Здесь проявляется то закономерное отношение, в к-ром стоит новая теория (новая ступень логич. развития) к истории ее подготовки. Старая теория и ее категории, будучи сопоставлены с фактами, наблюдаемыми и сегодня, на высшей точке развития предмета, предстает как неполное, одностороннее, абстрактное отражение конкретности и потому включается на правах абстрактного момента в новое логич. понимание. Она тем самым снимается в составе более глубокого и полного понимания новой теории. Рациональное (объективное) содержание прежней критикуемой теории входит в состав новой теории и отбрасывается лишь представление, будто она была исчерпывающей, каковой она, естественно, казалась ее автору. Старая теория поэтому интерпретируется как относит, истина и тем самым — как частный случай более общей и конкретной теории. Характерным случаем такого отношения между старой и новой теорией может служить сформулированный физикой 20 в. «принцип соответствия» (см. Соответствия принцип). Это связано с тем, что более общая теория, возникающая по времени позже, оказывается в то же время и более конкретной (см. Конкретное). Указанное понимание основывалось у Маркса и Энгельса на диалектико-материа-листич. интерпретации таких категорий, как всеобщее (общее), конкретное и т. д., и без нее не может быть правильно освещено.
Согласно материалистич. диалектике, логич. анализ фактов и понятий, относящихся к высшей стадии зрелости исследуемого конкретного объекта, сам по себе дает по существу историч. понимание этого объекта, даже в том случае, когда история, его создавшая, специально и не исследуется.
Маркс так сформулировал отношение между Л. и и. в ходе научного анализа: «Для того, чтобы развить законы буржуазной экономики, нет надобности писать действительную историю производственных отношении. Напротив, правильное созерцание и дедукция производственных отношений, которые сами сложились исторически, всегда ведет к некоторым первым соотношениям (на манер того, как эмпирически найденные числа в естествознании), которые указывают на прошлое, лежащее позади этой системы. Эти указания, вместе с правильным пониманием настоящего, дают также ключ к пониманию прошлого» («Grundrisse der Kritik der politischen Okonomie...», M., 1939, S. 364—65). Потому «анатомия человека —ключ к анатомии обезьяны» («К критике политической экономии», 1953 , с. 219). Это значит, что низшие формы развития правильно понимаются только в свете тех тенденций, к-рые полностью выявляются лишь позже, а в составе низших форм заслонены, переплетены со случайностями и потому не видны.
Данное методологич. соображение основано на том, что в результате историч. процесса, т. е. в составе оформившейся, или ставшей, системы явлений, сохраняется и в необходимых ее моментах постоянно воспроизводится история ее собств. происхождения и развития. Чрезвычайно наглядно это демонстрирует,
напр., биогенетический закон. Поэтому вопрос, на первый взгляд чисто методологич., оборачивается объективно-диалектич. проблемой — вопросом о том объективно-закономерном соотношении, в к-ром находятся историч. процесс и его собств. продукты.
