Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАР- 5 страница



Классич. Н. и. высказываний может быть, напр., опи­сано при помощи след. логич. правил вывода (здесь А, В и С — формулы, а Г и Д — произвольные конечные, возможно пустые, списки формул):


НАТУРФИЛОСОФИЯ 561


 
 



Кроме того, в Н. и. используются т. н. структурные правила вывода, определяющие отношение выводимости:

Правила (I) — (III) выражают соответственно сохране­ние выводимости при усилении посылок, опускании одной из совпадающих посылок, перестановки посылок; правило (IV) («сечение») есть аналог т. н. правила цепного заклю­чения, согласно которому посылки, вытекающие из других посылок, можно опускать.

Н. и. высказываний (а также предикатов) эквивалентно обычному исчислению высказываний (соотв., предикатов) в том смысле, что правила вывода Н. и. являются выводимы­ми (или постулированными) правилами обычных исчисле­ний, а аксиомы (следовательно, и теоремы) исчислений высказываний и предикатов могут быть доказаны в Н. и.

Правилогэ-введения Н. и. есть не что иное, как теорема о дедукции «обычных» исчислений. Правило ZD-удаления соот­ветствует т.н. правилу зачеркивания, или схеме заклю­чения (modus ponens). Правило V~yflaJIeH1IH выражает т. п. доказательство разбором случаев, а правило ^-введения — т. н. reductio ad absurdum (метод доказательства приве­дением к нелепости — см. Доказательство от про­тивного). Содержательная интерпретация остальных пра­вил вывода Н. и., отличающихся от аксиом исчисления высказываний по существу лишь заменой знака импликации на знак выводимости (-- или горизонтальную черту, ясна непосредственно из их внешнего вида.

Замена правила "]~Удаления (закона двойного отрицания классич. логики) на т. н. правило слабого

А "]А 1-удаления: —'-=--— («из противоречия выводимо все, что

в угодно») приводит к интуиционистскому (или конструктивному) варианту Н. и. высказываний (см. Интуи­ционистская логика. Конструктивная логика), а исключение этого правила без всякой замены — к минимальной логике.

Н. и. предикатов может быть задано независимо от Н. и. высказывании или же — присоединением к правилам вывода последнего нек-рых др. правил, напр. таких:

Здесь Г (х) — список формул Н. и. предикатов, а пере­менная х, предикат А (х), формула С и терм t подчинены обычным для исчисления предикатов условиям.

Богатый арсенал постулированных правил [среди к-рых, как было сказано, есть, напр., правило, соот­ветствующее дедукционной (мета)теореме, доказа­тельство к-рой в обычных исчислениях, при всей прин­ципиальной простоте, достаточно громоздко] и воз­можность вывода из гипотез (с их последующим исклю­чением при помощи правилаЗ-введения) способствует тому, что пользование Н. и. значительно сокращает и упрощает выводы по сравнению с обычными аксио-матич. системами логики с их зачастую весьма утоми­тельными процедурами вывода из аксиом даже таких простейших «законов логики», как, напр., эквивален-ция А~А [формула: А~В, по определению, есть сокращение для (AZ3B)& (BDA) ]; в Н. и. эта экви-валенция получается сразу при помощи правил ГЭ-введения и &-введения. Но и в тех случаях, когда при исследовании применяется к.-л. др. логич. система, Н. и. очень удобно для эвристических целей.

Формальный аппарат Н. и. близок к введенному также Генценом (в тех же работах, хотя и совсем для др. целей) секвенций исчислению. Близкая к Н. и. техника вывода используется в т. н. семантических


таблицах голл. математика Э. Бета. Разл. системы Н. и. разрабатывались также Куайном (1950), нем. математиком К. Шютте (1950) и др.

