Чтобы определить форму элементарного высказывания Л. к., нужно еще иметь в алфавите знаки для нек-рых постоянных отношений, напр., «о— для отношения включения одного класса вдругой и «=»—для равенства классов.[Оба эти отношения, каждое изк-рых можетбыть выраженочерез другое, содержательно определяются обычно тоже через отношение элемента к классу: «класс о. включается в класс p»(«aczp»T, если и только если каждый элемент класса а есть элемент и класса Р; «класс п равняется классу р» («а=р»), если и только если всякий элемент одного из этих классов есть также и элемент другого. Элементарную формулу Л. к. теперь можно определить так: если и и v — термы, то (uczv) и (u=f) — элементарные формулы. В остальном определение формулы Л. к. в точности повторяет определение формулы логики высказываний.
Четыре аристотелевы формы элементарных высказываний (А, I, -Е, О) на этом «языке» Л. к. могут быть выражены так: «Все и суть и» как (пси); «Нек-рые и суть v» как! (uczV) (т. е. «неверно, что все и суть не-v»); «Никакое и не есть и» как (ucd') (т. е. «всякое и есть не-г»>); «Нек-рые и не суть то как ~] (пси) (т. е. «неверно, что все и суть v»),
В соответствии с содержат, истолкованием («семантикой») Л. к. элементарные формулы Л. к. могут быть тождественно-истинными, и притом «тождественно-истинными» (или «общезначимыми») в нек-ром расширенном смысле. Так, напр., формула ((af)b)cza), в нашем истолковании гласящая, что «Всякий элемент, содержащийся в обоих классах а, р, подставляемых на место переменных а и 6, содержится в классе я, подставляемом на место а», истинна не только для любых классов a, [J к.-н. данной области D, но и для всяких классов а, (3 любой области D. В Л. к. всякая формула, обладающая тем свойством,
что она является истинной при любых значениях входящих в нее переменных, и притом в любой области D, и называется «тождественно-истинной», или «общезначимой».
Если область D содержит лишь один предмет, в ней возможны лишь два класса: пустой (0) и универсальный (1). Всякая кл.-переменная может принимать поэтому в такой области лишь 2 значения: Ои 1. Таблицы возможных значений для термов (и f\v), (u\Jv), и', 1, 0, соответствующие их семантич. истолкованию, примут в таком случае в точности тот же вид, какой имеют соответственно таблицы для формул (u&v), (u\/v), 1 и при истолковании и и у как формул логики высказываний, «единицы» и «нуля» как «истины» и «лжи». Аналогично таблица возможных значений элементарной формулы (uC.v) будет иметь тот же вид, что и таблица для импликации (uZDv) в логике высказываний; таблица для формулы (и=и) — тот же вид, что и таблица для эквивалентности (u = v).
Поэтому если мы заменим в Ф, формуле Л. к., все элементарные формулы соответствующими им формулами логики высказываний (т. е. все знаки f\, |J, C,',= на &,VO, *!,= соответственно), то получим формулу Ф* логики высказываний, равнозначную (в смысле истинности или ложности) формуле Ф, когда последняя рассматривается в одноэлементной области. При этом оказывается (см. D. Hilbert und W. Ackermarm, Grund-zuge der theoretischen Logik, 1959, S. 51—56), что если (I) Ф — элементарная формула Л. к., то вопрос о ее тождественно-истинности в Л. к. сводится к вопросу о тождественно-истинности в логике высказываний формулы Ф*. [Так, вопрос о тождественно-истинности в Л.к. формулы ((ap\b)(Zla) сводится к вопросу о тождественно-истинности в логике высказываний формулы ((a&b)Z)a). Аналогично обстоит дело для формул (в к-рых, согласно обычным соглашениям, скобки можно опустить) видов: (II) ~] SI и вообще (III) (nSl,V~12l2V--Vn2ln), (IV) (IIVS) и, более общо, (V) (1 a,V--V "I 2W»). где Ш, &!, а2,..., 3ln,S3 - элементарные формулы. И только в случае формулы вида
(vi) o»,v...vi«mVa1va.V--Van),(n>2, m>0),
где все 2Ilv.., 2tn, *Вц..., ЙЗт— элементарные формулы, вопрос о ее общезначимости в Л. к. не сводится к вопросу об общезначимости в логике высказываний соответствующей формулы Ф*, а решается путем сведения к вопросу об общезначимости хотя бы одной из п
формул: (l^V-VlSmW!),.., 0*lV...Vl*mVaB),
т. е. к случаю (V). Поскольку всякую формулу Л. к. можно привести (относительно ее элементарных формул) к конъюнктивной нормальной форме, члены к-рой всегда имеют один из видов (I)—(VI), то вопрос об общезначимости формулы Л. к. действительно сводится к вопросу об общезначимости нек-рых формул логики высказываний, т. е.решается алгоритмически (см. Алгоритм)}.
