Классич. Н. и. высказываний может быть, напр., описано при помощи след. логич. правил вывода (здесь А, В и С — формулы, а Г и Д — произвольные конечные, возможно пустые, списки формул):
НАТУРФИЛОСОФИЯ 561
Кроме того, в Н. и. используются т. н. структурные правила вывода, определяющие отношение выводимости:
Правила (I) — (III) выражают соответственно сохранение выводимости при усилении посылок, опускании одной из совпадающих посылок, перестановки посылок; правило (IV) («сечение») есть аналог т. н. правила цепного заключения, согласно которому посылки, вытекающие из других посылок, можно опускать.
Н. и. высказываний (а также предикатов) эквивалентно обычному исчислению высказываний (соотв., предикатов) в том смысле, что правила вывода Н. и. являются выводимыми (или постулированными) правилами обычных исчислений, а аксиомы (следовательно, и теоремы) исчислений высказываний и предикатов могут быть доказаны в Н. и.
Правилогэ-введения Н. и. есть не что иное, как теорема о дедукции «обычных» исчислений. Правило ZD-удаления соответствует т.н. правилу зачеркивания, или схеме заключения (modus ponens). Правило V~yflaJIeH1IH выражает т. п. доказательство разбором случаев, а правило ^-введения — т. н. reductio ad absurdum (метод доказательства приведением к нелепости — см. Доказательство от противного). Содержательная интерпретация остальных правил вывода Н. и., отличающихся от аксиом исчисления высказываний по существу лишь заменой знака импликации на знак выводимости (-- или горизонтальную черту, ясна непосредственно из их внешнего вида.
Замена правила "]~Удаления (закона двойного отрицания классич. логики) на т. н. правило слабого
А "]А 1-удаления: —'-=--— («из противоречия выводимо все, что
в угодно») приводит к интуиционистскому (или конструктивному) варианту Н. и. высказываний (см. Интуиционистская логика. Конструктивная логика), а исключение этого правила без всякой замены — к минимальной логике.
Н. и. предикатов может быть задано независимо от Н. и. высказывании или же — присоединением к правилам вывода последнего нек-рых др. правил, напр. таких:
Здесь Г (х) — список формул Н. и. предикатов, а переменная х, предикат А (х), формула С и терм t подчинены обычным для исчисления предикатов условиям.
Богатый арсенал постулированных правил [среди к-рых, как было сказано, есть, напр., правило, соответствующее дедукционной (мета)теореме, доказательство к-рой в обычных исчислениях, при всей принципиальной простоте, достаточно громоздко] и возможность вывода из гипотез (с их последующим исключением при помощи правилаЗ-введения) способствует тому, что пользование Н. и. значительно сокращает и упрощает выводы по сравнению с обычными аксио-матич. системами логики с их зачастую весьма утомительными процедурами вывода из аксиом даже таких простейших «законов логики», как, напр., эквивален-ция А~А [формула: А~В, по определению, есть сокращение для (AZ3B)& (BDA) ]; в Н. и. эта экви-валенция получается сразу при помощи правил ГЭ-введения и &-введения. Но и в тех случаях, когда при исследовании применяется к.-л. др. логич. система, Н. и. очень удобно для эвристических целей.
Формальный аппарат Н. и. близок к введенному также Генценом (в тех же работах, хотя и совсем для др. целей) секвенций исчислению. Близкая к Н. и. техника вывода используется в т. н. семантических
таблицах голл. математика Э. Бета. Разл. системы Н. и. разрабатывались также Куайном (1950), нем. математиком К. Шютте (1950) и др.
Лит.: Гильберт Д. и А к к е р м а н В., Осно вы теоретич. логики, пер. с нем., М., 1947; К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, § 20, 23 (термины «Н. и.» и «естественный вывод» не использу ются); Гудстейн Р. Л., Математич. логика, пер. с англ., М., 1961, гл. 1, 2;. G e n t z e n G., Untersuchun- gen uber das logische Sctiliessen, [Tl] 1 — 2, «Math. Zeit- schrift», 1934, Bd 39, S. 176—210, 405—31; Jaikow- skis S., On the rules of suppositions in formal logic (в се рии: Studia Logica, 1), Warsz., 1934; Q u i n e W., On natural deduction, «J. Symbolic Logic», 1950, v. 15, № 2, p. 93 — 102; Beth E.W., Formal methods, Dordrecht — N. Y., [1962]; С u г г у Н. В., Foundations of mathematical logic, N. Y., [1963]. Ю. Гастев. Москва.
