Будучи связано в своей общетеоретич. части с филос. материализмом, естествознание служило идеологич. оружием в борьбе прогрессивных сил общества против господств, феод, идеологии. Борьба материализма против идеализма в значит, мере выступала как борьба естествознания, опиравшегося на опыт, против религии и ее союзника — схоластики, опиравшихся на авторитет «отцов» церкви и священных книг. Начавшийся период в развитии естествознания означал систематич. переход к анализу явлений природы. Это сказалось в появлении и развитии таких направлений в опытном исследовании природы, к-рые предполагали расчленение целого на его составные части (анатомия растений и животных, аналитич. химия, учение о физич. «силах» и т. д.). Особенно глубоко такое расчленение было осуществлено в механике, где анализ был доведен до отчленения материи (в виде инертной массы) от источника ее движения (превращенного во внешнюю «силу»), от пространства и времени, превращенных в абсолютные (пустые и неподвижные) формы бытия, к тому же оторванные друг от друга. Этот анализ лег в основу системы механики Ньютона, к-рый завершил данный период в истории естествознания. Однако расчленение природы, проводимое учеными в целях лучшего ее познания, постепенно превращалось в привычку представлять природу состоящей из неизменных вещей, лишенных развития и взаимной связи. Так сложился метафизич. взгляд, в основу к-рого было положено представление об абс. неизменности природы. Возникли метафизич. учения о невесомых «материях», воплощавшие идею обособленности и неизменности «сил» природы. Признание неизменности и обособленности предметов, явле-
НАУКА 573
ний природы исключало возможность дать в конечном счете их происхождению материалистич. объяснение, пришлось прибегнуть к т. н. первоначальным толчкам, т. е. божеств, актам творения (первотолчок по Ньютону, якобы данный богом планетам; божественное сотворение органич. видов по Линнею и т. д.). Это определило осн. противоречие тогдашнего естествознания: «Революционное на первых порах естествознание оказалось перед насквозь консервативной природой, в которой и теперь все было таким же, как в начале мира, и в которой все должно было оставаться до скончания мира таким же, каким оно было в начале его» (Э н г е л ь с Ф., Диалектика природы, с. 153). В середине и 2-й пол. 18 в. началась подготовка крушения этого взгляда на природу: в 40—60-х гг. Ломоносов (атомно-кинетич. концепция в химии и физике, закон сохранения материи и движения, исто-рич. взгляд на образование слоев земли); Кант и Лаплас, создавшие космогонич. гипотезу; К. Ф. Вольф, выдвинувший идею развития в биологии, и др.
Период эволюц. идей в естествознании начался примерно в 1-й трети 19 в.; его можно было бы назвать также стихийно-диалектическим, в связи с тем, что с этого момента начинается стихийное проникновение диалектики широким фронтом в естествознание. Пром-сть достигает стадии крупного машинного произ-ва, начавшего развиваться еще в конце 18 в., — технич. переворот, связанный с изобретением и применением рабочих машин. Энергетич. базой пром-сти становится паровой двигатель. В связи с этим преимуществ, развитие механики перестает удовлетворять потребностям произ-ва. На первый план выдвигаются физика и химия, изучающие взаимопревращение и взаимосвязь различных форм движения: термодинамика (теплота и меха-нич. движение — работы С. Карно), электрофизика, электрохимия (электричество и теплота, химизм и электричество — работы В. В. Петрова, Дэви, Фарадея и др.). В химии получает развитие химич. атомистика (в работах Дальтона, Бер-целиуса и др.), способствующая ликвидации разрыва между веществами неживой и живой природы (первый органич. синтез — искусств, приготовление мочевины — Вёлером, выступление химика Щеврёля против витализма). В геологии развивается историч. взгляд на земную кору (теория медленного развития Земли Лайеля); в биологии складывается эволюц. теория (Ламарк и др.), возникают палеонтология (Ж. Кювье) и эмбриология (К. М. Бэр).
