Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ 209 1 страница




строить алгоритм, который бы по двум спискам ак­сиом 1У и 12 распознавал бы, эквивалентны ли соот­ветствующие исчисления высказываний, и др.). Интересные результаты, относящиеся к проблеме ашинного поиска логич. вывода, — прежде всего ;:едствами классич. Л. в., — были доложены на Первом всесоюзном симпозиуме на эту тему, состо­явшемся в г. Тракай 1—7 июля 1964, Н. А. Шани­ным и его учениками.

Системой Л. в. особого рода, в которой операции конъюнкции, дизъюнкции и отрицания определяются таблично (обычным образом), формализация же ло­гич. следования осуществляется с помощью знака •■1-трогой импликации», вводимого только системой аксиом и правил, является логика «строгой импли­кации» (см. Импликация).

Лит.: Жегалкин И. И., О технике вычислений предложений в символич. логике, Матем. сб., т. 34, 1927, вып. 1; Гильберт Д. иАккерман Б., Основы тео­ретической логики, пер. с нем., М., 1947; Тарский А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, М., 1948; П и л ь ч а к Б. 10., Об исчислении задач, «Укр. матем. ж.», 1952, т. 4, № 2; Ш а н и и Н. А., О некоторых логич. проблемах арифметики, в сб.: Тр. Матем. ин-та им.

B. А. Стеклова, т. 43, М., 1955; [см. ст.:] Яблонский

C. В., К у з н е ц о в А. В., там же,т. 51, М., 1958; В о р о б ь-
евН.Н.,Новый алгорифм выводимости в конструктивном
исчислении высказываний, там же, т. 52, М.—Л., 1958; Н о-
в и к о в П. С, Элементы математической логики, М., 1959;
Гудстейн Р. Л., Математическая логика, пер. с англ.,
М., 1961; Беркли Э., Символическая логика и разумные
машины, М., 1961 (имеется библиография); Кобрин-
ский Н. Е.иТрахтенброт Б. А., Введение в тео­
рию конечных автоматов, М., 1962; Г л у ш к о в В. М.,
Синтез цифровых автоматов, М., 1962; Колдуэлл С,
Логич. синтез релейных устройств, пер. с англ., М., 1962;
В а Н X а о, На пути к механич. математике, в кн.: Кибер­
нетический сборник, [т.] 5, М., 1962; Донченко В. В.,
Некоторые вопросы, связанные с проблемой разрешения
для исчисления строгой импликации Аккермана, веб.: Про­
блемы логики, М., 1963; Кемени Д ж., С не л л Дж.,
Томпсон Д ж., Введение в конечную математику, пер.
с англ., М.,1963; Н i I b e r t D., В с г п а у s P., Grundlagen
der Mathematik, Bd 1, В., 1934; Gentzen G., Untersu-
chungen liber das logische Schliessen I—II, «Math. Z.», 1934,
Bd 39, H. 2, 3; С u г г у Н. В., Lecons de logique algebrique,
P., 1952; Rosser J.-В., Logic for mathematicians, N. Y.,
1953; Lorenzen P., Einfuhrung in die operative Logik
und Mathematik, В.—Gott.—Hdlb., 1955: Quins W. v.
0., Mathematical logic, Camb., 1955; Lukasiewicz
J. and Tarski A., Investigations into the sentential
calculus, в кн.: Tarski A., Logic, semantics, metamathe-
matics, Oxf., 1956, p. 38—59; Curry H. В., A theory of
formal diducibility, Notre Dame (Ind.), 1957; Lorenzen
P., Pormale Logik, В., 1958; Asser G., Einfuhrung in die
mathematische Logik, Tl 1, Lpz., 1959; "H i 1 b e r t D.,
Ackermann W., Grundziige der theoretischen Logik,
4 Aufl., В.—Gott.—Hdlb., 1959; S с h u t t e K., Beweistheo-
rie, В., 1980; Scott D., Completriess proufs for the intuition-
istic sentential calculus, в кн.: Summaries of talks pros, at the
Summer Inst. f. Symb. Logic, 2 ed., 1960, p. 231—41; Beth
E.W., Formal methods, Dordrecht, [1962]. Библ. см. в кн.:
К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ.,
М., 1957; Ч ё рч А., Введение в метаматематич. логику,
[т.] 1, пер. с англ., [М. 1,4960. С. Яновская. Москва.

ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ— наука о наи­более общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Эти законы отражаются в виде особых понятий — логич. категорий. Поэтому Л. д. можно определить и как науку о диалектич. кате­гориях. Представляя собой систему диалектич. катего­рий, она исследует их взаимную связь, последователь­ность и переходы одной категории в другую.

Предмети задачи Л. д. Логика диалектическая исхо­дит из материаластич. решения основного вопроса фи­лософии, рассматривая мышление как отражение объек­тивной реальности. Этому пониманию противостоя­ли и противостоят идеалистич. концепции Л. д., исходящие из представления о мышлении как о са­мостоятельной сфере, независящей от окружающего теловека мира. Борьба между этими двумя взаимно исключающими интерпретациями мышления и ха­рактеризует всю историю философии и логики.

Существует логика объективная, к-рая ца­рит во всей действительности, исубъективная


логика, к-рая есть отражение в мышлении господ­ствующего во всей действительности движения путем противоположностей. В этом смысле Л. д является субъективной логикой. Кроме того, Л. д. можно оп­ределить и как науку о наиболее общих законах свя­зей и развития явлений объективного мира. Л. д. «... есть учение не о внешних формах мышления, а о за­конах развития „всех материальных, природных и духовных вещей", т. е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира» (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 80—81).

Л. д. как наука совпадает с диалектикой и с тео­рией познания: «...не надо 3-х слов: это одно и то же» (там же, с. 315).

Л. д. обычно противопоставляют формальной ло­гике (см. также ст. Логика). Это противопоставление связано с тем, что формальная логика изучает фор­мы мышления, отвлекаясь и от их содержания и от развития мышления, тогда как Л. д. исследует логич. формы в связи с содержанием и в их история, разви­тии. Отмечая различие между формальной и диалек­тической, содержательной логикой, нельзя их про­тивопоставление преувеличивать. Они тесно связаны между собой в реальном процессе мышления, а также в его изучении. Л. д. под определ. углом зрения рас­сматривает и то, что является предметом рассмотрения формальной логики, а именно — учение о понятии, суждении, умозаключении, научном методе; она вклю­чает в предмет своего исследования ее филос, методо-логич. основы и проблемы.

Задача Л. д. заключается в том, чтобы, опираясь на обобщения истории науки, философии, техники и творчества вообще, исследовать логич. формы и за­коны научного познания, способы построения и за­кономерности развития научной теории, вскрыть ее практические, в частности экспериментальные, осно­вы, выявить способы соотнесения знания с его объек­том и т. д. Важной задачей Л. д. является анализ исторически сложившихся методов науч. познания и выявление эвристич. возможности того или иного метода, границы его применения и возможности появ­ления новых методов (см. Методология). Развиваясь на основе обобщения обществ, практики и достиже­ний наук, Л. д., в свою очередь, играет огромную роль по отношению к конкретным наукам, выступая в ка­честве их общей теоретич. и методологич. базы (см. Наука).

Особую роль по отношению к Л. д. играет история философии как наука. Последняя, по сути дела, есть та же Л. д. с тем отличием, что в Л. д. мы имеем после­довательное развитие абстрактных логич. понятий, а в истории философии — последовательное развитие тех же понятий, но только в конкретной форме сме­нявших друг друга филос. систем. История филосо­фии подсказывает Л. д. последовательность развития ее категорий. Последовательность развития логич. категорий в составе Л. д. диктуется прежде всего объективной последовательностью развития теоретич. знаний, к-рые, в свою очередь, отражают объектив­ную последовательность развития реальных истори­ческих процессов, очищенных от нарушающих их случайностей и не имеющих существ, значения зигза­гов (см. Логическое и историческое). Л. д. представляет собой цельную, но отнюдь не законченную систему: она развивается и обогащается вместе с развитием явлений объективного мира и вместе с прогрессом человеч. знания.

