Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАР- 1 страница



СТВО— новая форма социалистич. гос-ва, возник­шего в ряде стран Европы и Азии в результате победы революций, развернувшихся в этих странах в ходе 2-й мировой войны и в первые годы после ее оконча­ния (см. Народно-демократическая революция). Еще ранее Н.-д. г. в иных условиях сложилось в Монголь­ской Нар. Республике. Новая историч. обстановка, в первую очередь ослабление империализма и изме­нение соотношения сил в пользу социализма, обусло­вила особенности возникновения и развития Н.-д. г. Историч. и нац. особенности разных стран также отразились на становлении Н.-д. г. в них.

Н.-д. г. в странах Европы и Азии возникли в ре­зультате революц. борьбы народных масс, руково­димых коммунистич. и рабочими партиями. Благо­приятные условия для развертывания этой борьбы были созданы тем, что Сов. Армия освободила ряд


стран от фашистских захватчиков и их пособников. Это помогло избавить народы этих стран от империа-листич. экспорта контрреволюции, в значит, степени явилось препятствием и для происков внутр. контр­революции.

Революции, утвердившие нар.-демократич. строй, прошли в большинстве стран этап демократич., анти­империалистич. и антифеод, (в странах с феод, пере­житками) преобразований и этап социалистич. пре­образований. Оба этапа тесно связаны друг с другом.

Н.-д. г. в большинстве стран возникло как одна из форм революц.-демократич. власти революц. классов при гегемонии рабочего класса и представ­ляло собой переходную ступень к диктатуре проле­тариата. На этом этапе было ликвидировано господ­ство монополистич. капитала, искоренен фашизм, проведена демократизация обществ, жизни; прове­дена аграрная реформа по принципу: «земля принад­лежит тем, кто ее обрабатывает» и национализация, в результате к-рой к гос-ву перешли ключевые пози­ции в пром-сти, транспорте и финансовой системе. С самого начала Н.-д. г. приступило и к проведению ряда преобразований по своей тенденции социалистич. характера.

Возникновение и укрепление народно-демократич. строя связано со сломом старого и созданием нового гос. аппарата. Этот процесс протекал несколько иначе, чем в Сов. России, и занял сравнительно больше времени. В ряде стран, особенно на первом этапе раз­вития Н.-д. г., в той или иной мере использовались прежние гос.-правовые ин-ты.

По мере перерастания антиимпериалистич., демо­кратич. революции в социалистическую Н.-д. г. все более становилось по своей сущности гос-вом диктатуры пролетариата, а проводимые им преобра­зования стали носить четко выраженный,социалистич. характер. При этом незавершенные задачи первого этапа развития решались уже на этапо диктатуры пролетариата. Развитие стран нар. демократии пол­ностью подтвердило марксистско-ленинское положе­ние о том, что народы могут прийти к социализму только в результате победы социалистич. революции и установления власти рабочего класса, к-рая утвер­дилась в странах, существенно отличавшихся друг от друга по форме гос. строя и уровню развития экономики.

Общие закономерности перехода от капитализма к социализму проявляются в Н.-д. ггЪ в несколько иных формах, чем в СССР. Это обусловлено конкрет-но-историч. особенностями революции в той или иной стране. Так, в Чехословакии диктатура пролетариата окончательно утвердилась после победы, одержанной трудящимися над реакцией в февр. 1948. На востоке Германии гос. власть приобрела социалистич. харак­тер с созданием ГДР (1949). В Болгарии Н.-д. г. одно­временно решало как общедемократич., антиимпе­риалистич., так и социалистич. задачи. Характерной чертой возникновения и развития Н.-д. г. в Азии являлся более продолжит, этап нар.-демократич. революции.

Национализация в странах нар. демократии прово­дилась медленнее и постепеннее, чем в СССР. При этом нередко законы о национализации предусмат­ривали полную или частичную компенсацию за иму­щество, переходящее к гос-ву. Кооперирование с. х-ва проводилось и проводится при сохранении частной собственности на землю.

