8.1. Судебный орган, имея в своем распоряжении выбор не связанных с тюремным заключением мер, должен при вынесении своего решения при- нимать во внимание потребности правонарушителя с точки зрения его воз- вращения к нормальной жизни в обществе, интересы защиты общества, а также интересы жертвы, с которой в надлежащих случаях следует прово- дить консультации.
8.2. Органы, выносящие приговоры, могут предусматривать по делам следующие санкции:
a) устные санкции, такие как замечания, порицания и предупреждения;
b) условное освобождение от ответственности;
c) наказания, связанные с поражением в гражданских правах;
d) экономические санкции и денежные наказания, такие как штрафы и штрафы в размере дневной зарплаты;
e) конфискация или постановление об экспроприации;
f) компенсация жертве или постановление о компенсации;
д) условное наказание или наказание с отсрочкой;
h) условное освобождение и судебный надзор;
i) постановление о выполнении общественно полезных работ;
j) направление в исправительное учреждение с обязательным еже- дневным присутствием;
k) домашний арест;
I) любой другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением;
т) какое-либо сочетание перечисленных выше мер.
IV. Стадия после вынесения приговора 9. Положения после вынесения приговора
9.1. Компетентный орган располагает широким выбором альтернатив- ных мер, принимаемых путем вынесения приговора, в целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи правонарушителям для их бы- строго возвращения к нормальной жизни в обществе.
9.2. Положения после вынесения приговора могут включать следую- щие санкции.
а.) отпуск и помещение в исправительные учреждения полутюремно- го типа;
b) освобождение в связи с работой или учебой;
c) различные формы освобождения под честное слово;
d) сокращение срока;
e) помилование.
9.3. Решение о мерах, принимаемых после вынесения приговора, за исключением помилования, рассматривается судебным или другим компе- тентным независимым органом по ходатайству правонарушителя.
Меры, не связанные с тюремным заключением
9.4. Любой вид освобождения от тюремного заключения для принятия не связанных с ним мер рассматривается по возможности на самой ранней стадии.
V. Осуществление мер, не связанных с тюремным заключением 10. Надзор
10.1. Цель надзора состоит в том, чтобы сократить рецидивы правона- рушений и содействовать такому включению правонарушителя в жизнь общества, который свел бы к минимуму вероятность повторного соверше- ния преступлений.
10.2. Если какая-либо не связанная с тюремным заключением мера предусматривает надзор, то он осуществляется компетентным органом в соответствии с конкретными условиями, предусмотренными законом.
10.3. В рамках конкретной меры, не связанной с тюремным заключе- нием, следует определять для каждого отдельного случая наиболее прием- лемый вид надзора и обращения, который был бы нацелен на то, чтобы помочь правонарушителю найти работу, или учитывал бы характер совер- шенного им/ею правонарушения. Порядок надзора и обращения следует периодически пересматривать и при необходимости корректировать.
10.4. Правонарушителям должна в случае необходимости оказывать- ся психологическая, социальная и материальная помощь и должны предо- ставляться возможности для укрепления связей с обществом и для облег- чения их возвращения к нормальной жизни в обществе.
Срок действия
111 Срок действия меры, не связанной с тюремным заключением, не превышает срока, установленного компетентным органом в соответствии с законом.
11.2. Может предусматриваться досрочное прекращение действия применяемой меры, если она оказала благоприятное воздействие на право- нарушителя.
Условия
12.1. Если компетентный орган выносит решение об условиях, кото- рые должны соблюдаться правонарушителем, то он должен учитывать как интересы общества, так и интересы и права правонарушителя и жертвы.
12.2. Условия, подлежащие выполнению, формулируются в практич- ной и четкой форме, и их число по возможности сводится к минимуму и они направлены на уменьшение вероятности возвращения правонаруши- теля к уголовной деятельности и улучшение возможностей правонаруши- теля для его возвращения к нормальной жизни в обществе, с учетом инте- ресов жертвы.
12.3. На начальном этапе применения меры, не связанной с тюремным заключением, правонарушителю в устной или письменной форме дается разъяснение условий, регулирующих применение данной меры, включая обязанности и права правонарушителя.
12.4. В зависимости от достигнутых правонарушителем результатов условия могут изменяться компетентным органом в соответствии с поло- жениями, установленными законом.
Режим обращения
13.1. В рамках конкретной меры, не связанной с тюремным заключе- нием, и в целях более эффективного удовлетворения потребностей пра-
Часть II Международные документы универсального характера
вонарушителей в соответствующих случаях должны разрабатываться раз- личные методы, такие как индивидуальная работа, групповая терапия, программы по месту жительства правонарушителя и особое обращение с различными категориями правонарушителей.
13.2. Обращение обеспечивается профессиональными работниками, имеющими надлежащую подготовку и практический опыт.
13.3. При принятии решения о необходимости соответствующего обра- щения прилагаются усилия для ознакомления с биографией, личностью, способностями, уровнем умственного развития, образом мышления и осо- бенно с обстоятельствами, которые привели к совершению правонарушения.
13.4. Компетентный орган может привлекать общественность и систе- мы общественной поддержки к применению мер, не связанных с тюрем- ным заключением.
13.5. Число находящихся на рассмотрении дел по возможности поддер- живается на поддающемся контролю уровне для обеспечения эффективного выполнения программ, связанных с обращением с правонарушителями.
13.6 Компетентный орган заводит и ведет дело по каждому правона- рушителю