20.1. Любое дело несовершеннолетнего с самого начала следует вести быстро, не допуская каких-либо ненужных задержек.
Комментарий
Быстрое осуществление официального судопроизводствапо делам несовершеннолетних является первоочередной задачей. В противном слу- чае все положительное, что могло бы быть достигнуто в ходе разбира- тельства и вынесения решения, может оказаться под угрозой. Со време- нем несовершеннолетнему будет все труднее, а иногда и невозможно ло- гически и психологически увязать процедуру судебного разбирательства и вынесение решения с самим правонарушением.
Правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 299
Протоколы
21.1. Материалы дел несовершеннолетних правонарушителей долж- ны храниться строго конфиденциально и не должны передаваться тре- тьим лицам. Доступ к таким материалам должен быть ограничен кругом лиц, непосредственно занимающихся разбором данного дела, или других лиц, имеющих соответствующие полномочия.
21.2. Материалы дел несовершеннолетних правонарушителей не долж- ны использоваться при разборе дел взрослых правонарушителей в после- дующих случаях, связанных с тем же правонарушителем.
Комментарий
В этом правиле делается попытка установить равновесие между конфликтующими интересами в связи с протоколами или материалами дел, а именно: интересами органов полиции, прокуратуры и других орга- нов с целью совершенствования выполнения функций надзора и интере- сами несовершеннолетнего правонарушителя (см. также правило 8). Вы- ражение "другие лица, имеющие соответствующие полномочия" обычно подразумевает, среди прочих лиц, исследователей.
Необходимость профессионализма и подготовки
22.1. Для обеспечения и поддержания необходимой профессиональ- ной компетентности всего персонала, занимающегося делами несовершен- нолетних, следует использовать профессиональную подготорку, обучение в процессе работы, курсы переподготовки и другие соответствующие виды
обучения.
22.2. Персонал органов правосудия по делам несовершеннолетних должен подбираться с учетом различных категорий несовершеннолетних, которые вступают в контакт с системой правосудия по делам несовер- шеннолетних. Следует приложить усилия для обеспечения справедливо- го представительства женщин и национальных меньшинств в органах правосудия по делам несовершеннолетних.
Комментарий
Лица, в компетенцию которых входит принятие решений в отноше- нии несовершеннолетних, могут иметь самую различную квалификацию (магистры в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ир- ландии и в регионах, находящихся под влиянием системы общего права;
судьи, имеющие юридическое образование, в странах, использующих рим- ское право, и в регионах, на которые распространяется их влияние; вы- борные или назначаемые лица, не являющиеся профессионалами-юрис- тами, или юристы в других странах, члены общинных советов и т. д.). Все эти лица должны иметь минимальную подготовку в области права, соци- ологии, психологии, криминологии и наук о поведении. Это требование имеет столь же важное значение, как и организационная специализация ч независимость компетентного органа власти.
Вряд ли возможно требовать от работников социального сектора и Должностных лиц системы пробации профессиональной специализации в качестве предварительного условия для передачи им любых функций в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Поэтому профессио- нальный инструктаж в ходе их работы является минимальной необходи- мой квалификацией. •
Профессиональная квалификация является необходимым элементом Для обеспечения беспристрастного и эффективного отправления правосу-
300________Часть II Международные документы универсального характера
дия в отношении несовершеннолетних. Поэтому необходимо улучшить набор, продвижение и профессиональную подготовку персонала и обеспе- чить его необходимыми средствами, которые позволили бы ему соответ- ствующим образом выполнять свои функции.
В целях достижения беспристрастности при отправлении правосу- дия в отношении несовершеннолетних следует избегать любой дискрими- нации на политической,социальной,половой, расовой,религиозной,куль- турной или любой другой основе в отношении отбора, назначения и про- движения персонала в системе правосудия по делам несовершеннолет- них. Такова была рекомендация шестого Конгресса. Кроме того, шестой Конгресс призвал государства-члены обеспечить справедливое и равно- правное положение женщин-сотрудников в системе уголовного правосу- дия и рекомендовал принять специальные меры для набора, подготовки и содействия продвижению женщин-сотрудников в системе правосудия в отношении несовершеннолетних.
Часть четвертая Обращение с правонарушителями вне исправительных учреждений