Возникла необходимость в сочетании анализа с синтезом в целях теоретич. охвата накопленного опытного материала. В естествознании получили развитие такие приемы исследования, к-рые позволили раскрывать связи между различными, ранее разорванными областями Н. (элементы сравнит, метода в анатомии, в климатологии, в географии). В химии такой синтез осуществлялся и теоретически (с помощью ато-мистич. теории) и экспериментально (с помощью органич. синтеза). В естествознании подготовлялась закономерная смена метафизич. взгляда на природу диалектическим. Особенно этому способствовали 3 великих открытия: создание клеточной теории Пуркине и в особенности Шлейденом и Шванном; открытие закона сохранения и превращения энергии Р. Майером и др.; создание Дарвином эволюционной теории.
За этим последовали новые выдающиеся открытия: создание теории химич. строения Бутлеровым, открытие перио-дич. закона химич. элементов Менделеевым, разработка химич. термодинамики Вант Гоффом и Гиббсом и мн. др. В результате всех этих открытий диалектика все глубже проникала в естествознание. Однако уже с нач. 19 в., а особенно после'европ. революций 18 48 в силу причин, лежащих вне самого естествознания, положение коренным образом изменилось. Как раз в то самое время, когда естествознание 19 в. стало доказывать наличие объективной диалектики в природе, диалектика стала всячески изгоняться из Н. и третироваться представителями официальной философии. В силу этого естествоиспытатели, нуждавшиеся в диалектич. методе, вынуждены были пользоваться старыми идеалистич. и метафизич. системами; это сильно тормозило развитие естествознания. Влияние бурж. мировоззрения сказывалось и в отстаивании идеалистич. и агностич. взглядов на природу. В подобных условиях диалектика могла лишь стихийно проникать в естествознание. В результате возникло осн. противоречие в естествознании этого периода — между объективным содержанием делаемых открытий, подтверждавших материалистич. диалектику, и субъективными оценками и истолкованием этих же открытий учеными в духе идеализма и метафизики: «... этот конфликт между достигнутыми результатами и укоренившимся (метафизическим. — Ред.) способом мышления вполне объясняет ту безграничную путаницу, которая господствует теперь в теоретическом естествознании и одинаково приводит в отчаяние как учителей, так и учеников, как писателей, так и читателей» (Э в-г е л ь с Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 23). Анализ всего этого периода в естествознании дан в классич. произведениях основоположников марксизма (особенно в работе Энгельса «Диалектика природы»), касающихся филос. оценки современных им открытий и обобщающих эти открытия с позиций диалектич. материализма.
Период революции и кризиса в естествознании. Капитализм на рубеже 19 и 20 вв. вступил в стадию империализма, в связи с этим появились новые обстоятельства, оказывающие на естествознание как стиму-
лирующее, так и тормозящее влияние. В этот период особенно ясно выступает связь естествознания с техникой. В 20 в. форсируется развитие ведущих отраслей естествознания: физики (атомная энергия, радиолокация, средства связи, автоматика и кибернетика и т. д.); химии — синтез высокополимерных соединений, в особенности играющих роль стратегич. сырья (каучук, искусств, волокно, синтетич. топливо), получение легких сплавов для авиации и др.; бурное развитие авиации стимулировало разработку аэродинамики и т. д. Энергетич. базой пром-сти в нач. 20 в. становится не только пар, но и электричество, а также химич. энергия (двигатели внутр. сгорания). Выдвигаются такие громадные технич. задачи, как открытие способов передачи энергии на большие расстояния. Стимулирующее воздействие на естествознание новых потребностей техники привело к тому»-что в сер. 90-х гг. 19 в. началась, по определению Ленина,, «новейшая революция в естествознании», прежде всего в физике: открытие электромагнитных волн (Герц), лучей Рентгена, радиоактивности (А. Беккерель), радия (М. Кюри-Склодовская и П. Кюри), электрона (Дж. Дж. Томсон), светового давления (Лебедев), первых законов, изучаемых квантовой теорией (Планк), изобретение радио (Попов) и др. Позднее на основе периодич. закона Менделеева и этих физич. открытий была создана