Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие диалектического материализма. 8 страница




ЛИЧНОСТЬ 201


позволяет Л. замыкаться в более или менее узкий мир специальных интересов. Сами условия жизни коммунистич. общества, обеспечивая Л. небывало широкую сферу жизнедеятельности, толкают ее к рас­ширению своего кругозора, выработке научного ми­ровоззрения, пробуждают ее эстетич. интересы. Прев­ращение труда в первую жизненную потребность сни­мает былую абстрактную противоположность рабо­чего и свободного времени, а ограничение продолжи­тельности рабочего времени открывает безграничные перспективы для развития Л. (см. К. Маркс, Grutid-risse; рус. пер. в журн. «Большевик», 1939, № 11 — 12, с, 61—62).

Этим преодолевается, в частности, типичный для современного общества разрыв между естествен­нонаучными и гуманитарными элементами культуры. Индивиды, освобожденные от бремени отчужденного труда, становятся не только потребителями, но и творцами художественных и иных человеческих ценностей.

«При коммунизме,—говорится в Программе КПСС,— все люди будут иметь равное положение в обществе, одинаковое отношение к средствам производства, рав­ные условия труда и распределения и активно участ­вовать в управлении общественными делами. Утвер­дятся гармонические отношения между личностью и обществом на основе единства общественных и лич­ных интересов. Запросы людей при всем их громадном разнообразии будут выражать здоровые, разумные потребности всесторонне развитого человека» (1961, с. 63-64).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 563—67, 601—02; их же, Не­мецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Л е н и н В. й., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25, с. 436—46; Асмус В., Противоречия специализации в бурж. созда­нии, «Под знаменем марксизма», 1926, 9—10; К о н-стантиновФ. В., Значение личных способностей итру-да при социализме, [M.J, 1938; Федосеев П. Н., Со­циализм и гуманизм, М., 1958; Г а р о д и Р., Марк­систский гуманизм, М., 1959, гл. 1, 3; Г а к Г., Строитель­ство коммунизма и всестороннее развитие Л., «Комл^у-нист», 1959, № 12, С п и р к и н А. Г., Происхождение сознания, М., I860, гл. 6, 7; Тугаринов В. Гх, О ценностях жизни и культурв1, Л., 1960; 3 а м о tu­rns н Ю. А., Совр. капитализм и духовная жизнь, JTPJ «Вопр. философии», 1960, № 6; е г о же, Бюрократи­зация бурж. общества и судьба Л., там же, 1961, .№ 4; К у р ы л е в А. К., О всестороннем развитии Л. при ком­мунизме, там же, № 11; К р я ж е в П. Е., Общество и личность, М., 1961; Да вы д о в Ю. Н., Труд и сво­бода, М., 1962; Тугаринов В. П., Коммунизм и Л., «Вопр. философии», 1962, № 6; Разделение труда и всесто­роннее развитие Л., там же, № 10; Замошкин Ю. д., Кризис «амер. деловитости», там же, № 11; Соколов Э. В., Всестороннее и гармонич. развитие Л. в процессе построения коммунизма, «Филос. науки» (Науч. докл. вь:с-шей школы), 1962, JVS 6; Г а й д е н к о П. П., Экзистенциа­лизм и проблема культуры, М., 1963; Ломов Б. Ф., Че­ловек и техника, [Л.], 1963; Лосев А. Ф-, История антич­ной эстетики, М., 1963; С т р у к о в Э. В., Всестороннее и гармонич. развитие Л., М., 1963; Козлова Г. П., Файк-б у р г З.И., Изменение характера труда и всестороннее раз­витие человека, «Вопр. философии», 1963, № 3; С т р у м и-лин С. Г., Коммунизм и разделение труда, там же; 3 а-м о ш к и н Ю. А., Проблемы аморализма и преступности в совр. амер. социологии, там же, JSI4 7; М и т р о х и н Л.Гт.., Проблема человека в марксистском освещении, там же, № 8; Белозерцев В. И., Фомина В. А., Коммунистич. разделение труда не исключает всестороннего развития Че­ловека, там же, № 9; Ш е м е н е в Г. И., Связь науки с про­изводством и всестороннее развитие Л., там же, JV5 9; В а й н-ш т е й н Л. М., Тенденции разделения труда и развития л. при социализме и коммунизме, там же; КолубабовН. CJ., Косолапое Р. И., Р о с с м а н И. М., Сокращение рабочего времени, перемена труда и всестороннее развитие Л., там же; Кристостурьян Н., Всесторонне разви­тие работника производства, «Коммунист», 1963, № 7; Давыдов Ю., Царь Эдип и Аристотель, «Вопр. лит-ры>(> 1964, № 1; Коммунизм и Л., М., 1964; Человек и эпоха (Tjo материалам XIII Междунар. философского конгресса), Ц., 1964; X у с а р Т., Марксистское и экзистенциалистическое понимание Л., «Annales TJniversitatis Scientiarum Budapes-tinensis de Rolando Ebtvos nominate, Sectio philosophjca», 1964, t. 3; M e a d G. H., Mind, self and society, СЩ., 1(934]; Benedict R., Patterns of culture, Boston ^_


