Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общий обзор литературы по М. 17 страница



НАБЛЮДЕНИЕ — вид деятельности, связанный с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира (в применении к собств. субъективному миру — самонаблюдение).

Способность к Н. может быть объяснена только как результат историч. развития. Выработавшиеся у животных формы прослеживания определ. объектов представляют собой нервно-физиологич. акт, детер­минированный видовыми особенностями и вызываемый лишь узким диапазоном стимулов, где определ. типу изменений в объекте соответствует определ. следующий за ним по времени ответ (Н. Тинберген, Исследова­ние инстинкта— N. Tinbergen, The study of instinct, 1951, new ed., 1958). H. в собств. смысле рождается в трудовой деятельности. Процесс труда есть в то же время процесс познания, при к-ром человек посто­янно сталкивается со все новыми свойствами окру­жающих его предметов. В процессе труда реализуется единство предметно-чувств. деятельности и ее осо­знания (в виде диктуемого прежде всего функцией изготовляемого орудия представления о результате труда). С началом использования орудий, приводи­мых в действие силами природы или домашними животными, а также вместе с развитием обществ, разделения труда Н. выделяется в самостоят, вид дея­тельности. В этих условиях результат Н. уже не только реализуется в изменении самих трудовых операций, но и обязательно связан с появлением качественно новых, в известной мере обобщенных, действий, включаемых в процесс труда (управление). Осуществление Н. предполагает активное противо­поставление себя как познающего субъекта окружа-


ющей действительности. При Н. направленность на непосредственно чувств, отражение порождается проблемной ситуацией, в зависимости от характера к-рой оно может осуществляться на различных уров­нях, от включения в акты поведения повседневной жизни и до специализированных, высоко организо­ванных видов деятельности.

Н. предполагает выделение и осознание объекта, его предметных, существ, свойств — собств. содер­жания Н. Вместе с вычленением содержания Н. предполагает также осознание целей и способов их осуществления, а также умения распланировать свои действия в пространстве и времени не только в реаль­ной ситуации, но и в отношении более или менее отдаленного будущего (замысел Н.).

В философии прошлого Н., как таковое, естест­венно, не нашло отражения ни в одном из направ­лений, ибо они рассматривали «... чувственность не как практическую человечески-чувственную деятельность» (Маркс К., см. Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 2). Но филос. корре­лятом понятия Н. была проблема направленности сознания на объект. Вся идеалистич. философия утверждает принципиальное различие чувств, и отвле­ченного познания, наделяя лишь это последнее той степенью необходимости, к-рая делает его истинным.

Впервые изучение Н. на основе эксперимент, данных было осуществлено в связи с установлением индивидуальных различий в фиксировании при астро-номич. Н. времени прохождения звезды через мери­диан. Это явление, открытое в 1795 Маскелином (Гринвичская обсерватория) и подробно изученное Бесселем (Кёнигсбергская обсерватория), получило название «личного уравнения». Период наиболее активной разработки связанных с проблемой «личных уравнений» психологич. фактов совпал с зарождением лабораторного психологич. эксперимента (60—70-е гг. 19 в.) и на ближайшие десятилетия определил их тематику — время простой реакции и реакции с выбором (В. Вундт и его школа).

Поскольку понятие Н. выводится непосредственно из деятельности, оно по отношению к понятиям абстрактно-психологич. содержания (восприятию, мышлению, вниманию, памяти) представляет сложное единство психич. функций и включается в иной пси­хологич. план — психологию деятельности.

Реализация прошлого опыта человека ведет к значит, индивидуальным различиям в Н. (т. н. наблю­дательность). Лежащее в основе Н. восприятие уже само есть результат определ. переработки, включения получаемого впечатления в систему уже выработав­шихся знаний и отношений.

