Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ 209 7 страница




ботка данных, классификация информации в соответ­ствии с нек-рыми принципами, установление систем отношений между понятиями, дедукция следствий, проверка истинности высказываний, осуществление процессов, соответствующих образованию понятий, умозаключениям по аналогии, индуктивным выводам, выдвижению и исследованию гипотез и т. п. Для реше­ния этой задачи информационно-логич. машины долж­ны иметь блоки, аналогичные по назначению спе­циализированным Л. м.

Информационные и информационно-логич. машины предназначаются для использования в различных областях и для различных целей: в справочно-биб-лиотечном деле, в экономике (для статистич., логич. и иной обработки информации о развитии нар. х-ва, для ее анализа по отд. отраслям пром-сти, транспор­та, с. х-ва, торговли, финансов и т. д., для экономич. планирования), в медицине, в эксперимент, науках (для обработки результатов экспериментов и наблю­дений), в лингвистике, в военном деле и т. д.

Информационные и информационно-логич. машины могут обрабатывать любой письменный и графич. материал, от к-рого требуется только, чтобы он был приведен к виду, приспособленному для машинной обработки, в частности, чтобы он однозначно (и по возможности компактно) выражал содержащуюся в нем информацию. Эти требования обусловили раз­работку искусственных машинных т.н. инфор­мационных (или информационно-ло­гических) языков, специально предназнач. для придания информации указанного вида. Разработка таких языков в настоящее время интенсивно прово­дится по отд. отраслям знания (металлургия, химия, элементарная геометрия и др.).

Для разработки информац. и информационно-ло­гич. машин, определения закономерностей их рабо­ты, составления программ для них широко исполь­зуются идеи и средства совр. формальной логики. Логич. исчисления обычно служат основой для пост­роения информац. языков для этих машин; при при­менении этих машин к конкретному материалу по­следний подвергается определ. логич. формализации. При этом используются не только осн. разделы логики (и связанных с ней наук)—такие, как теория алгорит­мов, логика высказываний и исчисление предикатов, но и менее разработанные логич. дисциплины: много­значные логики, вероятностная и совр. индуктивная логики, теория классификации, теория определений; ставится вопрос об использовании в теории информа­ционно-логич. машин модальной логики. Важное зна­чение для разработки информационно-логич. машин имеет применение результатов нейрофизиологии и психологии, поскольку при создании таких машин приходится вступать на путь моделирования отд. процессов умств. труда человека, познаваемых сред­ствами этих наук. Следует, наконец, отметить тесную связь теоретич. и технич. вопросов конструирования таких машин с исследованиями в области логической семантики, лингвистики математической и семи­отики. Комплекс дисциплин логико-лингвистич. цик­ла — вместе с рядом важных частей совр. математики (алгебра, теория вероятностей и математич. стати­стика, теория множеств и др.)—составляет теоретич. фундамент работ по созданию информационно-логич. машин, а средства радиоэлектроники и вычислит, техники — их технич. базу.

Отражая в структуре машин и программах их работы логику своих содержательных рассуждений, люди получают возможность резкого расширения своих интеллектуальных возможностей. Уже в наст, время с помощью информац. машин решаются задачи, к-рые практически не могут быть решены технически невооруженным сознанием человека. В будущем же


234 ЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ - ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ


распространение информац. и информационно-логич. машин должно привести к революц. изменениям во всех сферах умств. деятельности. Применение таких машин резко повысит производительность и эффек­тивность интеллектуального труда; оно вызовет к жизни более компактные и обозримые, чем в наст, время, формы публикации науч. сообщений и машин­ный отбор наиболее важных из них. Машины пред­назначены играть роль автоматич. «справочников», причем справочников, способных активно «самообу­чаться» в процессе функционирования, анализировать собств. решения, совершенствовать хранящиеся в них программы работы. Потенциальные возможности ин­формационно-логич. машин позволяют рассчитывать на машинное получение новых науч. результатов, на машинное доказательство новых теорем, на при­менение машин для составления обобщающих обзо­ров по отд. разделам знания, для выработки обосно­ванных рекомендаций по тем или иным вопросам, .для систематизации отдельных отраслей науйи. Рас­пространение этих машин повлечет за собой даль­нейшую математизацию науки, возрастание роли ма­тематики и логики во многих областях жизни обще­ства. Информац. и информационно-логич. машины облегчат обмен идеями и результатами между различ­ными науч. дисциплинами и сферами деятельности людей; уже выдвинута задача создания единого ин­формац. языка-посредника с разными уровнями спе­циализации, к-рый позволил бы установить обмен информацией между разными машинами, а также между специалистами различных областей, к-рые ими будут пользоваться. Нет сомнения в том, что в будущем к этим машинам перейдет значит, часть функций работников умств. труда (особенно тех функций, к-рые носят массовый характер) — пе толь­ко справочно-консультативных, но и исследователь­ских. Создавая возможности для быстрого и родного использования накопленных в науке знаний, для передачи их на большие расстояния по технич. ли­ниям связи, информационно-логич. техника породит новый стиль науч. работы, при к-ром гл. внимание ученого будет обращено на решение кардинальных проблем, на получение принципиально важных новых результатов, на творчество.