N. Y., [1934]; Linton R.. The study of man, [N. Y ], 1936; Kardiner A.. The individual and his society, [N.Y.J, 1939; его же, The psychological frontiers of society, N. Y., 1945; Linton ~R., The cultural backg­round of personality, N. Y.—L., [1945]; Fro mm E Escape from freedom, Oxf. (Toronto), 1941; его же Man for himself, N. Y.— Toronto, [1947]; Sorokin P. A, Society, culture and personality, [N. Y. ], 1947; ThielM., Versucli einer Ontologie der Personlichkeit, Bd 1, В., 1950; Riesman D. [a. o. ], The lonely crowd, New Haven, 1950- Weinberg S. K., Society and personality disor­ders, [N. Y.J, 1952; G e r t h H. H. and M i I 1 s С W Character and social structure, IN. Y. ], 1953; Kluck-hohn C. and Murray H. A. (eds), Personality in nature, society and culture, 2 ed., [N. A.J, 1953; Lersch P., Aufbau der Person, Munch., 1954; Riesman D., Individualism reconsidered and other essay, [N. Y.J, 1954-Fromm E., The sane society, N. Y., [1956]; Whyte W., The organisation man, N. Y., 1957; Stein M. R. a. o. (e d s), Identity and anxiety. Survival of the person in mass society, [N. Y.J, 1960; Lipset S. M. and L о w e n-t h a 1 L. (eds), Culture and social character. The work of D. Riesman, reviewed, [Glencoe, 1961]; G a r a u d у R., Les perspectives de rhomme, P., 1962; Krech D. a. o. Individual in society, [N. Y.], 1962; S chaff A., Filo-zofia czfowieka, 2 wyd., [Warsz.], 1962; К о s i k K., Dia-lektika konkretniho, Praha, 1963; Olson Ph. G. (e d.), America as a mass society, N. Y., 1963. И. Нон. Ленинград.

Личность в психологии

К психич. свойствам Л. относятся характер, тем­перамент, способности человека, совокупность преоб­ладающих чувств и мотивов его деятельности, а так­же особенности протекания психпч. процессов. Это неповторимое в своей индивидуальности сочетание свойств у каждого конкретного человека образует устойчивое единство, к-рое можно рассматривать как относит, постоянство психич. облика или склада Л. Психич. склад Л. является производным от деятель­ности человека и детерминирован прежде всего раз­витием обществ, условий его жизни. Взаимосвязан­ные, относительно устойчивые и относительно измен­чивые свойства и особенности Л. образуют ее слож­ную динамич. структуру.

