Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 4 страница



Лит.: Трубецкой С. Н., Учение о логосе в его истории, 2 изд., М., 1906; Н е i n z e M., Die Lehre vom Logos in der griechischen Philosophie, Oldenburg, 1872; A a 1 1 A.', Geschichte der Logosidee in der griechischen Philosophie, Bd 1—2, Lpz., 1896—99; FlipseH., De vocis quae est Xo^o; significatione atque usu, Leiden, 1902; L о e w E., Heraklit im Kampfe gegen den Logos, W., 1908; T u г с h i N., La dottrina del logos nei presocratici, «Riv. stor.-crit. delle Scienze Theol.», Roma, 1910; D б r f 1 e r J., Vom Mythos zum Logos, Freistadt, 1914; Holscher U., Der Logos bei Heraclit, в кн.: Varia variorum. Festgabe fdr K. Reinhardt..., Koln, 1952; К e 1 b e r W., Die Logos-lehre von Heraklit bis Origenes, Stuttg., 1958; H i 1 d e-b r a n d t K., Platon, Logos und Mythos, 2 Aufl., В., 1959; Nestle W., Vom Mythos zum Logos, Stuttg., 1959; Duchesne-GuilleminJ., Le Logos en Iran et en Grece, «Philosofia», anno 13, 1962, novembre, supph-mento; Ruber M., Logos, Hdlb., 1962. А. Лосев. Москва.

ЛОГОСОФИЯ(от греч. X6fo« — слово и aocpt'ot — мудрость) — реакц. учение аргент. философа-идеали­ста Пекоче, рекламируемое в США. Сочетает в себе объективный и субъективный идеализм. Согласно Л., конечная цель самосозерцания человека — поиски бога.

Лит.: Сивоконь П., [рец. на кн.] Пекоче Ц., Л., наука и метод, «Новые книги за рубежом по обществ, наукам», 1960, ноябрь, 11; его же, Л. профессора Пекоче, «Наука и религия», 1962, ,№6; Gonzalez Peco-tcheC. В., Logosophy: science and method, N. Y., 1959.

ЛОДИЙ,Петр Дмитриевич (4 мая 1764—10 июня 1829)—философ-деист. Род. в Австро-Венгрии в с. Збой Земщинского комитата (в наст, время терр. ЧССР). Проф. Львовского (с 1787) и Краковского (с 1801) ун-тов, Петерб. пед. ин-та (с 1803) и ун-та (1819—20).

Рассматривая человека как состоящего из тела и «души» (являющейся совокупностью естеств. позна-ват. и волевых способностей), Л. развил сенсуалистич. взгляд на проблему познания. В полемике с субъек­тивным идеализмом, скептицизмом и агностицизмом, в особенности кантовским, он доказывал возможность достижения истины, к-рую понимал как «сходство мыслей наших с таковым предметом, который дейст­вительно существует вне нашего ума» («Логич. настав­ления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного», СПБ, 1815, с. 310). Л. высту­пал против попыток запретить преподавание в России философии и низведения ее до роли «служанки бого­словия». С 1820 Л. подвергался гонениям: его не допу­скали к преподаванию философии, «Логич. наставле­ния...» были запрещены к переизданию, на самого Л. писались доносы. Взгляды Л. на проблемы обществ, жизни были консервативны (см. «Теория общих прав, содержащая в себе филос. учение о естеств. всеоб­щем гос. праве», СПБ, 1828).

Соч. Л. «Естеств. право народов» и «Полный курс философии» остались неопубликоваными, рукописи их, по-видимому, погибли.


Лит.: Зверев В. М., Петр Дмитриевич Л., в кн.: Бюллетень студенч. науч. об-ва Ленингр. ун-та,вып. 2, [Л.], 1959; Москаленко Ф. Я., Учение об индуктив­ных выводах в истории рус. логики, К., 1953, с. 164—65, 167—69; К о с т ю к Г. С, Рус.-укр. связи в формирова­нии передовой отечеств, психологич. мысли, «Изв. Акад. пед. наук РСФСР». 1955, вып. 65, с. 60—62.