Лит.: Гильберт Д. и А к к е р м а н В., Осно­
вы теоретич. логики, пер. с нем., М., 1947; К л и н и С. К.,
Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, § 20,
23 (термины «Н. и.» и «естественный вывод» не использу­
ются); Гудстейн Р. Л., Математич. логика, пер.
с англ., М., 1961, гл. 1, 2;. G e n t z e n G., Untersuchun-
gen uber das logische Sctiliessen, [Tl] 1 — 2, «Math. Zeit-
schrift», 1934, Bd 39, S. 176—210, 405—31; Jaikow-
skis S., On the rules of suppositions in formal logic (в се­
рии: Studia Logica, 1), Warsz., 1934; Q u i n e W., On
natural deduction, «J. Symbolic Logic», 1950, v. 15, № 2,
p. 93 — 102; Beth E.W., Formal methods, Dordrecht —
N. Y., [1962]; С u г г у Н. В., Foundations of mathematical
logic, N. Y., [1963]. Ю. Гастев. Москва.

НАТУРФИЛОСОФИЯ(от лат. natura— природа и философия) — философия природы, умозрит. истол­кование природы, рассматриваемой в ее целостности, опирающееся на понятия, выработанные естествозна­нием. Границы между естествознанием н Н., ее место в философии исторически менялись. Наиболее значит, роль Н. играла в древности. Она обычно именовалась физикой или физиологией, т. е. учением о природе. Фактически Н. явилась первой история, формой фило* софии. Стихийно-материалистич. тенденции древней­шей филос. мысли, стремившейся к вытеснению мифо­логии и к замене ее понятиями общечеловеч. опыта и естествознания, приобрели форму Н. Др.-греч. натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значит, роль в истории науки. Так, в истории фило­софии и науки важное место занимает атомистич. гипотеза. В эллинистическо-римский период из Н. выделяется ряд науч. дисциплин, однако, поскольку уровень опытно-матоматич. исследования природы был крайне ограничен, Н. продолжала оставаться осн. формой теоретич. осмысления природы.

В ср. века, когда философия должна была обосно­вывать теоцентрич. представления, Н. почти исчезает с филос. горизонта, лишь отд. элементы антич. Н. были приспособлены к креационистским представле­ниям христианской, мусульманской и иудейской тео­логии. Напр., восходящая к неоплатонизму метафи­зика света у христ. теологов 13—14 вв., элементы пери-патетич. Н. и космологии у Фомы Аквинского, эле­менты теологически извращенной атомистики у мута-каллимов.

Бурный рост интереса к природе — одно из следст­вий развивающегося капиталистич. способа произ-ва— в философии эпохи Возрождения нашел свое выраже­ние в новом расцвете Н., связанной с именами Бруно, Телезио, Кампанеллы, Кардано, Парацельса, Патри-ци. Н. эпохи Возрождения развивалась на основе натуралистич. пантеизма, динамизма и гилозоизма. Особенно широко был использован принцип тождест­ва микро- и макрокосмоса. С одной стороны, это при­вело к злоупотреблению примитивной аналогией между природой и человеч. организмом и к появлению мно­гих фантастич. утверждений. С другой же, оно усили­вало принцип целостного рассмотрения природы и порождало ряд глубоких диалектич. положений (напр., учение о борьбе противоположных начал как источ­нике изменения). Однако сравнительно неразвитый уровень естествознания обусловил то, что понимание этих связей носило во многом фантастич. характер. Оно включало, напр., астрологич. суеверия. Страст­ное стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, алхимией, каббалистич. и пифаго­рейской мистикой чисел и т. п.

В 17—18 вв., в эпоху бурного прогресса экспери-ментально-математич. и механистич. естествознания, когда возобладали аналитпч. методы и метафизич. спо­соб рассмотрения природы, Н. отступает на второй план. В нем. классич. философии Н. снова выдвигается в качестве одной из осн. филос. дисциплин, особенно


562 НАТЬЯШАСТРА — НАУКА


у Шеллинга, пытавшегося объективно-идеалистически обобщить достижения современного ему естествозна­ния (в частности, электрич. открытий Гальвани и Вольты, электрохимия, исследований Дэви, открытия кислорода Лавуазье, биологич. теории Броуна и Киль-мейера). На идеалистич. и телеологич. основе Шеллинг выдвигает диалектич. идеи о полярности как принципе дифференциации первонач. единства природы и о том, что высшие формы представляют собой как бы возве­дение в степень более низших. Шеллингова Н. имела талантливых сторонников (Окена, Велланского). К ней примкнули также нек-рые естествоиспытатели (напр., физик Эрстед, геолог Стеффенс, биологи Тре-виранус и Карус, психолог Шуберт).

