смогли выдержать беспощадное действие естественного отбора.
Каждый новый организм — это результат Н., проявляющейся в нем как способность воссоздавать в результате развития признаки своих предков. Отсюда и возникла гл. загадка науки о Н.— как идет передача признаков предков к их потомкам, свойств и особенностей родителей к их детям? Ответ на этот вопрос заключен в осн. свойстве самой жизни. Если существ, признаком всех живых существ является постоянный обмен веществ с внешней средой, то с этой т. зр. и Н. в существе своем представляет лишь особую форму ассимиляции. Благодаря этой ассимиляции любой организм способен сохранять, восстанавливать и, главное, воспроизводить свое основное высокоорганизованное белковое строение, для данного организма специфичное и уникальное. Подобное же наследств, воспроизведение имеет место и в развитии многоклеточного организма, когда в клеточных поколениях одной-единственной яйцеклетки миллионы и миллиарды раз копируется осн. наследств, структура клетки-родоначальницы. И эта осн. структура присутствует в любых живых клетках многоклеточного организма, несмотря на то, что клетки различных его тканей могут быть столь непохожи друг на друга. Это и позволило Дарвину дать такое четкое, хотя и недостаточное, определение: «Наследственность нужно рассматривать просто как форму роста, подобную делению низкоорганизованного одноклеточного организма» (Соч., т. 4, М.—Л., 1951, с. 758).
Значение развития органич. материи в ее вечно поступательном движении может быть осознано только на основе понимания всей глубины процесса ассимиляции. Это не только способность организма (клетки) постоянно восстанавливать свою высокоорганизованную белковую структуру, для него строго специфичную, но и способность размножать эту структуру, передавая ее последующим клеточным поколениям и последующим поколениям особей — потомкам. Любое живое существо (клетка) строит само себя и размножается за счет материала, поступающего в него извне, т. е. за счет поступающей в него, им перерабатываемой и, наконец, им ассимилируемой, т.е. «себе уподобляемой», пищи. При этом надо иметь в виду, что ассимиляция ( -(-диссимиляция) — это обмен веществ, а не условий.
У классиков марксизма-ленинизма находит предельно ясное толкование развитие любого процесса и, в частности, биологич. развитие, как направляемое не условиями, в к-рых он протекает, а движимое в основном борьбой собственных, внутренних, свойственных именно этому процессу, противоречий. Энгельс говорил: «...теория развития показывает, как, начиная с простой клетки, каждый шаг вперед до наисложнейшего растения, с одной стороны, и до человека — с другой, совершается через постоянную борьбу наследственности и приспособления» («Диалектика природы», 1955, с. 166).
От самых истоков научного познания явлений Н. предпринимались попытки обосновать представление о материальных носителях Н. Раньше в этом отношении большое значение приписывалось крови, так что даже до наших дней сохранились в рус. речи такие выражения, как «кровное родство», «кровосмешение», «полукровка» и др. Дарвин, создавая свою «временную теорию пангенезиса», в крови же помещал гипотетич. частицы Н.— «геммулы», в к-рых можно видеть предвидение будущих генов — дискретных носителей Н. как целого. Однако со времени открытия клетки (Шванн, 1839) как той единицы, из размножения и дифференцирования к-рой вырастают все одноклеточные и многоклеточные организ-
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ 557
мы, наследственную преемственность стали совершенно правильно связывать с преемственностью клеток, возникающих только от себе подобных клеток. И теперь едва ли кто сомневается, что «...как растения, так и животные, включая человека,— вырастают каждый из одной клетки по закону клеточного деления...» (там же, с. 156).
Последние десятилетия 19 в. принесли важнейшие свидетельства значения клетки в явлениях Н. и развития. Громадный фактич. материал говорил об особой роли ядра. Так, рус. ботаник Чистяков (1874) описал «непрямое» деление клеточного ядра у растений и основные элементы ядра — хромосомы. Вскоре (1878) киевский гистолог Перемежко у нас и Флем-минг за рубежом открыли митоз (особый тип деления неполовых клеток) и хромосомы также и у животных организмов. Благодаря этим фактам было получено важнейшее доказательство единства происхождения растений и животных и сформулировано затем эволюционное обобщение о законе постоянства числа и формы хромосом для каждого вида растений и животных.
