Поскольку природа является предпосылкой возникновения и существования общества, существуют Н-, находящиеся на стыке обществ, и естеств. Н. (антропология, география, медицина и др.). К особой области относится философия как Н. о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Существуют обществ. Н., изучающие отд. стороны, процессы, явления общества: экономику, политику, право, гос-во, язык, лит-ру и т. д., к-рые охватывают все проявления обществ, жизни. Однако простая совокупность обществ. Н. не дает еще представления об обществе как целостной системе. Поэтому наряду с Н., изучающими обществ, сферы, явления и процессы, существует Н., исследующая развитие общества в целом. В качестве общего метода марксистских обществ. Н. и метода преобразования общества выступает исторический материализм.
Специфика познания обществ, явлений. Предметное единство мира определяет предметное и методология, единство познания природы и общества, принципиальное единство ло-гич. структуры естеств. и обществ. Н. Но наряду с этим единством существуют специфич. особенности познания обшеств. явлений, обусловленные характером общества как особого —социального—образования. Поэтому неправомерно как противопоставление, разрыв естественнонаучного и со-циально-историч. познания, так и их отождествление, подмена предмета обществознания явлениями природы и ограничение его метода методами естествознания. Общество является продолжением природы и потому обществ. Н. включает анализ его естеств. предпосылок. Так, Маркс говорил о естеств. основе ряда социальных категорий (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч.,2 изд., т. 31, с. 209).
Общество прежде всего является наиболее сложным объектом изучения по сравнению с объектом естеств. Н. Специфич. особенность познания общества обусловлена тем, что люди сами творят свою историю, являются, по словам Маркса, одновременно и актерами и авторами своей всемирно-исто-рич. драмы. Изменяющийся характер общества также влияет на его познание, т. к. анализируемые процессы весьма скоро становятся историей, а изучение истории находится под влиянием настоящего. Теории прошлого с необходимостью переосмысливаются в свете настоящего. Познание общества, подчеркивал Энгельс, носит «...по существу относительный характер, так как ограничивается выяснением связей и следствий известных общественных и государственных форм, существующих только в данное время и у данных народов и по самой природе своей преходящих. Поэтому, кто здесь погонится за окончательными истинами в последней инстанции, за подлинными, вообще неизменными истинами, тот немногим поживится, --разве только банальностями и общими местами худшего сорта...» (там же, т. 20, с. 90). Существует опасность абсолютного релятивизма в обществ. Н., к-рая выражается, напр., в бурж. теориях презентизма. Марксизм отвергает подобный релятивизм, однако необходимость развития общественных теорий несомненна, что связано как с развитием самого объекта, так и с изменением понимания его сущности. В этом смысле все обществ. Н. являются историческими, т. к. исследуют «...условия жизни людей, общественные отношения, правовые и государственные формы с их идеальной надстройкой в виде философии, религии, искусства и т. д. ...в их исторической преемственности и современном состоянии...» (Энгельс Ф., там же).
В каждую эпоху существуют исторически обусловленные пределы познания обществ, явлений, определяемые развитием материальных условий жизни общества. Но поскольку
576 НАУКА
обществ. Н. исследуют область экономич., политич. и идео-логич. отношений людей, они тесно связаны с классовыми интересами. Обществ. Н. или поддерживают или отвергают определ. обществ, строй, и это определяет отношение к ним господствующих классов, извлекающих выгоды из существующей обществ, организации. В обществе с антагонистич. классовыми противоречиями не может быть «беспристрастной» социальной науки. Классовые отношения, классовые позиции мыслителей каждой эпохи в значит, мере определяют развитие познания общества. Вместе с тем следует различать честную позицию того или иного теоретика и прямую апологию существующего строя. Так, Маркс отмечал научную честность идеолога пром. буржуазии Рикардо и клеймил Мальтуса, выводы к-рого «...по научным вопросам сфабрикованы .с о г л я д к о й" на господствующие классы вообще и на реакционные элементы этих классов в особенности; а это значит: Мальтус фальсифицирует науку в угоду интересам этих классов» («Теории прибавочной стоимости», ч. 2, 1957, с. 113).
