позволяет Л. замыкаться в более или менее узкий мир специальных интересов. Сами условия жизни коммунистич. общества, обеспечивая Л. небывало широкую сферу жизнедеятельности, толкают ее к расширению своего кругозора, выработке научного мировоззрения, пробуждают ее эстетич. интересы. Превращение труда в первую жизненную потребность снимает былую абстрактную противоположность рабочего и свободного времени, а ограничение продолжительности рабочего времени открывает безграничные перспективы для развития Л. (см. К. Маркс, Grutid-risse; рус. пер. в журн. «Большевик», 1939, № 11 — 12, с, 61—62).
Этим преодолевается, в частности, типичный для современного общества разрыв между естественнонаучными и гуманитарными элементами культуры. Индивиды, освобожденные от бремени отчужденного труда, становятся не только потребителями, но и творцами художественных и иных человеческих ценностей.
«При коммунизме,—говорится в Программе КПСС,— все люди будут иметь равное положение в обществе, одинаковое отношение к средствам производства, равные условия труда и распределения и активно участвовать в управлении общественными делами. Утвердятся гармонические отношения между личностью и обществом на основе единства общественных и личных интересов. Запросы людей при всем их громадном разнообразии будут выражать здоровые, разумные потребности всесторонне развитого человека» (1961, с. 63-64).
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 563—67, 601—02; их же, Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Л е н и н В. й., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25, с. 436—46; Асмус В., Противоречия специализации в бурж. создании, «Под знаменем марксизма», 1926, N° 9—10; К о н-стантиновФ. В., Значение личных способностей итру-да при социализме, [M.J, 1938; Федосеев П. Н., Социализм и гуманизм, М., 1958; Г а р о д и Р., Марксистский гуманизм, М., 1959, гл. 1, 3; Г а к Г., Строительство коммунизма и всестороннее развитие Л., «Комл^у-нист», 1959, № 12, С п и р к и н А. Г., Происхождение сознания, М., I860, гл. 6, 7; Тугаринов В. Гх, О ценностях жизни и культурв1, Л., 1960; 3 а м о turns н Ю. А., Совр. капитализм и духовная жизнь, JTPJ «Вопр. философии», 1960, № 6; е г о же, Бюрократизация бурж. общества и судьба Л., там же, 1961, .№ 4; К у р ы л е в А. К., О всестороннем развитии Л. при коммунизме, там же, № 11; К р я ж е в П. Е., Общество и личность, М., 1961; Да вы д о в Ю. Н., Труд и свобода, М., 1962; Тугаринов В. П., Коммунизм и Л., «Вопр. философии», 1962, № 6; Разделение труда и всестороннее развитие Л., там же, № 10; Замошкин Ю. д., Кризис «амер. деловитости», там же, № 11; Соколов Э. В., Всестороннее и гармонич. развитие Л. в процессе построения коммунизма, «Филос. науки» (Науч. докл. вь:с-шей школы), 1962, JVS 6; Г а й д е н к о П. П., Экзистенциализм и проблема культуры, М., 1963; Ломов Б. Ф., Человек и техника, [Л.], 1963; Лосев А. Ф-, История античной эстетики, М., 1963; С т р у к о в Э. В., Всестороннее и гармонич. развитие Л., М., 1963; Козлова Г. П., Файк-б у р г З.И., Изменение характера труда и всестороннее развитие человека, «Вопр. философии», 1963, № 3; С т р у м и-лин С. Г., Коммунизм и разделение труда, там же; 3 а-м о ш к и н Ю. А., Проблемы аморализма и преступности в совр. амер. социологии, там же, JSI4 7; М и т р о х и н Л.