющий особый интерес для молоде- жи широкий комплекс служб и средств организации досуга и обеспечить свободный доступ к получению таких услуг.