и рассудка, и притом именно в смысле Л. д., фактически строился уже самим Кантом, но метафизически-дуалистич. предрассудки помешали ему дать ясную и простую концепцию.
Из четырех групп категорий качество и количество, несомненно, диалектически сливаются в группу категорий отношения; а группа категорий модальности есть только уточнение полученной группы отношения. Даже в пределах отд. групп категории даны у Канта по принципу диалектической триады: единство и множество сливаются в то единство этих противоположностей, к-рое сам Кант называет цельностью; что же касается реальности и отрицания, то, несомненно, их диалектич. синтезом является ограничение, поскольку для этого последнего необходимо нечто зафиксировать и необходимо иметь нечто выходящее за эту реальность, чтобы очертить границу между утверждаемым и неутверждаемым, т. е. ограничить утверждаемое. Наконец, даже знаменитые антиномии Канта (как, напр.: мир ограничен и безграничен в пространстве и во времени) в конце концов тоже снимаются самим же Кантом при помощи метода становления: фактически наблюдаемый мир конечен; однако найти этого конца во времени и пространстве мы не можем; поэтому мир и не конечен, и не бесконечен, а существует только искание этого конца согласно регулятивному требованию разума (см. там же, с. 310—15). «Критика силы суждения» тоже есть бессознательный диалектич. синтез «Критики чистого разума» и «Критики практического разума».
Фихте сразу облегчил возможность систематич. Л.д. своим пониманием вещей в себе как тоже субъективных категорий, лишенных всякого объективного существования. Получился абсолютный субъективизм и тем самым уже не дуализм, а монизм, что только способствовало стройному систематич. выделению одних категорий из других и приближало Л. д. к антимета-физкн. монизму. Стоило только внести в этот абсолютный дух Фихте также и природу, что мы находим у Шеллинга, а также и историю, что мы находим у Гегеля, как возникла система объективного идеализма Гегеля, к-рая в пределах этого абсолютного духа давала безупречную по своему монизму Л.д., охватывавшую всю область действительности, начиная от чисто логич. категорий, проходя через природу и дух и кончая категориальной диалектикой всего историч. процесса.
Гегелевская Л. д., если не говорить о всех прочих областях знания, хотя, по Гегелю, они тоже представляют собой движение тех или других категорий, создаваемых все тем же мировым духом, представляет собой систематически развитую науку, в к-рой дана исчерпывающая и содержательная картина общих форм движения диалектики (см. К. Маркс, Капитал, 1955, т. 1, с. 19). Гегель совершенно прав со своей т. зр., когда делит Л. д. на бытие, сущность и понятие. Бытие есть самое первое и самое абстрактное определение мысли. Оно конкретизируется в категориях качества, количества и меры (причем под последней он понимает как раз качественно определенное количество и количественно ограниченное качество). Гегель понимает свое качество в виде исходного бытия, к-рое переходит после своего исчерпания в небытие и становление как диалектич. синтез бытия и небытия (поскольку во всяком становлении бытие всегда возникает, но в тот же самый момент и уничтожается). Исчерпав категорию бытия, Гегель рассматривает то же бытие, но уже с противопоставлением этого бытия ему же самому. Естественным образом отсюда рождается категория сущности бытия, а в этой сущности Гегель, опять-таки в полном согласии со своими принципами, находит сущность самое по себе, ее явление и диалектич. синтез исходной сущности и
явления в категории действительности. Этим исчерпывается у него сущность. Но сущность не может быть в отрыве от бытия. Гегель исследует и ту ступень Л.д., где фигурируют категории, содержащие в себе одинаково и бытие, и сущность. Это — понятие. Гегель является абсолютным идеалистом и поэтому он именно в понятии находит высший расцвет и бытия, и сущности. Гегель рассматривает свое понятие как субъект, как объект и как абсолютную идею, категория его Л.д. является и идеей, и абсолютом. Кроме того, гегелевское понятие можно, как это делал Энгельс, истолковать материалистически — как общую природу вещей или, как это делал Маркс, как общий закон процесса или, как это делал Ленин, как познание. И тогда этот раздел гегелевской логики теряет свой мистич. характер и приобретает рациональный смысл. В общем же все эти самодвижные категории продуманы у Гегеля так глубоко и всесторонне, что, напр., Ленин, заключая свои конспекты гегелевской «Науки логики», говорит: «... в этом самом идеалистическом произведении Гегеля всего меньше идеализма, всего больше материализма. „Противоречиво", но факт!» (Соч., т. 38, с. 227).