ИсторияЛ. д. Диалектическое мышление имеет древнейшее происхождение. Уже первобытное мыш­ление было проникнуто сознанием развития, диалек­тикой. Древневосточная, а также антич. философия создали непреходящие образцы диалектич. теорий. Ан-


210 ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ


тич. диалектика, основанная на живом чувств, вос­приятии материального космоса, уже начиная с пер­вых представителей греч. философии твердо форму­лировала всю действительность как становящуюся, как совмещающую в себе противоположности, как вечно подвижную и самостоятельную. Решительно все философы ранней греч. классики учили о всеобщем и вечном движении, в то же самое время представляя себе космос в виде завершенного и прекрасного цело­го, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Это была универсальная диалектика движения и по­коя. Философы ранней греч. классики учили, далее, о всеобщей изменчивости вещей в результате пре­вращения какого-нибудь одного основного элемента (земля, вода, воздух, огонь и эфир) во всякий другой. Это была универсальная диалектика тождества и раз­личия. Далее, вся ранняя греч. классика учила о бытии как о чувственно воспринимаемой материи, усматривая в ней те или др. закономерности. Числа пифагорейцев, по крайней мере в раннюю эпоху, со­вершенно неотделимы от тел. Логос Гераклита есть мировой огонь, мерно вспыхивающий и мерно угасаю­щий. Мышление у Диогена Аполлонийского есть воз­дух. Атомы у Левкиппа и Демокрита есть геометрич. тела, вечные и неразрушимые, не подверженные ни­каким изменениям, но из них составляется чувствен­но воспринимаемая материя. Вся ранняя греч. клас­сика учила о тождестве, вечности и времени: все веч­ное протекает во времени, а все временное содержит в себе вечную основу, откуда и теория вечного круго­ворота вещества. Все создано богами; но сами боги есть не более, как обобщение материальных стихий, так что в конце концов космос никем и ничем не соз­давался, а возник сам собой и постоянно возникает в своем вечном существовании.

Итак, уже ранняя греч. классика (6—5 вв. до н.э.) продумала основные категории Л. д., хотя, находясь во власти стихийного материализма, она была далека от системы этих категорий и от выделения Л. д. в осо­бую науку. Гераклит и др. греч. натурфилософы дали формулы вечного становления как единства противо­положностей. Аристотель считал первым диалектиком элейца Зенона (А 1.9.10, Diels9). Именно элеаты впер­вые резко противопоставили единство и множество, или мысленный и чувственный мир. На основе фило­софии Гераклита и элеатов, в условиях нарастающего субъективизма, в Греции, естественно, возникла чисто отрицательная диалектика у софистов, к-рые в не­престанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеч. знания и доводили Л. д. до полного нигилизма, не исключая и морали. Впрочем, жизненные и житей­ские выводы из диалектики делал уже и Зенон (А 9. 13). В этом окружении Ксенофонт изображает своего Сок­рата, стремящимся давать учение о чистых понятиях, но без софистич. релятивизма, ища в них наиболее общие элементы, разделяв их на роды и виды, обяза­тельно делая отсюда моральные выводы и пользуясь методом собеседования: «Да и само слово „диалекти­ка",— говорил он,— произошло оттого, что люди, со­вещаясь в собраниях, разделяют предметы по родам...» (Мешог. IV 5, 12).

Ни в каком случае нельзя снижать роль софистов и Сократа в истории Л. д. Именно они, отойдя от слиш­ком онтологич. Л. д. ранней классики, привели в бур­ное движение человеч. мысль с ее вечными противо­речиями, с ее неустанным исканием истины в атмосфере ожесточенных споров и погоней за все более и более тонкими и точными мыслительными категориями. Этот дух эристики (споров) и вопросо-ответной, разговор­ной теории диалектики отныне стал пронизывать всю антич. философию и всю свойственную ей Л. д. Этот дух чувствуется в напряженно-мыслительной


ткани платоновских диалогов, в различениях у Ари­стотеля, в словесно-формалнстич. логике стоиков и да­же у неоплатоников, к-рые при всей своей мистич. на­строенности бесконечно погружались в эристику, в диалектику тончайших категорий, в интерпретацию старой и простой мифологии, в изощренную система­тику всех логич. категорий. Без софистов и Сократа немыслима античная Л. д. и даже там, где она не имеет ничего общего с ними по своему содержанию. Грек — всегдашний говорун, спорщик, словесный эквилиб­рист. Такова же и его Л. д., возникшая на основах софистики и сократовского метода диалектического разговора.

Продолжая мысль своего учителя и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоятельную дей­ствительность, Платон под диалектикой понимал не только разделение понятий на четко обособленные ро­ды (Soph. 253 D. ел.) и не только искание истины при помощи вопросов и ответов (Crat. 390 С), но и «зна­ние относительно сущего и истинного сущего» (Phileb. 58 А). Достигнуть этого он считал возможным толь­ко при помощи сведения противоречащих частностей в цельное и общее (R. Р. VII 537 С). Замечательные образцы этого рода античной идеалистической Л. д. содержатся в диалогах Платона «Софист» и «Пар-менид».

