Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАР- 6 страница



В совр. II. получили развитие новые способы и ме­тоды исследования, среди к-рых следует выделить:


НАУКА565


Метод аналогии, под к-рой подразумевается раскры­тие внутр. единства различных явлений, единства в их сущностях, общности в их законах. Этот метод широко применяется в кибернетике, при моделирова­нии и т. п.

Метод формализации, основанный на обобщении формы различных по своему содержанию процессов, на абстрагировании их формы от содержания с целью выработки общих приемов оперирования с ней. Этим методом широко пользуются математическая логи­ка, кибернетика и некоторые другие отрасли Н. и техники.

Метод математизации, к-рый является конкретизацией предыдущего метода, распространен­ного на изучение и обобщение количеств, стороны, об­щих связей и структуры изучаемых предметов и про­цессов; сюда же относятся, в частности, методы стати­стики и теории вероятности, а также связанные с применением счетно-вычислит. машин.

Метод моделирования, также неразрывно связанный с предыдущими, при к-ром моделируется именно сущность явлений действительности путем искусст­венного перевоплощения ее в образ веществ, пли абстрактной модели (вещи). Поскольку модель дает возможность проводить над ней мысленный или физич. эксперимент, в совр. Н. возникают новые, весьма сложные проблемы познават. характера, касающиеся взаимоотношения между методами моделирования и эксперимента.

Частные методы, или методы частных наук, связаны со специфич. характером отд. форм движения материи. Одни из этих методов имеют зна­чение только в пределах отд. отраслей Н., будучи связаны только с изучением их собств. объекта, дру­гие — за пределами данной отрасли Н., к к-рой они непосредственно относятся и в связи с к-рой возникли. К числу последних относятся методы физики, исполь­зуемые при изучении явлений, связанных с кристал-лич. формой вещества (кристаллофизика), астроно-мич. явлений (астрофизика), геологич. (геофизика), химич. (химич. физика и физич. химия), биологич. (биофизика) и мн. др. явлений. Таковы же методы хи­мии, применяемые при изучении химич. состава ве­ществ с различной кристаллич. структурой (кристал­лохимия), геологич. (геохимия) и биологич. явлений (биохимия и биогеохимия) и т. д.

Иногда применяется целый комплекс взаимосвя­занных частных методов при изучении одного и того же объекта (напр., методы физики, химии и кибер­нетики как нечто единое в молекулярной биологии). При этом, как правило, здесь методы Н., изучающих более простые формы движения, распространяются на исследование более сложных объектов, составляю­щих предмет др. Н. Объясняется это тем, что более сложные формы движения материи содержат в себе в качестве «побочных», превзойденных в ходе разви­тия действительности, более простые формы, посколь­ку первые исторически возникли и развивались из вторых. Поэтому изучение более простых форм дви­жения позволяет раскрыть не только структуру, но и генезис этих более сложных форм, а тем самым их сущность, следовательно, познать их полнее и глубже.

Нередко под методом II. понимается общая совокуп­ность всех ее методов, приемов и способов исследо­вания (общих, особенных и частных).

В составе II. необходимо различать: накопленный в ходе ее развития фактич. материал — результаты наблюдений и экспериментов; результаты обобщения фактич. материала, выраженные в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом; общетеоретические,


филос. истолкования открытых Н. принципов, зако­нов, мировоззренческой и методологич. стороны науч­ного познания. Все эти стороны и грани Н. сущест­вуют в тесной связи между собой.

Необходимым условием научного исследования яв­ляется установление факта или фактов. Констатацией факта фиксируется определенная сторона или явление изучаемого объекта. Научный факт представляет со­бой результат достоверного наблюдения, экспери­мента и т. д. Научный факт выступает в виде пря­мого наблюдения объекта, показания прибора, фото­графии, протоколов опытов, таблиц, схем, записей, архивных документов, проверенных свидетельств оче­видца и т. д.