Гт.., Проблема человека в марксистском освещении, там же, № 8; Белозерцев В. И., Фомина В. А., Коммунистич. разделение труда не исключает всестороннего развития Человека, там же, № 9; Ш е м е н е в Г. И., Связь науки с производством и всестороннее развитие Л., там же, JV5 9; В а й н-ш т е й н Л. М., Тенденции разделения труда и развития л. при социализме и коммунизме, там же; КолубабовН. CJ., Косолапое Р. И., Р о с с м а н И. М., Сокращение рабочего времени, перемена труда и всестороннее развитие Л., там же; Кристостурьян Н., Всесторонне развитие работника производства, «Коммунист», 1963, № 7; Давыдов Ю., Царь Эдип и Аристотель, «Вопр. лит-ры>(> 1964, № 1; Коммунизм и Л., М., 1964; Человек и эпоха (Tjo материалам XIII Междунар. философского конгресса), Ц., 1964; X у с а р Т., Марксистское и экзистенциалистическое понимание Л., «Annales TJniversitatis Scientiarum Budapes-tinensis de Rolando Ebtvos nominate, Sectio philosophjca», 1964, t. 3; M e a d G. H., Mind, self and society, СЩ., 1(934]; Benedict R., Patterns of culture, Boston ^_
N. Y., [1934]; Linton R.. The study of man, [N. Y ], 1936; Kardiner A.. The individual and his society, [N.Y.J, 1939; его же, The psychological frontiers of society, N. Y., 1945; Linton ~R., The cultural background of personality, N. Y.—L., [1945]; Fro mm E Escape from freedom, Oxf. (Toronto), 1941; его же Man for himself, N. Y.— Toronto, [1947]; Sorokin P. A, Society, culture and personality, [N. Y. ], 1947; ThielM., Versucli einer Ontologie der Personlichkeit, Bd 1, В., 1950; Riesman D. [a. o. ], The lonely crowd, New Haven, 1950- Weinberg S. K., Society and personality disorders, [N. Y.J, 1952; G e r t h H. H. and M i I 1 s С W Character and social structure, IN. Y. ], 1953; Kluck-hohn C. and Murray H. A. (eds), Personality in nature, society and culture, 2 ed., [N. A.J, 1953; Lersch P., Aufbau der Person, Munch., 1954; Riesman D., Individualism reconsidered and other essay, [N. Y.J, 1954-Fromm E., The sane society, N. Y., [1956]; Whyte W., The organisation man, N. Y., 1957; Stein M. R. a. o. (e d s), Identity and anxiety. Survival of the person in mass society, [N. Y.J, 1960; Lipset S. M. and L о w e n-t h a 1 L. (eds), Culture and social character. The work of D. Riesman, reviewed, [Glencoe, 1961]; G a r a u d у R., Les perspectives de rhomme, P., 1962; Krech D. a. o. Individual in society, [N. Y.], 1962; S chaff A., Filo-zofia czfowieka, 2 wyd., [Warsz.], 1962; К о s i k K., Dia-lektika konkretniho, Praha, 1963; Olson Ph. G. (e d.), America as a mass society, N. Y., 1963. И. Нон. Ленинград.
Личность в психологии
К психич. свойствам Л. относятся характер, темперамент, способности человека, совокупность преобладающих чувств и мотивов его деятельности, а также особенности протекания психпч. процессов. Это неповторимое в своей индивидуальности сочетание свойств у каждого конкретного человека образует устойчивое единство, к-рое можно рассматривать как относит, постоянство психич. облика или склада Л. Психич. склад Л. является производным от деятельности человека и детерминирован прежде всего развитием обществ, условий его жизни. Взаимосвязанные, относительно устойчивые и относительно изменчивые свойства и особенности Л. образуют ее сложную динамич. структуру.
