Лит.: Трубецкой С. Н., Учение о логосе в его истории, 2 изд., М., 1906; Н е i n z e M., Die Lehre vom Logos in der griechischen Philosophie, Oldenburg, 1872; A a 1 1 A.', Geschichte der Logosidee in der griechischen Philosophie, Bd 1—2, Lpz., 1896—99; FlipseH., De vocis quae est Xo^o; significatione atque usu, Leiden, 1902; L о e w E., Heraklit im Kampfe gegen den Logos, W., 1908; T u г с h i N., La dottrina del logos nei presocratici, «Riv. stor.-crit. delle Scienze Theol.», Roma, 1910; D б r f 1 e r J., Vom Mythos zum Logos, Freistadt, 1914; Holscher U., Der Logos bei Heraclit, в кн.: Varia variorum. Festgabe fdr K. Reinhardt..., Koln, 1952; К e 1 b e r W., Die Logos-lehre von Heraklit bis Origenes, Stuttg., 1958; H i 1 d e-b r a n d t K., Platon, Logos und Mythos, 2 Aufl., В., 1959; Nestle W., Vom Mythos zum Logos, Stuttg., 1959; Duchesne-GuilleminJ., Le Logos en Iran et en Grece, «Philosofia», anno 13, 1962, novembre, supph-mento; Ruber M., Logos, Hdlb., 1962. А. Лосев. Москва.
ЛОГОСОФИЯ(от греч. X6fo« — слово и aocpt'ot — мудрость) — реакц. учение аргент. философа-идеалиста Пекоче, рекламируемое в США. Сочетает в себе объективный и субъективный идеализм. Согласно Л., конечная цель самосозерцания человека — поиски бога.
Лит.: Сивоконь П., [рец. на кн.] Пекоче Ц., Л., наука и метод, «Новые книги за рубежом по обществ, наукам», 1960, ноябрь, № 11; его же, Л. профессора Пекоче, «Наука и религия», 1962, ,№6; Gonzalez Peco-tcheC. В., Logosophy: science and method, N. Y., 1959.
ЛОДИЙ,Петр Дмитриевич (4 мая 1764—10 июня 1829)—философ-деист. Род. в Австро-Венгрии в с. Збой Земщинского комитата (в наст, время терр. ЧССР). Проф. Львовского (с 1787) и Краковского (с 1801) ун-тов, Петерб. пед. ин-та (с 1803) и ун-та (1819—20).
Рассматривая человека как состоящего из тела и «души» (являющейся совокупностью естеств. позна-ват. и волевых способностей), Л. развил сенсуалистич. взгляд на проблему познания. В полемике с субъективным идеализмом, скептицизмом и агностицизмом, в особенности кантовским, он доказывал возможность достижения истины, к-рую понимал как «сходство мыслей наших с таковым предметом, который действительно существует вне нашего ума» («Логич. наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного», СПБ, 1815, с. 310). Л. выступал против попыток запретить преподавание в России философии и низведения ее до роли «служанки богословия». С 1820 Л. подвергался гонениям: его не допускали к преподаванию философии, «Логич. наставления...» были запрещены к переизданию, на самого Л. писались доносы. Взгляды Л. на проблемы обществ, жизни были консервативны (см. «Теория общих прав, содержащая в себе филос. учение о естеств. всеобщем гос. праве», СПБ, 1828).
Соч. Л. «Естеств. право народов» и «Полный курс философии» остались неопубликоваными, рукописи их, по-видимому, погибли.
Лит.: Зверев В. М., Петр Дмитриевич Л., в кн.: Бюллетень студенч. науч. об-ва Ленингр. ун-та,вып. 2, [Л.], 1959; Москаленко Ф. Я., Учение об индуктивных выводах в истории рус. логики, К., 1953, с. 164—65, 167—69; К о с т ю к Г. С, Рус.-укр. связи в формировании передовой отечеств, психологич. мысли, «Изв. Акад. пед. наук РСФСР». 1955, вып. 65, с. 60—62.
