Условия и тенденции развития совр. науки. Н.— сложный процесс «духовного производства», в к-ром многие тысячи людей нашли свою профессию. Если раньше научные исследования осуществлялись, как правило, одиночками или небольшими группами людей в маленьких лабораториях с примитивным оборудованием, то теперь положение коренным образом изменилось: научное творчество осуществляется, как правило, объединенными усилиями больших коллективов людей в гигантских лабораториях с дорогостоящим материальным оснащением. Научное творчество осуществляется в разветвленной системе научных учреждений, институтов, производственных лабораторий, учебных заведений, особенно университетов. В научном творчестве в каждый данный момент участвует ряд поколений. Преемственность знаний осуществляется в результате взаимодействия старых и молодых кадров, учителей и учеников, гениальных, талантливых людей и людей средних способностей. «Ни одно открытие любой степени эффективности не может быть сделано без подготовительной работы сотен сравнительно незначительных и лишенных воображения ученых. Эти последние собирают, большей частью даже не понимая, что они делают, необходимые данные, на основании которых великие люди могут работать» (Б е р н а л Д ж., Наука в истории общества, М., 1956, с. 29).
Важной формой организации и развития Н., формой выражения преемственности знаний является научная школа. Дарования ученого, его талант и гений получают наиболее полное свое проявление через связанный с ним коллектив, через созданную им или творчески развитую научную школу. В научном коллективе посредством обменавшытом, в ходе дискуссий, личных бесед оттачивается лезвие разума и рождаются новые идеи. Вместе с тем, как отметил Луи де Бройль, «коллективная работа, ставшая необходимой во многих исследованиях, конечно, никогда не заменит интенсивных усилий ума, размышляющего в уединении» («По тропам науки», М., 1962, с. 37).
Научные знания все время развиваются: одни положения Н. устаревают и со временем превращаются в тормоз дальнейшего движения, а другие появляются и в борьбе со старыми идеями завоевывают себе право на жизнь. Заимствуя достижения предыдущих поколений, новое поколение критически перерабатывает эти достижения и творчески развивает их дальше.
«...„Ученики" хранят наследство не так, как архивариусы хранят старую бумагу» (Л е н и и В. И., Соч., т.2, с. 494).
Научная истина зачастую появляется как результат борьбы мнений. Единственно надежным судьей в противоборстве мнений является не авторитет, а практика (см. Критика в науке).
Отличительным признаком совр. уровня научного знания является проникновение во внутреннюю структуру объекта, доведение познания закономерности до раскрытия структуры. Это выдвинуло на передний план структурные методы научного исследования и изображение объектов как сложной системы взаимосвязанных элементов. Объектом совр. Н. являются не только отд. формы движения материи, а их с в я з ь и взаимодействие. Развиваясь в направлении все более глубокого исследования высоких уровней и сложных систем организации материи, Н. вместе с тем глубже проникает в суть более простых форм движения и тем самым добивается более успешного их практического использования в интересах общества. Так, на основе углубленного структурного изучения биологических, физиологических и психических процессов удается осуществить ускоренный технич. прогресс средствами кибернетики. Проникновение в глубины структуры вещей создало возможности для создания веществ и искусственных систем со свойствами, близкими к заданным: полимеры, искусственные алмазы, кибернетические системы и т. д.
На основе проникновения в глубинные закономерности и установления общих принципов, охватывающих многие сферы действительности, Н. движется по пути специализации. Научное познание тем плодотворнее, чем разветвленнее понятия П., к-рые способны к огромной дифференциации и интеграции. Происходит утонченная детализация научных понятий и соответственно термипологич. обогащение Н. В связи с этим наблюдается все более широкое использование не только естественных языков, но и разнообразных искусственных знаковых систем (см. Семиотика, Знак). Дифференциация научного знания проявляется в выделении отд. разделов Н. в относительно самостоятельные дисциплины со своими специфическими задачами и методами исследования. Чем глубже Н. проникает в детали, тем она лучше вскрывает связи между различными областями действительности, а отсюда интеграция научного знания — формирование наук, к-рые изучают свойства и отношения, общие для большого числа разнокачественных объектов. Чем больше Н. вскрывает общие связи вещей, тем лучше она уясняет суть деталей. Такова реальная диалектика познания по пути дифференциации и интеграции.