3. Каменский. Москва.

ЛОЙОЛА(Loyola), Игнатий (1491—31 июля 1556) —
исп. монах, основатель ордена иезуитов (см. Иезуи­
ты).
В 1540 папа Павел IIIутвердил устав «Обще­
ства Иисуса» (Societas Jesu) — ордена иезуитов. Л.,
избранный первым генералом ордена, превратил ор­
ден в одно из орудий католич.реакции. В соч. «Ду­
ховные упражнения» («Exercitia spiritualia», 1548)
Л. изложил принципы и систему иезуитского воспи­
тания, ставящего своей целью полное подавление инди­
видуальной воли человека и превращение его в послуш­
ное орудие христианской церкви. В 1622 папа римский
провозгласил Л. «святым». Б. Рамм. Ленинград.

ЛОКАЯТА(от санскр. лока — мир, мирские дела) — название одной из материалистич. школ инд. философии. Первоначально в эпосе «Рамаяна», ранних буддист­ских трактатах и, возможно, в Артхашастре терми­ном «Л.» обозначалось преим. иск-во спора, умение опровергать устоявшиеся положения и религ. догмы и вообще скептицизм, к-рый за его направленность против религии брахманизма стал позже отождеств­ляться с материалистич. учением чарвака. Начиная с 5 в. в работах буддистских и джайнистских авторов термином «Л.» обозначаются материалистич. учения,, отрицающие существование бога, души (атман), идеи о переселении душ и т. д. Термин «Л.» обычно употре­бляется в качестве синонима чарвака с традиц. провоз­глашением одного из древних мудрецов (в данном слу­чае Брихаспати) основоположником этого учения. В нек-рых работах термином «Л.» называют мировоз­зрение простого народа.

Лит.: Чаттопадхьяя Д., Локаята даршана.
История индийского материализма, пер. с англ., М., 1961;
Rhys-Davids Т. W. (tr.), Dialogues of the Buddha,
vol. 2, L., 1910, pp. 189 — 172; SchermerhornR. A.,
When did Indian materialism get its distinctive titles?,
«J. Amer. Oriental Soc», 1930, v. SO, К 2; Surendra-
nath DasguptaM. A., A history of Indian philoso­
phy, vol. 3, [Camb.], 1940. H. Аникеев. Москва.

ЛОКК(Locke), Джон (29 авг. 1632—28 окт. 1704) — англ. просветитель, философ, основоположник мате­риалистич. сенсуализма, первый в философии нового времени систематически разрабатывавший теорию познания как спец. область философии. Л.—идеолог т. н. «славной революции» 1688 — классового компромисса круп­ной буржуазии и части зе­мельной аристократии, пред­ставлявший «...новую буржу­азию во всех ее формах...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 62). Род. в Рингтоне в семье судейского чиновни­ка. В 1652 поступил в Окс­фордский ун-т, где по окон­чании недолго занимался преподаванием. В 1667 стал домашним врачом и воспитателем детей, а затем сек­ретарем лорда Эшли (графа Шефтсбори), с к-рым тесно связал свою судьбу. Вместе с Шефтсбери подвергался гонениям при реставрации Стюартов, дважды был вынужден эмигрировать. Путешест­вовал по Франции и Италии. Бежав в последний раз в Голландию (1683),Л. сблизился с Вильгельмом Оран­ским и стал идеологом вигов. Здесь он закончил свой гл. филос. труд «Опыт о человеческом разуме» («An essay concerning human understanding», 1690).


ЛОКК 249


После переворота 1688 вернулся в Англию и до 1700 занимал административные посты.

