Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 1 страница




Втрадиц. логикевсе Л. о. подразделяются на непреднамеренные Л. о.— паралогизмы и преднаме­ренные — софизмы.

Учение традиц. логики о Л. о. охватывает все осн. виды логич. дефектов в содержат, рассуждениях людей. Средства совр. формальной логики позво­ляют лишь уточнить характеристику многих из них. В связи с развитием математич. логики понятие Л. о. находит естественное распространение на слу­чаи ошибок, связанных с построением и использова­нием рассматриваемых в ней исчислений; в частности, всякая ошибка в применении правил образования или преобразования выражений исчисления может рассматриваться как Л. о.

Источником Л. о. в мышлении являются различ­ные причины психологич., языкового, логико-гно-сеологич. и иного характера. Появлению Л. о. спо­собствует прежде всего то, что многие логически неправильные рассуждения внешне похожи на пра­вильные. Немаловажную роль играет также и то, что в обычных содержат, рассуждениях не все их шаги — суждения и умозаключения, в них входя­щие,— обычно бывают выраженными в явной форме. Сокращенный характер рассуждений часто маски­рует неявно подразумеваемые в нем ложпые посылки или неправильные логич. приемы. Важным источ­ником Л. о. является недостаточная логич. культура, сбивчивость мышления, нечеткое понимание того, что дано и что требуется доказать в ходе рассужде­ния, неясность применяемых в нем понятий и сужде­ний. Сбивчивость мышления бывает тесно связана с логич. несовершенством языковых средств, приме­няемых при формулировке тех или иных суждений и выводов. Источником Л. о. может быть также эмоциональная неуравновешенность или возбужден­ность. Питательной средой для Л. о., особенно для ошибки ложного основания, являются те или иные предрассудки и суеверия, предвзятые мнения и лож­ные теории.

В борьбе с Л. о. немаловажное значение имеет использование средств логики; эти средства дают должный результат в тех областях, где фактич. материал позволяет осуществить предписываемое фор­мальной логикой уточнение формы рассуждений, вы­явление опущенных звеньев доказательств, развер­нутое словесное выражение выводов, четкое опреде­ление понятий. В этих областях применение логики является эффективным средством устранения сбив­чивости, непоследовательности и бездоказательности мышления. Дальнейшее развитие средств логики — уже в рамках математич. логики — привело к оформ­лению строгой теории дедуктивного вывода, к логич. формализации целых разделов науки, к разработке искусственных (напр., т. н. информационно-логич.) языков. Вместе с тем выяснилось, что чем сложнее область исследования, тем сильнее проявляется неиз­бежная ограниченность формально-логич. средств. Средства логики сами по себе, как правило, не гаран­тируют правильности решения науч. и практич. вопросов; при всей их необходимости они дают долж­ный эффект лишь в комплексе всей практич. и поз-нават. деятельности человечества. Стоящая перед каждым человеком задача развить свой ум так, чтобы максимально предохранить себя от заблуждений и Л. о. в теоретич. и практич. деятельности, решается посредством усвоения и активного применения науч. мировоззрения и диалектико-материалистич. филос. метода, применения специальных методов исследо­вания, использования современных приборов для вычисления, измерения и контроля, накопления зна­ний и практич. опыта, воспитания воли и внимания, развития памяти, навыков логич. мышления, повы­шения общей культуры и т. п.


Лит.: Асмус В. Ф., Учение логики о доказательстве
и опровержении, [М.], 1954, гл. 6; У е м о в А. И., Логи­
ческие ошибки. Как они мешают правильно мыслить, М.,
1958. Б. Бирюков, В. Швырев. Москва.

ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ АВТОМАТОВ— технич. устройства (или части технич. устройств), в к-рых зависимость между входными и выходными сигна­лами выражается логич. функцией. Л. с. а. делятся на два основных класса — Л. с. а. без памяти (одно-тактные или комбинационные схемы), в к-рых выход­ной сигнал в настоящий момент времени зависит только от входных сигналов в этот же момент, и Л. с. а. с памятью (многотактные или последовательностные схемы), в которых выходной сигнал зависит еще и от входных сигналов в предыдущие моменты времени. Структурные свойства Л. с. а. изучает абстрактная теория автоматов. Осн. задачами теории автоматов являются вопросы анализа и синтеза Л. с. а., т. е. выяснение того, какое преобразование информации реализует заданная Л. с. а. (анализ) и построения Л. с. а., реализующей заданное преобразование (син­тез); минимизация числа элементов в Л. с. а., син­тез надежных схем из элементов, обладающих нек-рой вероятностью отказа в работе, и др. При разработке этих вопросов широко используются средства логи­ки, причем не только логики высказываний, но и нек-рые разделы логики предикатов, многозначные логики и т. п. Т. о., с одной стороны, Л. с. а. мо­делируют логич. операции, а с другой стороны, при исследовании Л. с. а. используется аппарат современной формальной (математической) логики. Результаты, получаемые при изучении Л. с. а., имеют важное значение для кибернетики, в частности для описания процессов обработки информации че­ловеком в его содержательном мышлении.

Лит.: К о б р и н с к и й Н. Е., ТрахтенбротБ. А., Введение в теорию конечных автоматов, М., 1962; Г л у ш-к о в В. М., Синтез цифровых автоматов, М., 1962; Яблон­ский С. В., Функциональные построения в fc-значной логике, Тр. Матем. ин-та им. В. А. Стеклова, т. 51, М., 1958; Автоматы. Сб., пер. о англ, М., 1956; Айзерман М. А. и др., Логика. Автоматы. Алгоритмы, М., 1963.

О. Кузнецов. Москва.

ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ— формы отображения действительности в мышлении. Изучение Л. ф. с т. зр. объективно-истинного отражения в мышлении изме­няющейся, развивающейся действительности в ее всеобщей форме, в форме категорий входит в задачу логики диалектической. Изучение структуры Л. ф., а также разработка средств их формализации являют­ся задачей формальной логики. В современной формальной логике Л. ф. исследуются также в связи с возможностями выражения с их помощью определ. содержания. См. Форма логическая.

ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ— уточнение логич. фор­мы (строения, структуры) рассуждений, осуществляе­мое средствами формальной логики. Л. а. касается как рассуждений (логич. выводов, доказательств, умозаключений и т. п.) и их составных частей (поня­тий, терминов, предложений), так и отд. областей знания. Наиболее развитой формой Л. а. содержатель­ных областей знания и важных науч. понятий являет­ся построение формальных систем, интерпретируе­мых на этих областях или с помощью данных понятий, т. н. формализованных языков. Л. а. — один из важ­нейших познават. приемов совр. науки, значение к-рого особенно возросло благодаря развитию мате­матич. логики, кибернетики, лингвистики математи­ческой и семиотики, созданию информационно-ло­гич. машин (см. Логические машины) и т. д. (см. Фор­мализация, Форма логическая).

В бурж. философии необоснованная универсализа­ция гносеологич. возможностей Л. а. нсоднократно-приводила (особенно начиная с 1-го десятилетия 20 в.) к оформлению субъективистских филос. тече-


ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ 237


ний, наиболее известным из к-рых является логического анализа философия. Критикуя эти тече­ния, диалектич. материализм раскрывает подлинную познават. роль Л. а. в совр. науке.

Лит.: Чёрч А., Введение в матем. логику, [т.]; 1, пер. с англ., М., 1960 (введение); Субботин А. Л., Смысл и ценность формализации в логике, в сб.: Филос, вопросы соврем, формальной логики, М., 1962.