Маркс и Энгельс высоко оценивали историч. значе­ние «старой натурфилософии», однако показали ее ис­торич. ограниченность. Характеризуя Н., Энгельс писал, что она «...заменяла неизвестные еще ей дей­ствительные связи явлений идеальными, фантастиче­скими связями и замещала недостающие факты вымы­слами, пополняя действительные проблемы лишь в во­ображении. При этом ею были высказаны многие гени­альные мысли и предугаданы многие позднейшие от­крытия, но не мало также было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам до­статочно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть с точки зрения их собствен­ной связи..., натурфилософии пришел конец. Всякая попытка воскресить ее не только была бы излишней, а 6 ы л а бы шагом назад» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 304—05.) В даль­нейшем такой шаг назад был сделан Оствальдом, Дри-шем, Липпсом и др., пытавшимися преодолеть с помо­щью Н. кризис новейшего естествознания. Элементы идеалистич. Н. существуют в теории эмерджентной эволюции и в философии Уайтхеда.

Лит.: Reich enbach H., Ziele und Wege der heutigen Naturphilosophie, Lpz., 1931; Dingier H., Geschichte der Naturphilosophie, В., 1932; Hollander A., Vom Wesen der Natur. Einfuhrung in die traditionelle Naturphilosophie, W., 1948; M а у Е., Kleiner Grundrifl der Naturphilosophie, Meisenheim, 1949.

В. Соколов. Москва.

НАТЬЯШАСТРА(«Учение о театральном искусстве») [санскр., 2—4 (?) вв.]— памятник др.-инд. мысли, содержащий сведения по вопросам театра, сценич. иск-ва, танца, теории музыки и поэтики. Приписывает­ся легендарному мудрецу Бхарате. Отд. часть трактата посвящена описанию эмоционального состояния, вызы­ваемого в зрителях театральным представлением, к-рое определяется термином раса (букв, «вкус», «вкушение»). Последующая традиция окружила Н. ореолом святости, ей был присвоен титул «пятой Веды». Трактат неоднократно комментировался. Одним из крупнейших толкователей Н. является Абхинавагупта (X в.; см. «Абхинавабхарати»). Ряд комментариев, в том числе комментарии, составлен­ные Бхатта Лоллатой, Шанкукой и Бхатта Найакой, не сохранились до нашего времени.

Издания: В h a r a t a, Natyasastra, Benares, 1929; В h a r a t a, Natyasastra with the commentary ot Abhina-vagupta, v. 1—4, Baroda, 1926—36.

Лит.: Э р м а н В. Г., Теория драмы в древнеинд.
лит., в сб.: Драматургия и театр Индии, М., 1961; Pan-
d еу К. С п., Comparative aesthetics, 2 ed., v. 1, Indian
aesthetics, Benares, 1959. Ю. Алихапова. Москва.

НАУКА.Содержание:

I. Понятие «наука»....................................................... 562

II. Наука о природе, естествознание........................... 5V1

III. Науки о человеке и обществе .......................... 575

IV. Классификация наук.............................................. 577

I. Понятие «наука»

Наука — важнейший элемент духовной культуры, высшая форма человеческих знаний; система развиваю-


щихся знаний, к-рые достигаются посредством соот­ветствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность к-рых проверяется и доказы­вается общественной практикой. Н. — система понятий о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности людей, дающая возможность предвиде­ния и преобразования действительности в интересах общества, исторически сложившаяся форма челове­ческой деятельности, «духовного производства», имею­щая своим содержанием и результатом целенаправ­ленно собранные факты, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемы и методы исследования.