Теоретич. отношение человека к миру проявляется лишь в научном Н. С развитием науч. Н. все больше выступают на первый план такие его стороны, как за­мысел, система методов и осмысление результатов, их контроль. Тем самым в Н. все большую роль начи-


528 НАВОИ — НАВЫК


нают играть элементы мышления. Н. органически включено в процесс познания и в зависимости от конкретного содержания изучаемого явления может выступать в различных формах связи с др. этапами науч. познания. Материал Н. может через система­тизацию привести к обобщениям (Ч. Дарвин). Н. может предшествовать измерению. Из Н. над взаим­ным угловым положением Земли, Солнца и Луны возникли попытки измерения их взаимных расстояний (Аристарх, 280 до н. э.) и объемов (Эратосфен, 276—194 до н. э.). Наконец, Н. ведет к эксперименту, с к-рым оно остается неразрывно связанным в течение всего его осуществления.

С развитием науки усложняется и становится все более опосредствованной структура Н. Уже исполь­зование технич. приборов для Н. невозможно без постоянного кодирования и раскодирования получа­емой с их помощью информации. В совр. науке обоб­щения редко делаются на «уровне воспринимаемых фактов». Объекты науч. Н., будь то кривая на осцил­лографе, рентгеновский снимок или электроэнцефало­грамма и т. д., вообще ничего не значат без соответств. интерпретации, ибо они есть только нек-рые из возможных чувственных компонентов изучаемых явлений. Замысел и осуществление Н. становятся действительно научными только в том случае, если они уже сами по себе отражают сущ­ность изучаемого явления. Так, введение Эйнштейном понятия одновременности сигналов лежит в основе Н., проводимых в тех областях совр. физики, к-рые имеют дело со скоростями, близкими к скорости света.

Особые сложности представляет Н. в науках, свя­занных с оценкой поведения. В Н. над поведением людей прошлый опыт наблюдателя не ограничен науч. данными, а обязательно включает такие эле­менты, как личный жизненный опыт, привычные, укоренившиеся стереотипы суждений, эмоц. отношение к объекту Н. (т. н. «вульгарные понятия»). Поэтому в Н. над поведением людей положения о Н. в естеств. науках как о точном, математически описываемом процессе могут быть использованы только частично. В ряде случаев полное освобождение от этих «вуль­гарных понятий», как правило, отчетливо не созна­ваемых, не только невозможно, но и нежелательно.

В процессе социального и культурного развития, в ходе технич. прогресса роль Н. все возрастает. Во мн. важнейших областях деятельности Н. пре­вращается в их обязат. аспект (науч. и художеств. творчество, наблюдательские профессии). Труд, свя­занный с приложением физич. усилия к орудию произ-ва, все больше уступает место Н., выдаваемой приборами информации и принятию на этой основе решений по регулированию хода технологич. про­цесса. Постоянная необходимость кодирования и пере­кодирования выдаваемой информации сближает Й., осуществляемое в процессе труда, и науч. Н.

Лит.: Urban F. M., On the theory of errors of obser­vation, «Amer. J. Psychol.», 1924, v. 35, № 3; Wood L., Inspection and introspection, «Philos. Sci», 1940, v. 7, № 2; Welch L., Observation and hypothesis in psychology, «J. Psychol.», 1948, v. 25; Augi er E., De l'observation psychologique, P., 1951; Peters R., Observationalism in psychology, «Mind», 1951, v. 60; Scott J. P., The place of observation in biological and psychological science, «Amer. Psychologist», 1955, v. 10, № 2; Beobachtung und Experiment in der Sozialforschung, hrsg. von R. Konig, [Koln, 1956]; Ziedins R., Conditions of observation and states observers, «Philos. Rev.», 1956, v. 65, 3; Obser­vation and interpretation. A symposium of philosophers and physicists, ed. S. Korner, L., 1957, M. Роговин. Москва.