ЛОГИЧЕСКИЙ АТОМИЗМ(logical atomism, lo-gischer Atomismus, atomisme logique) — крайне воми-налистич. и плюралистич. учение о действительности, выдвинутое Расселом и Витгенштейном в первые два десятилетия 20 в. на основе их понимания языка. Анализируя логич. сторону разговорного языка, они пришли к выводу, что его грамматич. структура затемняет и маскирует логич. связи, существующие между его терминами, что приводит к путанице и появлению бессмысленных выражений. Поэтому они предложили программу построения «логически со­вершенного языка», в к-ром была бы полностью выяв­лена и четко описана логич. структура человеч. язы­ка вообще, т. е. описаны «принципы символизма и отношения, необходимо имеющие место между словами и вещами в любом (естественном, обычном.— И. Д.) языке» (Рассел Б., Введение к кн.: Вит­генштейн Л., Логико-философский трактат, М., 1958, с. 11). Используя в качестве модели такого «логически совершенного языка» наиболее развитый в то время логич. язык, а именно язык «Principia mathematica» Рассела и Уайтхеда, Витгенштейн и Рассел пришли к следующим положениям относительно природы «логически совершенного языка»: 1) все предложения сводятся либо к элементарным («атомарным»), ут­верждающим, что определ. объект имеет определ. свойство, или что нек-рый объект находится в опре­дел. отношении к др. объекту (или объектам), либо к сложным («молекулярным»), к-рые получаются по­средством соединения неск. предложений логич. связ­ками или путем введения кванторов общности и суще­ствования; 2) все отношения и связи между предло­жениями являются внешними, т. е. для них содер­жание (смысл) предложений, входящих в отношение или связь, не играет роли; истинность любого слож­ного предложения есть функция истинности состав­ляющих его элементарных предложений; 3) элемен­тарные предложения логически независимы, т. е. из одного элементарного предложения не может следовать никакое другое; 4) мысль выражается толь­ко в осмысленном предложении; элементарные пред­ложения являются простыми, далее неразложимыми в смысловом отношении «атомами» языка. Лежащая в основе этой концепции идея построения языка из его элементарных составных частей (т. н. теория атомарного строения языка) явилась плодотворной для дальнейшего развития формальной логики, по­скольку выражала общую закономерность конструи­рования любого логич. языка (см. Формализованные языки). Но последующее- развитие логики одновремен­но показало, что не во всяком логич. языке сложные предложения являются функциями истинности состав­ляющих их элементарных предложений (см., напр., Экстенсиональные и неэкстенсиональные языки). Это обстоятельство принципиально ограничивает общ­ность расселовско-витгенштейновской системы- языка и показывает неправомерность ее отождествления с человеч. языком вообще. Любая формально-логич. система представляет собой абстрактную, идеализи­рованную модель структуры человеч. рассуждений и никогда не исчерпывает содержат, логики мышле­ния. Тем более неправомерно представлять ту или иную формально-логич. теорию языка в качестве уче­ния о форме и структуре действительности. Посту­лируя, что язык является образом действительности, т. е. что его предложения изображают сочетания объ-


ектов так же, напр., как проекция к.-л. геометрич. фигуры изображает эту фигуру (т. н. теория языка как образа), теория Л. а. конструирует картину та­кого мира, строение к-рого полностью согласует­ся со строением языка. Именно эта попытка «подогнать» онтологию к логике, искажающая их действит. взаимоотношение, и объясняет первую часть ее названия («логический атомизм»). Вторая часть этого названия связана с тем, что Л. а. рас­сматривает мир как совокупность лишь внешне свя­занных друг с другом фактов. Факт — в соответствии со структурой предложения — Л. а. определяет как нек-рую комбинацию, состоящую из индивидуаль­ного объекта (объектов), его свойства (свойств) или отношения (отношений) к др. объектам; напр., то, что изображается предложениями «стол — черный» или «Петр старше Ивана», суть факты; предикаты «стол», «черный», «Петр», «Иван», изображающие ин­дивидуальные объекты, связаны в данных предложе­ниях друг с другом отношениями «есть» и «старше». Оба предложения в целом изображают комбинации индивидуального объекта и его свойства (в первом) и двух объектов и отношения между ними (во втором предложении). Объект, как и слово в предложении, не может мыслиться вне факта. Отсюда тезис: «мир есть совокупность фактов, а не вещей» (Витген­штейн Л., Логико-философский трактат, с. 31). Как и предложения, факты делятся на атомарные и сложные. Атомарным называется факт, не имеющий составных частей, являющихся фактами. Его струк­тура соответствует структуре атомарного предложе­ния. Сложный факт, как и сложное предложение, есть нек-рое множество атомарных фактов, связанных внешними связями, подобными связям предложений через логич. константы. Тем самым мир рассматри­вается как совокупность независимых друг от друга атомарных фактов; из существования или несущест­вования к.-л. одного атомарного факта нельзя заклю­чать о существовании или несуществовании другого. Т. о., теория Л. а. отрицает всякую закономерную внутр. связь в действительности, отрицает всякое движение и развитие (напр., Витгенштейн утверж­дал, что вера в причинную связь есть «предрассудок»). Для теории Л. а. характерны чрезвычайные форма­листичность и эмпиризм, т. к. она обходит вопрос о природе мира, а чрезвычайно сложный процесс человеч. познания сводит к бесконечному описанию внутренне несвязанных между собой атомарных фак­тов.

