Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изучение народничества



Изучение Н. в Россиидо Окт. революции 1917 встре­чало серьезные трудности, поскольку большинство участников «хождения в народ» и «народовольцев» были объявлены «государств, преступниками», а ре­волюц. народнич. лит-ра находилась под запретом. В бурж. лит-ре одной из первых попыток осмыслить Н. как определенное направление обществ, мысли была книга либер. народника В. В. (В. П. Воронцова) «На­ши направления» (1893). Истории народнич. движения были посвящены также книги В. Богучарского («Ак­тивное Н. семидесятых годов», 1912, и «Из истории политич. борьбы в 70-х и 80-х гг. XIX века. Партия „Народной воли", ее происхождение, судьбы и гибель», 1912) и др. Коренной недостаток этой лит-ры заклю-


НАРОДНИЧЕСТВО 541


чался в том, что Н. изучалось в отрыве от классовой борьбы. Бурж. исследователи рассматривали Н. как умонастроение и систему взглядов рус. интеллигенции, восходящую к Чаадаеву и славянофилам.

За развитием Н. внимательно следили основополож­ники марксизма. В ряде статей и писем (см. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 2 изд., 1951) Маркс и Энгельс анализировали народ-нич. идеологию, показывали ее утопич. характер. В общей форме классики марксизма ставили вопрос о социальных корнях народнич. социализма. Утопич­ность народпич. социализма не заслоняла,однако, от Маркса и Энгельса заслуг народников (народовольцев) как борцов против абсолютизма. «Этих людей,— писал Ф. Энгельс,— которых было каких-нибудь несколько сот человек, но которые своей самоотверженностью и отвагой довели царский абсолютизм до того, что ему приходилось уже подумывать о возможности капиту­ляции и об ее условиях,— таких людей мы не потя­нем в суд за то, что они считали свой русский народ избранным народом социальной революции» (Перепи­ска К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятеля­ми, 1951, с. 296).

Первым среди рус. марксистов развернутую оцен­ку Н. дал Плеханов. В ряде работ («Социализм и по­литич. борьба», «Наширазногласия», «Новый защитник самодержавия, или Горе г. Л. Тихомирова», «Анархизм и социализм», «К вопросу о развитии монистич. взгля­да на историю», «Неудачная история партии „Народ­ной Воли"» и др.) Плеханов развернул блестящую критику идеологич. основ Н. как одной из форм мел-кобурж. утопич. социализма. Показывая ложность народнич. теории «героев» и «толпы», вред тактики индивидуального террора и т. п., Плеханов вместе с тем указывал на заслуги народников перед рус. ре-волюц. и социалистич. движением. В плехановской оценке Н. были и свои слабые стороны. Н. в широком смысле этого слова он рассматривал гл. обр. как оши­бочную социалистич. доктрину, исповедуемую рус. революц. интеллигенцией. Крестьянско-демократич. характера народнич. идеологии Плеханов вполне так и не понял, хотя и отмечал стремление народников к радикальному пересмотру рус. аграрных отношений.

Этот принципиальный недостаток плехановской оцен­ки Н. был преодолен Лениным. Уже в работах90-х гг., посвященных критике Н. («Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?», «Экономи­ческое содержание народничестга и критика его в кни­ге г. Струве», «Перлы народнического прожектерства», «К характеристике экономического романтизма», «От какого наследства мы отказываемся?»), Ленин подчер­кивал связь народнич. идеологии с интересами и поло­жением крестьянина, мелкого буржуа. При этом Ленин не упускал из виду различия между этапами в самом Н. В Н. 60—70-х гг. он ценил «характерный для социа­листа» протест против буржуазности рус. пореформен­ных отношений. Показывая реакционность Н. как мелкобурж. формы социализма, Ленин в то же время выделял в немдемократич. элементы, критиковал либе­ральных народников за их отступления от последоват. демократия, программы «шестидесятников».