НАВОЙ,Низамаддин Алишер (1441 —1501) — узб. поэт, мыслитель и гос. деятель, основоположник узб. языка и лит-ры. В основе мировоззрения Н. лежал пантеизм с элементами суфизма; природа, учил Н., это — сокровищница, изучение к-рой делает человека


счастливым. Критикуя духовенство и ср.-век. схолас­тику, Н. высоко ценил науку,знания и человеч. разум. Выступая против лицемерной клерикальной идео­логии, Н. поет гимн земному бытию, твердо веря в ко­нечное торжество справедливости и счастья в челове­ческом обществе. Однако в силу история, условий все свои надежды он возлагал на «справедливого царя».

Уважение к труду, утверждение братства между народами, стремление к справедливости и освобожде­нию личности — осн. мотивы творчества Н.

Соч.: Танланган асарлар, т. 1—3 (6 книг), Тош., 1948 — 49; Мезонул авзон, Тош., 1949; Хазойинул маоний, т. 1 — 4, Тош., 1959—60; в рус. пер.—Пять поэм, М., 1948; Лирика, М., 1948; Избр. произв., Таш., 1951.

Лит.: Бертельс Е. Э., Навои. Опыт творческой биографии, М.—Л., 1948; Великий узб. поэт А. Н. Сб. ст., Таш., 1948; 3 а х и до в В. Ю., Мир идей и образов А. Н., Таш., 1961; А й б е к, Навои, [М., 1961].

А. Валиев. Ташкент.

НАВЫК— сложившаяся в индивидуальном опыте субъекта система регуляторных процессов, обеспечи­вающая устойчивое и стандартное выполнение дей­ствия. Это определение включает традиц. в сов. психо­логии понимание Н., к-рый определяется как «...упро­чившиеся благодаря упражнению способы действий...» («Психология», М., 1956, с. 415). Под «стандартным выполнением» понимается реализация действия (на­правленного на решение двигательной, перцептивной или мыслит, задачи) одним и тем же способом, выбор к-рого определяется: а) содержанием задачи, б) внеш­ними условиями ее решения, в) средствами решения, г) возможностями субъекта. Существует известный интервал варьирования параметров реализуемого действия, содержания и условий решения задачи, при к-ром способ действия может оставаться неизмен­ным. Под «устойчивым выполнением» понимается стабильность действия и всех составляющих его компо­нент при реализации его в условиях влияния внешних и внутр. возмущающих факторов. Т. о., стандартность и устойчивость Н. предполагают подвижность лежа­щих в его основе регуляторных процессов. Чем прочнее освоен Н., том шире круг вариантов и осложнений задачи, к-рые не приводят к его дезорганизации. Под «системой регуляторных процессов» понимается вся совокупность влияний психология, и физиология, механизмов, координирующих реализуемое действие на микроинтервалах времени. Психологич. содер­жанию процесса координации соответствует ориенти­ровочная деятельность субъекта. Процесс ориенти­ровки протекает на базе ориентировочной основы действия, в к-рую входят: система объективных усло­вий реализации действия, способ его выполнения и корректировки и используемые средства (орудия и материал). Будучи отраженной в сознании субъекта, ориентировочная основа составляет содержание пси-хич. образа, в соответствии с к-рым осуществляется ориентировочная деятельность. При формировании Н. (двигательного, перцептивного или умственного) ориентировочная основа действия, как явление объек­тивное, остается относительно постоянной, в то время как содержание психич. образа и, соответственно, ориентировочной деятельности изменяется по мере упражнений. Поэтому следует различать предварит, психич. образ, складывающийся в начале формиро­вания Н., и образ, к-рый является продуктом, ре­зультатом процесса формирования. В предварит, образе отражаются внешние признаки действия (в слу­чае, напр., двигат. акта к этим признакам относятся: элементы траектории, амплитуда движения); в сфор­мированном же образе количество внешних признаков сокращается до минимума, уступая место внутр. признакам. Последние в своей совокупности образуют «внутренний опыт» субъекта, существование к-рого было бы невозможно без активной практич. деятель­ности, направленной на решение поставленной задачи.