Идеалистич. психология абсолютизирует устойчивость психич. свойств Л. и трактует Л. как особую неизменную духовную сущность (Клагес). При этом извращается обществ, характер Л. Она рассматривается как «целиком психическое существо» (Гебер-лин). Л., по Джемсу, составляет общая сумма всего, что человек может назвать «своим». Тем самым Л. по существу идентифицируется с личной собственностью. В различных вариантах глубинной, «горми-ческой» психологии (Мак-Дугалл) и в особенности в психологич. системе Фрейда ядром Л. признаются иррациональные инстинктивные влечения; сущностью Л. признается антисоциальная система подсознат. влечений, в к-рой бессознательное находится в состоянии постоянного конфликта с сознательным. Поэтому, с т. зр. фрейдизма, Л. потенциально патологична. Бихевиоризм фактически снимает проблему Л., к-рой не остается места в меканистич. схеме С — Р (стимул—реакция). В таких разновидностях бурж. динамической психологии, как индивидуальная психология, гормич. психология, понятие активной, творч. силы Л. имеет очевидный телеологич. и индетерми-нистич. характер. Общая тенденция совр. бурж. психологии Л. заключается в истолковании Л. в терминах деятельности. Однако сама деятельность истолковывается в духе бурж. индивидуалистич. концепций. Характерной чертой большинства совр. теорий Л. в бурж. психологии является отказ от концепции Л. как некой неизменной духовной сущности. Последняя как бы оказалась расплавленной в потоке динамич. факторов («локомоций» у К. Левина, «фрустраций» у Р. Сиерса, «промежуточных переменных» у Халла, Толмена и др.). Др. словами, реальная предметно-чувственная практич. деятельность человека подменена взаимодействием феноменальной Л. с миром психич. явлений, активность Л. понята
202 ЛИЧНОСТЬ
идеалистически, как «психическая энергия», «психическое напряжение» и т. д. Т. о., несмотря на существ, изменения, идеалистич. концепция Л. в бурж. психологии остается непреодоленной.
Этой концепции противостоит на Западе формирующийся под влиянием марксизма подход к Л. как продукту историч. преобразования субъекта в трудовой деятельности, структурирующей конкретный и динамич. характер деятельности психической (А. Валлон, И. Мейерсон, Ж. Политцер и др.).
В сов. психологии проблема Л. решается с позиций историч. материализма. Она не сводится к констатации, классификации и изучению индивидуальных особенностей и различий Л. (характер, способности, темперамент и др.). Психологич. эффект каждого внешнего воздействия на Л. обусловлен истерией ее развития и ее внутр. закономерностями (Рубинштейн). Один из ведущих принципов построения психологии Л. — принцип историч. подхода, связанный с идеей преобразования природных механизмов психич. процессов в ходе общественно-историч. онто-генетич. развития, в основе к-рого лежат гипотеза об опосредствованном характере психич. функций человека и гипотеза о происхождении внутр. умст-венгых процессов из деятельности первоначально внешней и «интерпсихологической» (Выготский). В дальнейшем он был развит А. Н. Леонтьевым и нашел выражение во взгляде на психич. деятельность как на особую форму деятельности — продукт и дериват развития материальной деятельности, к-рая преобразуется в ходе общественно-историч. развития во внутр. деятельность человеч. сознания. Это становится основой для решения различных проблем формирования свойств Л. (генезиса и строения психич. функций и способностей людей).
Источником активности Л. являются многообразные общественно-личные потребности человека. Сложными производными потребностей являются интересы, склонности, вкусы, установки и т. п., к-рые в совокупности образуют мотивационную характеристику Л., или ее «направленность». В сов. психологии серьезному экспериментальному изучению подверглись интересы и особенно установки (Д. Н. Узнадзе).