Сдвиги в развитии человеч. мысли об обществе приходятся в особенности на революц. эпохи, когда назревает кризис существующих отношений и достаточно укрепляются элементы новых обществ, отношений, позиции новых обществ, классов, выдвигающих и своих теоретич. представителей.
Специфика познания обществ, явлений состоит еще и в том, что результат историч. развития приобретает в глазах мн. людей прочность естеств. и единственно возможных форм обществ, жизни. Маркс отмечал, что «размышления над формами человеческой жизни, а следовательно, и научный анализ этих форм, вообще избирает путь, противоположный их действительному развитию. Оно начинается post festum (задним числом), т. е. исходит из готовых результатов процесса развития» («Капитал», т. 1, 1955, с. 82). В этом смысле важнейшее значение для познания общества имеет зрелость самого объекта исследования, т. к. только его развитые формы служат необходимой предпосылкой истинного научного познания. Отсутствие подобной предпосылки, попытки создания обществ, теорий, не опирающихся на развитую действительность, служили и служат осн. причиной рождения нежизненных идеалов, ложных идеологич. систем и утопич. построений. Возникновение марксизма, как подлинной Н. об обществе, становится возможным только на опред. ступени развития общества и его познания. Вместе с тем следует подчеркнуть, что специфика познания обществ, явлений вовсе не означает специфику знаний об обществе в логич. и методологич. плане. И для совр. естеств. и для совр. обществ. Н. единственно научной методологией является материалистич. диалектика. Рассматривая развитие общества как естественноисторич. процесс, Маркс и Ленин подчеркивали необходимость точности его объяснения, не уступающей методам естествознания.
Становление Н. об обществе. Зачатки знаний об обществе составляли часть единой и нерасчлененной философии древности и были ответом на практич. вопросы, выдвигавшиеся жизнью, попытками понять смысл и цель существования мира и человека. Первоначальные социальные знания основывались на непосредственном наблюдении. С расширением историч. опыта человечества, развитием контактов между народами возникают социальные теории, содержащие оценки и соответствующие предписания человеч. поведения. Потребности производства, необходимость организации жизни общества в соответствии с интересами существовавших социальных групп, задачи обучения вступавших в жизнь поколений — вот проблемы, на к-рые давали ответ социальные теории. Они или оправдывали существовавшее положение или содержали описание желаемых форм жизни людей. Естественно, что они отражали неразвитость обществ, отношений, господствующую обществ, структуру, незначительный историч. материал. Уже в античности наряду с общими социальными теориями (Демокрит, Платон, Аристотель) возникают и зачатки частных обществ. Н. — истории, географии (Геродот, Фукидид, Полибий, Страбон). Однако предметом истории было, напр., простое описание событий в хронологич. последовательности. Развитие законодательства в сложное объемистое целое приводит к выделению профессиональных правоведов и возникновению правовой Н. (общая теория права, гос. право, гражданское право). Так, римские юристы дали тонко разработанную систему отношений товаропроизводителей. Представления античности об обществе надолго сменяются религ. мировоззрением, отвергавшим всякое научное истолкование явлений обществ, жизни, но содержавшим постулаты и догмы, освящавшие существовавший феод, строй (Августин, Боссюэ, Фома Аквинский).
