Соч.: О леншських фшос. «кругах», «Бшыиовик Укра!-ни», 1940, № 10; Шмецька класична фшософ1я, К., 1941; Св1тогляд Т. Г. Шевченка, К., 1957; К вопросу о научной разработке истории Коммунистической партии Украины, «Коммунист Украины», 1957, № 5; Нариси iCTopii Комушстично! партп Украши, К., 1961; Общественно-политич., филос. и атеистич. взгляды Т. Г. Шевченко, М., 1961; Т. Г. Шевченко — борець проти 1деал1зму i penirii, К., 1961.
НАЗАРЯН,Степанос [15 (27) мая 1812 — 27 апр. (9 мая) 1879] — арм. обществ, деятель, просветитель, историк, философ и филолог. Издававшийся им в Москве (1858—64) журн. «Юсисапайл» («Северное сияние») оказал влияние на развитие прогрессивной обществ, мысли Армении. Н. вел борьбу против клерикализма и крепостничества, считая, что крепостное произ-во основано на грабеже крестьянина и не имеет стимулов для развития. Вместе с тем Н. отрицал эксплуатацию и классовую борьбу при капитализме. В гос-ве, по Н., воплощается идея справедливости и закона, гармония противоборствующих сил.
Отвергая революцию, он считал, что нет «скачков как в мире вещественном, так и духовном. Все следует закону необходимой постепенности; всякое новое развитие требует времени и, так сказать, живительного дыхания счастливых обстоятельств» (Обозрение Гайканской литературы в новейшее время, «Ученые записки Казанского императорского университета», 1846, № 2, с. 120).
В философии Н. был деистом; подчеркивал роль производства в развитии науки; подвергая анализу роль категорий в познании, он развивал диалектические идеи и критиковал субъективный идеализм.
Соч.: Абуль-Касем Фердауси Тусский, творец Книги Царей, известной под названием Шах-Намэ, кн. 1 — 2, Каз.,
1849—51; на арм. яз.: Значение арм. языка, «Юсисапайл», 1858, № 1; Письмо К. Ц., там же, 1859, Ks 11; Новогодние думы, там же, 1860, № 1; Век священных переводчиков, там же, № 2; Предложение о создании арм. общества в России, там же, 1862, № 7; Национальные думы, там же, 1863, М» 1, 1864, № 2, 3, 4.
Лит. на арм. яз.: Л э о, С. Назарянц, т. 1—2, Тб., 1902; Мхитарян М., Журнал «Юсисапайл», Ер., 1958. А. Хачатурян. Москва.
НАЗВАНИЕ— языковое выражение, применяемое для обозначения (именования, называния) — и тем самым выделения и фиксирования — вещей, свойств, отношений и т. п.
Н. обычно предполагает наличие нек-рого — конкретного или абстрактного, реального или воображаемого— предмета (предметов), на к-рый оно указывает. В естеств. и искусств, языках имеются различные виды Н., что связано, с одной стороны, с различием тех предметов, на к-рые указывают Н. (отд. вещи, классы вещей, свойства или отношения вещей и т. д.), а с др. стороны — с различиями в их синтаксич. структуре и семантич. характеристиках, в контекстах их употребления в языке, в способах, какими Н. указывают на называемый предмет (предметы), в их происхождении и т. п. Важным подразделением Н. является их деление на простые (элементарные) и сложные (составные) имена. Связь простого имени с обозначаемым предметом произвольна в том смысле, что от человека, дающего Н. предмету, вполне зависит отнести к последнему то или иное выражение в качестве его Н. Имея в виду такие Н., Маркс писал: «Название какой-либо вещи не имеет ничего общего с её природой. Я решительно ничего не знаю о данном человеке, если знаю только, что его зовут Яковом» («Капитал», т. 1, 1955, с. 107). Характерная черта простого Н. в том, что в нем нет частей, имеющих самостоят, смысл. В отличие от простого, сложное Н. включает в себя такие части; при этом связь сложного Н. с обозначаемым предметом определяется уже смыслом этих частей (что является условием правильного употребления сложного имени); так, сложное имя «Создатель теории силлогизма» обозначает Аристотеля не в силу к.-л. произвола или соглашения, а в силу смысла входящих в него выражений «создатель (ч.-л.)», «теория», «силлогизм» (находящихся в. определ. грамматич. отношении друг с другом). Н.. этого вида наз. иначе описательными именами (или описаниями). Др. важное подразделение Н. — это их деление на собственные (т. е. Н. отд. предметов) и общие (т. е. Н., указывающие на предметы нек-рого класса). Важными вопросами, возникающими при изучении Н. в естеств. и искусств., языках (осуществляемом в языкознании, логике и логич. семантике), являются: уточнение понятия смысла (содержания, значения) Н.; рассмотрение различных видов Н., их генезиса и изменения в ходе развития языков; анализ познават. роли систем Н. в науках (проблематика этого рода тесно связана с вопросами классификации, терминологии, номенклатуры и теории определений). В науке о языке вопрос, о значении Н. составляет часть более общего вопроса о смысле слов и выражений данного языка (или языков) вообще.