У Гегеля мы имеем наивысшее достижение всей западной философии в смысле создания именно логики становления, когда все логич. категории неизменно берутся в их динамике ив их творч. взаимопорождении и когда категории, хотя и оказываются порождением только духа, однако как такого объективного начала, в к-ром оказываются представленными природа, общество и вся история.
Из домарксистской философии 19 в. огромным шагом вперед явилась деятельность русских революц. демократов — Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова, к-рым их революц. теория и практика не только дала возможность перейти от идеализма к материализму, но и привела их к диалектике становления, помогшей им создавать самые передовые концепции в разных областях истории культуры. Ленин пишет, что диалектика Гегеля явилась для Герцена «алгеброй революции» (см. Соч., т. 18, с. 10). Насколько Герцен глубоко понимал Л. д., напр. в отношении физич. мира, видно из следующих его слов: «Жизнь природы — беспрерывное развитие, развитие отвлеченного простого, не полного, стихийного в конкретное полное, сложное, развитие зародыша расчленением всего заключающегося в его понятии, и всегдашнее домогательство вести это развитие до возможно полного соответствия формы содержанию — это диалектика физического мира» (Собр. соч., т. 3, 1954, с. 127). Глубокие суждения о Л. д. высказывал и Чернышевский (см., напр., Поли. собр. соч., т. 5, 1950, с. 391; т. 3, 1947, с. 207—09; т. 2, 1949, с. 165; т. 4, 1948, с. 70). По условиям времени революц. демократы могли только подойти к материалистич. диалектике.
Л. д. в буржуазной философии 2-й пол. 19— 20 вв.Буржуазная философия отказывается от тех достижений в области диалектич. логики, к-рые имелись в прежней философии. Л. д. Гегеля отвергается как «софистика», «логическая ошибка» и даже «болезненное извращение духа» (Р. Гайм, Гегель и его время — R. Haym, Hegel und seine Zeit 1857; А. Трен-деленбург, Логические исследования — A. Trendelenburg, Logische Untersuchungen, 1840; Э. Гартман, О диалектическом методе—Е. Hartmann, Uber die dia-lektische Methode, 1868). Попытки правых гегельянцев (Михелет, Розенкранц) защитить Л. д. оказались безуспешными, как в силу догматического к ней отношения, так и в силу метафизич. ограниченности их собственных воззрений. С др. стороны, развитие математич. логики и ее огромные успехи в обосновании математики приводят к ее абсолютизации как единственно возможной научной логики.
ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ
Сохраняющиеся в совр. бурж. философии элементы Л. Д. связаны прежде всего с критикой ограниченности формальнологич. понимания процесса познания и воспроизведением учения Гегеля о «конкретности понятия». В неокантианстве на место абстрактного понятия, построенного на основе закона обратного соотношения объема и содержания понятия и потому ведущего к все более пустым абстракциям, ставится «конкретное понятие», понимаемое по аналогии с ма-тематич. функцией, т. е. общим законом, к-рый охватывает все отд. случаи посредством применения переменной, принимающей любые последовательные значения. Восприняв эту мысль из логики М. Дробиша (Новое изложение логики... — М. Drobisch, Neue Dar-stellung der Logik..., 1836), неокантианствомарбург-ской школы (Коген, Кассирер, Наторп) вообще подменяет логику «абстрактных понятий» «логикой мате-матич. понятия о функции». Это приводит, при непонимании того факта, что функция есть способ воспроизведения действительности разумом, а не сама она, к отрицанию понятия субстанции и «физич. идеализму». Однако в неокантианской логике сохраняется и ряд моментов идеалистич. Л. д.— понимание познания как процесса «создания» объекта (объект как «бесконечное задание»); принцип «первоначала» (Ursprung), состоящий в «сохранении объединения в обособлении и обособления в объединении»; «гетерология синтеза», т. е. подчинение ого не формальному закону «А-А», но содержательному «А-В» (см. Г. Коген, Логика чистого познания — Н. Cohen, Logik der reinen Erkennt-nis, 1902; П. Наторп, Логические основы точных наук — P. Natorp, Die logischen Grundlagen der exak-ten Wissenschaften, 1910).