Т. о., информационно-логич. техника приведет к резкому возрастанию человеч. знаний, к необычай­ному усилению логич. возможностей человечества. Определяющей в этом процессе является обществен-но-историч. практика — как в том смысле, что прак­тика есть конечная основа и источник тех знаний, к-рые вводятся в машины или в них вырабатывают­ся, так и в том смысле, что развитие самой инфор­мационно-логической техники происходит на основе задач, к-рые она выдвигает, и средств, к-рые она создает.

Лит.: Р о д и н В. Н., Электронный анализатор контакт­ных схем, «Автоматика и телемеханика», 1957, т. (8, № 5; Успенский В. А., К проблеме построения машинного языка для информационной машины, в сб.: Проблеме кибер­нетики, вып. 2, М., 1959; Пархоменко П. П., Прин­ципы механизации анализа релейно-контактнызс схем, «Докл. АН СССР», 1959, т. 124, № 1; е г о же, Анализ релейных схем при помощи машины, «Автоматика и теле­механика», 1959, т. 20, № 4; В л э д у ц Г. Э. [и д pJ, Науч­ная и технич. информация как одна из задач кибернетики, «Усп. физ. наук», 1959, т. 69, вып. 1; Беркли Э., Симво-лич. логика и разумные машины, пер. с англ., М-, 1961, Батраков В. А. иБогатырев В И., Электронные цифровые машины для решения информационно-логич. задач, М.—Л., 1961; Гутенмахер Л. И., Электронные информационно-логич. машины, 2 изд., М., 1962; J e v о n s W. S., On the mechanical performance of logical inference, «Philos. Transactions of Royal Soc. London», 1870, v. 160, pt 2; Venn J., On the diagrammatic and mechanical represen­tation of propositions and reasonings, «Philos. Magazine», 1880, v. 10; V e t с h E. W., A chart method simplifying truth functions, «Proc. Assoc, for Computing Machinery>>, 1952, May, p. 127—33, Karnaugh M., The map method for synthesis of combinational logic circuits, «Trans. Amer. Inst.


Electr. Engineers», 1953, v. 72, pt 1, p. 593—99; Mays W., The first circuit for an electrical logic-machine, «Science», 1953, v. 118, № 3062; M о о r e E. F. and S h a n n о п С. Е., Machine aid for switching circuit design, «Proc. Inst. Radio Engrs», 1953, v. 41, № 10; В u r k s A. W., WarrenD.W. and Wright J. В., An analysis of a logical machine using parenthisis-free notation, «Math. Tables and other Aids to Computations», 1954, v. 8, № 46, p. 53; M i e h 1 e W., Bur­roughs truth function evaluator, «J. Assoc. Сотр. Machinery», 1957, v. 4, W» 2, p. 189; Humphrey W.S., Switching cir­cuits with computer applications, N. Y.—Toronto—L., 1958; Gardner M., Logic machines and diagrams, N. Y., 1958. Б. Бирюков, В. И. Шестаков. Москва, Л. Калужнин. Киев.

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ— ошибки, связанные с нарушением логической правильности рассужде­ний. Л. о. состоят в том, что утверждается истин­ность ложных суждений (либо ложность истинных суждений), или логически неправильные рассужде­ния рассматриваются как правильные (либо логи­чески правильные рассуждения — как неправиль­ные), или недоказанные суждения принимаются за доказанные (либо доказанные — за недоказанные) или, наконец, неверно оценивается осмысленность выражений (бессмысленные выражения принимаются за осмысленные либо осмысленные — за бессмыс­ленные); эти аспекты познават. ошибок могут раз­личным образом сочетаться друг с другом (напр., принятие бессмысленного суждения за осмысленное обычно бывает связано с убеждением в его истинно­сти). Л. о. изучались уже Аристотелем, к-рый в соч. «Опровержение софистических аргументов» проана­лизировал их виды. На этой основе в традиционной логике, начиная с трудов схоластов, было разработано подробное описание Л. о. В соответствии с выделяе­мыми в традиционной логике частями доказатель­ства Л. о. были подразделены на ошибки в отноше­нии (1) оснований доказательства (посылок), (2) те­зиса и (3) формы рассуждения (демонстрации, или аргументации).