Трудности, обусловленные многозначностью слов естеств. языков, в науке стремятся преодолеть путем подходящей экспликации Н. естеств. языков или введением спец. Н., к-рым придается (каждому) одно и только одно (причем достаточно уточненное) зна чение (термины науки). Трудности же, лежащие на пути определения понятия значения Н. (отметим, что в совр. лингвистике нет общепринятого опреде ления понятия значения слова), побудили ученых привлечь для их преодоления средства логики (в логич. лит-ре при уточнении понятия И. исполь зуется обычно термин «имя»). Б. Бирюков. Москва.
532НАЗЗАМ —НАКАЭ ТЕМИН
В руководствах по традиц. логике распространение получила т. зр., согласно к-рой имена имеют значение двух видов: объем (или, в терминологии Дж. С. Милля, означение) и содержание (или, по Миллю, соозначение). Согласно теории имен Милля, собств. имена имеют лишь означение, тогда как общие имена обладают обоими видами значения; соозна-ченне общего имени есть совокупность признаков, необходимых и достаточных для того, чтобы отличить означение данного имени от означений др. имен. Милль отличал общие имена от собирательных (собств. имен классов в совр. логич. терминологии). С др. стороны, он делил имена на конкретные («Джон», «озеро», «белый») и абстрактные («человечность», «белизна»); первые обозначают вещи, вторые — признаки.
В конце 19 — нач. 20 вв. понятие Н. получило уточнение в ряде теорий имен, возникших в русле идей математич. логики, а затем вошедших в качестве составной части в проблематику логич. семантики. Такова прежде всего теория Фреге (развитая впоследствии Чёрчем), к-рая основана на понятии отношения именования (называния, обозначения) и т. н. семан-тич. треугольнике (имя — предмет имени — смысл имени). В противовес этой теории Карнап выдвинул свою теорию имен, в к-рой отказался от понятия отношения именования, но сохранил семантич. треугольник [хотя и в новой терминологии: десигнатор (соответствует собств. имени), экстенсионал (соответствует предмету имени, или денотату в терминологии Чёрча), интенсионал (соответствует смыслу в теории Фреге)]. Особенность концепции Карнапа в том, что в ней каждый десигнатор рассматривается как говорящий и о своем экстенсионале, и о своем интенсионале. Поэтому исчезает необходимость вводить (как это было в теории Фреге) особые имена для смыслов и можно говорить, напр., о свойстве и о соответствующем классе, используя только одно Н. (десигнатор). Однако для того чтобы различать, когда речь идет об экстенсионалах, а ксгда об ин-тенсионалах, Карнапу приходится вводить особые отношения между десигнаторами, в частности отношения эквивалентности, логич. эквивалентности и интенсионального изоморфизма. Так, высказыванию «Имена «Вечерняя Звезда» и «Утренняя Звезда» имеют один и тот же денотат, но разный смысл» соответствует в системе Карнапа высказывание: «Десигнаторы «Вечерняя Звезда» и «Утренняя Звезда» эквивалентны, но не логически эквивалентны». Десигнатор в любом контексте сохраняет свой экстенсионал и свой интенсионал, меняются лишь, в зависимости от контекста, правила взаимозамещения десигнаторов.