модель атома (Н. Бор). Революция в физике сопровождалась крушением прежних метафизич. взглядов на атомы, как на неизменные, неделимые, последние частицы материи, на механич. массу, на пространство и время, на движение и его формы; новые физич. открытия подтверждали диалектич. материализм. Однако в обстановке империализма эта революция в естествознании сопровождалась кризисом его методологич. основ, к-рый вызван активизацией идеализма и религии. В таких условиях часть ученых на рубеже 19—20 вв. перешла в лагерь идеализма и повела активную борьбу против материализма внутри самого естествознания. Так возник «физический» идеализм (махизм, энергетизм). «Суть кризиса современной физики состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т. е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом» (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 245). Прогресс Н. и одноврем. использование его для реакц. филос. выводов — таков глубоко антагонистич. характер развития естествознания в эпоху империализма в капиталистич. странах. «Реакционные поползновения порождаются самим прогрессом науки. Крупный успех естествознания, приближение к .таким однородным и простым элементам материи, законы движения которых допускают математическую обработку, порождает забвение материи математиками. .Материя исчезает", остаются одни уравнения» (там же, с. 294). Это положение вещей продолжало сохраняться в естествознании и позднее, вследствие чего новые физич. теории, напр. квантовая механика, при самом своем возникновении были истолкованы идеалистически; положит, физич. содержание новых теорий нередко переплеталось (особенно в области новых физич. понятий) с их идеалистич. истолкованием. Т. о., кризис совр. физики не означает прекращения ее дальнейшего развития, как это утверждают механисты, но означает паразитирование филос. реакции на дальнейшем росте физики, на революции в ней. Анализ данного периода в естествознании дан в произведении Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».
Период диалектик о-м атериалистич. развития естествознания. В этот период естествознание вступает присоциалистич. строе, когда ликвидированы в корне антагонистич. противоречия, свойственные капиталистич. строю. Это естествознание Энгельс называл «сознательно-диалектическим» (см. «Анти-Дюринг», 1957, с. 12, прим.). Плановое социалистич. х-во, бурный рост производит, сил, техники всесторонне стимулируют развитие Н. Ученые социалистич. стран на базе диалектич. материализма успешно ликвидируют кризис естествознания и преодолевают прежнюю стихийность и непоследовательность применения диалектики, что обусловливало до сих пор слабость позиций материализма в естествознании. В капиталистич. странах все больше и больше расширяется фронт передовых ученых, к-рые отстаивают в интересах мира между народами и процветания мировой культуры значение передового естествознания, служащего мирному развитию пром-сти и техники, росту благосостояния трудящихся масс. Для ряда прогрессивных ученых капиталистич. стран (Бернал, Ланжевен, Жолио-Кюри и мн. др.) характерен переход от стихийного материализма на позиции диалектич. материализма, на путь сознательного его применения.
В произведениях Ленина после 1917, особенно в статье «О значении воинствующего материализма», характеризуется совр: естествознание с позиций диалектич. материализма и определяются задачи ученых в области естествознания. «В век бурного развития науки еще большую актуальность приобретает разработка философских проблем современного естествознания на основе диалектического материализма, как единственно научного метода познания» (Программа КПСС, с. 127).
Перечисленные осн. периоды в истории естествознания подразделяются на более мелкие этапы, в течение к-рых получают развитие характерные особенности каждого периода. Напр., кризис естествознания в странах капитализма прошел этапы: до 20-х гг. 20 в. (связан с открытием электрона, радиоактивности, кванта), с 20-х до начала 40-х гг. 20 в.
574 НАУКА
(связан с квантовомеханич. и релятивистскими концепциями); с 40-х гг. по настоящее время (связан с овладением атомной энергией, проникновением в глубь атомного ядра и его частиц, с созданием кибернетики,космонавтики, молекулярной биологии).