Дальнейшее развитие взглядов Ленина на Н. связа­но с обобщением опыта революции 1905—07. Эта рево­люция подтвердила марксистскую оценку Н. как тече­ния, выражающего интересы мелких буржуа. Но рево­люция, говорил Ленин, не оставила вопроса в «преж­нем положении и в прежнем виде», она перенесла его на «...несравненно более высокую почву: прежде дело шло только о сравнении доктрин и идеологий, о поли­тике группок; теперь дело идет о сравнении историче­ской деятельности классов и масс, идущих за этой или родственной идеологией» (Соч., т. 15, с. 312). Оценивая Н. с т. зр. историч. деятельности классов во время


революции 1905—07, Ленин указывал на крест, де­мократию как на «...единственное реальное содержание и общественное значение народничества» (там же, т. 18, с. 490). «Народническая утопия,— писал Ленин,— вы­ражение стремления трудящихся миллионов мелкой буржуазии совсем покончить с старыми феодальны­ми эксплуататорами и ложная надежда „заодно" устра­нить эксплуататоров новых, „капиталистических"» (там же, с. 329). В эти же годы Ленин сформулировал важнейшее положение о междунар. значении Н. На­родничество, подчеркивал Ленин, есть явление, харак­терное для многих стран, переживающих бурж. рево­люцию в условиях развитых противоречий капитализма на Западе. Именно в силу того, указывал Ленин в ста­тье «Демократия и народничество в Китае», что на За­паде «...на очереди стоит уже освобождение от буржуа­зии, т. е. социализм»,— неизбежно возникает сочув­ствие демократов социализму, «субъективный социализм» (см. там же, с. 146).

В послеоктябрьской марксистской историч. лит-ре происходит процесс освоения ленинского наследия. Правда, ленинский подход к Н. был осмыслен и усвоен далеко не сразу. Так, в работе М. Н. Покровского («Очерки рус. революц. движения XIX—ХХвв.», М., 1924) народнич. социализм связывался с «нарождаю­щимся рабочим вопросом» в России (см. указ. соч., с. 53). Мелкобурж. характер Н. объяснялся Покров­ским тем, что рус. интеллигенция, носительница социа­листич. взглядов, была «по роду своего труда» мелко­буржуазной (см. там же, с. 55). Полемизируя с Пок­ровским, И. Теодорович («Историч. значение партии „Народной воли"», 1930; «Первое марта 1881 г.», 1931) ссылался на ленинское определение Н. как выражение интересов мелких производителей, однако несколь­ко вульгаризировал ленинскую формулу. Игнори­руя ленинские указания о наличии тяжелого гне­та, пережитков крепостничества в пореформенной де­ревне, Теодорович утверждал, что «семидесятник», в отличие от «шестидесятника», перенес направление главного удара с дворянства на буржуазию (см. «1 мар­та 1881 г.», М., 1931, с. 38). В «Народной воле» Теодо­рович ошибочно усматривал «зародыш пролетарской партии» и даже «ранний ленинизм» (см. «Историч. значе­ние партии „Народной воли"», с. 183). Подобными упро­щениями страдали работы и др. исследователей, в част­ности Ю. М. Стеклова («Борцы за социализм», 1918), В. Невского («Группа „Освобождение труда" в период 1883—1894 гг.», в сб.: Историко-революционный сбор­ник, т. 2, 1924) и др. Однако, несмотря на нек-рые от­ступления от ленинской трактовки Н., в целом пери­од 20 — нач. 30-х гг. не прошел безрезультатно для сов. историч. науки. Положит, роль в освоении ле­нинской концепции рус. освободит, движения сыгра­ли работы, созданные в связи со столетним юбилеем Чернышевского (1928), а также дискуссия о «Нар., воле». В итоге были созданы ценные труды по Н., такие как: Б. П. Козьмин, Революционное подполье в эпо­ху «белого террора», 1929; его же, От «девятнадцатого февраля» к «первому марта». Очерки по истории Н., 1933; М. Поташ, Народнич. социализм, 1930; сб. Революц. движение 1860-х годов, под ред. Б. П. Козь-мина, 1932, и др.

Дальнейшему развитию исследоват. работы по Н. был нанесен большой ущерб в период культа личности Сталина. С одной стороны, проблема Н. была по суще­ству исключена как особый предмет науч. исследования, с другой — содержавшаяся в «Кратком курсе истории ВКП(б)» оценка Н. неправильно ориентировала ис­следователей. Одним из гл. недостатков этой оценки бы­ло игнорирование ленинского определения сущности Н. как идеологии крест, демократии; Н. рассматривалось только под углом зрения его противоположности марк­сизму. В лит-ре это привело к тому, что Н. стало ха-


542 НАРОДНИЧЕСТВО — «НАРОДНОГО КА1ШТАЛИЗ MAТЕОРИЯ»


рактеризоваться только как попятное движение рус. обществ, и политич. мысли. Революц. Н. 70-х гг. в ря­де работ метафизически противопоставлялось революц. демократизму как идеология мелкой буржуазии идео­логии революц. крестьянства.

