Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАР- 3 страница




рактный гуманизм, теории «непротивления злу» наси­лием (толстовство, гандизм, пацифизм и т. д.). Подобно­го же рода шатания характерны и для различных форм антибурж. утопич. социализма (отрицание революц. Н. у «мирных» социалистов, преклонение перед «твор­ческой страстью» разрушения у Бакунина, бланкист­ские преувеличения роли насильств. действий орга­низованного меньшинства, не опирающегося на ши­рокие массы, «терроризм» народовольцев и т. п.).

Марксистская постановка проблемы Н. исходит из объективных закономерностей и условий классовой борьбы, требуя сводить Н. до необходимого минимума на каждом из этапов борьбы и применять более мягкие формы принуждения там, где имеется выбор. Историч. опыт показал, что господствующие классы не отка­зываются добровольно от своих привилегий и приме­няют в борьбе с угнетенными классами все доступные им средства борьбы, вплоть до массового террора; в общем и целом «... чем меньше шансов имеет данный общественный класс или слой отстоять свое господ­ство, тем более склонности обнаруживает он к тер­рористическим мерам» (Плеханов Г. В., Соч., т. 4, 1925, с. 63). Сопротивление отживающих классов заставляет и революц. классы прибегать к ответным насильств. мерам, вплоть до вооруж. борьбы. Однако масштабы и формы этого революц. Н. находятся в за­висимости прежде всего от сопротивления свергае­мых классов, а также от размаха революции. Вместе с тем в выборе более жестоких или более гуманных форм переворота существ, роль играет также степень морального и интеллектуального развития самого рабочего класса, его партий и вождей, а также др. обстоятельства, как, напр., наследие войны (см. К. Маркс, Капитал, т. 1, с. 7; В. И. Ленин, Соч., т. 27, с. 238).

Марксизм с самого своего зарождения выдвигал путь мирной революции как возможную в определ. условиях, хотя и редкую, альтернативу немирному революц. пути. Предпочтительность первого пути, ис­пользование «„последнего" шанса» на мирное развитие (см. В. И. Ленин, Соч., т. 26, с. 39) вытекает из гу-манистич. характера марксизма и диктуется соображе­ниями революц. целесообразности: вооруж. борьба, гражд. войны сопряжены с максимальными жерт­вами и страданиями нар. масс, разрушением произ­водит, сил общества, ограничениями демократии. Но признание реальной возможности мирной революции не предполагало того, что эксплуататорские классы добровольно откажутся от власти, собственности и привилегий. Никакая глубинная социальная рево­люция немыслима без массового политич. действия, без применения принудит, мер к эксплуататорам, без установления диктатуры революц. классов, т. е. определ. форм социального Н. (см. Социалистиче­ская революция).

Отличие мирного пути развития социалистич. ре­волюции от немирного состоит в том, что перевес революц. сил парализует сопротивление эксплуата­торских классов, избавляя пролетариат от необхо­димости использовать крайние формы и методы борь­бы (вооруженное восстание, гражданская война). Одна­ко и в случае немирной социалистич. революции тот факт, что социалистич. преобразования выгодны подавляющему большинству населения, опора рево­люц. партий на большинство угнетенного населения, на революц. класс, а не на заговор, является одним из гл. объективных факторов, позволяющих свести к минимуму сопротивление разбитых классов, а вме­сте с тем сузить сферу применения насильств. средств. Видя в политич. организации типа Парижской Комму­ны «организованное средство действий» пролетариата, добивающегося уничтожения всех классов, Маркс отмечал: «...Коммуна создает рациональную обета-


НАСИЛИЕ 553


новку, в которой эта классовая борьба может прохо­дить через свои различные фазы наиболее рациональ­ным и гуманным путем» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 17, с. 553). Опыт Парижской Коммуны 1871 и Окт. революции 1917 говорит о том, что пролет. революции были первоначально почти совершенно бескровными революциями и только поддержка контрреволюц. сил интервентами (Пруссия в 1871, Антанта в 1918) позволила свергнутым классам раз­вязать кровопролитные гражд. войны.

