В совр. II. получили развитие новые способы и методы исследования, среди к-рых следует выделить:
НАУКА565
Метод аналогии, под к-рой подразумевается раскрытие внутр. единства различных явлений, единства в их сущностях, общности в их законах. Этот метод широко применяется в кибернетике, при моделировании и т. п.
Метод формализации, основанный на обобщении формы различных по своему содержанию процессов, на абстрагировании их формы от содержания с целью выработки общих приемов оперирования с ней. Этим методом широко пользуются математическая логика, кибернетика и некоторые другие отрасли Н. и техники.
Метод математизации, к-рый является конкретизацией предыдущего метода, распространенного на изучение и обобщение количеств, стороны, общих связей и структуры изучаемых предметов и процессов; сюда же относятся, в частности, методы статистики и теории вероятности, а также связанные с применением счетно-вычислит. машин.
Метод моделирования, также неразрывно связанный с предыдущими, при к-ром моделируется именно сущность явлений действительности путем искусственного перевоплощения ее в образ веществ, пли абстрактной модели (вещи). Поскольку модель дает возможность проводить над ней мысленный или физич. эксперимент, в совр. Н. возникают новые, весьма сложные проблемы познават. характера, касающиеся взаимоотношения между методами моделирования и эксперимента.
Частные методы, или методы частных наук, связаны со специфич. характером отд. форм движения материи. Одни из этих методов имеют значение только в пределах отд. отраслей Н., будучи связаны только с изучением их собств. объекта, другие — за пределами данной отрасли Н., к к-рой они непосредственно относятся и в связи с к-рой возникли. К числу последних относятся методы физики, используемые при изучении явлений, связанных с кристал-лич. формой вещества (кристаллофизика), астроно-мич. явлений (астрофизика), геологич. (геофизика), химич. (химич. физика и физич. химия), биологич. (биофизика) и мн. др. явлений. Таковы же методы химии, применяемые при изучении химич. состава веществ с различной кристаллич. структурой (кристаллохимия), геологич. (геохимия) и биологич. явлений (биохимия и биогеохимия) и т. д.
Иногда применяется целый комплекс взаимосвязанных частных методов при изучении одного и того же объекта (напр., методы физики, химии и кибернетики как нечто единое в молекулярной биологии). При этом, как правило, здесь методы Н., изучающих более простые формы движения, распространяются на исследование более сложных объектов, составляющих предмет др. Н. Объясняется это тем, что более сложные формы движения материи содержат в себе в качестве «побочных», превзойденных в ходе развития действительности, более простые формы, поскольку первые исторически возникли и развивались из вторых. Поэтому изучение более простых форм движения позволяет раскрыть не только структуру, но и генезис этих более сложных форм, а тем самым их сущность, следовательно, познать их полнее и глубже.
Нередко под методом II. понимается общая совокупность всех ее методов, приемов и способов исследования (общих, особенных и частных).
В составе II. необходимо различать: накопленный в ходе ее развития фактич. материал — результаты наблюдений и экспериментов; результаты обобщения фактич. материала, выраженные в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом; общетеоретические,
филос. истолкования открытых Н. принципов, законов, мировоззренческой и методологич. стороны научного познания. Все эти стороны и грани Н. существуют в тесной связи между собой.
Необходимым условием научного исследования является установление факта или фактов. Констатацией факта фиксируется определенная сторона или явление изучаемого объекта. Научный факт представляет собой результат достоверного наблюдения, эксперимента и т. д. Научный факт выступает в виде прямого наблюдения объекта, показания прибора, фотографии, протоколов опытов, таблиц, схем, записей, архивных документов, проверенных свидетельств очевидца и т. д.
Сила Н. заключается в ее опоре на факты. Но сами по себе факты не составляют еще Н., так же как строительный материал еще не есть здание. Факты включаются в ткань Н. лишь тогда, когда они подвергаются отбору, классификации, обобщению и объяснению. Задача научного познания заключается в том, чтобы вскрыть причину возникновения данного факта, выяснить существенное его значение и установить закономерную связь между фактами.
Для прогресса научного познания особо важно установление новых фактов. Их осмысление ведет к построению теории, представляющей собой важнейшую составную часть любой Н. Развитие Н. связано с открытием новых законов действительности. Власть человека над окружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его законов. К законам Н. тесно примыкают принципы, представляющие собой обобщенные опытные факты, напр. принцип наименьшего действия, принцип постоянства скорости света.