Сила Н. заключается в ее опоре на факты. Но сами по себе факты не составляют еще Н., так же как строи­тельный материал еще не есть здание. Факты вклю­чаются в ткань Н. лишь тогда, когда они подверга­ются отбору, классификации, обобщению и объясне­нию. Задача научного познания заключается в том, чтобы вскрыть причину возникновения данного фак­та, выяснить существенное его значение и установить закономерную связь между фактами.

Для прогресса научного познания особо важно установление новых фактов. Их осмысление ведет к построению теории, представляющей собой важней­шую составную часть любой Н. Развитие Н. связано с открытием новых законов действительности. Власть человека над окружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его законов. К законам Н. тесно примыкают принципы, представляющие собой обоб­щенные опытные факты, напр. принцип наименьшего действия, принцип постоянства скорости света.

Любая сколь угодно развитая теория представляет собой неполное, огрубленное воспроизведение объ­екта. Научное познание движется в вечном проти­воречии между неисчерпаемым богатством свойств и отношений объекта и стремлением субъекта как можно полнее воспроизвести их в системе научного знания. Поскольку любая научная теория носит ог­раниченный характер, постольку в каждый данный пе­риод существует необходимость в предположит, зна­нии, в гипотезах. Проверенные и подтвержденные опытом гипотезы превращаются в теории.

Существенным компонентом научного познания является филос. истолкование данных Н., составляю­щее ее мировоззренческую и методологич. основу. Ученый подходит к изучаемым фактам, к их обобще­нию всегда с определенных филос. позиций. Уже сам отбор фактов, особенно в обществ. Н.,— это вопрос глубоко методологический, верное решение к-рого требует большой теоретич. подготовки и филос. куль­туры. Развитие Н. требует не только теоретич. осмыс­ления фактов, но и анализа самого процесса их полу­чения, осмысления общих путей поисков нового. Изучение этих проблем носит филос. характер.

Социальная сущность науки. Н.— это сложное обществ, явление, к-рое заключает в себе много гра­ней и связано с множеством др. явлений обществ, жизни. Возникновение Н. и ее развитие есть неотъем­лемая часть всемирной истории человечества. Если вне общества Н. не может ни возникнуть, ни разви­ваться, то и общество на высокой ступени его разви­тия немыслимо без Н. Историч. смысл возникнове­ния и развития Н. заключается в удовлетворении потребностей общественной жизни. На выбор пред­мета научного исследования, на направление и темпы развития Н., на характер использования ее дости­жений оказывают влияние многие общественные фак­торы: нужды материального производства, социально-политич. практика, экономич. строй общества, ха­рактер господствующего мировоззрения, различные формы обществ, сознания, уровень развития произ-


566 НАУКА


водства, техники, духовной культуры, просвещения, а также внутренняя логика самого научного позна­ния. Среди всех этих факторов потребности матери­ального производства и революционной классовой борьбы являются решающим: они выдвигают перед Н. определ. познавательные задачи; производство вы­ступает основным потребителем результатов науч. по­знания природы и поставщиком технич. средств позна­ния —приборов, инструментов, без применения к-рых практически невозможно вести исследование, напр. микромира и мн. др. областей действительности. Успех в научном творчестве зависит не только от одаренно­сти, остроумия и фантазии ученого, но и от наличия необходимой аппаратуры. Именно развитие техники обеспечило Н. мощными средствами эксперименталь­ного и логич. исследования вплоть до синхрофазотро­нов, космич. кораблей и логич. машин. Обществ, практика является сферой приложения знаний и в этом смысле она — цель познания. Практика служит критерием истинности результатов научного позна­ния. По существу в любой области Н. практич. на­правленность является главным и определяющим сти­мулом научного исследования. Вся история научного познания говорит о том, что вслед за практич. приме­нением какого-либо открытия начинается бурное раз­витие соответствующей области научного познания: развитие техники революционизирует Н.