Поскольку диалектика развития товарно-капита-листич. общества есть частный (и очень характерный) случай диалектики развития вообще, постольку на ней можно проследить решение проблемы отношения Л. ии. в ее общем виде. Теория, т. е. логич. отражение, имеет дело со всеобщими и необходимыми моментами исследуемого предмета. Ее не интересуют те частные моменты, к-рые имеют место на одной стадии его развития и бесследно исчезают на другой. Но действительно необходимые предпосылки и условия возникновения любой конкретной системы взаимодействующих явлений сохраняются на всем протяжении ее истории. Их исчезновение или разрушение было бы равнозначно разрушению самой системы. Более того, если система развивается, то все необходимые и всеобщие условия ее существования должны быть налицо в постоянно расширяющихся масштабах. С этим и связано то обстоятельство, что любая саморазвивающаяся система взаимодействующих явлений с необходимостью воспроизводит эти условия и предпосылки (или хотя бы свое отношение к ним) своим собств. движением, т. е. полагает их как свой продукт. Таково отношение капитала к товарной форме, к деньгам, к свободной рабочей силе и т. д. Имея их своими историч. предпосылками, условиями sine qua поп, капитал активно воспроизводит их как результаты своих кругооборотов и притом во все расширяющихся размерах. Это отношение Маркс прямо рассматривает как всеобщий диалектич. закон, имеющий значение для любой «органической системы». «Если в развитой буржуазной системе каждое экономическое отношение предполагает другое в буржуазной экономической форме, и если, таким образом, каждое полагаемое (Gesetzte) есть одновременно предполагаемое (Voraussetzurig), то это отношение имеет место в любой органической системе» («Grundrisse...», S. 189). И, наоборот, каждое действительно необходимое следствие существования данной системы необходимо же превращается в условие ее дальнейшего развития, напр. монополия в развитии капитализма. И поскольку данная конкретная органич. система действительно превратила условия своего возникновения в следствия, в продукты своего самодвижения, она и превращается в относительно самостоят, форму развития. До этого она была лишь побочным ответвлением исторически предшествующей ей системы явлений. Аналогичным является и отношение, напр., человеческой цивилизации к природным, материальным условиям ее возникновения. Она превращает — и чем дальше, тем больше — независимые от нее условия и предпосылки в свой продукт. Условия и предпосылки специфически человеч. бытия, не переставая быть природными фактами, превращаются в «органы» предметного тела цивилизации и, как таковые, активно воспроизводятся ее собств. движением. Условия возникновения системы превращаются в ее следствия, и потому взаимоотношение между разными моментами ее обретает циклич., точнее — спиралевидный характер. Только при таком условии система развивается и растет подобно снежному кому. Именно поэтому логический, т. е. одновременный, срез через все необходимые системы показывает все эти моменты в той же самой их последовательности, в к-рой они на самом деле и во времени, т. е. исторически, становились ее внутренне необходимыми компонентами. Напр., если товар может быть по существу понят независимо от анализа структуры капитала, но не наоборот, то это свидетельствует и о том, что исторически, во времени, товарная форма сложи-
ЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ 245
Лась ранее, т. е. была историч. предпосылкой возникновения капитала. Иными словами, явление, более сложное по существу (более развитое), может быть квалифицировано и как более позднее. Поэтому, указывал Маркс, логич. развитие оказывается «ключом к пониманию исторического развития» (см. там же, S. 565).
Вместе с тем Маркс отмечает, что логич. анализ ни в коем случае не может руководствоваться просто той последовательностью, в к-рой рассматриваемые категории исторически играли решающую роль на поверхности историч. процесса, и соответственно той последовательностью, в какой они осознавались людьми (см. «К критике политической экономии», с. 221). Дело в том, что процесс историч. становления системы всегда совершается на почве условий, созданных всем предшеств. развитием и в очень сложном переплетении с массой других процессов. И если категории капитала в теории, раскрывающей лишь внутр. логику становления системы, предшествует категория денег и стоимости, то в действительности капиталу предшествовала другая сложная система экономич. взаимоотношений, от своеобразия к-рой теория полностью [. абстрагируется.
Капитал, возникая вначале как «чужеродное тело» ; внутри феод, системы экономич. отношений, начинает развиваться в противоположность ей, частью ломая ее формы без остатка, частью сохраняя их и развивая до полного значения те моменты, к-рые до этого существовали в них в виде побочных и несуществ, тенденций. В ходе этого становления капитал превращает в формы своего собств. самодвижения многие явления, существовавшие задолго до него (напр., торговую прибыль, процент и т. п.), откуда и получается видимость, что эти формы, как исторически более ранние, и в логич. анализе должны предшествовать понятию капитала. Однако подобные формы, хотя они и существовали задолго до того, как появился капитал в собств. смысле этого слова, в истории становления капиталистич. системы обрели внутр. отношение лишь там, где независимо от них развившийся капитал превратил их в формы своего специфич. движения, и не ранее. Поэтому логич. развитие соответствует лишь той историч. последовательности, в какой совершалась эволюция именно данной, конкретной системы взаимодействующих явлений, а не история в целом, данная непосредственному эмпирич, наблюдению.