3. Каменский. Москва.
ЛОЙОЛА(Loyola), Игнатий (1491—31 июля 1556) — исп. монах, основатель ордена иезуитов (см. Иезуи ты). В 1540 папа Павел IIIутвердил устав «Обще ства Иисуса» (Societas Jesu) — ордена иезуитов. Л., избранный первым генералом ордена, превратил ор ден в одно из орудий католич.реакции. В соч. «Ду ховные упражнения» («Exercitia spiritualia», 1548) Л. изложил принципы и систему иезуитского воспи тания, ставящего своей целью полное подавление инди видуальной воли человека и превращение его в послуш ное орудие христианской церкви. В 1622 папа римский провозгласил Л. «святым». Б. Рамм. Ленинград.
ЛОКАЯТА(от санскр. лока — мир, мирские дела) — название одной из материалистич. школ инд. философии. Первоначально в эпосе «Рамаяна», ранних буддистских трактатах и, возможно, в Артхашастре термином «Л.» обозначалось преим. иск-во спора, умение опровергать устоявшиеся положения и религ. догмы и вообще скептицизм, к-рый за его направленность против религии брахманизма стал позже отождествляться с материалистич. учением чарвака. Начиная с 5 в. в работах буддистских и джайнистских авторов термином «Л.» обозначаются материалистич. учения,, отрицающие существование бога, души (атман), идеи о переселении душ и т. д. Термин «Л.» обычно употребляется в качестве синонима чарвака с традиц. провозглашением одного из древних мудрецов (в данном случае Брихаспати) основоположником этого учения. В нек-рых работах термином «Л.» называют мировоззрение простого народа.
Лит.: Чаттопадхьяя Д., Локаята даршана. История индийского материализма, пер. с англ., М., 1961; Rhys-Davids Т. W. (tr.), Dialogues of the Buddha, vol. 2, L., 1910, pp. 189 — 172; SchermerhornR. A., When did Indian materialism get its distinctive titles?, «J. Amer. Oriental Soc», 1930, v. SO, К 2; Surendra- nath DasguptaM. A., A history of Indian philoso phy, vol. 3, [Camb.], 1940. H. Аникеев. Москва.
ЛОКК(Locke), Джон (29 авг. 1632—28 окт. 1704) — англ. просветитель, философ, основоположник материалистич. сенсуализма, первый в философии нового времени систематически разрабатывавший теорию познания как спец. область философии. Л.—идеолог т. н. «славной революции» 1688 — классового компромисса крупной буржуазии и части земельной аристократии, представлявший «...новую буржуазию во всех ее формах...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 62). Род. в Рингтоне в семье судейского чиновника. В 1652 поступил в Оксфордский ун-т, где по окончании недолго занимался преподаванием. В 1667 стал домашним врачом и воспитателем детей, а затем секретарем лорда Эшли (графа Шефтсбори), с к-рым тесно связал свою судьбу. Вместе с Шефтсбери подвергался гонениям при реставрации Стюартов, дважды был вынужден эмигрировать. Путешествовал по Франции и Италии. Бежав в последний раз в Голландию (1683),Л. сблизился с Вильгельмом Оранским и стал идеологом вигов. Здесь он закончил свой гл. филос. труд «Опыт о человеческом разуме» («An essay concerning human understanding», 1690).
ЛОКК 249
После переворота 1688 вернулся в Англию и до 1700 занимал административные посты.
