СТВО— новая форма социалистич. гос-ва, возникшего в ряде стран Европы и Азии в результате победы революций, развернувшихся в этих странах в ходе 2-й мировой войны и в первые годы после ее окончания (см. Народно-демократическая революция). Еще ранее Н.-д. г. в иных условиях сложилось в Монгольской Нар. Республике. Новая историч. обстановка, в первую очередь ослабление империализма и изменение соотношения сил в пользу социализма, обусловила особенности возникновения и развития Н.-д. г. Историч. и нац. особенности разных стран также отразились на становлении Н.-д. г. в них.
Н.-д. г. в странах Европы и Азии возникли в результате революц. борьбы народных масс, руководимых коммунистич. и рабочими партиями. Благоприятные условия для развертывания этой борьбы были созданы тем, что Сов. Армия освободила ряд
стран от фашистских захватчиков и их пособников. Это помогло избавить народы этих стран от империа-листич. экспорта контрреволюции, в значит, степени явилось препятствием и для происков внутр. контрреволюции.
Революции, утвердившие нар.-демократич. строй, прошли в большинстве стран этап демократич., антиимпериалистич. и антифеод, (в странах с феод, пережитками) преобразований и этап социалистич. преобразований. Оба этапа тесно связаны друг с другом.
Н.-д. г. в большинстве стран возникло как одна из форм революц.-демократич. власти революц. классов при гегемонии рабочего класса и представляло собой переходную ступень к диктатуре пролетариата. На этом этапе было ликвидировано господство монополистич. капитала, искоренен фашизм, проведена демократизация обществ, жизни; проведена аграрная реформа по принципу: «земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает» и национализация, в результате к-рой к гос-ву перешли ключевые позиции в пром-сти, транспорте и финансовой системе. С самого начала Н.-д. г. приступило и к проведению ряда преобразований по своей тенденции социалистич. характера.
Возникновение и укрепление народно-демократич. строя связано со сломом старого и созданием нового гос. аппарата. Этот процесс протекал несколько иначе, чем в Сов. России, и занял сравнительно больше времени. В ряде стран, особенно на первом этапе развития Н.-д. г., в той или иной мере использовались прежние гос.-правовые ин-ты.
По мере перерастания антиимпериалистич., демократич. революции в социалистическую Н.-д. г. все более становилось по своей сущности гос-вом диктатуры пролетариата, а проводимые им преобразования стали носить четко выраженный,социалистич. характер. При этом незавершенные задачи первого этапа развития решались уже на этапо диктатуры пролетариата. Развитие стран нар. демократии полностью подтвердило марксистско-ленинское положение о том, что народы могут прийти к социализму только в результате победы социалистич. революции и установления власти рабочего класса, к-рая утвердилась в странах, существенно отличавшихся друг от друга по форме гос. строя и уровню развития экономики.
Общие закономерности перехода от капитализма к социализму проявляются в Н.-д. ггЪ в несколько иных формах, чем в СССР. Это обусловлено конкрет-но-историч. особенностями революции в той или иной стране. Так, в Чехословакии диктатура пролетариата окончательно утвердилась после победы, одержанной трудящимися над реакцией в февр. 1948. На востоке Германии гос. власть приобрела социалистич. характер с созданием ГДР (1949). В Болгарии Н.-д. г. одновременно решало как общедемократич., антиимпериалистич., так и социалистич. задачи. Характерной чертой возникновения и развития Н.-д. г. в Азии являлся более продолжит, этап нар.-демократич. революции.
Национализация в странах нар. демократии проводилась медленнее и постепеннее, чем в СССР. При этом нередко законы о национализации предусматривали полную или частичную компенсацию за имущество, переходящее к гос-ву. Кооперирование с. х-ва проводилось и проводится при сохранении частной собственности на землю.