Человека как Л. характеризует система отношений, обусловленных его жизнью в обществе. В процессе отражения объективного мира активно действующая Л. выступает как целое, в к-ром познание объективного осуществляется в единстве с его переживанием. Не отрицая значения наследств, анатомо-физиологич. качеств, как отправных пунктов, от к-рых идет развитие, сов. психология рассматривает их как общие возможности развития, реализация к-рых зависит, однако, от наличия соответств. обществ, условий. В связи с этим исключительно важное значение в психологии Л. приобретают исследования типологич. особенностей высшей нервной деятельности человека. Осн. задача этих исследований (Теплое) состоит в выяснении того, как именно типологич. свойства высшей нервной деятельности участвуют в выработке тех или иных психич. свойств Л. При этом устанавливается, что непосредств. основой психич. облика Л. являются устойчивые системы связей, к-рые вырабатываются в процессе жизненного воспитания в широком смысле слова. Свойства же типа высшей нервной деятельности, составляющие фонд врожденных предрасположений, существенно сказываются на образовании и функционировании этих систем связей, а отсюда на индивидуально-пспхич. особенностях Л. Поэтому они имеют прямое отношение ко всей динамич. характеристике Л. Сов. психология уделяет большое внимание вопросам формирования характера, способностей, чувств, сознания и самосознания.
Предметом психологич. изучения Л. являются закономерности изменения, перестройки, развития индивидуального сознания в результате изменения обществ.-историч. условий существования Л. Необходимо с этой целью различать общие закономерности, оказывающиеся верными для всех людей, и закономерности, к-рые являются конкретным проявлением этих общих закономерностей для данных историч. условий. В программе КПСС записано, что в период перехода к коммунизму возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и фи-зич. совершенство. Психология входит в круг наук, способствующих успешному осуществлению этого процесса. Решающее значение приобретают задачи «проектирования Л.» в коллективе, превращения внешних средств воздействия на Л. в средства внутреннего управления и сдерживания, мерило внутренней оценки поступков (А. Макаренко), задачи исследования психологических черт Л. советского человека и формирования их в процессе труда и коммунистического воспитания (В. Колбановский, К. Платонов).
Проблема Л., в особенности вопрос о ее структуре, источниках активности, установках и отношениях Л., а также вопрос о путях историч. развития Л. широко обсуждаются в сов. психологии (см., напр., дискуссию в журн. «Вопросы психологии» по статье А. В. Веденова, Личность как предмет психологич. науки, 1956, № 1).
См. также статьи Сознание, Потребности, Интересы, Мотивы, Характер.
Лит.: Б и н э А., Изменения личности, пер. с франц., [СПБ, 18931; Викторов П. П., Учение о личности и настроениях, 2 изд., М., [1903]; Д ж э м с У., Психология, пер. [с англ.], 5 изд., СПБ, 1905, гл. 12; Ушинский К. Д., Человек как предмет воспитания, т. 1, 12 изд., СПБ, 1912, т. 2, 13 изд., СПБ, 1916; Лазурский А. Ф., Классификация Л., 2 изд., М.—П., 1923; Проблема активности Л. [Сб. ст.] под ред. Н. Ф. Добрынина,Уч..зап. МГПИ, Кафедра психологии,т. 36, вып. 2, М., 1954; Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. [Сб. ст.], отв. ред. Б. М. Теплов, М., 1956; КолбановскийВ.Н..О Л. как предмете психологич. науки, «Вопр. философии», 1956, N» 3; Фортунатов Г. А. и Петровский А. В., Проблема потребностей в психологии Л., там же, № 4; К р у-тецкий В.А.иЭльконинД.