Маркс в 19 в. и Ленин накануне революции 1917 считали вообще ненужным создание в ходе революции профессионального аппарата принуждения, указывая на необходимость выбора чиновников и офицеров народом, полного слияния армии, ведущей войну против буржуазии, с массой населения, полную демо­кратию в организации произ-ва и распределения (см. там же, т. 28, с. 14). В ходе борьбы против контр­революции и интервенции пролетариату России приш­лось создать кадровую армию и спец. органы при­нуждения (ВЧК), пойти на ряд временных ограни­чений демократии. Однако принципиальное отличие этих особых органов Н. заключается не только в их направленности против свергнутых эксплуататорских классов, но и в том, что создаются условия, исклю­чающие их обособление от народа, а тем более их переход «во владение» к какому-то привилегирован­ному слою, как это постоянно происходило в прежних революциях. (Эти условия: постоянный обществ, и партийный контроль, полная гласность, участие во власти все более широких масс, систематич. обнов­ление состава руководящего аппарата и др. — см. К. Маркс, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 17, с. 340, 342, 347, 602; В. И. Ленин, Соч., т. 25, с. 391-92).

В период перехода к строительству социализма главными становятся методы не принуждения, а убеж­дения, воспитания, организации, причем конкретно-историч. условия развития социалистич. революции в той или иной стране, уровень ее социального развития определяют соотношение этих методов. В России бешеное сопротивление свергнутых экс­плуататорских классов, враждебность к социа­лизму со стороны значит, части бурж. интелли­генции и специалистов, разгул мелкобурж. стихии, частичная деклассированность пролетариата, тяже­лейшие условия разрухи, оставленные в наследие войной, потребовали от пролет, власти чрезвычайных мер вплоть до «...полного подавления и всех эксплуата­торов и всех элементов разложения» (Ленин В. И., т. 27, с. 235). «Военный коммунизм» эпохи гражданской войны включал продразверстку, принудит, трудовую повинность для буржуазии, использование частей Красной Армии на трудовом фронте, частичную мили­таризацию труда в пром-сти. Ленин подчеркивал, что «„военный коммунизм" был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой» (там же, т. 32, с. 321).

Задача построения социализма требует применения принудит, мер по отношению к сопротивляющимся элементам эксплуататорских классов (буржуазии, ку­лачества). Однако неизбежная в социалистич. общест­ве социальная смерть эксплуататорских классов не означает применения ко всем их представителям ре­грессий, а тем более их физич. уничтожения: реши­тельно пресекая сопротивление враждебных социа­лизму сил, пролет, гос-во предоставляет лойяльным: элементам полную возможность применить свои зна­ния и способности в строительстве нового общества, стать его полноправными членами.

Принципиально недопустимым становится приме­нение насильств. принудит, мер в мирный период


строительства социализма в отношении трудящихся масс. «Без длительного воспитания и перевоспи­тания мы здесь ничего не сделаем. Тут та область, где революционное насилие, диктатура употребляет­ся для того, чтобы злоупотреблять и от этого зло­употребления я бы осмелился вас предостеречь. Прекрасная вещь революционное насилие и дикта­тура, если они применяются, когда следует и против кого следует. Но в области организации их применять нельзя» (там же, т. 29, с. 142).

Подчеркивая, что социализм, коммунизм — дело сознат. большинства, указывая на недопустимость строительства новых форм жизни путем голого дек­ретирования, оторванного от повседневного опыта масс, бюрократич. навязывания сверху, Ленин гово­рил о значении массового обществ, экспериментиро­вания: «...Социализма не может ввести меньшинство — партия. Его могут ввести десятки миллионов, когда они научатся это делать сами» (там же, т. 27, с. 111). Всемерное развитие пролет, демократии, свободное выдвижение и обсуждение всех актуальных проблем социалистич. строительства, сопоставление различ­ного опыта, борьба мнений на почве коммунизма являются неотъемлемым условием выработки пра­вильной линии и предохранения от возможных оши­бок. Особое значение ленинский подход к массам приобретал при выработке способов и средств социа­листич. перестройки деревни, перевода на рельсы коллективизма многомиллионного класса крестьян (См. Кооперативный план В. И. Ленина).