Специфич. черты имеются и в системе обществ, организации общества. В ряде Н.-д. г. (ГДР, Польше и др.) существуют многопартийные системы. Так, напр., отд. слои крестьянства составляют основу таких партий, как Объединенная крестьянская партия (Польша), и т. п. Часть интеллигенции и ремеслен-
НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО - НАРОДНОСТЬ 545
ников входят: в ГДР — в Нац.-демократия, партию, в Чехословакии — в Чехословацкую социалистич. партию, и т. п.
Своей деятельностью эти партии показали, что они являются союзниками коммунистич. и рабочих партий и тесно сотрудничают с ними как в период революц. борьбы, так и поело установления диктатуры пролетариата. Во всех Н.-д. г. существуют массовые орг-ции, объединяющие все политич. партии и обществ, орг-ции: в Болгарии — Отечеств, фронт, в Венгрии — Отечеств, народный фронт, в Польше — Фронт единства народа и т. д. В совр. условиях социалистич. строительства эти орг-ции способствуют сплочению народа вокруг коммунистич. и .рабочих партий и развитию обществ, самоуправления. В отличие от СССР, где до 1936 бывшие эксплуататоры не участвовали в выборах, большинство стран нар. демократии не вводило ограничений по классовому признаку.
Тем самым было подтверждено ленинское положение о том, что лишение буржуазии избират. прав не является необходимым признаком диктатуры пролетариата. Нек-рые различия имеются также в организации и структуре гос. органов.
Трудящиеся зарубежных социалистич. стран творчески использовали и используют опыт социалистич. и коммунистич. строительства в Сов. Союзе, к-рый в свою очередь использует опыт этих стран. В документах мирового коммунистич. движения подчеркивается история, значение решений XX и XXII съездов КПСС, новой Программы КПСС для успешного развития всей мировой социалистич. системы. Коммунистич. и рабочие партии развенчали и осудили культ личности, к-рый является тормозом в социалистич. строительстве, непримиримо выступают против всех проявлений его идеологии и практики, чуждых марксизму-ленинизму, природе социалистич. строя.
По мере решения вопросов, связанных с построением основ' социализма, на первый план выдвигается, создание материально-технич. предпосылок для перехода к коммунистич. строительству. В ряде стран социалистич. производств, отношения победили и господствуют не только в городе, но и в деревне. На этой основе в Н.-д. г. укрепляется союз рабочего класса с крестьянством, идущим по пути социалистич. переустройства с. х-ва.
По мере продвижения нар.-демократич. стран по пути социалистич. строительства происходят существ, изменения к^к в содержании, так и в формах деятельности диктатуры пролетариата, историч. миссия к-рой, однако, еще не завершена. Все большее развитие получают функции, свойственные общенар. гос-ву, и сокращаются функции, характерные только для диктатуры пролетариата. Эти изменения выражаются, в частности, в значит, ослаблении, а в ряде стран, где построение социализма завершено, и в отпадении функции подавления эксплуататорских классов.
Большое развитие получили хозяйственно-организаторские и культурно-воспитат. функции социалистич. гос--а. В наст, время все большее значение приобретают функции Н.-д. г., связанные с сотрудничеством стран мировой социалистич. системы в области политики, экономики и культуры.
Опыт развития социалистич. стран показывает, что важнейшим международ, условием их достижений и успехов в социалистич. и коммунистич. строительстве являются единство и сплоченность, взаимная помощь и поддержка друг друга. Нерушимым законом взаимоотношений между социалистич. странами, объединенными узами социалистич. солидарности, единством общих целей и интересов является строгое соблюдение принципов марксизма-ленинизма, социалистич. интернационализма, подлинное равноправие и самостоятельность каждой социалистич. страны.
Междунар. разделение труда в рамках социалистич. системы создает наиболее благоприятные условия для экономич. политич. и культурного развития каждой социалистич. страны и всей социалистич. системы.
Гл. направлением развития государственности в странах нар. демократии является дальнейшее развертывание социалистич. демократии, все более широкое привлечение трудящихся к управлению гос-вом и х-вом, совершенствование работы гос. аппарата и развитие форм нар. контроля за его деятельностью.
