Изучение Н. в Россиидо Окт. революции 1917 встречало серьезные трудности, поскольку большинство участников «хождения в народ» и «народовольцев» были объявлены «государств, преступниками», а революц. народнич. лит-ра находилась под запретом. В бурж. лит-ре одной из первых попыток осмыслить Н. как определенное направление обществ, мысли была книга либер. народника В. В. (В. П. Воронцова) «Наши направления» (1893). Истории народнич. движения были посвящены также книги В. Богучарского («Активное Н. семидесятых годов», 1912, и «Из истории политич. борьбы в 70-х и 80-х гг. XIX века. Партия „Народной воли", ее происхождение, судьбы и гибель», 1912) и др. Коренной недостаток этой лит-ры заклю-
НАРОДНИЧЕСТВО 541
чался в том, что Н. изучалось в отрыве от классовой борьбы. Бурж. исследователи рассматривали Н. как умонастроение и систему взглядов рус. интеллигенции, восходящую к Чаадаеву и славянофилам.
За развитием Н. внимательно следили основоположники марксизма. В ряде статей и писем (см. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 2 изд., 1951) Маркс и Энгельс анализировали народ-нич. идеологию, показывали ее утопич. характер. В общей форме классики марксизма ставили вопрос о социальных корнях народнич. социализма. Утопичность народпич. социализма не заслоняла,однако, от Маркса и Энгельса заслуг народников (народовольцев) как борцов против абсолютизма. «Этих людей,— писал Ф. Энгельс,— которых было каких-нибудь несколько сот человек, но которые своей самоотверженностью и отвагой довели царский абсолютизм до того, что ему приходилось уже подумывать о возможности капитуляции и об ее условиях,— таких людей мы не потянем в суд за то, что они считали свой русский народ избранным народом социальной революции» (Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 1951, с. 296).
Первым среди рус. марксистов развернутую оценку Н. дал Плеханов. В ряде работ («Социализм и политич. борьба», «Наширазногласия», «Новый защитник самодержавия, или Горе г. Л. Тихомирова», «Анархизм и социализм», «К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю», «Неудачная история партии „Народной Воли"» и др.) Плеханов развернул блестящую критику идеологич. основ Н. как одной из форм мел-кобурж. утопич. социализма. Показывая ложность народнич. теории «героев» и «толпы», вред тактики индивидуального террора и т. п., Плеханов вместе с тем указывал на заслуги народников перед рус. ре-волюц. и социалистич. движением. В плехановской оценке Н. были и свои слабые стороны. Н. в широком смысле этого слова он рассматривал гл. обр. как ошибочную социалистич. доктрину, исповедуемую рус. революц. интеллигенцией. Крестьянско-демократич. характера народнич. идеологии Плеханов вполне так и не понял, хотя и отмечал стремление народников к радикальному пересмотру рус. аграрных отношений.
Этот принципиальный недостаток плехановской оценки Н. был преодолен Лениным. Уже в работах90-х гг., посвященных критике Н. («Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?», «Экономическое содержание народничестга и критика его в книге г. Струве», «Перлы народнического прожектерства», «К характеристике экономического романтизма», «От какого наследства мы отказываемся?»), Ленин подчеркивал связь народнич. идеологии с интересами и положением крестьянина, мелкого буржуа. При этом Ленин не упускал из виду различия между этапами в самом Н. В Н. 60—70-х гг. он ценил «характерный для социалиста» протест против буржуазности рус. пореформенных отношений. Показывая реакционность Н. как мелкобурж. формы социализма, Ленин в то же время выделял в немдемократич. элементы, критиковал либеральных народников за их отступления от последоват. демократия, программы «шестидесятников».