Узловые проблемы диалектики совр. естествознания. Узловыми проблемами диалектики совр. естествознания могут считаться те, в к-рых наиболее полно и всеобъемлюще раскрывается диалектика природы на нынешнем этапе его развития. К таким проблемам относятся:
а) Раскрытие всеобщей связи явлений природы, их взаим ных переходов, их взаимообусловленности. С особенной отчет ливостью эта диалектика раскрывается во взаимосвязи между неживой и живой природой: учение о сущности жизни как форме существования сложных полимеров (белков и др.) и их химизме; гипотеза о происхождении жизни из неживой ма терии химич. путем; учение о физико-химич. основах наслед ственности и др. свойств и сторон жизнедеятельности орга низмов; результаты применения кибернетики к изучению различных жизненных функций. Усложнение структуры совр. естествознания — появление в нем новых переходных и промежуточных наук — есть следствие осн. процесса все более полного раскрытия объективной диалектики природы. Непонимание диалектики взаимосвязи различных форм движения и отражения ее в виде взаимосвязи Н. приводит к двум ошибкам противоположного характера. Одна состоит в недооценке или отрицании специфики высшей формы дви жения, в попытке «сводить» ее к более низким формам, из к-рых она возникла исторически и к-рые входят в нее как в «главную» в виде «побочных» (снятых или превзойденных) форм движения. Другая ошибка состоит в отрицании или недооценке связи высшей формы движения с низшими, в по пытке оторвать ее от них, абсолютизировать ее специфику, превратить ее в нек-рое вполне обособленное от всей осталь ной природы «начало» (подобное «жизненной силе» в биоло гии). Обе ошибки преодолеваются, если к соотношению форм движения в природе подходить не с метафизич., а с диалек- тич. позиций.
б) Движение познания к сущности явлений природы, раз- движение достигнутых ранее пределов познания объекта. Это движение имеет два взаимно противоположных направ ления: в глубь материи, в область микрокосмоса (или атом ного мира) и в ширь материи, в область макрокосмоса (или мира небесных тел). С проникновения в микрокосмос истори чески началась новейшая революция в естествознании, а вместе с ней и само совр. естествознание. Открытие элек трона и в особенности создание квантовой теории, опираю щейся на планковскую универсальную константу, играющую роль как бы пограничного столба между двумя областями — макро- и микроявлений, явились замечат. обнаружением диалектики природы и диалектики ее познания человеком. С тех пор совр. естествознание каждым своим открытием в области микропроцессов доказывает вновь и вновь поло жение Ленина о неисчерпаемости любой сколь угодно малой частицы материи и «вообще бесконечность материи вглубь...» (Соч., т. 38, с. 101). Проникновение физики в глубь «элемен тарных» частиц, выяснение того, что они обладают сложной внутр. структурой, служит подтверждением этой объектив ной диалектики природы. С др. стороны, совершается про никновение человека в космос. Исключительно большие победы Н. и техники достигнуты благодаря запуску сов. ракет, спутников, лунников и космических кораблей, несущих на своем борту космонавтов. Благодаря этому естествознание перестало быть геоцентрическим. Даль нейшие тенденции развития совр. естествознания: все более широкое проникновение в космос. Раскрывающаяся при этом объективная диалектика природы служит опроверже нием агностицизма и свидетельством всесилия человеч. ра зума и безграничных возможностей человека познавать при роду и овладевать ею.