Идеалистич. психология абсолютизирует устойчи­вость психич. свойств Л. и трактует Л. как особую неизменную духовную сущность (Клагес). При этом извращается обществ, характер Л. Она рассматри­вается как «целиком психическое существо» (Гебер-лин). Л., по Джемсу, составляет общая сумма всего, что человек может назвать «своим». Тем самым Л. по существу идентифицируется с личной собствен­ностью. В различных вариантах глубинной, «горми-ческой» психологии (Мак-Дугалл) и в особенности в психологич. системе Фрейда ядром Л. признаются иррациональные инстинктивные влечения; сущностью Л. признается антисоциальная система подсознат. влечений, в к-рой бессознательное находится в со­стоянии постоянного конфликта с сознательным. Поэ­тому, с т. зр. фрейдизма, Л. потенциально патоло­гична. Бихевиоризм фактически снимает проблему Л., к-рой не остается места в меканистич. схеме С — Р (стимул—реакция). В таких разновидностях бурж. динамической психологии, как индивидуальная психо­логия, гормич. психология, понятие активной, творч. силы Л. имеет очевидный телеологич. и индетерми-нистич. характер. Общая тенденция совр. бурж. пси­хологии Л. заключается в истолковании Л. в тер­минах деятельности. Однако сама деятельность истолковывается в духе бурж. индивидуалистич. кон­цепций. Характерной чертой большинства совр. тео­рий Л. в бурж. психологии является отказ от концеп­ции Л. как некой неизменной духовной сущности. Последняя как бы оказалась расплавленной в потоке динамич. факторов («локомоций» у К. Левина, «фру­страций» у Р. Сиерса, «промежуточных переменных» у Халла, Толмена и др.). Др. словами, реальная предметно-чувственная практич. деятельность чело­века подменена взаимодействием феноменальной Л. с миром психич. явлений, активность Л. понята


202 ЛИЧНОСТЬ


идеалистически, как «психическая энергия», «пси­хическое напряжение» и т. д. Т. о., несмотря на су­ществ, изменения, идеалистич. концепция Л. в бурж. психологии остается непреодоленной.

Этой концепции противостоит на Западе формирую­щийся под влиянием марксизма подход к Л. как продукту историч. преобразования субъекта в трудо­вой деятельности, структурирующей конкретный и динамич. характер деятельности психической (А. Вал­лон, И. Мейерсон, Ж. Политцер и др.).

В сов. психологии проблема Л. решается с пози­ций историч. материализма. Она не сводится к кон­статации, классификации и изучению индивидуаль­ных особенностей и различий Л. (характер, способ­ности, темперамент и др.). Психологич. эффект каж­дого внешнего воздействия на Л. обусловлен истерией ее развития и ее внутр. закономерностями (Рубин­штейн). Один из ведущих принципов построения психологии Л. — принцип историч. подхода, связан­ный с идеей преобразования природных механизмов психич. процессов в ходе общественно-историч. онто-генетич. развития, в основе к-рого лежат гипотеза об опосредствованном характере психич. функций человека и гипотеза о происхождении внутр. умст-венгых процессов из деятельности первоначально внешней и «интерпсихологической» (Выготский). В дальнейшем он был развит А. Н. Леонтьевым и нашел выражение во взгляде на психич. деятельность как на особую форму деятельности — продукт и де­риват развития материальной деятельности, к-рая преобразуется в ходе общественно-историч. развития во внутр. деятельность человеч. сознания. Это ста­новится основой для решения различных проблем формирования свойств Л. (генезиса и строения пси­хич. функций и способностей людей).

Источником активности Л. являются многообраз­ные общественно-личные потребности человека. Слож­ными производными потребностей являются интере­сы, склонности, вкусы, установки и т. п., к-рые в со­вокупности образуют мотивационную характеристику Л., или ее «направленность». В сов. психологии серьезному экспериментальному изучению подверг­лись интересы и особенно установки (Д. Н. Узнадзе).