Учение об опыте. Углубляя материалис-тич. эмпиризм и сенсуализм Ф. Бэкона, Л. развел учение о происхождении знания. Большое влияние на Локка оказали через Ф. Бернье идеи Гассенди. Подвергнув критике теорию врожденных идей карте­зианцев, кембриджских платоников и Малъбранша, Л., придерживаясь положения о том, что нет ничего в мыслях, чего не было бы в чувствах, пришел к утверждению: «на опыте основывается все наще знание...» («Опыт о человеческом разуме», в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 128). Сознание новорожденного — это «пустое помещение» (empty cabinet), «чистая доска» (tabula rasa), и только опыт, состоящий прежде всего из ощущений, наполняет его содержанием. В педагогике эти идеи привели Л. к при­знанию определяющего влияния среды на воспитание («Некоторые мысли о воспитании» — «Some thoughts concerning education», 1693), в этике — к установле­нию тесной связи добра и удовольствия. Эти идеи име­ли orposrrroe значение длят развития обществ-, мытаги 18—19 вв. Опыт, по Л., состоит из идей, под к-рыми он понимал всякий объект познания, предстоящий уму: чувств, впечатления, представления, понятия, продукты воображения, интеллектуальные, эмоцио­нальные и волевые акты души (mind), а также иногда и чувств, качества в самих объектах (см. там же, с. 75). В качестве особого внутр. опыта Л. выделил т. н. рефлексию, представляющую собой «...наблюде­ние, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления...» (там же, с. 129). Рефлек­сия, по Л.,— вторична и возникает на основе чувств, опыта. Такое понимание рефлексии способствовало преодолению дуализма Декарта, развитию эмпирич. психологии, изучению деятельности субъекта в про­цессе познания и установлению специфики рацион, формы познания. Компромисс с идеализмом в толко­вании рефлексии возник в философии Л. лишь при определении результатов деятельности рефлексии, будто бы помимо внешнего опыта порождающей идеи существования, времени, числа. Эта непоследова-тель-ность сенсуализма Л. выражала неспособность мет;»-физич. материалиста понять диалектику перехода от чувств, познания к рациональному.

Проблема мира и бога. Источник внещ. опыта Л. видел в объективном мире: «... простые идеи не выдумки нашего воображения, а естественные и за­кономерные продукты вещей, которые... действуют на нас...» (там же, с. 549). Материалистич. учение о природе изложено Л. в «Опыте» и «Элементах естест­венной философии» («Elements of natural philosophy», 1697—1700, опубл. 1720). Оно сложилось под влиянием атомистики Эпикура, Гассенди и Р. Бойля, а такяш механики Ньютона. Ленин характеризовал материа­листич. взгляды Эпикура и Л. как «...гениальные догадки и указания пути наук е...» (Соч., т. 38, с. 290). Пытаясь объяснить относит, устойчи­вость сочетаний идей внешнего опыта, Л. прихо­дил к предположению о некоей связующей их субстан­ции-материи, но, будучи метафизиком, понимал ее как «плотную субстанцию» (пометка Л. на полях книги Д. Серджента), являющуюся подпорою устойчивых качеств предметов внешнего мира (см. Избр. филос. произв., т. 1, с. 301 и др.). В понимании пространст­ва Л. колебался между свойственной Ньютону его абсолютизацией и пониманием его как несамостоятель­ного условия движения. О факте наличия объектив­ного мира с очевидностью свидетельствуют ощущения (см. там же, с. 612); убеждение в этом делало Л. про­тивником идеалистич. интерпретации сенсуализма. Принимая идею субстанции, Л. критиковал ее схо-ластич. интерпретацию. Однако вся трактовка Л. по-


нятия субстанции обнаруживала ее метафизич. сла­бость, чем воспользовались Беркли и Юм в интересах идеализма. Герцен отмечал, что Л. своим учением о независимости идеи «подпоры» от опыта превращал ее невольно в разновидность им же отрицаемых врожден­ных идей (см. Собр. соч., т. 3, 1954, с. 293—94).