В научных исследованиях существуют как бы раз­ные этажи: одни из них отвечают ближайшим и непо-средств. нуждам практики (это решение текущих, т а к т и ч. задач сегодняшнего дня), другие рас­считаны на более или менее отдаленную перспективу. Это как бы верхние этажи научного исследования. Они нацелены на решение стратегических задач, на раскрытие больших и широких возможно­стей практики будущего и на внесение коренных изме­нений в существующую практику. Ярким примером такой научной стратегии является научное предвиде­ние Марксом коммунистич. строя будущего общества.

Узкий практицизм вреден для Н., особенно для тео-ретич. ее разделов: он ограничивает научную мысль узкой колеей движения, сковывая ее теми гранями изучаемого объекта, к-рые важны лишь для исто­рически преходящих форм практики и тем самым обед­няет содержание теории. Наоборот, когда научная мысль не скована этими рамками, она способна рас­крыть в объекте такие свойства и отношения, кото­рые в перспективе дают возможность более разносто­ронне использовать его практически. Отрыв же тео­рии от практики, от жизни делает теорию беспред­метной и в конечном счете лишает ее социальной и научной значимости, приводя ее в дебри схола­стики.

Возникнув и развиваясь под влиянием материаль­ных потребностей общества, научное творчество имеет вместе с тем относительно самостоятельный характер, внутреннюю логику своего движения.

В истории Н. зачастую было так, что выдвижение плодотворных идей в одной области знания являлось толчком для творч. развития др. областей Н. Теоре-тич. движение мышления в конечном счете выступает как цель практич. деятельности, воплощаясь и мате­риализуясь в производстве. Н. не только следует за практикой, но и опережает практику. Множество открытий сделано вне зависимости от непосредствен­ных запросов практики и лишь впоследствии они явились источником новой практики: открытие лучей Рентгена и др.

В развитии Н. немалую роль играют материальные стимулы, воздействующие на ее творцов, но большую роль играют и моральные стимулы, идеальные по­будительные силы: облегчить труд людей, просветить их, перестроить общественные отношения в интересах


народа, насладиться процессом творчества и т. д. Соз­нание ответственности перед обществом и желание служить во имя интересов человечества являлись стимулом творчества многих великих ученых. Иде­альные побудительные силы — явление не исходное, а производное: они имеют объективную основу и вы­ражают реальные потребности общества. Каждый ученый — сын своей эпохи, потребности к-рой в ко­нечном счете предопределяют характер его дея­тельности. Человечество ставит перед собой «...всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказы­вается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются на­лицо, пли, по крайней мере, находятся в процессе становления» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7).

Потребности материального производства влияют на развитие Н. через призму экономич. строя данного общества. При этом зависимость развития Н. от об­ществ, отношений в ходе истории все больше возраста­ет. Н. становится все больше под контроль общества и государства.

В условиях феодализма, когда господствующей иде­ологией была религия и познание мира рассматрива­лось как нечто греховное, запретное, Н. не могла развиваться нормально. Капитализм в период своего становления создал благоприятную атмосферу для развития Н. Он требовал замены религиозной схолас­тики рациональными методами мышления и опытного познания. Буржуазия не могла на такой фантастиче­ской «базе», как религиозная вера, строить промыш­ленность. «Буржуазии для развития ее промышленно­сти нужна была наука, которая исследовала бы свой­ства физических тел и формы проявления сил природы. До того же времени наука была смиренной служанкой церкви и ей не позволено было выходить за рамки, установленные верой; по этой причине она была чем угодно, только не наукой. Теперь наука восстала про­тив церкви; буржуазия нуждалась в науке п приняла участие в этом восстании» (Энгельс Ф., там же, т. 22, с. 307).