Исторически теория Л. а. была разработана Рас­селом в противовес одному из положений абс. идеа­лизма Брэдли, согласно к-рому познание к.-л. отд. отношений и свойств невозможно без полного позна­ния всех имеющихся в мире отношений и свойств; поэтому всякое знание относительно к.-л. класса этих вещей (без знания всех остальных) якобы не является истинным знанием. Однако, отрицая одну крайность, теория Л. а. впадает в другую — плю­рализм.

Хотя нек-рые идеи Л. а. нашли отражение в дис­куссии о протокольных предложениях, имевшей место в Венском кружке, и в учениях об атомарном строе­нии языка, несостоятельность его была достаточно быстро обнаружена даже в рамках бурж. филосо­фии, и сами создатели этого учения Расселл и Вит­генштейн в 30-е гг. отказались от него. Л. а. при­надлежит уже истории философии, являя собой яркий пример умозрит. спекуляции, основанной на непра­вомерном распространении специальных результа­тов матем. логики на нек-рые философ, проблемы.

Лит.: Г е л л н е р Э., Слова и вещи, пер. с англ., М., 1962, с. 95—105; Russell В., Logical atomism, в сб.: Contemporary British philosophy. L., 1924; U r m s о n J. 0., Philosophical analysis, Oxf., 1956; Pears D. F., Logical


238 ЛОГИЧЕСКИЙКВАДРАТ — ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОДИССЛЕДОВАНИЯ


atomism: Russell and Wittgenstein, в кн.: The revolution
in philosophy, L., 1957; Bergmann G., The revolt aga­
inst logical atomism, «Philosophical Quarterly», 1957 —1958,
v. 7—8, № 29—3(K И. Добронравов. Москва.

ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ— схема, выражающая отношения с т. зр. истинности и ложности между обще­утвердительным, общеотрицательным, частноутверди-тельным и частноотрицательным суждениями традиц. логики, имеющими один и тот же субъект и один и тот же предикат и обозначаемыми соответственно буква­ми А, Е, I, О (рис. 1); предложен в 11 в. Михаилом Пселлом.

Отношение подчинения характеризуется тем, что истинность подчиняющего суждения или Е) обусловливает истинность соответствую­щего подчиненного суждения (/ или О), а лож­ность подчиненного суждения обусловливает лож­ность подчиняющего суждения; отношение под-противности (субконтрарности) характери­зуется тем, что ложность одного из подпротив-ных суждений обусловливает истинность другого.

(Об отношениях про­тивности и противоре­чия см. Контрарное от­ношение и Контрадик­торное отношение).

Л. к. предполагает, что связка «есть» («суть») суж­дения употребляется в экзистенциальном смысле, согласно к-рому суждения А, I, E, О предпола­гают существование предметов класса S (т. е. непусто­ту субъекта) и слово «нек-рые» имеет смысл «нек-рые, а может быть и все».

Если отказаться от последнего условия и понимать «нек-рые» как «только нек-рые» (что соответствует одному из смыслов употребления этого слова в естеств. языке), то условия истинности / и О совпадают и от­ношения между А, I, E, О выражаются уже логич. треугольником (предложенным рус. логиком Н. А. Васильевым), в к-ром буквы / и О отмечают одну и ту же вершину (см. рис. 2); здесь отношения между А, Е и О (равнозначного /) характеризуются тем, что из трех суждений одно и только одно может быть ис­тинным.