Любая сколь угодно развитая теория представляет собой неполное, огрубленное воспроизведение объекта. Научное познание движется в вечном противоречии между неисчерпаемым богатством свойств и отношений объекта и стремлением субъекта как можно полнее воспроизвести их в системе научного знания. Поскольку любая научная теория носит ограниченный характер, постольку в каждый данный период существует необходимость в предположит, знании, в гипотезах. Проверенные и подтвержденные опытом гипотезы превращаются в теории.
Существенным компонентом научного познания является филос. истолкование данных Н., составляющее ее мировоззренческую и методологич. основу. Ученый подходит к изучаемым фактам, к их обобщению всегда с определенных филос. позиций. Уже сам отбор фактов, особенно в обществ. Н.,— это вопрос глубоко методологический, верное решение к-рого требует большой теоретич. подготовки и филос. культуры. Развитие Н. требует не только теоретич. осмысления фактов, но и анализа самого процесса их получения, осмысления общих путей поисков нового. Изучение этих проблем носит филос. характер.
Социальная сущность науки. Н.— это сложное обществ, явление, к-рое заключает в себе много граней и связано с множеством др. явлений обществ, жизни. Возникновение Н. и ее развитие есть неотъемлемая часть всемирной истории человечества. Если вне общества Н. не может ни возникнуть, ни развиваться, то и общество на высокой ступени его развития немыслимо без Н. Историч. смысл возникновения и развития Н. заключается в удовлетворении потребностей общественной жизни. На выбор предмета научного исследования, на направление и темпы развития Н., на характер использования ее достижений оказывают влияние многие общественные факторы: нужды материального производства, социально-политич. практика, экономич. строй общества, характер господствующего мировоззрения, различные формы обществ, сознания, уровень развития произ-
566 НАУКА
водства, техники, духовной культуры, просвещения, а также внутренняя логика самого научного познания. Среди всех этих факторов потребности материального производства и революционной классовой борьбы являются решающим: они выдвигают перед Н. определ. познавательные задачи; производство выступает основным потребителем результатов науч. познания природы и поставщиком технич. средств познания —приборов, инструментов, без применения к-рых практически невозможно вести исследование, напр. микромира и мн. др. областей действительности. Успех в научном творчестве зависит не только от одаренности, остроумия и фантазии ученого, но и от наличия необходимой аппаратуры. Именно развитие техники обеспечило Н. мощными средствами экспериментального и логич. исследования вплоть до синхрофазотронов, космич. кораблей и логич. машин. Обществ, практика является сферой приложения знаний и в этом смысле она — цель познания. Практика служит критерием истинности результатов научного познания. По существу в любой области Н. практич. направленность является главным и определяющим стимулом научного исследования. Вся история научного познания говорит о том, что вслед за практич. применением какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области научного познания: развитие техники революционизирует Н.
В научных исследованиях существуют как бы разные этажи: одни из них отвечают ближайшим и непо-средств. нуждам практики (это решение текущих, т а к т и ч. задач сегодняшнего дня), другие рассчитаны на более или менее отдаленную перспективу. Это как бы верхние этажи научного исследования. Они нацелены на решение стратегических задач, на раскрытие больших и широких возможностей практики будущего и на внесение коренных изменений в существующую практику. Ярким примером такой научной стратегии является научное предвидение Марксом коммунистич. строя будущего общества.
Узкий практицизм вреден для Н., особенно для тео-ретич. ее разделов: он ограничивает научную мысль узкой колеей движения, сковывая ее теми гранями изучаемого объекта, к-рые важны лишь для исторически преходящих форм практики и тем самым обедняет содержание теории. Наоборот, когда научная мысль не скована этими рамками, она способна раскрыть в объекте такие свойства и отношения, которые в перспективе дают возможность более разносторонне использовать его практически. Отрыв же теории от практики, от жизни делает теорию беспредметной и в конечном счете лишает ее социальной и научной значимости, приводя ее в дебри схоластики.
Возникнув и развиваясь под влиянием материальных потребностей общества, научное творчество имеет вместе с тем относительно самостоятельный характер, внутреннюю логику своего движения.
