Большое количество сторонников имеет теория оптимума населения. Эта теория, выдвинутая англ. демографом Карр-Саундерсом, исходит из того, что каждая страна должна иметь ту численность населения, к-рая обеспечивает наибольший доход на душу. Она исходит из соотношения между фактич. и нек-рой «оптимальной» численностью населения, к-рую, од-
нако, никто из сторонников этой теории не в состоянии обосновать и определить.
Н. как категория марксистской социологии. Осн. черты и развитие Н. выражаются в соответствующих законах. Маркс установил, что «...всякому особенному историческому способу производства в действительности свойственны свои особенные, имеющие исторический характер законы населения» («Капитал», т. 1, 1955, с. 637; см. также В. И. Ленин, Соч., т. 1, с. 433). Оси. рычагом, приводящим в движение весь сложный механизм эволюции человеч. общества, является способ произ-ва материальных благ. Однако его влияние в известной степени зависит от плотности населения в стране, темпов его роста и структуры. Выдвигались теории, согласно к-рым рост Н. является осн. фактором прогресса в развитии общества (см. М. М. Ковалевский, Развитие нар. хозяйства в Зап. Европе, СПБ, 1899, с. 2—9; А. Богданов н И. Степанов, Курс политич. экономии, т. 1, 1920, с. 255), и, наоборот, что Н. не играет никакой роли в обществ, развитии и рост Н. является лишь следствием роста производительности труда (см. М. Weber, Agrargeschichte. Handworterbuch der Staats-wissenschaften, 3 Aufl., S. 159; Dietzel, Weltwirtschaft und Volkswirtschaft, 1900, S. 118). В действительности же существует диалектич. взаимодействие между ростом произ-ва и ростом Н. Рост произ-ва и производительности труда оказывает влияние на рост населения, что, в свою очередь, приводя к увеличению плотности населения, к большему общению людей друг с другом и облегчая различные формы кооперации, оказывает влияние на рост произ-ва и производительности труда.
При первобытнообщинном строе рост населения был чрезвычайно медленным. Уровень смертности был очень высок и почти достигал уровня рождаемости, т. к. люди были беспомощны в борьбе с природой и массами погибали от холода, голода и диких зверей. При наличии заметного роста населения первобытные народы, в связи с ограниченностью средств существования, искусственно сокращали свою численность путем детоубийства (уничтожения части родившихся), убийства престарелых, оставления их на голодную смерть (у кочевых народов), запрещения половых сношений и др. Крупнейшие изобретения той эпохи — добывание огня, варка пищи, приручение животных, земледелие — увеличивали продолжительность жизни людей и способствовали постепенному возрастанию численности населения. «...Благодаря увеличивающемуся производству средств существования вследствие полеводства, народы стали развиваться и насчитывать под общим управлением много тысяч людей вместо прежних нескольких тысяч» (Маркс К., см. Архив Маркса и Энгельса, т. 9, 1941, с. 50).
При рабовладельч. строе рост населения становится несколько более значительным. Для него характерно воспроизводство рабочей силы путем войн для захвата рабов и возникновение нек-рого относит, перенаселения, к-рое находило свое выражение в виде эмиграции. «В древних государствах, в Греции и Риме вынужденная эмиграция, принимавшая форму периодического основания колоний, составляла постоянное звено общественного строя. Вся система этих государств основывалась на определенном ограничении численности населения, пределы которой нельзя было превысить, не подвергая опасности самих условий существования античной цивилизации» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 567).
При феод, строе рост населения происходит быстрее, чем при рабовладельческом, но продолжает оставаться еще очень слабым. Захват общинных зе-
НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ 549
мель феодалами, креиостнич. эксплуатация масс приводили к нищете народа и к образованию массы нищих бродяг и беглых крестьян. Слабое развитие техники вело к возникновению относительного перенаселения, т. к. феодальный способ произ-ва не создавал условий для поглощения растущего числа рабочих рук.