Человека как Л. характеризует система отноше­ний, обусловленных его жизнью в обществе. В про­цессе отражения объективного мира активно дейст­вующая Л. выступает как целое, в к-ром познание объективного осуществляется в единстве с его пере­живанием. Не отрицая значения наследств, анатомо-физиологич. качеств, как отправных пунктов, от к-рых идет развитие, сов. психология рассматривает их как общие возможности развития, реализация к-рых зависит, однако, от наличия соответств. об­ществ, условий. В связи с этим исключительно важ­ное значение в психологии Л. приобретают исследо­вания типологич. особенностей высшей нервной дея­тельности человека. Осн. задача этих исследований (Теплое) состоит в выяснении того, как именно типо­логич. свойства высшей нервной деятельности участ­вуют в выработке тех или иных психич. свойств Л. При этом устанавливается, что непосредств. основой психич. облика Л. являются устойчивые системы связей, к-рые вырабатываются в процессе жизненного воспитания в широком смысле слова. Свойства же типа высшей нервной деятельности, составляющие фонд врожденных предрасположений, существенно сказываются на образовании и функционировании этих систем связей, а отсюда на индивидуально-пспхич. особенностях Л. Поэтому они имеют прямое отношение ко всей динамич. характеристике Л. Сов. психология уделяет большое внимание вопро­сам формирования характера, способностей, чувств, сознания и самосознания.


Предметом психологич. изучения Л. являются за­кономерности изменения, перестройки, развития ин­дивидуального сознания в результате изменения об­ществ.-историч. условий существования Л. Необхо­димо с этой целью различать общие закономерности, оказывающиеся верными для всех людей, и законо­мерности, к-рые являются конкретным проявлением этих общих закономерностей для данных историч. условий. В программе КПСС записано, что в период перехода к коммунизму возрастают возможности вос­питания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и фи-зич. совершенство. Психология входит в круг наук, способствующих успешному осуществлению этого процесса. Решающее значение приобретают задачи «проектирования Л.» в коллективе, превращения внешних средств воздействия на Л. в средства внут­реннего управления и сдерживания, мерило внут­ренней оценки поступков (А. Макаренко), задачи ис­следования психологических черт Л. советского че­ловека и формирования их в процессе труда и ком­мунистического воспитания (В. Колбановский, К. Пла­тонов).

Проблема Л., в особенности вопрос о ее структуре, источниках активности, установках и отношениях Л., а также вопрос о путях историч. развития Л. широко обсуждаются в сов. психологии (см., напр., дискуссию в журн. «Вопросы психологии» по статье А. В. Веденова, Личность как предмет психологич. науки, 1956, № 1).

См. также статьи Сознание, Потребности, Инте­ресы, Мотивы, Характер.

Лит.: Б и н э А., Изменения личности, пер. с франц., [СПБ, 18931; Викторов П. П., Учение о личности и настроениях, 2 изд., М., [1903]; Д ж э м с У., Психоло­гия, пер. [с англ.], 5 изд., СПБ, 1905, гл. 12; Ушинский К. Д., Человек как предмет воспитания, т. 1, 12 изд., СПБ, 1912, т. 2, 13 изд., СПБ, 1916; Лазурский А. Ф., Клас­сификация Л., 2 изд., М.—П., 1923; Проблема активности Л. [Сб. ст.] под ред. Н. Ф. Добрынина,Уч..зап. МГПИ, Кафедра психологии,т. 36, вып. 2, М., 1954; Типологические особенно­сти высшей нервной деятельности человека. [Сб. ст.], отв. ред. Б. М. Теплов, М., 1956; КолбановскийВ.Н..О Л. как предмете психологич. науки, «Вопр. философии», 1956, N» 3; Фортунатов Г. А. и Петровский А. В., Проблема потребностей в психологии Л., там же, № 4; К р у-тецкий В.А.иЭльконинД.Б., Совещание по пси­хологии Л., там же; Доклады на совещании по вопросам психологии Л.,М., 1956; Левитов Н. Д., Вопросы психо­логии характера, 2 изд., М., 1956; Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957, гл. 4; Ковалев А. Г. иМя-си щев В. Н., Психологич. особенности человека, т. 1, Л., 1957; Ф у р с т Дж., Невротик. Его среда и внутренний мир, пер. с англ., М., 1957; Морено Дж. Л., Социомет­рия, пер. с англ., М., 1958; Чхартишвили ГЦ. Н., Место потребности и воли в психологии Л., «Вопр. психо­логии», 1958, № 2; РейнвальдН. И., Разработка во­просов психологии личности с позиций рефлекторной теории И. П. Павлова, там же; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1959; Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Уэллс Г., Павлов и Фрейд, пер. с англ., М., 1959; Вопросы психо­логии личности. Сб. ст. под ред. Игнатьева Е. И., М., 1960; Лейте с Н. С, Об умственной одаренности, М., 1960; Теплов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; Проблемы способностей. [Материалы конферен­ции 22—24 июня 1960 г.] под ред. В. Н. Мясищева, М., 1962; Способности и интересы. [Сб. ст.], под ред. Н. Д. Левитова и В. А. Крутецкого, М., 1962; Совр. психология в капитали-стич. странах. [Сб. ст. под ред. Е. В. Шороховой], М., 1963; Ковалев А. Г., Психология Л., Л., 1963; О чертах Л. нового рабочего. [Сб. ст. под ред. К. К. Платонова],М., 1963; Trendelenburg A.. Zur Geschichte des Wortes Person, «Kant-Studien», 1908, Bd 13, S. 1—17; JanetP., L'evolution psyehologiciue de la personnalite, P., [1929]; L e w i n K., Dynamic theory of personality, N. Y.—L., 1935; A 1 1 p о r t G. W., Personality. A psychological interpretation, N. Y., 1937; Horney K., Nevrotic personality of our time, N. Y., 1937; К a r d i n e r A., The individual and his society, N. Y., 1939; S her if M. and S her if C, An outline of social psychology, N. Y., [1956]; К о w a I-s k i St., Zagadnienie osobowogci w swietle psychologii marksistowskiej, Wr., [1956]; Adler A., The individual psychology..., N. Y., [1956]; Stavenhagen K., Per­son und Personlichkeit, Gott., [1957].