Развитие материального производства в свою оче­редь создавало средства для теоретич. осмысления действительности. «...Вместе с капиталистическим производством научный фактор впервые созна­тельно развивается, применяется и создается в таких масштабах, о которых предшествующие эпохи не имели никакого понятия» («Из рукописного наслед­ства К. Маркса», см. журнал «Коммунист», 1958, № 7, с. 23). Капитализм обусловил применение Н.не толь­ко в промышленности, но и в сельском хозяйстве. Земледелие было впервые поставлено на прочные научные основания, что явилось мощным стимулом развития почвоведения и всего комплекса биоло­гических Н.

Дальнейшее развитие Н. обусловливается неуклон­но возрастающими потребностями промышленного и сельскохозяйственного производства и расшире­нием мирового рынка, отражая в себе все противо­речия буржуазного общества, в том числе и про­тиворечия, связанные со все возрастающим разделе­нием труда.

Капиталистич. производство включает в свою сфе­ру и продукты духовного творчества. Это выра­жается прежде всего в том, что достижения Н. выст}'-пают как товар, к-рый в системе бурж. отноше­нии нередко играет роль, противоречащую назна­чению научного познания и целям, которые ста­вят перед собой сами ученые. Конкретно-историч. условия бурж. общества влияют на общую направлен­ность сознания ученого. Это понимают и мн. передо­вые ученые капиталистич. стран.


НАУКА



 


Растущие потребности производства, обострение конкуренции требуют постоянного улучшения тех­ники и тем самым финансирования научных исследо­ваний. Но развитие Н. приводит неизбежно к ма-териалистич. мировоззрению, а тем самым к столк­новению Н. с господствующим в бурж. мире реакц. мировоззрением. Отсюда тенденции в бурж. фило­софии к позитивизжу, к игнорированию широких мировоззренч. и методологич. проблем совр. науч. знания. Все это мешает развитию Н.

Вместе с тем несомненно, что достижения Н., прежде всего естествознания, в бурж. мире огромны. В ином положении находятся обществ. Н. Господст­вующие классы не позволяют слишком пристально всматриваться в механизм действия своего собствен­ного общества. Ленин подчеркивал, что «...„беспри­страстной" социальной науки не может быть в общест­ве, построенном на классовой борьбе» (Соч., т. 19, с. 3). В таком обществе сокрытие от народа истины о ведущей тенденции историч. развития может вхо­дить в число средств, необходимых для сохранения этого строя. Идеологич. позиции бурж. представите­лей обществ. Н. не дают им возможности правильно решать кардинальные проблемы, выдвигаемые обществ, развитием. И хотя в бурж. обществ. Н. имеет место накопление фактов, появление новых областей ис­следования, решение частных проблем, но там не появилось ни одной принципиально новой, научно обоснованной теории обществ, развития.

Н. занимает совсем иное положение при социализме, где ей созданы исключительно благоприятные условия для плодотворного развития. В условиях социализма Н. обладает огромным преимуществом по сравнению с ее положением при капитализме прежде всего в том отношении, что ее развитие планируется в общегосу­дарственном масштабе, что она пользуется любовью и уважением у всего народа. Социализм открыл широкие возможности для вовлечения народных масс в систему среднего и высшего образования и тем са­мым приобщил народ к Н. В странах социализма Н. служит народу, а народ имеет невиданный никогда и нигде широчайший доступ в Н.

Обществ, собственность на орудия и средства про­изводства, плановый характер социалистич. экономи­ки, постоянная забота Коммунистической партии и Советского государства о научно-технич. прогрессе, господство в стране передового научного мировоззре­ния — все это предопределило большие достижения сов. Н., составляющей гордость нашего народа и всего прогрессивного человечества. Правда, в условиях культа личности Сталина обстановка препятствовала творческому развитию научной мысли и свобод­ным научным дискуссиям. Это особенно отрицатель­но сказалось на развитии обществ, наук. После ра­зоблачения культа личности наблюдается бурное развитие творч. мысли во всех областях знания.