Практика социалистич. строительства в СССР до­казала правоту ленинских установок. Творчество новых форм жизни стало реальностью благодаря сознат. участию в нем миллионных масс. И, напро­тив, там, где методы воспитания, убеждения, орга­низации подменялись методами бюрократич. адми­нистрирования, принуждения, Н. (нарушение ленин­ского принципа добровольности по отношению к се­редняку в нач. 30-х гг. в колхозном строительстве), строительству социализма наносился серьезный урон. Особый вред нанесло нарушение ленинских принци­пов в обществ., гос. и партийной жизни, когда в условиях культа личности Сталин начал возводить в норму нек-рые временные ограничения внутри­партийной и сов. демократии, к-рые были неизбежны в первый период существования СССР, в условиях ожесточ. борьбы с классовым врагом, а впоследствии в условиях войны против немецко-фашистских зах­ватчиков. Карательные органы пролет, гос-ва (МВД, МГБ) вышли из-под контроля народа и партии, стали орудием необоснованных массовых репрессий. Созданию атмосферы всеобщей подозрительности спо­собствовала выдвинутая Сталиным формула об «уси­лении сопротивления последних остатков умирающих классов» по мере продвижения к социализму. Эта и другие политически ошибочные формулы были провоз­глашены в 1937, когда были полностью ликвидированы эксплуататорские классы и их экономич. база. В жизнь партии стал внедряться дух нетерпимости и система­тич. «отлучений» от марксизма, заменивший ленинскую деловую атмосферу свободного обсуждения всех акту­альных тооретич. и практич. проблем, а карательные органы диктатуры пролетариата, созданные для борь­бы с враждебными классами, были обращены против ленинских кадров партии и гос-ва. Партия в условиях культа личности была лишена нормальной жизни, внутрипартийная демократия попиралась. Это создало почву для злоупотреблений властью и произвола. XX, XXI и XXII съезды КПСС решительно осудили явления культа личности, злоупотребления властью и нарушения норм социалистической демократии и законности, как глубоко чуждые природе социализ­ма. Программа КПСС (1961) наметила всестороннее


554 НАСИЛИЕ


развитие социалистической и внутрипартийной де­мократии. В связи с ликвидацией эксплуататор­ских классов отмерла функция подавления их со­противления внутри страны. Государство дикта­туры пролетариата в СССР превратилось в обще­народное государство. Взят курс на постепенное превращение органов гос. власти в органы обществ, самоуправления. Вместе с тем и в условиях построе­ния коммунизма сохраняются меры принуждения к антиобществ, элементам—ворам, тунеядцам, пре­ступникам, хулиганам. Усиливая борьбу с подоб­ными элементами, сов. гос-во и партия ставят целью постепенную замену мер уголовного наказания мера­ми обществ, воздействия и воспитания на основе всеобщего привлечения широких масс трудящихся в органы контроля и обществ, правопорядка. Широ­кий и постоянный контроль народных масс является наиболее действенным средством борьбы с антиоб­щественными элементами, нарушением социалистич. норм и законов. Что касается функции политич. по­давления, Н., то она сохраняется гл. обр. против действий враждебных социализму междунар. сил.

Новые междунар. условия, связанные с ростом социализма и междунар. антиимпериалистич. дви­жения, позволили поставить на XX и XXII съездах КПСС вопрос об окончат, изгнании Н. из сферы меж-гос. отношений еще в период сосуществования на земле капиталистич. и социалистич. гос-в, о возмож­ности предотвращения новой мировой войны еще до полной победы социализма на земле. История, необ­ходимость мирного сосуществования гос-в с различ­ным обществ, строем диктуется также революцией в развитии средств разрушения, к-рая создала угрозу гибели в мировом термоядерном конфликте сотен мил­лионов людей, опустошения целых гос-в п континен­тов, утраты гигантской массы материальных богатств. (См. Мир международный, Мирное сосуществование).

В совр. условиях силы мирового социализма затруд­няют экспорт контрреволюции, благодаря чему и революц. процессы в ряде стран могут развиваться в более безболезненных формах. Если раньше бур­жуазия, будучи сильнее пролетариата, навязывала ему самые кровавые формы борьбы, если социалистич. революции в России «...пришлось осуществлять дик­татуру пролетариата в самой ее с5'ровой форме» (Ленин В. И., Соч., т. 28, с. 186), то теперь перед пролетариатом открывается возможность навя­зывать буржуазии более гуманные формы борьбы, идти к социализму «более человеческим» путем (см. там же, т. 29, с. 245). Ввиду появления новых усло­вий неправомерна универсализация ряда особенно­стей Окт. революции (гражд. война, однопарт. си­стема как политич. форма диктатуры пролетариата, безвозмездная конфискация средств произ-ва у бур­жуазии, полное лишение политич. прав свергнутых эксплуататорских классов и временное ограничение избират. прав мелкобурж. классов), превращение их во «всеобщую истину» марксизма-ленинизма.-

Вместе с тем мировое коммунистич. движение, опи­раясь на опыт истории, подчеркивает в своих про­граммных документах необходимость иметь в виду и перспективу «немирного перехода к социализму», быть всегда готовыми к смене форм борьбы, к приме­нению вооруж. форм принуждения там, где к этому вынуждает пролетариат сопротивление реакции. Ком­мунисты считают также своим долгом оказывать все­мерную поддержку нац.-освободит, антиимпериа­листич. движениям, к-рые могут развертываться как в форме мирных революций, так и в форме справед­ливой нац.-освободит, войны.