При капитализме темпы роста населения ускорились в результате развития техники, успехов науки, к-рые привели к снижению смертности, особенно детской. Однако капиталистич. система произ-ва оказалась не в состоянии производительно использовать возрастающее население. Открытый Марксом закон Н. для капиталистич. строя вытекает из особенностей капиталистич. накопления, к-рое «...постоянно производит и притом пропорционально своей энергии и своим размерам, относительно избыточное, т. е. избыточное по сравнению со средней потребностью капитала в самовозрастании, а потому излишнее или добавочное рабочее население» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 636).
Значит, часть рабочих в условиях капиталистич. строя не находит применения своим силам и образует резервную армию труда, т. е. армию безработных, к к-рой присоединяются разоренные мелкие производители.
Маркс установил три формы относит, перенаселения при капитализме: текучее, характеризующееся наличием массы людей, ищущих приложения своему труду, но не могущих его найти; скрытое, выражающееся в неполной занятости населения; застойное, выражающееся в распространении т. н. домашнего труда, т. е. работающих дома на определ. пром. и торговые предприятия.
Масштабы относит, перенаселения непрерывно возрастают вместе с проникновением капитализма во все отрасли нар. х-ва. «Относительное перенаселение тем более заметно обнаруживается в известной стране, чем более развит в ней капиталистический способ производства» (там же, т. 3, 1955, с. 245). В эпоху империализма возрастание относительного перенаселения происходит также вследствие того, что возможности поглощения избыточной рабочей силы при помощи эмиграции значительно сократились, а усиление экспорта капитала в слаборазвитые страны приводит к сокращению спроса ыа рабочую силу в данной стране.
Закон Н. социалистич. строя характеризуется полной и рациональной занятостью обществ.-организованного труда, планомерным размещением населения и возрастанием его численности. Полная занятость, т. е. отсутствие безработицы и относит, перенаселения, обеспечивается плановым ведением хозяйства, непрерывным расширенным воспроизводством. Рациональная занятость обеспечивается в результате роста культурно-технич. уровня населения стран социализма и планомерного распределения обществ, труда между отраслями нар. х-ва. Процесс внутр. миграции происходит организованно с целью обеспечить планомерное размещение населения. Увеличение численности населения происходит прежде всего вследствие низкого уровня смертности, являющегося совокупным результатом всего общественного уклада жизни, успехов медицины, социального законодательства, лучшего удовлетворения материальных потребностей, роста культурного и санитарного уровня населения.
Динамика населения Земли. На основе отрывочных и ориентировочных данных можно составить приближенное представление о динамике Н. земного шара за всю историю человечества. В период нижнего палеолита (питекантропы, синантропы, гей-дельбергский человек, неандертальцы) численность Н.
была весьма незначительна. Лишь начиная с верхнего палеолита (ок. 70 тыс. лет до н. э.), т. е. с появлением Homo sapiens, можно говорить о росте населения, выражавшемся в среднем примерно в 0,01—0,02% в год. По мере перехода к более прогрессивным формам х-ва темпы роста Н. начали постепенно увеличиваться. Эпоха неолита (ок. 5—3 тыс. лет до н. э.), означавшая переход к оседлости и возникновение земледелия, возможно характеризовалась темпом роста Н. порядка 0,05%. В античную эпоху темп роста в среднем приближался к 0,1%, в 18 в. он увеличился до 0,3%, в 19 в. — до 0,6%, в 1-й пол. 20 в. — до 0,8%, а в наст, время составляет 1,9%.