в) Обнаружение нераздельности материи и форм ее бытия (движения, пространства и времени). Это с особенной яс ностью происходит при проникновении естествознания в глубь и в ширь материи: преодолевается механистич. пред ставление о разделенности материи и движения о независи мости значения массы тел от скорости их движения, о ра зобщении осн. форм бытия (каковой разрыв допускался в ньютоновском представлении об абсолютных, или «чистых», пространстве и времени) и идеалистич. отрыв движения, или энергии, от материи («энергетизм»), пространства и вре мени от материи. Из относительности теории выведены: а) релятивистские соотношения, показывающие, что масса тела количественно меняется в зависимости от скорости его движения, и фундаментальный закон взаимосвязи и нераз рывности массы и энергии (закон Эйнштейна), широко под твержденный на ядерных реакциях, в частности на явлении «дефекта массы». Тем самым объективная диалектика природы подтверждает филос. положение диалектич. материализма о неразрывности материи и движения, о том, что нет материи без движения и нет движения без материи. Теория относи тельности раскрыла единство пространства и времени и их зависимость от внутр. структуры материи и от движения материи. Дальнейшие тенденции развития естествознания идут в этом же направлении (напр., при изучении природы «элементарных» частиц).
г) Взаимосвязь принципа развития природы с принципом единства природы. Развитие совр. естествознания идет в сто-
рону все более полного и последоват. раскрытия взаимосвязи указанных двух принципов диалектики. Этим подтверждается ленинское указание, что «...всеобщий принцип развития надо соединить, связать, совместить с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи...» (там же, с. 251). Конкретно это выражается в том, что строение, структура вещи или системы вещей (выражающая связь ее элементов) трактуется как закономерный результат происхождения этой вещи или системы вещей. Следовательно, структурный и генетич. разрезы вещи совпадают в конечном счете и должны приводить различными путями к одним выводам. Такое совпадение обнаруживается в области представлений о строении и происхождении физич. микрообъектов («элементарных» частиц, атомных ядер, атомов или химич. элементов), основой к-рых служат законы, подобные перио-дич. закону Менделеева. К выяснению строения «элементарных» частиц и ядер физика подходит здесь со стороны анализа тех превращений, к-рые они испытывают. Такое же совпадение составляет руководящую нить для исследований в области звездной (Амбарцумян) и планетной (В. Г. Фесен-ков, О. Ю. Шмидт) космогонии: при разработке космого-нич. концепций необходимо исходить из учета совр. строения космич. систем с тем, чтобы показать, как оно возникло исторически. Отмеч. совпадение особенно сказывается в биологии, является по сути дела руководящим принципом всей эволюц. теории органич. природы и сравнит, метода во всех отраслях биологии. Тенденции развития естествознания идут в направлении дальнейшего еще более тесного взаимопроникновения и взаимообоснования обоих отмеч. принципов, в к-рых также все полнее и глубже раскрывается объективная диалектика природы.
д) Раскрытие ядра диалектики природы. Ядром диалекти ки является, по Ленину, «...учение о единстве противополож ностей» (там же, с. 215). Общая схема проявления единства противоположностей, данная Лениным (см. там же, с. 357), получила глубокое развитие в совр. естествознании. В облас ти физики и механики ядро диалектики выступило как про тиворечие прерывности и непрерывности прежде всего благо даря раскрытию противоречивой природы микрообъектов — их корпускулярно-волнового характера. Теория относи тельности раскрыла единство противоположных проявлений массы как фундаментального физич. свойства материальных тел: массы покоя и массы движения. В области микропро цессов развилось и усложнилось представление о противо положности свойств микрообъектов, к-рое раньше выступало гл. обр. в форме противоположности положит, и отрицат. электричества. Установлено теперь, что любая микрочастица вещества имеет свой диалектич. антипод в виде соответств. ей античастицы. По значению такого специфич. квантово механич. свойства, как «спин», микрочастицы могут находить ся в противоположных состояниях, как если бы они могли вращаться в двух прямо противоположных направлениях вокруг своей оси. Противоречивость обнаруживается и в том, что одни частицы относительно устойчивы, стабильны и могут сохраняться неопределенно долго; другие же, напротив, неустойчивы, нестабильны, склонны к спонтанному распаду (радиоактивны) и обладают огранич. временем жизни.
Ядро диалектики природы выступает и в виде противоречивой характеристики различных сторон универсальной закономерности связи явлений мира, в частности в виде соотношения динамич. закономерности, к-рой подчиняется отд. индивид, и статистич. закономерности, присущей целому коллективу индивидов, или их ансамблю.