Дальнейшее развитие взглядов Ленина на Н. связано с обобщением опыта революции 1905—07. Эта революция подтвердила марксистскую оценку Н. как течения, выражающего интересы мелких буржуа. Но революция, говорил Ленин, не оставила вопроса в «прежнем положении и в прежнем виде», она перенесла его на «...несравненно более высокую почву: прежде дело шло только о сравнении доктрин и идеологий, о политике группок; теперь дело идет о сравнении исторической деятельности классов и масс, идущих за этой или родственной идеологией» (Соч., т. 15, с. 312). Оценивая Н. с т. зр. историч. деятельности классов во время
революции 1905—07, Ленин указывал на крест, демократию как на «...единственное реальное содержание и общественное значение народничества» (там же, т. 18, с. 490). «Народническая утопия,— писал Ленин,— выражение стремления трудящихся миллионов мелкой буржуазии совсем покончить с старыми феодальными эксплуататорами и ложная надежда „заодно" устранить эксплуататоров новых, „капиталистических"» (там же, с. 329). В эти же годы Ленин сформулировал важнейшее положение о междунар. значении Н. Народничество, подчеркивал Ленин, есть явление, характерное для многих стран, переживающих бурж. революцию в условиях развитых противоречий капитализма на Западе. Именно в силу того, указывал Ленин в статье «Демократия и народничество в Китае», что на Западе «...на очереди стоит уже освобождение от буржуазии, т. е. социализм»,— неизбежно возникает сочувствие демократов социализму, «субъективный социализм» (см. там же, с. 146).
В послеоктябрьской марксистской историч. лит-ре происходит процесс освоения ленинского наследия. Правда, ленинский подход к Н. был осмыслен и усвоен далеко не сразу. Так, в работе М. Н. Покровского («Очерки рус. революц. движения XIX—ХХвв.», М., 1924) народнич. социализм связывался с «нарождающимся рабочим вопросом» в России (см. указ. соч., с. 53). Мелкобурж. характер Н. объяснялся Покровским тем, что рус. интеллигенция, носительница социалистич. взглядов, была «по роду своего труда» мелкобуржуазной (см. там же, с. 55). Полемизируя с Покровским, И. Теодорович («Историч. значение партии „Народной воли"», 1930; «Первое марта 1881 г.», 1931) ссылался на ленинское определение Н. как выражение интересов мелких производителей, однако несколько вульгаризировал ленинскую формулу. Игнорируя ленинские указания о наличии тяжелого гнета, пережитков крепостничества в пореформенной деревне, Теодорович утверждал, что «семидесятник», в отличие от «шестидесятника», перенес направление главного удара с дворянства на буржуазию (см. «1 марта 1881 г.», М., 1931, с. 38). В «Народной воле» Теодорович ошибочно усматривал «зародыш пролетарской партии» и даже «ранний ленинизм» (см. «Историч. значение партии „Народной воли"», с. 183). Подобными упрощениями страдали работы и др. исследователей, в частности Ю. М. Стеклова («Борцы за социализм», 1918), В. Невского («Группа „Освобождение труда" в период 1883—1894 гг.», в сб.: Историко-революционный сборник, т. 2, 1924) и др. Однако, несмотря на нек-рые отступления от ленинской трактовки Н., в целом период 20 — нач. 30-х гг. не прошел безрезультатно для сов. историч. науки. Положит, роль в освоении ленинской концепции рус. освободит, движения сыграли работы, созданные в связи со столетним юбилеем Чернышевского (1928), а также дискуссия о «Нар., воле». В итоге были созданы ценные труды по Н., такие как: Б. П. Козьмин, Революционное подполье в эпоху «белого террора», 1929; его же, От «девятнадцатого февраля» к «первому марта». Очерки по истории Н., 1933; М. Поташ, Народнич. социализм, 1930; сб. Революц. движение 1860-х годов, под ред. Б. П. Козь-мина, 1932, и др.
Дальнейшему развитию исследоват. работы по Н. был нанесен большой ущерб в период культа личности Сталина. С одной стороны, проблема Н. была по существу исключена как особый предмет науч. исследования, с другой — содержавшаяся в «Кратком курсе истории ВКП(б)» оценка Н. неправильно ориентировала исследователей. Одним из гл. недостатков этой оценки было игнорирование ленинского определения сущности Н. как идеологии крест, демократии; Н. рассматривалось только под углом зрения его противоположности марксизму. В лит-ре это привело к тому, что Н. стало ха-
рактеризоваться только как попятное движение рус. обществ, и политич. мысли. Революц. Н. 70-х гг. в ряде работ метафизически противопоставлялось революц. демократизму как идеология мелкой буржуазии идеологии революц. крестьянства.