В «Софисте» (254 В—260 А) дается как раз диалек­тика пяти основных диалектич. категорий —движения, покоя, различия, тождества и бытия, в результате че­го бытие трактуется здесь у Платона в качестве ак­тивно самопротиворечащей координированной раздель­ности. Всякая вещь оказывается тождественной сама с собой и со всем другим, различной сама с собой и со всем другим, а также покоящейся и подвижной в са­мой себе и относительно всего другого. В «Пармениде» Платона эта Л. д. доведена до крайней степени под­робности, тонкости и систематики. Здесь сначала дается диалектика единого, как абсолютной и неразличимой единичности, а затем и диалектика едино-раздельного целого, как в отношении его самого, так и в отноше­нии всего иного, к-рое от него зависит (Parm. 137 С— 166 С). Рассуждения Платона о разных категориях Л. д. рассыпаны по всем его произведениям, из чего можно указать хотя бы на диалектику чистого станов­ления (Tim. 47 Е —53 С) или диалектику космич. един­ства, стоящего выше единства отдельных вещей и их суммы, а также выше самого противопоставления субъекта и объекта (R. Р. VI, 505 А—511 А). Недаром Диоген Лаэртский (III, 56) считал изобретателем диа­лектики именно Платона.

Аристотель, поместивший платоновские идеи в пре­делах самой материи и тем самым превративший их в формы вещей и, кроме того, присоединивший сюда учение о потенции и энергии (как равно и ряд др. анало­гичных учений), поднял Л. д. на высшую ступень, хотя всю эту область философии он называет не Л. д., но «первой философией». Термин «логика» он сохра­няет за формальной логикой, а под «диалектикой» он понимает учение о вероятных суждениях и умозаклю­чениях или о видимости (Anal, prior. И, 24а 22 и др. места).

Значение Аристотеля в истории Л. д. огромно. Его учение о четырех причинах — материальной, фор­мальной (вернее, смысловой, эйдетической), движущей и целевой — трактовано так, что все эти четыре причи­ны существуют в каждой вещи совершенно неразличи­мо и тождественно с самой вещью. С совр. т. зр. это, несомненно, есть учение о единстве противополож­ностей, как бы сам Аристотель ни выдвигал на первый план закон противоречия (вернее сказать, закон не­противоречия) как в бытии, так и в познании. Учение Аристотеля о перводвигателе, к-рый мыслит сам же себя, т. е. является сам для себя и субъектом и объек-


ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ 211


том, есть не что иное, как фрагмент все той же Л. д. Правда, знаменитые 10 категорий Аристотеля рассмат­риваются у него раздельно и вполне описательно. Но в его «первой философии» все эти категории трактова­ны достаточно диалектично. Наконец, не нужно низ­ко ставить то, что он сам называет диалектикой, а именно систему умозаключений в области вероятных допущений. Тут уж во всяком случае Аристотель дает диалектику становления, поскольку сама вероятность только и возможна в области становления. Ленин говорит: «Логика Аристотеля есть запрос, искание, подход к логике Гегеля, а из нее, из логики Аристотеля (который всюду, на каждом шагу, ставит вопрос именно о диалектике) сделали мерт­вую схоластику, выбросив все поиски, колебания, приемы постановки вопросов» (Соч., т. 38, с. 366).

У стоиков «только мудрый — диалектик» (SVF П фр. 124; III фр. 717 Arnim.), а диалектику они опреде­ляли как «науку правильно беседовать относительно суждений в вопросах и ответах» и как «науку об истин­ном, ложном и нейтральном» (II фр. 48). Судя по тому, что у стоиков логика делилась на диалектику и рито­рику (там же, ср. I фр. 75; II фр. 294), понимание Л. д. у стоиков совсем не было онтологическим. В противо­положность этому эпикурейцы понимали Л. д. как «канонику», т. е. онтологически и материалистически (Diog. L. X 30).

