ботка данных, классификация информации в соответствии с нек-рыми принципами, установление систем отношений между понятиями, дедукция следствий, проверка истинности высказываний, осуществление процессов, соответствующих образованию понятий, умозаключениям по аналогии, индуктивным выводам, выдвижению и исследованию гипотез и т. п. Для решения этой задачи информационно-логич. машины должны иметь блоки, аналогичные по назначению специализированным Л. м.
Информационные и информационно-логич. машины предназначаются для использования в различных областях и для различных целей: в справочно-биб-лиотечном деле, в экономике (для статистич., логич. и иной обработки информации о развитии нар. х-ва, для ее анализа по отд. отраслям пром-сти, транспорта, с. х-ва, торговли, финансов и т. д., для экономич. планирования), в медицине, в эксперимент, науках (для обработки результатов экспериментов и наблюдений), в лингвистике, в военном деле и т. д.
Информационные и информационно-логич. машины могут обрабатывать любой письменный и графич. материал, от к-рого требуется только, чтобы он был приведен к виду, приспособленному для машинной обработки, в частности, чтобы он однозначно (и по возможности компактно) выражал содержащуюся в нем информацию. Эти требования обусловили разработку искусственных машинных т.н. информационных (или информационно-логических) языков, специально предназнач. для придания информации указанного вида. Разработка таких языков в настоящее время интенсивно проводится по отд. отраслям знания (металлургия, химия, элементарная геометрия и др.).
Для разработки информац. и информационно-логич. машин, определения закономерностей их работы, составления программ для них широко используются идеи и средства совр. формальной логики. Логич. исчисления обычно служат основой для построения информац. языков для этих машин; при применении этих машин к конкретному материалу последний подвергается определ. логич. формализации. При этом используются не только осн. разделы логики (и связанных с ней наук)—такие, как теория алгоритмов, логика высказываний и исчисление предикатов, но и менее разработанные логич. дисциплины: многозначные логики, вероятностная и совр. индуктивная логики, теория классификации, теория определений; ставится вопрос об использовании в теории информационно-логич. машин модальной логики. Важное значение для разработки информационно-логич. машин имеет применение результатов нейрофизиологии и психологии, поскольку при создании таких машин приходится вступать на путь моделирования отд. процессов умств. труда человека, познаваемых средствами этих наук. Следует, наконец, отметить тесную связь теоретич. и технич. вопросов конструирования таких машин с исследованиями в области логической семантики, лингвистики математической и семиотики. Комплекс дисциплин логико-лингвистич. цикла — вместе с рядом важных частей совр. математики (алгебра, теория вероятностей и математич. статистика, теория множеств и др.)—составляет теоретич. фундамент работ по созданию информационно-логич. машин, а средства радиоэлектроники и вычислит, техники — их технич. базу.
Отражая в структуре машин и программах их работы логику своих содержательных рассуждений, люди получают возможность резкого расширения своих интеллектуальных возможностей. Уже в наст, время с помощью информац. машин решаются задачи, к-рые практически не могут быть решены технически невооруженным сознанием человека. В будущем же
234 ЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ - ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
распространение информац. и информационно-логич. машин должно привести к революц. изменениям во всех сферах умств. деятельности. Применение таких машин резко повысит производительность и эффективность интеллектуального труда; оно вызовет к жизни более компактные и обозримые, чем в наст, время, формы публикации науч. сообщений и машинный отбор наиболее важных из них. Машины предназначены играть роль автоматич. «справочников», причем справочников, способных активно «самообучаться» в процессе функционирования, анализировать собств. решения, совершенствовать хранящиеся в них программы работы. Потенциальные возможности информационно-логич. машин позволяют рассчитывать на машинное получение новых науч. результатов, на машинное доказательство новых теорем, на применение машин для составления обобщающих обзоров по отд. разделам знания, для выработки обоснованных рекомендаций по тем или иным вопросам, .для систематизации отдельных отраслей науйи. Распространение этих машин повлечет за собой дальнейшую математизацию науки, возрастание роли математики и логики во многих областях жизни общества. Информац. и информационно-логич. машины облегчат обмен идеями и результатами между различными науч. дисциплинами и сферами деятельности людей; уже выдвинута задача создания единого информац. языка-посредника с разными уровнями специализации, к-рый позволил бы установить обмен информацией между разными машинами, а также между специалистами различных областей, к-рые ими будут пользоваться. Нет сомнения в том, что в будущем к этим машинам перейдет значит, часть функций работников умств. труда (особенно тех функций, к-рые носят массовый характер) — пе только справочно-консультативных, но и исследовательских. Создавая возможности для быстрого и родного использования накопленных в науке знаний, для передачи их на большие расстояния по технич. линиям связи, информационно-логич. техника породит новый стиль науч. работы, при к-ром гл. внимание ученого будет обращено на решение кардинальных проблем, на получение принципиально важных новых результатов, на творчество.