В неогегельянстве проблема Л. д. также поднимается в связи с критикой традиц. теории абстракций: если единственная функция мысли есть отвлечение, то «чем больше мы мыслим, тем меньше мы будем знать» (Т. X. Грин). Поэтому необходима новая логика, подчиненная принципу «целостности сознания»: разум, несущий в себе бессознательную идею целого, приводит свои частые идеи в соответствие с ней путем «дополнения» частного до целого. Поставив на место гегелевского принципа «отрицательности» принцип «дополнения», неогегельянство приходит к «отрицательной диалектике»: противоречия, обнаруживаемые в понятиях, свидетельствуют о нереальности, «кажимости» их объектов (см. Ф. Брэдли, Принципы логики— F. Bradley, The principles of logic, 1928; его же, Явление и действительность — Appearance and reality, 1893). Дополняя эту концепцию «теорией внутренних отношений», к-рая, абсолютизируя универсальную взаимосвязь явлений, исключает возможность истинных высказываний об изолированных фрагментах действительности, неогегельянство скатывается к иррационализму, отрицает правомерность дискурсивного и аналитич. мышления. Та же тенденция налицо в нем. (Р. Кронер) и русском (И. А. Ильин) неогегельянстве, трактующем Л. д. Гегеля как «сделанный рациональным иррационализм», «интуитивизм» и др.
Общий кризис капитализма и быстрое нарастание противоречий капиталистич. общества приводят к попыткам пересмотра Л. д. в плане признания неразрешимости раскрываемых ею противоречий. Возникает «трагич. диалектика», отличающаяся от гегелевской своим «этосом», т. е. настроением, исключающим «рационалистическую веру в окончательную гармонию противоречий» (L i e b e r t A., Geist und Welt der Dialek-tik, B.,1929,S.328).Отвергая примирение противоречий, «трагич. диалектика» исключает возможность разрешения их, даже путем выхода за пределы той формации, в рамках к-рой такое разрешение действительно невозможно. Это превращает «трагич. диалектику» в разновидность апологии совр. капитализма, а теоретиче-
ски означает отход от Л. д. Гегеля к антиномике Канта. В «критич. диалектике» (3. Марк) эта мысль дополняется утверждением о невозможности применения Л. д. к природе.
В прагматизме критика абстрактности и формалистичности традиц. и математич. логики также приводит к иррационализму (У. Джемс) и волюнтаризму (Ф. К. С. Шиллер). Пытаясь заменить формальную логику «логикой исследования», Дьюи воспринимает, однако, нек-рые стороны Л. д. Гегеля, в частности, рассматривая отношения между высказываниями различного качества и количества как свидетельство углубления познания. Так, контрарные суждения ограничивают поле исследования и дают направление последующим наблюдениям; субконтрарные —интересны не тем формальным свойством, что они не могут быть одновременно ложны, но тем, что они конкретизируют проблему; субальтернативные суждения, тривиальные при ходе мысли от подчиненного к подчиняющему, очень важны при переходе от подчиненного к подчиняющему; установление контрадикторного отрицания — новый шаг в продолжении исследования (см. Дж. Дьюи,Логика. Теория исследования — J. Dewey, Logik. The theory of inquiry, 1938). Однако поскольку «логика исследования» У. Дьюи основана на понятии «неделимой и неповторимой ситуации», формы и законы логики превращаются ею в «полезные фикции», а процесс познания — по существу в метод «проб и ошибок».