Иными словами, логическое соответствует историческому, но лишь понятому в его сути, лишь в подлинной, внутренне необходимой последовательности его моментов, скрытой от непосредств. взора и часто даже обратной по сравнению с ухватываемой им картиной. [Ср. замечание В. И. Ленина о том, что в научной истории философии «хронология насчет л и ц» необязательна (см. Соч., т. 38, с. 360)]. Логич. порядок категорий в науке противоречит, т. о., вовсе не действит. истории данного конкретного предмета, а лишь поверхности явлений и поверхностно понятой истории. А верно понятая логич. последовательность совпадает с верно понятой историч. последовательностью развития данного конкретного объекта науки. Развивая положения Маркса и Энгельса по этому поводу, Ленин определяет логику как «... итог, сумму, вывод истории познания мира» (там же, с. 81), отмечая, что «в логике история мысли должна, в общем и целом, совпадать с законами мышления» (там же, с. 314). Диалектико-материалистич. решение вопроса об отношении Л. и и. дает в руки исследователя методо-логич. ориентиры. Напр., кажется совершенно естественным, если хочешь познать предмет исторически, прямо начинать с рассмотрения фактов его истории. Однако в этом случае сразу же встает вопрос — с чего начинать, с какого момента датировать
начало истории этого предмета? Оказывается, что понимание истории предмета зависит от того, как понимается сам этот предмет, т. е. от логич. аспекта.
Э. Ильенков. Москва.
Историч. необходимость не есть наперед заданное, неподвижное условие движения, как думают механисты, а есть процесс ее становления в историч. развитии. Напр., нервная система развивается в направлении дифференциации и концентрации от диффузного сетчатого строения до развитой нейронной системы экранного типа в коре головного мозга человека. При этом структура коры на высшем функционально-морфологич. уровне как бы воспроизводит принцип сетчатого строения нервной системы гидры. Качества, к-рые характеризуют нервную систему высших животных и человека, в нервной сети, напр., кишечнополостных могут быть обнаружены только в виде возможности. Но для того чтобы такую возможность усмотреть, необходимо исследовать эту элементарную нервную структуру с т. зр. принципов работы и строения развитых форм нервной системы.
В этом движении законов развития заключается объективное содержание Л. и и. как категорий и объективное основание их как методов исследования. Выступает ли определ. закономерность на первонач. этапах развития предмета или на стадии его неполной зрелости, все равно она есть закон исторически определ. и в этом смысле самодовлеющей органич. системы. В качестве таковой предмет определяется всегда как историч. реальность, а не как «предпосылка», только тенденция. Источником саморазвития этой системы, составляющим внутр. содержание ее закона, выступает специфическое, в историч. пространстве и времени определенное противоречие. Эту историч. действительность всякой органич., т. е. саморазвивающейся, системы и улавливает историч. метод. В то же время заморазвитие системы необходимо обнаруживается переходом ее в преемственно более высокую систему, по отношению к к-рой она выступает как предшеств. ступень и в этом смысле как действит. предпосылка. Именно в этом плане развертывается закон саморазвивающегося процесса в целом, и в структуре закономерностей высших ступеней раскрывается логика развития исторически предшеств. этапов. Эта-то логика историч. преемственности и воспроизводится логич. методом. Единая научная теория развитого предмета возможна только на базе такого выявления логики процесса. Так, павловская рефлекторная теория выросла на изучении рефлексов высших млекопитающих, кортикальных рефлексов, и только поэтому установила всеобщее значение рефлекса как физиологич. категории. В свете этой теории более полное и глубокое истолкование получили и рефлексы более низких уровней центральной нервной системы, находившиеся в центре внимания предшеств. физиологии. Однако все равно простое перенесение развитых форм закономерности на процесс становления предмета исследования неправомерно: первые представляют собой необходимость развитой системы и относятся к генезису ее как уже выявленная возможность, тенденция. Поэтому-то генетич. исследование проблемы происхождения, необходимо предполагающее выявление исходной категории, «клеточки» процесса, может осуществиться в научном объективном плане, в плане совпадения Л. и и. только с позиций развитой теории. Но и логика высшей ступени развития, являющаяся ключом к логике низших ступеней, все же не может вполне совпасть с последней. Границы этого совпадения определяются тем, что сквозная логика процесса в целом не покрывает специфики каждой из ступеней этого процесса, в к-рых выявляются их историч. своеобразие, историч. конкретность. В этом смысле каждая из ступеней единой линии развития образует конкрет-
246ЛОГИЧЕСКОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ — ЛОГОС
ную систему, и конкретно-всеобщие теоретич. опреде ления ее, выступающие как всеобщие в контексте логики высших ступеней, совпадают с низшей только в общем, к-рое, т. о., никогда не может исчерпать конкретности. Поэтому Л. и и. всегда находятся в отношении противоречия, вследствие чего наука ни когда не может быть завершена не только в исследо вании перспектив развития, но и в изучении прош лого. М. Туровский. Москва. Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 20 — 23; его же, Людвиг Фейербах, в кн.: М а р к с К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1952, с. 358—59; Л е н и н В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 80—81, 91, 165, 173, 183, 193, 314; Р о з е н т а л ь М. М., Вопросы диалектики в «Капитале» Маркса, М., 1955; Г р у- шинВ. А., Логические и исторические приемы исследо вания в «Капитале» К. Маркса, «Вопр. философии», 1955, [№] 4; его же, Приемы и способы воспроизведения в мышлении исторических процессов развития, М., 1956 (дисс); СитковскийЕ. П., Ленин о совпадении в диалектическом материализме диалектики, логики и тео рии познания, «Вопр. философии», 1956, [№] 2; [Розен- тальМ. М.], Историческое и логическое, в сб.: Катего рии материалистической диалектики, М., 1956; Туга- р и но в В. П., Соотношение категорий материалистиче ской диалектики, Л., 1956; Р о ж и н В. П., Марксистско- ленинская диалектика как философская наука, Л., 1957; КузьминЕ. С, Система онтологических категорий, Иркутск, 1958; Б и б л е р В. С., О системе категорий диалектической логики, [Душанбе], 1958; Под коры- т о в Г. А., Соотношение истории и теории в познании, «Вопр. философии», 1958, [№]10; ИльенковЭ. В., Логическое и историческое, в сб.: Вопросы диалектического материализма, М., 1960; его же, Диалектика абстракт ного и конкретного в «Капитале» Маркса, М., 1960; Розен- т а л ь М. М., Принципы диалектической логики, М., 1960; СпиркинА. Г., Происхождение сознания, М., 1960; Г р у ш и н Б. А., Очерки логики исторического исследо вания, М., 1961; Р о з е н т а л ь М. М., Ленин и диалек тика, М., 1963; Kreschnak H., Zur Einheit von Logi- schem und Historischem in der Erkenntnistheorie, «Dtsch. Z. Philos.», 1963, Jg. 11, [№] 4.
ЛОГИЧЕСКОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ— исчисление (формальная система), допускающее интерпретации в терминах дедуктивной логики или же с самого начала строящееся в качестве формализации к.-л. содержат, логич. теории. В соответствии с распространенным употреблением термина «исчисление» не только в применении к формальным (хотя, быть может, и интерпретируемым) системам, но и к содержат. математич. и др. теоретич. аппаратам («дифференциальное исчисление» и т. п.), термин «Л. и.» используется также для наименования содержательных систем логики, особенно в тех случаях, когда они используются в качестве базы для построения более обширных (вообще говоря, нелогич.) теорий. Для обоих пониманий термина «Л. и.» наиболее существенным является не различие между ними, а то, что их объединяет,— именно, наличие четкого, «алгоритмического» (см. Алгоритм) логич. аппарата.
В совр. науке общепризнана роль Л. и. как основы для построения более богатых содержанием нелогич. систем. Примерами Л. и., служащих для указанных целей, являются исчисление высказываний (классическое и интуиционистское— см. Интуиционизм, Интуиционистская логика, Логика высказываний), различные виды натурального исчисления, секвенций исчисления; примерами Л. и. служат также т. и. исчисления строгой импликации Льюиса и нем. математика В. Аккермана и др.