Специфич. черты имеются и в системе обществ, организации общества. В ряде Н.-д. г. (ГДР, Польше и др.) существуют многопартийные системы. Так, напр., отд. слои крестьянства составляют основу таких партий, как Объединенная крестьянская партия (Польша), и т. п. Часть интеллигенции и ремеслен-


НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО - НАРОДНОСТЬ 545


ников входят: в ГДР — в Нац.-демократия, партию, в Чехословакии — в Чехословацкую социалистич. партию, и т. п.

Своей деятельностью эти партии показали, что они являются союзниками коммунистич. и рабочих пар­тий и тесно сотрудничают с ними как в период революц. борьбы, так и поело установления диктатуры пролетариата. Во всех Н.-д. г. существуют массовые орг-ции, объединяющие все политич. партии и об­ществ, орг-ции: в Болгарии — Отечеств, фронт, в Вен­грии — Отечеств, народный фронт, в Польше — Фронт единства народа и т. д. В совр. условиях социа­листич. строительства эти орг-ции способствуют сплочению народа вокруг коммунистич. и .рабочих пар­тий и развитию обществ, самоуправления. В отличие от СССР, где до 1936 бывшие эксплуататоры не участ­вовали в выборах, большинство стран нар. демокра­тии не вводило ограничений по классовому признаку.

Тем самым было подтверждено ленинское положе­ние о том, что лишение буржуазии избират. прав не является необходимым признаком диктатуры про­летариата. Нек-рые различия имеются также в орга­низации и структуре гос. органов.

Трудящиеся зарубежных социалистич. стран твор­чески использовали и используют опыт социалистич. и коммунистич. строительства в Сов. Союзе, к-рый в свою очередь использует опыт этих стран. В докумен­тах мирового коммунистич. движения подчеркивается история, значение решений XX и XXII съездов КПСС, новой Программы КПСС для успешного развития всей мировой социалистич. системы. Коммунистич. и рабочие партии развенчали и осудили культ личности, к-рый является тормозом в социалистич. строительстве, непримиримо выступают против всех проявлений его идеологии и практики, чуждых марксизму-ленинизму, природе социалистич. строя.

По мере решения вопросов, связанных с построе­нием основ' социализма, на первый план выдви­гается, создание материально-технич. предпосылок для перехода к коммунистич. строительству. В ря­де стран социалистич. производств, отношения по­бедили и господствуют не только в городе, но и в деревне. На этой основе в Н.-д. г. укрепляется союз рабочего класса с крестьянством, идущим по пути социалистич. переустройства с. х-ва.

По мере продвижения нар.-демократич. стран по пути социалистич. строительства происходят существ, изменения к^к в содержании, так и в формах деятель­ности диктатуры пролетариата, историч. миссия к-рой, однако, еще не завершена. Все большее развитие получают функции, свойственные общенар. гос-ву, и сокращаются функции, характерные только для диктатуры пролетариата. Эти изменения выражаются, в частности, в значит, ослаблении, а в ряде стран, где построение социализма завершено, и в отпадении функции подавления эксплуататорских классов.

Большое развитие получили хозяйственно-орга­низаторские и культурно-воспитат. функции социа­листич. гос--а. В наст, время все большее значение приобретают функции Н.-д. г., связанные с сотруд­ничеством стран мировой социалистич. системы в об­ласти политики, экономики и культуры.

Опыт развития социалистич. стран показывает, что важнейшим международ, условием их достижений и успехов в социалистич. и коммунистич. строитель­стве являются единство и сплоченность, взаимная помощь и поддержка друг друга. Нерушимым зако­ном взаимоотношений между социалистич. странами, объединенными узами социалистич. солидарности, единством общих целей и интересов является строгое соблюдение принципов марксизма-ленинизма, социа­листич. интернационализма, подлинное равноправие и самостоятельность каждой социалистич. страны.


Междунар. разделение труда в рамках социалистич. системы создает наиболее благоприятные условия для экономич. политич. и культурного развития каж­дой социалистич. страны и всей социалистич. системы.

Гл. направлением развития государственности в странах нар. демократии является дальнейшее раз­вертывание социалистич. демократии, все более широ­кое привлечение трудящихся к управлению гос-вом и х-вом, совершенствование работы гос. аппарата и развитие форм нар. контроля за его деятельностью.