Филос. направления, не связанные с традиц. Л. д. в нем. класснч. философии, обычно трактуют ограниченность формальной логики как ограниченность науч. познания вообще. Отсюда проистекает, напр., требование Бергсона о необходимости «текучих понятий», способных следовать за реальностью «во всех ее изгибах», к-рые могли бы объединить противоположные стороны действительности. Однако «это соединение,— заключающее в себе к тому же нечто чудесное, ибо непонятно, как две противоположности могут соединиться вместе, — не сможет представить собою ни многообразия степеней, ни изменчивости форм: как все чудеса, оно может быть только принято или отвергнуто» (Бергсон А., Введение в метафизику, см. Собр. соч., т. 5, СПБ, 1914, с. 30). Следовательно, исходное требование Л. д. превращается в требование «чуда». Отсюда прямой путь к признанию иррацио-налистически понимаемой интуиции как единств, средства подлинного познания (немецкая «философия жизни» А. Бергсона) и к прямой мистике («диалектич. теология» К. Барта, П. Тиллиха и др., мистицизм У. Т. Стейса, «философия полярности» У. Г. Шелдона).
Немалое место занимают идеи идеалистич. Л. д. в совр. экзистенциализме. Тяготея в целом к мистицизму в истолковании познания, экзистенциализм трактует Л. д. как «диалог Я и Ты», где под «Ты» понимается не только др. человек, но в первую очередь «бог» (Г. Марсель, теологич. экзистенциализм М. Вубера). К. Ясперс, считая высшей формой познания интуицию, совпадающую с творением самого ее предмета и свойственную лишь божеству, в то же время воспринимает гегелевское противопоставление «рассудка» (Verstand) и «разума» (Vernunft). Последний стоит выше рассудка, но ниже интуитивного познания и основывается на противоречии, к-рое используется для того, чтобы с помощью самого противоречия прорвать окружающее (Umgreifende) нашей мысли как сознание вообще. Человек может выйти из тюрьмы мысли и мыслимости в само бытие. Трансцендирование посредством разрушенной (scheiternden) мысли есть путь мистики в мышлении (см. К. Jaspers, Von der VVahrheit, 1958, S. 310). Л. д., согласно Ясперсу, применима лишь к «существованию», т. е. «бытию, которое суть мы сами», обнаруживающему себя как «универсальная отрицатель.
ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ 215
ность» (там же, S. 300). Эту мысль воспринял в своей трактовке Л. д. и Ж. П. Сартр, утверждающий, что применимость ее к человеку связана с тем, что с ним «ничто» (le neant) впервые приходит в мир. Природа— область «позитивистского разума», основанного на формальной логике, тогда как общество познается «диалектическим разумом». «Диалектич. разум» определяется Сартром как «движение обобщения» («превращения в целое», totalisation), как «логика работы». В этой связи диалектич. разум превращается в средство познания лишь того, что он сам создал. Реальные «целые», по Сартру, существуют лишь как продукт человеч. активности, а познающий и «конституирующий» их «тотализирующий» (totalisateur) «диалектич. разум» черпает свои принципы но из диалектики природы и общества, а из человеч. сознания и индивидуальной практики человека, противопоставляемой как природе, так и обществу. Этот ход мысли продолжает домыслы бурж. идеологов различного рода, утверждающих, будто соединение. диалектики и материализма невозможно.
Развитие неопозитивизма и абсолютизация им ма-тематич. логики как единственно возможной научной логики существенно тормозило восприятие совр. бурж. философией даже отдельных моментов Л. д. Однако кризис неопозитивистской концепции «логики науки» порождает попытки выйти за ее рамки. Примеры этого: «общая теория систем» Л. Берталанфи, «генетич. эпистемология» Ж. Пиаже, «теория аргументации» X. Перельмана. Правда, отсутствие у этих логиков сколько-нибудь полной и четкой диалектич. концепции, а также сугубый эмпиризм в исследовании логич. приемов науч. мышления не дают возможности выработать позитивные принципы Л. д. Однако их эмпирич. исследования идут в русле содержательного анализа логич. теории, приближаясь тем самым к Л. д. Определ. интерес представляют также работы т. н. «диалектич. школы», группирующейся вокруг швейцарского журнала «Диалектика» (Ф. Гонсет и др.) и примыкающих к ней философов и естественников (Г. Башлар, П. и Ж. Л. Детуш-Феврие и др.). Однако и их попытка создать Л. д. как логику «диалектич. противоположностей» во многом обесценивается в силу прагматист-ского подхода к принятию «альтернативных логик» по принципу «удобства» и «полезности» и абсолютного релятивизма в понимании истины (Гонсет), а также в связи с тем, что диалектич. единство противоположностей зачастую подменяется «дополнительностью», постулирующей сосуществование, а не единство, «тождество» противоположностей.