Серьезные сдвиги в познании обществ, явлений связаны с возникновением и развитием капитализма. Рождение опытного естествознания оказало значит, влияние на развитие представлений об обществе. В этот период (16—18 вв.) обществ, теории все еще входят составной частью в общую филос. систему взглядов того или иного мыслителя. Господствует стремление к непосредственному выведению социальных законов из законов механики. Это было связано с представлением о существовании единого универсального закона, охватывающего всю совокупность явлений природы и общества, рассматриваемого как простое продолжение первого и, соответственно, о возможности единой, строго дедуктив-
ной, универсальной Н., в к-рой слились бы все существовавшие области знания. Были выдвинуты идеи естественного права и общественного договора, к-рые служили теоретич. основой развивавшихся взглядов на гос-во, право, хозяйство, политику (Гроций, Спиноза). По аналогии с физич. представлением об атомах, общество мыслилось как механич. соединение абстрактных индивидов, различавшихся лишь по степени преобладания тех или иных свойственных всем качеств, что было отражением обособленности индивидов ка-питалистич. общества. Эти представления об обществе послужили исходным пунктом в теориях политич. экономии. Ее отпочкование от других наук, начатое физиократами, связано с работами У. Петти и полностью оформляется А. Смитом и Рикардо. «У А. Смита политическая экономия развилась в некоторую целостность, охватываемая ею область получила до известной степени закопченные очертания...» (М а р к с К., Теории прибавочной стоимости, ч. 2, 1957, с. 158). Смит и Рикардо разработали теоретич. оружие революц. буржуазии и программу ее экономич. политики.
В пределах философии получает отчетливые очертания философия истории, что связано с именами Вино, Вольтера, Гердера, Кондорсе, Монтескье, Руссо и особенно Гегеля, система к-рого — высшее достижение домарксистской философии истории. В этих системах разрабатываются плодотворные идеи (историч. прогресса, единства истории, влияния на человека географич. и социальной среды, внутр. связи истории). Они подрывали богословский взгляд на развитие общества. Однако их осн. пороком была умозрительность, априоризм, искусственность построений, выводившихся не из анализа действительности, а из идеалистич. филос. постулатов. Франц. материалисты (Гельвеций, Гольбах и др.) выдвинули плодотворное положение о формировании человека и его интересов под влиянием внешней среды, однако считали побудит, силы людей последними причинами историч. событий. Серьезный вклад в развитие обществ. Н. внесли франц. историки периода Реставрации (Гизо, Минье, Тьерри), исследовавшие развитие классовой борьбы в истории Франции, подчеркивавшие роль имуществ. отношений и собственности.
Теории бурж. идеологов отвечали интересам буржуазии, однако их основой были идеалистич. и метафизич. взгляды, а отношения капиталистич. общества антиисторически рассматривались как естеств. и вечные отношения. Вместе с тем противоречия и пороки капитализма уже стали объектом острой критики представителей утопического социализма, теории к-рых были одним из источников формирования марксизма.
Бурш, домарксистская Н. продемонстрировала неспособность решить проблему общего и единичного в истории, связать осн. и производные элементы обществ, структуры, объективные законы истории и их субъективное отражение в обществ, сознании, раскрыть роль нар. масс в истории.
Сер. 19 в., отмеченная революц. выступлениями пролетариата, знаменует перелом в развитии бурж. обществ. Н. В них «...совсем исчез старый дух ни перед чем не останавливающегося теоретического исследования. Его место заняли скудоумный эклектизм, боязливая забота о местечке и доходах, вплоть до самого низкопробного карьеризма. Официальные представители этой науки стали откровенными идеологами буржуазии и существующего государства, но в такое время, когда оба открыто враждебны рабочему классу» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 316—17).
Реакц. политич. тенденции в бурж. обществоведении особенно усилились в эпоху империализма и в связи с победой социалистич. революции в России, а затем и в других странах. Одной из главных задач идеологов реакц. буржуазии становится борьба с коммунизмом и опорочение социализма. Наряду с антикоммунистич. направлением, к-рое по существу находится за пределами Н., существует множество школ и направлений бурж. обществ. Н., зачастую с основанием критикующих друг друга и отражающих реальные трудности создания подлинно научной теории общества и его развития. В нек-рых бурж. теориях есть ценные наблюдения, постановка важных вопросов, выходящих за рамки идеалистич. мировоззрения, нек-рые положит, результаты в разработке техники исследования, наконец, известные достижения в разработке отдельных проблем организации произ-ва и управления. Однако общим пороком этих течений, нередко основывающихся на абсолютизации каких-либо реальных процессов и факторов обществ, жизни, является неспособность создать цельную теорию обществ, развития. Для бурж. обществ. Н. характерно изучение структурных элементов общества, однако реже исследуются процессы изменения и развития. Это связано с господствующим представлением, непосредственно вытекающим из интересов властвующих групп буржуазии, о капиталистич. строе как в целом рациональной организации общества, изменение к-рой возможно только в рамках существующей структуры с целью поддержания ее равновесия.