В абсолютных величинах численность населения земного шара может быть ориентировочно представлена след. цифрами. На протяжении неск. сотен тысяч лет своего существования — к окончанию мезолита (т. е. 7 тыс. лет до н. э.) человечество размножилось примерно до 5 млн. чел. За время неолита население земного шара возросло с 5 до 50 млн. чел. (к 3 тыс. до н. э.), а к началу новой эры оно увеличилось до 200 млн. В эпоху Возрождения численность Н. Земли достигла 0,5 млрд., в сер. 19 в. — одного млрд., а к 1930—2 млрд. чел. К началу 1965 на, земном шаре — 3,3 млрд. чел. Значит, ускорение темпов роста Н. земного шара пугает многих бурж. ученых, к-рые видят в этом главную угрозу существованию человечества. Так, англ. ученый Хилл в 1952 заявил, что прогресс медицины и гигиены поставил человечество перед катастрофой. Нек-рые из них уверяют, что рост населения опаснее термоядерной войны. Все эти «теории» основаны на неверии в успехи науки и социального преобразования общества. Природные ресурсы нашей планеты при условии их рационального использования способны обеспечить гораздо большее число людей, чем их живет в наст, время. К тому же представления о том, что с переходом к социализму темп роста населения должен обязательно увеличиваться, являются необоснованными. Резкий подъем культурного уровня, рост материальных потребностей, широкое привлечение женщин к обществ. ТРУДУ и обществ, деятельности уже сейчас вызвали снижение рождаемости в ряде социалистич. стран, что даже при снижении смертности приведет к уменьшению естеств. прироста населения. В отдаленном будущем человечество возможно станет перед необходимостью приостановить рост своей численности, что не составит особенных трудностей. На это указывал еще Энгельс в письме к Каутскому в 1881: «Абстрактная возможность такого численного роста человечества, которая вызовет необходимость положить этому росту предел, конечно, существует. Но если когда-нибудь коммунистическое общество вынуждено будет урегулировать производство людей, так же как оно к тому времени уже урегулирует производство вещей, то только оно именно и сможет выполнить это без затруднений» (Маркс К.иЭн-г е л ь с Ф., Соч., т. 27, 1935, с. 108).
Демография использует различные показатели, методология построения к-рых разрабатывается демографич. статистикой. Состав Н. изучают по ряду признаков. Возрастная группировка Н. характеризует численность трех поколений: до 16 лет, от 16 лет до конца трудовой деятельности, поколение за пределами рабочего возраста. Снижение рождаемости и увеличение продолжительности жизни приводит к возрастанию удельного веса населения преклонного возраста. Так, напр.,'в СССР удельный вес лиц старше 60 лет в 1939 составил 6,8%, а в 1959 — 9,4%. Группировка Н. по полу в сочетании с группировкой по возрасту позволяет выявлять соотношение между численностью мужчин и женщин в отд. возрастных группах. Группировка Н. по отношению к тру-
550 НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
довой деятельности позволяет выявить экономически активное население, т. е. занятое в общественно-организованном труде. Трудовые ресурсы страны включают численность трудоспособного населения в рабочем возрасте и работающих, находящихся за пределами рабочего возраста.
Демография изучает также социальный состав населения и его профессиональную структуру. В капиталиста, странах вуалируется деление общества на классы: капиталисты обычно рассматриваются как «трудящиеся» и распределяются по различным группам. В сов. статистике социальный состав выявляется путем распределения населения по обществ, группам: рабочие, служащие, колхозники, крестьяне-единоличники и некооперированные кустари. Помимо этого, сов. статистика всех занятых в нар. х-ве подразделяет на лиц, занятых преимущественно физич. трудом, и лиц, занятых преимущественно умств. трудом. К первой категории отнесены рабочие, колхозники и нек-рые категории служащих, как, напр., письмоносцы, кондукторы, няни, кладовщики и др. Ко второй категории отнесены все лица интеллигентных профессий, канцелярские работники и др.
Распределение населения по отраслям нар. х-ва характеризует разделение обществ, труда. С этой точки зрения производится группировка на занятых в сфере материального производства, т. е. в пром-сти, с. х-ве, строительстве, лесном х-ве, грузовом транспорте, связи (частично), торговле, обществ, питании, заготовках, материалыю-технич. снабжении и сбыте, и в непроизводств, сфере (в пассажирском транспорте, просвещении, науке, искусстве, здравоохранении, физкультуре и спорте, жилищном х-ве, бытовом обслуживании, гос. аппарате и др.).
Н. изучается с точки зрения его культурного уровня. Прежде осн. показателем являлось число грамотных. В наст, время о культуре населения судят по полученному образованию (число лиц с высшим образованием, со средним образованием, с неполным средним образованием и т. д.).