Целый ряд открытий был связан с установлением ведущей роли клеточного ядра в явлениях полового размножения. Так, еще в 1875 О. Гертвиг доказал, что сущность оплодотворения состоит в слиянии ядер женской и мужской половых клеток, что было подтверждено и на растениях (Горожанкин, 1880). Ван Бенеден (1883) открыл у животных особое, т. н. редукционное, деление при образовании половых клеток (т. н. мейоз). В результате этого деления число хромосом в половых клетках всегда вдвое меньше, чем в остальных, т. н. соматич., клетках тела. При оплодотворении, т. е. при слиянии женской и мужской половых клеток, соматич. двойное число хромосом опять восстанавливается. Мейоз был установлен и у растений (Беляев и Страсбургер). Укажем еще на открытие С. Г. Навашиным (1898) двойного оплодотворения у высших покрытосеменных растений и получение в эксперименте И. И. Герасимовым первых полиплоидных форм. Перечисленные факты легли в основу т. н. ядерной теории Н., предложенной еще в 1884 О. Гертвигом и Страсбургером. Но факты и обобщения, добытые наукой о клетке, оставались в поле зрения сравнительно небольшого числа биологов.
Крупнейший сдвиг в науке о Н. наступил в начале 20 в. В 1900 трое ученых из разных стран «иереоткры-ли» законы Менделя и нашли работу самого Г. Менделя, напечатанную еще в 1866 и оставшуюся незамеченной современниками. Мендель провел точные опыты по скрещиванию различающихся растений гороха и по анализу их гибридного потомства. Прослеживая наследование отд. пар альтернативных признаков (красный или белый цветок, желтое или зеленое семя, высокий или низкий рост и т. д.), он установил правила единообразия гибридного потомства и доминирования в нем одного из признаков: правило расщепления (3:1) в потомстве гибридов по каждой паре признаков; правило независимого наследования признаков (отношение 9:3:3:1), принадлежащих к разным альтернативным парам. Заслуга Менделя в том, что он теоретически осмыслил и объяснил все полученные им факты с т. зр. дискретности в Н., т. е. зависимости проявления каждого признака от своей собств. пары наследств, факторов (в будущем названных генами), получаемых по одному со стороны материнского и отцовского родительских организмов.
Представление о дискретном строении вещества наследственности было оформлено в теорию гена. Развитие учения о гене шло теми же путями и претерпевало те же превращения, как и учение об атоме.
В начале 20 в. ген был постулирован как гипотетич. единица, изменяемая и познаваемая только в результате мутационного процесса. В дальнейшем гены все более ощутимо материализовались, а в 30-х гг. их места уже довольно точно определялись в гигантских хромосомах двукрылых насекомых. В наст, время, гл. обр. благодаря развитию генетики микроорганизмов, понятие о гене превратилось в реальность. Ген теперь представляется как сложная функциональная единица (цистрон), состоящая из отд. участков, способных давать мутационные изменения (мутоны) и участвовать в рекомбинациях генетич. материала (реконы). Еще в 10-х гг. 20 в. было составлено представление о генах как о единицах, независимо определяющих «мозаичное» развитие и строение организмов. На самом же деле гены, расположенные как отдельности по длине хромосом, действуют в целостном комплексе всех структурных элементов Н.
Уже в 1902 поведение наследств, факторов в скрещиваниях было сопоставлено (Сеттон и, независимо, Бове-ри) с поведением особых и непременных элементов клеточного ядра — хромосом, чем было сделано первое обобщение, положившее основу т. н. хромосомной теории Н. Материальная основа простых менде-левских расщеплений находится в материнских и отцовских хромосомах, к-рые сначала объединяются в гибридах, а затем, согласно правилам простой вероятности, распределяются и сочетаются в потомстве этих гибридов.
Противоречивое развитие генетики повело к ограничению применимости правил Менделя, до этого подтвержденных на множестве растит, и животных (вплоть до самого человека) видов.