НАТУРФИЛОСОФИЯ(от лат. natura— природа и философия) — философия природы, умозрит. истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, опирающееся на понятия, выработанные естествознанием. Границы между естествознанием н Н., ее место в философии исторически менялись. Наиболее значит, роль Н. играла в древности. Она обычно именовалась физикой или физиологией, т. е. учением о природе. Фактически Н. явилась первой история, формой фило* софии. Стихийно-материалистич. тенденции древнейшей филос. мысли, стремившейся к вытеснению мифологии и к замене ее понятиями общечеловеч. опыта и естествознания, приобрели форму Н. Др.-греч. натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значит, роль в истории науки. Так, в истории философии и науки важное место занимает атомистич. гипотеза. В эллинистическо-римский период из Н. выделяется ряд науч. дисциплин, однако, поскольку уровень опытно-матоматич. исследования природы был крайне ограничен, Н. продолжала оставаться осн. формой теоретич. осмысления природы.
В ср. века, когда философия должна была обосновывать теоцентрич. представления, Н. почти исчезает с филос. горизонта, лишь отд. элементы антич. Н. были приспособлены к креационистским представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии. Напр., восходящая к неоплатонизму метафизика света у христ. теологов 13—14 вв., элементы пери-патетич. Н. и космологии у Фомы Аквинского, элементы теологически извращенной атомистики у мута-каллимов.
Бурный рост интереса к природе — одно из следствий развивающегося капиталистич. способа произ-ва— в философии эпохи Возрождения нашел свое выражение в новом расцвете Н., связанной с именами Бруно, Телезио, Кампанеллы, Кардано, Парацельса, Патри-ци. Н. эпохи Возрождения развивалась на основе натуралистич. пантеизма, динамизма и гилозоизма. Особенно широко был использован принцип тождества микро- и макрокосмоса. С одной стороны, это привело к злоупотреблению примитивной аналогией между природой и человеч. организмом и к появлению многих фантастич. утверждений. С другой же, оно усиливало принцип целостного рассмотрения природы и порождало ряд глубоких диалектич. положений (напр., учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения). Однако сравнительно неразвитый уровень естествознания обусловил то, что понимание этих связей носило во многом фантастич. характер. Оно включало, напр., астрологич. суеверия. Страстное стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, алхимией, каббалистич. и пифагорейской мистикой чисел и т. п.
В 17—18 вв., в эпоху бурного прогресса экспери-ментально-математич. и механистич. естествознания, когда возобладали аналитпч. методы и метафизич. способ рассмотрения природы, Н. отступает на второй план. В нем. классич. философии Н. снова выдвигается в качестве одной из осн. филос. дисциплин, особенно
562 НАТЬЯШАСТРА — НАУКА
у Шеллинга, пытавшегося объективно-идеалистически обобщить достижения современного ему естествознания (в частности, электрич. открытий Гальвани и Вольты, электрохимия, исследований Дэви, открытия кислорода Лавуазье, биологич. теории Броуна и Киль-мейера). На идеалистич. и телеологич. основе Шеллинг выдвигает диалектич. идеи о полярности как принципе дифференциации первонач. единства природы и о том, что высшие формы представляют собой как бы возведение в степень более низших. Шеллингова Н. имела талантливых сторонников (Окена, Велланского). К ней примкнули также нек-рые естествоиспытатели (напр., физик Эрстед, геолог Стеффенс, биологи Тре-виранус и Карус, психолог Шуберт).
Маркс и Энгельс высоко оценивали историч. значение «старой натурфилософии», однако показали ее историч. ограниченность. Характеризуя Н., Энгельс писал, что она «...заменяла неизвестные еще ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные проблемы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть с точки зрения их собственной связи..., натурфилософии пришел конец. Всякая попытка воскресить ее не только была бы излишней, а 6 ы л а бы шагом назад» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 304—05.) В дальнейшем такой шаг назад был сделан Оствальдом, Дри-шем, Липпсом и др., пытавшимися преодолеть с помощью Н. кризис новейшего естествознания. Элементы идеалистич. Н. существуют в теории эмерджентной эволюции и в философии Уайтхеда.