Однако если принимать во внимание не терминоло­гию стоиков, но их фактич. учение о бытии, го в ос­новном и у них находим гераклитовскую космологию, т. е. учение о вечном становлении и о взаимном превра­щении элементов, учение об огне-логосе, о материаль­ной иерархии космоса и гл. отличие от Гераклита в виде настойчиво проводимой телеологии. Т. о., в уче­нии о бытии стоики тоже оказываются не только мате­риалистами, но и сторонниками Л. д. Линию Демо­крита — Эпикура — Лукреция тоже ни в каком случае нельзя понимать механистически. Появление у них каждой вещи из атомов тоже есть диалектич. скачок, поскольку каждая вещь несет с собой совер­шенно новое качество в сравнении с теми атомами, из к-рых она возникает. Известно также антич. упо­добление атомов буквам (67 А 9, см. также в кн.: «Древнегреч. атомисты» А. Маковельского, с. 584): цельная вещь появляется из атомов так же, как тра­гедия и комедия из букв. Явно, атомисты проду­мывают здесь Л. д. целого и частей.

В последние столетия античной философии диалек­тика Платона получила особенно большое развитие. У Плотина имеется специальный трактат о диалектике (Ennead. 1 3); и чем дальше развивался неоплатонизм до конца антич. мира, тем более утонченной, скрупу­лезной и схоластичной становилась здесь Л. д. Впол­не диалектична основная неоплатоновская иерархия бытия: единое, к-рое является абсолютной единично­стью всего сущего, сливающей в себе все субъекты я объекты и потому неразличимой в себе; числовая раздельность этого единого; качественная наполнен­ность этих первочисел, или Нус-ум, представляющий собой тождество универсального субъекта и универ­сального объекта (заимствовано у Аристотеля) или мир идей; переход этих идей в становление, к-рое являет­ся движущей силой космоса, или мировая душа; про­изведение и результат этой подвижной сущности ми­ровой души, или космос; л наконец, постепенно убы­вающие в своем смысловом наполнении космич. сферы, начиная от неба и кончая землей. Диалектично в нео­платонизме также и само это учение о постепенном и непрерывном излиянии и саморазделении первоначаль­ного единого, т. е. то, что обычно называется в антич. и ср.-век. философии эманационизмом (Плотин, Порфи-рий, Ямвлих, Прокл и мн. др. философы конца антич­ности 3—6 вв.). Здесь — масса продуктивных диалек-


тич. концепций, но все они, ввиду специфич. осо­бенностей данной эпохи, часто даются в форме мистич. рассуждений и скрунулезно-схоластич. систематики. Диалектически важна, напр., концепция раздвоения единого, взаимоотражения субъекта и объекта в по­знании, учение о вечной подвижности космоса, о чи­стом становлении и др.

В результате обзора антич. Л. д. необходимо ска­зать, что здесь были продуманы почти все гл. кате­гории этой науки на основе сознательного отношения к стихии становления. Но ни антич. идеализм, ни ан­тич. материализм не могли справиться с этой задачей ввиду своей созерцательности, слияния идеи и мате­рии в одних случаях и разрыва их в др. случаях, ввиду примата религиозной мифологии в одних случаях и просветительского релятивизма в др. случаях, ввиду слабой осознанности категорий как отражения дей­ствительности и ввиду постоянного неумения пони­мать творч. воздействие мышления на действитель­ность. В значительной мере это относится также и к ср.-век. философии, в к-рой место прежней мифологии заняла др. мифология, но Л. д. и здесь по-прежнему оставалась скованной слишком слепым онтологизмом.

Господство монотеистич. религий в ср. века пе­ренесло Л. д. в область богословия, используя Ари­стотеля и неоплатонизм для создания схоластически разработанных учений о личном абсолюте.

В смысле развития Л. д. это было шагом вперед, т. к. филос. сознание постепенно приучалось чувст­вовать свою собственную силу, хотя и возникающую из персоналистски понимаемого абсолюта. Христиан­ское учение о троичности (напр., у капиадокийцев — Василия Великого, Григория Назианзина, Григория Нисского — и вообще у множества отцов и учителей церкви, хотя бы, напр., у Августина) и арабско-еврей-ское учение о социальном абсолюте (напр., у Ибн Рош-да или в Каббале) строились по-преимуществу методами Л. д. Утвержденный на двух первых вселенских собо­рах (325 и 381) символ веры учил о божественной субстанции, выраженной в трех лицах, при полном тож­дестве этой субстанции и этих лиц и при полном их различии, а также и при самотождественном развитии самих лиц: исходное лоно вечного движения (отец), расчлененная закономерность этого движения (сын или бог-слово) и вечное творч. становление этой неподвижной закономерности (дух святой). В науке уже давно выяснена связь этой концепции с платоно-аристотелевской, стоич. и неоплатонич. Л. д. Наибо­лее глубоко эта Л. д. выражена в трактате Прокла «Элементы богословия» и в т. н. «Ареопагитиках», пред­ставляющих собой христианскую рецепцию проклизма. То и другое имело большое значение во всей ср.-век. Л. д. (см. А. И. Бриллиантова, Влияние восточного богословия на западное в творениях Иоанна Скота Эриугены, 1898).