Всякому модусу силлогистики Аристотеля, если З^и 212 —посылки, S3 —заключение, соответствует формула Л. к.: ((2Ij &212)^33), к-рая для всех модусов, за исключением darapti, felapton, bamalip и fesapo, оказывается тождественно-истинной в Л. к. Последние 4 модуса неверны в Л. к. потому, что в ней допускаются пустые классы, к-рых нет у Аристотеля. Однако если ввести соответствующую оговорку, т. е. добавить к числу посылок нужное допущение непустоты нек-рого класса, то и эти модусы дают правильное заключение в Л. к. (На «языке» Л. к. можно выразить непустоту класса а, сказав, что «Нек-рые а суть а», т. е. что «Неверно, что все а сутьне-а»: ~](ао*'). Если бы а был пустой класс, то было бы верно, в частности, что «Все а суть не-а»).
Исторически—в трудах Лейбница, Иоганна и Даниила Бернулли (конец 17 — нач. 18 вв.), Буля, Джевонса, Шредера, Пирса, Порецкого, Дж. Венна и др. (2-я
226 ЛОГИКА КОМБИНАТОРНАЯ
пол. 19 в.) — Л. к. возникла и развивалась в результате попыток свести решение логич. задач силлогистики Аристотеля к решению нек-рых задач арифметики, алгебры или геометрии. Именно для целей Л. к. была построена алгебра Буля (1854), сыгравшая существ, роль в развитии совр. абстрактной алгебры. Именно в применении к Л. к. появились первые приемы наглядного геометрич. решения задач логики: «круги» Эйлера и диаграммы Венна. Проблема разрешения для логики классов была решена впервые — на основании подготовивших ее решение работ Э. Шредера (1890—95) —Лёвенхеймом (1915). Более сильные результаты, относящиеся к расширенной Л. к. (допускающей и классы классов) или к эквивалентным ей логич. исчислениям, были получены в дальнейшем Т. Сколемом (1919), нем. математиком Г. Беманом (1922), Жегалкиным (1928—29) и др. Очень простые и остроумные решения предложены нем. ученым
B. Аккерманом.и—для формализованной силлоги стики Аристотеля —■ Лукасееичем.
В наст, время Л. к. редко излагается уже как особый раздел совр. (математической ) логики, поскольку ее задачи полностью решаются в логике предикатов (где ей соответствует логика одноместных предикатов); силлогистика же Аристотеля находит лучшее выражение в специально посвященном ее формализации исчислении Лукасевича.
Будучи таким усилением исчисления высказываний, в к-ром осн. логич. задачи остаются еще алгоритмически разрешимыми, Л. к. находит широкие применения в технике, прежде всего к синтезу машин, моделирующих нек-рые операции человеческого мышления.