В странах нар. демократии существенно возросла роль и расширились полномочия представит, гос. учреждений как высших, так и местных. При максимальном развертывании всех других форм социалистич. демократии, в т. ч. непосредств. демократии, представит, органы остаются осн. формой народовластия. Особое значение приобретает развитие обществ, начал в их деятельности. Значительно активизировали свою деятельность массовые обществ, организации, к-рым передаются нек-рые функции гос. органов (руководство спортивным и физкультурным движением, социальное страхование и др.). Возросла также роль проф. орг-ции трудящихся в решений вопросов, связанных с хоз. деятельностью предприятий. Производств, совещания и мн. другие формы предусматривают все более непосредств. вовлечение трудящихся в управление произ-вом.
Большое внимание в странах нар. демократии уделяется укреплению социалистич. законности, дальнейшему расширению прав и свобод граждан.
На совр. этапе развития нар. демократии значительно возрастает руководящая роль коммунистич. и рабочих партий, к-рые все больше продвигаются по пути превращения во всенародные партии. В ходе социалистич. строительства страны нар. демократии вносят много нового в коллективный опыт социалистич. строительства во всех его областях. Этот опыт является ценнейшим достоянием междунар. рабочего движения.
Лит. см. при статьях Государство, Социалистическое государство. Б. Топорнии. Москва.
НАРОДНОСТЬ— исторически сложившаяся на базе рабовладельч. и феод, строя языковая, территориальная, экономич. и культурная общность людей, предшествующая нации. Определяющим критерием для различения этнич. общностей является характер экономич. строя. Образование союзов племен, сопровождавшееся усилением межплеменных хозяйств, и культурных связей, военные столкновения, миграции населения, вызванные увеличением его численности, возникновением частной собственности и классов, — все это приводило к постепенному смешению племен, к замене прежних кровнородств. связей территориальными связями и появлению новой формы этнич. общности — Н. Начало формирования Н. относится к периоду консолидации племенных союзов. Первыми сложились Н. рабовладельч. эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и Др.). Процесс образования Н. в Европе завершился в основном в период феодализма (древнерус, польская, франц. и др. Н.). В остальных частях света этот процесс продолжался и в последующую эпоху. Н. обычно складывались из неск. племен, близких по своему происхождению и языку (польская — из слав, племен: полян, вислян, мазовшан и др.; немецкая — из герм. племен: швабов, баварцев, алеманов и др.), или иа разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних племен другими (французская — из галльских племен, римских колонистов и герм, племен: франков, вестготов и бургундов и т. п.). В процессе складывания Н., по мере усиления связей между отд. частями ее, язык одного из этнич. компонентов (более многочисленного или более развитого) превра-
546 НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА
щается в общий язык Н., а остальные племенные языки низводятся до роли диалектов, а иногда совсем исчезают; формируется территориальная, культурная и экономич. общность, не имеющая зачастую устойчивого характера. Одним из показателей новой общности является собирательное имя, под к-рым Н. становится известной соседям.
Становление гос-ва способствовало упрочению Н., но в процессе историч. развития Н. могли не совпадать с гос-вом ни территориально, ни по языку. На востоке Европы, где создание централизованных гос-в происходило в феод, эпоху, в их состав был включен целый ряд Н.; руководящую роль в этих гос-вах играли наиболее развитые в политич. и экономич. отношении Н. (напр., русская).
С развитием капиталистич. отношений усиливаются экономич. и культурные связи, ликвидируется хозяйств, раздробленность данной Н., происходит ее превращение в нацию. Все признаки, характеризующие Н., получают новую качеств, форму. Нации обычно являются дальнейшим этнич. развитием тех или иных Н. и сохраняют их названия, однако территориальные рамки тех и других могут не. совпадать. Н., оказавшиеся разрезанными на части гос. границами, могут дать начало неск. нац. образованиям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембуржцы и др.). Древнерус. Н. явилась общим корнем рус, укр. и белорус. Н., сложившихся впоследствии в нации; не менее часты случаи, когда в формировании одной нации участвовали или участвуют неск. Н. (так, индонезийская нация формируется из яванцев, сундов, мадурцев и др. Н.). Мн. Н. при капитализме не успели стать нациями; с победой социализма они складываются в социалистич. нации. Процесс превращения Н. в нацию не универсален. Мн. Н. (и особенно мелкие), отставшие по ряду причин в своем развитии, могут и не превратиться в нации. С течением времени они вступают в тесные связи с другими, более развитыми Н. и нациями, утрачивают свои особенности в области культуры и быта, усваивают культуру др. народов, воспринимают их язык и постепенно сливаются с ними. Такие ассимиляционные процессы имеют место во многих районах земного шара.