Т. о., в совр. бурж. философии воспринимаются лишь отд. стороны, моменты Л. д.
Ни одна из совр. бурж. филос. теорий не имеет науч. концепции Л. д., а заимствуемые из философии прошлого диалектико-логич. идеи все чаще приводят к иррационализму и мистицизму. Тем не менее, состояние совр. бурж. философии свидетельствует о том, что традиция Л. д. не прекратилась и в ее рамках, хотя и на идеалистич. началах.
Т. о., если подвести итог домарксистскому и немарксистскому развитию Л. д., то необходимо констатировать, что она выступала: как общее становление материи, природы, общества, духа (греч. натурфилософия); как становление тех же областей в виде точных логич. категорий (платонизм, Гегель); как становление математич. величин, чисел и функций !математич. анализ); как учение о правильных вопросах и ответах и о спорах (Сократ, стоики); как критика всякого становления и замена его дискретной и непознаваемой множественностью (Зенон Элейский); как учение о закономерно возникающих вероятных понятиях, суждениях и умозаключениях (Аристотель); как систематич. разрушение всех иллюзий человеч.
разума, незакономерно стремящегося к абсолютной цельности и потому распадающегося на противоречия (Кант); как субъективистич. (Фихте), объективистич. (Шеллинг) и абсолютная (Гегель) философия духа, выраженная в становлении категорий; как учение об относительности человеч. познания и о полной логич. невозможности мыслить и говорить или о возможности вообще каких угодно утверждений или отрицаний (греч. софисты, скептики); как замена единства противоположностей единством сосуществующих дополнительных элементов ради достижения цельности знания (Ф. Брэдли); как совмещение противоположностей при помощи чистой интуиции (Б. Кроче, Р. Кро-нер, И. А. Ильин); как иррационалистич. и чисто инстинктивное совмещение противоположностей (А. Бергсон); как релятивистски понимаемая и более или менее случайная структура сознания (экзистенциализм); и как теологически трактуемая система вопросов и ответов между сознанием и бытием (Г. Марсель, М. Бубер).
Следовательно, в домарксистской и немарксистской философии Л. д. трактовалась начиная с позиций материализма и кончая позициями крайнего идеализма. Но общий результат истории Л. д. поучителен: филос. мысль уже столкнулась с материальным бытием, существующим вне и независимо от человеч. сознания; она уже поняла, что категории человеч. мышления есть результат отражения этого бытия; выяснилась необходимость признавать относительность этих категорий, их самодвижение и их сложный характер; мн. филос. системы столкнулись также и с проблемой обратного воздействия мышления на мир; и, наконец, кое-где стал выступать также и учет историзма в учении о категориях и об их становлении. Однако все эти отдельные и часто весьма крупные достижения Л. д. оставались более или менее случайными историко-философскими фактами. Здесь не было еще той великой социальной силы, к-рая сумела бы объединить все эти великие достижения и связать с общечеловеч. развитием, к-рое придало бы им максимально объединенную и обобщенную форму и заставило бы служить нуждам свободно развивающегося человека.
История Л. д. свидетельствует о том, что в течение всей античности, средневековья и даже нового времени до Канта Л. д. мало дифференцировалась от общих учений о бытии. Кант и нем. идеализм, открывший самостоятельность Л. д., увлеклись в обратную сторону и стали трактовать ее либо как порождение человеч. субъекта, либо, в крайнем случае, как порождение некоего мирового субъекта, мирового духа. Оставался, однако, еще один путь, слабо использованный в прежних системах философии, а именно — путь признания Л. д. как отражения объективной действительности, но такого отражения, к-рое само через обществ, практику обратно воздействует на действительность.