Лит.: Кутюра Л., Алгебра логики, пер. с франц., О., 1909; Ж е г а л к и н И. И., Арифметизация символич. логики, Матем. сб., т. 35, вып. 3—4, 1928; т. 36, вып. 3—4, 1929; Гильберт Д., Аккерман В., Основы теоре-тич. логики, пер. с нем., М., 1947; гл. 2 и значительно усовершенствованное 4 нем. изд., Берлин, 1959, гл. 2; Б и р к-г о ф Г., Теория структур, пер. с англ., М., 1952; К л и н и
C, Введение в метаматематику,М., 1957 (содержит подробную библиографию, в к-рой, в частности, имеются данные об упомянутых в тексте работах Бемана, Буля, Лёвенхейма, Сколема, Шредера); Лукасевич Я., Аристотелевская силлогистика с точки зрения совр. формальной логики, пер. с англ., М., 1959; Беркли Э., Символическая логика и разумные машины, М., 1961; Ackermann W., Sol vable cases of the decision problem, Amst., 1954, ch. 3—4.
С. Яновская. Москва.
ЛОГИКА КОМБИНАТОРНАЯ— одно из направлений логики, занимающихся ее основаниями, т. е. такими осн. понятиями и методами, к-рые при построении формальных логич. систем или исчислений предполагаются обычно не нуждающимися в пояснениях (содержательно понятными) и не анализируются. Особое внимание уделяется при этом понятиям переменной, функции, множества, различению типов переменных (предметные, предикатные, пропозициональные и др.), правилу подстановки, логич. антиномиям.
В системах математической логики (призванных формализовать логич. выводы) правила вывода, хотя и формулируются содержательно, но, по идее, должны быть вполне доступны для одноактного автоматам, выполнения. Нек-рые из них, вроде известного modus ponens, позволяющего из выведенных уже формул А и {А^)В) вывести формулу В, представляются непосредственно удовлетворяющими этому требованию. В др. случаях, прежде всего для правила подстановки (особенно на место предикатных переменных), формулировка правила настолько сложна (требует введения ряда новых терминов, проверки выполнения или невыполнения трудно формулируемых условий), что даже квалифицированному специалисту бывает нелегко решить вопрос о ее корректности. Выполнить такое правило поэтому во многих случаях отнюдь не просто. В Л. к. правило подстановки сводится к цепочке правил, не более сложных, чем modus ponens. Анализ выявляет трудности и в др. упомянутых выше
понятиях, формализацией (или устранением) к-рых и занимается Л. к.
История Л. к. начинается с труда сов. математика М. И. Шейнфинкеля «О кирпичах матем. логики» [(М. Schonfinkel, Ober die Bausteine der mathema-tischen Logik, «Math. Ann.», 1924, Bd 92); краткое пояснение смысла исходных функций Шейнфинкеля имеется в статье С. А. Яновской «Основания математики и математическая логика» (см. сб. «Математика в СССР за тридцать лет 1917—1947», 1948, с. 31—33)], положившего в основу логики нек-рые три индивидуальные функции С, S, U (рассматриваемые как особые предметы, отличные от значений функций) и одну операцию: приложения функции к аргументу (к-рым может быть и функция), обозначаемую только тем, что знак аргумента ставится непосредственно за знаком функции. Функции от п аргументов («-местные функции) сводятся Шейнфинкелем к функциям от одного аргумента (к одноместным функциям). Задание же последних не предполагает у него (в отличие от того, как это принято в т. н. классич. математике) предварит, задания множеств значений аргументов и значений функции. Понятие функции оказывается, т. о., независимым от понятия множества, с к-рым связаны большие трудности (см. Парадокс). Шейнфинкель полагал, что введенных им функций С, S, U достаточно для представления любых выражений математич. логики (в т. ч. и содержащих кванторы «все» и «существует») в виде слов в алфавите, состоящем только из трех латинских букв С, S, U и скобок. Выражения логики должны были сводиться, т. о., к комбинациям (с повторениями) из букв С, S, U (и скобок), откуда и название «Л. к.» (предложенное в 1930 X. Кёрри). Употребление же переменных должно было быть вообще исключено из логики.