Распад колониальной системы империализма и нац.-освободит. борьба в колониальных и зависимых странах, получение ими гос. независимости, освобождение нац. экономики от иностр. зависимости, рост городов, мероприятия по переводу кочевых племен на оседлость — все это способствует ускорению процессов этнич. консолидации и росту нац. самосознания. Из племенных и локально-территориальных этнич. групп формируются новые Н. и нации.
Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной соб ственности и государства, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, с. 137—38; Вопросы формирования рус. народ ности и нации. Сб. ст. под ред. П. М. Дружинина и Л. В. Черепнина, М.—Л., 1958; Сатыбалов А. А., Историч. типы общности людей, Л., 1959; Москалев- к о В. А., Племя, народность, нация как историч. формы общности людей, М., 1960; Минуя капитализм (О переходе к социализму республик Средней Азии и Казахстана). [Сб. ст.], М., 1961; Алексеев В., Род, племя, народ ность, нация (Историч. формы общности людей), М., 1962; Численность и расселение народов мира, под ред. С. И. Бру ка, в серии: Народы мира. Этнографич. очерки, под общ. ред. С. П. Толстова, М., 1962. С. Брук. Москва.
НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА— одно из осн. понятий марксистско-ленинской эстетики, означающее связь иск-ва с народом, обусловленность художеств, явлений Жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стремлениями трудящихся, выражение в иск-ве идеалов и интересов нар. масс. В условиях социализма Н. и. выступает как тесная связь художеств, культуры с широчайшими массами трудящихся, идейной основой к-рой являются коммунистич. партийность, идеалы коммунизма.
В процессе историч. развития Н. и. приобретала различные формы. Искусство первобытнообщинного строя создается самими трудящимися, обслуживает всю массу общества, будучи непосредственно «вплетено» в социальную практику коллектива. Эта первоначальная примитивная форма Н. и. выступает как исходный пункт развития т. н. «народного творчества» — иск-ва, непосредственно создаваемого трудящимися в условиях классовых эксплуататорских обществ. В условиях развития разделения труда и материальной и духовной экспроприации трудящихся, постепенного отделения от нар. творчества профессионального иск-ва — процесса, к-рый окончательно завершается только в эпоху капитализма, формируются новые формы народности художеств, культуры. В античном обществе на почве рабовла-дельч. демократии расцветает иск-во, народность к-рого заключается в выражении идеалов и интересов коллектива свободных граждан классич. полиса. При этом производит, класс — рабы—остается практически за пределами развития эстетич. сознания общества. Рабы лишь обеспечивают это развитие, создавая для него необходимые материальные предпосылки. Художеств, идеология ср.-век. феод, общества, особенно на ранних стадиях, вбирает в себя эстетич. сознание крестьянской общины, а позднее и трудящихся города. В этом основа народности ср.-век. иск-ва, к-рое даже в условиях подчинения религии и церкви было тысячью нитей связано с укладом жизни и образом мышления трудящихся.