Как метафизик, Л. не понимал, что материя обла­дает самодвижением, и считал атомы пассивными. Поэтому для объяснения движения он, как и Ньютон, признавая существование бога, отводил ему роль источ­ника движения и сознания (см. Избр. филос. произв., т. 1, с. 600—11). Вслед за Гоббсом, утверждавшим существование «мыслящих тел», Л. допускал, что ма­терия способна к мышлению. В полемике со Стиллинг-флитом, епископом Вустерским (Ворчестерским), об­винявшим Л. в безбожии, Л. повторил аргумент Иоанна Дунса Скотаотом, что отрицание способности материи к мышлению означало бы ограничение могущества бога. В соч. «Разумность христианства» («The reaso­nableness of Christianity», 1695) Л. отстаивал «естест­венную религию», близкую к деизму и отличавшуюся от него допущением божеств, откровения и нек-рых тезисов христ. догматики. Л.— сторонник отделения церкви от гос-ва и веротерпимости, к-рую он не рас­пространял, однако, на католиков и атеистов («Четы­ре письма о веротерпимости», 1685 — 1704, опубл. 1689—1706). Л. был противником подчинения знания откровению и утверждал, что «вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных пред­писаний разума» (там же, с. 671). Идею бога Л. ха­рактеризовал как неясную и спутанную.

Учение об идеях, абстракциях и истине. Простые чувств, идеи (наследницы «на­тур» Ф. Бэкона) Л. разделял на первичные качества (протяженность, фигура, толчок, механич. движение, покой и телесная непроницаемость) и вторичные каче­ства (цвет, запах, вкус, звук и т. д.). Первые «...реаль­но существуют... в телах» (там же, с. 157) и восприни­маются совокупностью органов чувств, хотя для выяв­ления структуры тел и нельзя обойтись без разума. Вторые не отражают свойств вещей. Впрочем, в воп­росе об отношении первичных и вторичных качеств Л. не занял все же вполне четкой позиции: не понимая диалектики сущности и явления и заявляя, что вто­ричные качества мнимы, «...вовсе не имеют сходства с ними (вещами.—И. Я.)» (там же), в других случаях он признавал, что между ними и силами тел есть реаль­ная сообразность (см. там же, с. 376), а иногда допу­скал, что они «подобны» свойствам вещей (см. там же, с. 389). Учение Л. о первичных и вторичных качест­вах приводило его к противоречию между признанием качеств, многообразия мира и стремлением свести его многообразие к первичным качествам. Колебания Л. использовал Беркли, полностью субъективировавший не только вторичные, но и первичные качества, устра­нив тем самым на почве идеализма всякое различие между ними.

Проводя различие между видами знания по степени достоверности, Л. считал исходным, первым чувствен­ное знание: оно содержит сведения о существовании вещей вне нас и в этом смысле является почти «ин­туитивным». Давая знание единичных свойств ве­щей, оно приближается к знанию более общего харак­тера через использование аналогий, свидетельств различных лиц и пр. (вероятное знание). Второй вид знания — демонстративное, т. е. знание через умозаключения, среди к-рых Л., невысоко оценивая познават. значение силлогистики и критикуя ее упот­ребление в схоластике, выделял умозаключения через сравнения и вообще отношения идей. Третий (высший) вид знания — интуитивное знание, т. е. не-посредств. восприятие разумом соответствия и несо­ответствия идей друг другу. В учении об интуиции


250 ЛОКК


на Л. оказал влияние Декарт, однако понимание Л. интуиции свободно от картезианской концепции врож­денных идей. Еще до умозаключений, по мнению Л., активность ума проявляется в образовании сложных идей посредством невольного или же активного ком­бинирования простых идей тремя способами. Первый из этих способов заключается в суммировании про­стых идей, благодаря чему получаются собственно сложные (complex, collected) идеи субстанций (в дан­ном случае под субстанциями понимаются единичные самостоят, объекты, напр. «человек»), а также идеи модусов (т. е. признаков и действий субстанций) — простых (образуемых соединением однородных про­стых идей, напр. «пятнадцать») и смешанных (эти мо­дусы образуются через аналогичное соединение раз­нородных идей, напр. «красота»). Второй способ со­стоит в сравнении идей, благодаря чему получаются идеи отношений («причина», «отцовство» и др.). Тре­тий способ есть обобщение через предшествовавшую абстракцию, когда суммируются идеи, предваритель­но отвлеченные от предметов данной группы; в ре­зультате возникают общие (general) идеи, напр. «че­ловек вообще», «живое существо». Разграничение между первым и третьим способами по характеру полу­ченных результатов у Л. недостаточно ясно и оправ­дано. Учение Л. о деятельности рассудка сложилось отчасти под влиянием Гоббса. Положенный в основу его принцип комбинирования соответствовал практи­ке науч. исследования 17—18 вв., в к-ром преобла­дали собирание, регистрация и упорядочение (клас­сификация) фактов, а на первом плане среди наук вы­ступала механика. Примененный Ф. Бэконом в уче­нии о «формах», этот принцип был использован Л. в теории познания для анализа деятельности мышле­ния.