После XX съезда КПСС (1956) происходит постепен­ное восстановление ленинской традиции в изучении Н., науч. подхода к истории Н. По существу все дискус­сии по Н. в 50—60-х гг. так или иначе вращаются вокруг истолкования ленинского наследства (см. П. С. Ткаченко,0 нек-рых вопросах истории Н.,«Вопр. истории», 1956, № 5; Ю. Полевой, В. И. Ленин о домарксистском периоде революц. движения в России, «Коммунист», 1958, № 6 ;Б. П. Козьмин, Н. на буржуаз-но-демократич. этапе освободит, движения в России, лИсторич. записки», 1959, т. 65; И. Д. Ковальченко, В. И. Ленин об этапах революц. движения XIX в. в России, «Вопр. истории», 1960, 4; Э. С. Виленская, О статье В. И. Ленина «От какого наследства мы отка­зываемся?», «Изв. АН СССР. Отделение лит. и языка», 1960, т. 19, вып. 2; доклад М. Г. Седова, В. И. Ленин о революц. Н., в обзорах: В. Ф. Захариной, «История СССР», 1960, № 1, и Д. А. Колесниченко и В. А. Твардов­ской, «Вопр. истории», 1960, № 2; дискуссия в журн. «Вопр. лит.», см. А. А. Белкин, Народники и революц. демократы, «Вопр. лит.», 1960, № 2; Я. И. Эльсберг, Упрощенные решения, там же; Ф. Кузнецов, Ле­нин о Н., там же, № 4; У. Фохт, Ленинская концеп­ция И. и народнич. лит., там же, № 7; Э. Виленская и Б. Итенберг, Действительно, не надо упрощать!, там же, № 10; Б. Мейлах, В единстве теории и исто­рии, там же; Я. Эльсберг, Лавров — предшествен­ник социал-демократии и марксизма?, там же, 1961, 2; А. Дементьев, Н. и народнич. лит., там же; ди­скуссия в журн. «История СССР», см. Г. И. Ионова и А. Ф. Смирнов, Революц. демократы и народники, <Ис-тория СССР», 1961, №5, и др.; Итенберг, Некоторые вопросы изучения истории пореформенной России, в сб.: Сов. историч. наука от XX к XXII съезду КПСС, История СССР, М., 1962; А. Г. Назаров, К проб­леме историзма в исследовании социологии революц. демократов, («Вопросы философии», 1963, №3,идр.

В ходе обсуждения проблем истории Н. наметились две осн. точки зрения. Одни исследователи, ссылаясь на ленинское определение Н. как протеста против кре­постничества и буржуазности «... с точки зрения кре­стьянина, мелкого производителя» (Соч., т. 1, с. 323; см. также с. 322, 381 и др.), выдвигают в народнич. идеологии на первый план протест мелкого буржуа против буржуазности пореформенного развития России. Согласно этой т. зр., Н. возникло в конце 60 — нач. 70-х гг. как отражение перехода крестьянства из ус­ловий феод, общества в условия товарного капитали-стич. х-ва. Сторонники этой т. зр. предпочитают го­ворить о Н. в узком смысле этого слова, т. е. народни­честве 70—90-х гг. 19 в. Их оппоненты выдвигают в Н. на первый план его антифеод, содержание. Для них Н. — это прежде всего «...идеология (система взглядов) крестьянской демократии в России» (там же, т. 18, с. 490). Соответственно этому народнич. протест против капитализма, народнич. социализм квалифицируется ими как «идеализация борьбы с крепостничест­вом» (см. Ленинский сб. XIX, 1932, с. 237). Сторон­ники этой т. зр. распространяют термин «Н.» на весь разночинский этап освободит, движения.

Из крупных работ обоснованию первой точки зрения посвящена монография Ш. М. Левина «Обществ, дви­жение в России в 60—70-е годы XIX в.» (1958); аргу­ментация второй концепции изложена в работах Б. П. Козьмина: «Рус. секция Первого Интернацио­нала» (1957) и«Н. на бурж.-демократич. этапе освобо­дит, движения в России» («Историч. записки», 1959, т. 65). Работа сов. ученых по восстановлению ленин-


ской концепции Н. подытожена в 1-м томе многотом­ной «Истории Коммунистич. партии Сов. Союза» (М., 1964).