А. Петровский. Москва.


ЛОБАЧЕВСКИЙ - ЛОГИКА 203


 
 

ЛОБАЧЕВСКИЙ,Николай Иванович [20 нояб. (1 дек.) 1792—12 (24) февр. 1856] — рус. математик и мыслитель-материалист, создатель гиперболической неэвклидовой геометрии. Род. в Нижнем Новгороде в семье бедного чиновника. Окончил Казанский ун-т (1811); адъюнкт (1814), проф. (с 1816), декан фак-та (1820— 1821, 1823—25) и ректор (1827—46) этого ун-та. Л. ру­ководил организацией нар. образования в казанском учебном округе, вначале как член училищного комитета (1818) и его председатель (1827), а в последние годы жизни (1846—56) — как по­мощник попечителя округа. Кроме геометрич. работ, Л. принадлежит ряд соч. по алгебре, математич. анализу, теории вероятностей, механике, физике и астрономии. Он разработал один из наиболее совершенных методов приближен­ного решения алгебраич. уравнений, дал почти современное определение функции, указав на раз­личие свойств непрерывности и дифференцируемо-сти их. Л. впервые публично высказал мысль о возможности построения новой геометрии 23 февр. 1826 на заседании физико-математич. отделения Ка­занского ун-та. В 1829—30 он опубликовал свои ис­следования «О началах геометрии» в «Казанском ве­стнике». На место евклидова постулата о параллель­ных Л. ставит аксиому: «Через точку, не лежащую на данной прямой, проходят по крайней мере две пря­мые, лежащие с ней в одной плоскости и не пересе­кающие ее». Опираясь на эту аксиому, а также на аксиомы т. н. абсолютной геометрии (т. е. геомет­рии, не зависящей от V постулата Эвклида) Л. строит новую геометрич. систему, логически строгую и непро­тиворечивую. Идеи Л. поразили современников ка­жущейся парадоксальностью, несоответствием с обыч­ными наглядными представлениями о пространстве. В действительности же Л. только вскрыл относитель­ный характер исходных начал геометрии Эвклида ст. зр. соответствия «природе вещей». Определяющий девиз Л. (формулируемый им словами Ф. Бэкона): «спрашивайте природу, она хранит все истины и на вопросы ваши будет отвечать вам непременно и удов­летворительно» (М о д з а л е в с к и й Л. Б., Материалы для биографии Н. И. Лобачевского, 1948, с. 204). Есте­ственно, поэтому, что истинность той или иной гео­метрии определяется, по Л., не a priori, как это утверждала кантианская философия, противником к-рой был Л., а с помощью опытов. Л. считал, что истинность геометрич. понятий могут подтвердить «...лишь опыты, каковы, например, Астрономиче­ские наблюдения» (Поли. собр. соч., т. 2, 1949, с. 147). Все это имело большое значение для борьбы против идеализма в математике.