В странах нар. демократии существенно возросла роль и расширились полномочия представит, гос. учреждений как высших, так и местных. При макси­мальном развертывании всех других форм социали­стич. демократии, в т. ч. непосредств. демократии, представит, органы остаются осн. формой народо­властия. Особое значение приобретает развитие об­ществ, начал в их деятельности. Значительно активи­зировали свою деятельность массовые обществ, орга­низации, к-рым передаются нек-рые функции гос. органов (руководство спортивным и физкультурным движением, социальное страхование и др.). Возросла также роль проф. орг-ции трудящихся в решений вопросов, связанных с хоз. деятельностью предприя­тий. Производств, совещания и мн. другие формы предусматривают все более непосредств. вовлечение трудящихся в управление произ-вом.

Большое внимание в странах нар. демократии уде­ляется укреплению социалистич. законности, даль­нейшему расширению прав и свобод граждан.

На совр. этапе развития нар. демократии значи­тельно возрастает руководящая роль коммунистич. и рабочих партий, к-рые все больше продвигаются по пути превращения во всенародные партии. В ходе социалистич. строительства страны нар. демо­кратии вносят много нового в коллективный опыт социалистич. строительства во всех его областях. Этот опыт является ценнейшим достоянием междунар. рабочего движения.

Лит. см. при статьях Государство, Социалистическое
государство. Б. Топорнии.
Москва.

НАРОДНОСТЬ— исторически сложившаяся на базе рабовладельч. и феод, строя языковая, территориаль­ная, экономич. и культурная общность людей, пред­шествующая нации. Определяющим критерием для различения этнич. общностей является характер экономич. строя. Образование союзов племен, сопро­вождавшееся усилением межплеменных хозяйств, и культурных связей, военные столкновения, мигра­ции населения, вызванные увеличением его числен­ности, возникновением частной собственности и клас­сов, — все это приводило к постепенному смешению племен, к замене прежних кровнородств. связей тер­риториальными связями и появлению новой формы этнич. общности — Н. Начало формирования Н. относится к периоду консолидации племенных сою­зов. Первыми сложились Н. рабовладельч. эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и Др.). Процесс образования Н. в Европе завершился в основном в период феодализма (древнерус, польская, франц. и др. Н.). В остальных частях света этот процесс про­должался и в последующую эпоху. Н. обычно скла­дывались из неск. племен, близких по своему проис­хождению и языку (польская — из слав, племен: полян, вислян, мазовшан и др.; немецкая — из герм. племен: швабов, баварцев, алеманов и др.), или иа разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних племен другими (французская — из галльских племен, римских колонистов и герм, племен: франков, вестготов и бургундов и т. п.). В про­цессе складывания Н., по мере усиления связей между отд. частями ее, язык одного из этнич. компонентов (более многочисленного или более развитого) превра-


546 НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА


щается в общий язык Н., а остальные племенные языки низводятся до роли диалектов, а иногда совсем исчезают; формируется территориальная, культурная и экономич. общность, не имеющая зачастую устой­чивого характера. Одним из показателей новой общ­ности является собирательное имя, под к-рым Н. становится известной соседям.

Становление гос-ва способствовало упрочению Н., но в процессе историч. развития Н. могли не совпа­дать с гос-вом ни территориально, ни по языку. На востоке Европы, где создание централизованных гос-в происходило в феод, эпоху, в их состав был включен целый ряд Н.; руководящую роль в этих гос-вах играли наиболее развитые в политич. и эконо­мич. отношении Н. (напр., русская).

С развитием капиталистич. отношений усиливаются экономич. и культурные связи, ликвидируется хо­зяйств, раздробленность данной Н., происходит ее превращение в нацию. Все признаки, характеризую­щие Н., получают новую качеств, форму. Нации обычно являются дальнейшим этнич. развитием тех или иных Н. и сохраняют их названия, однако терри­ториальные рамки тех и других могут не. совпадать. Н., оказавшиеся разрезанными на части гос. грани­цами, могут дать начало неск. нац. образованиям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембуржцы и др.). Древнерус. Н. явилась общим корнем рус, укр. и белорус. Н., сложившихся впоследствии в на­ции; не менее часты случаи, когда в формировании одной нации участвовали или участвуют неск. Н. (так, индонезийская нация формируется из яванцев, сундов, мадурцев и др. Н.). Мн. Н. при капитализме не успели стать нациями; с победой социализма они складываются в социалистич. нации. Процесс превра­щения Н. в нацию не универсален. Мн. Н. (и особенно мелкие), отставшие по ряду причин в своем развитии, могут и не превратиться в нации. С течением времени они вступают в тесные связи с другими, более разви­тыми Н. и нациями, утрачивают свои особенности в области культуры и быта, усваивают культуру др. народов, воспринимают их язык и постепенно слива­ются с ними. Такие ассимиляционные процессы имеют место во многих районах земного шара.