Чтобы показать на простом примере, как это делается, рассмотрим комбинатор А такой, что Аху=х+у, и комбинатор С такой, что Cfxy=fyx; [приложение комбинатора А к аргументам х, у дает х+у; приложение комбинатора С к f(x, у) дает f(y, х)—в более обычных обозначениях]. Сумму у +х в таком случае можно выразить как САху. Тождество х+у = у+х выражается при этом в виде Аху—САху. И если (как это делается обычно в математике) трактовать тождественное равенство / (ж,,..., xn)=g(x,..., хп) как другое выражение для того, что f=g (т. е. считать, что функции fag, относящие обе одни и те же объекты к одним и тем же значениям аргументов, отождествляются нами), то другим выражением для тождества х-\-у=у-\-х будет А = СА — формула, не содержащая переменных.
Как показало дальнейшее развитие идей Шейнфинкеля, их осуществление — в применении к той части Л. к., к-рая призвана была заменить уже и оперирование с кванторами,— оказалось отнюдь не столь простым, как это представлялось их автору, и потребовало дальнейших исследований. Среди последних выделяются прежде всего работы Кёрри.
Первые работы Кёрри по Л. к. появились в 1929—30. В них он пользовался системой исходных функций («комбинаторов»), отличной от введенной Шейнфинкелем, а также разработал технику вывода для Л. к., к-рой не было у Шейнфинкеля. Непротиворечивость той части системы Л. к., в к-рой еще нет аналога для кванторов (т. н. «чистой» Л. к.), также была доказана в этих работах Кёрри. В это же время Чёрчем было разработано его исчисление Х-конвер-сии, в к-ром были получены первые в истории науки доказательства неразрешимости нек-рых массовых проблем (см. Алгоритм, Разрешения проблемы). В диссертации «Математическая логика без переменных» (J. В. Rosser, A mathematical logic without variables, 1935) амер. математик Россер показал эквивалентность Л. к. и исчисления ^-конверсии. В том же 1935 К лини и Россер обнаружили противоречие в первоначальной системе Чёрча, к-рое, т. о., оказалось имеющим место и в применении к Л. к.: не
ЛОГИКА ОТНОШЕНИЙ 227
к «чистой», а к «заключительной» (illative), включающей импликацию и аналоги для кванторов. Чтобы избежать этого противоречия, «заключительную» Л. к. приходится строить либо как неклассическую, либо как содержащую предметы разных (не сводимых друг к другу) категорий (что и было сделано Кёрри). В логику приходится, т. о., включать нек-рые сведения о предметах (о существовании разных категорий предметов и, следовательно, о нек-рых специфич. свойствах их), к-рые естественно относить уже к области онтологии или еще более конкретных наук, изучающих специфицированные предметы. В развитии Л. к., т. о., полностью подтверждаются принципы, ясные с т. зр. материалистич. диалектики: о неотделимости логики от онтологии, о роли противоречия в развитии науки, о способах «снятия» противоречия с помощью большей конкретизации исследуемых предметов и др
Поскольку в Л. к. исходным является понятие функции, а не множества, естественно, встает задача построить теорию множеств, исходя из Л. к. Такие попытки предприняли Кёрри в 1934 (опубликовано только резюме его работы) и Коген (1955), в работе к-рого (она посвящена обоснованию средствами Л. к системы аксиом Гёделя для теории множеств) нем. математик Титгемейер обнаружил, однако, противоречие, свидетельствующее о том, что попытка Когена не удалась. В 1952 Кёрри предложил использовать Л. к. при составлении программ для вычислит, машин. Лит.: Curry H., An analysis of logical substitution, «Amer. J. Math.», 1929, v. 51, p. 363—84; его же, Grundlagen der kombinatorischen Logik, там же, 1930, v. 52, p. 509—36; 789—834; его же, Foundations of the theory of abstract sets from the standpoint of combinatory logic, «Bull. Amer. Math. Soc.», 1934, v. 40, № 9, p. 654; e г о ж е, The logic of program composition, в кн.: Applications scien-tifiques de la logique mathematique. Actes du 2-е colloque international de logique mathematique, Paris, 22—30 a6ut (952, P.—Louvain, 1954, p. 97—102; К 1 e e n e S. С and Bosser J. В., The inconsistency of certain formal logics, «Annales Mathem.», 1935, v. 36, ser. 2, p. 630—36; Cogan E. J., A formalization of the theory of sets from the point of view of combinatory logic, «Z. math. Logik und Grundlagen Math.», 1955, Bd 1, H. 3, S. 198—240; Gurry H. and F e у s R., Combinatory logic, v. 1, Amst., 1958 (имеется библиогр.); Titgemeyer R., Cber einen Widerspruch in Cogans Darstellung der Mengenlehre, «Z, math. Logik und Grundl. Math.», 1961, Bd 7, H. 3.