Кроме параллелизма в поведении наследств, факторов и хромосом, объясняющего материальную основу менделевских закономерностей, замечателен такой же параллелизм поведения хромосом (в частности, т. н. половых) при наследовании пола и сцепленных с ним признаков. Зримо на тех же гигантских хромосомах полностью подтвердились представления о внутри и межхромосомных перестройках (нехватки, инверсии и транслокации), ранее постулированные генетиками лишь на основе особенностей наследования различных признаков. Поучительно поведение хромосом при конъюгации бактерий, передающих тем большее количество признаков, чем дольше идет конъюгация и чем длиннее участок хромосомы, переданный от одной особи к другой. Примеры подобного параллелизма можно множить бесконечно. Созданная совместным трудом генетиков и цитологов хромосомная теория Н. оказалась плодотворнейшим обобщением. Она по праву дала совр. учению о Н. имя «цитогене-тики». Это крупнейшее теоретическое достижение занимает в биологии такое же место, как молекулярная теория в химии и теория атомных структур в физике.
В продолжении работ по уточнению «местонахождения вещества наследственности» в последние годы принимают участие уже не только биологи, но и физики, и химики. Их объединенная работа, идущая уже на уровне совр. молекулярной биологии, подошла с начала 60-х гг. 20 в. к величайшим открытиям в биологии. Теперь предметом самого пристального внимания оказались не только белковые компоненты хромосом, но и непременные их спутники — нуклеиновые (ядерные) кислоты. Это сложные высокополимерные соединения, в состав к-рых входят азотистые (два пуриновых и два пиримидиновых) основания, сахар и остаток молекулы фосфорной кислоты. Несмотря на то, что нуклеиновые кислоты гораздо проще по своей структуре, чем белки, они, как и белки, представляют собой беспредельно варьирующие полимеры. Одна из них, а именно дезоксирибонуклеиновая
558 НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — НАТОРП
кислота (ДНК), образующая вместе с белками самый состав хромосом, теперь заслуженно признается осн. структурой, ответственной за явления Н. и ассимиляции. ДНК программирует синтез специфических белков в клетке. Кроме того, весь код наследств, информации сосредоточен в ДНК, вместе с ней размножается и вместе с ней передается в хромосомах следующим поколениям клеток, а через половые клетки к следующим поколениям организмов — особей. Итак, Н. и биосинтез специфических для каждого организма белков, т. е. важнейшие проявления жизни, идут в клетке при непременном участии нуклеиновых кислот в этих синтетических, ассимиляционных процессах. Однако само явление размножения (репродукции) хромосом осуществляется, в частности, в цитоплазматическом синтезе предшественников ДНК. Их же укладывание в единую длинную полимерную цепь — генетич. основу строения хромосомы — не может происходить без действия специальных белковых ферментов (полимераза). Исследования последних лет показали, что нуклеиновые кислоты оказались действительно молекулярной основой организации всех форм жизни, и клеточных и неклеточных — от человека, животных, растений, любых микроорганизмов и до вирусов. Попарнорасположен-ные основания образуют двойную спиральную нить ДНК. В каждой из нитей четыре основания располагаются линейно и пх последовательные тройки создают неисчерпаемые возможности комбинаций, составляя т. н. триплетный код. Оказалось, что эта линейность представляется единственным расположением, при к-ром возможно дальнейшее размножение нитей ДНК, нх ауторедупликация. Полностью подтвердилось то, что было постулировано генетиками еще пятьдесят лет назад (а предсказано значительно раньше) и формулировалось как «линейное расположение генов в хромосоме». Установленное на множестве растительных и животных видов, относящихся к клеточным формам, это явление линейного расположения оказалось универсальным для всех, и в т. ч. для неклеточных, форм жизни.
Добавим только, что все события, связанные с передачей Н., совершаются в клетке и ядерные элементы— хромосомы непосредственно соприкасаются и взаимодействуют с цитоплазмой. Известны и случаи т. н. «цитоплазматической» и «пластидной» Н., хотя число подобных примеров несопоставимо мало по сравнению с Н. «хромосомной».