Филос. и социологич. взгляды народников в сов. литературе освещены далеко недостаточно. Характе­ристике филос. концепций Н. посвящены написанные В. А. Фоминой главы «Филос. и социально-политич. взгляды революц. народников (60—70-е годы XIX ве­ка)», в кн.: Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР (т. 2, 1956), и «Филос. и социологич. взгляды народников», в кн.: История философии, т. 4, 1959; см. также А. А. Галактионов и П. Ф. Никандров, История рус. философии, 1961, с. 398—436. Кроме того, о филос. и социологич. взглядах народников 70—90-х гг. говорится в работах, посвященных борьбе Ленина против либерального Н. (см. М. Г. Шестаков, Борьба В. И. Ленина против идеалистич. социологии народничества, 2 изд., 1959; Б. А. Чагин, Из истории борьбы В. И. Ленина за развитие марксистской философии, 1960, и др.).

И. Пантии. Москва.

«НАРОДНОГО КАПИТАЛИЗМА ТЕОРИЯ»

одно из реакционных направлений совр. бурж. обществ, мысли и пропаганды, утверждающих, что капитализм якобы претерпел коренные социальные изменения, утратил присущие ему противоречия и пороки и находится в процессе мирного перераста­ния в бесклассовое общество при сохранении капи-талистич. частной собственности на средства произ-ва. Представляет собой попытку соединить разнообраз­ные и подчас противоречивые бурж. апологетич. эко-номич. и социологич. воззрения. Термин «Н. к.» был введен в оборот в США в 1956 организаторами выстав­ки, предназначенной для рекламы за границей амер. капитализма. Апологеты «народного капитализма» (М. Надлер, А. Берли) заявляют, что в совр. бурж. обществе буржуазия путем т. н. выравнивания доходов пролетаризируется, а пролетариат обуржуазивается, классовая борьба замещается «сотрудничеством» меж­ду трудом и капиталом. Идеологи буржуазии стре­мятся в извращенном виде толковать процессы, раз­вивающиеся в капиталйстич. экономике. Известный рост пром. произ-ва, а также затрагивающий незна­чит, часть трудящихся нек-рый рост жизненного уровня, достигнутый в результате классовой борьбы в нек-рых капиталйстич. странах, бурж. пропаган­дисты пытаются выдать за нечто внутренне присущее совр. капитализму. Одной из особенностей «Н. к. т.» является использование близкой трудящимся терми­нологии, попытка подкрасить капиталйстич. общество под социализм.

В основе «Н. к. т.» лежит теория «демократизации капитала» (А. Берли, С. Сличтер), возникшая в Анг­лии и получившая распространение в США, согласно к-рой распространение мелких акций среди мн. тысяч держателей якобы превращает последних в «совла­дельцев» капиталйстич. предприятий и придает «демо-кратич.» характер капиталу. В действительности мелкие акции распространены среди незначит, числа рабочих и служащих, что не может изменить существа капиталйстич. производств, отношений. Так, по дан­ным амер. биржи, в 1959 из 31 млн. рабочих владели мелкими акциями 1,3 млн., а из 13,7 млн. служащих — 1,8 млн. человек. Из общей суммы дивидендов в 9,4 млрд. долларов, выплаченных в 1959, на долю рабочих и служащих с доходом менее 10 тыс. долларов в год приходилось всего 3 млн. долларов. Распространение акций позволяет горстке финансовых магнатов усили­вать свое влияние и расширять сферу капиталйстич. эксплуатации. «„Демократизация" владения акциями, от которой буржуазные софисты и оппортунистиче­ские „тоже - социал-демократы" ожидают (или уве­ряют, что ожидают) „демократизации капитала"...


НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 543


на деле есть один из способов усиления мощи финан­совой олигархии» (Ленин В. И., Соч., т. 22, с. 216).

Адепты «народного капитализма» призывают к сот­рудничеству труда и капитала как «равноправных» и «взаимодополняющих» факторов произ-ва, к уста­новлению «человеческих отношений» на предприятиях. Распространенным вариантом проповеди классового мира является теория «социального партнерства», особенно активно культивируемая в качестве состав­ного элемента «Н. к. т.» бурж. клерикальными кру­гами зап.-европ. стран. Правящие круги капитали-стич. стран видят в «Н. к. т.» не только пропагандист­ский лозунг, но и соответствующую их интересам определ. форму экономич. политики (мобилизация части трудовых доходов различных слоев населения для расширения инвестиций). «Н. к. т.» своим острием направлена против марксизма и социализма. Она служит тому, чтобы отвлечь народные массы от борьбы против господства монополий, ослабить воздействие успехов социализма на трудящиеся массы всего мира, воспрепятствовать созданию единого антимонополи-стич. фронта.

Лит.: Б л ю м и н И. Г., Д в о р к п и И. Н., Миф о «народном капитализме», М., 1957; Б у д и щ Д ж. М., «Народный» капитализм, пер. с англ., М., 1959.

Г. Ардаев. Москва.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.