Б., Совещание по психологии Л., там же; Доклады на совещании по вопросам психологии Л.,М., 1956; Левитов Н. Д., Вопросы психологии характера, 2 изд., М., 1956; Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957, гл. 4; Ковалев А. Г. иМя-си щев В. Н., Психологич. особенности человека, т. 1, Л., 1957; Ф у р с т Дж., Невротик. Его среда и внутренний мир, пер. с англ., М., 1957; Морено Дж. Л., Социометрия, пер. с англ., М., 1958; Чхартишвили ГЦ. Н., Место потребности и воли в психологии Л., «Вопр. психологии», 1958, № 2; РейнвальдН. И., Разработка вопросов психологии личности с позиций рефлекторной теории И. П. Павлова, там же; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1959; Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Уэллс Г., Павлов и Фрейд, пер. с англ., М., 1959; Вопросы психологии личности. Сб. ст. под ред. Игнатьева Е. И., М., 1960; Лейте с Н. С, Об умственной одаренности, М., 1960; Теплов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; Проблемы способностей. [Материалы конференции 22—24 июня 1960 г.] под ред. В. Н. Мясищева, М., 1962; Способности и интересы. [Сб. ст.], под ред. Н. Д. Левитова и В. А. Крутецкого, М., 1962; Совр. психология в капитали-стич. странах. [Сб. ст. под ред. Е. В. Шороховой], М., 1963; Ковалев А. Г., Психология Л., Л., 1963; О чертах Л. нового рабочего. [Сб. ст. под ред. К. К. Платонова],М., 1963; Trendelenburg A.. Zur Geschichte des Wortes Person, «Kant-Studien», 1908, Bd 13, S. 1—17; JanetP., L'evolution psyehologiciue de la personnalite, P., [1929]; L e w i n K., Dynamic theory of personality, N. Y.—L., 1935; A 1 1 p о r t G. W., Personality. A psychological interpretation, N. Y., 1937; Horney K., Nevrotic personality of our time, N. Y., 1937; К a r d i n e r A., The individual and his society, N. Y., 1939; S her if M. and S her if C, An outline of social psychology, N. Y., [1956]; К о w a I-s k i St., Zagadnienie osobowogci w swietle psychologii marksistowskiej, Wr., [1956]; Adler A., The individual psychology..., N. Y., [1956]; Stavenhagen K., Person und Personlichkeit, Gott., [1957].
А. Петровский. Москва.
ЛОБАЧЕВСКИЙ - ЛОГИКА 203
ЛОБАЧЕВСКИЙ,Николай Иванович [20 нояб. (1 дек.) 1792—12 (24) февр. 1856] — рус. математик и мыслитель-материалист, создатель гиперболической неэвклидовой геометрии. Род. в Нижнем Новгороде в семье бедного чиновника. Окончил Казанский ун-т (1811); адъюнкт (1814), проф. (с 1816), декан фак-та (1820— 1821, 1823—25) и ректор (1827—46) этого ун-та. Л. руководил организацией нар. образования в казанском учебном округе, вначале как член училищного комитета (1818) и его председатель (1827), а в последние годы жизни (1846—56) — как помощник попечителя округа. Кроме геометрич. работ, Л. принадлежит ряд соч. по алгебре, математич. анализу, теории вероятностей, механике, физике и астрономии. Он разработал один из наиболее совершенных методов приближенного решения алгебраич. уравнений, дал почти современное определение функции, указав на различие свойств непрерывности и дифференцируемо-сти их. Л. впервые публично высказал мысль о возможности построения новой геометрии 23 февр. 1826 на заседании физико-математич. отделения Казанского ун-та. В 1829—30 он опубликовал свои исследования «О началах геометрии» в «Казанском вестнике». На место евклидова постулата о параллельных Л. ставит аксиому: «Через точку, не лежащую на данной прямой, проходят по крайней мере две прямые, лежащие с ней в одной плоскости и не пересекающие ее». Опираясь на эту аксиому, а также на аксиомы т. н. абсолютной геометрии (т. е. геометрии, не зависящей от V постулата Эвклида) Л. строит новую геометрич. систему, логически строгую и непротиворечивую. Идеи Л. поразили современников кажущейся парадоксальностью, несоответствием с обычными наглядными представлениями о пространстве. В действительности же Л. только вскрыл относительный характер исходных начал геометрии Эвклида ст. зр. соответствия «природе вещей». Определяющий девиз Л. (формулируемый им словами Ф. Бэкона): «спрашивайте природу, она хранит все истины и на вопросы ваши будет отвечать вам непременно и удовлетворительно» (М о д з а л е в с к и й Л. Б., Материалы для биографии Н. И. Лобачевского, 1948, с. 204). Естественно, поэтому, что истинность той или иной геометрии определяется, по Л., не a priori, как это утверждала кантианская философия, противником к-рой был Л., а с помощью опытов. Л. считал, что истинность геометрич. понятий могут подтвердить «...лишь опыты, каковы, например, Астрономические наблюдения» (Поли. собр. соч., т. 2, 1949, с. 147). Все это имело большое значение для борьбы против идеализма в математике.