Распад колониальной системы империализма и нац.-освободит. борьба в колониальных и зависимых стра­нах, получение ими гос. независимости, освобожде­ние нац. экономики от иностр. зависимости, рост городов, мероприятия по переводу кочевых племен на оседлость — все это способствует ускорению процессов этнич. консолидации и росту нац. самосоз­нания. Из племенных и локально-территориальных этнич. групп формируются новые Н. и нации.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной соб­
ственности и государства, в кн.: Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Что такое «друзья
народа» и как они воюют против социал-демократов?, Соч.,
4 изд., т. 1, с. 137—38; Вопросы формирования рус. народ­
ности и нации. Сб. ст. под ред. П. М. Дружинина
и Л. В. Черепнина, М.—Л., 1958; Сатыбалов А. А.,
Историч. типы общности людей, Л., 1959; Москалев-
к о В. А., Племя, народность, нация как историч. формы
общности людей, М., 1960; Минуя капитализм (О переходе
к социализму республик Средней Азии и Казахстана).
[Сб. ст.], М., 1961; Алексеев В., Род, племя, народ­
ность, нация (Историч. формы общности людей), М., 1962;
Численность и расселение народов мира, под ред. С. И. Бру­
ка, в серии: Народы мира. Этнографич. очерки, под
общ. ред. С. П. Толстова, М., 1962. С. Брук. Москва.

НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА— одно из осн. понятий марксистско-ленинской эстетики, означающее связь иск-ва с народом, обусловленность художеств, явлений Жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стремлениями трудящихся, выражение в иск-ве идеалов и интере­сов нар. масс. В условиях социализма Н. и. выступает как тесная связь художеств, культуры с широчайшими массами трудящихся, идейной основой к-рой являют­ся коммунистич. партийность, идеалы коммунизма.


В процессе историч. развития Н. и. приобретала различные формы. Искусство первобытнообщинного строя создается самими трудящимися, обслуживает всю массу общества, будучи непосредственно «впле­тено» в социальную практику коллектива. Эта пер­воначальная примитивная форма Н. и. выступает как исходный пункт развития т. н. «народного твор­чества» — иск-ва, непосредственно создаваемого трудящимися в условиях классовых эксплуататор­ских обществ. В условиях развития разделения труда и материальной и духовной экспроприации трудя­щихся, постепенного отделения от нар. творчества профессионального иск-ва — процесса, к-рый оконча­тельно завершается только в эпоху капитализма, формируются новые формы народности художеств, культуры. В античном обществе на почве рабовла-дельч. демократии расцветает иск-во, народность к-рого заключается в выражении идеалов и интересов коллектива свободных граждан классич. полиса. При этом производит, класс — рабы—остается практи­чески за пределами развития эстетич. сознания об­щества. Рабы лишь обеспечивают это развитие, соз­давая для него необходимые материальные предпо­сылки. Художеств, идеология ср.-век. феод, общества, особенно на ранних стадиях, вбирает в себя эстетич. сознание крестьянской общины, а позднее и трудя­щихся города. В этом основа народности ср.-век. иск-ва, к-рое даже в условиях подчинения религии и церкви было тысячью нитей связано с укладом жизни и образом мышления трудящихся.

