Забота о ребенке лежит прежде всего на его собственных родителях.
Статья 4
Если родителине проявляют заботы о своем ребенке или она явля- ется ненадлежащей, то следует рассмотреть вопрос о заботе о нем со бороны родственников родителей ребенка, о передаче ребенка на воспи- тание в другую семью или об усыновлении или, в случае необходимости, о помещении ребенка в специальное учреждение.
270________Часть II. Международные документы универсального характера
Статья 5
При рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребенка для заботы не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка, и в особенности его по- требность в любви и право на обеспеченность и постоянную заботу.
Статья 6
Лица, отвечающие за процедуры передачи детей на воспитание или усыновление, должны иметь профессиональную или иную соответствую- щую подготовку.
Статья 7
Правительства должны определять эффективность национальных служб, занимающихся заботой о детях, и рассматривать соответствую- щие меры.
Статья 8
Ребенок всегда должен иметь имя, гражданство и законного пред- ставителя. Ребенка не должны лишать имени, гражданства или законного представителя в результате передачи его на воспитание, усыновления или установления любого другого альтернативного режима, если при этом он не получает нового имени, гражданства или законного представителя.
Статья 9
Лица, ответственные за заботу о ребенке, должны признавать жела- ние переданного им на воспитание или усыновление ребенка знать о сво- ем происхождении, если только это не противоречит наилучшему обеспе- чению интересов ребенка.
В. Передача детей на воспитание Статья 10
Передача детей на воспитание должна регулироваться законодатель-
ством.
Статья 11
Воспитание ребенка в другой семье, хотя и является временным по своему характеру, может продолжаться, в случае необходимости, до до- стижения ребенком совершеннолетия, но при этом оно не должно исклю- чать возможности возвращения ребенка к его собственным родителям или его усыновления до наступления совершеннолетия.
Статья 12
В решении всех вопросов о передаче ребенка на воспитание в дрУ" гую семью надлежащее участие должны принимать будущие приемные родители и, если это возможно, сам ребенок и его собственные родители. Компетентные власти или учреждения должны нести ответственность за контроль за обеспечением благополучия ребенка.
Декларацияо принципах защиты детей 271
С. Усыновление Статья 13
Основная цель усыновления заключается в обеспечении постоянной семьи дляребенка, заботу о котором не могут проявлять его родители.
Статья 14
При рассмотрении возможного выбора для усыновления лица, от- ветственные за усыновление ребенка, должны выбрать наиболее подхо- дящие для ребенка условия.
Статья 15
Родителям ребенка, будущим приемным родителям и, в зависимос- ти от обстоятельств, самому ребенку следует предоставлять достаточно времени и обеспечивать надлежащие консультации для скорейшего ре- шения вопроса о дальнейшей судьбе ребенка.
Статья 16
Учреждения или службы опеки и попечительства должны убедить- ся во взаимоотношениях между усыновляемым ребенком и будущими приемными родителями до его усыновления Законодательство должно обеспечить, чтобы ребенок был признан в качестве законного члена при- емной семьи и пользовался всеми вытекающими отсюда правами.
Статья 17
Если ребенка не представляется возможным передать другой семье на воспитание или для усыновления, или обеспечить для него надлежа- щую заботу в стране происхождения, в качестве альтернативного реше- ния вопроса обеспечения ребенка семьей может рассматриваться усынов- ление его за границей.
Статья 18
Правительствам следует установить политику, законодательство и эффективный контроль для защиты интересов детей, усыновляемых за границей. Усыновление за границей должно, по возможности, произво- диться лишь в том случае, если в соответствующих государствах разра- ботаны такие меры.
Статья 19
Необходимо установить политику и принять законы, где это необхо- димо, для запрещения похищения детей и любых других действий в це- ляхих незаконной передачи.
Статья 20
Усыновление за границей должно, как правило, производиться че- Рез компетентные органы или учреждения с применением гарантий и норм, аналогичных тем, которые действуют при усыновлении в стране проис- хождения Ни в коем случае усыновление не должно приводить к получе- нию сторонами, принимающими участие в усыновлении, неоправданных финансовых выгод.
272 Часть II Международные документы универсального характера
Статья 21
При усыновлении за границей через лиц, выступающих в качестве представителей будущих приемных родителей, особое внимание должно уделяться вопросу защиты правовых и социальных интересов ребенка.
Статья 22
Вопрос об усыновлении за границей может рассматриваться лишь после того, как будет установлено, что не имеется юридических препят- ствий для усыновления ребенка и что будут представлены соответствую- щие документы, необходимые для завершения процедуры усыновления, например согласие компетентных органов Необходимо также установить, что ребенок сможет переехать в страну будущих приемных родителей и сможет получитьих гражданство.