После XX съезда КПСС (1956) происходит постепенное восстановление ленинской традиции в изучении Н., науч. подхода к истории Н. По существу все дискуссии по Н. в 50—60-х гг. так или иначе вращаются вокруг истолкования ленинского наследства (см. П. С. Ткаченко,0 нек-рых вопросах истории Н.,«Вопр. истории», 1956, № 5; Ю. Полевой, В. И. Ленин о домарксистском периоде революц. движения в России, «Коммунист», 1958, № 6 ;Б. П. Козьмин, Н. на буржуаз-но-демократич. этапе освободит, движения в России, лИсторич. записки», 1959, т. 65; И. Д. Ковальченко, В. И. Ленин об этапах революц. движения XIX в. в России, «Вопр. истории», 1960, № 4; Э. С. Виленская, О статье В. И. Ленина «От какого наследства мы отказываемся?», «Изв. АН СССР. Отделение лит. и языка», 1960, т. 19, вып. 2; доклад М. Г. Седова, В. И. Ленин о революц. Н., в обзорах: В. Ф. Захариной, «История СССР», 1960, № 1, и Д. А. Колесниченко и В. А. Твардовской, «Вопр. истории», 1960, № 2; дискуссия в журн. «Вопр. лит.», см. А. А. Белкин, Народники и революц. демократы, «Вопр. лит.», 1960, № 2; Я. И. Эльсберг, Упрощенные решения, там же; Ф. Кузнецов, Ленин о Н., там же, № 4; У. Фохт, Ленинская концепция И. и народнич. лит., там же, № 7; Э. Виленская и Б. Итенберг, Действительно, не надо упрощать!, там же, № 10; Б. Мейлах, В единстве теории и истории, там же; Я. Эльсберг, Лавров — предшественник социал-демократии и марксизма?, там же, 1961, № 2; А. Дементьев, Н. и народнич. лит., там же; дискуссия в журн. «История СССР», см. Г. И. Ионова и А. Ф. Смирнов, Революц. демократы и народники, <Ис-тория СССР», 1961, №5, и др.; Итенберг, Некоторые вопросы изучения истории пореформенной России, в сб.: Сов. историч. наука от XX к XXII съезду КПСС, История СССР, М., 1962; А. Г. Назаров, К проблеме историзма в исследовании социологии революц. демократов, («Вопросы философии», 1963, №3,идр.
В ходе обсуждения проблем истории Н. наметились две осн. точки зрения. Одни исследователи, ссылаясь на ленинское определение Н. как протеста против крепостничества и буржуазности «... с точки зрения крестьянина, мелкого производителя» (Соч., т. 1, с. 323; см. также с. 322, 381 и др.), выдвигают в народнич. идеологии на первый план протест мелкого буржуа против буржуазности пореформенного развития России. Согласно этой т. зр., Н. возникло в конце 60 — нач. 70-х гг. как отражение перехода крестьянства из условий феод, общества в условия товарного капитали-стич. х-ва. Сторонники этой т. зр. предпочитают говорить о Н. в узком смысле этого слова, т. е. народничестве 70—90-х гг. 19 в. Их оппоненты выдвигают в Н. на первый план его антифеод, содержание. Для них Н. — это прежде всего «...идеология (система взглядов) крестьянской демократии в России» (там же, т. 18, с. 490). Соответственно этому народнич. протест против капитализма, народнич. социализм квалифицируется ими как «идеализация борьбы с крепостничеством» (см. Ленинский сб. XIX, 1932, с. 237). Сторонники этой т. зр. распространяют термин «Н.» на весь разночинский этап освободит, движения.
Из крупных работ обоснованию первой точки зрения посвящена монография Ш. М. Левина «Обществ, движение в России в 60—70-е годы XIX в.» (1958); аргументация второй концепции изложена в работах Б. П. Козьмина: «Рус. секция Первого Интернационала» (1957) и«Н. на бурж.-демократич. этапе освободит, движения в России» («Историч. записки», 1959, т. 65). Работа сов. ученых по восстановлению ленин-
ской концепции Н. подытожена в 1-м томе многотомной «Истории Коммунистич. партии Сов. Союза» (М., 1964).
Филос. и социологич. взгляды народников в сов. литературе освещены далеко недостаточно. Характеристике филос. концепций Н. посвящены написанные В. А. Фоминой главы «Филос. и социально-политич. взгляды революц. народников (60—70-е годы XIX века)», в кн.: Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР (т. 2, 1956), и «Филос. и социологич. взгляды народников», в кн.: История философии, т. 4, 1959; см. также А. А. Галактионов и П. Ф. Никандров, История рус. философии, 1961, с. 398—436. Кроме того, о филос. и социологич. взглядах народников 70—90-х гг. говорится в работах, посвященных борьбе Ленина против либерального Н. (см. М. Г. Шестаков, Борьба В. И. Ленина против идеалистич. социологии народничества, 2 изд., 1959; Б. А. Чагин, Из истории борьбы В. И. Ленина за развитие марксистской философии, 1960, и др.).