НАГАРДЖУНА — НАГАТА ХИРОСИ 529


(в том же примере к внутр. признакам относятся ки-нестетич. сигналы, возникающие при работе мышц движущегося органа). Изменение в содержании ори-ентировочЕюй деятельности выражается в том, что в начале формирования Н. она значительно развернута во времени и направлена на всю совокупность внеш­них признаков, а в конце она превращается в симуль­танный процесс, направленный только на нек-рые внешние и внутр. признаки действия (в том же примере зрительное восприятие смежных микроучастков тра­ектории сменяется дискретным «вырыванием» отд. ее точек или «узловых» участков на пути движения). Описанные психич. процессы, связанные с формиро­ванием Н., тесно переплетаются с работой разных уровней центр, нервной системы. Эта работа направ­лена на освоение всей совокупности рецепций, харак­терных для задач данного вида, с выявлением адек­ватных и оптимальных сензорных коррекций для всех деталей и компонент действия, с переключением фоновых коррекций в низовые уровни. Частичная передача регуляторных функций с высших уровней центр, нервной системы на нижележащие уровни, являющиеся наиболее адекватными для тех или иных сензорных коррекций, образует стадию автоматиза­ции Н. Для этой стадии чрезвычайно характерным является то, что в какой-то момент происходит вне­запное, скачкообразное овладение действием. После автоматизации Н. наступает стадия его стабилизации, при к-рой происходит срабатывание отдельных ниже­лежащих уровней с ведущими и между собой, укреп­ление устойчивости Н. против «сбивающего» влияния возмущающих факторов. Т. о., Н. является много­уровневой структурой: высшие (ведущие) уровни центр, нервной системы, являющиеся материальным субстратом различных форм сознат. отражения дей­ствительности, обеспечивают работу психич. меха-' низмов регуляции; под их контролем функционируют нижележащие (фоновые) уровни, обеспечивающие весь комплекс необходимых для реализации данного действия биологич. функций.

Лит.: У от сон Д. Б., Психология как наука о
поведении, пер. с англ., М.—Л., 1926; К о ф ф к а К.,
Основы психич. развития, пер. с нем., М.—Л., 1934; Торн-
да йк Э., Процесс учения у человека, пер. с англ., М.,
1935; Б е р и ш т е й и Н. А., О построении движений,
М., 1947; его же, Нек-рые назревающие проблемы регу­
ляции двигат. актов, «Вопр. психологии», 1957, № 6; Ориен­
тировочный рефлекс и ориентировочно-исследоват. деятель­
ность, М., 1958 (см. ст. Гальперина П. Я. и Пантиной Н. С,
Запорожца А. В., Зинченко В. П.); Гальперин П. Я.,
Развитие исследований по формированию умственных дей­
ствий, в сб.: Психологич. наука в СССР, т. 1, М., 1959;
Запорожец А. В., Развитие произвольных движе­
ний, М., 1960. А. Назаров. Москва.

НАГАРДЖУНА— инд. мыслитель, основополож­ник буддийской филос. школы мадхъямика. Согласно свидетельствам тибетских и кит. историков, время жизни Н. относится ко 2 в. н. э. Осн. положения сво­ей философии Н. сформулировал в трактате «Карики срединного учения» («Mulamadhyamakakarikas»). В этом трактате он выступил с опровержением уче­ний вайбхашики, ньяи и санкхьи, используя ме­тод сведения к абсурду филос. положений своих противников. Так, он доказывал, что все объяснения причинной связи, к-рые приводились различными филос. школами его времени, противоречивы. Поле­мизируя с последователями санкхьи, утверждавшими, что вещь возникает «из себя», что следствие содер­жится в причине, Н. указывал, что если следствие тождественно своей причине, то тогда нет никакого различия между причиной и следствием и следствие бессмысленно. Поэтому порождение следствия стано­вится простым удвоением причины, и весь мир сво­дится к бесконечному повторению самого себя, к однообразной, тождественной, лишенной различий массе. Н. опровергал и учение ньяи о том, что вещи


возникают «из другого», что следствие и причина различны. Он показал, что учение о возникновении ведет к абс. различию причины и следствия, к упразд­нению связи между ними, к распадению причины и следствия. Н. отрицал также и учения, отвергающие и тождество и различие причины и следствия, т. е. считающие, что вещи происходят случайно, бес­причинно.