Блестящее развитие молекулярной генетики наших дней является подтверждением и прямым продолжением генерального направления ей предшествовавшей науки о Н., в основу к-рой была положена хромосомная теория Н. Полностью оказались подтвержденными представления Н. К. Кольцова (1928) о том, что хромосомы не делятся, а ассимилируют возле себя свое подобие, после чего новая и старая хромосомы расходятся. Верным оказалось и его учение о генных мутациях как об ошибках в ассимиляции «наследственной молекулы». Оправдались и слова Э. Вильсона, сказанные еще в 1896: «наследственность это передача последовательным поколениям сходных форм обмена веществ».
Лит.: Морган Т. Г., Структурные основы Н., пер. [с англ.], М.—П., [1924]; Кольцов Н. К., Организация клетки, М.—Л., 1936; Вильсон Э., Клетка и ее роль в развитии и Н., пер. с англ., т. 1—2, М.—Л., 1936—40; Вагнер Р., Митчелл Г., Генетика и обмен веществ, пер. с англ., М., 1958; Робертис Е. д е, Новинский В., С а э о Ф., Общая цитология, пер. с англ., М., 1962; Дубинин Н. П., Молекулярная генетика и действие излучений на Н., М., 1963; Э ф-роимсон В. П., Введение в медицинскую генетику, М., 1964; Жакоб Ф. иВольман Э., Пол и генетика бактерий, пер. с англ., М., 1962; Лобашев М. Е., Генетика, Л., 1963; Сэджер Р. и Райн Ф., Цитологич. и химич. основы Н., пер. с англ., М.. 1964.
В. Сахаров. Москва.
НАСТИКА(санскр. — отрицающий) — термин инд. философии. Согласно классич. традиции, он употребляется для обозначения учений, отвергающих верховный авторитет Вед. К Н. относились филос. школы буддизма, джайнизма и локаяты, противопоставляемые шести ортодоксальным школам (веданта, миманса, санкхья, йога, нъяя, вайшешика). Такое толкование термина Н. дается в «Законах Ману» (II, 11; III, 150; VIII, 22), а при разграничении ортодоксальных и неортодоксальных учений — в «Сар-вадаршана-санграху» Мадхавы. Однако в ряде др. инд. текстов с учением Н. связывается отрицание не только авторитета Вед, но и существования бога (Майтри упанишада, III, 5), потусторонних миров (Мокшадхарма, 323, 10), бессмертной души (Мокшад-харма 218, 28). В подобных случаях слово «Н.» употребляется в качестве синонима материализма и атеизма. Встречающееся в др.-инд. филос. лит-ре отнесение признанных впоследствии ортодоксальными филос. учений (напр., санкхьи) к Н. нередко обусловлено наличием в них атеистич. и материалистич. идей.
В. Костюченко. Москва.
НАСЫРОВ(Насыри), Каюм (14 февр. 1825 — 20 авг. 1902) — татарский ученый-просветитель, педагог и писатель; по своим филос. взглядам материалист. Обществ, -педагогич. взгляды Н. развивались под влиянием рус. революц. демократов и педагогич. идей Ушинского и Л. Н. Толстого.
С о ч.: Сайланма эсэрлэр, [Каз.], 1953; Тэрбия китабы, Каз., 1891.
Лит.: Гайнуллин М., Каюм Насыри (Его науч. лит. и просвет, деятельность), Каз., 1945; Каюм Насыри. 1825 —1902 (Материалы науч. сессии, посвященной 120-летию со дня рождения), Каз., 1948; Фасеев К. Ф., Из истории татарской передовой обществ, мысли (Вторая половина XIX в.— начало XX в.), Каз., 1955.
М. Гайнуллин. Казань. НАТИВИЗМ(от лат. nativus— врожденный). Этим термином Гельмгольц обозначил учение о прирож-денности пространств видения. Согласно Н., система психофизиологич. актов, дающих осн. пространств, параметры образа, готова с момента рождения, а не приобретается посредством опыта. Концепция Н. восходит к И. Мюллеру, к-рый под влиянием априористской схемы Канта утверждал, что сетчатая оболочка глаза непосредственно ощущает себя пространственно. Геринг, Штумпф и др. последующие представители Н. наделяли сенсорные аппараты при-рожд. чувством различных пространств, измерений, к-рое дано изначально и лишь совершенствуется под воздействием опыта, упражнения. Н. противостоял генетизм (или эмпиризм) — концепция пространств, образа как продукта развития, опыта. Спенсер пытался примирить оба направления с позиций эволюц. теории: то, что является прирожденным для индивида, сформировано опытом в процессе филогенеза. Спор Н. и генетизма к концу 19 в. потерял актуальность. Среди сторонников и противников Н. были как идеалисты, так и материалисты. Иногда термином Н. обозначают любое представление о прирожденности к.-л. психич. качеств.