Общие признаки науки.Понятие Н. применяется для обозначения как процесса выработки науч. зна­ний, так и всей системы проверенных практикой зна­ний, представляющих объективную истину, а также для указания на отд. области науч. знаний, на отд. Н. Совр. Н. это чрезвычайно разветвленная совокуп­ность отд. научных отраслей.

Посредством Н. человечество осуществляет свое господство над силами природы, развивает материаль­ное производство, преобразует общественные отно­шения. Н. способствует выработке правильного, диалектико-материалистич. мировоззрения, освобож­дает человека от суеверий и предрассудков, расши­ряет его кругозор, совершенствует его умственные способности и нравственные убеждения.

Слово «наука» буквально означает знание. Под знанием имеются в виду удостоверенные сведения о ма­териальных и духовных явлениях, верное их отраже­ние в сознании человека. Знание противоположно незнанию, т. е. отсутствию проверенной информации о чем-либо. Познание, как отмечал Ленин, а след. и знание, есть процесс погружения ума в действитель­ность ради подчинения ее власти человека. Наш ра­зум движется от незнания к знанию, от поверхност­ного знания ко все более глубокому и всесторон­нему. Знания могут быть различными: житейскими, донаучными и научными, эмпирическими и теорети­ческими.

Элементарные знания свойственны животным, к-рые располагают верной информацией о нек-рых свойст­вах вещей и их простейших отношениях, что является необходимым условием их верной ориентировки в окружающем мире. Элементарными житейскими знаниями располагают дети раннего возраста. Каж­дый человек в ходе своей жизни приобретает множе­ство эмпирич. сведений о внешнем мире и о самом себе. Уже первобытные люди обладали немалыми знаниями в форме передаваемых от поколения к поколению полез­ных сведений, обычаев, эмпирич. опыта, производствен­ных рецептов; они многое умели делать и их умения основывались на их знаниях. И житейские, и донауч­ные, и научные знания основаны на практике. Все виды знания являются верным отражением вещей. Но тем не менее научные знания существенным обра­зом отличаются от житейских и донаучных знаний. Житейские, эмпирич. знания, как правило, сводятся к констатации фактов и их описанию. Напр., моряки превосходно знали, как надо пользоваться рычагами, а купцы — весами. Это было известно задолго до того, как Архимед открыл закон рычага. Но этот закон дал возможность создать новые механич. изобретения, к-рые не пришли бы в голову никакому практику. Научные знания предполагают не только констата­цию фактов и их описание, но и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной Н. Житейское познание констатирует, да и то весьма по­верхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и п о ч е м у оно протекает именно таким образом. Сущность научного знания заключается в достовер-


НАУКА 563


ном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за еди­ничным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений, объектов и событий; «...венец научной работы есть предсказа­ние. Оно раскрывает нам даль грядущих явлений или исторических событий, оно есть признак, свидетель­ствующий о том, что научная мысль подчиняет зада­чам человечества и силы природы, и силы, движущие жизнь общественную» (Умов Н. А., Собр. соч., т. 3, М., 1916, с. 251). Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного пред­видения. Предвидение же дает возможность контро­лировать процессы и управлять ими. На­учное знание открывает возможность но только пред­видения будущего, но и сознательного его формирова­ния. Жизненный смысл всякой Н. может быть охарак­теризован так: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.