Следуя своему методу, Н. показал также противо­речивость и всех др. понятий совр. ему филос. систем: движения, времени, субъекта и объекта, бытия и небытия, субстанции и аттрибута. Н. назвал свою философию «средним путем», т. е. учением, к-рое отрицает как тезис, так и антитезис, как единую субстанцию, так и отд, дхармы. Осн. содержанием споров Н. с вайбхашиками и саутрантиками была защита последовательно идеалистич. философии про­тив материалистич. тенденции в раннем буддизме. Отрицание реальных субстанций мира, отрицание реальности причинной связи, движения, возникнове­ния и уничтожения субъекта и объекта, учение об интуитивном сверхразумном знании открыло путь идеализму, интуитивизму и религ. фантазии. На сис­тему Н. опирались йогачары и зен-буддизм, тантризм и философия Шанкары.

Н. был одним из первых мыслителей в истории инд. философии, к-рый дал рацион, опровержение бы­тия бога. Если бог создает несуществующее,— говорит­ся в одном из трактатов Н., специально написанном для опровержения бытия бога, — то пусть он соз­дает такие вещи, как масло, выжатое из песка, шерсть на черепахе и т. д. (см. Ф. И. Щербатской, Буддий­ский философ о единобожии, СПБ, 1904, с. 072). Н. опроверг понятие бога-творца как логически не­состоятельное, как немыслимое понятие. «Когда нет семени, то не может быть ни ростка, ни ствола, ни листьев, ни цветов, ни плодов и т. д. Почему? Потому что нет семени. Точно также, если Бог не имеет на­чала, то он и сам не существует» (там же, с. 074).

Диалектика понятий Н. близка к диалектике элеатов и скептиков, она представляет своеобразную параллель той диалектике, к-рую развивали Зенон Элейский, Секст-Эмпирик, Пиррон и Прокл. Однако если элеаты считали, что единое постигается разу­мом, то Н. отвергает все понятия человеч. разума, считая, что разум приводит к неразрешимым про­тиворечиям.

Соч.: издания на санскрите—Mulamadhyamakakarikas (Madhyamikasutras). De Nagarjuna avec la Prasannapada. Commentaire de Candrakirti. Publie par L. de la Vallee Poussin, St.-Petersbourg , 1903—1913 (Bibliotheca Buddhica, v. 4); переводы на европ. яз.—ГЦ ербатской Ф., Буд­дийский философ о единобожии, СПБ, 1904; Die mittlere Lehre [Madhyamika-sastra] des Nagarjuna. Ubertragung von M. Walleser, в кн.: Walleser M., Die buddhistische Philosophie..., Tl 2, Hdlb., 1911; Frauwallner E., Die Philosophie des Buddhismus, В., 1956.

Лит.: Walleser M., The life of Nagarjuna, «Asia
Major», L., [1923]; его же, Die Lebenszeit des Nagar­
juna, «Z. fur Buddhismus und verwandte Gebiete», 1925,
Jg. 6, H. 1, 2; Bu-ston, History of Buddhism, [v. 1
2, trans, by E. Obermiller, Hdlb., 1932, в серии: Materialien
zur Kunde des Buddhismus, 19. И. Нутасова. Москва.

НАГАТА ХИРОСИ(К и м и с и м а С и н ъ и т и) (1904—47) — япон. философ-марксист, историк япон. философии. Вместе с Тосака Дзюн, Мори Коити, Кодзаи Йосисигэ и др. марксистами организовал «Общество по изучению материализма». Н. X. высту­пал в филос. журн. «Юибуцурон кэнкю» («Изучение материализма») с исследованиями марксистско-ленин­ской теории ленинского этапа в философии. В работах Н. X. подвергнуты критике япон. популяризаторы механицизма. Н. X. — автор первых марксистских работ по истории япон. философии и, в частности, истории япон. материализма.