Важными показателями Н. является также его национальный, языковый, расовый состав. Динамика нац. состава дает возможность выявить процессы, происходящие в этнич. составе населения, выражающиеся либо в виде консолидации отд. национальностей, либо в виде ассимиляции их внутри другой национальности. Важное значение имеет изучение семейного состава населения.
Изучается также размещение и плотность населения, причем особый интерес представляет учет городского и сельского населения. Удельный вес населения, проживающего в городах, обычно рассматривается как показатель степени индустриализации страны. Изучается также перемещение населения, т. н. механич. движение населения (внутр. и внешняя миграции) и естественное движение населения, под к-рым понимаются данные, характеризующие осн. факты человеч. существования: начало жизни (рождение), вступление в брак, конец жизни (смерть). Число живорожденных в отношении к средней численности населения за данный период (обычно за год) с последующим умножением на 1000 дает коэффициент рождаемости. Этот коэффициент колеблется в широких пределах: от 14°/00 (промиль) в Швеции до 62°/00 в Гвинее. В СССР он равен 21,3°/00 (в 1963), что превышает уровень большинства европ. стран. В сер. 19 в. в наиболее развитых странах мира коэффициент рождаемости составлял примерно 40°/00, но начиная с 70-х гг. 19 в. он начал снижаться и в наст, время упал более чем вдвое.
Число заключенных за год бра'ков в отношении к средней численности населения (с умножением на 1000) дает коэффициент брачности. Соответствующим
образом исчисляют коэффициент разводимости (число разводов на 1000 человек).
Число умерших в отношении к средней численности населения (также с последующим умножением на 1000) дает коэффициент смертности, к-рый колеблется в разных странах от 6 до 30°/0о> ав годы голода, войн и эпидемий повышается до 50—60°/00 и даже 80%0. В СССР коэффициент смертности (7,3 в 1963) является самым низким среди всех крупнейших гос-в мира. Точным измерителем уровня смертности является средняя продолжительность жизни, к-рая в Сов. Союзе за годы после Октябрьской революции увеличилась в два раза.
Разность между числом родившихся и числом умерших образует естеств. прирост, а разность между коэффициентом рождаемости и коэффициентом смертности дает коэффициент естеств. прироста. В нек-рых странах этот коэффициент в отд. годы бывает отрицательным (напр., во Франции и Австрии в 30-х гг. 20 в.). В СССР в 1963 он составлял 14,0°/о0, т- е. был выше, чем почти во всех других экономически развитых гос-вах мира. Во мн. развивающихся странах коэффициент естеств. прироста превышает 30°/00, т. е. 3% (Мексика, Венесуэла, ОАР и др.).
Статистика Н. базируется на переписях населения и на текущем учете. В России первая перепись на научных основаниях была произведена в 1897. В СССР переписи производились в 1926, 1939, 1959. В США переписи населения («цензы») производятся раз в 10 лет начиная с 1790. Во многих странах переписи населения производятся 1 раз в 5 лет (Япония и др.). Текущий учет населения основан на регистрации рождений, браков, разводов и смертей. Результаты переписи населения и текущего учета позволяют получить полное представление о структуре и динамике населения и могут служить исходным материалом для демографич. анализа.
В дореволюц. России проблемы демографии разрабатывались гл. обр. в Академии наук начиная с конца 18 в. (труды Ломоносова, Татищева, Эйлера, Щербатова, Крафта, Германа, Шлецера, Буняковского и др.). После Окт. социалистич. революции в Киеве был учрежден Демографич. ин-т, просуществовавший до 1938. Кроме того, в Ленинграде до 1934 существовал Демографич. ин-т АН СССР. В наст, время проблемы демографии разрабатываются в НИИ ЦСУ СССР, в Ин-те организации здравоохранения и истории медицины имени Н. А. Семашко, Ин-те экономики АН СССР и ряде др. научно-исследоват. ин-тов.