Существенным признаком научного познания являет­ся его системность, т. е. такая совокупность знаний, к-рая приведена в порядок на основании определен­ных теоретич. принципов. Собрание разрозненных знаний, не объединенных в связную систему, еще не образует Н. В основе научных знаний лежат опред. исходные положения, закономерности, позволяющие объединять соответствующие знания в единую сис­тему. Знания превращаются в научные, когда целе­направленное собирание фактов и их описание дово­дится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории. Уже в древности приобретает науч­ный характер философия, логика. У древних народов были накоплены немалые знания о количеств, отно­шениях вещей. На основе этих знаний строились довольно сложные сооружения: дворцы, пирамиды и т. д. Но эти элементарные математич. знания дол­гое время носили лишь донаучный характер: они не были объединены в логически связную систему на основе общих принципов, закономерностей. Впервые математич. знания стали обретать научную форму лишь в трудах Эвклида, к-рый придал им системный и доказательный характер. Практич. химия так же стара, как и человечество. Но элементарные практич. сведения о химпч. процессах не составляли еще Н. Только в 17 в. начиная с трудов Бойля химия стала превращаться в Н.

Каждая II. имеет свой этап формирования. Но кри­терий формирования любой Н. общий: определение предмета исследования, выработка понятий, соответ­ствующих этому предмету, установление фундамен­тального закона, присущего этому предмету, открытие принципа или создание теории, позволяющих объяс­нять множество фактов. Напр., механика оформилась как Н., когда были установлены законы инерции и сохранения количества движения и выработаны соот­ветствующие понятия (Галилей, Декарт, Ньютон). Зарождение политической экономии восходит к фи­зиократам. А. Смит, Д. Рикардо и др. открыли первые экономич. законы, но только Маркс превра­тил политич. экономию в подлинную Н. Социоло-гич. знания превратились в Н., когда Маркс и Энгельс вскрыли движущие силы историч. процесса и объективные законы развития общества, давшие воз­можность предвидения коммунизма.

Познание в истории своего развития становилось научным в меру того, как оно раскрывало закономер­ности и приобретало силу предвидения.

Научное знание коренным образом отличается от веры, т. е. от слепого принятия за истину того, что в принципе не поддается никакой практич. проверке и логич. доказательству. При этом следует отличать веру от уверенности, основанной на знании, особенно на научном знании, напр. уверенность сов. народа


в победе коммунизма. Уверенность может быть науч­но обоснованной; напротив, слепая,религиозная вера в бога, в чудеса, в сверхъестественное, вера как пред­рассудок, как суеверие, как вера в приметы и в сны ничем не доказывается; она только внушается. Если Н. делает человека могущественным перед силами природы и обществ, жизни, то религия, вера, наобо­рот, дезориентирует человека, вселяет в него беспо­мощное чувство обреченности, усыпляет его клас­совое самосознание. В противоположность вере, на­учные знания есть верное, практически обоснован­ное, логически доказательное отражение действитель­ности. Логич. связь в системе научного знания вос­принимается как необходимая, вытекающая или из фактов, или из ранее установленных истин. Вот по­чему аргументированный результат научного позна­ния выступает как нечто всеобщее и приобретает убе­дительную силу для людей, обладающих необходимой культурой мышления.

Научное познание мира существенно отличается от эстетич. формы сознания. Хотя и Н. и искусство есть отражение действительности, но в Н. это отраже­ние осуществляется в форме понятий и категорий, а в искусстве — в форме художественных образов (см. Образ художественный). И научное понятие, и ху­дожеств, образ представляют собой обобщенное вос­произведение действительности. Но в силу понятий­ного характера научного мышления диалектика об­щего, особенного и единичного в научном познании выступает иначе, чем в искусстве. В II. диалектич. единство общего, особенного и единичного выступает в форме общего, в форме понятий, категорий, а в искусстве то же самое диалектич. единство высту­пает в форме такого образа, к-рый сохраняет непосред­ственную наглядность единичного жизненного явления. Научное познание стремится к максималь­ной точности и исключает что-либо личностное, при­внесенное ученым от себя: Н.— это всеобщая общест­венная форма развития знания. Вся история Н. сви­детельствует о том, что любой субъективизм всегда беспощадно отбрасывался с дороги научного знания, сохранялось в Н. лишь надличное, объективное. Ху­дожеств, произведения, неповторимы, а результаты научных исследований всеобщи. Н. есть продукт «общего исторического развития в его абстракт­ном итоге» [Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 2(7), 1933, с. 161]. В искусстве же допускается художеств, вымысел, привнесение от самого художника того, чего в таком именно виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Но художеств, вымысел допустим лишь в отношении единичной ф о р-м ы выражения общего, но не самого общего: худо­жеств, правда не допускает никакого произвола и субъ­ективизма. Если художник выражает общее вне орга-нич. единства с особенным (типичным) и единичным, то получается не художеств, произведение, а схема­тизм и голая социологизация. Если же художник в своем творчестве сводит все к единичному, слепо следует за наблюдаемыми явлениями, отрывает единичное от общего и особенного, то получается не художеств, произведение, а иатуралистич. копия. В Н. же главное — элиминировать, устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удер­жать общее в форме понятий, категорий. Форма всеобщности в мире это закон. Поэтому научное до­знание — это познание законов мира.