В бурж. обществ. Н. происходит дифференциация, к-рая, будучи закономерным явлением в развитии Н., в условиях капитализма приводит к разрыву между накоплением эмпи-рич. материала и его теоретич. обобщением. Для бурж. обществ. Н. характерно также усиление, с одной стороны, неопозитивистских тенденций, эмпиризма, абстрактного структурно-функционального формализма, с другой — рост пси-
НАУКА 577
хологизма, интуитивистских, иррационалистич. теорий. Оба эти направления, получающие своеобразное выражение в отд. обществ. Н , основаны на идеалистич. философских принципах и метафизич., субъективистских методах. Они свидетельствуют о неспособности бурж. обществ. Н. к действительному познанию обществ, жизни.
Марксистские общественные науки. Сер. 19 в. является поворотным пунктом в развитии Н. об обществе, связанным с возникновением марксизма (см. Марксизм-ленинизм, Исторический материализм). Рассматривая сложный и закономерный процесс возникновения обществ, науки, Ленин писал: «Так как эту науку строили, во-первых, экономисты-классики, открывая закон стоимости и основное деление общества на классы,— так как эту науку обогащали далее, в связи с ними, просветители XVIII века борьбой с феодализмом и поповщиной, .— так как эту науку двигали вперед, несмотря на свои реакционные взгляды, историки и философы начала XIX века, разъясняя еще дальше вопрос о классовой борьбе, развивая диалектический метод и применяя или начиная применять его к общественной жизни, — то марксизм, сделавший ряд громадных шагов вперед именно по этому пути, есть высшее развитие всей исторической и экономической и философской науки Европы» (Соч., т. 20, с. 184). Великая историч. заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они изгнали идеализм и метафизику из обществ. Н. Раскрывая сущность нового, материа-листич. понимания истории, Энгельс писал: «подобно тому как Дарвин открыл закон развития органического мира, так Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическим наслоением, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д., что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которых они поэтому должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 35 0— 351). Создав диалектич. и историч. материализм — философскую основу мировоззрения рабочего класса, Маркс и Энгельс разработали теорию научного коммунизма, доказав неизбежность гибели капитализма и его закономерной смены коммунистич. формацией. Материалистич. понимание истории, как теоретич. и методологич. основа ее исследования, подняло на уровень подлинной Н. политич. экономию, историю, правоведение, этику и все др. дисциплины, изучающие жизнь общества, и поставило перед ними задачу диалектико-материалистич. переработки накопленных человечеством знаний, ответа на актуальные обществ, проблемы. Марксизм-ленинизм—живое, творческое, развивающееся учение. «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса,— подчеркивал Ленин,— как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только' краеугольные камни той науки, которую социалисты д о л ж-н ы двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни» (Соч., т. 4, с. 191).
Новый этап в развитии марксизма, связанный с именем Ленина, является этапом дальнейшей диалектико-материалистич. разработки обществ. Н. на основе обобщения опыта междунар. классовой борьбы пролетариата в конце 19 — нач. 20 вв., победы социалистич. революции в России и фи-лос. обобщения достижений естествознания новейшего времени. Поэтому марксизм, творчески развитый и поднятый Лениным на новую ступень, представляет собой марксизм-ленинизм. В совр. историч. эпоху марксизм-ленинизм творч. развивается коллективными усилиями КПСС и др. братских коммунистич. партий, отстаивающих его творческий характер и чистоту в борьбе с ревизионизмом и догматизмом. Крупным достижением совр. марксистской мысли является Программа КПСС (1961). В условиях социализма и строительства коммунистич. общества обществ. Н. приобретают важнейшее значение как инструмент научного руководства развитием общества, как фактор воспитания народа и средство борьбы на междунар. арене.