Лит.: Reich enbach H., Ziele und Wege der heutigen Naturphilosophie, Lpz., 1931; Dingier H., Geschichte der Naturphilosophie, В., 1932; Hollander A., Vom Wesen der Natur. Einfuhrung in die traditionelle Naturphilosophie, W., 1948; M а у Е., Kleiner Grundrifl der Naturphilosophie, Meisenheim, 1949.
В. Соколов. Москва.
НАТЬЯШАСТРА(«Учение о театральном искусстве») [санскр., 2—4 (?) вв.]— памятник др.-инд. мысли, содержащий сведения по вопросам театра, сценич. иск-ва, танца, теории музыки и поэтики. Приписывается легендарному мудрецу Бхарате. Отд. часть трактата посвящена описанию эмоционального состояния, вызываемого в зрителях театральным представлением, к-рое определяется термином раса (букв, «вкус», «вкушение»). Последующая традиция окружила Н. ореолом святости, ей был присвоен титул «пятой Веды». Трактат неоднократно комментировался. Одним из крупнейших толкователей Н. является Абхинавагупта (X в.; см. «Абхинавабхарати»). Ряд комментариев, в том числе комментарии, составленные Бхатта Лоллатой, Шанкукой и Бхатта Найакой, не сохранились до нашего времени.
Издания: В h a r a t a, Natyasastra, Benares, 1929; В h a r a t a, Natyasastra with the commentary ot Abhina-vagupta, v. 1—4, Baroda, 1926—36.
Лит.: Э р м а н В. Г., Теория драмы в древнеинд. лит., в сб.: Драматургия и театр Индии, М., 1961; Pan- d еу К. С п., Comparative aesthetics, 2 ed., v. 1, Indian aesthetics, Benares, 1959. Ю. Алихапова. Москва.
НАУКА.Содержание:
I. Понятие «наука»....................................................... 562
II. Наука о природе, естествознание........................... 5V1
III. Науки о человеке и обществе .......................... 575
IV. Классификация наук.............................................. 577
I. Понятие «наука»
Наука — важнейший элемент духовной культуры, высшая форма человеческих знаний; система развиваю-
щихся знаний, к-рые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность к-рых проверяется и доказывается общественной практикой. Н. — система понятий о явлениях и законах внешнего мира или духовной деятельности людей, дающая возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества, исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, «духовного производства», имеющая своим содержанием и результатом целенаправленно собранные факты, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приемы и методы исследования.
Общие признаки науки.Понятие Н. применяется для обозначения как процесса выработки науч. знаний, так и всей системы проверенных практикой знаний, представляющих объективную истину, а также для указания на отд. области науч. знаний, на отд. Н. Совр. Н. это чрезвычайно разветвленная совокупность отд. научных отраслей.
Посредством Н. человечество осуществляет свое господство над силами природы, развивает материальное производство, преобразует общественные отношения. Н. способствует выработке правильного, диалектико-материалистич. мировоззрения, освобождает человека от суеверий и предрассудков, расширяет его кругозор, совершенствует его умственные способности и нравственные убеждения.
Слово «наука» буквально означает знание. Под знанием имеются в виду удостоверенные сведения о материальных и духовных явлениях, верное их отражение в сознании человека. Знание противоположно незнанию, т. е. отсутствию проверенной информации о чем-либо. Познание, как отмечал Ленин, а след. и знание, есть процесс погружения ума в действительность ради подчинения ее власти человека. Наш разум движется от незнания к знанию, от поверхностного знания ко все более глубокому и всестороннему. Знания могут быть различными: житейскими, донаучными и научными, эмпирическими и теоретическими.