Новая пора наступает с эпохи Возрождения. Иск-во здесь получает возможность освободиться от прими­тивности и патриархальности средневековья на основе широкого развития историч. самодеятельности масс. Но вместе с тем здесь назревает и новое противоре­чие. На исходе этой эпохи нар. творчество впервые резко расходится с профессиональным иск-вом, от­ныне концентрирующим в себе осн. потенции эстетич. прогресса общества. Вследствие задавленности нар. масс профессиональное иск-во становится все менее доступным народу. Отсюда нередко рождается протест против художеств, завоеваний своего времени (Саво­нарола, Карлштадт, нидерландские «иконоборцы»). Однако на протяжении всей последующей истории нар. творчество, непосредственно выражающее идеалы трудящихся масс, их эстетич. вкусы, составляет важ­нейший пласт художеств, культуры, из к-рого нередко черпает и профессией, искусство. Вместе с тем форми­руются направления в иск-ве, к-рые, не будучи пря­мым выражением эстетич. сознания трудящихся, отражают борьбу за интересы народа, объективно выступают как форма идеологии трудящихся классов. Наиболее яркие примеры передового художеств, сознания, отражающего «рассудок» нар. масс, дает эпоха демократия, освободит, движения. Здесь Н. и. проявляется в том, что иск-во выражает идеалы и свя­занные с ними действительные интересы трудящихся, а не уровень их массового сознания. Таково иск-во Лессинга и Гойи, Бёрнса и Шелли, Бетховена и Гейне, Гюго и Домье, Некрасова, Толстого, Репина и Мусорг­ского.

Н. и. проявляется и в творчестве таких худож­ников, к-рые сами не являются идеологами трудя­щихся масс, но к-рые благодаря глубине и правди­вости своего творчества сумели отразить существен­нейшие стороны жизни и потребности своего народа, почувствовать величие его историч. творчества. В этом раскрывается внутр. единство Н. и. и реализма, что отчетливо может быть прослежено у таких великих нац. поэтов, без к-рых немыслимо представить себе обществ, самосознание отд. наций: у итальянцев — Данте, у англичан — Шекспир, у немцев — Гёте, у русских — Пушкин.


НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА 547


Демократич. движения эпохи бурж. революций дают возможность впервые осмыслить нар. характер иск-ва, его связь с жизнью народа, с характером каж­дой нации, с борьбой, к-рую массы ведут за свободу. Основные теории Н. и. возникают в эстетике Просве­щения. Просветители указывали на связь профес­сионального иск-ва с народным мышлением, с образ­ным и метафорич. характером нар. языка, с нар. эпосом и мифологией (Вико, Гердер, В. Гумбольдт и др.). Особенное внимание идее Н. и. уделяется в эстетике романтизма, где Н. и. органически связы­вается с проблемой национальности в художеств. творчестве. Однако представители романтич. школы (Ваккенродер, Арним, Брентано — в Германии, Шевы-рев — в России) подчеркивали гл. обр. исконный, патриархальный характер Н. и., противопоставляли Н. и. как нечто бессознательное и естественное профес­сиональному иск-ву как искусственному и индиви­дуалистическому. Более глубокое понимание народ­ности в иск-ве высказали писатели-реалисты Пушкин, Гоголь, В. Гюго, Стендаль, к-рые видели основу Н. и. в нар. жизни, в «духе» народа, где преломляется исто-рич. опыт данной нации.

Наиболее всесторонне и глубоко в домарксистской эстетике теория Н. и. была разработана у рус. рево-люц. демократов, особенно у Белинского и Добро­любова. На основе критики романтически-патриар­хального понимания Н. и. славянофилами они сумели связать идею Н. и. не только с жизнью и интере­сами масс, но и с освободит, борьбой трудящихся. Резюмируя понимание Белинским Н. и., Чернышев­ский писал: « ...В сущности, о ней нечего и заботиться народу, имеющему нравственные силы. Она так же неотъемлема и несокрушима, как физиологические особенности народа, потому что и сама, подобно им, врождена от природы. Мнимая борьба человеческого с национальным, ... в сущности, есть только борьба нового со старым, современного с отжившим» (Поли, собр. соч., т. 3, 1947, с. 291).

По мысли Добролюбова, истинный поэт должен быть по-настоящему народен, а для этого «...надо проникнуться народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним, отбросить все предрассудки со­словий, книжного учения и пр., прочувствовать всё тем простым чувством, каким обладает народ...» (Избр. филос. произв., т. 1, 1948, с. 169).