__ С. Яновская. Москва.
ЛОГИКА ОТНОШЕНИИ— 1) Один из разделов совр. логики, представляющий собой теорию отношений. В этом смысле термин «Л. о.» употребляет, напр., Э. Шредер («Лекции по алгебре логики» — Е. Schroder, Vorlesungen uber die Algebra der Logik, Bd 3, 1895); в «Principia mathematica» Уайтхеда и Рассела (А. N. Whitehead and B. Russel, Principia mathematica, v. 1, 1910, § 21) им обозначена более узкая область — именно та часть теории отношений, в к-рой исследуются общие свойства отношений, не имеющие аналогов в теории классов.
2) Особое направление в логике и ее филос. истолковании, отличающееся специфич. пониманием осн. форм мышления (понятий, суждений, умозаключении). Возникло во 2-й пол. 19 в. в связи с развитием теории отношений и выявлением важной роли отношений, суждений с отношениями и умозаключений об отношениях в науч. познании. Развитие Л. о. происходило гл. обр. на базе неокантианства позднего периода, особенно его франц. разновидности — неокритицизма (Лашелъе, Виндельбанд, Кассирер, III. Серрюс и др.). В России видным представителем Л. о. был Поварнин, стремившийся развивать идеи Л. о. вне связи с к.-л. определенной философской концепцией.
Специфика взглядов представителей Л. о. заключена прежде всего в понимании суждения. В отличие от традиц. логики, в к-рой все простые суждения понимались как утверждения или отрицания свой-
ства у предмета и сводились т. о. к схеме «S есть Р», в Л. о. все суждения истолковывались как суждения об отношениях и сводились к схеме a R Ь (в к-рой R— нек-рое двучленное отношение, а а и Ъ — обозначения двух к.-л. предметов). В соответствии с таким пониманием представители Л. о. трактовали умозаключения как перестановки терминов в суждениях (напр.: «линия а параллельна Ъ, следовательно, Ь параллельна а»), переносы отношений с одних предметов на другие (напр.: «а больше Ь, Ь больше с, следовательно, а больше с») и т. д. на основе формальных свойств (симметричность, транзитивность и др.) соответствующих отношений. Высказывания, в к-рых выражаются эти свойства, рассматривались как логич. принципы, подобные, напр., аксиоме силлогизма. (Начало такому истолкованию суждений и умозаключений положил О. до Морган, явившийся также одним из основоположников теории отношений в мате-матич. логике). Т. о., предполагалось, что с каждым отношением должен быть связан свой принцип умозаключения, что крайне затрудняло построение общей теории умозаключений. Больше того, на пути Л. о. вообще было невозможно охватить все формы логич. выводов, т. к. схема а Л 6 не представляет даже всех суждений с двучленными отношениями (охватывая лишь единичные суждения с этими отношениями; для выражения суждений с двучленными отношениями в других, более сложных, случаях нужны кванторы), не говоря уже о суждениях с много (трех-, четырех- и т. д.) членными отношениями. Естественно, что развитие теории умозаключений и суждений пошло по др. пути, именно по пути, определенному математич. логикой, в к-рой учитывается наличие многоместных отношений и различие между свойствами и отношениями, а в качестве оснований умозаключений выделяются и исследуются логические отношения (наиболее общие отношения, определяющие логич. формы мысли), все же др. отношения относятся к содержанию мысли, причем высказывания, выражающие свойства этих отношений, рассматриваются как посылки умозаключений. Поскольку в Л. о. не проводилось различение логич. и внелогич. отношений по их роли в мышлении, в ней игнорировалось различие между логич. формой и содержанием мысли. На этом именно основано неправильное представление атрибутивных суждений вида «S есть Р» как суждений об отношениях (заметим, что о наличии логич. отношений, напр. отношения принадлежности свойства предмету, в таких суждениях знала уже традиц. логика, но не относила их к содержанию суждения); не случайно поэтому, что такое представление оказывается обычно весьма искусственным (напр., Поварнин представлял суждение «кошка лежит» как говорящее об отношении между кошкой и состоянием лежания).