Рассел показал, что различные виды имен можно получить как производные, взяв в качестве исходных имена свойств. Отсюда он делал вывод, что хорошо построенный формализованный язык не должен содержать к.-л. имен, кроме имен свойств. Однако этот взгляд не получил признания в совр. логике. К. И. Льюис, исходя из своей концепции четырех видов значения, считал любое выражение, обладающее значением, именем любого из объектов, входящих в охват (comprehension) этого выражения, т. е. единичным или общим именем в зависимости от того, один или более предметов входит в охват данного термина.
См. также Значение, Имя и лит. при этих статьях. Д. Лахути, В. Финн. Москва.
НАЗЗАМ(а н-Н а з з а м) ибн Сайяр (801 — 837) — арабский философ. Под влиянием философии Анаксагора Н. высказал ряд новых для Ближнего Востока того времени идей: тело состоит из бесконечного множества частиц, оно бесконечно делимо, мир являет-
ся вечным, а все тела существуют одновременно в потенциальном состоянии; все движется; душа материальна и она распространена по всему организму, и др. Многочисл. труды Н. до нас не дошли,
0 его филос. воззрениях известно гл. обр. по трудам его противников, полемизировавших с Н.'
Лит.: Аль-Касими Д ж а м а ад-дин, Тарих Джахмийя во аль-Мутазила, Каир, 1831; Абу Man сура ал ь- Б а г д а д и, Аль-Фарк бейн аль-фирак, Каир, 1899; 3 а к у е в А. К., Философия ан-Наззама, Баку, 1961;
1 b n а 1-М u r t a d a al Mu'tazila, ed. Т. W. Arnold, Lpz., 1902. , А. Закуев. Баку.
НАЙМИ,Фазлаллах аль-Хуруфи (р. ок. 1339 — ум. 1394) — основоположник широко распространенного в странах мусульм. Востока хуруфит-ского движения (см. Хуруфизм). Идейно близок к исмаилитам карматского толка. Мировоззрение Н. формировалось под влиянием сектантских эзотерич. учений вост. перипатетиков. Выступая в роли комментатора Корана и толкователя ислама, Н. в действительности опровергал их, подменяя веру в Аллаха пантеистич. учением, облаченным в мистич. форму (обожествление букв и цифр). Н. призывал людей изучать окружающее, причем изучение мира считал необходимым начинать с познания определений. По Н., мир находится в вечном циклич. движении, а в развитии существует преемственность: «каждая предыдущая ступень является началом последующей» («Джавидан-наме» — «Книга о вечности»). Н. писал о взаимосвязи между неорганическим, растительным, животным мирами и человеком. За резкую критику совр. ему действительности, за призывы бороться против господства Тимуридов и еретич. идеи Н. был предан мучительной казни.
Соч.: Искендер-Наме, [Книга об Искандере (Ал. Македонском)], в «Е. J. W. Gibb Memorial series», v. 9, Textes persans relatifs a la secte des houroufis, publies, traduits et annotfis par C. Huart, L., 1909; Махаббат-наме (Книга о любви), рукопись, хранится в библиотеке гос. ун-та в Ереване; Аш'ар Наими (Стихи Найми), хранятся в биб-ке Ленинградского ин-та народов Азии и Африки, шифр — Г306.
Лит.: Садег Кий а, Важэ наме (Словарь гюргян-ского языка), Тегеран, 1330 с. г. X. (1951).
3. Кули-Заде. Баку.