За границей наибольшей известностью пользуется франц. Институт демографич. исследований. В США имеется неск. науч. центров, занимающихся вопросами Н. [бюро демографич. исследований при Прин-стонском, Оксфордском (штат Огайо), Луизианском, Вашингтонском, Чикагском ун-тах, Амер. ассоциация по вопросам населения и др.]. Имеется также Всемирная организация по вопросам населения, объединяющая в своем составе более 400 демографов из 50 стран. Эта организация созывает международные демографич. конгрессы и конференции (Париж — 1928, Рим —1931, Берлин — 1935, Париж — 1937, Рим — 1954, Вена — 1959, Нью-Йорк — 1961). Конгрессы и конференции происходят под преобладающим влиянием бурж. демографов, т. к. страны социализма на них почти не представлены.
В наст, время издаются следующие демографич. журн.: «Studia demograficzne» (Польша), «Stanovnis-tvo» (Югославия), «Demografie» (Чехословакия),«De-mografia» (Венгрия), «Population» (Франция), «Population Studies» (Англия), «Population Bulletin», «Mill-bank Memorial Fund Quarterly Bulletin», «Demo-graphe» (США). Текущая библиография печатается в «Population Index» (США).
НАРСКИЙ — НАСИЛИЕ 551
Лит.: Маркс К.; Капитал, т. 1, гл. 23, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; его ж е, Теории прибавочной стоимости (4 том «Капитала»), ч. 2, М., 1957, с. 114; Ленин В. И., Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, Соч., 4 изд., т. 1, с. 430 и далее; его же, Рабочий класс и неомальтузианство, там же, т. 19; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961, с. 96—100; Смертность и продолжительность жизни населения СССР.М.—Л., 1930; Урланис Б. Ц., История амер. цензов, М., 1938; его же, Рост населения в Европе, М., 1941; его ж е, Рождаемость и продолжительность жизни в СССР, М., 1963; его же, Динамика и структура населения СССР и США, М., 1964; Кастро Ж. де, География голода, пер. с англ., М., 1954; Боярский А. Я. и Шуше-рин П. П., Демографическая статистика, 2 изд., М., 1955; Смулевич Б. Я., Критика буржуазных теорий и политики народонаселения, М., 1959; Озер Дж., Должны ли люди голодать?, пер. с англ., М., 1959; Попов А. Я., Совр. мальтузианство, М., 1960; П о д ъ я-
4 и х П. Г., Население СССР, М., 1961; Писарев И. Ю., Народонаселение СССР, М., 1962; Численность и расселение народов мира. Под ред. С. И. Брука, М., 1962; Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года. СССР (Сводный том), М., 1962; В а л ент ей Д., Реакц. теории народонаселения периода общего кризиса капитализма, М., 1963; Сагг-Saunders A. M., World population: past growth and present trends, Oxf., 1936; Tit muss R. M., Birth, poverty and wealth, L., 1943; The determinants and consequences of population trends. United Nations, N. Y., 1953; Thompson W. S., Population problems, 4 ed., N. Y., 1953; Bennett M. K., The world's food, N. Y., 1954;
5 a u v у A., La theorie genfirale de la population, 2 ed., v. 1—2, P., 1956—59; Coontz S. H., Population theories and the economic interpretation, L., 1957; P r e s s a t В., L'analyse demographique, P., 1961; Demographic yearbook, United Nations, N. Y. (c 1948 — ежегодно).
Б. Урланис. Москва. НАРСКИЙ,Игорь Сергеевич (р. 18 ноября 1920) — сов. философ, д-р филос. наук (1961), профессор (с 1963). Окончил филос. фак-т Моск. ун-та (1948). С 1949 ведет педагогич. и науч. работу по философии. Ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (1951—61). С 1962— проф. филос. фак-та Моск. ун-та. Член редколлегии журн. «Филос. науки» (с 1963). Исследует проблемы марксистско-ленинской теории познания, особенно методологии науки и роли языка и символич. средств в познании; вопросы истории филос. и социологич. мысли европ. стран нар. демократии, особенно Польши; вопросы истории англ. философии, особенно «эмпирических» ее течений; истории и критики позитивизма, особенно логич. и лингвистич. позитивизма. Редактор, автор вступит, статей и комментариев в кн.: Избр. произведения прогрессивных польских мыслителей (т. 1—3, М., 1956—58); Польские мыслители эпохи Возрождения (М., I960); Д. Локк, Избр. филос. произведения (т. 1, М., 1960); Т. Котарбиньский, Избр. произведения (М., 1963).