Правильный подход к проблеме Н. вырабатывался в коммунистич. движении в систематич. борьбе про­тив оппортунистич. представлений. Ревизионистские


концепции возникали на почве преувеличения легаль­ных возможностей бурж. демократии, якЪбы гумани­зирующей условия классовой борьбы в достаточной мере, чтобы позволить рабочим партиям в рамках парламентаризма, без установления диктатуры про­летариата ввести социализм. При этом сбрасывалось со счета углубление противоречий капитализма в эпо­ху империализма, не учитывались объективные тен­денции в жизни бурж. общества: рост милитаризма, гигантское усиление военно-бюрократич. аппарата, стремление правящих классов к установлению откро­венно насильственных, фашистских диктатур, дик­тату и войнам в междунар. отношениях. Плоды ревизионистского ренегатства руководства 2-го Ин­тернационала междунар. рабочий класс сполна пожал в годы 1-й мировой войны, когда большинство с.-д. партий встало на путь поддержки «своих» империа-листич. пр-в. Отказ от революц. марксизма, сполза­ние на позиции бурж .-реформистского соглашательст­ва характерны и для большинства совр. с.-д. партий. Марксистско-ленинские партии в совр. условиях ве­дут непримиримую борьбу с ревизионизмом, правым оппортунизмом, к-рый парализует революц. волю рабочего класса, (см. Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, 1961, с. 81).

Ничего общего не имеют с революц. марксизмом и разного рода левацкие представления, носители к-рых переоценивают значение вооруж. насильств. действий в практике революц. борьбы угнетенных классов или пытаются внедрить методы «казармен­ного коммунизма» в практику социалистич. строи­тельства. Маркс в 1850 пошел на разрыв с авантюри-стич. фракцией Виллиха — Шаппера, утверждавшей, что немедленным революц. действием, «рубкой голов», можно компенсировать отсутствие объективных усло­вий для взятия власти пролетариатом. Впоследствии Маркс и Энгельс решительно отвергали авантюри-стич. лозунги бланкистов и анархистов (Бакунина, Моста и др.), а также их примитивные представления о социализме и коммунизме как строе, основанном на насилии. Маркс и Энгельс, характеризуя доку­мент бакунистов «Главные основы будущего обще­ственного строя» (введение принципа «производить для общества как можно более и потреблять как можно меньше», мелочная регламентация всей об­ществ, деятельности — произ-ва, потребления, вос­питания, вплоть до порядка пользования столовыми и «общественными спальнями», а также передача высшего руководства никому не подконтрольному Комитету заговорщиков) писали: «Эта статья пока­зывает, что если простых смертных карают, как за преступление, за одну мысль о будущей организации общества, так это потому, что главари все уже устрои­ли заранее... Какой прекрасный образчик казармен­ного коммунизма!» (Соч., 2 изд., т. 18, с. 413—14). В годы гражданской войны в СССР Ленин резко выступал против авантюристич. теории «подталкива­ния революции» в других странах с помощью штыков Красной Армии. Переходя к мирному строительству, КПСС отвергла троцкистский лозунг милитаризации нар. х-ва, требование перенесения навыков, приемов аппарата военного ведомства на всю гос. жизнь. XX съезд Коммунистической партии покончил с извращениями принципов революц. законности, по­рожденными культом личности, разоблачил ошибки и преступления Сталина.