С т. зр. специальных методов, совр. Н. характеризуется внедрением в широчайших масштабах экспериментальных приемов изучения, в частности моделирования, с использованием разнообразных технич. средств и растущим проникновением математики в различные области знания. Такие науки, как биология, физиология, языкознание, психология и мн. др. совсем недавно почти не использовали математич. методы. Ныне доступ не только к глубоким проблемам естествознания, по и к области социальных исследований требует тончайших математич. методов. Быстрому процессу математизации наук способствует развитие кибернетики. Успехи кибернетики и математической логики, их прямой выход в производство говорят о том, что формализация приносит огромные практические результаты. Развитие этих областей знания в единстве с достижениями Н. в целом приведет к автоматизации почти всего материального произ-ва.
Вместе с тем становится все более ясной и ограниченность формализации и математизации научного
570 НАУКА
познания. «Математический формализм оказывает совершенно удивительную услугу в деле описания сложных вещей. Но он нисколько не помогает в понимании реальных процессов» (Б о р н М., Физика в жизни моего поколения, М., 1963, с. 87). «...Нельзя недооценивать необходимой роли воображения и интуиции в научном исследовании. Разрывая с помощью иррациональных скачков (их важность некогда подчеркивал Мейерсон) жесткий круг, в который нас заключает дедуктивное рассуждение, индукция, основанная на воображении и интуиции, позволяет осуществить великие завоевания мысли; она лежит в основе всех истинных достижений науки... Таким образом (поразительное противоречие!), человеческая наука, по существу рациональная в своих основах и по своим методам, может осуществлять свои наиболее замечательные завоевания лишь путем опасных внезапных скачков ума, когда проявляются способности, освобожденные от тяжелых оков строгого рассуждения, которые называют воображением, интуицией, остроумием» (Луи д е Б р о и л ь, По тропам науки, М., 1962, с. 294—95).
Совр. Н. развивается по пути синтеза формальной и содержательной сторон познания. С общеметодо-логич. т. зр., совр. Н. характеризуется фактич. проникновением в нее диалектич. материализма. Если раньше, напр., историзм применялся преимущественно к изучению истории общества, к эволюции жив'отного и растительного царств, к геологическим процессам, то теперь он стал сердцевиной научного метода мышления.
По словам Энгельса, научное познание развивается ускоренными темпами; Н. движется вперед пропорционально массе знания, унаследованной от предшествующих поколений. Одним из критериев ускорения темпов развития Н. является сокращение сроков перехода от одной фазы научного познания к другой, от открытия к его практическому применению. Если в прошлом открытие и его применение отделялись десятками и даже сотнями лет, то теперь эти сроки исчисляются несколькими годами и даже месяцами.
Для совр. Н. с ее мощной технич. базой и обширными коллективами ученых, занятых решением задач, к-рые выдвигает практика, связь теоретич. разделов с приложениями становится тесней; все больше утрачивает прежнее значение разделение Н. и разделов внутри отд. Н. на теоретич. и прикладные Н.
Существенной особенностью совр. Н. является то, что она все чаще начинает опережать развитие производства. Н. стала такой силой, к-рая предопределяет практику. Из дочери производства Н. превращается в его мать. Многие совр. производственные процессы родились в научных лабораториях. Т. о., совр. Н. не только обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве предпосылки технич. революции. Великие открытия за последние десятилетия в ведущих областях знания привели к научно-технич. революции, охватившей все элементы процесса производства: всесторонняя автоматизация и механизация, освоение новых видов энергии, сырья и материалов, проникновение в микромир и в космос. В итоге сложились предпосылки для гигантского развития производительных сил общества.