Схема Л. к. с присущей ей системой отношений ис­тинности и ложности применяется также для выра­жения отношений между модальными суждениями (см. Модальность) [рис. 3, в к-ром Np, N~-p,~Np и ~Nр выражают, соответственно, суждения: «Необ­ходимо р» (что равнозначно утверждению «Невозмож­но не-р»), «Необходимо не-р» («Невозможно р»), «Не


Соединение суждений ~Np и ~N~p союзом «и» (знак &) порождает суждение случайности («Случай-

необходимо р» («Воз­можно не-р») и «Не не­обходимо не-р» («Воз­можно р»)].


но, что р») и получающаяся в результате этого система отношений между тремя модальными суждениями вы­ражается логич. треугольником (рис. 4).

Лит.: А с м у с В. Ф., Логика, М., 1947, с. 143—46;
Ми нто В., Дедуктивная и индуктивная логика, пер.
с англ., 5 изд., М., 1905, кн. 1, ч. 3, гл. 2; Васильев
Н. А., О частных суждениях, о треугольнике противо­
положностей, о законе исключенного четвертого, Каз.,
1910; BochenskiJ. M., Formale Logik, Freiburg —
Munch., 1956. __ В. Швырев. Москва.

ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ— ме­тод воспроизведения в мышлении сложного разви­вающегося (развивавшегося в прошлом) объекта (орга­нического целого, системы) в форме историч. теории. Наряду с историч. методом, воспроизводящим тот же объект в виде истории системы, Л. м. и. представляет собой форму осуществления диалектич. метода в прак­тике исследования развития объекта. С этой т. зр. Л. м. и. необходимо отличать от всех тех теоретич. методов (напр., аксиоматического), к-рые исследуют систему безотносительно к процессам ее развития.

Непосредственно предмет исследования, на к-рый направлен Л. м. и.,— структурные формы (элементы, связи, зависимости и т. д.) системы, относящиеся к к.-л. одному ее состоянию, чаще всего к состоянию-результату, например составляющие экономич. струк­туры общества эпохи империализма, формы совр. рельефа земной поверхности, отдельные формации материи, слагающие звездные системы и данные иссле­дователю одновременно, и т. д. Непосредственная задача Л. м. и. — воспроизвести определенное струк­турное состояние объекта как результат развития системы в целом, т.е. как состояние, исторически воз­никшее и развивавшееся, а тем самым и как функциони­рующее и развивающееся в настоящее время. Иначе говоря, при Л. м. и. речь идет о научном воспроизве­дении объекта, во-первых, как системы (т. е. во всей сложности и во всем многообразии его струк­турных связей и зависимостей) и, во-вторых, как сис­темы именно исторической (т. е. во всей сложности и во всем многообразии его историч. свя­зей и зависимостей).

В истории науки возникновение отдельных элемен­тов Л. м. и. связано с работами Ч. Лайеля, Ч. Дарвина, А. Смита, Д. Рикардо и др.; в истории философии — прежде всего с трудами Гегеля. В своем классич. виде Л. м. и. был создан и теоретически исследован К. Марксом. Его «Капитал», воспроизводящий слож­нейшую систему бурж. экономич. отношений во всей совокупности ее функциональных и историч. зависи­мостей, является непревзойденным образцом осуще­ствления Л. м. и. в практике научного исследования.

По своей логич. структуре Л. м. и. является слож­ной зависимостью многочисленных приемов исследо­вания, направленных на решение задач по воспроиз­ведению системы и закономерностей ее развития Объект, подлежащий исследованию, представляет собой сложное целое, состоящее из массы составляю­щих, функционально связанных друг с другом и дан­ных наряду; поэтому первостепенная проблема Л. м. и. — определение начального, исходного пункта исследования. Поскольку исследуемый объект представляет собой такое целое, к-рое вклю­чает в себя множество различных зависимостей между входящими в него составляющими, так что один и тот же элемент входит в состав нескольких связей, а одна и та же связь взаимодействует с массой других связей, — важнейшая задача Л. м. и. — определить общую последовательность рас­смотрения всех составляющих объекта, после­довательность переходов от отношения исходного к другим, от этих других к третьим и т. д. Осо­бая проблема, решаемая Л. м. и.,— изображение при­нятой последовательности рассмотрения объекта как последовательности исторической (достижение


ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ 239


единства логического и истори­ческого).