Вопрос о реальности общего Л. решал в плане кон­цептуализма: «... деление вещей на виды и обозначе­ние их по ним есть работа разума, который из наблю­даемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавли­вает их в уме вместе с относящимися к ним названия­ми...» (там же, с. 414). Концептуализм Л. был направ­лен против реализма схоластиков и кембриджских платоников, приводившего к злоупотреблению сло­вами. Л. выдвинул понятие о семантике как общей теории знаков и их роли в познании.

Теория образования сложных и отвлеченных идей Л. была механистической и не учитывала различия между существ, и несуществ, признаками вещей. Сам же Л. замечал недостаточности своего метода обоб­щения и абстрагирования, что проявилось в проводи­мом им различении между реальными и номинальными сущностями вещей. Номинальные сущности — это общие идеи родов вещей, получаемые через отвлече­ния и соединения чувств, идей и фиксируемые в име­нах (nomina). Содержание их зависит от совокупно­сти воспринятых человеком внешних свойств вещей, а потому оказывается более или менее поверхност­ным: «... наши границы для видов не вполне сообра­зуются с природными» (там же, с. 453). Для постижения истинной, реальной сущности вещей необходимо при помощи рациональных средств познать структуру тел. Ограниченность теории абстракций Л. проявилась в экономич. учениях А. Смита и Д. Рикардо. «... Его философия служила всей позднейшей английской политической экономии основой для всех ее представ­лений» (Маркс К., Теории прибавочной стоимо­сти, ч. 1, 1955, с. 348).

Не проводя отчетливой грани между философией и спец. науками, Л. определял философию как «истин­ное познание вещей». Истину Л. понимал как соответ­ствие идей объектам и связей между идеями связям между объектами. «Наше познание... реально лишь


постольку, поскольку наши идеи сообразны с действи­тельностью вещей» (Избр. филос. произв., т. 1, с. 548— 549). Иногда Л. сбивался на идеалистич. понимание истины, считая познание восприятием «... связи и соответствия, либо несоответствия и несовместимо­сти наших... идей» (там же, с. 514). Те же тенденции к интроспекционизму проявились у Л. в принятии интуи­ции. Понимание Л. истины как соотношения идей пе­реносило центр тяжести вопроса на отношения между идеями и противоречило его же утверждению о том, что идеи первичных качеств истинны и что, следова­тельно, элементы знания (идеи) сами могут быть зна­нием.

Этич., педагог и ч. и социолог и ч. взгляды. В этике Л. перекрещиваются две тен­денции: главная из них состоит в отождествлении добра с длительным удовольствием (здоровье, добрая слава и т. п.) и пользой человека (она повлияла на фор­мирование франц. просветителей 18 в.), вторая, побоч­ная, —в определении добра через добровольное подчи­нение людьми их поступков божеств, и граждан, зако­нам, а также обществ, мнению своей страны. Противоре­чие между данными точками зрения Л. пытался преодо­леть, указывая, что законы природы суть именно «ветЕь» божеств, закона, дедуктивно из него выводимые. Раз­витое Л. понимание человеч. природы, согласно к-рому возможны взаимопомощь ощущений, эмоций и ра­зума в определении верного пути жизни, оказало воздействие на концепции Вольтера, Гельвеция и др. франц. просветителей. В английской же философии оно было разрушено Юмом, утверждавшим неустра­нимый разлад между разумом, неспособным якобы быть путеводителем людей в практич. жизни, и их повседневными инстинктами и привычками, подчи­няющими себе мышление и не ведущими ни к знанию, ни к моральным идеалам.