Совр. Н. ставит перед учеными и обществом в целом ряд новых общих проблем. К их числу относится задача ориентировки в колоссальной массе материала. Число научных публикаций нарастает чрезвычайно быстрыми темпами. Уже теперь количество научных работников на Земном шаре составляет около двух миллионов, причем численность лиц, занятых научными исследованиями, в развитых странах мира растет гораздо быстрее естественного прироста населения. Все больший процент жителей
Земли занимается Н. Можно считать, что объем научной деятельности удваивается каждые 10 лет. В этих условиях обмен научными идеями становится все более затруднительным. Учащаются случаи дублирования научных открытий и технических изобретений. Ученому становится все более затруднительным следить за научной литературой по своей специальности. Все большую часть своего времени они вынуждены тратить не на творческую постановку и решение проблем, а на поиск информации в литературе. В ряде случаев оказывается выгоднее заново решить некоторую проблему, чем найти в литературе указания о решении этой же проблемы. Для преодоления этой трудности создаются всевозможные обзорные и реферативные журналы по соответствующим областям знания. Однако если учесть современные темпы развития науки, это не может служить радикальному решению вопроса: при сохранении этих темпов и существующих форм научных публикаций к концу 20 в. число научных журналов и периодических изданий приблизится к 1 000 000!
Среди западных ученых сложилась ошибочная «теория предела» развития Н. (Оже, Буш, Прайс и др.), согласно к-рой прогресс Н, в недалеком будущем прекратится в силу того, что цивилизация будет насыщена Н. «Трагедия науки в действительности происходит единственно из ее слишком быстрых темпов развития»,—пишет Луи Марлио (цит. по журн.: «Вопр. филос», 1952, № 5, с. 117). Бурж. идеологи конфликт между прогрессом Н. и бурж. обществом стремятся истолковать как конфликт между Н. и обществом вообще. Но это ложный ход мысли.
Решение этой проблемы следует искать прежде всего в ликвидации социальных антагонизмов, разумной организации общества, а также в рационализации форм научных публикаций, в организации хранения и автоматизации поиска информации, в использовании совр. цифровой техники для логич., статистич., математич. и др. обработки материала. Все это предполагает логич. систематизацию научных дисциплин. Возрастающее значение приобретает создание в широких масштабах справочных трудов — универсальных и отраслевых энциклопедий, терминология, и др. словарей. Сказанное выдвигает на весьма видное место логику научного исследования. Одной из центральных проблем является разработка «метанаук» для различных областей знания, разработка формализованных языков для записи научных фактов (см. Метатеория).
Для современной Н. характерно нарастание абстрактности знания. Теоретические разделы Н. возвышаются до такого уровня, когда некоторые ее результаты не могут быть представлены наглядно. Все большую роль приобретают абстрактные, логико-математические и знаковые модели, в к-рых иек-рые черты моделируемого объекта выражаются в абстрактных формулах.
Развитие Н. настойчиво требует взаимного обогащения, обмена идеями между различными, казавшимися далекими отраслями знаний. Встает проблема синтетических методов, охватывающих естествознание и обществ. Н. Естественнонаучные приемы познания все больше проникают в обществ. Н. В историч. исследованиях они, напр., дают надежную основу для определения хронологии, уточнения историч. событий, открывают возможности быстрого анализа огромной массы исторических источников и фактов.
Одним из кардинальных путей взаимного оплодотворения различных Н. является применение методов одной или нескольких Н. для изучения объектов др. Н. Напр., биология получила мощный толчок в своем развитии в результате применения химич. и физич. методов, позволяющих уяснить взаимосвязь физич.
НАУКА 571
и химия, явлений с биологическими. Биологи установили, что наследственность обусловлена ядром клетки, хромосомами, к-рые передают наследственные признаки. Оказалось, что один из самых интимных вопросов биологии зависит в своем решении в большой степени от химии и что жизнь есть химия не только белковых тел, но и др. химич. компонентов, нуклеиновых кислот.