Характеризуя общий принцип теоретич. расчле­нения объекта, свойственный Л. м. и. и решающий в общем виде проблему последовательности рассмот­рения объекта, Маркс (применительно к анализу экономич. системы капитализма) писал: «...Недопус­тимым и ошибочным было бы брать экономические категории в той последовательности, в которой они исторически играли решающую роль. Наоборот, их последовательность определяется тем отношением, > в котором они стоят друг к другу в современном бур-' жуазном обществе, причем это отношение прямо про­тивоположно тому, которое представляется естест­венным или соответствующим последовательности исторического развития... Речь идет об их расчленении внутри современного буржуазного общества» («К кри­тике политической экономии», 1953, с. 221). Т. о., при Л. м. и. система расчленяется на ряд различных функционально связанных форм, причем хотя подоб­ное расчленение и позволяет воспроизвести иссле­дуемый объект с т. зр. процессов его развития, решаю­щим при самом вычленении этих форм являются не историч., а структурные отношения между ними в рам­ках данного состояния системы.

В «Капитале» Маркс различает в качестве основных такие структурные зависимости между составляю­щими системы: 1) функциональную зависимость «гос­подствующее — подчиненное» (при этом объект рас-нленяется на такие составляющие, из которых одни в данной системе выступают в качестве определяющих, а другие —■ в качестве определяемых) и 2) зависимость «простое—сложное» (при этом объект расчленяется на такие составляющие, из которых одни по своему строению являются более простыми или сложными, нежели другие). В соответствии с первым типом зави­симости Маркс выделяет в системе бурж. экономич. отношений такие, напр., сферы, как «капитал» и «зе­мельная собственность» [ср. «Капитал, это — господ­ствующая над всем экономическая сила буржуазного общества. Он должен составлять как начальный, так и конечный пункт и должен быть разобран (entwik-kelt) раньше земельной собственности» (там же)], как «промышленный капитал» и подчиненные ему фор­мы — «капитал, приносящий проценты», «товарно-торговый капитал» и т. д. В соответствии со вторым типом структурной зависимости Маркс рассматри­вает элементы системы раньше связей, их включа­ющих (напр., машину — раньше фабрики), более простые связи — раньше связей более сложных (напр., Д — Т раньше Д — Т — Д), индивидуальный про­цесс— раньше переплетения индивидуальных процес­сов (напр., метаморфозу индивид, капитала — рань­ше метаморфозы обществ, капитала) и т. д.

Вычлененные в ходе такого функционального рас­членения отдельные составляющие объекта подвер­гаются дальнейшему исследованию по отношениям «форма—содержание», «сущность—явление», «количест­во—качество» и т. д. В результате исследователь при­ходит к обнаружению исходного пункта рассмотрения и воспроизведения системы в форме историч. теории — к тому ее простейшему отношению, к-рое Маркс и Ленин называли «клеточкой» системы. «...В „Капи­тале", — писал Ленин, — сначала анализируется самое простое, обычное, основное, самое массовидное, самое обыденное, миллиарды раз встречающееся, отношение буржуазного (товарного) общества: обмен товаров. Анализ вскрывает в этом простейшем явлении (в этой „клеточке" буржуазного общества) все противоречия (resp. зародыши всех противо­речий) современного общества. Дальнейшее изложе­ние показывает нам развитие (и рост и движение) этих противоречий и этого общества, в 2 (в сумме. — Ред.)


его отдельных частей, от его начала до его конца» (Соч., т. 38, с. 358—59).

