се», действия к-рой «...были бы лишь стихийны, неразумны, дики и ужасны» (Соч., т.7, М.—Л., 1934, с. 328). У Гегеля лишь абсолютная идея, мировой дух активен, выступает как творец всей природы и истории, а масса — пассивный материал, к-рый он преодолевает.
Субъективно-идеалистич. теории «героя» и «толпы», развивавшиеся младогегельянцами (см. Гегельянство), позднее народниками (см. Народничество), противопоставляли «исторически бесплодной», «неодухотворенной» массе «критически мыслящих личностей». Англ. историк Карле иль третировал Н. как «нетворческое» начало, заявляя, что «всемирная история... есть...в сущности история великих людей» («Герои и героическое в истории», СПБ, 1891, с. 1).
Известный шаг вперед в понимании роли Н. сделали франц. бурж. историки Тьерри, Гизо, Минье. Они отмечали, что успехи и страдания подданных важнее для истории, чем победы и страдания королей, показали, что материальные интересы Н. определили его активное участие в революции.
В работах великих социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье и Оуэна подвергнута критике антигума-нистич. сущность капитализма, обрекающего Н., трудящихся на материальное и духовное рабство. Однако эти мыслители рассматривали трудящихся как страдающую массу, помочь к-рой должны просвещенные представители господствующих классов, отвергали путь классовой борьбы. Представители революционно-демо-кратич. крыла утопистов (Мелье, Бабёф и др.) призывали Н. к революции. Но не понимая историч. миссии пролетариата, бабувисты, бланкисты (см. Бланки) видели путь к новому обществу лишь через заговор узкой группы революционеров и диктатуру революц. меньшинства общества.
Близко подошли к науч. пониманию Н. и его роли в истории рус. революц. демократы. Чернышевский писал,что причиной обществ, прогресса является «внутреннее стремление массы к улучшению своего материального и нравственного быта» (Поли. собр. соч., т. 7, 1950, с. 477). Для революц. демократов характерно признание нар. масс самостоятельной и ведущей силой в освободит, движении.
Рост рабочего движения, образование партий пролетариата углубили страх буржуазии перед Н. В эпоху империализма еще более обнажился антинародный характер бурж. идеологии. Ницше рассматривал Н. как толпу, к-рая должна быть удерживаема в рабстве всеми средствами и «... служит только фундаментом и подмостками, по которым избранная порода существ может взбираться и достигать своих высших задач...» («По ту сторону добра и зла»,М., 1900, с. 258). Франц. социолог Г. Тард заявлял, что Н.— это пассивная толпа, к-рая «гипнотизируется» гением, подражает ему (см. «Законы подражания», СПБ, 1892).
В период общего кризиса капитализма широкое распространение получили взгляды Фрейда, к-рый объявил Н. иррациональным началом, подверженным под-сознат. влечениям. «Невозможно отказаться от принципа господства меньшинства над массой, так как масса ленива и инертна, не любит отказываться от влечений... Только влияние исключительных личностей, которых масса признала своими вождями, может заставить массу обратиться к полезной работе... Представляется необходимым, чтобы... люди, имеющие власть, были независимы от массы» (Freud S., Die Zukunft einer Illusion, Lpz., 1928, S. 9—10).
Для идеологов реакц. классов характерно изображение Н. как опасной разрушит, силы. Так относился к массам идеолог феод, реставрации во Франции де Местр; такой же взгляд характерен и для реакц. бурж. идеологов, напр. для исп. социолога Ортеги -и-Гасета, в работах к-рогоН. выступает как деструктив-
536 НАРОД
ное начало; его самостоят, выступление на политич. арене ведет якобы к обществ, катаклизмам (J. Ortega у Gasset, La rebeiion de las masas, [1929]).
Теории о «неспособности» Н. к самостоят, управлению обществом служат идеологич. прикрытием фашизации политич. жизни капиталистич. стран, подавления демократии. Ненависть и вражду к Н. проповедуют социальные дарвинисты, расисты, мальтузианцы.