Целью педагогики Л. было формирование крепкого телом и духом благовоспитанного джентльмена, стре­мящегося к приобретению знаний, практически полез­ных для предпринимательской и торговой деятель­ности. Воспитание должно быть строго индивидуаль­ным, учитывать естественные склонности и способно­сти. Наиболее прогрессивными педагогич. идеями Л. были тезисы о решающем влиянии среды на воспи­тание и образование и о значении наглядности в обу­чении .

В социологич. взглядах Л. получила отражение его идея политич. компромисса буржуазии с дворянством. Л. был одним из родоначальников англ. бурж. либе­рализма. В «Двух трактатах об управлении государ­ством» («Two treatises of government», 1690) им была, в ходе критики феод.-патриархальпой концепции Р. Филмера, развита теория бурж. парламонтарно-монархич. конституц. гос-ва, направленная как про­тив легитимистов, так и против демократов-респуб­ликанцев. Л.— сторонник отделения верховной зако-нодат. власти (парламент) от власти исполнительной (со включением судебной и военной) и «федеративной», т. е. внешних сношений (министры и король). Теория разделения властей отражала практически сложив­шееся разделение власти между буржуазией и.обуржу­азившимися дворянами. Эту политич. концепцию Л. пытался обосновать социологически: по его мнению, обществ, договор создал правительств, власть, обязан­ную охранять «естественные права» людей: личную свободу и частную собственность. В отличие от Гоб­бса, Л. считал, что пр-во обязано само подчиняться за­конам, в противном случае нация возвращает себе право суверена, т. е. право насильственно расторгнуть договор с данным пр-вом и образовать новое, к-рому и передается вновь суверенитет. Л. полагал, что в ус­ловиях Англии такой случай только что произошел и в повторении не нуждается. Так, Л. узаконивал при-


ЛОКК — ЛОМОНОСОВ 251


ход к власти бурж.-дворянской партии Вильгельма Оранского.

Взгляды Л. сыграли большую роль в последующей истории философии, хотя в силу противоречивост'и их использование было двойственным. С одной сто­роны, его идеи разрабатывали Толанд, Пристли, Кондильяк, франц. материалисты (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 139, 142, 144, 147), к-рые, как, напр., Ламетри и Гельвеций, отбросили его идею рефлексии и понятие бога-Мысли, высказанные Л. в 33 гл. кн. II «Опыта...», положили начало разработке ассоциативной психо­логии (Юм, Пристли, Гартли). Локкова теория вос­питания оказала влияние на этич. и социологич. уче­ние Гельвеция, а затем и на концепции утопия, со­циализма начала 19 в. и передовые педагогич. идеи 18—19 вв. С др. стороны, его учение об опыте было развито Беркли и Юмом в направлении субъективного идеализма. «И Веркли и Дидро,— писал Ленин,-— вышли из Локка» (Соч., т. 14, с. 113).

Философию Л. ныне стремятся использовать в ин­тересах субъективного идеализма англо-амвр. позити­висты (напр., Айер, см. «The problem of knowledge», Edinb., 1957, p. 108) и «общие семантики» (Хаякавй), к-рые свое понимание теории познания как процесса оперирования исходными чувств, данными и чисто условными знаками возводят к Л. (через Беркли и Юма) и игнорируют признание Л. объективного источ­ника идей внешнего опыта (ощущений). Витгенштейн субъективистски преобразовал учение Л. об обобщени­ях, выдвинув т. н. концепцию «семейных сходств» меж­ду чувств, данными, зависящих от конвенционально установленных способов употребления слов (см. «Phi­losophical investigations», тезис 67 и др.).