Учение об опыте. Углубляя материалис-тич. эмпиризм и сенсуализм Ф. Бэкона, Л. развел учение о происхождении знания. Большое влияние на Локка оказали через Ф. Бернье идеи Гассенди. Подвергнув критике теорию врожденных идей картезианцев, кембриджских платоников и Малъбранша, Л., придерживаясь положения о том, что нет ничего в мыслях, чего не было бы в чувствах, пришел к утверждению: «на опыте основывается все наще знание...» («Опыт о человеческом разуме», в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 128). Сознание новорожденного — это «пустое помещение» (empty cabinet), «чистая доска» (tabula rasa), и только опыт, состоящий прежде всего из ощущений, наполняет его содержанием. В педагогике эти идеи привели Л. к признанию определяющего влияния среды на воспитание («Некоторые мысли о воспитании» — «Some thoughts concerning education», 1693), в этике — к установлению тесной связи добра и удовольствия. Эти идеи имели orposrrroe значение длят развития обществ-, мытаги 18—19 вв. Опыт, по Л., состоит из идей, под к-рыми он понимал всякий объект познания, предстоящий уму: чувств, впечатления, представления, понятия, продукты воображения, интеллектуальные, эмоциональные и волевые акты души (mind), а также иногда и чувств, качества в самих объектах (см. там же, с. 75). В качестве особого внутр. опыта Л. выделил т. н. рефлексию, представляющую собой «...наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления...» (там же, с. 129). Рефлексия, по Л.,— вторична и возникает на основе чувств, опыта. Такое понимание рефлексии способствовало преодолению дуализма Декарта, развитию эмпирич. психологии, изучению деятельности субъекта в процессе познания и установлению специфики рацион, формы познания. Компромисс с идеализмом в толковании рефлексии возник в философии Л. лишь при определении результатов деятельности рефлексии, будто бы помимо внешнего опыта порождающей идеи существования, времени, числа. Эта непоследова-тель-ность сенсуализма Л. выражала неспособность мет;»-физич. материалиста понять диалектику перехода от чувств, познания к рациональному.
Проблема мира и бога. Источник внещ. опыта Л. видел в объективном мире: «... простые идеи не выдумки нашего воображения, а естественные и закономерные продукты вещей, которые... действуют на нас...» (там же, с. 549). Материалистич. учение о природе изложено Л. в «Опыте» и «Элементах естественной философии» («Elements of natural philosophy», 1697—1700, опубл. 1720). Оно сложилось под влиянием атомистики Эпикура, Гассенди и Р. Бойля, а такяш механики Ньютона. Ленин характеризовал материалистич. взгляды Эпикура и Л. как «...гениальные догадки и указания пути наук е...» (Соч., т. 38, с. 290). Пытаясь объяснить относит, устойчивость сочетаний идей внешнего опыта, Л. приходил к предположению о некоей связующей их субстанции-материи, но, будучи метафизиком, понимал ее как «плотную субстанцию» (пометка Л. на полях книги Д. Серджента), являющуюся подпорою устойчивых качеств предметов внешнего мира (см. Избр. филос. произв., т. 1, с. 301 и др.). В понимании пространства Л. колебался между свойственной Ньютону его абсолютизацией и пониманием его как несамостоятельного условия движения. О факте наличия объективного мира с очевидностью свидетельствуют ощущения (см. там же, с. 612); убеждение в этом делало Л. противником идеалистич. интерпретации сенсуализма. Принимая идею субстанции, Л. критиковал ее схо-ластич. интерпретацию. Однако вся трактовка Л. по-
нятия субстанции обнаруживала ее метафизич. слабость, чем воспользовались Беркли и Юм в интересах идеализма. Герцен отмечал, что Л. своим учением о независимости идеи «подпоры» от опыта превращал ее невольно в разновидность им же отрицаемых врожденных идей (см. Собр. соч., т. 3, 1954, с. 293—94).