Марксистско-ленинские партии и в совр. условиях ведут решительную борьбу против левооппортунистич. взглядов, догматизма и сектантства в вопросах о пу­тях перехода от капитализма к социализму, о путях и методах строительства социализма. Марксизм-лени­низм требует точного учета объективных и субъектив­ных условий и движущих сил обществ, развития,


НАСИЛИЕ — НАСИР ХОСРОВ 555


объективных законов строительства социализма и коммунизма. Задачи революц. перехода к социализму требуют в каждой отд. стране творческого конкрет­ного анализа соотношения классовых сил, междунар. условий, революционной ситуации, исключающего абсолютизацию и универсализацию каких-либо форм классовой борьбы. В вопросе о путях и средствах строительства социализма и коммунизма марксизм-ленинизм отвергает насильств. методы в отношении трудящихся масс, волюнтаризм, субъективизм и про­извол, чуждый марксизму-ленинизму культ личности, выступает против подмены творчества, самодеятель­ности, инициативы широких нар. масс голым адми­нистрированием и прожектерством. Догматизм и сек­тантство «...лишают революционные партии способ­ности развивать марксизм-ленинизм на основе науч­ного анализа и творчески применять его в соответ­ствии с конкретными условиями, изолируют комму­нистов от широких слоев трудящихся, обрекают их на пассивное выжидание или леваческие, авантюр­ные действия в революционной борьбе, не позволяют своевременно и правильно оценивать меняющуюся обстановку и новый опыт, использовать все возмож­ности в интересах победы рабочего класса и всех демо­кратических сил в борьбе против империализма, ре­акции и военной опасности, и тем самым мешают на­родам одержать победу в их справедливой борьбе» (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, с. 82).

Марксистское понимание Н. является объектом систематич. нападок и фальсификации в совр. анти-коммунистич. лит-ре. Бурж. пропагандисты замал­чивают тот основополагающий факт,что само бурж. общество есть строй, систематически практикующий Н. по отношению к трудящимся массам, угнетенным нациям. Изображая коммунистов почитателями тер­рора, Н., они умалчивают о том, что применение пролетариатом Н. является вынужденным, а также носит временный, ограниченный характер. Пытаясь доказать, что сущностью социалистич. системы в про­тивовес принципу «свободы» бурж. мира является «тоталитаризм», бурж. идеологи идут на ухищрения и подтасовки: под рубрику «тоталитаризм» ими объе­диняются фашистский режим и диктатура пролета­риата; явления культа личности, явившиеся след­ствием отступления от марксизма и осужденные и отвергнутые самими коммунистами, выдаются за «суть» коммунизма; марксизм изображается зачастую «наследником» примитивных форм донауч. социализ­ма и революц. мысли (бабувизм, бланкизм, якоби-низм, анархизм и т. п.); марксизму приписывается некое неразрешимое противоречие, «роковая дилемма» средств и цели (осуществление гуманного идеала насильств. средствами якобы ведет к превращению этих средств в самоцель), всячески искажается суще­ство политики мирного сосуществования, к-рая рас­сматривается как «тактич. уловка» коммунистов.

Вопреки этим домыслам, коммунисты следуют яс­ным заветам классиков марксизма-ленинизма: «рево­люция неизбежн а...; но революция может при­нять более мягкие формы... Это будет зависеть не столько от развития буржуазии, сколько от развития пролетариата... По принципу своему коммунизм сто­ит выше вражды между буржуазией и пролетариатом; он признаёт лишь её историческое значение для настоящего, но отрицает её необходимость в будущем; он именно ставит себе целью устранить эту вражду. Пока эта вражда существует, коммунизм рассматри­вал ожесточение пролетариата против своих порабо­тителей, как необходимость, как наиболее важный рычаг начинающегося рабочего движения, но коммунизм идёт дальше этого ожесточения, ибо он является делом не одних только рабочих, а всего


человечества» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 516).

«В нашем идеале нет места насилию над людьми»,— подчеркивал Ленин,— и этот идеал коммунизма соот­ветствует объективной тенденции историч. процесса, где «...все развитие идет к уничтожению насильст­венного господства одной части общества над другой» (Соч., т. 23, с. 57). Последоват. развитие социалистич. демократии в социалистич. странах, борьба комму-нистич. партий капиталистич. стран за обновление и расширение демократии, против реакц. диктатуры буржуазии все больше разоблачают и опровергают измышления идеологов антикоммунизма.