При построении на базе Л. и. к.-л. (математич.) теории к «чистому» Л. и. обычно присоединяют различные предметные, предикатные и (или ) функциональные константы. Полученное в результате Л. и. наз. прикладным Л. и. Простейшим и наиболее важным примером служит исчисление предикатов с равенством, получаемое из обычного (классического или интуиционистского) предикатов исчисления путем введения индивидуального предиката равенства и характеризующих его постулатов. Это исчисление многие логики также счи-
тают Л. и., полагая, что предикат равенства имеет логич. природу. Независимо от этой характеристики равенства следует отметить, что исчисление предикатов с равенством чаще всего выступает именно в той роли, к-рая была охарактеризована выше как присущая Л.и.,— в роли дедуктивной основы более развитых аксиоматич. теорий. То же самое можно сказать и о т. н. логик о-а рифметических исчислениях (напр., об исчислении, описанном в соч. С. К. Клини «Введение в метаматематику», рус. пер. 1957), поскольку формальная (т. е. построенная на аксиоматич. основе) арифметика может быть положена (и фактически кладется) в основу др. разделов математики, а также о различных системах аксиоматич. теории множеств. Исчисления такого рода (никем, кроме последоват. логицистов, не характеризуемые как логические) интерпретируются (см. Интерпретация) в соответствующих предметных областях. Для логико-арифметич. исчислений такой областью служит натуральный ряд чисел (см. Математическая индукция), для аксиоматич. теорий множеств — множества (и иногда, классы множеств). Исследование таких логико-математич. исчислений играет важнейшую роль для проблем обоснования как математики, так и самой логики (см. Метод аксиоматический, Непротиворечивость, Парадоксы). С др. стороны, их теория в известном смысле более элементарна, чем теория «чисто» Л. и., поскольку понятия последних являются результатом более высоких абстракций.
Кроме перечисл. примеров логич. и логико-математич. исчислений, основанных на т. н. двузначной логике (т. е. исходящих из различения двух «значений истинности» — «истины» и «лжи»), большое распространение получили также различные системы многозначной логики.
Значит, вклад в развитие общей теории Л. и. внесли нем. математики Д. Гильберт, Гёдель, Г. Генцен, амер. математики Клини, Дж. Б. Россер, Э. Пост, Чёрч, Кёрри, польские ученые Лукасевич, Тарский, Мостовский, норв. математик Т. Сколем, голл. математик А. Гейтинг, сов. ученые П. С. Новиков,К. А. Марков, Н. А. Шанин и др. Исследование различных Л. и. имеет первостепенное филос. значение, содействуя, по выражению Гильберта, изучению «техники нашего мышления» (см. «Основания геометрии», М.—Л., 1948, с. 382).
Лит. см. при статьях: Исчисление, Логика высказывании, Предикатов исчисление. Ю. Гастев. Москва.
ЛОГИЧЕСКОЕ СЛЕДСТВИЕ— суждение (предложение, высказывание, формула), логически вытекающее (или, иначе, логически следующее) из посылок умозаключения (или из посылок вывода, состоящего из ряда умозаключений), т. е. выводимое из посылок на основе правил и законов логики. См. Следствие.
ЛОГОС(Аб-foc) — непереводимый и один из самых оригинальных и популярных терминов антич. и ср,-век. философии, обозначающий такое единство мышления и языка, к-рое доходит до их полного тождества. Условно и описательно его можно было бы перевести «мысль, адэкватно выраженная в слове и потому неотделимая от него» или «слово, адэкватно выражающее какую-нибудь мысль и потому от нее неотделимое». Поэтому перевод этого термина на др. языки весьма затруднителен. Такие ходовые переводы, как лат. verbum, нем. Wort, франц. parole, англ. word, передают только словесную сторону значения термина, но не его смысловую и логич. сторону. Тем не менее, только в зависимости от контекста речи этот термин в греч. языке может пониматься то более узко, то более широко; вообще же ни при каком коптексте речи нельзя забывать указанного глубочайшего единства
ЛОГОС 247
мысли и слова. Из многочисл. отд. значений можно указать следующие. Смысловые значения: «смысл», «понятие», «категория», «определение», «суждение», «мысль», «умозаключение», «отношение», «основание», «принцип», «причина», «аргументация», «доказательство», «исследование», «предположение», «теория», «метод», «закон», «наука», «рассудок», «разум» (как чисто человеч. разум, так и в томили др. обобщении, включая божеств, разум). Значения из области языка: «слово», «предложение», «высказывание», «изложение», «речь», «разговор». Термин и понятие «Л.» является одним из самых оригинальных порождений греч. гения, выраставшего на основе стихийного материализма и не понимавшего такой чистой мысли, к-рая не была бы в то же самое время практически использована. Стоики, в особенности ранние, а предположительно уже и Гераклит, не отождествляли бы так легко Л. с самыми обыкновенными вещами, с их смысловой значимостью, если бы здесь не лежал в основе античный стихийный материализм. Л.— одновременно и огонь, и смысл вещи, и сама материальная вещь.