Как метафизик, Л. не понимал, что материя обладает самодвижением, и считал атомы пассивными. Поэтому для объяснения движения он, как и Ньютон, признавая существование бога, отводил ему роль источника движения и сознания (см. Избр. филос. произв., т. 1, с. 600—11). Вслед за Гоббсом, утверждавшим существование «мыслящих тел», Л. допускал, что материя способна к мышлению. В полемике со Стиллинг-флитом, епископом Вустерским (Ворчестерским), обвинявшим Л. в безбожии, Л. повторил аргумент Иоанна Дунса Скотаотом, что отрицание способности материи к мышлению означало бы ограничение могущества бога. В соч. «Разумность христианства» («The reasonableness of Christianity», 1695) Л. отстаивал «естественную религию», близкую к деизму и отличавшуюся от него допущением божеств, откровения и нек-рых тезисов христ. догматики. Л.— сторонник отделения церкви от гос-ва и веротерпимости, к-рую он не распространял, однако, на католиков и атеистов («Четыре письма о веротерпимости», 1685 — 1704, опубл. 1689—1706). Л. был противником подчинения знания откровению и утверждал, что «вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных предписаний разума» (там же, с. 671). Идею бога Л. характеризовал как неясную и спутанную.
Учение об идеях, абстракциях и истине. Простые чувств, идеи (наследницы «натур» Ф. Бэкона) Л. разделял на первичные качества (протяженность, фигура, толчок, механич. движение, покой и телесная непроницаемость) и вторичные качества (цвет, запах, вкус, звук и т. д.). Первые «...реально существуют... в телах» (там же, с. 157) и воспринимаются совокупностью органов чувств, хотя для выявления структуры тел и нельзя обойтись без разума. Вторые не отражают свойств вещей. Впрочем, в вопросе об отношении первичных и вторичных качеств Л. не занял все же вполне четкой позиции: не понимая диалектики сущности и явления и заявляя, что вторичные качества мнимы, «...вовсе не имеют сходства с ними (вещами.—И. Я.)» (там же), в других случаях он признавал, что между ними и силами тел есть реальная сообразность (см. там же, с. 376), а иногда допускал, что они «подобны» свойствам вещей (см. там же, с. 389). Учение Л. о первичных и вторичных качествах приводило его к противоречию между признанием качеств, многообразия мира и стремлением свести его многообразие к первичным качествам. Колебания Л. использовал Беркли, полностью субъективировавший не только вторичные, но и первичные качества, устранив тем самым на почве идеализма всякое различие между ними.
Проводя различие между видами знания по степени достоверности, Л. считал исходным, первым чувственное знание: оно содержит сведения о существовании вещей вне нас и в этом смысле является почти «интуитивным». Давая знание единичных свойств вещей, оно приближается к знанию более общего характера через использование аналогий, свидетельств различных лиц и пр. (вероятное знание). Второй вид знания — демонстративное, т. е. знание через умозаключения, среди к-рых Л., невысоко оценивая познават. значение силлогистики и критикуя ее употребление в схоластике, выделял умозаключения через сравнения и вообще отношения идей. Третий (высший) вид знания — интуитивное знание, т. е. не-посредств. восприятие разумом соответствия и несоответствия идей друг другу. В учении об интуиции
250 ЛОКК
на Л. оказал влияние Декарт, однако понимание Л. интуиции свободно от картезианской концепции врожденных идей. Еще до умозаключений, по мнению Л., активность ума проявляется в образовании сложных идей посредством невольного или же активного комбинирования простых идей тремя способами. Первый из этих способов заключается в суммировании простых идей, благодаря чему получаются собственно сложные (complex, collected) идеи субстанций (в данном случае под субстанциями понимаются единичные самостоят, объекты, напр. «человек»), а также идеи модусов (т. е. признаков и действий субстанций) — простых (образуемых соединением однородных простых идей, напр. «пятнадцать») и смешанных (эти модусы образуются через аналогичное соединение разнородных идей, напр. «красота»). Второй способ состоит в сравнении идей, благодаря чему получаются идеи отношений («причина», «отцовство» и др.). Третий способ есть обобщение через предшествовавшую абстракцию, когда суммируются идеи, предварительно отвлеченные от предметов данной группы; в результате возникают общие (general) идеи, напр. «человек вообще», «живое существо». Разграничение между первым и третьим способами по характеру полученных результатов у Л. недостаточно ясно и оправдано. Учение Л. о деятельности рассудка сложилось отчасти под влиянием Гоббса. Положенный в основу его принцип комбинирования соответствовал практике науч. исследования 17—18 вв., в к-ром преобладали собирание, регистрация и упорядочение (классификация) фактов, а на первом плане среди наук выступала механика. Примененный Ф. Бэконом в учении о «формах», этот принцип был использован Л. в теории познания для анализа деятельности мышления.