Характерное для Л. о. истолкование суждений приобрело у неокантианских представителей этого направления явно выраженный субъективно-идеали-стич. характер; оно было обусловлено их стремлением «очистить» логику от «метафизики» (выражающейся в признании существования вещей вне человеч. сознания) и от «субстанциализма», к-рые вносятся в нее, как они утверждали, аристотелевским (традиционным) пониманием суждения. Преимущество схемы aRb, с их т. зр., в том, что она облегчает трактовку суждений как актов синтеза представлений, в к-рых, согласно их взглядам, происходит формирование предметов окружающего мира. Так, Серрюс видел осн. смысл Л. о. в том, что она отказывается от понимания суждений как отнесений предикатов к бытию (см. «Опыт исследования значения логики», М., 1948, с. 124). Кассирер пытался создать теорию понятия в духе Л. о., согласно к-рой понятия и предметы
228 ЛОГИКИ-СОФИСТЫ - ЛОГИЦИЗМ
действительности возникают на основе развиваемых мышлением отношений.
Развитие науки, в особенности в последние десятилетия, убедительно показало несостоятельность как философских, так и собственно логич. предпосылок Л. о. В частности, развитие символич. логики опровергло характерное для Л. о. понимание суждений и др. форм мысли; оно продемонстрировало, что при построении любой логич. системы, претендующей на формализацию определ. областей знания и способов рассуждений людей, всегда предполагается существование нек-рой предметной области, к объектам к-рой относятся формулируемые в этой системе истинные высказывания.
Лит.: Риккерт Г., Границы естественно-научного образования понятий, пер. с нем., СПБ, 1903; В и н д е л ь-б а н д В., Прелюдии, пер. с нем., СПБ, 1904; его же, Принципы логики, пер. с нем., М., 1913; КассирерЭ., Познание и действительность, пер. с нем., СПБ, 1912; П о-в а р н и н С. И., Логика. Общее учение о доказательстве, П., 1915; его ж е, Логика отношений, П., 1917; Т а в а-н е ц П. В., О структуре суждения в атрибутивной логике и в логике отношений, «Изв. АН СССР. Серия истории и философии», 1946, т. 3, № 6; е г о ж е, Об идеалистической критике аристотелевской теории суждения, там же, т. 6, 1947, М4; его же, Суждение и его виды, М., 1953, гл. 11, § 3; В о й ш в и л л о Е. К., Критика логики отношений как релятивистского направления в логике, в кн.: Философские записки, т. 6, М., 1953; его ж е, Об одной логической концепции, «Вопр. философии», 1957, № 6; Lachelier J., Etudes sur le sillogisme, P., 1907; S err us C-, Le parallelisme logico-grammatical, P., 1933.