Элементарные знания свойственны животным, к-рые располагают верной информацией о нек-рых свойствах вещей и их простейших отношениях, что является необходимым условием их верной ориентировки в окружающем мире. Элементарными житейскими знаниями располагают дети раннего возраста. Каждый человек в ходе своей жизни приобретает множество эмпирич. сведений о внешнем мире и о самом себе. Уже первобытные люди обладали немалыми знаниями в форме передаваемых от поколения к поколению полезных сведений, обычаев, эмпирич. опыта, производственных рецептов; они многое умели делать и их умения основывались на их знаниях. И житейские, и донаучные, и научные знания основаны на практике. Все виды знания являются верным отражением вещей. Но тем не менее научные знания существенным образом отличаются от житейских и донаучных знаний. Житейские, эмпирич. знания, как правило, сводятся к констатации фактов и их описанию. Напр., моряки превосходно знали, как надо пользоваться рычагами, а купцы — весами. Это было известно задолго до того, как Архимед открыл закон рычага. Но этот закон дал возможность создать новые механич. изобретения, к-рые не пришли бы в голову никакому практику. Научные знания предполагают не только констатацию фактов и их описание, но и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной Н. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и п о ч е м у оно протекает именно таким образом. Сущность научного знания заключается в достовер-
НАУКА 563
ном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений, объектов и событий; «...венец научной работы есть предсказание. Оно раскрывает нам даль грядущих явлений или исторических событий, оно есть признак, свидетельствующий о том, что научная мысль подчиняет задачам человечества и силы природы, и силы, движущие жизнь общественную» (Умов Н. А., Собр. соч., т. 3, М., 1916, с. 251). Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Предвидение же дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание открывает возможность но только предвидения будущего, но и сознательного его формирования. Жизненный смысл всякой Н. может быть охарактеризован так: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.
Существенным признаком научного познания является его системность, т. е. такая совокупность знаний, к-рая приведена в порядок на основании определенных теоретич. принципов. Собрание разрозненных знаний, не объединенных в связную систему, еще не образует Н. В основе научных знаний лежат опред. исходные положения, закономерности, позволяющие объединять соответствующие знания в единую систему. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов и их описание доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории. Уже в древности приобретает научный характер философия, логика. У древних народов были накоплены немалые знания о количеств, отношениях вещей. На основе этих знаний строились довольно сложные сооружения: дворцы, пирамиды и т. д. Но эти элементарные математич. знания долгое время носили лишь донаучный характер: они не были объединены в логически связную систему на основе общих принципов, закономерностей. Впервые математич. знания стали обретать научную форму лишь в трудах Эвклида, к-рый придал им системный и доказательный характер. Практич. химия так же стара, как и человечество. Но элементарные практич. сведения о химпч. процессах не составляли еще Н. Только в 17 в. начиная с трудов Бойля химия стала превращаться в Н.
Каждая II. имеет свой этап формирования. Но критерий формирования любой Н. общий: определение предмета исследования, выработка понятий, соответствующих этому предмету, установление фундаментального закона, присущего этому предмету, открытие принципа или создание теории, позволяющих объяснять множество фактов. Напр., механика оформилась как Н., когда были установлены законы инерции и сохранения количества движения и выработаны соответствующие понятия (Галилей, Декарт, Ньютон). Зарождение политической экономии восходит к физиократам. А. Смит, Д. Рикардо и др. открыли первые экономич. законы, но только Маркс превратил политич. экономию в подлинную Н. Социоло-гич. знания превратились в Н., когда Маркс и Энгельс вскрыли движущие силы историч. процесса и объективные законы развития общества, давшие возможность предвидения коммунизма.
Познание в истории своего развития становилось научным в меру того, как оно раскрывало закономерности и приобретало силу предвидения.
Научное знание коренным образом отличается от веры, т. е. от слепого принятия за истину того, что в принципе не поддается никакой практич. проверке и логич. доказательству. При этом следует отличать веру от уверенности, основанной на знании, особенно на научном знании, напр. уверенность сов. народа
в победе коммунизма. Уверенность может быть научно обоснованной; напротив, слепая,религиозная вера в бога, в чудеса, в сверхъестественное, вера как предрассудок, как суеверие, как вера в приметы и в сны ничем не доказывается; она только внушается. Если Н. делает человека могущественным перед силами природы и обществ, жизни, то религия, вера, наоборот, дезориентирует человека, вселяет в него беспомощное чувство обреченности, усыпляет его классовое самосознание. В противоположность вере, научные знания есть верное, практически обоснованное, логически доказательное отражение действительности. Логич. связь в системе научного знания воспринимается как необходимая, вытекающая или из фактов, или из ранее установленных истин. Вот почему аргументированный результат научного познания выступает как нечто всеобщее и приобретает убедительную силу для людей, обладающих необходимой культурой мышления.