Во взглядах совр. бурж. социологов и философов на Н. проявляются различные тенденции. Нар. массы провозглашаются «толпой», способной лишь слепо следовать за теми или иными лидерами из господствующих классов, «небольшим числом людей», к-рые знают, что они хотят (см.Dewey J., The public and its problems, Chi., 1946, p. 18). Широкое распространение в совр. бурж. социологии получили реакц. теории «элиты». Игнорируя социально-экономич. основу классового деления общества, идеологи элиты утверждают, что человечество якобы извечно распадается на два класса, две страты — элиту и Н. Таковы теории В. Парето, О. Шпанна, О. Шпенглера, ряда экзистенциалистов. Шпенглер писал, что с развитием техники человечество неизбежно делится на две части: «На одной стороне собирается человеческая масса огромных размеров, которая пасется машинной техникой, для нее работает и для нее живет... А на другой стороне выделяется небольшое количество творческих голов, предпринимателей, организаторов, открывателей, инженеров» («Der Mensch und die Technik», Munch., 1932, S. 76—77). К. Ясперс делит людей, исходя из их способностей, на массы и «духовную аристократию» и утверждает, что «историю делает меньшинство», что массы «приходят в движение только благодаря вождям» («Die geistige Situation der Zeit», В., 1931, S. 177). Дж. Бёрнхем утверждает, что историч. эволюция идет в направлении создания общества, к-рое будет состоять из «элиты» — касты ученых, администраторов и трудящихся — рабочих-автоматов («The managerial revolution», N.Y., 1941). Вурж. социологи утверждают, что в Н. «теряется личность». Франц. экзистенциалист Г. Марсель объявляет нар. массы «сниженным уровнем человечества» (см. «Les homines contrel'humain»,P., 1951, p. 13). Нем. социолог К. Башвиц заявляет, что «когда человек действует с другими, его индивидуальный уровень падает» («Du und die Masse», Leiden, 1915, S. .17).
К бурж. теориям примыкают взгляды совр. реформистов и ревизионистов. Л. Блюм и др. правые социалисты повторяли и повторяют антинауч. бурж. теории о том, что власть Н.— это «режим некомпетентности». Однако в совр. эпоху бурж. социологи уже не могут не учитывать небывало возросшей роли Н. Многие из них вынуждены констатировать, что 20 в. является «веком масс» (см. R. Strausz-Hupe, The Zone of indifference, N. Y., 1952, p. 127). Они пишут не столько о «пассивности» Н., сколько об его «необузданной активности» (см. S. Huddleston, L'esprit des fules, Brux., 1942, № 86, p. 305—06).
Теории бурж. идеологов свидетельствуют о том,что интересы империалистич. буржуазии находятся в ан-тагонистич. противоречии с интересами широких нар. масс, с объективными потребностями обществ, прогресса.
Марксизм впервые вскрыл социальное содержание понятия «Н.» и установил, что характер Н. изменяется на разных ступенях истории. Для первобытнообщинного строя, когда не было классового деления общества, термины «население» и «Н.» не различаются. В ан-тагонистич. формациях в состав Н. не входят господствующие эксплуататорские группы, ведущие антинародную реакц. политику. Только с ликвидацией эксплуататорских классов, при социализме понятие Н. охватывает все социальные группы общества. Марксизм выясняет объективное различие в положении отд. слоев
и групп населения, расчленяет его на классы и лишь на основе учета классовых интересов приходит к выводу о наличии нек-рых общих интересов у ряда прогрессивных классов и слоев, составляющих Н. на том или ином этапе развития общества.
На всех ступенях обществ, развития ядром, основой Н., его большинством являются трудящиеся массы— главная производит.сила общества. Деятельность трудящихся выступает как решающее условие существования всякого общества. Однако понятие «Н.» не тождественно понятию «производители материальных ' благ»; нельзя также на всех историч. этапах отождествлять понятия «народ» и «трудящиеся, эксплуатируемые классы». На определ. историч. ступенях Н. включал в себя и другие слои населения, в т. ч. и эксплуатировавшие чужой труд. «Сколько-нибудь сознательный рабочий прекрасно знает,— писал Ленин в 1905,— что народ, борющийся с самодержавием,, состоит из буржуазии и пролетариата» (Соч., т. 8, с. 469). В классовом обществе Н. может включать в себя слои населения с весьма различными, и даже с противоположными интересами. Историч. материализм требует, чтобы словом Н. «...не прикрывалось непонимание классовых антагонизмов внутри народа» (там же, т. 9, с. 92). Критерием, к-рый позволяет на любом историч. этапе выделить из всего населения ту ее часть, к-рая составляет Н., являются объективные задачи прогрессивного развития данной страны. «Употребляя слово „народ",— писал Ленин,— Маркс не затушевывал этим словом различия классов, а объединял определенные элементы, способные довести до конца революцию» (там же, с. 112). Понятие «Н.» и отражает определ. единство классов и групп населения, складывающееся для разрешения этих назревших задач.