Исключительно важной новой Н., возникшей в результате применения методов одних наук к изучению объектов из др. областей, является кибернетика, идеи и методы к-рой проникли в такие области,как физиология, биология, экономика, лингвистика и др. науки. С др. стороны, проводимые с кибернетич. точки зрения исследования биологич. систем открывают новые перспективы перед автоматикой, помогают выявлять новые принципы построения технич. систем. Создается действительно такое положение, когда, по одному остроумному замечанию, физиолог учит инженера, как строить автомат, инженер учит физиолога, как изучать мозг, математик учит биолога, как изучать явления жизни, а лингвиста — как изучить структуру языка; животные дают уроки того, как строить самолеты и вообще развивать технику, и т. д.
Взаимодействие различных методов в совр. науках, взаимопроникновение теоретич. и прикладных дисциплин, расчленение отд. Н. на разделы разного уровня абстракции и интеграция научного знания— все это является конкретным проявлением диалектики процесса познания.
Историч. тенденцией развития совр. Н. является ее движение к единой Н. коммунистич. общества. Основные ее черты вырисовываются уже теперь. Они выражаются в интеграции научного знания на основе его дифференциации, в стирании резких граней, разделяющих различные отрасли Н., в образовании Н. с большой широтой обобщения типа кибернетики, а также промежуточных областей типа биофизики, бионики, геохимии и др., цементирующих все здание Н. в единое целое, в проникновении методов одних наук в др. науки. Н. коммунистич. будущего — это единая Н. о различных областях природы, общества и мышления, где теоретич. разделы будут находиться в неразрывном единстве с эмпирическим, а то и другое — с практическим их применением; гуманитарные Н. будут находиться в единстве с естественнотехнич. Н., исторический аспект Н.— с логическим и методологическим и т. д.
С момента возникновения марксизма в истории науч ного познания четко обозначилась тенденция к един ству в развитии наук о природе, об обществе и о мышлении. «Сама история является действи тельной частью истории природы, становления природы человеком. Впоследствии есте ствознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя есте ствознание: это будет одна наука» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв.,1956, с. 596). Но в этом единстве, разумеется, сохранится качественное своеобразие каждого подхода и каждого предмета исследования. Это будет сложное единство с богатым внутренним расчленением, сцементирован ным единым научным мировоззрением и единой науч ной методологией — диалектическим и историческим материализмом. Б. Кедров, А. Спиркин. Москва.
II. Наука о природе, естествознание
Естествознание — система II. о природе (естеств. Н.), одна из трех осн. областей человеч. знания; теоретич. основа пром. и с.-х. техники и медицины; науч. фундамент филос. материализма, диалектич. понимания природы. Познание природы достигается в результате теоретич. и производств, деятельности чело-
века. Естествознание имеет двоякую цель: 1) раскры тие сущности явлений природы, познание их законо! и предвидение на их основе новых явлений и 2) указание на возможность использовать на практике поз нанные законы природы.
Предмет и структура естествознания. Структура Н. о при роде определяется прежде всего характером самой природы как предмета этой Н. Природа есть движущаяся материя Задача естествознания — познать ее законы и формы ее бы тия, ее виды и формы ее движения. Отсюда вытекает опреде ление предмета естествознания: «Познание различных фора движения... является главным предметом естествознания», — писал Энгельс (Маркс К. иЭнгельс Ф., Избр. письма 1953, с. 283). Структуру Н. о природе можно рассматривав в двух планах. Первый отражает последовательность услож-нения самого ее объекта (т. е. различных видов материи i форм ее движения). Второй отражает ряд Н., в к-рых последовательно углубляется познание одного и того же объект, (или одного и того же круга явлений), начиная с Н., к-рьн только описывают его и систематизируют данные о нем, i кончая Н., к-рые проникают в его сущность, отражают законы его историч. развития. В общем весь этот ряд Н. отвечав! движению познания от явлений к сущности и от менее глубокой сущности к более глубокой. В этом сказывается внутр логика развития Н., логика познания природы. Вопрос с структуре естествознания неразрывно связан с проблемо* классификации Н. Связь Н. о природе отражает развитш природы, идущее от объектов более простых, низших, к более сложным, высшим.