Лит.: Гельмгольц Г., Факты в восприятии [пер. с нем.], СПБ, [1880]; Сеченов И. М., Герман ф.-Гельмгольц как физиолог, Избр. произв., т. 1, [м.],1952; Ярошевский М. Г., Проблема детерминизма в психофизиологии XIX в., Душанбе, 1961; Helm-holtz H., Uber das Sehen des Menschen, Lpz., 1855; Stumpf K., tlber den psychologischen Ursprung der Raumvorstellung, Lpz., 1873; Boring E., Sensation and perception in the history of experimental psychology, N. Y.—L., [1942]; его те, A history ol experimental psychology, 2 ed., N. Y.,[1950]. M. Ярошевский. Душанбе.
НАТОРП(Natorp), Пауль (24 янв. 1854—17 авг. 1924) — нем. философ-неокантианец, последователь Г. Когена. ,С 1885—проф. философии Марбургского ун-та. Марбургское неокантианство было попыткой интерпретировать с кантовских позиций идею развития, глубоко проникшую в науку 19—20 вв. Если
НАТОРП— НАТУРАЛИЗМ 559
неогегельянство и философия жизни представили развитие как иррациональную диалектику, то марбурж-цы противопоставили диалектике эволюционистскую теорию развития, в к-рой общефилос. методом выступило «исчисление бесконечно-малых». В свете этого принципа получали видимость рационалистич., положительно-научной конструкции кантовские теле-ологизм (в т. н. оппсат. естествознании) и идея долженствования (в т. н. «науках о духе»). Эта концепция получила название «критического идеализма». Н. проводил защиту и обоснование «критич. идеализма» марбургской школы по двум линиям. Во-первых, он интерпретировал филос. системы прошлого как «предысторию» критицизма. В книге «Учение об идеях Платона. Введение в идеализм» («Plato's Ideenlehre. Eine Einfuhrung in den Idealismus», 1903) H. представил платоновскую философию в неисторич. виде, в духе канонич. понятий марбургской школы. Во-вторых, Н. перетолковывал в духе указ. концепции совр. естествознание. Этой задаче посвящена его центральная работа «Логич. основоположения точных наук» («Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaf-ten», 1910).
В таком же методологич. плане Н. строил логич. систему т. н. социальной педагогики — область его специальных интересов. Обществоведческие взгляды Н. представляют вариант т.н. филос. антропологии: «... человек действительно микрокосм, мир в миниатюре, как бы сконцентрированный в одном пункте» («Культура народа и культура личности», СПБ, 1912, с. 118—19). Поэтому весь строй наук — от естествознания до «наук о духе» (социальных наук и истории) — имеет предметом человека в разных аспектах. Конкретность человека — в его активности, деятельности, к-рая рассматривается Н. как «работа» (труд). Однако ее определение он ищет не в ее объективной структуре, но в целеполагающем характере человеч. деятельности, что он и истолковывает в понятии долженствования. Т. о., человеч. активность оборачивается активностью мышления. Если наука есть теоре-тич. мышление, т. е.воспроизведение в эмпирич. материале логики чистого мышления, то человеч. деятельность есть практич. мышление, иными словами бесконечный процесс воплощения в практике человеч. общежития некой «регулятивной» идеи, практически недостижимой (см. «Социальная педагогика», СПБ, 1911, с. 51; см. также с. 45). Прогресс в освоении людьми этой задачи, проходящий 3 этапа—влечение, волю и разум, есть путь к «свободе». Три указанные характеристики имманентны человеч. природе. В соответствии с этой индивидуалистич. исходной позицией Н. строит теорию общества, где осн. социальные связи оказываются проекцией конститутивных качеств человека на взаимоотношения в организованном обществ, единстве: влечению соответствует хоз. деятельность, воле— социальные учреждения, разуму же — система образования. Соответственно, система «социальной педагогики» оказывается социальной программой Н., к-рая приводит его к законченной политич. программе бурж., этич. социализма. Умеренная критика капита-листич. общества разрешается проповедью воспитания «разумности» всех членов общества. Результатом этого воспитания должно явиться «единение» всех разумных сограждан в процессе достижения идеальной цели, к-рая в качестве идеи практич. разума оказывается в конечном счете даже не знанием, а верой.