К числу Л. о. типа (1) относится прежде всего Л. о. ложного основания, состоящая в том, что в качестве посылки доказательства при­нимается ложное суждение (эта Л. о. наз. также основным заблуждением, лат. назва­ние — error fundamentalis; лат. названия логич. оши­бок получили распространение, начиная с работ схо-ластич. логиков); поскольку из ложных суждений по законам и правилам логики могут быть выведены в одних случаях ложные, а в других — истинные следствия, постольку наличие в числе посылок лож­ного суждения оставляет открытым вопрос об истин­ности доказываемого тезиса. Частным случаем этой Л. о. является такое использование (в качестве по­сылки доказательства) нек-рого суждения, требую­щего для своей истинности определ. ограничит, усло­вий, при к-ром это суждение рассматривается безот­носительно к этим условиям, что приводит к его ложности. Другой случай этой Л. о. состоит в том, что вместо нек-рой нужной для данного доказатель­ства истинной посылки берется более сильное сужде­ние, являющееся, однако, ложным (суждение А наз. более сильным, чем Суждение В, если из А, в пред­положении его истинности, следует В, но не наобо­рот).

Другой вид Л. о. типа (1) — это Л. о. недока­занного основания; она состоит в том, что в качестве посылки используется недоказанное суждение, в силу чего недоказанным оказывается и тезис доказательства. К числу Л. о. этого вида относится т.н. предвосхищение осно­вания или «предрешение основания» (лат. наз­вание — petitio principii), суть к-рого состоит в том, что за основание доказательства принимается суж­дение, истинность к-рого предполагает истинность тезиса. Важным частным случаем petitio principii является круг в доказательстве. Наиболее грубый


ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 235


случай круга дает Л. о., к-рая наз. idem per idem («то же через то же»), состоящая в том, что суждение «доказывается» посредством (по существу повторе­нием) его же самого.

Л. о. типа (2) состоят в том, что доказываемый тезис в ходе доказательства подменяется некЫМ .(р. суждением, причем таким, что доказательство этого суждения не влечет доказательства т^3иса. В основе этой Л. о. лежит неверное отождествление фактически доказанного суждения с тем теаисом, к-рый должен был быть доказан. Эта Л. о. наз. под­меной тезиса (или игнорированием т^3иса или отступлением от тезиса; лат. название — ign0ratio elenchi). При Л. о. этого вида обычно имеется опре-дел. связь между тезисом и подменившим его суж­дением (напр., сходство их грамматич. формы, сход­ство по содержанию и т. п.), в силу чего оказывается возможным их ошибочное отождествление. Т^К; в ряде случаев доказываемый тезис подменяется нек-рым более слабым суждением (суждение А сла­бее суждения Д. если А следует из Д. но не наоб^от); в таких случаях говорят, что суждение, к-рое факти­чески доказано, является лишь частью тезиса. Есте­ственно, что доказательство «части тезиса» не озна­чает доказательства этого последнего. О совершаю­щих такую Л. о. говорят: «Кто слишком мало дока­зывает, тот ничего не доказывает». К этому же типу Л. о. можно отнести и т. н. чрезмерное до­казательство, к-рое состоит в подмене тезиса более сильным суждением, причем таким, чт0 из него, помимо тезиса, следует и нек-рое ложное суж­дение (что свидетельствует о том, что это более силь­ное, чем тезис, суждение ложно). О соверша10щИХ такую Л. о. говорят: «Кто слишком много доказывает тот ничего не доказывает». В др. случаях Тезис, в к-ром говорится о ч.-л. с ограничением к.-л. усло­виями, подменяется тезисом, рассматриваемым безот­носительно к этим условиям. Важным частным слу­чаем подмены тезиса является т.н. аргумента­ция к человеку (argumentum ad homhlem)5 состоящая обычно в том, что обоснование истинности тезиса подменяется рассуждением о достоинствах или недостатках человека, защищающего этот т6зис. Самую большую группу составляют Л. о. типа (3). Грубая Л. о. этого вида — ошибка «н е Сле­дует» (поп sequitur); она состоит в том, что Дока­зываемый тезис (обычно с помощью слов: «иТак», «значит», «следовательно» и т. п.) присоединяется к рассуждению, относительно к-рого полагают, что оно доказывает тезис, но к-рое, однако, лишь внешне похоже на его доказательство, фактически же не имеет отношения к существу дела. Другой вид Этой ошибки — не менее грубый — состоит в воздействии на чувства людей, воспринимающих доказательство, с целью убеждения их, помимо логич, аргументации в истинности тезиса. Эта Л. о. наз. аргумента­цией к публике (argumentum ad publicum). Менее грубый характер носят Л. о., состоящие в нарушении правильного хода доказательству на к.-л. его шаге. Такие Л. о. возникают в результате неверного отождествления или различения понятии и суждений, используемых в доказательстве, Нару­шения правил умозаключений, ошибок при опера­циях с понятиями и т. п. К числу Л. о., связанных с неверным отождествлением и различением, Отно­сится омонимия, а также амфиболия (отгреч. ар,тф0-kot — двусмысленный) — Л. о., возникающая в ре­зультате неясности или многосмысленности грамма_ тич. конструкции выражения языка, в частности в результате того, что нек-рое грамматич. предложе­ние или оборот речи употребляется в одном и то]ц же рассуждении в различных значениях. К Л. о. а,ТОго вида может также вести неправильное различение