НАКАЭ ТЕМЙН(псевдонимы: Такэма, Аорё, Сюсуй, НанкайСэнгёи др.; наст, имя—Т о к у-с у к э) (1847—1901) — япон. философ. Под влиянием идей Парижской Коммуны поддерживал движение «за свободу и народные права» в Японии (70-е гг. 19 в.); в 1887 опубликовал в журн. «Кокумин-но томо» (№ 3) соч. «Беседа трех подвыпивших о гос. правлении» («Сан суйдзин кэйрин мондо»), в к-ром отстаивал идею народоправия. Впоследствии выступил против конституции 1889, считая ее обманом народа; разоблачал беззакония, творимые япон. парламентом. В 1891 Н. Т. отказался от депутатского звания. После перевода фрагментов из книги Верона, названных «Эстетика г-на Вэй» («Вэйси бигаку», 1884), и перевода книги Фулье «История философии» («Ригаку энкакуси», 1886) Н. Т. опубликовал соч. «Глубины философии, или Детальное исследование по философии» («Ригаку тёгэн», 1886), в к-ром ясно проявляется материалистич. направленность его рассуждений. Н. Т. отрицательно характеризовал идеалистич. школы европ. философии и положительно — материалистич. направление, к-рое называл «объективным сенсуализмом». По его мнению, пренебрежение логич. размышлением приводит к мистике, а «религия и спиритуализм представляют собой вред» для развития филос. мышления. В соч. «Еще полтора года» («Дзоку итинэн юхан», 1901) Н. Т. подвел итоги своих филос. размышлений. Догме о бессмертии души Н. Т. противопоставил бессмертие материи. Мир безначален, бесконечен и неистощим; к бесконечному потоку соединяющихся и освобождающихся атомов ничего нельзя добавить. Отстаивая объективность пространства
НАКАЭ ТОДЗЮ - НАЛБАНДЯН 533
и времени, Н. Т. писал: «...Поскольку мир есть мир предметов,то несомненно должно существовать некоторое место, в котором они находятся. Это место в качестве пространства существует вне и независимо от нашего сознания...» («Еще полтора года», с. 74), и далее — «Время подобно телеге, нагруженной предметами и движущейся от одного отрезка к другому» (там же, с. 76). В гносеологии Н. Т. придерживался теории отражения материалистов 18 в. Н. Т. называл позитивистов школой, к-рая «в своем убожестве премного клевещет на способности человеческого духа и доходит до того, что умаляет его достоинства и ценность» (там же, с. 54). Н. Т. отрицал свободу воли и отстаивал детерминизм. В области этики Н. Т. отступал от материализма, проповедуя теорию «разумной самооценки и самоконтроля» как основы нравственных поступков «для себя и для других». В 1894 он сделал перевод из Шопенгауэра и издал его под названием «Великие основные принципы этики» («Дотоку. дайгэнри»). Филос. и социаль-но-политич. воззрения Н. Т. оказали большое влияние на демократич. интеллигенцию Японии.
Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Наказ Тёмин, «Сов. востоковедение», 1949, Ха 4; Сакисака Ицуро (ред.-составитель), Совр. япон. мыслители, пер. с япон., М., 1958; Котоку С ю с у й, Тёмин сэнсэй (Учитель Тёмин), Токио, 1902; Нагла X и р о с и, Нихон юибуцурон си (История япон. материализма), Токио, 1936, с. 241 — 316; Тории Хакуро, Мэйдзи сисоси (История идей времени Мэйдзи), Токио, 1947, с. 98 —106; С а й-гуса Хирото, Нихон юибуцуронся (Япон. материалисты), "Токио, 1956, с. 207—33; ХидзикатаКадзуо, Наказ Тёмин, Токио, 1958; Ф у н а я м а С и н ъ и т и, Мэйдзи тэцугакуси кэнкю (Изучение истории философии времени Мэйдзи), Токио, 1959, с. 245—60, 278 — 93.
Я- Радуль-Затуловский. Ленинград.
НАКАЭ ТОДЗЮ(К о р э н а к а) (1608-48) — япон. философ. Основал япон. «Школу Ван Ян-мпна» (см. Ван Ян-мин). Н. Т. проповедовал, что субстанцией мира является «божественная великая пустота»; идеальное (ри) и материальное (ки) начала представляют собой ее свойства и в основе между ними нет различия, как нет различия между бытием и небытием вообще. Вещи существуют лишь постольку, поскольку человек их воспринимает. Познание, согласно Н. Т., есть результат «рети» — «естественного (врожденного) знания» или интуитивного постижения, и его поле тем шире, чем совершеннее душа человека. «Рети» заложено во всех людях, т. к. они по своей природе в конечном счете представляют частицы одной и той же мировой субстанции. Среди соч. Н. Т. наиболее популярны — «Вопросы и ответы старца» («Оокина мондо»), «Истолкование памятника „Великое учение"» («Дайгаку кай»), «Истолкование памятника „Беседы и рассуждения" Конфуция и его учеников» («Тюё кай») и др.