Раздвоение ряда Н. вслед за химией отражает раздвоение процесса развития природы на неживую и живую, к-pof зарождается в пределах химии с того момента, когда химич соединения дифференцируются на органич. и неорганич.
/геология физика — химия(
Хбиология
Такое раздвоение подготовляется на атомном и молекулярном уровнях структуры материи: из молекул образуются агрегаты (газообразные, жидкие, твердые — аморфные к кристаллич.), составляющие основу различных сфер нашей планеты или неживой природы (обл. геологии и родств. с нею Н.). С др. стороны, постепенное усложнение молекул углеродистых соединений приводит к образованию белков, к-рые составляют основу жньой природы. Физика, химия, геология и биология относятся к числу основных отраслей современного естествознания. Их взаимная связь в самом первом приближении может быть выражена в виде общегс ряда Н.
В совр. естествознании существует множество переходных Н., к-рые свидетельствуют об отсутствии к.-л. резких граней между различными его отраслями о взаимопроникновении ранее обособленных Н.
Каждая осн. отрасль естествознания подразделяется, в соответствии с изучаемыми ею более частными формами движения материи, на ряд науч. дисциплин; так, химия подразделяется на неорганич. и органич.(по характеру объекта; и аналитич. химию (по методу); биология — на зоологик и ботанику (по характеру объекта, но вместе с тем и по общему методу, поскольку обе они носят характер систематич. Н.), морфологию, анатомию и физиологию (по методу и вместе с тем по предмету: первые две изучают форму и внутр. строение организмов, физиология — их функции) и т. д.
Между естеств. Н. существуют такие взаимоотношения к-рые отражают развитие целых совокупностей материальных объектов, включающих в себя различные формы движения. Так, астрономия изучает небесные тела и их системы, их происхождение (космогония) и Вселенную как целое (космология).
В результате абстрагирования от природы движущегося предмета и рассмотрения его движения лишь со сторонь: характеристики его перемещения в пространстве под воздействием внешних сил из физики выделяется особая отрасль естествознания — механика. Дальнейшее абстрагирование от качеств, физич. содержания явлений природы и ограничение их количеств, стороной лежит в основе математики. Предметом математики является не к.-л. особая форма движения материи, а абстрактно выделенная (количеств, и пространств.) сторона движения и взаимоотношения тел природы. Не будучи сама частью естествознания, математика тесно связана с ним и по отношению к нему выступает в качестве аппарата — особого приема исследования и обобщения опытного материала.
Связь естествознания с техникой и философией. При всей своей внутр. целостности, вытекающей из единства как самой природы, так и теории, естествознание представляет весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями; оно взаимодействует с др. обществ, явлениями, причем само не относится ни к базису, ни к надстройке. Через технику, через практич. использование познанных законов природы естествознание связано непосредственно с пром-стью с. х-вом, здравоохранением, средствами сообщения и связи и т. д. Через философию, борьбу партий в философии естествознание связано с борьбой классов в области идеологии.
572 НАУКА
Эту двоякую, или двустороннюю связь Н. отмечал Энгельс, говоря, что «... науки приняли в восемнадцатом веке свою научную форму и вследствие этого сомкнулись, с одной стороны, с философией, с другой — с практикой» (М а р к с К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 6Ю8) (под Н. здесь имеется в виду естествознание, а под практикой — прежде всего произ-во, техника). Связь с техникой, с произ-вом является важнейшей для естествознания. Критикуя идеали-стич. взгляд на генезис Н., Энгельс писал, что возникновение и развитие Н. обусловлены произ-вом и что Н. зависит от состояния и потребностей техники. Не только экспериментальная, но итеоретич. стороны естествознания целиком обязаны своим развитием произ-ву, поскольку потребность использования новых сил и веществ природы толкает ученых к более полному и глубокому ее изучению, открытию ее законов и обобщению эмпирич. материала. Естествознание начинает выступать как специфич. производит, сила. В Программе КПСС указывается, что прогресс Н. и техники в условиях социализма становится решающим фактором роста Гфоизводит. сил общества.