В ходе истории, с изменением объективных задач обществ, развития, с изменением содержания революций неизбежно изменяется и социальный состав тех слоев, к-рые образуют Н. Однако понятие Н. не тож-\/дественно понятию «движущие силы революции»: не всегда классы, составляющие Н., оказывались в то же время классами, выступающими в качестве движущих сил революции. Так, во время революции 1871 во Франции парижский пролетариат не был активно поддержан др. слоями Н., объективно заинтересованными в завершении демократич. и развертывании социалистич. преобразований. Ленин в своих работах прослеживал изменение классового состава Н. в ходе развития истории. Так, говоря о сословной полукре-постнич. России 19 в., Ленин включал в понятие «Н.» антагонистич. классы, т. е. наряду с трудящимися, эксплуатируемыми массами и радикально настроенную буржуазию, и отмечал, что «как только сословности в России нанесен был решительный удар (1861),— тотчас же стал обнаруживаться антагонизм внутри „народа"...» (там же, т. 1, с. 402). О странах Зап. Европы 19 в. Ленин писал: «В Европе 1871-го года на континенте ни в одной стране пролетариат не составлял большинства народа. „Народная" революция,втягивающая в движение действительно большинство, могла быть таковою, лишь охватывая и пролетариат и крестьянство. Оба класса и составляли тогда „народ"» (там же, т. 25, с. 388).
Особое внимание марксизм уделяет анализу роли Н. в периоды революций, перегруппировке сил и изменениям, происходящим в революц. Н. по мере углубления историч. действия и осуществления коренных обществ, преобразований. Выясняя состав социальных групп, заинтересованных в победе демократической, а затем социалистич. революции в России, Ленин подчеркивал, что как борьба за демократию, так и борьба за социализм будет нар. борьбой, однако классовое содержание этой нар. борьбы будет различным, ибо различается состав классов и социальных групп,
НАРОД - НАРОДНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 537
способных участвовать в борьбе за осуществление этих задач и составляющих Н. (см. там же, т. 9, с. 40, 66).
Марксизм-ленинизм отличает революц. Н., сплоченный идейно и организационно и способный вести активную борьбу за решение назревших задач обществ, прогресса, от тех масс, к-рые в т. н. «мирные» периоды развития, когда социальные антагонизмы еще не обострились, политически не осознали своих задач, не сплотились и не оказывают организованного отпора политике эксплуататорских классов. В политич. пробуждении и организации Н. гл. роль играет его авангард, передовой класс, его партия. «Политику в серьезном смысле слова могут делать только массы, а масса беспартийная и не идущая за крепкой партией есть масса распыленная, бессознательная, не способная к выдержке и превращающаяся в игрушку ловких политиканов...» (там же, т. 19, с. 393).
Конкретно-историч. подход к Н. позволяет коммуни-стич. партиям проводить гибкую политику, стратегию и тактику, учитывающую изменения в позициях различных классов, вовлекать в ряды нар. движения наряду с пролетариатом и крестьянством и др. группы населения: мелкую буржуазию, бурж. интеллигенцию и при определ. условиях и отд. слои др. классов, блокироваться с другими обществ, орг-циямн, союзами, объединениями, в т. ч. и с бурж. партиями, позволяет выковывать широкий нар. фронт, объединяющий все прогрессивные элементы населения, способные вести борьбу за мир, за нац. независимость, за демократию и социализм.
Опора на Н., изучение и обобщение его опыта, запросов и устремлений — характерная особенность деятельности коммунистич. партии. «... Мы можем управлять,— писал Ленин,— только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает» (там же, т. 33, с. 273). Коммунистич. партия является коллективным вождем Н., направляющей силой, обеспечивающей своей организаторской и воспитат. работой рост социалистич. сознательности трудящихся, сосредоточение их усилий на решении исторически назревших задач. Политика и деятельность Коммунистич. партии направлены на широчайшее вовлечение Н. в историч. творчество (см. там же, т. 31, с. 169—70). Развитие общества подготовляет материальные и духовные предпосылки для все более широкого и активного участия Н. как в разрушении старого, так и в создании нового обществ, строя.