Лит.: Радуль-Затуловский Я. Б., Кон фуцианство и его распространение в Японии, М. — Л., 1947, с. 328 — 331; Нагата X и рос и, Нихон тэцугаку си (История япон. философии), Токио, 1937, с. 53 — 58; Иноуэ Тэцудзиро, Нихон ёмэйгакуха-но тэцугаку (Философия японской школы Ван Ян-мина), Токио, 1938; Сайгуса Хирото, Тэцугакухэн-но кайсэцу (Редакц. пояснения и введение к «Толкованию памятника „Следо вание средине"»), в кн.: Нихон тэцугаку сисо дзенсё (Поли, собр. соч. по япон. филос. мысли), т. 15, Токио, 1957, с. 49— 50. Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.
НАКШВЕНДЙ(Шейх Бахааддин, Ходжа Мухаммед) (1319—89) — основатель ордена Накшбендия (см. Накшбендизм), проповедовал идеалистич. пан-теистич. теории, проникнутые идеей возвращения ислама к его первоначальной чистоте..
Лит. см. при ст. Накшбендизм. М. Хайруллаев. Ташкент.
НАКШБЕНДИЗМ— одно из гл. направлений среднеазиатского суфизма, получило развитие после возникновения в 13 в. дервишского ордена Накшбендия, основателем к-рого был Накшбенди. Ранний Н. имел нек-рое прогрессивное значение, отражая инте-
рес нар. масс к чисто мирским проблемам. В этот период на Н. оказывали влияние идеи Хамадани и Абдулхалика Гиждувани. Н. призывал пользоваться благами этого мира, овладевать знаниями и трудиться. После смерти Накшбенди Н. становится реакционным. Ставший во главе ордена Ходжа Ахрар (14—15 вв.) и его последователи учили, что наука — это не знания, полученные посредством ощущений, рассуждений и размышлений, что истинная наука — это внушения и разъяснения самого шейха, она состоит из духовных божеств, тайн, к-рые неизвестны обычным ученым (журн. «Шуро», 1913, № 22).
Лит.: История Узбекской ССР, 2 изд., т. 1, кн. 1, Таш., 1955; М у м и н о в И. М., Филос. взгляды М. Бедиля, Таш., 1957; Смирнов Е. Т., Дервишизм в Туркестане, «Туркест. ведомости», 1898, №. 55 — 58; Цветков П., Исламизм, т. 4, Ашхабад, 1913.
М. Хайруллаев. Ташкент.
НАЛБАНДЯН,Микаэль Лазаревич (14 нояб. 1829 — 12 мая 1866) — революц. демократ, философ, публицист, поэт, критик и теоретик литературы. Род. в г. Hop-Нахичевань (ныне район г. Ростов-на-Дону) в семье ремесленника. Учился в школе священника Г. Патканяна, к-рый заметил его литературное дарование и поощрил его. С 1846 Н. служил секретарем епархиального правления Нахичевани; в это время он выступает как защитник интересов крестьян и ремесленников и как обличитель беззаконий городской власти и группы клерикалов, что вызвало гонения на Н. В 1853 он переехал в Москву и, сдав экзамен при Петербургском ун-те, получил должность преподавателя арм. яз. в Лазаревском ин-те вост. яз. в Москве. В 1854 по настоянию католикоса арм. церкви Н. был арестован, а после освобождения уволен с должности преподавателя. Н. поступил вольнослушателем на мед. фак-т Московского ун-та. В это же время он следит за произведениями русской лит-ры и изучает Белинского, Герцена и Чернышевского, к-рые сыграли большую роль в формировании взглядов Н. В 1858— 1860 Н. сотрудничал в журн. «Юсисапайл» («Северное сияние»), издаваемом в Москве прогрессивным публицистом Назаряном.
В 1857—62 Н. неоднократно бывал в европ. странах, посетил Турцию и Индию. В Константинополе он создал вокруг арм. журн. «Мегу» револю-ционно-демократич. группу «Партия молодых», установил связи с Герценом, Огаревым, Гарибальди и Мадзини и возглавил арм. нац.-освободит, движение. За революц. деятельность и связь с группой т. н. лондонских пропагандистов Н. в 1862 был арестован и заточен в Петропавловскую крепость. После трехлетнего заключения, больной туберкулезом, Н. был сослан в Камышин.