В истории Н. зачастую было так, что выдвижение плодотворных идей в одной области знания являлось толчком для творч. развития др. областей Н. Теоре-тич. движение мышления в конечном счете выступает как цель практич. деятельности, воплощаясь и материализуясь в производстве. Н. не только следует за практикой, но и опережает практику. Множество открытий сделано вне зависимости от непосредственных запросов практики и лишь впоследствии они явились источником новой практики: открытие лучей Рентгена и др.
В развитии Н. немалую роль играют материальные стимулы, воздействующие на ее творцов, но большую роль играют и моральные стимулы, идеальные побудительные силы: облегчить труд людей, просветить их, перестроить общественные отношения в интересах
народа, насладиться процессом творчества и т. д. Сознание ответственности перед обществом и желание служить во имя интересов человечества являлись стимулом творчества многих великих ученых. Идеальные побудительные силы — явление не исходное, а производное: они имеют объективную основу и выражают реальные потребности общества. Каждый ученый — сын своей эпохи, потребности к-рой в конечном счете предопределяют характер его деятельности. Человечество ставит перед собой «...всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, пли, по крайней мере, находятся в процессе становления» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7).
Потребности материального производства влияют на развитие Н. через призму экономич. строя данного общества. При этом зависимость развития Н. от обществ, отношений в ходе истории все больше возрастает. Н. становится все больше под контроль общества и государства.
В условиях феодализма, когда господствующей идеологией была религия и познание мира рассматривалось как нечто греховное, запретное, Н. не могла развиваться нормально. Капитализм в период своего становления создал благоприятную атмосферу для развития Н. Он требовал замены религиозной схоластики рациональными методами мышления и опытного познания. Буржуазия не могла на такой фантастической «базе», как религиозная вера, строить промышленность. «Буржуазии для развития ее промышленности нужна была наука, которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы. До того же времени наука была смиренной служанкой церкви и ей не позволено было выходить за рамки, установленные верой; по этой причине она была чем угодно, только не наукой. Теперь наука восстала против церкви; буржуазия нуждалась в науке п приняла участие в этом восстании» (Энгельс Ф., там же, т. 22, с. 307).
Развитие материального производства в свою очередь создавало средства для теоретич. осмысления действительности. «...Вместе с капиталистическим производством научный фактор впервые сознательно развивается, применяется и создается в таких масштабах, о которых предшествующие эпохи не имели никакого понятия» («Из рукописного наследства К. Маркса», см. журнал «Коммунист», 1958, № 7, с. 23). Капитализм обусловил применение Н.не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве. Земледелие было впервые поставлено на прочные научные основания, что явилось мощным стимулом развития почвоведения и всего комплекса биологических Н.
Дальнейшее развитие Н. обусловливается неуклонно возрастающими потребностями промышленного и сельскохозяйственного производства и расширением мирового рынка, отражая в себе все противоречия буржуазного общества, в том числе и противоречия, связанные со все возрастающим разделением труда.
Капиталистич. производство включает в свою сферу и продукты духовного творчества. Это выражается прежде всего в том, что достижения Н. выст}'-пают как товар, к-рый в системе бурж. отношении нередко играет роль, противоречащую назначению научного познания и целям, которые ставят перед собой сами ученые. Конкретно-историч. условия бурж. общества влияют на общую направленность сознания ученого. Это понимают и мн. передовые ученые капиталистич. стран.
НАУКА
Растущие потребности производства, обострение конкуренции требуют постоянного улучшения техники и тем самым финансирования научных исследований. Но развитие Н. приводит неизбежно к ма-териалистич. мировоззрению, а тем самым к столкновению Н. с господствующим в бурж. мире реакц. мировоззрением. Отсюда тенденции в бурж. философии к позитивизжу, к игнорированию широких мировоззренч. и методологич. проблем совр. науч. знания. Все это мешает развитию Н.
Вместе с тем несомненно, что достижения Н., прежде всего естествознания, в бурж. мире огромны. В ином положении находятся обществ. Н. Господствующие классы не позволяют слишком пристально всматриваться в механизм действия своего собственного общества. Ленин подчеркивал, что «...„беспристрастной" социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе» (Соч., т. 19, с. 3). В таком обществе сокрытие от народа истины о ведущей тенденции историч. развития может входить в число средств, необходимых для сохранения этого строя. Идеологич. позиции бурж. представителей обществ. Н. не дают им возможности правильно решать кардинальные проблемы, выдвигаемые обществ, развитием. И хотя в бурж. обществ. Н. имеет место накопление фактов, появление новых областей исследования, решение частных проблем, но там не появилось ни одной принципиально новой, научно обоснованной теории обществ, развития.