И. Пантии. Москва.
«НАРОДНОГО КАПИТАЛИЗМА ТЕОРИЯ»—
одно из реакционных направлений совр. бурж. обществ, мысли и пропаганды, утверждающих, что капитализм якобы претерпел коренные социальные изменения, утратил присущие ему противоречия и пороки и находится в процессе мирного перерастания в бесклассовое общество при сохранении капи-талистич. частной собственности на средства произ-ва. Представляет собой попытку соединить разнообразные и подчас противоречивые бурж. апологетич. эко-номич. и социологич. воззрения. Термин «Н. к.» был введен в оборот в США в 1956 организаторами выставки, предназначенной для рекламы за границей амер. капитализма. Апологеты «народного капитализма» (М. Надлер, А. Берли) заявляют, что в совр. бурж. обществе буржуазия путем т. н. выравнивания доходов пролетаризируется, а пролетариат обуржуазивается, классовая борьба замещается «сотрудничеством» между трудом и капиталом. Идеологи буржуазии стремятся в извращенном виде толковать процессы, развивающиеся в капиталйстич. экономике. Известный рост пром. произ-ва, а также затрагивающий незначит, часть трудящихся нек-рый рост жизненного уровня, достигнутый в результате классовой борьбы в нек-рых капиталйстич. странах, бурж. пропагандисты пытаются выдать за нечто внутренне присущее совр. капитализму. Одной из особенностей «Н. к. т.» является использование близкой трудящимся терминологии, попытка подкрасить капиталйстич. общество под социализм.
В основе «Н. к. т.» лежит теория «демократизации капитала» (А. Берли, С. Сличтер), возникшая в Англии и получившая распространение в США, согласно к-рой распространение мелких акций среди мн. тысяч держателей якобы превращает последних в «совладельцев» капиталйстич. предприятий и придает «демо-кратич.» характер капиталу. В действительности мелкие акции распространены среди незначит, числа рабочих и служащих, что не может изменить существа капиталйстич. производств, отношений. Так, по данным амер. биржи, в 1959 из 31 млн. рабочих владели мелкими акциями 1,3 млн., а из 13,7 млн. служащих — 1,8 млн. человек. Из общей суммы дивидендов в 9,4 млрд. долларов, выплаченных в 1959, на долю рабочих и служащих с доходом менее 10 тыс. долларов в год приходилось всего 3 млн. долларов. Распространение акций позволяет горстке финансовых магнатов усиливать свое влияние и расширять сферу капиталйстич. эксплуатации. «„Демократизация" владения акциями, от которой буржуазные софисты и оппортунистические „тоже - социал-демократы" ожидают (или уверяют, что ожидают) „демократизации капитала"...
НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 543
на деле есть один из способов усиления мощи финансовой олигархии» (Ленин В. И., Соч., т. 22, с. 216).
Адепты «народного капитализма» призывают к сотрудничеству труда и капитала как «равноправных» и «взаимодополняющих» факторов произ-ва, к установлению «человеческих отношений» на предприятиях. Распространенным вариантом проповеди классового мира является теория «социального партнерства», особенно активно культивируемая в качестве составного элемента «Н. к. т.» бурж. клерикальными кругами зап.-европ. стран. Правящие круги капитали-стич. стран видят в «Н. к. т.» не только пропагандистский лозунг, но и соответствующую их интересам определ. форму экономич. политики (мобилизация части трудовых доходов различных слоев населения для расширения инвестиций). «Н. к. т.» своим острием направлена против марксизма и социализма. Она служит тому, чтобы отвлечь народные массы от борьбы против господства монополий, ослабить воздействие успехов социализма на трудящиеся массы всего мира, воспрепятствовать созданию единого антимонополи-стич. фронта.
Лит.: Б л ю м и н И. Г., Д в о р к п и И. Н., Миф о «народном капитализме», М., 1957; Б у д и щ Д ж. М., «Народный» капитализм, пер. с англ., М., 1959.