Свою жизнь Н. посвятил защите интересов нар. масс и созданию свободной единой суверенной Армении. Н. понимал, что основную роль в этом должно сыграть революц. движение рус. народа и угнетенных народов России и Турции. Защищая нац.-освободит, движение Армении и рус. революцию Н. разоблачал арм. либералов, их утверждения о возможности прогресса в условиях крепостничества. В труде «Земледелие как верный путь» (1862), касаясь создавшейся после реформы 1861 ситуации в России, предсказывал неизбежность революции.
Н. подверг резкой критике капитализм и колониализм; он указывал, что бурж. страны Европы—злейшие враги Индии, Китая и др. закабаленных стран. Коренная ломка существующих социальных отношений, революц. преобразование жизни — такова поли-тич. программа Н. Но его социализм, несмотря на ориентацию на революц. путь, носил утопич. характер, был крестьянским. Н. принадлежит особая заслуга в разработке вопросов нац.-освободит, движения.
534 «НАПИСАНИЕ О ГРАМОТЕ» — НАРИМАНОВ
Н. считал, что нация — явление историческое. Он был убежден, что придет время, когда нац. вопрос будет решен в результате уничтожения социального гнета и победы социалистич. начала, к-рое он связывал с общиной. Н. считал, что развитие национально-особенного не отдаляет, а сближает народы. Он подверг критике расизм, космополитизм и национализм.
По своим филос. воззрениям Н. — материалист. Дух он рассматривает как свойство материи. Философия, по Н., должна заниматься реально существующими вещами — природой и человеч. обществом. Исходя из антропологич. материализма, Н. видел твердый фундамент философии в истории и естествознании и критиковал идеалистов, основывающихся, по его мнению, на умозрительных, абстрактных схемах. Н. отверг упрощенный, механистич. взгляд на движение и развитие. Движение, по Н., есть принцип всего сущего. Жизнь природы и общества есть движение, а движение есть борьба. Диалектика у Н. неотделима от революц. подхода к жизни.
В понимании истории Н. в коночном счете был идеалистом, хотя его высказывания содержат много матерналистич. положений, напр. о классовом характере государства, об объективной экономич. основе существования различных социальных групп, неизбежности их борьбы и революции в эксплуататорском обществе. Но Н. не понял законов развития экономич. жизни, оставаясь в социологии на позициях идеализма.
Религия, по Н., представляет собой извращенное отражение сил природы в головах людей и фетишизацию этих сил. Среди осн. причин возникновения и утверждения религ. взглядов Н. особо выделял, наряду с невежеством, социальный гнет. Н. подверг критике религ. и «официальную» мораль господствующих классов. В обществе, где существуют социальный гнет и эксплуатация, по мнению Н., не может быть справедливости, истинно моральных отношений между людьми. Так, капитализм исключает свободу и справедливость. Н. подчеркивал связь искусства с жизнью, его социальную природу. Искусство, по Н., выносит оценку, приговор действительности, требует ее преобразования согласно идеалу. Н. первый в арм. литературе дал обстоятельный анализ ряда произв. («Сое и Вардитер» П. Прошяна и др.). Он создал образцы гражданской поэзии, на к-рых воспитывалось не одно поколение революц. молодежи. Историч. значение творчества Н. в том, что он завершил процесс формирования революционно-демократич. идеологии и материализма в Армении и тем самым подготовил почву для распространения марксизма на своей родине.
Соч.: Избр. филос. и общественно-политич. произведения, М., 1954; на арм. яз.—Журнал нового арм. яз., [б. м. ], 1857; Две строки, Ер., 1939; Земледелие как верный путь, Ер., 1939; Национальное бедствие, Ер., 1939; Поли. собр. соч., т. 1 — 4, Ер., 1940 — 49.
Лит.: Саркисян Х- С, Микаел Налбандян и вопросы языка, Ер., 1955; на арм. яз. — И о а н н и с я н А. Г., Налбандян и его время, кн. 1—2, Ер., 1955 — 56.
А. Хачатурян. Москва.