Испытывая на себе влияние общества, Н. в свою очередь оказывает огромное воздействие на обществ, прогресс. Она влияет на развитие приемов и мето­дов материального производства, на условия быта людей. По мере использования научных открытий в технике происходит революционизирование произво­дит, сил. Н. не только косвенно, но и прямо влияет на всю духовную жизнь общества. Она поднимает общую интеллектуальную культуру и революционизи­рует умы человечества. Великие научные откры­тия и тесно связанные с ними технич. изобретения оказывают колоссальное влияние на судьбы всей истории человечества.

В разные периоды истории роль Н. неодинакова. Знания, приобретаемые людьми в труде, в производ­стве, в быту, начали принимать научный характер в условиях рабовладельч. общества. Но тогда элементы


научного знания оказывали весьма слабое влияние на производство; последнее осуществлялось гл. обр. рабами с помощью ручных орудий на основе эмпири­ческих, веками выработанных знаний и навыков. В период феодализма производство обслуживало нату­ральное хозяйство мало изменившимися орудиями. Технич. прогресс был очень слабым и базировался преимущественно на индивидуальном искусстве и опыте мастеров.

Роль Н. в развитии производства увеличивалась по мере расширения и обобществления производства. Лишь зарождавшийся в недрах феодального общества капитализм впервые поставил такие практич. проб­лемы, к-рые могли быть разрешены только научно: производство достигло такого масштаба, к-рый де­лал необходимым применение механики, математики и т. д. Н. все больше становилась духовным содержа­нием производительных сил, ее достижения вопло­щаются в технич. нововведениях.

Ведущие мыслители того времени начали остро осоз­навать необходимость внедрения в производство научных принципов и взывали к разработке такой Н., при помощи которой, «...зная силу и действие огня, воды, воздуха, звёзд, небес и всех других окружающих нас тел так же отчётливо, как мы знаем различные занятия наших ремесленников, мы могли бы точно таким же способом использовать их для всевозможных применений и тем самым сде­латься хозяевами и господами природы» (Дек а р т Р., Избр. произв., М., 1950, с. 305). Весь последующий ход истории представляет собой в этом аспекте не­уклонный и все углубляющийся процесс, «онаучива­ния» производства, процесс превращения Н. о природе в непосредственную производительную силу.

Этот процесс осуществляется мн. путями и прежде всего путем создания теоретич. основы для конст­руирования все более совершенных инструментов и машин: развитие орудий труда «...является показате­лем того, до какой степени общественные знания во­обще — наука — превратились в непосредст­венную производительную силу...» (Маркс К., см. журн. «Большевик», 1939, № И —12, с. 63). Ныне этот процесс выражается в автоматизации производства, в частичной замене работы человеческого мозга кибернетическими устрой­ствами. Увеличивая сферу овеществленного труда, И. позволяет с меньшей затратой живого труда доби­ваться больших результатов в материальном произ­водстве.

Превращение Н. о природе в непосредственную про­изводительную силу происходит путем усовершенство­вания методов производства, напр. путем замены механич. методов обработки электрическими, химиче­скими методами, а также путем сокращения времени изготовления изделий: создание действительного богатства общества — «...становится менее зависи­мым от рабочего времени и количества затраченного труда..., а зависит от общего состояния науки и от степени развития технологии или от применения этой науки к производству» (там же, с. 61).

Н. о природе превращается в производительную силу путем поисков и использования новых источни­ков энергии и создания искусственных материалов, путем усовершенствования транспорта и сокращения времени перевозок людей и грузов, путем сокращения времени на передачу информации с помощью средств связи, путем увеличения урожайности сельскохозяйств. растений и продуктивности животноводства, путем сохранения здоровья человека как главной про­изводительной силы, путем повышения его куль-турно-технич. уровня.