Агностики и многие идеалисты-метафизики отрица­ют тот факт, что осн. назначение Н. состоит в позна­нии закономерностей природы. Нек-рые идеалисты-агностики сводят Н. лишь к описанию явлений при­роды. Против этих агностич. установок выступали не только классики марксизма-ленинизма, но и круп­нейшие естествоиспытатели-материалисты.


564НАУКА


Предмет, методы и структура научного познания.

Для научного познания существенно прежде всего то, что исследуется и как исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает при­роду предмета Н., тогда как ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскры­вает природу метода исследования. Предметом Н. является вся действительность, т. е. различные формы и виды движущейся материи, а также формы от­ражения их в сознании человека.

По своему предмету Н. делятся на общие и частные. Общими являются филос. Н. (см. Философия), изучающие наиболее общие законы всякого движения (диалектика) и специфич. законы мышления (логика). Частные II.— это те, к-рые изучают или природу, или общество, или их взаимодействие (см. ниже).

При изучении любого предмета обнаруживается общий ход развития Н., соответствующий осн. ступе­ням всякого познания вообще. Познание в непосредств. явлениях «... открывает сущность (закон причины, тождество, различие etc.) — таков действительно о б-щ и й ход всего человеческого познания (всей нау­ки) вообще. Таков ход и естествознания и политической экономии [и истории]» (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 314). Энгельс показал, что общий ход познания природы, общества и духов­ной деятельности людей включает в себя осн. ступени: непосредств. созерцание предмета изучения как не-расчлененного целого, где все изменяется, все взаимо­связано; анализ предмета, выделение отд. его сторон, изучение частностей; воссоздание целостной картины предмета на основе познанных частностей, т. е. на основе фактич. соединения анализа и синтеза. Для диалектич. взгляда характерно «...соединение анали­за и синтеза,— разборка отдельных частей и совокуп­ность, суммирование этих частей вместе» (Л е-н и н В. П., там же, с. 214). В ходе познания анализ предшествует синтезу, хотя и неразрывно связан с ним. В совр. Н. картина мира воссоздается в ее целостно­сти и конкретности. Таково одно из проявлений внутр. логики развития II. Качеств, многообразие действительности и обществ, практики определило внутренне многоплановый характер человеч. мышле­ния, различные его приемы и методы, разные области научного знания, по-разному выступающие на раз­личных этапах историч. развития Н.

Особенности метода определяются особенностями предмета научного исследования. В методе выражено содержание изучаемого предмета. Метод настолько тесно связан с научным познанием мира, что каждый существенный шаг в развитии II. обычно вызывает к жизни новые методы исследования. Поэтому об уровне развития той или иной Н. можно судить и по характеру развития применяемых ею методов (см. Метод, Методология). Виды и формы науч. метода в Н. можно подразделить на такие группы:

Общие методы касаются всей Н., т. е. лю­бого ее объекта. Это—диалектич. метод, к-рый являет­ся для совр. Н. единств, подлинно научным общим методом исследования. Все его понятия, категории и законы выполняют роль методологич. принципов. В отд. отраслях Н. в зависимости от конкретного со­держания их предмета и особенностей их развития общий научный метод конкретизируется в различных формах. При этом раскрывается та или иная сторона всеобщей связи явлений или их развития. Такая кон­кретизация имеет место, напр., в сравнит, методе при­менительно к изучению объектов биологии, географии, химии и др. С его помощью раскрывается здесь все­общая связь явлений. В биологии на основе его приме­нения возникли сравнительные анатомия, эмбриоло­гия, физиология и т. д., способствовавшие созданию или дальнейшему развитию эволюц. теории. В химии


с помощью сравнительного метода Менделеев раскрыл всеобщую связь химических элементов (периодиче­ский закон).

Другим конкретным проявлением общего метода в науке служит историч. метод, с помощью к-рого раскрывается и обосновывается принцип развития в той или иной области явлений действительности. В биологии этот метод, как показал К. А. Тимирязев, является общей методологич. основой эволюц. тео­рии (дарвинизма); в геологии (будучи неполно выра­жен в виде метода актуализма) он лежит в основе исто­рич. геологии, трактующей о развитии Земли, земной коры; в астрономии, по сути дела, на этот же метод опираются все прогрессивные космогонич. гипотезы. Общие методы, свойственные всякой Н., всему науч­ному познанию, изучаются философией.

Особенные методы применяются во всех отраслях Н., но для исследования лишь отд. сторон его объектов. В известной мере они носят тоже общий характер, не будучи соотнесены только с к.-л. одной формой движения материи, но вместе с тем каждый из них касается не всего предмета исследования в це­лом, а лишь одной оиред. его стороны (явления, сущ­ности, количеств, стороны, структуры п т. д.).

Н. не есть регистрация или простое накопление фактов, а прежде всего есть их систематизация, обоб­щение и истолкование. Соответственно этому осн. и наиболее общими приемами науч. исследования служат приемы эмпирич. и теоретич. исследования, к-рые в совокупности составляют метод Н. Оба рода приемов взаимосвязаны, предполагают друг друга и обусловливаются один другим. Поскольку путь познания идет от изучения непосредств. явлений к раскрытию их сущности, постольку отд. ступе­ням этого общего хода познания соответствуют конкретные приемы исследования: непосредств. на­блюдение явлений в естеств. условиях; эксперимент, с помощью к-рого изучаемое явление воспроизводится искусственно и ставится в заранее определ. условия; сравнение; измерение—частный случай сравнения, пред­ставляющее собой особого рода прием, при помощи к-рого находится количеств, отношение (выражаемое числом) между изучаемым объектом (неизвестным) и др. (известным) объектом, принятым за единицу срав­нения (масштаб); индукция и дедукция, с помощью к-рых логически обобщаются эмпирич. данные и вы­водятся логич. следствия; анализ и синтез, позволяю­щие раскрывать закономерные связи между объектами (их частями и сторонами) путем их расчленения и воссоздания из частей. Сюда относятся также мате-матич. приемы как особые способы исследования пред­метов и явлений действительности, их структуры, об­работки и обобщения результатов этих исследований, поиска и выражения физич. законов и т. д.

Средствами науч. исследования являются те пред­меты (приборы, инструменты и т. д.), к-рыс служат целям экспериментального изучения объекта и опыт­ной проверки достигнутых результатов, а также це­лям фиксирования и обработки этих результатов. Предположит, объяснение причин и сущности изучае­мых явлений дается в гипотезах. Когда роль теоре­тич. мышления делается достаточно большой, гипотеза становится формой развития Н. Теоретич. обобщение опытных данных совершается при помощи науч. абстракций, понятий; накапливаемый эмпирич. ма­териал вызывает необходимость пересмотра и ломки прежних теоретич. представлений и выработки новых путем обобщения вновь накопленных опытных данных. Объединение отд. науч. теорий, гипотез, понятий в си­стему взглядов приводит к выработке общей карти­ны, отражающей действительность в ее внутр. связи.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.