Соч.: Опыт о человеческом разуме (An essay concer­ning human understanding, 1690) — гл. филос. произведение Л., излагающее его теорию познания, над к-рым Л. с пере­рывами работал почти 20 лет. К 1685 относится вариант первых двух книг «Опыта...», известный под названием «Набросок С» («Draft С»). Извлечение из «Опыта...» было опубликовано на франц. языке в 1688 в журн. «Bibliotheqtfe universelle et historique». Сохранилось два относящихся к 1671 черновых наброска «Опыта...», обнаруживающие значит, влияние на Л. идей Гассенди. Первый из них («Draft А») опубликовал Р. Арон в Оксфорде в 1936; второй («Draft В») — В. Рэнд в издании Гарвардского ун-та в 1931 -«Опыт...» состоит из четырех книг. В 1-й книге содержится критика теории врожденных идей; во 2-й — учение об опыте, классификации идей и образовании сложных идей, а такя<е анализ проблемы субстанции. В 3-й рассмотрены вопросы роли языка в познании; образования общих понятий через абстракцию; 4-й книге — задачи и границы познания, проб­лема истины и соотношения веры и знания. Точка зрения Л. по последнему вопросу послужила основанием тому, что папа Климент XII своим бреве от 1734 внес книгу Л. в список запрещенных для католиков книг. Лучшее англ", издание «Опыта...» с обстоят, комментариями А. Фрейзера издано в двух томах (Oxford, 1894) «Опыт...» входил во все издания соч. Л. начиная с 1714.В 1700 он был издан во франй-и в голл. переводах, в 1701 в лат., в 1755 и 1757 — в нем-переводах. На рус. яз. «Опыт...» издан в переводе А. Н. Са­вина в 1898 отдельно, а в 1960 в «Избр. филос. произв.», на польском — в 1921 (не полностью) и в 1955 в переводе Б. Гавецкого.

Works, v. 1—3, L., 1714; 10 ed., v. 1 — 10, L-, 1801; (new ed.), v. 1—2, L., 1877; Philosophical works, v. 1—2, L-, 1889; Essays on the law of nature, Oxf., 1954; в рус. пер.— Мысли о воспитании, 3 изд., М., 1913; Мысли о воспитании и о воспитании разума, вып. 1—3, СПБ, 1913; Педагогические соч., М., 1939; Избр. филос. произв., т. 1—2> [1 т. со вступ. ст. и под ред. И. С. Нарского, 2 т. под реД-А. А. Макаровского], М., 1960.

Лит.; М а р к с К., Капитал, т. 1, [М.], 1955 (см. Ука­затель); его же, К критике политич. экономии, [M.J, 1953 (см. Указатель); Маркс К. и Энгельс ф., Избранные письма, [М.], 1953, с. 429; Э и г е л ь с Ф., Анти-Дюринг, [М.], 1957 (см. Указатель); Серебре й-никовВ., Учение Л. о прирожденных началах знания и деятельности, СПБ, 1892; Г р е б е н е в К. В., Д. Л. Популярный очерк его жизни и учения, М.— Л., 1929; История философии, т. 2, [М.1, 1941, с. 213 — 23; С у &• бот и н А. Л., Принципы гносеологии Л., «Вопр. фило­софии», 1955, № 2; С а х а р о в а Т. А., Новое о Л., там же, 1956, Л? 5; История философии, т. 1, М., 1957, с. 433—39; 3 а иче н к о Г. А., К вопросу о скептицизме в теории познания Д. Л, «Филос. науки» (Науч. докл. высшей