Научное познание мира существенно отличается от эстетич. формы сознания. Хотя и Н. и искусство есть отражение действительности, но в Н. это отражение осуществляется в форме понятий и категорий, а в искусстве — в форме художественных образов (см. Образ художественный). И научное понятие, и художеств, образ представляют собой обобщенное воспроизведение действительности. Но в силу понятийного характера научного мышления диалектика общего, особенного и единичного в научном познании выступает иначе, чем в искусстве. В II. диалектич. единство общего, особенного и единичного выступает в форме общего, в форме понятий, категорий, а в искусстве то же самое диалектич. единство выступает в форме такого образа, к-рый сохраняет непосредственную наглядность единичного жизненного явления. Научное познание стремится к максимальной точности и исключает что-либо личностное, привнесенное ученым от себя: Н.— это всеобщая общественная форма развития знания. Вся история Н. свидетельствует о том, что любой субъективизм всегда беспощадно отбрасывался с дороги научного знания, сохранялось в Н. лишь надличное, объективное. Художеств, произведения, неповторимы, а результаты научных исследований всеобщи. Н. есть продукт «общего исторического развития в его абстрактном итоге» [Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 2(7), 1933, с. 161]. В искусстве же допускается художеств, вымысел, привнесение от самого художника того, чего в таком именно виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Но художеств, вымысел допустим лишь в отношении единичной ф о р-м ы выражения общего, но не самого общего: художеств, правда не допускает никакого произвола и субъективизма. Если художник выражает общее вне орга-нич. единства с особенным (типичным) и единичным, то получается не художеств, произведение, а схематизм и голая социологизация. Если же художник в своем творчестве сводит все к единичному, слепо следует за наблюдаемыми явлениями, отрывает единичное от общего и особенного, то получается не художеств, произведение, а иатуралистич. копия. В Н. же главное — элиминировать, устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий, категорий. Форма всеобщности в мире — это закон. Поэтому научное дознание — это познание законов мира.
Агностики и многие идеалисты-метафизики отрицают тот факт, что осн. назначение Н. состоит в познании закономерностей природы. Нек-рые идеалисты-агностики сводят Н. лишь к описанию явлений природы. Против этих агностич. установок выступали не только классики марксизма-ленинизма, но и крупнейшие естествоиспытатели-материалисты.
564НАУКА
Предмет, методы и структура научного познания.
Для научного познания существенно прежде всего то, что исследуется и как исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета Н., тогда как ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает природу метода исследования. Предметом Н. является вся действительность, т. е. различные формы и виды движущейся материи, а также формы отражения их в сознании человека.
По своему предмету Н. делятся на общие и частные. Общими являются филос. Н. (см. Философия), изучающие наиболее общие законы всякого движения (диалектика) и специфич. законы мышления (логика). Частные II.— это те, к-рые изучают или природу, или общество, или их взаимодействие (см. ниже).
При изучении любого предмета обнаруживается общий ход развития Н., соответствующий осн. ступеням всякого познания вообще. Познание в непосредств. явлениях «... открывает сущность (закон причины, тождество, различие etc.) — таков действительно о б-щ и й ход всего человеческого познания (всей науки) вообще. Таков ход и естествознания и политической экономии [и истории]» (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 314). Энгельс показал, что общий ход познания природы, общества и духовной деятельности людей включает в себя осн. ступени: непосредств. созерцание предмета изучения как не-расчлененного целого, где все изменяется, все взаимосвязано; анализ предмета, выделение отд. его сторон, изучение частностей; воссоздание целостной картины предмета на основе познанных частностей, т. е. на основе фактич. соединения анализа и синтеза. Для диалектич. взгляда характерно «...соединение анализа и синтеза,— разборка отдельных частей и совокупность, суммирование этих частей вместе» (Л е-н и н В. П., там же, с. 214). В ходе познания анализ предшествует синтезу, хотя и неразрывно связан с ним. В совр. Н. картина мира воссоздается в ее целостности и конкретности. Таково одно из проявлений внутр. логики развития II. Качеств, многообразие действительности и обществ, практики определило внутренне многоплановый характер человеч. мышления, различные его приемы и методы, разные области научного знания, по-разному выступающие на различных этапах историч. развития Н.