Вытекающая из открытия Л. идея о многообразии пространственных свойств действит. мира, получающем свое отражение в многообразии геометрич. систем, приобрела глубокий научный смысл и оказалась исключительно плодотворной для развития геометрич. исследований 19—20 вв. Не менее важной была и другая идея Л.—о зависимости геометрич. свойства пространства от его физич. природы, которая получила блестящее подтверждение в совр. физике. Эта идея лежит в основе общей относительности теории.
Как в своих математич. воззрениях, так и в разработке вопросов воспитания Л. исходил из признания объективности и материальности внешнего
мира и считал, что «первыми данными без сомнения будут всегда те понятия, которые мы приобретаем в природе посредством наших чувств» (там же, с. 164). Вместе с тем он придавал большое значение разуму в познании, логич. стороне исследований. С о ч.: Поли. собр. соч., т. 1—5, М.—-Л., 1946—51; Три сочинения по геометрии. Геометрия. Геометрические исследования по теории параллельных линий. Пангеометрия, М., 1956.
Лит.: Васильев А. В., Н. И. Лобачевский, СПБ, 1914; Каган В. Ф., Лобачевский, 2 изд., М.—Л., 1948 (имеется библиография); Яновская С. А., Передовые идеи Н. И. Л. — орудие борьбы против идеализма в математике, М.—Л., 1950; Сто двадцать пять лет неевклидовой геометрии Л. 1826—1951, М.—Л., 1952; Р ы б к и и Г. Ф., О мировоззрении Н. И. Л., «Успехи матем. наук», 1951, т. 6, вып. 3 (43), май — июнь; его ж е, Н. И. Лобачевский, «Вопр. истории естествознания и техники», вып. 2, М., 1956; К о л ь м а н 3., Великий рус. мыслитель Н. И. Л., 2 изд., М., 1956; Курсанов Г. А., О значении идей Н. И. Л. для развития материалистич. представлений о пространстве в совр. науке, в кн.: Филос. вопросы,физики и химии, Свердл., 1959. Г. Курсанов. Москва.
ЛОВАН(Л е в е йк а), Стефан Григорьевич (16 в.) — белорусский материалист и атеист. В 1591 привлекался польским королем Сигизмундом III«пред главный трибунальский суд» за распространение материалистич. и атоистич. идей. Вторичное разбирательство дела Л. в 1594 вследствие неявки доносчика в суд привело к решению короля о «неосновательности» обвинений Л. в «богохульстве и эпикурействе».
Соч. Л. не найдены. О его мировоззрении можно судить по обвинит, материалам суда, а также по сочинениям современников Л., обвинявших Л. в том, что он отрицал сотворение мира богом (см. S. 2ebrow-ski, Becepta na plastr Czechowicza, 1597; St. Kesciyc, De atheismis et phabarismis evangeiicorum libri duo..., 1596, и др.). Л. считал, что мир «так стоит от века»; все, что мы видим вокруг нас, не нуждается в допущении сверхъестеств. творца; мир подвижен; все — «земля, древо, вода и инпше речи» — «само нрезъ себе сталосе». Особой, отдельной от тела души не существует. Все учение церкви Л. рассматривал как ложное. Говоря о порядках на земле, Л. утверждал, что люди создают на земле ад одним и рай другим; феод, порядки считал неправомерными, выступая, т. о., как идеолог нарождающейся буржуазии.