Соч.: Хандоо тэцугакуся-но юибуцубэнсе'хоо «хихан»-но хихан (Критика «критики» материалистич. диалектики


530 НАГЕЛЬ — НАДЕЖДИН


реакц. философами), «Юибуцурон кэнкю», 1934, май, № 19; Гэндай юибуцурон-ни окэру нинсикирон-но мондай. Рэнин-ва икани бэнсёхоотэки юибуцурон-но нинсикирон-о хаттэн сасэта ка? (Проблемы теории познания в совр. материализ­ме. Как Ленин развил диалектич. материализм?), там же, январь, № 15; Рэкиси-ни окэру сюкантэки дзйкан-но иги (Значение субъективных условий в истории), там же, 1934, февраль, № 26; Гэндай сюкё хихан кова (Лекции, посвященные критике современной религии), Токио, 1935; Нихон юибуцурон си (История япон. материализма), Токио, 1936 (в соавторстве с Акисава Сюдзо); Нихон тэцугакуси (История япон. философии), Токио, 1937; Нихон хокэнсэй идэороги (Идеология япон. феодализма), Токио, 1938; Нихон тэцугаку сисо си (История япон. филос. мысли), Токио, 1938.

Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Андо Сёэки — философ-материалист XVIII века, М., 1961, с. 22, 23, 62, 68, 121, 172, 177, 187.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

НАГЕЛЬ(Nagel), Эрнест (р. 16 нояб. 1901)— амер. философ и логик. Проф. Колумбийского ун-та. Раз­работал филос. систему, названную им «контекстуаль­ным натурализмом». В плане онтологии она являет­ся в общем материалистической, ибо «в понятии природных процессов, которое отстаивает натурализм, нет места для действий бестелесных сил, нет места для имматериальных духов, направляющих ход собы­тий, нет места для жизни личности после разрушения тела, в котором она проявлялась» («Logic without metaphysics, Glencoe, 1956, [p. 7]). Качеств, много­образие вещей Н. считает не обманчивыми фантомами, а реальностями данной среды, неотделимой чертой космоса. Причинная связь, по Н., существует только между различно организованными материальными телами. Но в гносеология, аспекте учение Н. содер­жит много идеалистич. положений в духе неопозити­визма и прагматизма, что особенно проявляется в понимании Н. природы логики и вообще науки, в неправильной трактовке связи эмпирического и тео­ретического и т. д. По мнению Н., в распоряжении философов как отд. группы мыслителей нет особого, открытого лишь для них пути к познанию сущест­вующей действительности. Задача философии заклю­чается не в соперничестве с наукой в деле расширения наших познаний о природе вещей,—философия должна играть роль интеллектуальной совести человечества и подвергнуть коренному пересмотру и критике все человеч. убеждения и ценности. В центре интересов Н. — логика и методология науки, к-рым посвящено большинство его работ. В них Н. разрабатывает проблемы теории вероятностей, науч. объяснения структуры науч. теорий, дедукции, редукции и т. д.

Соч.: On the logic of measurement, [N. Y. ], 1930; An introduction to logic and scientific method, N. Y., 1934 (совм. с М. R. Cohen); The formation of modern conceptions of formal logic in the development of geometry, в [сб. ]: Osiris, v. 7, Bruges (Belgium), 1939; Principles of the theory of pro­bability, Chi., [1939]; Operational analysis as an instrument for the critique of linguistic signs, «J. Philos.», 1942, v. 39; The meaning of reduction in the natural sciences, в кн.: Science and civilization, Madison, 1949; Sovereign reason, and other studies in the philosophy of science, Glencoe, [1954]; The structure of science. Problems in the logic of scientific expla­nation, L., [1961 J.