E. Войшвилло. Москва.
ЛОГИКИ-СОФЙСТЫ— последователи древ'некит. филос. направления минцзя (школы имен) (5—2 вв. до н. э.). Наибольшей известностью пользуются Гун-сунъ Лун и Хуэй Ши — представители двух противоположных течений этой школы. Менее известны др. Л.-с: Дэн Си, Инь Вэнь, Мао Гун, Чэнгун Шэн и Хуан-гун. Учение представителей этой школы сводилось гл. обр. к логич. рассуждениям о соотношении между именем (названием вещи) и содержанием (сущностью вещи). Теория Л.-с. о сущности вещей и их названиях сводится к доказательству и разработке идеи о том, что все в окружающем мире зависит от названия. Л.-с. утверждали, что все неурядицы в жизни происходят от того, что название не всегда соответствует содержанию вещи или понятия. Достаточно привести их в соответствие, как в жизни начнет царить гармония (учение об исправлении имен). Примерно такие же рассуждения можно встретить в конфуцианстве. При помощи схоластич. рассуждений о названиях, игнорируя подлинную сущность законов объективного мира, Л.-с. доказывали, что «истинное все же не истинно». Они пришли к утверждению отдельного и независимого существования абстракций.
ЛОГИСТИКА(от греч. Хорзихт) — искусство вычислять, рассуждать). У древних греков Л. наз. искусство вычислений и геометрич. измерений, т. е. практич. арифметика, противопоставлявшаяся тео-ретич. математике. В этом значении этот термин употреблялся в Зап. Европе вплоть до 17 в. Но уже Лейбниц пользовался словом logistica (так же как и термином logica mathematica) как синонимом для calculus ratiocinator (исчисления умозаключений), идею к-рого он выдвинул. В 1904 на Международном филос. конгрессе в Женеве этот термин был предложен (независимо Ительсоном, Лаландом и Кутюра) для обозначения математической логики; в наст, время чаще всего употребляется именно в этом смысле. В лит-ре встречается, однако, и иное его употребление: как название того этапа в логике, к-рый представлен логич. работами Рассела и его школы или связанного с этими же работами направления в философии математики, к-рое иначе наз. логицизмом.
От «Л.» как названия математич. логики образован ряд важных терминов, употребляемых в логич.
и филос. лит-ре. Так, характерный для математич. логики способ формализации посредством построения формализованных языков часто наз. логистическим методом; чисто формальную часть формализованного языка (т. е. неинтерпретированное исчисление) наз. логистической системой (а также формальной системой).
Лит.: Ч ё р ч А., Введение в математическую логику, [т.] 1, пер. с англ.,М., 1960, с. 48—60, 373—378; Ноль-м а н Э. Я., История математики в древности, М., 1961, с. 73—74; «Revue de Metaphysique et de Morale», v. 12, 1904; The dictionary of philosophy, ed. D. Runes, 4 ed. N. Y., 1942.
ЛОГИЦИЗМ— направление в области филос. проблем математики, пытающееся обосновать математику путем сведения ее к логике, т. е. путем определения ее «неопределяемых» (исходных) понятий в терминах логики, формулировки всех вообще ее предложений на «языке» математической логики и доказательства их (в т.ч. и аксиом) по правилам этой же логики.
Предшественником Л. считается обычно Лейбниц, основателем Л. является Фреге, предпринявший попытку построить арифметику натуральных чисел как систему предложений, выводимых по правилам логики из сформулированных им (в терминах логики) определений натуральных чисел и операций с ними.
Поскольку в это время уже было осуществлено сведение геометрии к алгебре (аналитич. геометрия) и анализу (дифференциальная геометрия), математический же анализ удалось арифметизировать (путем теоретико-множеств. сведения действит. чисел к множествам множеств и т. д. натуральных чисел), то от осуществленного Фреге сведения натуральных чисел к объемам понятий уже, казалось, было недалеко к сведению всей вообще математики к глубоко и тонко разработанной Фреге, хотя и очень громоздкой, системе логики.