Вместе с тем демократы были далеки от сентимен­тальной идеализации народа, в просвещении и раскрепощении к-рого они видели условие распрост­ранения художеств, достижений в широких массах, преодоление той ограниченности распространения профессионального иск-ва только «образованными классами», к-рое заставило Л. Толстого дать острую критику отрыва иск-ва от народа.

Анализ и критика противоречий капиталистнч. цивилизации стали исходным пунктом марксистского понимания Н. и. Маркс и Энгельс не только глубоко охарактеризовали нар. основы ряда художеств, явле­ний (антич. художеств, мифологии, ср.-век. нар. поэ­зии, Шекспира), но и раскрыли причины художеств, ограбления нар. масс в бурж. обществе, показали, что пути к преодолению этих антагонизмов лежат в социалистич. революции. Подвергнув критике вуль­гарное понимание связи иск-ва с интересами «низших классов» (критика романа Э. Сю «Парижские тайны», поэзии «истинного социализма» и т. д.), Маркс и Энгельс показали, что в основе подлинной Н. и. ле­жит объективное, глубоко правдивое художеств, ос­воение действительности, соответствие эстетических идеалов реальному содержанию исторического раз­вития Н. и.

Если бурж. социология усматривает народность только в тех художеств, явлениях, к-рые являются


эстетич. «эквивалентом» определ. состояния народа, то Маркс и Энгельс всегда подчеркивали значение реа-листич. иск-ва как орудия пробуждения и революцио­низирования нар. сознания.

Теория Н. и. была поднята на высшую ступень В. И. Лениным. На основе опыта социалистич. рево­люции и начального этапа строительства социалистич. культуры в СССР Ленин раскрыл диалектику превра­щения иск-ва в общенародное достояние как один из центр, моментов культурной революции. Он под­черкнул, что лишь в условиях социализма, ликвиди­рующего антагонизм художеств, культуры и миллио­нов трудящихся, совершается процесс возвращения художеств, ценностей народу. Говоря о Л. Толстом, Ленин указывал, что «Толстой-художник известен ничтожному меньшинству даже в России. Чтобы сде­лать его великие произведения действительно достоя­нием всех, ... нужен социалистический переворот» (Соч., т. 16, с. 293). В социалистич. гос-ве иск-во стано­вится орудием воспитания миллионов, мощным средст­вом формирования коммунистич. сознания. Н.и.для Ленина — решающий критерий оценки во всех вопро­сах как эстетич. теории, так и художеств, политики. Ленин был непримирим к любым тенденциям, мешаю­щим иск-ву обрести всю полноту народности, в част­ности ко всяким проявлениям субъективизма и фор­мализма.

Не случайно бурж. эстетика 20 в., обосновывая историч. право на существование модернистских те­чений в иск-ве, развивает теории антинародности всякого якобы «прогрессивного» художеств, движения. Народ для этих реакц. апологетов отрыва иск-ва от масс — сила косная, неспособная понять аристо-кратич. дух элиты с ее «высоким» художеств, вкусом. Модернизм развертывает борьбу не только против демократического народного содержания иск-ва, но и против демократической доступности формы, став­шей в 19 веке одним из программных требований Н. и. Характерным представителем подобных кон­цепций был Ф. Ницше. Извечную отсталость массо­вого эстетич. сознания проповедовали в 1910-х гг. Бердяев, в 1920-х—X. Ортега-и-Гасет, апологет «эли­тарности» модернизма, в 1930-х—Т. Элиот, в 1950-х гг.—

A. Мальро. Бурж. реакц. эстетика оказалась неспо­
собной указать пути преодоления противоречий мас­
сового эстетич. сознания, с одной стороны, и лишен­
ного народной почвы модернистского иск-ва, с дру­
гой. Эти противоречия решаются в ходе строительства
социалистич. культуры, иск-ва социалистич. реа­
лизма, одной из основ которого является мысль

