60. Следует предпринимать усилия и создавать надлежащие меха- низмы для поощрения как на многодисциплинарной, так и на междисцип- линарной основе, взаимодействия и координации деятельности экономи- ческих, социальных, учебно-воспитательных и медицинских организаций и служб, системы правосудия, молодежных и общественных организа- ций, учреждений, занимающихся вопросами развития, и других соответ- ствующих учреждений.
61. На национальном, региональном и международном уровнях сле- дует активизировать обмен информацией, опытом и знаниями, которые были накоплены при осуществлении проектов, программ, практических
мероприятий и инициатив, связанных с преступностью среди молодежи, предупреждением преступности и правосудием в отношении несовершен- нолетних.
62. Следует проводить работу по дальнейшему развитию и укрепле- нию регионального и международного сотрудничества по вопросам пре- ступности среди молодежи, предупреждения преступности и правосудия в отношении несовершеннолетних с участием практических работников, экспертов и лиц, ответственных за принятие решений.
63. Все правительства, система Организации Объединенных Наций и другие заинтересованные организации должны активно поддерживать научно-техническое сотрудничество по практическим и программным во- просам, особенно при подготовке кадров и осуществлении эксперимен- тальных и показательных проектов, а также по конкретным проблемам, касающимся предупреждения преступности среди молодежи и правона- рушений среди несовершеннолетних.
64. Следует поощрять сотрудничество при проведении научных ис- следований, касающихся эффективных путей предупреждения преступ- ности среди молодежи и правонарушений среди несовершеннолетних, а также обеспечивать широкое распространение и оценку результатов та- ких исследований.
65. Соответствующим органам, институтам, учреждениям и подраз- делениям Организации Объединенных Наций следует тесно сотрудничать и координировать деятельность по различным вопросам, касающимся де- тей, правосудия в отношении несовершеннолетних и предупреждения пре- ступности среди молодежи и правонарушений среди несовершеннолетних.
66. На основе настоящих Руководящих принципов Секретариат Ор- ганизации Объединенных Наций совместно с заинтересованными учреж- дениями должен играть активную роль в проведении исследований, осу- ществлении научного сотрудничества, разработке вариантов политики и в обзоре и контролированииих осуществления и должен служить источ- ником надежной информации об эффективных путях предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.
3. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)
Приняты, резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г.
Часть первая Общие принципы
Основные цели
1.1. Государства-участники должны стремиться, в соответствии со своими общими интересами, способствовать благополучию несовершенно- летнего и его или ее семьи.
1.2. Государства-члены должны стремиться к созданию условий, по- зволяющих обеспечить содержательную жизнь подростка в обществе, ко- торая, в тот период жизни, когда она или он наиболее склонны к непра- вильному поведению, будет благоприятствовать процессу развития лич- ности и получения образования, в максимальной степени свободному от возможности совершения преступлений и правонарушений.
1.3. Следует уделять достаточное внимание осуществлению позитив- ных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресур- сов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благопо- лучию подростка, с тем чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обраще- ния с подростком, находящимся в конфликте с законом.
1.4. Правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рам- ках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех не- совершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите мо- лодежи и поддержанию мирного порядка в обществе.
1.5. Настоящие Правила будут осуществляться в контексте эконо- мических, социальных и культурных условий, существующих в каждом государстве-члене.
1.6. Следует систематически развивать и координировать службы правосудия в отношении несовершеннолетних в целях повышения и под- держания на должном уровне квалификации персонала этих служб, вклю- чая их методы, подходы и отношение.
Комментарий
Эти широкие основные цели касаются всеобъемлющей социальной политики в целом и направлены на оказание максимального содействия обеспечению благополучия несовершеннолетних, что сведет до минимума необходимость вмешательства со стороны системы правосудия в отноше- нии несовершеннолетних и, в свою очередь, уменьшит ущерб, который
Правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 285
может быть нанесен каким-либо вмешательством вообще. Такие меры заботы в отношении молодежи, принимаемые до совершения правонару- шений, являются основным содержанием политики, направленной на уст- ранение необходимости применения настоящих Правил.
В правилах 1.1—1.3 указано на важную роль, которую будет играть конструктивная социальная политика в отношении несовершеннолетних, в частности в предотвращении преступлений и правонарушений, совер- шаемых несовершеннолетними. В правиле 1.4 правосудие в отношении несовершеннолетних определяется как составная часть системы обеспе- чения социальной справедливости для несовершеннолетних, а в правиле 1.6 указывается на необходимость постоянного совершенствования систе- мы правосудия в отношении несовершеннолетних, принимая одновремен- но меры для разработки прогрессивной социальной политики в отноше- нии несовершеннолетних в целом и учитывая необходимость постоянного улучшения работы персонала этой системы.
Цель правила 1.5 заключается в том, чтобы отразить существующие в государствах-членах условия, от которых могут зависеть формы при- менения конкретных правил, эти формы неизбежно будут отличаться от форм, применяемых другими государствами.