Вытекающая из открытия Л. идея о многообразии пространственных свойств действит. мира, получа­ющем свое отражение в многообразии геометрич. систем, приобрела глубокий научный смысл и ока­залась исключительно плодотворной для развития геометрич. исследований 19—20 вв. Не менее важ­ной была и другая идея Л.—о зависимости геометрич. свойства пространства от его физич. природы, кото­рая получила блестящее подтверждение в совр. физи­ке. Эта идея лежит в основе общей относительности теории.

Как в своих математич. воззрениях, так и в раз­работке вопросов воспитания Л. исходил из при­знания объективности и материальности внешнего


мира и считал, что «первыми данными без сомнения будут всегда те понятия, которые мы приобретаем в природе посредством наших чувств» (там же, с. 164). Вместе с тем он придавал большое значение разуму в познании, логич. стороне исследований. С о ч.: Поли. собр. соч., т. 1—5, М.—-Л., 1946—51; Три сочинения по геометрии. Геометрия. Геометрические иссле­дования по теории параллельных линий. Пангеометрия, М., 1956.

Лит.: Васильев А. В., Н. И. Лобачевский, СПБ, 1914; Каган В. Ф., Лобачевский, 2 изд., М.—Л., 1948 (имеется библиография); Яновская С. А., Передовые идеи Н. И. Л. — орудие борьбы против идеализма в мате­матике, М.—Л., 1950; Сто двадцать пять лет неевклидовой геометрии Л. 1826—1951, М.—Л., 1952; Р ы б к и и Г. Ф., О мировоззрении Н. И. Л., «Успехи матем. наук», 1951, т. 6, вып. 3 (43), май — июнь; его ж е, Н. И. Ло­бачевский, «Вопр. истории естествознания и техники», вып. 2, М., 1956; К о л ь м а н 3., Великий рус. мысли­тель Н. И. Л., 2 изд., М., 1956; Курсанов Г. А., О зна­чении идей Н. И. Л. для развития материалистич. пред­ставлений о пространстве в совр. науке, в кн.: Филос. вопросы,физики и химии, Свердл., 1959. Г. Курсанов. Москва.

ЛОВАН(Л е в е йк а), Стефан Григорьевич (16 в.) — белорусский материалист и атеист. В 1591 привлекал­ся польским королем Сигизмундом III«пред главный трибунальский суд» за распространение материали­стич. и атоистич. идей. Вторичное разбирательство дела Л. в 1594 вследствие неявки доносчика в суд привело к решению короля о «неосновательности» обвинений Л. в «богохульстве и эпикурействе».

Соч. Л. не найдены. О его мировоззрении можно судить по обвинит, материалам суда, а также по сочинениям современников Л., обвинявших Л. в том, что он отрицал сотворение мира богом (см. S. 2ebrow-ski, Becepta na plastr Czechowicza, 1597; St. Kesciyc, De atheismis et phabarismis evangeiicorum libri duo..., 1596, и др.). Л. считал, что мир «так стоит от века»; все, что мы видим вокруг нас, не нуждается в допу­щении сверхъестеств. творца; мир подвижен; все — «земля, древо, вода и инпше речи» — «само нрезъ себе сталосе». Особой, отдельной от тела души не существует. Все учение церкви Л. рассматривал как ложное. Говоря о порядках на земле, Л. утверждал, что люди создают на земле ад одним и рай другим; феод, порядки считал неправомерными, выступая, т. о., как идеолог нарождающейся буржуазии.

Лит.: Бодя некий О. М., О поисках моих в Познан-ской публичной библиотеке, М., 1846; Архивы ЦГАДА, Литовская метрика, ф. 389, е. х. № 277, лист 405, 405 об; Архив Виленской капитулы, Рукописный отдел АН Лит. ССР, коллекция Гоштаута; Из истории философской и обще­ственно-политической мысли Белоруссии, Минск, 1962.