С о ч.: Мировоззрение Э. Дембовского. Из истории польской философии XIX в., М., 1954; Критика семантич. идеализма, [М.], 1956; Философия польского просвещения, М., 1958; Марксистское понимание предмета философии и позитивизм, М., 1959; «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленина и логич. позитивизм, в сб.: Великое произведение воинствующего материализма, М., 1959; Вопросы диалектики познания в «Капитале» К. Маркса, М., 1959; Философия Джона Локка, М., 1960; Очерки по истории позитивизма, М., 1960; Совр. позитивизм. Критич. очерк, М., 1961; Философия Бертрана Рассела, М., 1962; Понятие формального анализа и диалектика, «Вестн. МГУ». Серия 8. Экономика, философия, 1963, № 1; Проблема значения и критика ее неопозитивистских решений, «Вопр. философии», 1963, № 6; Об историко-филос. развитии понятия «отчуждение», «Филос. науки» (Науч. докл. высшей школы), 1963, № 4; К вопросу об отражении диалектики движения в понятиях (Еще раз о парадоксе «Летящая стрела»), веб.: Форм, логика и методология науки, М., 1964.
НАСИЛИЕ— применение тем или иным классом (социальной группой) различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении других классов (социальных групп) с целью приобретения или сохранения экоиомич. и политич. господства, завоевания тех или иных прав или привилегий. Осн. средства Н. материализуются в гос-ве (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, 1955, с. 754; В. И. Ленин, Соч., т. 29, с. 437—38). Вместе с расколом общества на антагонистич. классы вы-
деляется и спец. разряд людей, занятых только тем, «... чтобы управлять другими и чтобы в интересах, в целях управления систематически, постоянно владеть известным аппаратом принуждения, аппаратом насилия, каковым являются в настоящее время ... вооруженные отряды войск, тюрьмы, прочие средства подчинения чужой воли насилию, — то, что составляет сущность государства» (Ленин В. И., Соч., т. 29, с. 437). Методы Н. применяются и в междоусобных распрях в среде господствующего класса (борьба за власть между отд. его фракциями, слоями, партиями), а также в межгосударственных отношениях (см. Война).
Бесчисл. политич. коллизии и кровавые перевороты в жизни общества создали иллюзию решающей роли политич. Н. в истории, представление «... столь же древнее, как и сама историография» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 163). Это тра-диц. представление поколебал Руссо, связав возникновение обществ, неравенства и политич. гнета с появлением частной собственности и «изобретением двух искусств: обработки металлов'и земледелия» («О причинах неравенства», СПБ, 1907, с. 78). Историки эпохи Реставрации (Минье, Тьерри, Гизо), сведя все многообразие фактов политич. борьбы в новой истории Франции и Англии к соперничеству зем-левладельч. аристократии и «третьего сословия» (буржуазии), сделали шаг к выявлению экономич. основ классовой борьбы. Историч. материализм нанес окончат, удар по «теориям Н.», представленным в социологии нового времени Дюрингом, Гумп.го-вичем и др.
Марксизм показал, что систематич. применение Н. в истории общества связано прежде всего с существованием антагонистич. классов, т. е. объективными факторами, определяемыми в конечном счете уровнем развития производит, сил; рядом с огромным большинством членов общества, все или почти все время к-рых занято подневольным трудом, неизбежно «... образуется класс, освобожденный от непосредственно производительного труда и ведающий такими общими делами общества, как управление трудом, государственные дела, правосудие, науки, искусства и т. д. Следовательно, в основе деления па классы лежит закон разделения труда. Это, однако, отнюдь не исключало применения насилия, хищничества, хитрости и обмана при образовании классов и не мешало господствующему классу, захватившему власть, упрочивать свое положение за счет трудящихся классов и превращать руководство обществом в усиленную эксплуатацию масс» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 225—26).