Плодотворное решение проблемы соединения Н. о природе с производством зависит от характера об-


568 НАУКА


ществ. строя. Общественное назначение Н. заключает­ся в том, чтобы облегчать жизнь и труд людей, уве­личивать власть общества над силами природы, спо­собствовать совершенствованию обществ, отношений. Совр. Н. благодаря своим открытиям сделала очень многое для облегчения жизни и деятельности людей. Научные открытия и изобретения в рамках капита-листич. производства привели к повышению произво­дительности труда и увеличению массы товаров. Но сокровища совр. Н. не принесли счастья всем людям; они не оградили их от нужды и нищеты. «Прогресс техники и науки означает в капиталистическом обще­стве прогресс в искусстве выжимать пот» (Л е-нин В. И., Соч., т. 18, с. 557). Введение автомати­ческих машин ведет к интенсификации труда, к без­работице и снижению заработной платы.

«Наука — обоюдоострое всемогущее орудие, кото­рое, в зависимости от того, в чьих руках оно находится, может послужить либо к счастью и благу людей, либо к их гибели» (Вавилов С. И., Соч., т. 3, 1956, с. 607). Так, одностороннее развитие естеств. Н. и техники в рамках капиталистич. производств, отношений привело к тому, что над человечеством нависла угроза термоядерной войны. Выдающие­ся естествоиспытатели с тревогой думают о пос­ледствиях своих науч. открытий. «Ученые знают, сколько пользы принесла наука человечеству; они знают и то, чего она могла бы достигнуть, если бы на всем земном шаре воцарился мир. Они не хотят, чтобы когда-нибудь были произнесены такие слова: „Наука нас привела к гибели от атомных и водородных бомб". Ученые знают, что наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо используют ее достижения» (Ж о л и о-К ю р и Ф., Пять лет борьбы за мир, М., 1955, с. 190).

В условиях социализма социальная роль Н. сущест­венно меняется. Деятельность Коммунистич. партии и Сов. государства базируется на Н. На основе Н. осуществляется планирование экономики и преоб­разование общественных отношений. Как общест­венные, так и естественные Н. призваны сыграть большую роль не только в деле создания материально-технич. базы коммунизма, но и в идеологич. вос­питании сов. человека, в выработке у него науч­ного мировоззрения. Исключительно большую роль призвана играть Н. в борьбе против реакц. бурж. идеологии.

В Программе КПСС подчеркивается, что дальнейшие перспективы прогресса Н. и техники определяются прежде всего достижениями ведущих отраслей есте­ствознания. Перед Н. стоят грандиозные задачи; от­крыть возможности управления термоядерными реак­циями в целях мирного использования источников ядерной энергии, воздействовать на климат, победить болезни и обеспечить человеку долголетие, направ­лять и регулировать жизненные процессы организмов, создавать множество искусственных материалов с за­данными свойствами, овладевать космическим про­странством, освоить бесконечные просторы Вселенной.

В условиях социализма прежде всего экономич. Н. призваны помочь наиболее рационально использо­вать материальные и людские ресурсы, выбрать наибо­лее прогрессивные направления в развитии произ­водства, совершенствовать организацию труда. При социализме обществ, отношения регулируются созна­тельно, а обществ. Н. составляют основу руковод­ства развитием общества по пути к коммунизму.

В ходе коммунистич. строительства роль Н. будет все больше возрастать (см. Коммунизм, Коммуни­стический труд).

Закономерности развития науки. Важнейшими зако­номерностями развития Н. считаются следующие:

а) Обусловленность развития Н. потребностями


общественно-историч. практики. Это — главная движ щая сила, или источник развития Н.

б) Относительная самостоятельность развития Н. К
кие бы конкретные задачи ни ставила практика пер<
Н., решение этих задач может быть осуществлено лип
по достижении определ. ступеней развития само;
процесса познания действительности, к-рый сове
шается в порядке последоват. перехода от явлеш
к сущности и от менее глубокой сущности ко все бол
глубокой.

в) Преемственность в развитии идей и принципо
теорий и понятий, методов и приемов Н., неразрывное
всего познания действительности как внутренне ед
ного целенаправленного процесса. Каждая более bi
сокая ступень в развитии Н. возникает на ochoi
предшеств. ступени, с удержанием всего ценного, чг
было накоплено раньше. По мере того как из относи
истин складывается абсолютная истина, позднее д
стигнутая более полная (относительная) истш
оказывается во внутр. соответствии с менее полно
ранее достигнутой.