Задачи обществ. Н. в условиях постепенного перехода от социализма к коммунизму определены в Программе КПСС: «Интенсивно должна развиваться исследовательская работа в области общественных наук, которые составляют научную основу руководства развитием общества. Главным в этой области является изучение и теоретическое обобщение практики коммунистического строительства, исследование основных закономерностей экономического, политического и культурного развития социализма и перерастания его в коммунизм, разработка проблем коммунистического воспитания» (1961, с. 127—28). В частности, в качестве задачи экономич. Н. выдвигается обобщение новых явлений в экономич. жизни общества, разработка народнохозяйств. проблем, решение к-рых способствует успешному строительству коммунизма. Перед историч. Н. ставится задача исследовать проблемы всемирной истории и совр. мирового развития,закономерного процесса движения человечества к коммунизму. «Общественные науки и впредь должны решительно выступать против буржуазной идеологии, против правосоциалистической теории и практики, против ревизионизма и догматизма, отстаи-
вая чистоту принципов марксизма-ленинизма» (там же, с. 128). Важнейшее значение в совр. условиях приобрела необ ходимее* разработки методологич. проблем обществ. Н., развит^ конкретных социологич. исследований различных областей жизни, использования новых научных методов. Применение материалистич. диалектики в конкретном иссле довании есть творч. процесс, требующий глубокого знания предмета и учета его специфики. Развивающееся в обществ. Н. разделение труда приводит к специализации и известной односторонности ученых. Поэтому важнейшей задачей яв ляется взаимообогащение Н., творч. содружество ученых различных специальностей в разработке актуальных проб лем развития социалистич. общества (см. Методологич. проб лемы науки, М., 1964). Н. Ланда. Москва.
Науки о мышлении. Мышление, неразрывно связанное с языком, представляет собой сложный познавательный процесс, к-рый изучается целым рядом Н., прежде всего философией, теорией познания, логикой, психологией, в значительной степени языкознанием, а также физиологией высшей нервной деятельности и кибернетикой. Каждая из этих областей знания осуществляет свои особые подходы в исследовании мышления, свои методы, связанные с особенностями той стороны мышления, к-рая составляет специфич. предмет данной Н. Научное осмысление различных сторон, к-рые исследуются отд. Н., зависит от понимания этого сложного явления как целого.
Мышление издавна представляет собой предмет изучения прежде всего логических наук (см. Логика, Логика диалектическая, Формальная логика, Математическая логика). Общей методологич. основой всех Н. о мышлении служит диалектика. Диалектический материализм изучает мышление в его единстве с бытием, отражением к-рого оно является, в его возникновении и развитии на основе общественной практики. Мышление как психич. процесс в его возникновении и связи с другими психич. явлениями изучает психология (см. Психология, Психика). С психологией тесно связана педагогика, к-рая вырабатывает приемы формирования личности, в том числе и умственных способностей и навыков человека. Связь мыслительной деятельности с языком как материальной формой выражения мысли, с историей языка, с историей культуры изучается языкознанием (см. Мышление и язык, Язык).
Мышление исследуется кибернетикой с целью выявления возможности моделирования умственной деятельности человека (см. Кибернетика, Логичеспие машины, Моделирование). Возникшая в настоящее время настоятельная задача моделирования мыслительных операций, автоматизации нек-рых процессов умственного труда, машинного перевода, механизации поисков информации может быть решена лишь на основе углубленного исследования мышления.
Разработка теории мышления связана с развитием всех основных проблем методологии научного познания.