Особенности метода определяются особенностями предмета научного исследования. В методе выражено содержание изучаемого предмета. Метод настолько тесно связан с научным познанием мира, что каждый существенный шаг в развитии II. обычно вызывает к жизни новые методы исследования. Поэтому об уровне развития той или иной Н. можно судить и по характеру развития применяемых ею методов (см. Метод, Методология). Виды и формы науч. метода в Н. можно подразделить на такие группы:
Общие методы касаются всей Н., т. е. любого ее объекта. Это—диалектич. метод, к-рый является для совр. Н. единств, подлинно научным общим методом исследования. Все его понятия, категории и законы выполняют роль методологич. принципов. В отд. отраслях Н. в зависимости от конкретного содержания их предмета и особенностей их развития общий научный метод конкретизируется в различных формах. При этом раскрывается та или иная сторона всеобщей связи явлений или их развития. Такая конкретизация имеет место, напр., в сравнит, методе применительно к изучению объектов биологии, географии, химии и др. С его помощью раскрывается здесь всеобщая связь явлений. В биологии на основе его применения возникли сравнительные анатомия, эмбриология, физиология и т. д., способствовавшие созданию или дальнейшему развитию эволюц. теории. В химии
с помощью сравнительного метода Менделеев раскрыл всеобщую связь химических элементов (периодический закон).
Другим конкретным проявлением общего метода в науке служит историч. метод, с помощью к-рого раскрывается и обосновывается принцип развития в той или иной области явлений действительности. В биологии этот метод, как показал К. А. Тимирязев, является общей методологич. основой эволюц. теории (дарвинизма); в геологии (будучи неполно выражен в виде метода актуализма) он лежит в основе историч. геологии, трактующей о развитии Земли, земной коры; в астрономии, по сути дела, на этот же метод опираются все прогрессивные космогонич. гипотезы. Общие методы, свойственные всякой Н., всему научному познанию, изучаются философией.
Особенные методы применяются во всех отраслях Н., но для исследования лишь отд. сторон его объектов. В известной мере они носят тоже общий характер, не будучи соотнесены только с к.-л. одной формой движения материи, но вместе с тем каждый из них касается не всего предмета исследования в целом, а лишь одной оиред. его стороны (явления, сущности, количеств, стороны, структуры п т. д.).
Н. не есть регистрация или простое накопление фактов, а прежде всего есть их систематизация, обобщение и истолкование. Соответственно этому осн. и наиболее общими приемами науч. исследования служат приемы эмпирич. и теоретич. исследования, к-рые в совокупности составляют метод Н. Оба рода приемов взаимосвязаны, предполагают друг друга и обусловливаются один другим. Поскольку путь познания идет от изучения непосредств. явлений к раскрытию их сущности, постольку отд. ступеням этого общего хода познания соответствуют конкретные приемы исследования: непосредств. наблюдение явлений в естеств. условиях; эксперимент, с помощью к-рого изучаемое явление воспроизводится искусственно и ставится в заранее определ. условия; сравнение; измерение—частный случай сравнения, представляющее собой особого рода прием, при помощи к-рого находится количеств, отношение (выражаемое числом) между изучаемым объектом (неизвестным) и др. (известным) объектом, принятым за единицу сравнения (масштаб); индукция и дедукция, с помощью к-рых логически обобщаются эмпирич. данные и выводятся логич. следствия; анализ и синтез, позволяющие раскрывать закономерные связи между объектами (их частями и сторонами) путем их расчленения и воссоздания из частей. Сюда относятся также мате-матич. приемы как особые способы исследования предметов и явлений действительности, их структуры, обработки и обобщения результатов этих исследований, поиска и выражения физич. законов и т. д.
Средствами науч. исследования являются те предметы (приборы, инструменты и т. д.), к-рыс служат целям экспериментального изучения объекта и опытной проверки достигнутых результатов, а также целям фиксирования и обработки этих результатов. Предположит, объяснение причин и сущности изучаемых явлений дается в гипотезах. Когда роль теоретич. мышления делается достаточно большой, гипотеза становится формой развития Н. Теоретич. обобщение опытных данных совершается при помощи науч. абстракций, понятий; накапливаемый эмпирич. материал вызывает необходимость пересмотра и ломки прежних теоретич. представлений и выработки новых путем обобщения вновь накопленных опытных данных. Объединение отд. науч. теорий, гипотез, понятий в систему взглядов приводит к выработке общей картины, отражающей действительность в ее внутр. связи.