Т. о., информационно-логич. техника приведет к резкому возрастанию человеч. знаний, к необычайному усилению логич. возможностей человечества. Определяющей в этом процессе является обществен-но-историч. практика — как в том смысле, что практика есть конечная основа и источник тех знаний, к-рые вводятся в машины или в них вырабатываются, так и в том смысле, что развитие самой информационно-логической техники происходит на основе задач, к-рые она выдвигает, и средств, к-рые она создает.
Лит.: Р о д и н В. Н., Электронный анализатор контактных схем, «Автоматика и телемеханика», 1957, т. (8, № 5; Успенский В. А., К проблеме построения машинного языка для информационной машины, в сб.: Проблеме кибернетики, вып. 2, М., 1959; Пархоменко П. П., Принципы механизации анализа релейно-контактнызс схем, «Докл. АН СССР», 1959, т. 124, № 1; е г о же, Анализ релейных схем при помощи машины, «Автоматика и телемеханика», 1959, т. 20, № 4; В л э д у ц Г. Э. [и д pJ, Научная и технич. информация как одна из задач кибернетики, «Усп. физ. наук», 1959, т. 69, вып. 1; Беркли Э., Симво-лич. логика и разумные машины, пер. с англ., М-, 1961, Батраков В. А. иБогатырев В И., Электронные цифровые машины для решения информационно-логич. задач, М.—Л., 1961; Гутенмахер Л. И., Электронные информационно-логич. машины, 2 изд., М., 1962; J e v о n s W. S., On the mechanical performance of logical inference, «Philos. Transactions of Royal Soc. London», 1870, v. 160, pt 2; Venn J., On the diagrammatic and mechanical representation of propositions and reasonings, «Philos. Magazine», 1880, v. 10; V e t с h E. W., A chart method simplifying truth functions, «Proc. Assoc, for Computing Machinery>>, 1952, May, p. 127—33, Karnaugh M., The map method for synthesis of combinational logic circuits, «Trans. Amer. Inst.
Electr. Engineers», 1953, v. 72, pt 1, p. 593—99; Mays W., The first circuit for an electrical logic-machine, «Science», 1953, v. 118, № 3062; M о о r e E. F. and S h a n n о п С. Е., Machine aid for switching circuit design, «Proc. Inst. Radio Engrs», 1953, v. 41, № 10; В u r k s A. W., WarrenD.W. and Wright J. В., An analysis of a logical machine using parenthisis-free notation, «Math. Tables and other Aids to Computations», 1954, v. 8, № 46, p. 53; M i e h 1 e W., Burroughs truth function evaluator, «J. Assoc. Сотр. Machinery», 1957, v. 4, W» 2, p. 189; Humphrey W.S., Switching circuits with computer applications, N. Y.—Toronto—L., 1958; Gardner M., Logic machines and diagrams, N. Y., 1958. Б. Бирюков, В. И. Шестаков. Москва, Л. Калужнин. Киев.
ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ— ошибки, связанные с нарушением логической правильности рассуждений. Л. о. состоят в том, что утверждается истинность ложных суждений (либо ложность истинных суждений), или логически неправильные рассуждения рассматриваются как правильные (либо логически правильные рассуждения — как неправильные), или недоказанные суждения принимаются за доказанные (либо доказанные — за недоказанные) или, наконец, неверно оценивается осмысленность выражений (бессмысленные выражения принимаются за осмысленные либо осмысленные — за бессмысленные); эти аспекты познават. ошибок могут различным образом сочетаться друг с другом (напр., принятие бессмысленного суждения за осмысленное обычно бывает связано с убеждением в его истинности). Л. о. изучались уже Аристотелем, к-рый в соч. «Опровержение софистических аргументов» проанализировал их виды. На этой основе в традиционной логике, начиная с трудов схоластов, было разработано подробное описание Л. о. В соответствии с выделяемыми в традиционной логике частями доказательства Л. о. были подразделены на ошибки в отношении (1) оснований доказательства (посылок), (2) тезиса и (3) формы рассуждения (демонстрации, или аргументации).