В. Сербента. Минск.

ЛОГИКА(греч. /lo-|ix.v| — наука о мышлении, от ло-уо?—слово, речь, разум, рассуждение) — наука о за­конах, формах и приемах познания мира на ступени абстрактного мышления, а также о языке как средстве такого познания. Основная цель Л.— выяснение усло­вий истинности познания, выработка эффективных логич. аппаратов и правильного метода познания. Слово «Л.» употребляется также для обозначения закономерностей развития и взаимосвязей предме­тов и явлений объективной действительности (в этом смысле говорят об «объективной Л.», «Л. классовой борьбы» и т. п.) и закономерностей рассуждения («Л. мышления», «Л. доказательства»).

Совр. Л. как наука представляет собой совокуп­ность ряда разделов и направлений, главными из к-рых являются диалектич. и формальная Л. Это разде­ление обусловлено наличием двух аспектов мышления.

По своему существу мышление есть процесс раз­вития зна71ия, формирования понятий, суждений, теорий, в к-ром действуют как общие для всех пред­метов и явлений, так и специфич. для познания за­коны диалектики и обусловленные ими приемы по­знания. Совокупность этих законов и приемов вхо­дит в предмет диалектич. Л.: на основе их исследо­вания формируется научный диалектико-материали-


204ЛОГИКА


стич. метод познания с учетом диалектики как самих объектов познания, так и процесса отражения мира в мышлении.

Вместе с тем всякий процесс мышления представ­ляет собой оперирование сложившимися понятиями и суждениями (определение, обобщение, ограничение и деление понятий, в к-рых выделены изучаемые пред­меты, преобразование суждений из одних форм в дру­гие, логич. выведение одних суждений из других, обоснование или опровержение одних суждений по­средством других и т. п.). Совокупность этих форм и операций составляет форма льно-логич. аппарат познания. Подобные формы и операции и лежащие в их основе специфич. (формальные) законы связи между понятиями и суждениями составляют пред­мет формальной Л.

Проблемы диалектич. и формальной Л. возникли в древнем мире в рамках филос. проблем о сущности познания, его источниках и отношении к объектив­ному миру. Формальная Л. как наука сложилась в 4 в. до н. э. в трудах Аристотеля.

В силу неразрывной связи ее проблем с основным вопросом философии формальная Л. рассматривалась обычно как один из разделов философии, что оправ­дывалось, в частности, постоянной борьбой материа­лизма и идеализма, диалектики и метафизики вокруг ее понятий и существованием различных филос. направлений внутри самой Л.

Развитие осн. идей диалектич. Л. осуществлялось в рамках теории познания. Начало формированию диалектич. Л. как системы знания положил Гегель, у к-рого она получила, однако, идеалистич. истол­кование. Действительно науч. ее основы создали Маркс, Энгельс и Ленин. В настоящее время она является частью диалектич. материализма.

Формальная Л. и диалектика составили осн. рацио­нальное содержание философии. Как писал Энгельс, в результате выделения из философии конкретных наук «... из всей прежней философии самостоятель­ное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах — формальная логика и диалектика» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 207).

Со 2-й пол. 19 в. формальная Л. в виде символич. (или математич.) Л. выделяется в самостоятельную науку, исследующую в основном формы выводов и доказательств и лежащие в их основе логич. зако­ны. Развитие символич. Л. открыло путь важному направлению в области исследований теоретическо­го мышления (см. Метатеория) и положило нача­ло ряду новых логических дисциплин (см. Метало-гикп. Семантика). Полученные на этом пути ре­зультаты еще более подтвердили связь Л. и фило­софии; не случайно их широко используют (с соот­ветствующим истолкованием) совр. позитивизм и другие идеалистич. направления совр. бурж. филосо­фии. Между тем наиболее важные из этих резуль­татов свидетельствуют о правильности диалектико-материалистич. понимания процесса познания. Диа­лектич. материализм является единственно возможной научно-методологич. основой всей совр. Л. (см. Ло­гика диалектическая, Формальная логика).