Лит.: Боднар Я., О Совр. философии в США, [пер. со словацк. ], М., 1959; Turner J. S., Cohen— Na­gel on logic, [рец.], «Bull. Amer. Math. Soc», 1935, v. 41, № 1; Reichenbach H., Reply to E. Nagel's criticism..., «J. Philos.», 1946, v. 43', № 3.

И. Добронравов, Ю. Солодухин. Москва.

НАДЕЖДИН,Николай Иванович [5 (17) окт. 1804 — И (23) янв. 1856] — рус. ученый, лит. кри­тик, журналист. Род. в с. Н.-Белоомут Рязанской губ. в семье дьякона. Окончил Моск. духовную ака­демию. После защиты диссертации, посвященной ро­мантической поэзии (1830),— проф. Московского уни­верситета по кафедре теории изящных искусств и археологии (1831—35). С 1831 издавал журн. «Телескоп» с приложением газ. «Молва», в к-рых активно сотрудничал Белинский. В 1836 за опубли­кование «Философического письма» Чаадаева «Теле­скоп» был закрыт, а Н. выслан в Усть-Сысольск. По


 

возвращении из ссылки (1838) Н. занимался гл. обр. иссле­дованиями в области этно­графии, лингвистики, исто­рии и историч. географии. Взгляды Н. глубоко про­тиворечивы. Убежденный мо­нархист и противник рево­люции (в частности, Н. рез­ко отрицательно встретил франц. революцию 1830), он в то же время отстаивал идею демократизации обра­зования, обличал застой в общественной жизни России. Резко выступая против французских материалистов 18 в., Н. в идеалистич. форме стремился развить принцип изменяемости и закономерности, к-рый, по его мнению, должен обнять все богатства опыта, «ве­щественности». С этим связана критика Н. субъектив­ного идеализма и агностицизма: «иступленного идеа­лизма» Беркли, «скептического неверия Давида Юма», «идеалистического иступленья» Фихте (см. «Теле­скоп», 1834, ч. 21, с. 270 и 1832, ч. 13, с. 244). Высший этап философии Н. видел в «философии тождества» Шеллинга, поскольку тот обратился к «веществен­ности» и пытался опереться в своих систематич. построениях на «скрижали опыта» (см. там же, 1831, 1, с. 17 — 19). Философия Шеллинга, прежде всего его учение о противоречивости, о центробежной и центростремит. силах, оказала сильное влияние на методологию Н. Борьбу (и примирение) про­тивоборствующих начал Н. стремился проследить во всех сферах жизни: в природе, в развитии общества (центростремит. стремление к «народности», центро­бежное стремление к «общности», всечеловеческому), в теории познания (внутр. созерцание и внешнее наблюдение), в развитии иск-ва (стремление «вне себя» — к объективному миру — и «внутрь себя»). При этом в постановке филос. проблем эстетики («сооб­разность формы с идеею» п т. д.) Н., по мнению Н. Г. Чернышевского, «... пошел далее Шеллинга и приблизился, силою самостоятельного мышления, к Гегелю...» (Поли. собр. соч., т. 3, 1947, с. 159). Стремясь к выявлению «строгого систематич. единства» фактов, Н. пришел к построению системы развития иск-ва, полнее всего выраженной в диссер­тации. Считая, что в «поэзии» «отражались эпохи жизни всего человечества» (см. «Телескоп», 1836, т. 31, с. 106), Н. различал три периода истории иск-ва: классицизм, романтизм и новая поэзия. Последняя должна объединить в себе сильные стороны предыду­щих форм иск-ва. В дальнейшем Н. осознал извест­ный схематизм такого построения, однако никогда не отказывался от идеи «стройной философской си­стемы» в эстетике.