Единство противоположностей в биологич. эволюции проявляется в форме единства случайности и необходимости, прерывности и непрерывности; оно проявляется в виде единства целостности и дискретности живых организмов и т. д. В более широком смысле ядро диалектики природы выступает как единство макро- и микрокосмоса, неживой и живой природы и мн. др. Тенденция развития естествознания направлена к раскрытию единства и «борьбы» противоположностей во всех областях природы.
е) Обнаружение качеств, изменений, различий в природе. Раскрытие диалектики природы находит свое выражение в установлении качеств, различий явлений природы там, где раньше предполагали их полное, или абстрактное, тождество. Такое тождество допускалось еще в 1-й четверти 20 в. между строением макро-и микрокосмоса: атом трактовался как в принципе полное подобие миниатюрной солнечной системы, где вокруг ядра, как центрального тела системы, обращаются по строгим орбитам шарики-электроны в качестве микро планет. Квантовая механика в корне разрушила идею пол ного, механич. тождества макро- и микрообъектов, раскрыв специфику последних, обусловленную тем, что электроны суть не шарики, а сложные образования, обладающие корпус- кулярно-волновой природой. Тем не менее единство обеих областей природы — макро- и микроявлений было сохранено в форме конкретного тождества, в к-рое органически включе но и различие. Следовательно, здесь выступило тождество в различии, единство в многообразии.
Особенно важное значение приобретает проблема скачка и связанная с ней проблема специфичности законов в каждой области природы. Преодолевая механицизм, естествознание вынуждено признать, что, напр., биологич. закономерности качественно отличны не только от социальных, но и от физико-химических, подобно тому, как жизнедеятельность организма не есть простая совокупность механич., физич.
НАУКА 575
и химич. процессов, хотя она предполагает их и включает их в себя в качестве «побочных», или подчиненных, форм движения.
Проблема скачка составляет основу многих сложных, еще нерешенных вопросов совр. естествознания, в т. ч.: о внутр. механизме взаимного превращения «элементарных» частиц, т. е. скачка при переходе от одних частиц к другим, качественно отличным от них (напр., от фотонов к электрону и позитрону при «рождении пары»); о переходе от прото^ звездной материи к звездным системам и от первоначальной диффузной материи, окружавшей Солнце, к планетам; о переходе от неорганич. материи к жизни, от неощущающей материи к ощущающей, от ощущения к мышлению; о видообразовании, т. е. о качеств, изменениях и переходах от одного вида к другому в живой природе; о переходе от высших обезьяноподобных предков человека к человеку (проблема антропогенеза) и т. д. В постановке и решении таких вопросов наблюдается антидиалектич., ненауч. тенденция представлять скачок, или переход, от одного качества к другому не в виде историч. процесса, имеющего определ. длительность во времени, а в виде внезапного, одноактного события (катастрофы, взрыва, разового удара), практически лишенного развития во времени. Тем самым эти концепции противоречат идее эволюции, лежащей в основе всего совр. естествознания. Противоположные концепции строятся на основе признания постепенности развития, перерывом к-рой оказывается скачок как качеств, изменение; но сам скачок, будучи перерывом количеств, постепенности, может протекать как постепенно и длительно развивающийся во времени процесс. На этой основе строятся прогрессивные концепции в совр. естествознании. Тенденция его развития направлена к тому, чтобы ликвидировать остатки метафизич. учений о внезапных, якобы ничем не обусловленных, «катастрофах» и «взрывах» и утвердить последовательно идею развития природы.
ж) Выяснение соотношения между материей и сознанием и законом функционирования сознания. Решение этой проб лемы идет с двух сторон. Ее решает учение о высшей нервной деятельности. С иной стороны к этой же проблеме подходит кибернетика, к-рая раскрывает единство в явлениях, проте кающих в неживой и живой природе и в человеч. мозгу, трак туя это единство явлений как их далеко идущую аналогию. Проникновение кибернетики во все отрасли естествознания, в т. ч. и биологию, будет способствовать их быстрому про грессу.