Лит.: Бодя некий О. М., О поисках моих в Познан-ской публичной библиотеке, М., 1846; Архивы ЦГАДА, Литовская метрика, ф. 389, е. х. № 277, лист 405, 405 об; Архив Виленской капитулы, Рукописный отдел АН Лит. ССР, коллекция Гоштаута; Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии, Минск, 1962.
В. Сербента. Минск.
ЛОГИКА(греч. /lo-|ix.v| — наука о мышлении, от ло-уо?—слово, речь, разум, рассуждение) — наука о законах, формах и приемах познания мира на ступени абстрактного мышления, а также о языке как средстве такого познания. Основная цель Л.— выяснение условий истинности познания, выработка эффективных логич. аппаратов и правильного метода познания. Слово «Л.» употребляется также для обозначения закономерностей развития и взаимосвязей предметов и явлений объективной действительности (в этом смысле говорят об «объективной Л.», «Л. классовой борьбы» и т. п.) и закономерностей рассуждения («Л. мышления», «Л. доказательства»).
Совр. Л. как наука представляет собой совокупность ряда разделов и направлений, главными из к-рых являются диалектич. и формальная Л. Это разделение обусловлено наличием двух аспектов мышления.
По своему существу мышление есть процесс развития зна71ия, формирования понятий, суждений, теорий, в к-ром действуют как общие для всех предметов и явлений, так и специфич. для познания законы диалектики и обусловленные ими приемы познания. Совокупность этих законов и приемов входит в предмет диалектич. Л.: на основе их исследования формируется научный диалектико-материали-
204ЛОГИКА
стич. метод познания с учетом диалектики как самих объектов познания, так и процесса отражения мира в мышлении.
Вместе с тем всякий процесс мышления представляет собой оперирование сложившимися понятиями и суждениями (определение, обобщение, ограничение и деление понятий, в к-рых выделены изучаемые предметы, преобразование суждений из одних форм в другие, логич. выведение одних суждений из других, обоснование или опровержение одних суждений посредством других и т. п.). Совокупность этих форм и операций составляет форма льно-логич. аппарат познания. Подобные формы и операции и лежащие в их основе специфич. (формальные) законы связи между понятиями и суждениями составляют предмет формальной Л.
Проблемы диалектич. и формальной Л. возникли в древнем мире в рамках филос. проблем о сущности познания, его источниках и отношении к объективному миру. Формальная Л. как наука сложилась в 4 в. до н. э. в трудах Аристотеля.
В силу неразрывной связи ее проблем с основным вопросом философии формальная Л. рассматривалась обычно как один из разделов философии, что оправдывалось, в частности, постоянной борьбой материализма и идеализма, диалектики и метафизики вокруг ее понятий и существованием различных филос. направлений внутри самой Л.
Развитие осн. идей диалектич. Л. осуществлялось в рамках теории познания. Начало формированию диалектич. Л. как системы знания положил Гегель, у к-рого она получила, однако, идеалистич. истолкование. Действительно науч. ее основы создали Маркс, Энгельс и Ленин. В настоящее время она является частью диалектич. материализма.
Формальная Л. и диалектика составили осн. рациональное содержание философии. Как писал Энгельс, в результате выделения из философии конкретных наук «... из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах — формальная логика и диалектика» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 207).
Со 2-й пол. 19 в. формальная Л. в виде символич. (или математич.) Л. выделяется в самостоятельную науку, исследующую в основном формы выводов и доказательств и лежащие в их основе логич. законы. Развитие символич. Л. открыло путь важному направлению в области исследований теоретического мышления (см. Метатеория) и положило начало ряду новых логических дисциплин (см. Метало-гикп. Семантика). Полученные на этом пути результаты еще более подтвердили связь Л. и философии; не случайно их широко используют (с соответствующим истолкованием) совр. позитивизм и другие идеалистич. направления совр. бурж. философии. Между тем наиболее важные из этих результатов свидетельствуют о правильности диалектико-материалистич. понимания процесса познания. Диалектич. материализм является единственно возможной научно-методологич. основой всей совр. Л. (см. Логика диалектическая, Формальная логика).