Н. занимает совсем иное положение при социализме, где ей созданы исключительно благоприятные условия для плодотворного развития. В условиях социализма Н. обладает огромным преимуществом по сравнению с ее положением при капитализме прежде всего в том отношении, что ее развитие планируется в общегосударственном масштабе, что она пользуется любовью и уважением у всего народа. Социализм открыл широкие возможности для вовлечения народных масс в систему среднего и высшего образования и тем самым приобщил народ к Н. В странах социализма Н. служит народу, а народ имеет невиданный никогда и нигде широчайший доступ в Н.
Обществ, собственность на орудия и средства производства, плановый характер социалистич. экономики, постоянная забота Коммунистической партии и Советского государства о научно-технич. прогрессе, господство в стране передового научного мировоззрения — все это предопределило большие достижения сов. Н., составляющей гордость нашего народа и всего прогрессивного человечества. Правда, в условиях культа личности Сталина обстановка препятствовала творческому развитию научной мысли и свободным научным дискуссиям. Это особенно отрицательно сказалось на развитии обществ, наук. После разоблачения культа личности наблюдается бурное развитие творч. мысли во всех областях знания.
Испытывая на себе влияние общества, Н. в свою очередь оказывает огромное воздействие на обществ, прогресс. Она влияет на развитие приемов и методов материального производства, на условия быта людей. По мере использования научных открытий в технике происходит революционизирование производит, сил. Н. не только косвенно, но и прямо влияет на всю духовную жизнь общества. Она поднимает общую интеллектуальную культуру и революционизирует умы человечества. Великие научные открытия и тесно связанные с ними технич. изобретения оказывают колоссальное влияние на судьбы всей истории человечества.
В разные периоды истории роль Н. неодинакова. Знания, приобретаемые людьми в труде, в производстве, в быту, начали принимать научный характер в условиях рабовладельч. общества. Но тогда элементы
научного знания оказывали весьма слабое влияние на производство; последнее осуществлялось гл. обр. рабами с помощью ручных орудий на основе эмпирических, веками выработанных знаний и навыков. В период феодализма производство обслуживало натуральное хозяйство мало изменившимися орудиями. Технич. прогресс был очень слабым и базировался преимущественно на индивидуальном искусстве и опыте мастеров.
Роль Н. в развитии производства увеличивалась по мере расширения и обобществления производства. Лишь зарождавшийся в недрах феодального общества капитализм впервые поставил такие практич. проблемы, к-рые могли быть разрешены только научно: производство достигло такого масштаба, к-рый делал необходимым применение механики, математики и т. д. Н. все больше становилась духовным содержанием производительных сил, ее достижения воплощаются в технич. нововведениях.
Ведущие мыслители того времени начали остро осознавать необходимость внедрения в производство научных принципов и взывали к разработке такой Н., при помощи которой, «...зная силу и действие огня, воды, воздуха, звёзд, небес и всех других окружающих нас тел так же отчётливо, как мы знаем различные занятия наших ремесленников, мы могли бы точно таким же способом использовать их для всевозможных применений и тем самым сделаться хозяевами и господами природы» (Дек а р т Р., Избр. произв., М., 1950, с. 305). Весь последующий ход истории представляет собой в этом аспекте неуклонный и все углубляющийся процесс, «онаучивания» производства, процесс превращения Н. о природе в непосредственную производительную силу.
Этот процесс осуществляется мн. путями и прежде всего путем создания теоретич. основы для конструирования все более совершенных инструментов и машин: развитие орудий труда «...является показателем того, до какой степени общественные знания вообще — наука — превратились в непосредственную производительную силу...» (Маркс К., см. журн. «Большевик», 1939, № И —12, с. 63). Ныне этот процесс выражается в автоматизации производства, в частичной замене работы человеческого мозга кибернетическими устройствами. Увеличивая сферу овеществленного труда, И. позволяет с меньшей затратой живого труда добиваться больших результатов в материальном производстве.