з) Ведущая роль физики как лидера совр. естествозна ния. Главенствующее положение, к-рое заняла физика с нача ла новейшей революции в естествознании, объясняется тем, что именно физика сыграла решающую роль в проникновении сначала в микрокосмос (в конце 90-хгг. 19 в.), а затем в мак рокосмос (в конце 50-х гг. 20 в.), что именно она является гл. теоретич. основой развития всей совр. техники (электро ника, автоматика, механизация произ-ва). Далее, именно физика позволяет остальным отраслям естествознания (астро номии, химии, геологии, биологии и др.) раскрывать основы и генезис изучаемых ими явлений природы, связывая их с физич. процессами, к-рые сопутствуют им или вызывают их. Вот почему в решении XXI съезда КПСС сказано: «Веду щее место в естествознании занимают физические науки, от успешного развития которых зависит движение вперед смеж ных наук и народного хозяйства. Дальнейшие перспективы технического прогресса определяются в настоящее время прежде всего достижениями основных направлений физи ческой науки... Значение комплекса биологических наук будет особенно возрастать по мере использования в биологии достижений физики и химии» (Материалы внеочередного XXI съезда КПСС, 1959, с. 243).
Вместе с тем открытия физики начиная с 1895 имели исключительно большое значение для развития материа-листич. философии и диалектики в части учения о материи и ее структуре, о движении как форме существования материи, о пространстве и времени, о причинности и типах закономерности в природе и т. д. Все это обусловлено тем, что физика имеет дело с относительно самыми простыми, «элементарными» видами материи и формами ее движения, типами ее внутр. связей, с наиболее общими формами всякого бытия. Объекты всех др. естеств. наук исторически, в ходе развития природы, так или иначе возникли из тех, к-рые изучает физика. Но, не выяснив генезиса этих более сложных объектов природы (химич., биологич. и др.), нельзя понять и их собств. сущности. Поэтому прогресс естествознания на совр. уровне его развития состоит в том, чтобы раскрыть генетич. и структурную связь всех высших форм движения материи (включая и те, к-рые совершаются в мозгу человека) с физическими. Когда эта задача будет выполнена,возможно, что ведущая роль лидера перейдет к к.-н. другой отрасли естествознания, напр. к биологии, или к ряду Н. одновременно, напр. к физике, астрономии, биологии и др. В истории естествознания однажды уже возникала аналогичная ситуация: в 17—18 вв. ведущей отраслью естествознания была механика, к-рая изучала простейшую по тому времени форму движения материи. Это обусловило то, что масштаб механики применялся ко всем процессам природы. Но к началу 19 в., когда задача изучения механич. стороны у тел и явлений природы была в основном выполнена, ведущая роль перешла от механики к трем другим отраслям естествознания—физике, химии и биологии. Если 18 в. был
веком механики, то 19 в. стал веком пара, атомистики и дарвинизма.
Возможно, что на новой, более высокой ступени развития естествознания история повторится в несколько иной форме, когда генезис и структура более сложных форм движения будут в основном выяснены с помощью физики. Но пока — это лишь тенденция развития совр. естествознания, к-рая может реализоваться в более или менее отдаленном будущем.
Б. Кедров. Москва.
III. Науки о человеке и обществе
Общественные Н., социальные Н.; употребляется также название гуманитарные Н. — совокупность Н. о человеке и обществе, которые отличают от Н. о природе (естествознания) и практическом использовании ее законов. В составе гуманитарных Н. выделяют Н. о мышлении. Обществ. Н. представляют собой систему всех областей знания об обществе, законах его возникновения и развития; о его структуре, отд. элементах этой структуры и различных сторонах обществ, жизни; об общественном бытии, общественном сознании и их взаимодействии; о человеке, его формировании, деятельности, развитии, положении; о человеч. общностях: классах, нациях, группах и отношениях между ними; о материальной и духовной культуре.