Рассматривая философию марбургской школы как «метод», Н. последовательно применил ее для «конструирования» точных наук, «наук о духе» и системы обществ, отношений. Но здесь-то и обнаружилось, что дело фактически идет о законченной филос. системе, сочетающей абс. идеализм Платона с критицизмом Канта.
Соч.: Descartes' Erkenntnisstheorie. Eine Studie zur Vorgeschichte des Kriticismus, Marburg, 1882; Galilei als Philosoph, «Philos. Monatsh.», 1882, Bd 18; Quantitat und Qualitat in Begriff, Urteil und gegenstandlicher Erkenn-tniss, там же, 1890, Bd 27, H. 1, 2; Zu den logischen Grundlagen der neueren Matliematik, «Arch. System Philos.», 1901, 2 Abt., Bd 7; Zur Frage der logischen Methode, «Kantstudien», 1901, Bd 6; Philosophische Propadeutik, Marburg, 1903; Logik, Marburg, 1904; Philosophie und Padagogik, Marburg, 1923; в рус. пер.— Кант и Марбургская школа, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 5 (Теория познания II), СПБ, 1913.
Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки по истории новей шей и совр. бурж. философии, Тб., 1960; Bellersen H., Sozialpadagogik P. N., (s. 1.), 1928; Grafe I., Das Problem des menschlichen Scins in der Philosophie P. N., Wurzburg. 1933,. M. Туровский. Москва.
НАТУРАЛИЗМв и с к у с с т в е (от лат. natura-lis — естественный) — метод художеств, творчества, характеризующийся стремлением к внешнему правдоподобию деталей, протокольному описанию и изображению единичных явлений, отказом от обобщения и типизации, подменой обществ, закономерностей закономерностями биология, и природной жизни. Окончательно сформировался как самостоят, художеств, направление во 2-й пол. 19 в ., гл. обр. в Европе: братья Гонкур, Э. Золя (Франция), А. Хольц (Германия), П. Боборыкин, М. Ар-цыбашев (Россия) и др.
Решающее влияние на формирование теории Н. оказали философия и эстетика позитивизма, получившие развитие в соч. Спенсера, Т. А. Рибо, Э. Ренана, Э. Литтре, И. Тана, Быстрое развитие естественнонаучных знаний привело к попыткам распространить биологич. закономерности на сферу иск-ва. Опираясь на механистич. детерминизм, Тэн создал концепцию, согласно к-рой «доминирующее свойство» индивида, нации, эпохи определяется тремя условиями: «расой, средой, моментом», причем своеобразие «расы» в конечном счете тоже сводится к воздействию на человека как на биологич. особь среды, климата, питания, характера местности и т. п. (см. «Введение» к кн.: «Histoire de la litterature anglaise», 1863, p. XXII — XXIV). Соединение абстрактно-идеалистич. принципов философии Тэна с принципами «социального дарвинизма» составило идеологич. базу Н. в иск-ве и лит-ре, приверженцы к-рого рассматривали человека как пассивный результат неотвратимого воздействия внешних сил — наследственности и материальной среды.
Против теории Н. боролись уже рус. революц. демократы — Герцен, Салтыков-Щедрин, разоблачая характерные для Н. черты мещанства и вульгарную низменность идеалов (см. А. И. Герцен «Концы и начала», М. Е. Салтыков-Щедрин «За рубежом» и др.). Основоположники марксизма неоднократно обращались к критике Н. Энгельс в письмах к М. Каутской и М. Гаркнесс четко разграничил реализм и Н., указав на принципиальное превосходство классич. реалистов вроде Бальзака перед всеми «Золя прошлого, настоящего и будущего».