Новая пора наступает с эпохи Возрождения. Иск-во здесь получает возможность освободиться от примитивности и патриархальности средневековья на основе широкого развития историч. самодеятельности масс. Но вместе с тем здесь назревает и новое противоречие. На исходе этой эпохи нар. творчество впервые резко расходится с профессиональным иск-вом, отныне концентрирующим в себе осн. потенции эстетич. прогресса общества. Вследствие задавленности нар. масс профессиональное иск-во становится все менее доступным народу. Отсюда нередко рождается протест против художеств, завоеваний своего времени (Савонарола, Карлштадт, нидерландские «иконоборцы»). Однако на протяжении всей последующей истории нар. творчество, непосредственно выражающее идеалы трудящихся масс, их эстетич. вкусы, составляет важнейший пласт художеств, культуры, из к-рого нередко черпает и профессией, искусство. Вместе с тем формируются направления в иск-ве, к-рые, не будучи прямым выражением эстетич. сознания трудящихся, отражают борьбу за интересы народа, объективно выступают как форма идеологии трудящихся классов. Наиболее яркие примеры передового художеств, сознания, отражающего «рассудок» нар. масс, дает эпоха демократия, освободит, движения. Здесь Н. и. проявляется в том, что иск-во выражает идеалы и связанные с ними действительные интересы трудящихся, а не уровень их массового сознания. Таково иск-во Лессинга и Гойи, Бёрнса и Шелли, Бетховена и Гейне, Гюго и Домье, Некрасова, Толстого, Репина и Мусоргского.
Н. и. проявляется и в творчестве таких художников, к-рые сами не являются идеологами трудящихся масс, но к-рые благодаря глубине и правдивости своего творчества сумели отразить существеннейшие стороны жизни и потребности своего народа, почувствовать величие его историч. творчества. В этом раскрывается внутр. единство Н. и. и реализма, что отчетливо может быть прослежено у таких великих нац. поэтов, без к-рых немыслимо представить себе обществ, самосознание отд. наций: у итальянцев — Данте, у англичан — Шекспир, у немцев — Гёте, у русских — Пушкин.
НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА 547
Демократич. движения эпохи бурж. революций дают возможность впервые осмыслить нар. характер иск-ва, его связь с жизнью народа, с характером каждой нации, с борьбой, к-рую массы ведут за свободу. Основные теории Н. и. возникают в эстетике Просвещения. Просветители указывали на связь профессионального иск-ва с народным мышлением, с образным и метафорич. характером нар. языка, с нар. эпосом и мифологией (Вико, Гердер, В. Гумбольдт и др.). Особенное внимание идее Н. и. уделяется в эстетике романтизма, где Н. и. органически связывается с проблемой национальности в художеств. творчестве. Однако представители романтич. школы (Ваккенродер, Арним, Брентано — в Германии, Шевы-рев — в России) подчеркивали гл. обр. исконный, патриархальный характер Н. и., противопоставляли Н. и. как нечто бессознательное и естественное профессиональному иск-ву как искусственному и индивидуалистическому. Более глубокое понимание народности в иск-ве высказали писатели-реалисты Пушкин, Гоголь, В. Гюго, Стендаль, к-рые видели основу Н. и. в нар. жизни, в «духе» народа, где преломляется исто-рич. опыт данной нации.
Наиболее всесторонне и глубоко в домарксистской эстетике теория Н. и. была разработана у рус. рево-люц. демократов, особенно у Белинского и Добролюбова. На основе критики романтически-патриархального понимания Н. и. славянофилами они сумели связать идею Н. и. не только с жизнью и интересами масс, но и с освободит, борьбой трудящихся. Резюмируя понимание Белинским Н. и., Чернышевский писал: « ...В сущности, о ней нечего и заботиться народу, имеющему нравственные силы. Она так же неотъемлема и несокрушима, как физиологические особенности народа, потому что и сама, подобно им, врождена от природы. Мнимая борьба человеческого с национальным, ... в сущности, есть только борьба нового со старым, современного с отжившим» (Поли, собр. соч., т. 3, 1947, с. 291).
По мысли Добролюбова, истинный поэт должен быть по-настоящему народен, а для этого «...надо проникнуться народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним, отбросить все предрассудки сословий, книжного учения и пр., прочувствовать всё тем простым чувством, каким обладает народ...» (Избр. филос. произв., т. 1, 1948, с. 169).