К числу Л. о. типа (1) относится прежде всего Л. о. ложного основания, состоящая в том, что в качестве посылки доказательства принимается ложное суждение (эта Л. о. наз. также основным заблуждением, лат. название — error fundamentalis; лат. названия логич. ошибок получили распространение, начиная с работ схо-ластич. логиков); поскольку из ложных суждений по законам и правилам логики могут быть выведены в одних случаях ложные, а в других — истинные следствия, постольку наличие в числе посылок ложного суждения оставляет открытым вопрос об истинности доказываемого тезиса. Частным случаем этой Л. о. является такое использование (в качестве посылки доказательства) нек-рого суждения, требующего для своей истинности определ. ограничит, условий, при к-ром это суждение рассматривается безотносительно к этим условиям, что приводит к его ложности. Другой случай этой Л. о. состоит в том, что вместо нек-рой нужной для данного доказательства истинной посылки берется более сильное суждение, являющееся, однако, ложным (суждение А наз. более сильным, чем Суждение В, если из А, в предположении его истинности, следует В, но не наоборот).
Другой вид Л. о. типа (1) — это Л. о. недоказанного основания; она состоит в том, что в качестве посылки используется недоказанное суждение, в силу чего недоказанным оказывается и тезис доказательства. К числу Л. о. этого вида относится т.н. предвосхищение основания или «предрешение основания» (лат. название — petitio principii), суть к-рого состоит в том, что за основание доказательства принимается суждение, истинность к-рого предполагает истинность тезиса. Важным частным случаем petitio principii является круг в доказательстве. Наиболее грубый
ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 235
случай круга дает Л. о., к-рая наз. idem per idem («то же через то же»), состоящая в том, что суждение «доказывается» посредством (по существу повторением) его же самого.
Л. о. типа (2) состоят в том, что доказываемый тезис в ходе доказательства подменяется нек_рЫМ .(р. суждением, причем таким, что доказательство этого суждения не влечет доказательства т^3иса. В основе этой Л. о. лежит неверное отождествление фактически доказанного суждения с тем теаисом, к-рый должен был быть доказан. Эта Л. о. наз. подменой тезиса (или игнорированием т^3иса или отступлением от тезиса; лат. название — ign0ratio elenchi). При Л. о. этого вида обычно имеется опре-дел. связь между тезисом и подменившим его суждением (напр., сходство их грамматич. формы, сходство по содержанию и т. п.), в силу чего оказывается возможным их ошибочное отождествление. Т^К;в ряде случаев доказываемый тезис подменяется нек-рым более слабым суждением (суждение А слабее суждения Д. если А следует из Д. но не наоб^от); в таких случаях говорят, что суждение, к-рое фактически доказано, является лишь частью тезиса. Естественно, что доказательство «части тезиса» не означает доказательства этого последнего. О совершающих такую Л. о. говорят: «Кто слишком мало доказывает, тот ничего не доказывает». К этому же типу Л. о. можно отнести и т. н. чрезмерное доказательство, к-рое состоит в подмене тезиса более сильным суждением, причем таким, чт0из него, помимо тезиса, следует и нек-рое ложное суждение (что свидетельствует о том, что это более сильное, чем тезис, суждение ложно). О соверша10щИХ такую Л. о. говорят: «Кто слишком много доказывает тот ничего не доказывает». В др. случаях Тезис, в к-ром говорится о ч.-л. с ограничением к.-л. условиями, подменяется тезисом, рассматриваемым безотносительно к этим условиям. Важным частным случаем подмены тезиса является т.н. аргументация к человеку (argumentum ad homhlem)5 состоящая обычно в том, что обоснование истинности тезиса подменяется рассуждением о достоинствах или недостатках человека, защищающего этот т6зис. Самую большую группу составляют Л. о. типа (3). Грубая Л. о. этого вида — ошибка «н е Следует» (поп sequitur); она состоит в том, что Доказываемый тезис (обычно с помощью слов: «иТак», «значит», «следовательно» и т. п.) присоединяется к рассуждению, относительно к-рого полагают, что оно доказывает тезис, но к-рое, однако, лишь внешне похоже на его доказательство, фактически же не имеет отношения к существу дела. Другой вид Этой ошибки — не менее грубый — состоит в воздействии на чувства людей, воспринимающих доказательство, с целью убеждения их, помимо логич, аргументации в истинности тезиса. Эта Л. о. наз. аргументацией к публике (argumentum ad publicum). Менее грубый характер носят Л. о., состоящие в нарушении правильного хода доказательству на к.