Философия Л. начинается с Гераклита. За ничтожным исключением, все историки философии и особенно богословы всегда выдвигали у Гераклита на первый план учение о Л., находя в Гераклите прямого или косвенного предшественника иудейско-христ. учения о боге-слове. «Правителем мира и богом» Л. назван у Климента Александрийского при изложении им учения Гераклита о круговороте вещества (В 31, Dieis9). Но это не мысль Гераклита, а интерпретация самого Климента, желающего доказать сотворенность огня-Л. Подобным же образом, но с позиций стоицизма интерпретирует Гераклита и Марк Аврелий (В 72). Наконец, извлекаемое из некритически мыслящего коллекционера Стобея (жившего к тому же, по крайней мере, на 1000 лет позже Гераклита) изречение: «душе присущ Логос, сам себя умножающий» (В 115) уже и вовсе не имеет никакого отношения к предполагаемому учению Гераклита о Л. как о божеств, силе мира. Такого же типа понимание термина «Л.» в изречении Гераклита о неисчерпаемости души, где говорится — «столь глубок ее Логос» (В 45). Маковель-ский совершенно правильно перевел тут вместо «Л.»— «столь глубока ее основа». Позднейшая традиция приписывала Гераклиту такие термины, как «бог», «судьба», «необходимость» (А 8), «вечность» (В 50), «мудрость» (В 32, 108), «общее» (В 2), «закон» (В 114) и др. Как понимать все эти термины в сравнении с термином «Л.» — пеясно. Посидоний (А 8) выдвинул целую фантастич. концепцию на эту тему: «Гераклит объявил сущностью судьбы логос: пронизывающий субстанцию вселенной. Это — эфирное тело, сперма рождения вселенной и мера назначенного круга времени». Однако здесь слишком заметна аристотелевская и послеаристотелевская, в частности стоическая, терминология, чтобы можно было ее некритически и безоговорочно относить прямо к Гераклиту.
Т. о., рассуждая строго филологически, доказать наличие у Гераклита определенного и развитого учения о Л. как о той или иной космич. силе и тем более представить .его предшественником христ. учения о боге-слове невозможно. Поскольку же Гераклит является одной из вершин греч. натурфилософии, можно думать, что проповедуемая у него материя огня имела свою диалектич. закономерность. И тогда, на основании окружающего историч. фона и придерживаясь марксистской традиции в интерпретации философии Гераклита, можно вместе с Дынником понимать Л. у Гераклита как «закон бытия, объективно данного в развитии, возникновении и уничтожении его переходных форм, т. е. как реальный диалектический закон...» («Диалектика Гераклита Эфесского», 1929,
с. 167; на с. 128—89 см. обзор многочисленных истолкований логоса Гераклита).