«НАПИСАНИЕ О ГРАМОТЕ»— анонимный филос. грамматич. трактат, памятник рус. рационалистич. и гуманистич. мысли 15 — нач. 16 вв. Филос. введение «Н. о г.» содержит идеи, утверждающие позна-ват. возможности и созидат. силы ума в противоположность феодально-православному мировоззрению, обезличивавшему человека. «Н. о г.» представляет собой новую ступень в развитии идеи свободы человека, к-рая в Лаодикийском послании моек, еретика Ф. Курицына была формулирована как «самовластие души». «Н. о г.» постулирует самовластие ума человека, различая понятия «разума» как сознающей, но пассивной способности человека,
и «ума» как активной способности к действию, к обогащению сознающей способности, выражением чего является знание. Знание дает постижение минувшего, понимание настоящего, предвидение будущего. Начальной ступенью к знаниям служит грамота и с ее помощью люди становятся учеными, мудрецами, овладевают всевозможными мастерствами и искусствами. Отсюда вывод: «грамота есть самовластие», иными словами «учение есть свобода». «Н. о г.» содержит гуманистич. мотивы и по своей центр, идее имеет точки соприкосновения со знаменитым манифестом итал. гуманизма 15 в. трактатом Пико делла Миран-дола «О достоинстве человека». Социальными носителями идей «Н. о г.» являлись участники еретич. движения последней трети 15 — нач. 16 вв., среди к-рых находились представители городских торгово-ремеслен-ных кругов, низшего духовенства, а также представители социальных низов города. «Н. о г.» вызвало к жизни спец. соч.— «Беседы об учении грамоте», в к-ром анонимный представитель церк. кругов выступил с полемикой против «Написания», уличая автора его в антитринитаризме (см. Антитринитарии), в следовании ереси арианства, несторианства и т. п.
Лит.: К л и б а н о в А. И., «Н. о г.», в сб. ст.: Вопросы истории религии и атеизма, [т.] 3, М., 1955; его же, Реформац. движения в России в XIV — первой половине XVI вв., М., 1960, с. 63—82 и с. 333 — 50.
А. И. Ялибанов. Москва.
НАРИМАНОВ,Нариман Кербалай Наджаф оглы [2(14) аир. 1871—19 марта 1925] — азерб. писатель, деятель Коммунистич. партии и Сов. гос-ва, один из председателей ЦИК СССР. Род. в Тифлисе в крест, семье. Будучи студентом Новороссийского ун-та в Одессе, вел революционную работу среди портовых рабочих. В 1905 вступил в большевистскую организацию «Гуммет». За революц. деятельность был арестован и сослан в Астрахань (1909). В 1917 — пред. комитета орг-ции «Гуммет», один из руководителей революц. борьбы за власть Советов в Азербайджане. В 1921 — пред. СНК Азербайджана. С 1922 — пред. Союзного Совета ЗССР, затем один из пред. ЦИК СССР.
Мировоззрение Н. формировалось под влиянием передовой рус. культуры и, впоследствии, идей марксизма. В 90-х гг. Н. стоял на просветительских позициях и, разоблачая религию, выдвигал демократич., гуманистич., интернационалистич. идеи. Н. активно пропагандировал материализм и естественнонауч. знания, выступал за отделение церкви от гос-ва. Его ан-тирелиг. пропаганду высоко оценил Ленин (см. Ленинский сб., XXXV, 1945, с. 233). Переход Н. на позиции марксизма начался в годы первой рус. революции, в этот период он стал пропагандировать«прекрасные идеи прекрасных принципов Маркса» (газ. «Хаят», №№ 102 и 140, 1960). После 1917 Н. прочно стал на позиции марксизма-ленинизма и начал борьбу за торжество ленинских идей в Азербайджане. «Путь вашего всестороннего освобождения — в ленинской программе. Ленинская программа, направленная против помещиков и капиталистов... освободит мусульманский народ из-под гнета» (газ. «Гуммет», «Что мы должны делать'», янв., 1918).
В области лит-ры Н. отстаивал реализм, критиковал теорию «чистого» иск-ва.
Соч.: Ленин вэ Шэрг, Бакы, 1924; Эсэрлэри, Бакы, 1956; на рус. яз.— Ленин и Восток. Сб. ст. (соавтор) м 1924; Статьи и письма, М., 1925; Пир, М., 1925; Собр. соч т. 1—2, М.—Л., 1926; О В. И. Ленине. Сб., Баку, 1957.