языковых выражений, являющихся на деле синони­мами, и вообще подмена терминов в ходе рассужде­ния, неверное отождествление значений выражений и т. п. К Л. о. этого же рода относится ошибка, про­истекающая из отождествления суждения, в к-ром высказываемое относится к каждому предмету нек-рого класса (разделит, смысл), с суждением того же содержания, но в к-ром высказываемое отно­сится к классу в целом (т. е. к классу как отд. пред­мету; собират. смысл); в этом случае, в зависимости от направленности рассуждения, говорят или об ошибке «от разделительного смысла к собирательному», или об ошибке «о т собирательного смысла к раздели­тельному». Аналогично отождествление выска­зывания о частях к.-л. предмета с высказыванием об этом предмете как целом, выливается в Л. о., называемые ошибками «от разделенного к составному» и «от составного к раз­деленному». К этому же виду Л. о. относится ошибка, я оазрив м-ров летит отождвствлвввв суж­дения, истинного при нек-рых ограничивающих усло­виях («истинного относительно»), с таким же по содер­жанию суждением, но рассматриваемым безотноси­тельно к этим условиям («истинного безотносительно»), проявляющаяся в ошибочном умозаключении «о т истинного относительно к истин­ному безотносительно»; эта ошибка ина­че наз. ошибкой «от сказанного с усло­вием к сказанному без условия». К числу Л. о. типа (3) относятся, далее, любые нарушения правил вывода в дедуктивных умозаклю­чениях, а также ошибки в индукции, ошибочное при­менение аналогии и т. п. Таковы, в частности, Л. о., состоящие в нарушении установленных в традицион­ной логике правил обращения категорич. суждений, правил заключений по схеме логического квадрата; правил простого категорич. силлогизма (сюда отно­сится, напр., «учетверение терминов», лат. назва­ние — quaternio terminorum); правил, относящихся к умозаключениям с условными и разделит, посыл­ками (напр., ошибочные умозаключения «от истин­ности следствия условного суждения к истинности его основания» и «от ложности основания к ложности следствия»); ошибки в энтимемах и пр. Популярная индукция может приводить к ошибке поспешно­го обобщения. Эта ошибка наз. также заклю­чением «от случайного» (fallacia accidens), т. к. состоит в том, что, обнаружив, что нек-рое свойство налицо во всех наблюдавшихся предметах нек-рого класса, и не встретив противоречащих слу­чаев, полагают, что оно является необходимым для всех предметов этого класса и, следовательно, при­надлежит всем им; на деле же это свойство может принадлежать лишь нек-рым (не всем) предметам класса и быть в этом смысле в данном классе слу­чайным. В рассуждениях о причинах явлений встре­чается Л.о. ложного вывода о причине; напр., когда от констатации определенной последо­вательности двух событий во времени переходят к заключению о том, что то из этих явлений, к-рое предшествует другому, является его причиной (эта Л. о. наз. «после этого, значит по при­чине этог о»: post hoc, ergo propter hoc). Л. о., связанные с нарушением правил оперирования с по­нятиями,— это ошибки при определении понятий и при делении их объема; нарушение правил опреде­ления и деления может вести к формулировке лож­ных суждений, к-рые, будучи использованными в рассуждении, лишают его доказат. силы. Бывают также Л. о., состоящие в допущении в процессе рас­суждения логич. противоречий в к.-л. их форме (см. Противоречие в логике).


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.