В соч. более поздних др.-греч. натурфилософов можно встретить самое разнообразное значение Л. Прежде всего, это самое обыкновенное «слово», к-рое противополагается делу (Анаксагор, В 7; Филолай, В 11; Демокрит, В 82) и даже «просто только слово» (Ксенофан, В 1, 14; Парменид, В 1, 15; Демокрит, В 51, что не чуждо также и Гераклиту, В 87). Последнее, конечно, больше представлено у софистов (Гор-гий, В 3; Фрасимах, В 1), особенно в риторич. смысле (Протагор, A3; Горгий, В 17;Типпий, А 12, и мн. др.). Далее, Л. понимался как человеч. разум (Ксенофан, А 32; Парменид, А 1; Анаксагор, А 101). Понимание Л. как объективного разума или как космич. закономерности встречается у атомистов (Левкипп, В 2; ср. Демокрит, А 38). Постепенно шлифуется и логич. значение Л. — в смысле «закон» или «отношение», «вычисление». У Платона логич. значение Л. дано весьма выразительно: «понятие» (Theaet. 148 D), «суждение» (там же, 186 D), «обоснование» (Gorg. 509 А), «критерий» (там же, 465 а), «теория» (R. Р., 361 В, 369 а, 525 Е), «разум» (там же, 402 а), «разумное основание, или отчет» (в диалектич. рассуждении— там же, 533 с, 534 Ь, 259 Е), «категория познания» (там же, 260 a; Soph. 264 Ь), «закон движения звезд» (Logg. 898 а), «первичная причина» как в смысле логич. принципа (Soph. 265 с), так и в объективном миропорядке (Tim. 46 D). В логич. отношении термин «Л.» интерпретируется и Аристотелем; он употребляет его в тех же зн&ченяях, что и Платон, во, яромс того, и в других значениях: «слово» или «речь», «объяснение» или «определение», «понятие» и «силлогизм» (напр., Anal. pr. 124 b 18), «доказательство» (напр., см. Met. I 9, 990 b 12—18; De an. I 3,407a 25), «аксиома», «математическое отношение», «исследование». Важно отметить то, что у Аристотеля не попадается ни натурфилософского, ни вообще онтологич. значения Л., хотя его перводвигатель есть не что иное, как нус—ум.
Стоики, вернувшись к досократовской материали-стич. натурфилософии, стали понимать самое материю как результат периодич. воплощений Л., трактованного у них как «творческий огонь». И хотя субъективизм послеклассич. философии заставил их трактовать огненный Л. как божеств, разум (Зенон, SVF I frg. 85, Arnim), как провидение (там же, frg. 160; 162; Клеанф, I frg. 531; Хрисипп, П frg. 945) и как универсальную целесообразность, они все еще не отличали от «природы» всеобщей судьбы, или рока (там же, Хрисипп, П frg. 937). Весьма многочисл.сто-ич. тексты о пронизывании Л. всей природы, всего человека, всей его психологии и биологии, о наличии Л. в человеке в виде «господствующего» начала и необходимости подчиняться этому началу показывают,что понятие Л. проникло в их зтику. Сперматич. Л., т. е. «семенной смысловой принцип»,— термин, к-рый является блестящей иллюстрацией антич. материалис-тич. учения о Л., когда этот последний был и телесным огненным семенем, и организующим принципом, и смыслом всякой вещи и существа (Зенон, I frg. 102, 108; Клеанф, I frg. 497; Хрисипп, II frg. 580, 1027; I frg. 141).
Последним этапом развития антич. учения о Л. является неоплатонизм, к-рый, исходя из платоно-аристотелевского учения о перводвигателе и об его энергиях, стал трактовать логосы вместе со стоиками как истекающие («эманирующие») из этого нуса-перводвигателя, «осеменяющие все бытие принципы» и, т. о., развертывающие «внутренний» Л. в «произнесенный» (Plot. П 3, 16, 18; Ш1, 7; IV 3, 15; IV 4, 12; IV 7, 2; V 1, 1).
Филон Александрийский толковал библейского Иегову как платоновский мир идей и Л., из к-рого исте-
248 ЛОГОСОФИЯ - ЛОКК
кают Л. в материю,что и приводило к творению мира (De mundi opif. I 13) и к толкованию Л. как первородного сына божия, посредствующего между богом и людьми (De agric. I 12). Это не могло не приводить Филона к глубочайшему противоречию между теизмом, деизмом и пантеизмом (оно было вскрыто М. Д. Муретовым в кн. «Учение о логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова в связи с предшествовавшим историческим развитием идеи логоса в греч. философии и иудейской теософии», 1885; ср. его же, «Философия Филона Александрийского в отношении к учению Иоанна Богослова о логосе», 1885). Через четвертое Евангелие (I 1—5) это учение о Л., постепенно освобождаемое от элементов пантеизма, вошло в патристику, в христ. символ веры (где оно стало догматом о воплощении бога-слова), подверглось бесчисленным толкованиям, начиная с раннего христианства вплоть до конца средневековья и бесчисленное количество раз возобновлялось не только в популярной богословской литературе, но и у таких мыслителей, как Фихте или Гегель.