Вопрос о реальности общего Л. решал в плане концептуализма: «... деление вещей на виды и обозначение их по ним есть работа разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним названиями...» (там же, с. 414). Концептуализм Л. был направлен против реализма схоластиков и кембриджских платоников, приводившего к злоупотреблению словами. Л. выдвинул понятие о семантике как общей теории знаков и их роли в познании.
Теория образования сложных и отвлеченных идей Л. была механистической и не учитывала различия между существ, и несуществ, признаками вещей. Сам же Л. замечал недостаточности своего метода обобщения и абстрагирования, что проявилось в проводимом им различении между реальными и номинальными сущностями вещей. Номинальные сущности — это общие идеи родов вещей, получаемые через отвлечения и соединения чувств, идей и фиксируемые в именах (nomina). Содержание их зависит от совокупности воспринятых человеком внешних свойств вещей, а потому оказывается более или менее поверхностным: «... наши границы для видов не вполне сообразуются с природными» (там же, с. 453). Для постижения истинной, реальной сущности вещей необходимо при помощи рациональных средств познать структуру тел. Ограниченность теории абстракций Л. проявилась в экономич. учениях А. Смита и Д. Рикардо. «... Его философия служила всей позднейшей английской политической экономии основой для всех ее представлений» (Маркс К., Теории прибавочной стоимости, ч. 1, 1955, с. 348).
Не проводя отчетливой грани между философией и спец. науками, Л. определял философию как «истинное познание вещей». Истину Л. понимал как соответствие идей объектам и связей между идеями связям между объектами. «Наше познание... реально лишь
постольку, поскольку наши идеи сообразны с действительностью вещей» (Избр. филос. произв., т. 1, с. 548— 549). Иногда Л. сбивался на идеалистич. понимание истины, считая познание восприятием «... связи и соответствия, либо несоответствия и несовместимости наших... идей» (там же, с. 514). Те же тенденции к интроспекционизму проявились у Л. в принятии интуиции. Понимание Л. истины как соотношения идей переносило центр тяжести вопроса на отношения между идеями и противоречило его же утверждению о том, что идеи первичных качеств истинны и что, следовательно, элементы знания (идеи) сами могут быть знанием.
Этич., педагог и ч. и социолог и ч. взгляды. В этике Л. перекрещиваются две тенденции: главная из них состоит в отождествлении добра с длительным удовольствием (здоровье, добрая слава и т. п.) и пользой человека (она повлияла на формирование франц. просветителей 18 в.), вторая, побочная, —в определении добра через добровольное подчинение людьми их поступков божеств, и граждан, законам, а также обществ, мнению своей страны. Противоречие между данными точками зрения Л. пытался преодолеть, указывая, что законы природы суть именно «ветЕь» божеств, закона, дедуктивно из него выводимые. Развитое Л. понимание человеч. природы, согласно к-рому возможны взаимопомощь ощущений, эмоций и разума в определении верного пути жизни, оказало воздействие на концепции Вольтера, Гельвеция и др. франц. просветителей. В английской же философии оно было разрушено Юмом, утверждавшим неустранимый разлад между разумом, неспособным якобы быть путеводителем людей в практич. жизни, и их повседневными инстинктами и привычками, подчиняющими себе мышление и не ведущими ни к знанию, ни к моральным идеалам.