Превращение Н. о природе в непосредственную производительную силу происходит путем усовершенствования методов производства, напр. путем замены механич. методов обработки электрическими, химическими методами, а также путем сокращения времени изготовления изделий: создание действительного богатства общества — «...становится менее зависимым от рабочего времени и количества затраченного труда..., а зависит от общего состояния науки и от степени развития технологии или от применения этой науки к производству» (там же, с. 61).
Н. о природе превращается в производительную силу путем поисков и использования новых источников энергии и создания искусственных материалов, путем усовершенствования транспорта и сокращения времени перевозок людей и грузов, путем сокращения времени на передачу информации с помощью средств связи, путем увеличения урожайности сельскохозяйств. растений и продуктивности животноводства, путем сохранения здоровья человека как главной производительной силы, путем повышения его куль-турно-технич. уровня.
Плодотворное решение проблемы соединения Н. о природе с производством зависит от характера об-
568 НАУКА
ществ. строя. Общественное назначение Н. заключается в том, чтобы облегчать жизнь и труд людей, увеличивать власть общества над силами природы, способствовать совершенствованию обществ, отношений. Совр. Н. благодаря своим открытиям сделала очень многое для облегчения жизни и деятельности людей. Научные открытия и изобретения в рамках капита-листич. производства привели к повышению производительности труда и увеличению массы товаров. Но сокровища совр. Н. не принесли счастья всем людям; они не оградили их от нужды и нищеты. «Прогресс техники и науки означает в капиталистическом обществе прогресс в искусстве выжимать пот» (Л е-нин В. И., Соч., т. 18, с. 557). Введение автоматических машин ведет к интенсификации труда, к безработице и снижению заработной платы.
«Наука — обоюдоострое всемогущее орудие, которое, в зависимости от того, в чьих руках оно находится, может послужить либо к счастью и благу людей, либо к их гибели» (Вавилов С. И., Соч., т. 3, 1956, с. 607). Так, одностороннее развитие естеств. Н. и техники в рамках капиталистич. производств, отношений привело к тому, что над человечеством нависла угроза термоядерной войны. Выдающиеся естествоиспытатели с тревогой думают о последствиях своих науч. открытий. «Ученые знают, сколько пользы принесла наука человечеству; они знают и то, чего она могла бы достигнуть, если бы на всем земном шаре воцарился мир. Они не хотят, чтобы когда-нибудь были произнесены такие слова: „Наука нас привела к гибели от атомных и водородных бомб". Ученые знают, что наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо используют ее достижения» (Ж о л и о-К ю р и Ф., Пять лет борьбы за мир, М., 1955, с. 190).
В условиях социализма социальная роль Н. существенно меняется. Деятельность Коммунистич. партии и Сов. государства базируется на Н. На основе Н. осуществляется планирование экономики и преобразование общественных отношений. Как общественные, так и естественные Н. призваны сыграть большую роль не только в деле создания материально-технич. базы коммунизма, но и в идеологич. воспитании сов. человека, в выработке у него научного мировоззрения. Исключительно большую роль призвана играть Н. в борьбе против реакц. бурж. идеологии.
В Программе КПСС подчеркивается, что дальнейшие перспективы прогресса Н. и техники определяются прежде всего достижениями ведущих отраслей естествознания. Перед Н. стоят грандиозные задачи; открыть возможности управления термоядерными реакциями в целях мирного использования источников ядерной энергии, воздействовать на климат, победить болезни и обеспечить человеку долголетие, направлять и регулировать жизненные процессы организмов, создавать множество искусственных материалов с заданными свойствами, овладевать космическим пространством, освоить бесконечные просторы Вселенной.
В условиях социализма прежде всего экономич. Н. призваны помочь наиболее рационально использовать материальные и людские ресурсы, выбрать наиболее прогрессивные направления в развитии производства, совершенствовать организацию труда. При социализме обществ, отношения регулируются сознательно, а обществ. Н. составляют основу руководства развитием общества по пути к коммунизму.
В ходе коммунистич. строительства роль Н. будет все больше возрастать (см. Коммунизм, Коммунистический труд).
Закономерности развития науки. Важнейшими закономерностями развития Н. считаются следующие:
а) Обусловленность развития Н. потребностями
общественно-историч. практики. Это — главная движ щая сила, или источник развития Н.