Так же характеризует «клеточку» системы Энгельс: при Л. м. и. «...мы исходим из первого и наиболее простого отношения, которое исторически, фактически находится перед нами, следовательно, — из первого экономического отношения, которое мы находим. Это отношение мы анализируем. Уже самый факт, что это есть отношение, означает, что в нем есть две стороны, которые относятся друг к дру-г у . Каждую из этих сторон мы рассматриваем самое по себе; из этого вытекает характер их отношения друг к другу, их взаимодействие. При этом обнару­живаются противоречия, которые требуют разреше­ния... Мы проследим, каким образом они разрешались, и найдем, что это было достигнуто установлением нового отношения и что теперь нам надо развивать две противоположные стороны этого нового отношения и т. д.» (цит. по кн.: Маркс К., К критике политич.. экономии, с. 236).

Движение от «клеточки» системы ко всем другим ее отношениям и зависимостям, осуществленное Марк­сом в форме восхождения от абстрактного к конкрет­ному, совпадает с той последовательностью рассмот­рения, к-рую Маркс, а позднее Ленин, называл диа­лектической, или логической. Значение этой логич. последовательности состоит в том, что с ее помощью объект воспроизводится как система связей, причем «...самые замысловатые экономические проб­лемы выясняются просто и почти наглядно благодаря только тому, что они ставятся на надлежащее место-и в правильную связь» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Письма о «Капитале», 1948, с. 121). С другой стороны, логич. последовательность рассмотрения является формой воспроизведения историч. процесса развития этой системы.

Исследование объекта в качестве развивающейся системы достигается при Л. м. и., как и при истори­ческом, с помощью анализа и структуры объекта и его истории, с помощью единства логических и историч. приемов исследования. Однако решение этой общей задачи осуществляется при Л. м. и. исходя из струк­турного анализа объекта, из логич. последователь­ности рассмотрения. Отсюда — специфич. особенности Л. м. и. История, по словам Энгельса, идет скачками и зигзагами, и если бы обязательно было следовать за ней повсюду, то благодаря этому пришлось бы не только принимать во внимание обширный эмпирич. материал со всеми его незначит, подробностями, но-и часто прерывать ход мыслей. Л. м. и. свободен от этого. Но «в сущности» он является «...не чем иным, как тем же историческим способом, только освобож­денным от его исторической формы и от нарушаю­щих его случайностей» (цит. по кн.: Маркс К., К критике политич. экономии, с. 236). Благодаря логич. последовательности рассмотрения Л. м. и. обеспечивает отражение историч. процесса «в абст­рактной и теоретически последовательной форме; отражение исправленное, но исправленное соответ­ственно законам, которые дает сам действительный исторический процесс, причем каждый момент можно рассматривать в той точке его развития, где процесс достигает полной зрелости и классической формы» (там же). С другой стороны, при Л. м. и. анализ во­все не обязан держаться только в чисто абстрактной области, он нуждается в исторических иллюстраци­ях, в постоянном соприкосновении с действитель­ностью.

Подобно историч. методу, Л. м. и. может быть при­менен к анализу любого развивающегося системного объекта, при условии, что этот объект не только объек­тивно представляет собой историч. систему, но и субъ­ективно выделен в качестве такого из ряда других


240ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ


объектов. Иными словами, как и историч. метод, Л. м. и. не может быть применен к анализу несистем­ного объекта, неразвивающейся (механической) сис­темы или к одновременному (напр., сравнительному) анализу нескольких историч. систем. Напротив, в отличие от историч. метода, Л. м. и. вполне уместен при воспроизведении (в абстрактной форме) историч. процессов развития тех объектов, эмпирич. история к-рых безвозвратно исчезла (напр., звездные системы) или в настоящий момент не изучена.

Лит.: Энгельс Ф., Карл Маркс. «К критике поли­
тической экономии», в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Избр. произв., т. 1, М., 1955, с. 325—34; его же, Анти-
Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Что такое «друзья народа»
и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд.,
т. 1; е г о же, Философские тетради, там же, т. 38; Розен-
таль М. М., Вопросы диалектики в «Капитале» Маркса,
М., 1955; Зиновьев А. А., Восхождение от абстрактного
к конкретному (На материале «Капитала» К. Маркса),
М., 1954 (автореф.); Г р у ш и н Б. А., Логич. и историч.
приемы исследования в «Капитале» К. Маркса, «Вопр.
философии», 1955, № 4; е г о ж е, Очерки логики историч.
исследования, М., 1961. Б. Грушин. Москва.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.