Е. Войшвилло. Москва.

Логические журналы появились в на­чале 30-х гг. 20 в., что было связано с изменением предмета Л., сферы ее применения, ее методологии и технич. аппарата. Это изменение шло в основном по двум направлениям, каждое из к-рых, взаимно обогащаясь, использовало результаты другого. С од­ной стороны, Л. «математизировалась», т. е. в Л. все в большей степени проникали математич. методы и средства исследования и доказательства. С другой стороны, с начала века мн. философов и логиков


стали интересовать проблемы т. н. Л. науки, т. е. проблемы, связанные с исследованиями логич. средств-и приемов, используемых в процессе научного рас­смотрения, с изучением структуры научного рассуж­дения, с возможностями и пределами формализации ряда содержательных областей, и т. д.

В соответствии с этими двумя линиями развития все осн. логич. журналы условно можно разбить на две группы: журналы по «широко понимаемой» Л. (Л. науки) и журналы по математической логике, интересы к-рой преимущественно сосредоточиваются вокруг технич. проблем, связанных с разработкой аппарата, или вокруг содержательных проблем, свя­занных с основаниями математики. При характе­ристике журналов первой группы необходимо учи­тывать, что те из них, к-рые издаются в капитали­ста, странах, по вопросам общефилос. разработки логич. исследований идут в осп. русле бурж. миро­воззрения, тогда как логич. исследования, публи­куемые в журпалах социалистич. стран, основы­ваются на принципах диалектич. материализма.

Предшественником первой группы журналов яв­ляется довольно известный «Erkenntnis». На страни­цах этого журнала публиковали свои работы почтп все крупные зарубежные логики. К настоящему вре­мени в первую группу логич. журналов входят: 1) «Synthese; an international journal for the logical and psychological study of the foundations of sciences». Основан в 1936 в Амстердаме. Выходит 4 раза в год. С 1940 по апрель 1946 не выходил. Является офиц. органом ин-та по единству науки, международ, обще­ства сигнифики, франц. социологич. ин-та, франц. и голл. секций международной ассоциации по Л. и философии науки. Несмотря на то, что журнал публи­кует статьи по философии, психологии и социологии,, основное внимание все же уделяется Л. науки. Хотя в работе журнала принимают участие авторы самых различных филос. течений и школ, на его страницах печатаются иреим. статьи т. н. аналитич. филосо­фов: логич. позитивистов, неореалистов, операциона-листов и др. Статьи печатаются в основном на анг^ лийском, французском и немецком языках. 2) «Phi­losophy of Science». Основан в 1934 в Балтиморе. Офиц. орган амер. ассоциации философии науки, ин-та по единству науки и секции Л. амер. ассо­циации по развитию науки. Осн. задача журнала — публикация исследований по «философии и логике науки». Она распадается на следующие конкретные задачи: исследования по анализу значения, опреде­ления, основных принципов символизации; исследо­вание логич. принципов, аксиом, постулатов, поло­жений науки; изучение методов науки; исследование природы теоретич. принципов и их формулировок; исследование структуры науки, классификации раз­личных наук; исследование роли и значения науки в различных аспектах (см. «Philosophy of Science», 1934, v. 1, № 1, p. 3—4). Филос. основой для таких исследований служат, как правило, кон­цепции прагматизма, логич. эмпиризма, операцио-нализма и т. н. лингвистич. анализа. Хотя журнал американский, в нем принимают участие мн. видные бурж. логики, философы и ученые из др. стран (Анг­лии, Франции, Голландии, Бельгии и др.). 3) «Sludia Logica». Единственный в социалистич. странах спец. ежегодник по Л. Основан в 1953 в Варшаве филос. комитетом Польской академии наук. Наряду со спе­циальными исследованиями по формальной и мате­матич. Л. публикуются работы по различным раз­делам общей Л. Освещается применение Л. в различ­ных областях практич. жизни, обсуждаются програм­мы обучения Л. в школах и др. меры, направленные на повышение общей логич. культуры общества. Много внимания уделяется взаимоотношениям меж-

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.