Лит.: Памяти Н. Н. Сб. ст., М., 1925; Р а ф и л и М.Г., Н. Н.— выдающийся революционер и писатель, Баку, 1956; Активные борцы за Сов. власть в Азербайджане, Баку! 1957; Г у л и е в Д ж. В., Н. Н.— выдающийся партий ный и гос. деятель, в кн.: Тр. Ин-та истории партии при ЦК КП Азерб. филиала Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, т. 20, 1957; История философии, т. 5, М., 1961 с. 379; на азерб. яз.— М э м м э д о в В., Н. Нэриманов' Бакы, 1957. Ф. Иочарли. Баку.
НАРОД 535
НАРОД(народные массы) — исторически изменяющаяся общность социальных групп с разной классовой структурой на различных этапах историч. развития, включающая те слои и классы, к-рые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества; прежде всего — трудящиеся, создатели материальных ценностей; творец истории, ведущая сила коренных обществ, преобразований. Н.— подлинный субъект истории; его деятельность создает преемственность в постулат, развитии общества. Место и роль Н. в истории впервые раскрыл марксизм, устранивший один из гл. пороков идеалистич. социологии, к-рая игнорировала решающую роль Н. в обществ, развитии (см. В. И. Ленин, Соч., т. 21, с. 40).
В период рабовладельч. строя в учении Платона получило филос. обоснование пренебрежит. отношение господствующих классов к Н. как к «толпе», «враждебной мудрости» (см. Государство, 421 С—432 В; рус. пер., СПБ, 1863). Христ. церковь проповедовала учение о небесной и земной иерархии, освящавшее сословно-феод. порядки. Подчинение трудящихся правителям превозносилось церковью как «высшая добродетель». Для бурж. и молкобурж. идеологов характерно отождествление интересов и идей представляемых ими классов с интересами и идеями Н. В период рево-люц. борьбы буржуазии иротив феодализма это имело историч. основание в самих обществ, условиях. «Всегда и везде буржуазия выступала против отживших сословных рамок и других средневековых учреждений во имя всего „народа", классовые противоречия внутри которого были еще пе развиты, и она была,как на Западе, так и в России, права, так как критикуемые учреждения стесняли действительно в с е х» (Л е н и и В. И., Соч., т. 1,с. 401 —02). Идеологи нарождавшейся буржуазии выступили против феод, порядков и церкви, подняв знамя разума, просвещения. Дидро, Гельвеций, Гольбах, Ламетри гневно осуждали тиранию и деспотизм. Франц. материалисты, а также Руссо считали, что интересы Н. грубо попраны, что феод, правители лишили его естеств. прав. Идеологи молодой буржуазии провозгласили право Н. на восстание. «Всякий народ, стонущий под игом самовластия, вправе сбросить его» (Гельвеций К. А., О человеке..., М., 1938, с. 396). Однако франц. материалисты опасались «крайностей» революции, не верили в способность Н. самостоятельно руководить обществ, жизнью. По их мнению, нар. массы должны следовать за просвещенными людьми из образованных классов. По мере развития классовых противоречий, бурж. имелкобурж. идеологи стремились затушевать противоречивые интересы различных классов. «Демократы допускают,— писал Маркс,— что против них стоит привилегированный класс, но вместе со всеми остальными слоями нации они составляют народ. Они стоят за народное право; они представляют народные интересы. Поэтому им нет надобности перед предстоящей борьбой исследовать интересы и положение различных классов. Им нет надобности слишком строго взвешивать свои собственные средства. Им стоит ведь только дать сигнал — и н а р о д со всеми своими неисчерпаемыми средствами бросится на у г н е т а т с л е й. Но если на деле оказывается, что их интересы не заинтересовывают, что их сила есть бессилие, то виноваты тут... вредные софисты, раскалывающие единый н а-р о д на различные враждебные лагери...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 151). С приходом буржуазии к власти и обострением ее борьбы с пролетариатом взгляды бурж. идеологов на Н. приобрели реакц. характер. Они стремятся философски «обосновать» опасность для общества революц. выступлений масс. Гегель, рассматривая историю как развитие «мирового духа», писал о «бесформенной мас-