б) Относительная самостоятельность развития Н. К кие бы конкретные задачи ни ставила практика пер< Н., решение этих задач может быть осуществлено лип по достижении определ. ступеней развития само; процесса познания действительности, к-рый сове шается в порядке последоват. перехода от явлеш к сущности и от менее глубокой сущности ко все бол глубокой.
в) Преемственность в развитии идей и принципо теорий и понятий, методов и приемов Н., неразрывное всего познания действительности как внутренне ед ного целенаправленного процесса. Каждая более bi сокая ступень в развитии Н. возникает на ochoi предшеств. ступени, с удержанием всего ценного, чг было накоплено раньше. По мере того как из относи истин складывается абсолютная истина, позднее д стигнутая более полная (относительная) истш оказывается во внутр. соответствии с менее полно ранее достигнутой.
г) Постепенность развития Н. при чередовании п риодов относительно спокойного (эволюционного) ра вития и бурной (революционной) ломки теорети основ Н., системы ее понятий и представлений (ка тины мира). Эволюционное развитие всей Н.— э процесс постепенного накопления новых фактов, эк перимент. данных в рамках существующих теорети воззрений, в связи с чем идет расширение, уточнен и доработка уже принятых ранее теорий, понятий принципов. Революция в Н. наступает, когда нач нается коренная ломка и перестройка ранее устан вившихся воззрений, пересмотр фундаменталын положений, законов и принципов в результате н копления новых данных, открытия новых явлени не укладывающихся в рамки прежних воззрени Но ломке и отбрасыванию подвергается при эк не само содержание прежних знаний, а их неверн толкование, напр. неправильная универсализац] законов и принципов, имеющих в действительное лишь относит, огранич. характер.
д) Взаимодействие и взаимосвязанность всех соста ных отраслей Н., в результате чего предмет одной ] может и должен исследоваться приемами и метода! др. Н. В результате этого создаются необходим! условия для более полного и глубокого раскрыт] сущности и законов качественно различных явлени Такая взаимосвязь частей Н. определяет некот рые особенности ее исторического развития, в час ности последовательность возникновения отдельн! ее отраслей.
е) Свобода критики, беспрепятств. обсуждение спо ных или неясных вопросов Н., открытое и свободн столкновение различных мнений. Поскольку диале тически противоречивый характер процессов приро; раскрывается в Н. не сразу и не прямо, в борющих мнениях и воззрениях отражаются лишь отд. против речивые стороны изучаемых процессов. В результа такой борьбы преодолевается первоначальная нег бежная односторонность различных взглядов на об ект исследования и вырабатывается единое воззреш более адекватное самой действительности, чего не мог бы произойти в случае объявления наперед, что од из борющихся сторон обладает абсолютной истине
Нарушение указанных закономерностей развит Н. влечет за собой серьезные ошибки и отклонен от истины в деятельности отд. ученых и даже цел] школ. Напр., отрыв от практики влечет за собой j рату перспектив науч. развития, увлечение несуще< венными, а нередко и ложными вопросами, уход в дс ри наукообразной схоластики. Игнорирование ото сит. самостоятельности и внутренней логики разв тия Н. приводит к узкому практицизму, к недооцеш
НАУКА 569
роли теории, к принижению теоретич. мышления, к прожектерству. Непонимание преемственности в развитии Н. порождает нигилистич. отношение к пред-шеств. истории Н., в результате чего утрачивается способность видеть историч. корни, а тем самым и по-знават. фундамент совр. науч. направлений, теорий, понятий. Непонимание взаимосвязанности и взаимопроникновения методов Н. обусловливает различные проявления односторонности во взглядах па предмет исследования, типичными из к-рых являются: отрицание применимости методов одних Н. при изучении объектов др. Н., или, напротив,-отрицание специфики и даже самого существования предмета одной Н. на том основании, что он может быть подвергнут изучению методами других. Всякая попытка сковать свободу науч. критики и науч. дискуссий, навязав Н. одну к.-л. т. зр. как якобы единственно верную, не подлежащую оспариванию, приводит к застою в Н.Всякое администрирование в области Н., подмена науч. аргументации декретированием и организац. мерами, монополизм, запрещение свободных дискуссий или сведение их к заранее организованному разгрому одних, неугодных воззрений ради насаждения других и т. п. явления, свойств, особенно культу личности, несовместимы с подлинной наукой и чреваты большими опасностями для нее.