Произведения «последовательного натурализма» в соответствии с требованиями теории лишали человека свободы воли, видели в нем лишь пассивную игрушку «рока» — закона наследственности и внешней среды. Таковы ранние романы Э. Золя («Тереза Ра-кен», 1867, «Мадлена Фера», 1868), пьесы нем. драматургов А. Хольца и И. Шлафа («Семья Зелике», 1890) и др. Художников мучило противоречие между трагич. сознанием того, что гибель личности, ее нивелировка в наступающем «железном будущем» капитализма неизбежна, и сознанием прогрессивности самого историч. процесса, неразрывно связанного с успехами науки и техники. Крупнейший франц. писатель натурализма Э. Золя, теоретически обосновавший Н. (см. его «Натурализм в театре», 1881), стоял на таких пессимистич. позициях лишь до конца 70-х гг. («Западня», 1877). В более поздних произведениях он выр-
560 НАТУРАЛИЗМ — НАТУРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ
вался из оков теории «рокового детерминизма» и в своих романах показал неизбежность массового нар. протеста против капиталистич. рабства («Жерминаль», 1885, «Разгром», 1892). Использование массовых нар. движений в качестве основы сюжета для последователей Н. было выходом за пределы ложных социально-дарвинистских и физиологич.-фаталистич. доктрин, ограничивавших возможности иск-ва. Писатели-натуралисты 19 в. утратили нек-рые завоевания своих предшественников-реалистов, — у них прежде всего ослабла социальная обобщенность типнч. образов, хотя они обогатили лит-ру множеством тем, ввели в нее новые социальные слои.
Начиная с 20 в. принципы Н. стали использовать различные антиреалистич. направления бурж. иск-ва и лит-ры. Выродившись в иск-во мещански и самодовольно скользящее по явлениям действительности, Н. становится одним из злейших врагов революц. иск-ва. В бурж. иск-ве 20 в. Н. представляет собой эстетич. форму приятия капиталистич. действительности, ее апологию. В этих направлениях Н. все время смыкается с формализмом, зачастую выступая как средство придать субъективизму последнего нарочитую правдоподобность. Это приводит нередко к отталкивающе-безобразным произведениям (напр., роман Селина «Путешествие на край ночи»). Переплетение формалистпч. и натуралнетич. тенденций в совр. реакц. бурж. иск-ве обусловило отсутствие в наше время законченной теории Н. Однако ее элементы содержатся в эстетике Т. Манро, амер. позитивистов; особенно наглядно Н. проявляется в сюрреализме с его принципом подчеркивания «достоверности» «подсознательного» (А. Бретон, М. Надо). Широко использовалась натуралистич. достоверность в целях социальной демагогии в «художественной» практике фашистских государств.
Марксистская эстетика в конце 19—нач. 20 вв. продолжает начатую Марксом и Энгельсом борьбу против Н. На Готском нартейтаге 1896 специально обсуждался вопрос об отношении к натуралистич. направлению в лнт-ре. В. Либкнехт видел в нем «продукт декаданса и загнивания капиталистического общества», «культ неприкрытого животного, звериных инстинктов в человеке», «ничего революционного, а по большей части, мелкобуржуазно-реакционное» («Protokoll iiber die Verhandliingen des Parteitages der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands», В., 1896, S. 102—03). В работах Плеханова, Лафарга, Ме-ринга и, особенно, К. Либкнехта, Луначарского дана всесторонняя критика Н. Ленин резко выступал против натуралистич. тенденций в иск-ве, указывая, что «искусство не требует признания его произведений за д е й с т в и т е л ь н о с т ь» (см. «Конспект книги Л. Фейербаха „Лекции о сущности религии"», в кн.: Соч., т. 38, с. 62; см. также письмо к И. Арманд от 5 июня 1914, в кн.: Соч., т. 35, с. 107). Большую роль в борьбе против Н. в сов. лит-ре и иск-ве сыграл А. М. Горький.