-л. его шаге. Такие Л. о. возникают в результате неверного отождествления или различения понятии и суждений, используемых в доказательстве, Нарушения правил умозаключений, ошибок при операциях с понятиями и т. п. К числу Л. о., связанных с неверным отождествлением и различением, Относится омонимия, а также амфиболия (отгреч. ар,тф0-kot — двусмысленный) — Л. о., возникающая в результате неясности или многосмысленности грамма_ тич. конструкции выражения языка, в частности в результате того, что нек-рое грамматич. предложение или оборот речи употребляется в одном и то]ц же рассуждении в различных значениях. К Л. о. а,ТОго вида может также вести неправильное различение
языковых выражений, являющихся на деле синонимами, и вообще подмена терминов в ходе рассуждения, неверное отождествление значений выражений и т. п. К Л. о. этого же рода относится ошибка, проистекающая из отождествления суждения, в к-ром высказываемое относится к каждому предмету нек-рого класса (разделит, смысл), с суждением того же содержания, но в к-ром высказываемое относится к классу в целом (т. е. к классу как отд. предмету; собират. смысл); в этом случае, в зависимости от направленности рассуждения, говорят или об ошибке «от разделительного смысла к собирательному», или об ошибке «о т собирательного смысла к разделительному». Аналогично отождествление высказывания о частях к.-л. предмета с высказыванием об этом предмете как целом, выливается в Л. о., называемые ошибками «от разделенного к составному» и «от составного к разделенному». К этому же виду Л. о. относится ошибка, я оазрив м-ров летит отождвствлвввв суждения, истинного при нек-рых ограничивающих условиях («истинного относительно»), с таким же по содержанию суждением, но рассматриваемым безотносительно к этим условиям («истинного безотносительно»), проявляющаяся в ошибочном умозаключении «о т истинного относительно к истинному безотносительно»; эта ошибка иначе наз. ошибкой «от сказанного с условием к сказанному без условия». К числу Л. о. типа (3) относятся, далее, любые нарушения правил вывода в дедуктивных умозаключениях, а также ошибки в индукции, ошибочное применение аналогии и т. п. Таковы, в частности, Л. о., состоящие в нарушении установленных в традиционной логике правил обращения категорич. суждений, правил заключений по схеме логического квадрата; правил простого категорич. силлогизма (сюда относится, напр., «учетверение терминов», лат. название — quaternio terminorum); правил, относящихся к умозаключениям с условными и разделит, посылками (напр., ошибочные умозаключения «от истинности следствия условного суждения к истинности его основания» и «от ложности основания к ложности следствия»); ошибки в энтимемах и пр. Популярная индукция может приводить к ошибке поспешного обобщения. Эта ошибка наз. также заключением «от случайного» (fallacia accidens), т. к. состоит в том, что, обнаружив, что нек-рое свойство налицо во всех наблюдавшихся предметах нек-рого класса, и не встретив противоречащих случаев, полагают, что оно является необходимым для всех предметов этого класса и, следовательно, принадлежит всем им; на деле же это свойство может принадлежать лишь нек-рым (не всем) предметам класса и быть в этом смысле в данном классе случайным. В рассуждениях о причинах явлений встречается Л.о. ложного вывода о причине; напр., когда от констатации определенной последовательности двух событий во времени переходят к заключению о том, что то из этих явлений, к-рое предшествует другому, является его причиной (эта Л. о. наз. «после этого, значит по причине этог о»: post hoc, ergo propter hoc). Л. о., связанные с нарушением правил оперирования с понятиями,— это ошибки при определении понятий и при делении их объема; нарушение правил определения и деления может вести к формулировке ложных суждений, к-рые, будучи использованными в рассуждении, лишают его доказат. силы. Бывают также Л. о., состоящие в допущении в процессе рассуждения логич. противоречий в к.-л. их форме (см. Противоречие в логике).