Н. — наиболее яркий представитель филос. направ­ления в рус. критике 20—30-х гг. 19 в. (Веневити­нов, И. Киреевский и др.). Постановкой и разработкой таких вопросов эстетики, как единство формы и со­держания, зависимость видов и форм иск-ва от раз­вития эстетич. и обществ, сознания, закономерность в эволюции иск-ва и т. д., Н. содействовал форми­рованию реализма в рус. лит-ре и оказал известное влияние на Белинского. Однако Белинский относился к Н. после 1837 очень критически. Это объясняется гл. обр. тем, что задачей Белинского было преодо­леть слабые стороны воззрений Н., в частности его ошибочную трактовку ряда произведений Пушкина. Но уже в 1856 Чернышевский, отметив, что Н. был «образователем» Белинского, назвал его «...одним из замечательных людей в истории нашей литера­туры...» (Поли. собр. соч., т. 3, с. 140).


НАДСТРОЙКА - НАЗВАНИЕ 531


Соч.: Метафизика Платонова, «Вести. Европы», 1830, № 13, 14; Различие между классич. и романтич. поэзиею, объясняемое из их происхождения. [Отрывок из диссертации «Опыт о романтич. поэзии»], «Атеней», 1830, № 1; О настоя­щем злоупотреблении и искажении романтич. поэзии. Отры­вок [из той же диссертации], «Вести. Европы», 1830, 1, 2; Совр. направление просвещения, «Телескоп», 1831, № 1; Всеобщее начертание теории изящных искусств Бахмана, [рец. ], «Телескоп», 1832, № 5, 6, 8; Европеизм и народ­ность в отношении к рус. словесности, «Телескоп», 1836, [■N5 1, 2]; История поэзии. Чтения С. Шевырева, [рец.], там же, [№ 4]; Для г. Шевырева. Пояснения критиче­ских замечаний на его Историю поэзии, там же, [JM» 8]; Не для г. Шевырева, а для читателей..., там же, [JM5 11]; Об историч. трудах в России, «Библиотека для чте­ния», 1837, [№ 1 ]; Об историч. истине и достоверности, там же, [ № 2]; Автобиография, «Рус. вестник», 1856, т. 2, [№ 3].

Лит.: К о з м и н Н. К., Н. И. Н. Жизнь н научно-
лит. деятельность. 1804—1836, СПБ, 1912; Л а в р е ц-
к и й А., Историко-лит. концепция Белинского, ее пред­
шественники, последователи и критики, в сб.: Белинский —
историк и теоретик лит., М.—Л., 1949; Мордовчен-
ко Н., В. Г. Белинский и рус. литература его времени,
М.—Л., 1950, гл. 1; Нечаева В. С, В.Г.Белин­
ский. Учение в ун-те и работа в «Телескопе» и «Молве».
1829—1836, М., 1954, гл. 8; Поляков М., Белинский
в Москве, [М.], 1948; его же, Виссарион Белинский.
Личность — идеи — эпоха, М., 1960, гл. 5, 6; История рус.
критики, т. 1, М. —Л., 1958; О с о в ц о в С, К спорам о
псевдониме П. Щ., «Рус. лит-ра», 1959, № 4; его же,
А. Б. В. и другие, там же, 1962, 3; Манн Ю.,
Н.И. Н.—предшественник Белинского, «Вопр. лит-ры», 1962,
Мб. , _ Ю. Манн. Москва.

НАДСТРОЙКА— см. Базис и надстройка.

НАЗАРЁНКО,Иван Дмитриевич [р. 16 (29) авг. 1908] — сов. философ, д-р филос. наук (с 1962). Член КПСС с 1929. Окончил Харьковский электро-технич. ин-т (1935), три курса Ин-та красной профес­суры (1934), Академию обществ, наук при ЦК КПСС (1948). В 1936—41 заведовал кафедрами философии в ряде вузов Харькова. С 1941 — на руководящей парт, работе. Директор Ин-та истории партии ЦК КП Украины (с 1956). Автор ряда работ по философии, В настности о мировоззрении Шевченко; руководи­тель авторского коллектива «Очерков истории Ком-мунистич. партии Украины» (2 изд. 1964). Лауреат Ленинской премии (1964).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.