Единственной филос. системой, критически усвоившей все завоевания предшествующей филос. мысли в области Л. д. с позиций последовательного материализма и двинувшей эти завоевания вперед, оказалась лишь философия диалектич. материализма. Маркс и Энгельс, ставившие очень высоко диалектич. логику Гегеля, освободили ее от учения об абсолютном духе. Они критически переработали идеи Фейербаха, также пытавшегося усвоить достижения Гегеля в области логики с т. зр. материализма, но не понявшего роли труда для духовного развития человека. Фейербах исходил из того, что реальный мир дан человеку в акте созерцания, и потому видел задачу материалистич. критики гегелевской логики в истолковании логич. категорий как наиболее общих абстракций от чувственно созерцаемой человеком картины действительности и этим ограничивался.
ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ
Подвергнув критике Фейербаха, Маркс и Энгельс установили, что человеку в его познании дан не прямо внешний мир как он есть сам по себе, а в процессе его изменения человеком. Маркс и Энгельс нашли ключ к проблеме мышления и науки о мышлении в обществ, практике. «Капитал» Маркса явился триумфом материалистически понимаемой Л. д. Экономич. категории как отражение экономич. действительности; их абстрактно обобщенный и в то же самое время кон-кретно-историч. характер; их саморазвитие, определяемое соответствующим саморазвитием экономич. действительности; их самопротиворечие и вообще противоречие как движущая сила историч. и логич. развития; и, наконец, учет революц. появления новых историч. периодов, без всяких иллюзий, без всякого замалчивания и преуменьшения,— все это в самой отчетливой форме дает о себе знать в любой диалектич. категории в «Капитале» Маркса. Таковы категории товара, конкретного и абстрактного труда, потребительной и меновой стоимости, торговли и денег или формул Т—Д—Т и Д—Т—Д, прибавочной стоимости, а также и самих социально-экономич. формаций — феодализма, капитализма и коммунизма. Блестящие образцы Л. д. дал Энгельс во мн. своих трудах и особенно в «Диалектике природы». Этим и были заложены основы марксистской Л. д. Небывалое развитие естествознания в течение 19 в., с одной стороны, и развитие рабочего движения,— с другой, несмотря на мелкобурж. реакцию против Гегеля, постоянно приучало умы к Л. Д. и подготовляло торжество марксистской диалектики. В 20 в. Ленин, будучи во всеоружии научных достижений 19 и 20 вв., дал глубокую формулировку марксистской Л. д., понимая ее вслед за Марксом и Энгельсом как революц. переворот в логике («К вопросу о диалектике», см. Соч., т. 38, с. 353—61). Можно сказать, что ни одна экономич., ии одна обществ.-историч. и ни одна культурно-историч. категория не осталась у Ленина без диалектич. обработки. В качестве примеров можно привести учение Ленина о развитии капитализма в России, об империализме как последнем этапе капиталистич. развития, о народе и государстве, о коммунистич. партии, о войне и мире, о сохранении ценностей мировой культуры и критике разных периодов ее развития в прошлом, о профсоюзах, о творчестве Л. Толстого и т. д.
Л.д. в советской философии.В Советском Союзе ведется большая работа по диалектическому анализу отдельных категорий, по их объединению в ту или иную систему, по Л. д. в^-целом. Вопросы Л. д. разрабатываются и философами-марксистами др. стран. Ряд вопросов носит дискуссионный характер, в частности по-разному понимается сам предмет Л. д. и ее отношение к формальной. Отметим наиболее характерные т. зр. на предмет и содержание диалектической логики, нашедшие отражение в сов. литературе. Т. зр., напр., М. М. Розенталя, Е. П. Ситковского, И. С. Нарского и др. исходит из того, что Л. д. не су-, шествует вне диалектики, к-рая, являясь наукой о наи-' более общих законах развития природы, общества и | человеч. мышления, выступает одновременно как : логика марксизма-ленинизма. «...Диалектическую логику следует рассматривать не как нечто отличное от диалектического метода, а как одну из важнейших его сторон н аспектов — именно ту сторону, которая исследует, какими должны быть человеческие мысли — понятия, суждения и иные мысленные формы, чтобы выразить движение, развитие, изменение объективного мира» (Розенталь М. М., Принципы диалектической логики, 1960, с. 79).