В области теории правильное понимание содержания понятия «Н.» позволяет раскрыть закономерности деятельности Н. в отд. общественно-экономич. формациях, а также на разных ступенях их зрелости, раскрыть внутр. динамику, специфику нар. движений в этих формациях на разных этапах в разных странах, показать качественно новое содержание понятия Н. в период пролет, революции и строительства социализма, качественно новую роль нар. масс в период строительства коммунизма.
Созидат. деятельность Н. в борьбе за построение социализма и коммунизма является величайшим фактором, влияющим на мировую политику, на укрепление мира и дружбы между народами. Совр. эпоха перехода от капитализма к социализму характерна огромным возрастанием роли Н. во всех областях жизни общества (см. Роль народных масс и личности в истории).
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, или критика критической критики, Соч., 2 изд., т. 2; и х ж е, Немецкая идеология, там же, т. 3; их ж е, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г., там же, т. 7; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, там же, т. 7; его ж е, Людвиг Фейербах и коней классической немецкой философии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1955; Л е-н и н В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же,
Что делать?, там же, т. 5; его же, Две тактики социал- демократии в демократической революции, там же, т. 9; его же, Карл Маркс, там же, т. 21; его же, Очеред ные задачи Советской власти, там же, т. 27; его же, Великий почин, там же, т. 29; его же, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 31; его же, Лучше меньше, да лучше, там же, т. 33; Программа КПСС (При нята XXII съездом КПСС), М., 1961; XX съезд Коммунисти ческой партии Советского Союза 14—25 февраля 1956 года. Стенографический отчет, т. 1—2, М., 1956; Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза 27 января — 5 февраля 1959 года. Стенографический отчет, т. 1—2, М., 1959; XXII съезд Коммунистической партии Со ветского Союза 17—31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1 — 3, М.,1962; К о не та нти но в Ф. В., Роль народ ных масс в истории, М.,1953; Г а к Г. М., Марксизм-ленинизм о роли нар. масс и личности в истории, М., 1954; М о м д- ж ян X. Н., Социалистич. общество и творческая актив ность нар. масс, Ер., 1954; Федосеев П. Н., Роль народных масс и личности в истории, М., 1956; Роль народ ных масс и личности в истории, М., 1957; Б у т е н к о А., Народ как социологич. категория, «Вопр. философии», 1957, Лв 1; Джемс У., Зависимость веры от воли, пер. с англ., СПБ, 1902; Эмерсон Р. У., Избранники человечества, пер. с англ., М., 1912; М и л л с Р., Властвующая элита, пер. с англ., М., 1959; В о g a r d u s E. S., Leaders and leadership, N.-Y.—L., [1-934]; Lederer E., State of the masses; the threat of the classless society, N. Y., 1940; Dewey J., Problems of men, N. Y., 11946]; К о h n H., Prophets and peoples: studies in nineteenth century natio nalism, [Toronto!, 1946; Corbett T. A., People or masses: a comparative study in political theory. Wash., 1950; Hook S., The hero in history, a study in limitation and possibility, N. Y., 1950; G i 1 1 о и i n R., L'homme moder- ne bourreau de lui-meme, [P., 1951]; FlewellingR. Т., The person; or the significance of man, Los Ang., [1952]; Williams R. J., Free and unequal, Austin, 1953; Fr is ch A., Une reponse au defi de l'histoire, [Bruges, 1954j; Martini W., Das Ende aller Sicherheit. Eine Kritik des Westens, Stuttg., [1954]; Lippmann W., Essays in the public philosophy, [N. Y., 19561; К n о I 1 J., Fuhrungsauslese in Liberalismus und Demokratie, Stuttg., 1957. Г. Ашин, А. Бутенко, М. Игитханян. Москва.
НАРОДНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ— революция, осуществляемая массами, широкими слоями народа в противоположность «верхушечным» революциям и дворцовым переворотам. Отличит, чертой Н.р. является то, что она поднимает к участию в историч. творчестве нар. массы, к-рые выступают активно, со своими собственными экономич. и политич. требованиями. Н. р. могут иметь весьма различное общественно-экономич. содержание. Так, известны Н. р., сметавшие феодализм, расчищавшие дорогу для развития капитализма: напр., бурж. революции во Франции конца 18 в., в России 1905—07. Сравнивая три бурж. революции 20 в.: португальскую, турецкую и русскую, Ленин писал о первых двух, что «...„народной" ни та, ни другая не являются». Революция 1905—07 в России была«... несомненно, „действительно народной" революцией, ибо масса народа, большинство его, самые глубокие общественные „низы", задавленные гнетом и эксплуатацией, поднимаясь самостоятельно, наложили на весь ход революции отпечаток своих требований, своих попыток по-своему построить новое общество, на место разрушаемого старого» (Л е н и н В. И., Соч.,'т. 25, с. 388).
К числу Н. р. 20 в. относятся народно-демократические революции в 40-х гг. в ряде стран Европы и Азии, выросшие из антиимпериалистич., антифашистской, нац.-освободит, борьбы широких нар. масс, кубинская революция 1959, национально-освободительные революции в ряде стран Азии и Африки. Наиболее глубокими Н. р., руководимыми рабочим классом и осуществляемыми массами трудящегося народа, являются социалистические революции. В совр. развитых капиталистич. странах существуют предпосылки антимонополистич. демократич. революции, направленной против наиболее реакц. групп буржуазии, во имя упрочения мира, защиты и расширения демократии. Н. р., имеющие антиимпериалистич. характер, при руководстве рабочего класса и его марксистско-ленинской партии сближаются и непосредственно перерастают в социалистич. революции.
А. Бутенко. Москва,
538 НАРОДНИЧЕСТВО
НАРОДНИЧЕСТВО— система взглядов мелкобуржуазной крест, демократии в России; разновидность утопич. социализма. Специфич. чертой народнич. идеологии является переплетение идей аграрной демократии с социалистич. мечтами, надеждой миновать путь капитализма, предупредить капитализм (см. В. И. Ленин, Соч., т. 18, с. 146). Социальный источник Н.— борьба рус. крестьянства за уничтожение крепостнич. латифундий и переход земли от помещиков к крестьянам. В своеобразной идеологич. форме Н. отразило противоположность двух путей бурж. развития: т. н. «прусского», либерально-помещичьего, и «американского», крестьянски-революционного. Имея в виду эту противоположность, Ленин называл Н. «...теорией массовой мелкобуржуазной борьбы капитализма демократического против капитализма либерально-помещичьего...» (там же, т. 16, с.102).
Противоречивость положения мелкого производителя в условиях развивающегося капитализма выразилась в двоякого рода тенденции Н.—демократической и либеральной. Для первой характерны утопия крест, социалистич. революции и реальное стремление поднять на борьбу против крепостничества и абсолютизма широкие массы; для второй — приспособление идеалов социализма к интересам хозяйств, мужика, боязнь крутых обществ, поворотов, поиск компромисса с господствующими классами.
Родоначальники Н.— Герцен и Чернышевский. На 70-е гг. 19 в. приходится расцвет революц. Н.; народнич. интеллигенция переходит к практич. осуществлению доктрины («хождение в народ», «Нар. воля» и др.). 80— 90-е гг.— период господства легального, реформистского Н. В нач. 20 в. народнич. идеология находит свое выражение в непосредств. выступлениях и требованиях самого крестьянства (трудовики в Гос. думах); к народнич. направлению относится идеология «социалистов-революционеров» (эсеров).
Как социологич. доктрина Н. испытало на себе влияние утилитаризма, антропологии Фейербаха, левого гегельянства с его культом «критически-мыслящих» личностей, учения Бокля и Спенсера о прогрессе, а также нек-рых элементов теории Маркса. Значит, эволюцию претерпело Н. в филос. отношении. Если родоначальники Н. были материалистами и диалектиками, то народнич. идеологи 70-х гг. (Бакунин, Лавров, Ткачев, Михайловский) сделали шаг назад, к позитивизму и метафизике. В конце 19 — нач. 20 вв. в народнич. идеологии получают господство неокантианство и эмпириокритицизм (Лесевич, Чернов и др.),
Н. имеет междунар. значение. Формы идеологии, подобные рус. Н., характерны для стран со сравнительно низким уровнем развития капитализма и преобладанием крест, населения, стран, относительно поздно вставших на путь демократич. преобразований, когда капитализм в Зап. Европе и Сев. Америке уже обнаружил свойственные ему противоречия и породил социалистич. движение пролетариата.