Целью педагогики Л. было формирование крепкого телом и духом благовоспитанного джентльмена, стремящегося к приобретению знаний, практически полезных для предпринимательской и торговой деятельности. Воспитание должно быть строго индивидуальным, учитывать естественные склонности и способности. Наиболее прогрессивными педагогич. идеями Л. были тезисы о решающем влиянии среды на воспитание и образование и о значении наглядности в обучении .
В социологич. взглядах Л. получила отражение его идея политич. компромисса буржуазии с дворянством. Л. был одним из родоначальников англ. бурж. либерализма. В «Двух трактатах об управлении государством» («Two treatises of government», 1690) им была, в ходе критики феод.-патриархальпой концепции Р. Филмера, развита теория бурж. парламонтарно-монархич. конституц. гос-ва, направленная как против легитимистов, так и против демократов-республиканцев. Л.— сторонник отделения верховной зако-нодат. власти (парламент) от власти исполнительной (со включением судебной и военной) и «федеративной», т. е. внешних сношений (министры и король). Теория разделения властей отражала практически сложившееся разделение власти между буржуазией и.обуржуазившимися дворянами. Эту политич. концепцию Л. пытался обосновать социологически: по его мнению, обществ, договор создал правительств, власть, обязанную охранять «естественные права» людей: личную свободу и частную собственность. В отличие от Гоббса, Л. считал, что пр-во обязано само подчиняться законам, в противном случае нация возвращает себе право суверена, т. е. право насильственно расторгнуть договор с данным пр-вом и образовать новое, к-рому и передается вновь суверенитет. Л. полагал, что в условиях Англии такой случай только что произошел и в повторении не нуждается. Так, Л. узаконивал при-
ЛОКК — ЛОМОНОСОВ 251
ход к власти бурж.-дворянской партии Вильгельма Оранского.
Взгляды Л. сыграли большую роль в последующей истории философии, хотя в силу противоречивост'и их использование было двойственным. С одной стороны, его идеи разрабатывали Толанд, Пристли, Кондильяк, франц. материалисты (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 139, 142, 144, 147), к-рые, как, напр., Ламетри и Гельвеций, отбросили его идею рефлексии и понятие бога-Мысли, высказанные Л. в 33 гл. кн. II «Опыта...», положили начало разработке ассоциативной психологии (Юм, Пристли, Гартли). Локкова теория воспитания оказала влияние на этич. и социологич. учение Гельвеция, а затем и на концепции утопия, социализма начала 19 в. и передовые педагогич. идеи 18—19 вв. С др. стороны, его учение об опыте было развито Беркли и Юмом в направлении субъективного идеализма. «И Веркли и Дидро,— писал Ленин,-— вышли из Локка» (Соч., т. 14, с. 113).
Философию Л. ныне стремятся использовать в интересах субъективного идеализма англо-амвр. позитивисты (напр., Айер, см. «The problem of knowledge», Edinb., 1957, p. 108) и «общие семантики» (Хаякавй), к-рые свое понимание теории познания как процесса оперирования исходными чувств, данными и чисто условными знаками возводят к Л. (через Беркли и Юма) и игнорируют признание Л. объективного источника идей внешнего опыта (ощущений). Витгенштейн субъективистски преобразовал учение Л. об обобщениях, выдвинув т. н. концепцию «семейных сходств» между чувств, данными, зависящих от конвенционально установленных способов употребления слов (см. «Philosophical investigations», тезис 67 и др.).