Однако в системе Фреге Расселом было обнаружено противоречие, известное под названием «парадокса Рассела» (см. Парадоксы), побудившее Рассела предпринять новую попытку свести «чистую» математику к «чистой» логике, использовав осн. идею Фреге и введенную Пеано удачную математич. символику. Эта попытка, сделавшая Рассела осн. представителем Л., была осуществлена им вместе с Уайтхедом в большом, трёхтомном, и все же незаконченном труде «Principia Mathematica» (1910—13), сыгравшем важную роль в дальнейшей истории математич. логики и оснований математики. В ходе жарких дискуссий, к-рыми было встречено появление этой работы (наиболее резкой, хотя и отнюдь не справедливой, была критика Л. со стороны Пуанкаре), были получены результаты, которые сделали возможным строгое доказательство того, что классич. «чистая» математика вообще не может быть сведена к логике, трактуемой, как этого хотел Рассел, как система тавтологий, истинных a priori (или, по Лейбницу, верных вообще во всех «возможных мирах», и потому ничего не говорящих нам о мире, в к-ром мы живем и действуем). Действительно, именно в применении к Principia Mathematica и родственным ей системам были доказаны Гёделем (1931) его осн. теоремы о их принципиальной неполноте (т. е. о невозможности вывести ни в одной из них все содержательно истинные предложения математики) и о невозможности доказать непротиворечивость такой системы средствами логики, формализуемыми в этой же системе. Эти теоремы,— а /акже доказанная вскоре (1936) Чёрчем неразрешть мость разрешения проблемы в системах типа Principia Mathematica — равно как и обнаруженная самим Расселом невозможность доказать, не обращаясь к естествознанию, необходимую ему аксиому о бесконечности множества вещей в мире или логически обосновать т. н. аксиому сводимости, к-рую Рассел вводил
ЛОГИЦИЗМ 229
с целью избежать нарушений «принципа порочного круга» в определениях понятий в его системе, не выбрасывая из нее ряда осн. теорем клас-сич. математики,— показали неосуществимость попыток обосновать классич. (теоретико-множественную) математику, трактуя ее как логику, строящуюся a priori, т. е. по существу идеалистически.
Большинство позднейших последователей Л. пытается исправить недостатки системы Рассела с помощью т. н. «конструктивного номинализма>> (см. Номинализм), трактующего множества (объемы понятий) не как особые абстрактные сущности или единичные «идеальные объекты», обладающие самостоят, существованием наряду с вещами, из свойств к-рых они, согласно особому «принципу абстракции», были извлечены, а лишь как коллективы, состоящие из отдельных (изолированных друг от друга) конкретных вещей. Такого рода системы были разработаны или намечены, напр., Лесьневским и его учениками, а также амер. логиками Куайном, Гудменом, . Мартином, Вуджером, Генкиным и др. Сам Рассел в дальнейшем также пытался искать выход из обнаруженных им трудностей, интерпретируя свою систему в духе, отличном от его первоначальных намерений; но, перейдя на позиции, гораздо более близкие к т. зр. Венского кружка неопозитивистов, не случайно не нашел при этом выхода из трудностей, с к-рыми встретился. [О первоначальных идеях Рассела, направленных против трактовки математич. объектов и истин как произвольных творений нашего разума, хорошо говорят, напр., следующие слова из его статьи «Recent work in the philosophy of mathematics» (1901): «Слишком часто говорят, что нет абсолютной истины, но есть только мнение и частное суждение; что каждый из нас обусловлен, в своей точке зрения на мир, его личными особенностями, личным вкусом и склонностями; что нет внешнего царства истины, к которому с помощью терпения и дисциплины, мы можем, наконец, получить доступ, но есть только истина для меня, для тебя, для каждой отдельной личности. Людьми этого склада ума отрицается одна из главных целей человеческих усилий, и высшее достоинство беспристрастия, бесстрашного познания того, что есть, ускользает от нашего морального взора. По отношению к такому скептицизму математика является неизменным укором, ибо ее здание истин стоит непоколебимо и неприступно ни для какого оружия сомневающегося цинизма» («Mysticism and Logic», 1917, p. 71)].