Вместе с тем демократы были далеки от сентиментальной идеализации народа, в просвещении и раскрепощении к-рого они видели условие распространения художеств, достижений в широких массах, преодоление той ограниченности распространения профессионального иск-ва только «образованными классами», к-рое заставило Л. Толстого дать острую критику отрыва иск-ва от народа.
Анализ и критика противоречий капиталистнч. цивилизации стали исходным пунктом марксистского понимания Н. и. Маркс и Энгельс не только глубоко охарактеризовали нар. основы ряда художеств, явлений (антич. художеств, мифологии, ср.-век. нар. поэзии, Шекспира), но и раскрыли причины художеств, ограбления нар. масс в бурж. обществе, показали, что пути к преодолению этих антагонизмов лежат в социалистич. революции. Подвергнув критике вульгарное понимание связи иск-ва с интересами «низших классов» (критика романа Э. Сю «Парижские тайны», поэзии «истинного социализма» и т. д.), Маркс и Энгельс показали, что в основе подлинной Н. и. лежит объективное, глубоко правдивое художеств, освоение действительности, соответствие эстетических идеалов реальному содержанию исторического развития Н. и.
Если бурж. социология усматривает народность только в тех художеств, явлениях, к-рые являются
эстетич. «эквивалентом» определ. состояния народа, то Маркс и Энгельс всегда подчеркивали значение реа-листич. иск-ва как орудия пробуждения и революционизирования нар. сознания.
Теория Н. и. была поднята на высшую ступень В. И. Лениным. На основе опыта социалистич. революции и начального этапа строительства социалистич. культуры в СССР Ленин раскрыл диалектику превращения иск-ва в общенародное достояние как один из центр, моментов культурной революции. Он подчеркнул, что лишь в условиях социализма, ликвидирующего антагонизм художеств, культуры и миллионов трудящихся, совершается процесс возвращения художеств, ценностей народу. Говоря о Л. Толстом, Ленин указывал, что «Толстой-художник известен ничтожному меньшинству даже в России. Чтобы сделать его великие произведения действительно достоянием всех, ... нужен социалистический переворот» (Соч., т. 16, с. 293). В социалистич. гос-ве иск-во становится орудием воспитания миллионов, мощным средством формирования коммунистич. сознания. Н.и.для Ленина — решающий критерий оценки во всех вопросах как эстетич. теории, так и художеств, политики. Ленин был непримирим к любым тенденциям, мешающим иск-ву обрести всю полноту народности, в частности ко всяким проявлениям субъективизма и формализма.
Не случайно бурж. эстетика 20 в., обосновывая историч. право на существование модернистских течений в иск-ве, развивает теории антинародности всякого якобы «прогрессивного» художеств, движения. Народ для этих реакц. апологетов отрыва иск-ва от масс — сила косная, неспособная понять аристо-кратич. дух элиты с ее «высоким» художеств, вкусом. Модернизм развертывает борьбу не только против демократического народного содержания иск-ва, но и против демократической доступности формы, ставшей в 19 веке одним из программных требований Н. и. Характерным представителем подобных концепций был Ф. Ницше. Извечную отсталость массового эстетич. сознания проповедовали в 1910-х гг. Бердяев, в 1920-х—X. Ортега-и-Гасет, апологет «элитарности» модернизма, в 1930-х—Т. Элиот, в 1950-х гг.—
A. Мальро. Бурж. реакц. эстетика оказалась неспо собной указать пути преодоления противоречий мас сового эстетич. сознания, с одной стороны, и лишен ного народной почвы модернистского иск-ва, с дру гой. Эти противоречия решаются в ходе строительства социалистич. культуры, иск-ва социалистич. реа лизма, одной из основ которого является мысль
B. И.Ленина о том, что «искусство принадлежит на роду. Оно должно уходить своими глубочайшими кор нями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них худож ников и развивать их» (цит. по кн.: Цеткин К., Воспоминания о Ленине, М., 1959, с. 11). Ужев пере довом сов. иск-ве складываются черты, предвосхища ющие его всенародность, к-рую классики марксизма- ленинизма считали важнейшей особенностью комму нистич. культуры. Коммунистич. идеалы становятся основой истинно последовательной Н. и. в методе социалистического реализма. Пути утверждения Н. и. в условиях развернутой подготовки перехода к коммунизму теоретически глубоко разрабатываются в документах партии, в решениях XX и XXII съездов, в Программе КПСС. В них подчеркивается неразрыв ное единство коммунистич. партийности и Н. и., ука зывается на необходимость непримиримой борьбы с буржуазной художественной идеологией, в корне про тиворечащей интересам и идеологии народных масс, строящих коммунизм.
548НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
Лит.: В. И. Ленин о литературе и искусстве, 2 изд., М., 1960; Добролюбов Н. А., О степени участия народности в развитии русской литературы, Собр. соч. в трех томах, т. 1, М., 1950; Горький об иск-ве, М.— Л., 1940; Ванслов В. В., Народность иск-ва, в кн.: Вопросы марксистско-ленинской эстетики, М., 1956; Н е- едлы 3 д., За народную и национальную культуру. Статьи об иск-ве, Л.—М., 1960, с. 487—502; Служение народу — высокое призвание советского художника, в кн.: Художник и современность. Ежегодник Академии художеств СССР, М., 1961; Ильичев Л. Ф., Иск-во принадлежит народу, М., 1963; Siegmund-Schultze W., tJber den Begriff der Volkstiimlichkeit in der Kunst, Halle, 1960 (Diss.). Г. Недошивин. Москва.
НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ— совокупность людей,
живущих или проживавших в определенных странах, частях света, на земном шаре в целом. Понятие Н. не адекватно понятию население, к-рое иногда применяют для обозначения группы людей, граждан, жителей (напр., население области, города и т. п.); часто понятие население употребляется как синоним Н. Вопросами Н. занимается демография (от греч. o/jaos — народ и 1Р"?Ш — нишу, описываю) — наука, к-рая на основе анализа экономич., социальных, а также биологич. и географич. факторов изучает закономерности процессов в структуре, размещении и динамике Н. Начало демографии было положено англичанином Дж. Граунтом («Наблюдения о смертности в Лондоне»— J. Graunt, Natural and political observations mentioned in a following index and made upon the bills of mortality..., 1662). Термин «демография» введен в 1855 французским ученым А. Гийаром. До него эта наука называлась популя-ционистикой (от франц. и англ. population — население).
Бурж. теории Н. отрицают определяющее влияние социально-экономич. факторов на все процессы, происходящие в Н., отводя осн. место биологич. и географич. факторам. Родоначальником биологич. теорий Н., служивших апологией капитализма, является Мальтус, утверждавший, что бедность и нищета масс— неизбежный результат «необузданного размножения» народа. Его реакц. идеи положили начало т. н. мальтузианству и неомальтузианству, получившему широкое распространение. Органич. теорию Н. предложил Спенсер, утверждавший, что существует обратная зависимость между уровнем плодовитости и степенью усложнения организма. Согласно реакц. расовым «теориям» Н. (Гобинои Лапуж), высшие расы должны размножаться, вытесняя низшие. Расовые «теории» в англо-амер. странах выражаются в человеконена-вистнич. противопоставлении «дорогих» людей (гл. обр. англо-американцы) и «дешевых» людей (народы слаборазвитых стран); на этом основании утверждается необходимость сокращения населения (Пирсон, Харпер, Фохт, Кук, Пенделл и др.).
Биологизм бурж. теорий Н. в ряде случаев дополняется формалыю-математич. построениями, оторванными от социально-экономич. действительности. Так, напр., белы, математик Ферхюлст еще в 1838 высказал мысль о том, что рост населения подчиняется закону т. н. логистич. кривой, к-рой свойственно постепенное возрастание темпов роста с последующим затуханием их, приводящим к полной приостановке роста после достижения определ. уровня. Попытка американского биолога Р. Пирла и математика Рида в 20-х гг. 20 в. применить логистическую кривую к объяснению законов роста населения оказалась несостоятельной.