В социалистич. действительности нет условий для возникновения Н. как направления. В сов. иск-ве в условиях культа личности, а также вследствие отсталости эстетич. сознания нек-рых слоев народа наряду с идеализацией и приукрашиванием жизни существовали и натуралистич. тенденции. В связи с преодолением культа личности создана благоприятная почва для их полной ликвидации на основе воспитания высоких эстетич. вкусов масс, на путях развития метода социалистического реализма в борьбе против влияния бурж. идеологии в иск-ве.
Лит.: Плеханов Г. В., Иск-во и лит., Соч., т. 14, М., [1924]; М е р и н г Ф., Литературно-критич. статьи, т. 1 — 2, М.—Л., 1934; Л а ф а р г П., Литературно-критич. статьи, М., 1936; Луначарский А. В., Статьи об иск-ве, М.—Л., 1941; Гоффеншефер В., П.
Лафарг и критика Н., «Вопр. лит.», 1957, N° 5; М и х ли н Е. И., Лит. теории раннего франц. Н., Уч. зап. ЛГУ, 1940, Л» 64, вып. 8, Л., 1941; История франц. литературы, т. 3, М., 1959; Моты лева Т., Иностр. лит. и современность. Статьи, М., 1961; Пузиков А. И., Э. Золя, М., 1961. Г. Недошивин. Москва. Е. Эткинд. Ленинград. НАТУРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ (исчисление естественного вывода) — общее название логич. исчислений [введенных и впервые описанных нем. логиком и математиком Г. Генценом (1934) и польским логиком С. Яськовским (1934) с целью формализации процесса логич. вывода], более близких к обычным содержательным методам рассуждений, чем различные аксиоматич. формулировки логики высказываний и предикатов исчисления. В соответствии с общепринятыми способами рассуждений, в Н. и. допускается не только вывод истинных предложений из и с т п н н ы х посылок, но н вывод следствий из гипотез. В то время как теоремы аксиоматич. систем логики высказываний и предикатов являются результатом последовательного применения правил вывода к нек-рым исходным истинным формулам (аксиомам), в Н. и. никакие формулы заранее не предполагаются истинными — в Н. и. нет аксиом, а есть лишь правила вывода. Иначе говоря, осн. объектом рассмотрения в Н. и. является отношение выводимости одних предложений (формул) из других. Предложение Н. п., выведенное (по правилам вывода) из к.-л. совокупности формул (посылок, гипотез), будет (как и в обычных исчислениях высказываний и предикатов) теоремой лишь в том случае, если все посылки сами являются теоремами, или же— и этот случай наиболее интересен — когда формула выведена нз пустой совокупности посылок, т. е. для установления ее истинности не требуется принятия к.-л. исходных предпосылок. Такие доказуемые в Н. и. формулы естественно считать выражением «логических истин», или законов логики (см. Логическая истинность). Поскольку, однако, ни один из таких законов логики в Н. и. заранее не постулируется, в числе средств Н. и. должно быть правило, позволяющее перейти от вывода (из гипотез) к доказательству, т. е. выводу из пустой совокупности посылок (напр., путем последовательного уменьшения числа посылок). Таким средством получения теорем в Н. и. оказывается т. н. правило введения импликации, согласно к-рому, если предложение (формула) В может быть выведено из предложения (формулы) А по правилам вывода Н. и., то импликация AZDB считается доказанной. Правила вывода Н. и. подразделяются на правила введения и удаления (или исключения) логич. символов: конъюнкции (&), дизъюнкции (V)i импликации (ID) п отрицания (]). При записи каждого правила вывода над горизонтальной чертой пишутся одна пли более посылок (гипотез), каждая из к-рых является либо формулой Н. и. (формулы Н. п. определяются как в обычных исчислениях высказываний и предикатов), либо констатацией факта следования (т. е. выводимости по правилам вывода Н. и.) к.-л. формулы В из формулы А, что обозначается через А1—В [соответственно i- В, где левее знака 1- стоит «пустое множество» формул, означает, согласно сказанному выше, что В доказано в Н. и.; по определению также АьА (иногда эта «тривиальная» выводимость принимается в качестве единств, аксиомы Н. и.)]. Под чертой пишется заключение, полученное из этих гипотез.