Существует т. зр., согласно к-рой Л. д. является частью теории познания, а последняя является частью диалектики. Эта концепция выражена В. П. Рожиным: «... предмет диалектической логики является частью
предмета марксистской теории познания и диалектики... В свою очередь, предмет теории познания является частью предмета материалистической диалектики...» («Марксистско-ленинская диалектика как философская наука», 1957, с. 241). Этой же позиции придерживается М. Н. Руткевич (см. «Диалектический материализм», 1959, с. 302).
Б. М. Кедров исходит из того, что Л. д. составляет «...логическую сторону или логическую функцию диалектики» (см. «Диалектика и логика. Законы мышления», 1962, с. 64), что она «...по своему существу совпадает не только с так называемой субъективной диалектикой, т. е. диалектикой познания, но и с объективной диалектикой, диалектикой внешнего мира» (там же, с. 65). Вместе с тем Кедров признает, что «... проблематика диалектической логики отличается от проблематики теории познания материализма и от общей проблематики диалектики как науки, хотя резких граней провести здесь невозможно. Это отличие обусловлено тем, что диалектическая логика касается специально форм мышления, в которых специфическим образом отражаются связи объективного мира» (там же, с. 66). В связи с этим Кедров считает возможным говорить о специфич. законах Л. д., к-рые он рассматривает «...как конкретизацию законов материалистической диалектики применительно к сфере мышления, где общие законы диалектики выступают по форме иначе, чем в различных областях внешнего мира» (там же).
Ряд сов. философов (С. Б. Церетели, В. И. Черкесов, В. И. Мальцев) идут в этом направлении дальше, признавая существование особых, специфич. форм мышления: суждений, понятий, умозаключений. Близкую к этой т. зр. развивает М. Н. Алексеев, к-рый предметом Л. д. считает диалектич. мышление: «Если мышление познает диалектику предмета, осознает ее, оно будет диалектическим, если не познает, не воспроизводит ее, его нельзя назвать диалектическим» («Диалектическая логика», 1960, с. 22).
Наконец, нек-рые признают существование только одной логики — формальной, считая, что диалектика не логика, а филос. метод познания и преобразования действительности. Так, К. С. Бакрадзе пишет: «Не существует двух наук оформах и законах правильного мышления; существует одна наука, и эта наука — логика или формальная логика... Диалектическая логика — это не учение о формах и законах правильного, последовательного мышления, а общая методология познания, методология практической деятельности. Это метод изучения явлений природы, метод познания этих явлений» («Логика», Тб., 1951, с. 79—80).
Творч развитие любой науки связано с борьбой мнений, с попытками разрешения стоящих перед ней задач, что и наблюдается сейчас в сов. логич. литературе. Основные принципы и законыЛ. д. С точки зрения Л. д., формы мышления, категории являются отражением в сознании всеобщих форм предметной деятельности обществ, человека, преобразующего действительность: «...существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, н разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 545). Субъектом мышления является не просто индивид, а личность в системе обществ, отношений. Все формы жизнедеятельности человека даны не просто природой, но историей, процессом становления человеч. культуры. Если вещь сделана человеком или переделана им из др. вещи, то это значит, что она сделана кем-то, как-то, когда-то и для какой-то цели, т. е. тут вещь представляет собой уз-
ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ 217
ловой пункт очень сложных производственных и вообще социальных и социально-исторпч. отношений. Но если вещь даже и не сделана человеком (солнце, луна или звезды), а только мыслится им, то и в этом случае общественно-историч. практика тоже входит в определение вещи. Принцип практики должен входить а само определение предмета, поскольку все предметы либо созданы субъектом, либо переделаны им самим из другого, либо, по крайней мере, для тех или других жизненных целей выделены им из необъятной области действительности.