Соч.: Опыт о человеческом разуме (An essay concerning human understanding, 1690) — гл. филос. произведение Л., излагающее его теорию познания, над к-рым Л. с перерывами работал почти 20 лет. К 1685 относится вариант первых двух книг «Опыта...», известный под названием «Набросок С» («Draft С»). Извлечение из «Опыта...» было опубликовано на франц. языке в 1688 в журн. «Bibliotheqtfe universelle et historique». Сохранилось два относящихся к 1671 черновых наброска «Опыта...», обнаруживающие значит, влияние на Л. идей Гассенди. Первый из них («Draft А») опубликовал Р. Арон в Оксфорде в 1936; второй («Draft В») — В. Рэнд в издании Гарвардского ун-та в 1931 -«Опыт...» состоит из четырех книг. В 1-й книге содержится критика теории врожденных идей; во 2-й — учение об опыте, классификации идей и образовании сложных идей, а такя<е анализ проблемы субстанции. В 3-й рассмотрены вопросы роли языка в познании; образования общих понятий через абстракцию; 4-й книге — задачи и границы познания, проблема истины и соотношения веры и знания. Точка зрения Л. по последнему вопросу послужила основанием тому, что папа Климент XII своим бреве от 1734 внес книгу Л. в список запрещенных для католиков книг. Лучшее англ", издание «Опыта...» с обстоят, комментариями А. Фрейзера издано в двух томах (Oxford, 1894) «Опыт...» входил во все издания соч. Л. начиная с 1714.В 1700 он был издан во франй-и в голл. переводах, в 1701 в лат., в 1755 и 1757 — в нем-переводах. На рус. яз. «Опыт...» издан в переводе А. Н. Савина в 1898 отдельно, а в 1960 в «Избр. филос. произв.», на польском — в 1921 (не полностью) и в 1955 в переводе Б. Гавецкого.
Works, v. 1—3, L., 1714; 10 ed., v. 1 — 10, L-, 1801; (new ed.), v. 1—2, L., 1877; Philosophical works, v. 1—2, L-, 1889; Essays on the law of nature, Oxf., 1954; в рус. пер.— Мысли о воспитании, 3 изд., М., 1913; Мысли о воспитании и о воспитании разума, вып. 1—3, СПБ, 1913; Педагогические соч., М., 1939; Избр. филос. произв., т. 1—2> [1 т. со вступ. ст. и под ред. И. С. Нарского, 2 т. под реД-А. А. Макаровского], М., 1960.
Лит.; М а р к с К., Капитал, т. 1, [М.], 1955 (см. Указатель); его же, К критике политич. экономии, [M.J, 1953 (см. Указатель); Маркс К. и Энгельс ф., Избранные письма, [М.], 1953, с. 429; Э и г е л ь с Ф., Анти-Дюринг, [М.], 1957 (см. Указатель); Серебре й-никовВ., Учение Л. о прирожденных началах знания и деятельности, СПБ, 1892; Г р е б е н е в К. В., Д. Л. Популярный очерк его жизни и учения, М.— Л., 1929; История философии, т. 2, [М.1, 1941, с. 213 — 23; С у &• бот и н А. Л., Принципы гносеологии Л., «Вопр. философии», 1955, № 2; С а х а р о в а Т. А., Новое о Л., там же, 1956, Л? 5; История философии, т. 1, М., 1957, с. 433—39; 3 а иче н к о Г. А., К вопросу о скептицизме в теории познания Д. Л, «Филос. науки» (Науч. докл. высшей
школы), 1959, М 4; его ж е, Философия Д. Л., М., 1959; НарскийИ. С., Философия Д. Л., М., 1960; Fox В о u r n e H. R., The life of J. L., v. 1—2, L., 1876; Marion H., J. Locke. Sa vie et son oeuvre, 2 ed., P., 1893; FraserA. C, Prolegomena biographical, critical and historical, в кн.: Lock J., An essay concerning human understanding, v. 1—2, Oxf., 1894; Alexanders., Locke, L., 1908; D i d i e r J., J. Locke, P., 1911; Gibson J., Lock's theory of knowledge and its historical relations, Camb., 1917; С a r 1 i n i A., La filosofia di G. L., Firenze, 1928; King, [P.], The life of J. L., with extracts from his correspondence, journals and commonplace books, new ed., v. 1—2, L., 1930; McLachlan H., Religions opinions of Milton, Locke and Newton, Manch., 1941; GonghJ.W,, J. Lock's political philosophy, Oxf., 1950; Kleramt A., J. Locke, Meisenheim — W., 1952; Aaron JR., J. Locke, 2 ed., Oxf., 1955; В о n n о G., Les relations intelleotuelles de L. avec la France (D'apres des documents inedits), Berk.—Los Ang., 1955; YoltonJ. W., J. L. and the way of ideas, Oxf., 1956; С г о n s t о n M. W., J. Locke; a biography, N. Y., 1957; M e h r i n g F., J. Locke, Gesammelte Schriften, Bd 13, В., 1961, S. 31—35 (впервые опубл. в журн. «Neue Zeit», 23 Jg., 1904/05, Bd 1); MacphersonC. В., The political theory of possessive individualism. Hobbes to Locke, Oxf., 1962.