При решении задач, выдвинутых запросами совр. техники, произ-ва, естествознание следует собств. относительно самостоят, путями развития, оперируя специфич. способами исследования природы, к-рые определяются внутр. логикой науч. познания.
В отношении общетеоретич. истолкования явлений природы естествознание тесно связано с философией, т. к. никакое научное обобщение невозможно без оперирования научными понятиями и приемами научной логики. Говоря о необходимости для естествознания вступить в теоре-тич. область исследования, Энгельс отмечал, что «...здесь эмпирические методы оказываются бессильными, здесь может оказать помощь только теоретическое мышление» («Диалектика природы», 1955, с. 22), ибо «естествоиспытатели ... без мышления не могут двинуться ни на шаг, для мышления же необходимы логические категории...» (там же, с. 164); последние разрабатываются философией.
Чем более широкий характер имеют теоретич. обобщения, тем теснее они связаны с философией. Отсюда возникает потребность в единстве между философией и естествознанием, в контакте между представителями обеих отраслей знания, в их взаимопомощи. Об этом писал еще Герцен. О союзе между философами-марксистами и естествоиспытателями в совр. историч. условиях говорил Ленин в статье «О значении воинствующего материализма»: «...Союз с представителями современного естествознания, которые склоняются к материализму», чрезвычайно важен: без разрешения этой задачи «...воинствующий материализм не может быть ни в коем случае ни воинствующим, ни материализмом» (Соч., т. 33, с. 206—07). Без поддержки со стороны философов-материалистов «...крупные естествоиспытатели так же часто, как до сих пор, будут беспомощны в своих философских выводах и обобщениях. Ибо естествознание прогрессирует так быстро, переживает период такой глубокой революционной ломки во всех областях, что без философских выводов естествознанию не обойтись ни в коем случае» (там же, с. 208).
Одно из пагубных последствий культа личности состояло в отступлении от этих ленинских заветов, в их грубом нарушении. Примером этого являлась обстановка, к-рую создал в области биологич. наук Сталин, способствуя утверждению односторонних взглядов нек-рых догматиков-биологов. Ненормальное положение в данной области Н., мешавшее правильному развитию Н. и установлению дружеских контактов между самими естественниками, а также между ними и философами, продолжало отчасти сохраняться и после Сталина. Между тем одним из важнейших условий развития естествознания и всей Н. является свобода критики и творч. дискуссий. В Программе КПСС указывается на необходимость свободных товарищеских дискуссий в Н.,> содействующих творч. решению назревших проблем. Только при соблюдении этого условия будет в дальнейшем крепнуть союз естествоиспытателей и философов во всех областях Н. Периодизация истории естествознания. Обусловленность развития естествознания обществ.-историч. практикой ведет к тому, что каждому типу и уровню развития производит, сил, техники отвечает своеобразный период в истории естествознания. Развитие техники закономерно вызывает не только дальнейший рост естествознания, но и переход на качественно более высокую ступень познания природы. Естествознание как систематич. исследование природы возникло во 2-й пол. 15 в.; более ранние периоды его развития можно рассматривать как зачаточные или подготовительные к систематич. опытному изучению природы. В соответствии с этим в истории естествознания можно выделить след. периоды. Первый период (зарождение элементов естествознания) характерен в основном для древности; его можно назвать натурфилософским, или наивно-диалектическим. Он зарогплся в странах Древнего Востока (Китай, Индия, Египет и др.) и получил наиболее полное выражение в Древней Греции, а также в Древнем Риме. В целом техника того времени была еще сравнительно слабо развита, несмотря на отд. выдающиеся технич. достижения древних мастеров. Из всех отг^елг-л естествознания к;.чали складываться в самостоят. 1.. . г.: ь механика и астрономия, к-рые обслуживались мате-к; тпкой; позднее стала вкгсляться химия в первонач. форме алхимии. Анатомия, медицина и др. Н. находились еще в за-
чаточном состоянии. Естествознание не смогло тогда выделиться в самостоят, отрасль знания, и естеств.-науч. воззрения того времени входили в единую филос. науку, т. е. носили натурфилософский характер. В первонач. картине природы было отражено гл. обр. «общее» (связь, движение, взаимодействие, развитие), но отсутствовало изучение частностей, без чего общая картина была неясна, расплывчата. Аналитич. исследование природы зарождалось по мере того, как из единой до тех пор философии начиналось выделение' первых отраслей естествознания. Однако полное отпочкование естеств. Н. от философии могло произойти только тогда, когда у общества появилась технич. потребность, для удовлетворения к-рой нужна была самостоят. Н.