Н. в руках господствующих классов является одним из гл. средств сохранения или укрепления данной системы антагонистич. обществ, отношений, одним из условий ее «нормального» функционирования. История общественно-экономич. формаций показывает определ. эволюцию форм и средств Н.: от чисто физич. принуждения работника при рабовладении до разнообразных сочетаний физич. принуждения с принуждением экономическим при феодализме; при этом все более существ, роль начинают играть средства духовного угнетения (религия); при капитализме сохранение отношений эксплуатации маскируется формальной «свободой» работника, здесь естественно возрастает роль извращенных идеологич. форм обществ, сознания, социальной демагогии. Однако в решающие моменты классовой борьбы буржуазия, не колеблясь, отбрасывает разного рода иллюзорные демократии. облачения, обнажая эксплуататорскую сущность антагонистич. системы отношений. В эпоху империализма в политике господствующих классов проявляется тенденция к отказу от формально-демократич. методов,
552 НАСИЛИЕ
к установлению откровенно насильственных, милитаристских, фашистских диктатур, к диктату и войнам в междунар. отношениях. В области идеологии наряду с социальной демагогией получает распространение откровенная апология Н. (культ силы, теории элиты, расистские теории и т. п.), получившая концентрированное выражение в фашизме.
Восходящие, прогрессивные классы в свою очередь применяют Н. для ломки системы отживших обществ, отношений и ниспровержения связанных с этой системой классов, не желающих поступиться своими интересами и привилегиями. В этих случаях Н., являясь фактором революционным, ускоряет превращение одного способа произ-ва в другой, сокращает его переходные стадии. В период т. н. первоначального капиталистич. накопления в Англии рычагом в руках возникающего класса капиталистов служили такие перевороты, «...когда значительные массы людей внезапно и насильственно отрываются от средств своего существования и выбрасываются па рынок труда в виде поставленных вне закона пролетариев» (Маркс К., Капитал', т. 1, с. 721). Экспроприация с.-х. производителя, составлявшая основу всего этого процесса, дополнялась колониальным грабежом и торговыми войнами. Все эти методы покоились на грубейшем Н.
Радикальным средством разрешения непримиримых социальных противоречий Н. оказалось и в ходе буржуазных революций нового времени. Так, во Франции конца 18 в. господство мелкобурж. якобинского террора послужило тому, «... чтобы ударами своего страшного молота стереть сразу, как по волшебству, все феодальные руины с лица Франции. Буржуазия с ее трусливой осмотрительностью не справилась бы с такой работой в течение десятилетий. Кровавые действия народа, следовательно, лишь расчистили ей путь» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 299).
Общий вывод Маркса гласил: «насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым. Само насилие есть экономическая потенция» («Капитал», т. 1, с. 754).
Марксизм, выяснив объективную роль Н. в истории, впервые решил вопрос о сознат. применении Н. пролетариатом в его революц. борьбе за коммунизм. Не только радикальные идеологи мелкой буржуазии и плебейских или крест, масс (Meлье, Руссо, Марат, якобинцы, Радищев и др.), но и более умеренные бурж. просветители (Гельвеций, Дидро, Рейналь) и отд. утопия, социалисты (Мабли) оправдывали для определ. условий революц. насильств. действия против угнетателей, писали о «благе» великих потрясений, гражд. войн, указывали, что за вызванными ими временными бедствиями следуют «эпохи наибольшего счастья». Однако домарксистская обществ, мысль не могла дать обоснованное решение проблемы революц. Н. Для одних мыслителей и вождей революции (Марат, якобинцы, «бешеные», эбер-тисты, впоследствии бланкисты и анархисты) революц. Н. представлялось всеспасающим средством разрешения возникающих поред революцией проблем, гл. способом перестройки обществ, отношений. Напротив, более умеренные мыслители и политики антифеод, лагеря высказывали опасения, что вооруж. Н., террор могут привести к ненужным массовым кровопролитиям, уничтожению культуры, анархии и хаосу, к забвению и попранию тех принципов гуманности и справедливости, во имя к-рых совершалась революция, к деморализации самих революционеров. Именно поэтому в бурж. и особенно мелкобурж. идеологии существует немало «ультрареволюц.» теорий, но не менее типичны для нее теории, отрицающие Н., проповедующие политич. индиферентизм, абст-