И. Нарский. Москва.
Л0МВР030(Lombroso), Чезаре (18 ноября 1836 — 19 окт. 1909) — итал. психиатр и криминалист. Основатель антропологич. направления совр. бурж. криминалистики. Л. развил теорию о биологич. обусловленности уголовной преступности. Первоначально Л. толковал преступность как атавизм, далее он развивал взгляд на преступника как на помешанного и эпилептика. Л. не только утверждал предопределенность преступности индивида. Он биологизировал юридич. функции гос-ва, отождествляя их с защитной реакцией животных, он рассматривал революцию как результат деятельности гениальных и психически ненормальных людей, к-рым, в отличие от консервативного большинства, физиологически свойственно стремление к переменам. То же стремление, обнаруживающееся в виде выраженной патологии, ведет, по мнению Л., к «бунту». Теории Л. оказали значит, влияние на бурж. криминологов и характерологов, напр. Креч-мера или Хутона. Интерес к концепциям Л. со стороны бурж. криминалистики, несомненно, в значит, мере определяется их объективно реакц. социальной направленностью.
С оч.: II delitto politico e le rivoluzioni..., Torino, 1890 (совм. с R. Laschi); La donna delinquente..., Torino, 1893 (совм. с G. Ferrero); L'uomo delinquente, v. 1—3, 5 ed., Torino, 1896—97; в рус. пер.: Любовь у помешанных, О., 1889; Новейшие успехи науки о преступнике, СПБ, 1892: Гениальность и помешательство, 3 изд., СПБ, 1895.
Лит.: Чиж В., Криминальная антропология, «Северный вестн.», 1892, № 3, отд. 1, с. 161—83; 3 а к р ейский И., Об учениях уголовно-антропологич. школы, X., 1893; Ф е р р и Э., Уголовная социология, ч. 1—2. пер. с франц., СПБ, 1910 — 12; KurellaH., С. L. als Mensch und Forscher, Wiesbaden, 1910; Lombroso-Ferrero G., C. Lombroso, storia della vita e delle opc-re narrata della figlia, Torino — N. Y., 1915; FerrariG., C. Lombroso, 3 ed., Torino, 1915; H о о t о n E. A., Crime and the man, Camb., 1931; его же, The American criminal: an anthropological study, Camb., 1939; L i n d e s-m i t h С f. A. and L e v i n Y., The Lombrosian mytli in criminology, «Amer. J. Soc», 1937, № 42, p. 653—67; V о 1 d G. В., Theoretical criminology, N. Y., 1958.
M. Роговин. Москва.
ЛОМОНОСОВ,Михаил Васильевич [8(19) нояб. 1711 — 4(15) апр. 1765] — рус. ученый и мыслитель-материалист. Род. в дер. Мишанинской Архангельской губ. в семье крестьянина-помора. В 1730 ушел учиться в Москву. Учился в Славяно-греко-лат. академии в Москве, Киевской духовной академии, ун-те при Петерб. АН. В 1736—41 _ продолжал образование в Германии.