Статья 23
При усыновлении за границей в каждой из участвующих в нем стран должна, как правило, быть обеспечена юридическая сила этого усыновления
Статья 24
В тех случаях, когда гражданство ребенка иное, чем гражданство будущих приемных родителей, необходимо в полной мере учитывать как законодательство государства, гражданином которого является ребенок, так и законодательство государства, гражданами которого являются бу- дущие приемные родители В этой связи следует надлежащим образом учитывать культурное и религиозное воспитание и интересы ребенка
2. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)
Приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи 45/112
Генеральная Ассамблея,
принимая во внимание Всеобщую декларацию прав человека. Меж- дународный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, а также другие международные документы, касающиеся прав и благосостояния молодежи, включая соответствующие стандарты, принятые Международ- ной организацией труда,
принимая во внимание также Декларацию прав ребенка, Конвен- цию о правах ребенка и Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила),
ссылаясь на резолюцию 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года, которой Ассамблея приняла Пекинские правила, рекомендо- ванные седьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по преду- преждению преступности и обращению с правонарушителями,
напоминая о том, что Генеральная Ассамблея в своей резолюции 40/35 от 29 ноября 1985 года призвала разработать стандарты для преду- преждения преступности среди несовершеннолетних, которые оказали бы государствам-членам содействие в разработке и осуществлении специа- лизированных программ и политики с акцентом на обеспечение помощи и заботы, а также участки общественности, и призвала Экономический и Социальный Совет представить восьмому Конгрессу Организации Объ- единенных Нации по предупреждению преступности и обращению с пра- вонарушителями доклад о прогрессе, достигнутом в деле разработки этих стандартов для обзора и принятия решений,
напоминая также, что Экономический и Социальный Совет в раз- деле II своей резолюции 1986/10 от 21 мая 1986 года просил восьмой Конгресс рассмотреть проект стандартных правил для предупреждения преступности среди несовершеннолетних с целью их принятия,
признавая необходимость разработки национальных, региональных и международных подходов и стратегий предупреждения преступности среди несовершеннолетних,
подтверждая, что каждый ребенок обладает основными правами человека, включая, в частности, доступ к бесплатному образованию,
сознавая наличие значительного числа молодых людей, которые, воз- можно, вступили или не вступили в конфликт с законом, но которые броше- 4bi родителями, лишены внимания, подвергаются жестокому обращению, Риску злоупотребления наркотиками, находятся в обстоятельствах марги- нальности, а также в целом пребывают в социально опасном положении,
принимая во внимание пользу прогрессивной политики для предуп- реждения преступности среди молодежи, а также для благосостояния общества,
274________Часть II. Международные документы универсального характера
1. с удовлетворением отмечает работу по существу вопросов, про- деланную Комитетом по предупреждению преступности и борьбе с ней и Генеральным секретарем при разработке руководящих принципов для предупреждения преступности среди несовершеннолетних;
2. выражает признательность Арабскому исследовательскому и учебному центру по вопросам безопасности в Эр-Рияде за ценное содей- ствие в проведении в сотрудничестве с Отделением Организации Объеди- ненных Наций в Вене Международного совещания экспертов по разра- ботке проекта руководящих принципов Организации Объединенных На- ций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, со- стоявшегося в Эр-Рияде 28 февраля — 1 марта 1988 года;
3. принимает Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, содержащиеся в приложении к настоящей резолюции, под названием "Эр- Риядские руководящие принципы";
4. призывает государства-члены при разработке всеобъемлющих планов предупреждения преступности применять Эр-Риядские руково- дящие принципы в национальном законодательстве, политике и на прак- тике и обратить на них внимание соответствующих органов, включая ди- рективные органы, сотрудников системы правосудия в отношении несо- вершеннолетних, педагогов, представителей средств массовой информа- ции, практических работников и ученых;
5. просит Генерального секретаря и предлагает государствам-чле- нам обеспечить самое широкое распространение текста Эр-Риядских ру- ководящих принципов на всех официальных языках Организации Объ- единенных Наций,
6. просит Генерального секретаря и предлагает всем соответствую- щим отделениям Организации Объединенных Наций и заинтересованным учреждениям, в частности Детскому фонду Организации Объединенных Наций, а также отдельным экспертам приложить согласованные усилия по содействию применению Эр-Риядских руководящих принципов;
7. просит также Генерального секретаря активизировать исследова- ние конкретных социально опасных ситуаций и вопроса об эксплуатации детей, включая использование детей как орудие преступной деятельности, с целью разработки всеобъемлющих контрмер и представить девятому Конгрессу Организации Объединенных Наций по предупреждению пре- ступности и обращению с правонарушителями доклад по этому вопросу:
8. просит далее Генерального секретаря издать общий справочник о стандартах в области правосудия в отношении несовершеннолетних, со- держащий Минимальные стандартные правила Организации Объединен- ных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовер- шеннолетних (Пекинские правила). Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовер- шеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) и Правила Организа- ции Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, ли- шенных свободы, а также свод полных комментариев по их положениям;
9 настоятельно призывает все соответствующие органы системы Организации Объединенных Наций сотрудничать с Генеральным секре- тарем в принятии соответствующих мер, направленных на обеспечение осуществления настоящей резолюции;
10. предлагает Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Комиссии по правам человека рассмотреть этот но- вый международно-правовой документ с целью содействия применению его положений;
11. предлагает государствам-членам активно поддерживать органи- зацию технических и научных семинаров, а также экспериментальных и демонстрационных проектов по практическим вопросам и проблемам по- литики, связанным с применением положений Эр-Риядских руководя- щих принципов и разработкой конкретных мер в интересах общинных служб, направленных на удовлетворение особых потребностей, решение проблем и учет интересов молодежи, и просит Генерального секретаря координировать усилия в этой области,
12. предлагает также государствам-членам информировать Гене- рального секретаря об осуществлении Эр-Риядских руководящих прин- ципов и регулярно представлять Комитету по предупреждению преступ- ности и борьбе с ней доклады о достигнутых результатах;
13. рекомендует Комитету по предупреждению преступности и борьбе с ней просить девятый Конгресс провести в рамках отдельного пункта повестки дня, посвященного правосудию в отношении несовершеннолет- них, обзор прогресса, достигнутого в содействии Эр-Риядским руководя- щим принципам и рекомендациям, содержащимся в настоящей резолю- ции, а также их применения и держать этот вопрос постоянно в поле своего зрения.
68-е пленарное заседание, 14 декабря 1990 года
Приложение
Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)