Второй период характерен для средневековья (точнее, до 2-й пол. 15 в.). В изв. степени его можно назвать схоластическим, т. к. в условиях зап.-европ. средневековья Н., подобно схоластике, была смиренной служанкой церкви, утратила черты подлинной науки и выродилась в псевдонауч. придаток теологии и схоластики (астрология, алхимия, магия, каббалистика и т. п.). Прогресс техники на Западе до сер. 15 в. совершался крайне медленно. Техника того времени почти не нуждалась в систематич. изучении природы, поэтому она не оказывала заметного влияния на развитие естеств.-науч. знаний. Но все же и в это время (особенно начиная с 14 в.) шел, хотя крайне медленно, процесс накопления новых фактов, подготовивших переход к след. периоду в истории естествознания. Еще раньше такая подготовка уже происходила в странах Ближнего Востока, где народами Ср. Азии, арабами были сделаны многие важные естеств.-науч. открытия.
Период механического естествознания, начавшийся с момента возникновения Н. о природе как систематической, экспериментальной Н. в эпоху Возрождения, отвечает времени возникновения и формирования капиталистич. отношений в недрах феод, строя в Зап. Европе (со 2-й пол. 15 в. и кончая примерно 2-й пол. 18 в.). Здесь особенно выделяется естествознание начала 17 в., связанное с именами Галилея, Бэкона и др. (формирование механич. естествознания), и естествознание конца 17 в. —начала 18 в., связанное с именем Ньютона (завершение этого процесса). В связи с тем, что господств, методом мышления стала в то время метафизика, этот период в естествознании можно также назвать метафизическим. Однако уже тогда во всех только еще возникавших его отраслях делались открытия, в к-рых обнаруживалась диалектика природы. Естествознание было связано с пром-стью, превращавшейся из ремесленного в мануфактурное произ-во. Энергетич. базой пром-сти служило тогда механич. движение; вставала задача изучить механич. движение, найти его законы. Мореплавание нуждалось в небесной механике; воен. дело выдвигало проблему баллистики. В связи с решением такого рода задач и развивалась механика. За механикой следовали химия и физика и уже потом — биология. Естествознание рассматриваемого периода стало механистическим, поскольку ко всем процессам природы прилагался исключительно масштаб механики. С таких позиций химики и физики разрабатывали в 17 в. атомистич. учение (Бойль, Ньютон и др.), идею сохранения движения (Декарт) и др. Без созданных в конце 17 в. анализа бесконечно малых и аналитич. геометрии, опирающейся на понятие переменной величины, были бы невозможны успехи механики и всего естествознания, ибо, напр., лишь дифференциальное исчисление дало естествознанию возможность изображать не только состояния, но и процессы, не только покой, но и движение. Тем самым уже математика начала подготовлять крушение метафизич. взгляда на природу, опиравшегося на затвердевшие категории и учитывавшего лишь постоянство и неизменность предметов природы.