Лит.; Маркс К., Капитал, гл. 24, в кн.: М а р к с К.
и Энгельс Ф.. Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф.,
Анти-Дюринг,отд. 2, главы 2, 3, 4, там же, т. 20, с. 162—170;
его же, Роль насилия в истории, там же, т. 21, с. 419—83;
Ленин В. И., О государстве, Соч., 4 изд., т. 29; его
ж е, Как буржуазия использует ренегатов, т. 30; его же,
Замечания на книгу Н. И. Бухарина: «Экономика переход­
ного периода», Ленинский сборник, XI, М.—Л., 1929;
Программные документы борьбы за мир, демократию и со­
циализм, М., 1961; Программа КПСС (Принята XXII съез­
дом КПСС), М., 1961; XX съезд КПСС. Стенографический
отчет, т. 1—2, М., 1956; XXII съезд КПСС. Стенографический
отчет, т. 1—3, М., 1962; Суслов М. А., О борьбе КПСС
за сплоченность международного коммунистич. движения,
М., 1964; Сомервилл Д., Избранное, пер. с англ., М.,
1960; Кар Г., О мирном и немирном путях развития
социалистич. революции, «Проблемы мира и социали­
зма», 1962, №5; Бурлацкий Ф. М., Государство
и коммунизм, М., 1963; Шабад Б. А.,Политич. фило­
софия совр. империализма, М., 1963; Ковалев С,
Коммунистич. гуманизм и революц. принуждение, «Пробле­
мы мира и социализма», 196 4, № 5; Федосеев П.,
Материалистич. понимание истории и «теория насилия»,
«Коммунист», 1964, JM5 7; Румянцев А., «Китаизиро­
ванный марксизм»: националистич. содержание в псевдо­
марксистской оболочке, там же, JM5 12; С о р е л ь Ж., Раз­
мышления о Н., М., 1907; Каутский К., Социальная
революция, М.,1918; Мартов Ю., Мировой больше­
визм, Берлин, 1923; Плеханов Г. В., Сила и насилие,
Соч., т. 4, М.—Л., 1923; его же, Наши разногласия,
там же, т. 2, М., 1925; Каутский К., Материалистич.
понимание истории, пер. с нем., т. 2, М.—Л., 1931;
Лавров Негосударственный элемент в будущем об­
ществе, Избр. соч.... т. 4, М., 1935; Kautsky К.,

Terrorismus una Kommunismus, В., 1919; Bauer О., Bolschewismus oder Sozialdemokratie?,W.,1920; A u 1 а г d A., La theorie de la violence et la Revolution francaise, P., 1923; Nomad M., Apostles of revolution, Boston, 1939; Jouvenel B. de, Du pouvoir. Histoire naturelle de sa croissance, Geneve, [1947]; A r e n d t H., Origins of totalitarianism, N. Y., 1951; Camus A., L'homme-revolts, [2 ed.], P., 1951; T a 1 m о n J. L., The origins ot totalitarian democracy, L., 1952; его же, Political messianism. The romantic phase, N. Y., [I960]; Gross F., The seizure of political power in century of revolutions, N. Y., 1958; TempelB. van den, The evolution of social systems in Europe, L., 1962. E. Цлимак. Москва. НАСЙР ХОСРОВ(Носир Хисрав) (р. 1004 — ум. ок. 1088 или между 1072 и 1077) — таджико-перс. философ, поэт и обществ, деятель. Как приверже­нец исмаилизма, подвергался гонениям со стороны феод, правителей и мусульм. духовенства. Философия Н. X. носила в основном идеалистич. характер. Утвер­ждая, что «...мир телесен и разнообразен и дви­жется в пространстве», он идеалистически заключал, что «все субстанциональное, все существующее есть творение творца», и считал, что движение есть порож­дение формы, «а не материи». Окружающий мир, no­li. X.,познаваем; внешнее познается при помощи орга­нов чувств, а внутреннее—при помощи разума. Его тео­рия познания в своей основе рационалистична: «Нау­ка — это познание вещей такими, какими те вещи явля­ются, а познавателем вещей, как они есть, является ра­зум». Он подчеркивал и бесконечность процесса поз­нания: «Невозможно, чтобы человек стал таким, что ему не останется что познавать». Известное влияние на философию Н. X. оказали Фараби и Ибн Сына.

С о ч.: Зад ал-мусафирин, Берлин, 1341 л. г. х. (1923);. Джамиал-хекматайн, Тегеран — Париж, 1953; Вадш-е-дин, Берлин, 1343 л. г. х. (1924); Диван, Тегеран, 1307 с. г. х. (1928); в рус. пер.—Избранное, [Душанбе], 1949; Сафар-Намэ. Книга путешествия, пер. Е. Э. Бертельса, [М.— Л.], 1933.