B. И.Ленина о том, что «искусство принадлежит на­
роду. Оно должно уходить своими глубочайшими кор­
нями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно
должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно
должно объединять чувство, мысль и волю этих масс,
подымать их. Оно должно пробуждать в них худож­
ников и развивать их» (цит. по кн.: Цеткин К.,
Воспоминания о Ленине, М., 1959, с. 11). Ужев пере­
довом сов. иск-ве складываются черты, предвосхища­
ющие его всенародность, к-рую классики марксизма-
ленинизма считали важнейшей особенностью комму­
нистич. культуры. Коммунистич. идеалы становятся
основой истинно последовательной Н. и. в методе
социалистического реализма. Пути утверждения
Н. и. в условиях развернутой подготовки перехода
к коммунизму теоретически глубоко разрабатываются
в документах партии, в решениях XX и XXII съездов,
в Программе КПСС. В них подчеркивается неразрыв­
ное единство коммунистич. партийности и Н. и., ука­
зывается на необходимость непримиримой борьбы с
буржуазной художественной идеологией, в корне про­
тиворечащей интересам и идеологии народных масс,
строящих коммунизм.


548НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ


Лит.: В. И. Ленин о литературе и искусстве, 2 изд.,
М., 1960; Добролюбов Н. А., О степени участия
народности в развитии русской литературы, Собр. соч.
в трех томах, т. 1, М., 1950; Горький об иск-ве, М.—
Л., 1940; Ванслов В. В., Народность иск-ва, в кн.:
Вопросы марксистско-ленинской эстетики, М., 1956; Н е-
едлы 3 д., За народную и национальную культуру.
Статьи об иск-ве, Л.—М., 1960, с. 487—502; Служение
народу — высокое призвание советского художника, в кн.:
Художник и современность. Ежегодник Академии художеств
СССР, М., 1961; Ильичев Л. Ф., Иск-во принадлежит
народу, М., 1963; Siegmund-Schultze W., tJber
den Begriff der Volkstiimlichkeit in der Kunst, Halle, 1960
(Diss.). Г. Недошивин. Москва.

НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ— совокупность людей,

живущих или проживавших в определенных стра­нах, частях света, на земном шаре в целом. Поня­тие Н. не адекватно понятию население, к-рое иногда применяют для обозначения группы людей, граждан, жителей (напр., население области, города и т. п.); часто понятие население употребляется как синоним Н. Вопросами Н. занимается демография (от греч. o/jaos — народ и 1Р"?Ш — нишу, описы­ваю) — наука, к-рая на основе анализа экономич., социальных, а также биологич. и географич. факторов изучает закономерности процессов в структуре, раз­мещении и динамике Н. Начало демографии было положено англичанином Дж. Граунтом («Наблюдения о смертности в Лондоне»— J. Graunt, Natural and political observations mentioned in a following index and made upon the bills of mortality..., 1662). Термин «демография» введен в 1855 французским ученым А. Гийаром. До него эта наука называлась популя-ционистикой (от франц. и англ. population — на­селение).

Бурж. теории Н. отрицают определяющее влияние социально-экономич. факторов на все про­цессы, происходящие в Н., отводя осн. место биологич. и географич. факторам. Родоначальником биологич. тео­рий Н., служивших апологией капитализма, является Мальтус, утверждавший, что бедность и нищета масс— неизбежный результат «необузданного размножения» народа. Его реакц. идеи положили начало т. н. маль­тузианству и неомальтузианству, получившему ши­рокое распространение. Органич. теорию Н. предло­жил Спенсер, утверждавший, что существует обратная зависимость между уровнем плодовитости и степенью усложнения организма. Согласно реакц. расовым «теориям» Н. (Гобинои Лапуж), высшие расы должны размножаться, вытесняя низшие. Расовые «теории» в англо-амер. странах выражаются в человеконена-вистнич. противопоставлении «дорогих» людей (гл. обр. англо-американцы) и «дешевых» людей (народы слаборазвитых стран); на этом основании утверждает­ся необходимость сокращения населения (Пирсон, Харпер, Фохт, Кук, Пенделл и др.).

Биологизм бурж. теорий Н. в ряде случаев допол­няется формалыю-математич. построениями, оторван­ными от социально-экономич. действительности. Так, напр., белы, математик Ферхюлст еще в 1838 выска­зал мысль о том, что рост населения подчиняется закону т. н. логистич. кривой, к-рой свойственно постепенное возрастание темпов роста с последующим затуханием их, приводящим к полной приостановке роста после достижения определ. уровня. Попытка американского биолога Р. Пирла и математика Рида в 20-х гг. 20 в. применить логистическую кривую к объяснению законов роста населения оказалась несостоятельной.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.