г) Постепенность развития Н. при чередовании п
риодов относительно спокойного (эволюционного) ра
вития и бурной (революционной) ломки теорети
основ Н., системы ее понятий и представлений (ка
тины мира). Эволюционное развитие всей Н.— э
процесс постепенного накопления новых фактов, эк
перимент. данных в рамках существующих теорети
воззрений, в связи с чем идет расширение, уточнен
и доработка уже принятых ранее теорий, понятий
принципов. Революция в Н. наступает, когда нач
нается коренная ломка и перестройка ранее устан
вившихся воззрений, пересмотр фундаменталын
положений, законов и принципов в результате н
копления новых данных, открытия новых явлени
не укладывающихся в рамки прежних воззрени
Но ломке и отбрасыванию подвергается при эк
не само содержание прежних знаний, а их неверн
толкование, напр. неправильная универсализац]
законов и принципов, имеющих в действительное
лишь относит, огранич. характер.

д) Взаимодействие и взаимосвязанность всех соста
ных отраслей Н., в результате чего предмет одной ]
может и должен исследоваться приемами и метода!
др. Н. В результате этого создаются необходим!
условия для более полного и глубокого раскрыт]
сущности и законов качественно различных явлени
Такая взаимосвязь частей Н. определяет некот
рые особенности ее исторического развития, в час
ности последовательность возникновения отдельн!
ее отраслей.

е) Свобода критики, беспрепятств. обсуждение спо
ных или неясных вопросов Н., открытое и свободн
столкновение различных мнений. Поскольку диале
тически противоречивый характер процессов приро;
раскрывается в Н. не сразу и не прямо, в борющих
мнениях и воззрениях отражаются лишь отд. против
речивые стороны изучаемых процессов. В результа
такой борьбы преодолевается первоначальная нег
бежная односторонность различных взглядов на об
ект исследования и вырабатывается единое воззреш
более адекватное самой действительности, чего не мог
бы произойти в случае объявления наперед, что од
из борющихся сторон обладает абсолютной истине

Нарушение указанных закономерностей развит Н. влечет за собой серьезные ошибки и отклонен от истины в деятельности отд. ученых и даже цел] школ. Напр., отрыв от практики влечет за собой j рату перспектив науч. развития, увлечение несуще< венными, а нередко и ложными вопросами, уход в дс ри наукообразной схоластики. Игнорирование ото сит. самостоятельности и внутренней логики разв тия Н. приводит к узкому практицизму, к недооцеш


НАУКА 569


роли теории, к принижению теоретич. мышления, к прожектерству. Непонимание преемственности в раз­витии Н. порождает нигилистич. отношение к пред-шеств. истории Н., в результате чего утрачивается способность видеть историч. корни, а тем самым и по-знават. фундамент совр. науч. направлений, теорий, понятий. Непонимание взаимосвязанности и взаимо­проникновения методов Н. обусловливает различные проявления односторонности во взглядах па предмет исследования, типичными из к-рых являются: отри­цание применимости методов одних Н. при изучении объектов др. Н., или, напротив,-отрицание специфики и даже самого существования предмета одной Н. на том основании, что он может быть подвергнут изуче­нию методами других. Всякая попытка сковать свобо­ду науч. критики и науч. дискуссий, навязав Н. одну к.-л. т. зр. как якобы единственно верную, не подле­жащую оспариванию, приводит к застою в Н.Всякое администрирование в области Н., подмена науч. аргу­ментации декретированием и организац. мерами, мо­нополизм, запрещение свободных дискуссий или све­дение их к заранее организованному разгрому одних, неугодных воззрений ради насаждения других и т. п. явления, свойств, особенно культу личности, несов­местимы с подлинной наукой и чреваты большими опас­ностями для нее.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.