556 НАСИРЭДДИН - НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ


Лит.: Богоутдинов А. М., Очерки по истории
таджикской философии, [Душанбе], 1961; Бертельс
А. Е., Насир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959; А ш у-
р о в Г., Филос. трактат Н. X. «Зод ал-мусофирин», «Изв.
отд. обществ, наук АН Тадж. ССР», 1960, № 2 (23); его
ж е. Решение осн. вопроса философии Н. X., там же, 1963,
№ 2 (33); Ivanow W., Nasiri Khusraw and ismailism,
Bombay, 1948. Г. Ашуров. Душанбе.

НАСИРЭДДИН Туей, Абу Джафар Мухаммед [17 (пли 18) февр. 1201 — 26 (или 25) июня 1274] — азерб. ученый и мыслитель, известен исследованиями в области астрономии, математики, философии и этики, основатель Марагинской астрономии, обсер­ватории. Филос. воззрения формировались под влия­нием Бахманяра. В соч. «Комментарии к философии и логике Ибн Сины. На полях примечания ар-Рази» [«Шарх аль-Ишарат», 1290 л. г. ::. (1873)], «Трактат по теологии и метафизике» [«Тэджрид ал-калан», 1274 л. г. х. (1857)], «Насировская этика» [«Ахлаг-е-Насери», 1309 л. г. х. (1891/92)], «Характеры или качества благородных людей» [«Оусаф-ол-ашраф», 1306 с. г. х. (1927)] и др. Н. комментировал филос. взгляды Ибн Сины и защищал его воззрения от напа­док мусульм. богослова Фахраддина ар-Рази, излагал догмы ислама шиитского толка в филос. плане, раз­бирал вопросы этики и социологии. В филос. произ­ведении «Рассуждение о двух рассуждениях» («ад-Мухакамат бейн ал-Муха каматайн») Н. разбирал по­лемику между мусульм. мыслителем Абу Хамидом алъ-Газали и араб, философом, перипатетиком Ибн Рошдом (Аверроэсом). Н. сыграл большую роль в раз­витии и распространении естеств. и математич. наук на Ближнем и Среднем Востоке. Его астрономич. •таблицы («Зиджи Ильхани») были известны и на Вос­токе и в Зап. Европе.

Лит.: Бартольд В., История изучения Востока в Европе и России, 2 изд., Л., 1925; Бертельс Е. Э., Очерк истории перс, лит., Л.,1928; Ташкёпрю А. Э., Mevzuat ul-ulum, т. 1 — 2, Константинополь, 1313 л. г. х. (1895); Закуев А. -К., Психологич. воззрения Н. Ту--си, в кн.; Тр. Ин-та истории и филос. [АН Азерб. ССР], -т. 6, Баку, 1955; Раш ид-ад-дин, Джами-ат-таварих, Сб. летописей, т. 3, пер. с персид., Баку, 1957; М э м м э д-б э и л и, М. Нэсирэддин Туей, Бакы, 1957. А. Закуев. Баку.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — присущая всем живым организмам необходимость происходить только в строгой преемственности от себе подобных форм. Жизнь, раз затеплившись, в буквальном смысле вечно сохраняет себя на основе Н., передаваясь бесконеч­ному и бесчисл. потомству. Однако потомство никогда точно не повторяет своих родителей, а в силу измен­чивости, идущей бок о бок с Н., получает новые призна­ки. Нек-рые новые признаки, полученные потомством, становятся новыми приобретениями самой Н. Следо­вательно, благодаря Н. сохраняется и необычное разнообразие жизненных форм, возникших и возника­ющих на основе наследств, изменчивости. Поступат. движение в развитии органич. мира может быть поня­то лишь на основе представлений о преемственности, о непрерывной протяженности все развивающейся и меняющей свои формы жизни. Жизнь угасает в бесчисл. множестве отд. особей, успевших, однако, оставить потомков при своем размножении. Эти потомки также погибнут, но снова успевши произ­вести еще большее потомство. И так извечно и всегда вперед.

Известно, что в химич. составе любого живого существа нет ни одного элемента, не встречающегося в неорганич. природе. Но сочетания этих элементов в структуре живых организмов столь высокомоле­кулярны и сложны, что возникать заново в природе теперь они уже не способны. Во всей своей сложности они могут себя лишь повторять, копируя готовые образцы со своих предшественников. Их же предше­ственники — это те жизненные формы, к-рые созда­вались природой в течение историч. хода всей эво­люции и, совершенствуясь на основе изменчивости,

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.