школы), 1959, М 4; его ж е, Философия Д. Л., М., 1959; НарскийИ. С., Философия Д. Л., М., 1960; Fox В о u r n e H. R., The life of J. L., v. 1—2, L., 1876; Ma­rion H., J. Locke. Sa vie et son oeuvre, 2 ed., P., 1893; FraserA. C, Prolegomena biographical, critical and historical, в кн.: Lock J., An essay concerning human understanding, v. 1—2, Oxf., 1894; Alexanders., Locke, L., 1908; D i d i e r J., J. Locke, P., 1911; Gib­son J., Lock's theory of knowledge and its historical rela­tions, Camb., 1917; С a r 1 i n i A., La filosofia di G. L., Firenze, 1928; King, [P.], The life of J. L., with extracts from his correspondence, journals and commonplace books, new ed., v. 1—2, L., 1930; McLachlan H., Religions opinions of Milton, Locke and Newton, Manch., 1941; GonghJ.W,, J. Lock's political philosophy, Oxf., 1950; Kleramt A., J. Locke, Meisenheim — W., 1952; Aaron JR., J. Locke, 2 ed., Oxf., 1955; В о n n о G., Les relations intelleotuelles de L. avec la France (D'apres des documents inedits), Berk.—Los Ang., 1955; YoltonJ. W., J. L. and the way of ideas, Oxf., 1956; С г о n s t о n M. W., J. Locke; a biography, N. Y., 1957; M e h r i n g F., J. Lo­cke, Gesammelte Schriften, Bd 13, В., 1961, S. 31—35 (впер­вые опубл. в журн. «Neue Zeit», 23 Jg., 1904/05, Bd 1); MacphersonC. В., The political theory of possessive individualism. Hobbes to Locke, Oxf., 1962.

И. Нарский. Москва.

Л0МВР030(Lombroso), Чезаре (18 ноября 1836 — 19 окт. 1909) — итал. психиатр и криминалист. Осно­ватель антропологич. направления совр. бурж. кри­миналистики. Л. развил теорию о биологич. обуслов­ленности уголовной преступности. Первоначально Л. толковал преступность как атавизм, далее он развивал взгляд на преступника как на помешанного и эпилеп­тика. Л. не только утверждал предопределенность преступности индивида. Он биологизировал юридич. функции гос-ва, отождествляя их с защитной реак­цией животных, он рассматривал революцию как ре­зультат деятельности гениальных и психически ненор­мальных людей, к-рым, в отличие от консерватив­ного большинства, физиологически свойственно стрем­ление к переменам. То же стремление, обнаруживающе­еся в виде выраженной патологии, ведет, по мнению Л., к «бунту». Теории Л. оказали значит, влияние на бурж. криминологов и характерологов, напр. Креч-мера или Хутона. Интерес к концепциям Л. со стороны бурж. криминалистики, несомненно, в значит, мере определяется их объективно реакц. социальной напра­вленностью.

С оч.: II delitto politico e le rivoluzioni..., Torino, 1890 (совм. с R. Laschi); La donna delinquente..., Torino, 1893 (совм. с G. Ferrero); L'uomo delinquente, v. 1—3, 5 ed., Torino, 1896—97; в рус. пер.: Любовь у помешанных, О., 1889; Новейшие успехи науки о преступнике, СПБ, 1892: Гениальность и помешательство, 3 изд., СПБ, 1895.

Лит.: Чиж В., Криминальная антропология, «Се­верный вестн.», 1892, № 3, отд. 1, с. 161—83; 3 а к р ей­ский И., Об учениях уголовно-антропологич. школы, X., 1893; Ф е р р и Э., Уголовная социология, ч. 1—2. пер. с франц., СПБ, 1910 — 12; KurellaH., С. L. als Mensch und Forscher, Wiesbaden, 1910; Lombroso-Ferrero G., C. Lombroso, storia della vita e delle opc-re narrata della figlia, Torino — N. Y., 1915; FerrariG., C. Lombroso, 3 ed., Torino, 1915; H о о t о n E. A., Crime and the man, Camb., 1931; его же, The American cri­minal: an anthropological study, Camb., 1939; L i n d e s-m i t h С f. A. and L e v i n Y., The Lombrosian mytli in criminology, «Amer. J. Soc», 1937, № 42, p. 653—67; V о 1 d G. В., Theoretical criminology, N. Y., 1958.

M. Роговин. Москва.

ЛОМОНОСОВ,Михаил Васильевич [8(19) нояб. 1711 — 4(15) апр. 1765] — рус. ученый и мыслитель-материалист. Род. в дер. Мишанинской Архангельской губ. в семье крестьянина-помора. В 1730 ушел учиться в Москву. Учился в Славяно-греко-лат. академии в Москве, Киевской духовной академии, ун-те при Петерб. АН. В 1736—41 _ продолжал образование в Германии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.