Е. Войшвилло. Москва.
Логические журналы появились в начале 30-х гг. 20 в., что было связано с изменением предмета Л., сферы ее применения, ее методологии и технич. аппарата. Это изменение шло в основном по двум направлениям, каждое из к-рых, взаимно обогащаясь, использовало результаты другого. С одной стороны, Л. «математизировалась», т. е. в Л. все в большей степени проникали математич. методы и средства исследования и доказательства. С другой стороны, с начала века мн. философов и логиков
стали интересовать проблемы т. н. Л. науки, т. е. проблемы, связанные с исследованиями логич. средств-и приемов, используемых в процессе научного рассмотрения, с изучением структуры научного рассуждения, с возможностями и пределами формализации ряда содержательных областей, и т. д.
В соответствии с этими двумя линиями развития все осн. логич. журналы условно можно разбить на две группы: журналы по «широко понимаемой» Л. (Л. науки) и журналы по математической логике, интересы к-рой преимущественно сосредоточиваются вокруг технич. проблем, связанных с разработкой аппарата, или вокруг содержательных проблем, связанных с основаниями математики. При характеристике журналов первой группы необходимо учитывать, что те из них, к-рые издаются в капиталиста, странах, по вопросам общефилос. разработки логич. исследований идут в осп. русле бурж. мировоззрения, тогда как логич. исследования, публикуемые в журпалах социалистич. стран, основываются на принципах диалектич. материализма.
Предшественником первой группы журналов является довольно известный «Erkenntnis». На страницах этого журнала публиковали свои работы почтп все крупные зарубежные логики. К настоящему времени в первую группу логич. журналов входят: 1) «Synthese; an international journal for the logical and psychological study of the foundations of sciences». Основан в 1936 в Амстердаме. Выходит 4 раза в год. С 1940 по апрель 1946 не выходил. Является офиц. органом ин-та по единству науки, международ, общества сигнифики, франц. социологич. ин-та, франц. и голл. секций международной ассоциации по Л. и философии науки. Несмотря на то, что журнал публикует статьи по философии, психологии и социологии,, основное внимание все же уделяется Л. науки. Хотя в работе журнала принимают участие авторы самых различных филос. течений и школ, на его страницах печатаются иреим. статьи т. н. аналитич. философов: логич. позитивистов, неореалистов, операциона-листов и др. Статьи печатаются в основном на анг^ лийском, французском и немецком языках. 2) «Philosophy of Science». Основан в 1934 в Балтиморе. Офиц. орган амер. ассоциации философии науки, ин-та по единству науки и секции Л. амер. ассоциации по развитию науки. Осн. задача журнала — публикация исследований по «философии и логике науки». Она распадается на следующие конкретные задачи: исследования по анализу значения, определения, основных принципов символизации; исследование логич. принципов, аксиом, постулатов, положений науки; изучение методов науки; исследование природы теоретич. принципов и их формулировок; исследование структуры науки, классификации различных наук; исследование роли и значения науки в различных аспектах (см. «Philosophy of Science», 1934, v. 1, № 1, p. 3—4). Филос. основой для таких исследований служат, как правило, концепции прагматизма, логич. эмпиризма, операцио-нализма и т. н. лингвистич. анализа. Хотя журнал американский, в нем принимают участие мн. видные бурж. логики, философы и ученые из др. стран (Англии, Франции, Голландии, Бельгии и др.). 3) «Sludia Logica». Единственный в социалистич. странах спец. ежегодник по Л. Основан в 1953 в Варшаве филос. комитетом Польской академии наук. Наряду со специальными исследованиями по формальной и математич. Л. публикуются работы по различным разделам общей Л. Освещается применение Л. в различных областях практич. жизни, обсуждаются программы обучения Л. в школах и др. меры, направленные на повышение общей логич. культуры общества. Много внимания уделяется взаимоотношениям меж-