Эта Л. д., основанная на религ.-мистич. мышлении, дошла до Николая Кузанского, построившего свою Л.д. как раз на Прокле и ареопагитиках. Таковы учения Николая Кузанского о тождестве знания и незнания, о совпадении максимума и минимума, о вечном движе­нии, о троичной структуре вечности, о тождестве тре­угольника, круга и шара в теории божества, о совпа­дении противоположностей, о любом в любом, о свер­тывании и развертывании абсолютного нуля и т. д. Кроме того, у Николая Кузанского антично-ср.-век. неоплатонизм смыкается с идеями зарождающегося математич. анализа, так что в понятие самого абсолю­та вносится идея вечного становления, и сам абсолют начинает пониматься как своеобразный и всеохваты­вающий интеграл или, в зависимости от т. зр., диф­ференциал; у него фигурируют такие, напр,, понятия, как бытие — возможность (posse—fieri). Это есть по­нятие вечности, являющейся вечным становлением


212 ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ


вечной возможностью всего нового и нового, что и яв­ляется ее подлинным бытием. Т. о., инфинитезималь-ный принцип, т. е. принцип бесконечно малого, опре­деляет собой бытийную характеристику самого абсо­люта. Таково же, напр., и его понятие possest, т. е. posse est, или понятие опять-таки вечной потенции, порождающей все новое и новое, так что эта потенция есть последнее бытие. Тут Л. д. с инфинитезимальной окраской становится весьма четкой концепцией. В этой связи необходимо упомянуть Джордано Бруно, герак-литовски мыслящего пантеиста и предспинозистского материалиста, к-рый тоже учил и об единстве противо­положностей, и о тождестве минимума и максимума (понимая этот минимум тоже близко к нараставшему тогда учению о бесконечно малом), и о бесконечности Вселенной (вполне диалектически трактуя, что ее центр находится повсюду, в любой ее точке), и т. д. Такие философы, как Николай Кузанский и Джорда­но Бруно, все еще продолжали учить о божестве и о божественном единстве противоположностей, но эти концепции у них уже получают инфинитезимальную окраску; а через век или полтора уже появилось и самое настоящее исчисление бесконечно малых, представлявшее собой новый этап в развитии миро­вой Л. д.

В новое время, в связи с восходящей капиталистич. формацией и зависящей от нее индивидуалистич. фи­лософией, в период господства рационалистич. мета­физики математич. анализ (Декарт, Лейбниц, Нью­тон, Эйлер), оперирующий переменными, т. е. бесконеч­но-становящимися функциями и величинами, был не всегда осознанной, но фактически неуклонно назреваю­щей областью Л. д. Ведь то, что в математике называют переменной величиной, является с филос. т. зр. ста­новящейся величиной; и в результате этого становле­ния возникают те или иные предельные величины, к-рые в полном смысле слова оказываются единством противоположностей, как, напр., производная есть единство противоположностей аргумента и функции, не говоря уже о самом становлении величин и о пере­ходе их к пределу.

Необходимо иметь в виду, что исключая неоплато­низм, самый термин «Л. д.» либо вовсе не употреблялся в тех филос. системах ср. веков и нового времени, к-рые по существу своему были диалектическими, либо употреблялся в смысле, близком к формальной логике. Таковы, напр., трактаты 9 в. Иоанна Дамаскина «Диа­лектика» в византийском богословии и «О разделении природы» Иоанна Скота Эриугены в западном богосло­вии. Учения Декарта о неоднородном пространстве, Спинозы о мышлении и материи или о свободе и необ­ходимости или Лейбница о присутствии каждой мо­нады во всякой др. монаде несомненно содержат в себе весьма глубокие диалектические построения, но у самих этих философов диалектической логикой не именуются.

Также и вся философия нового времени тоже была шагом вперед к осознанию того, что такое Л. д. Эмпи­рики нового времени (Ф..Бэкон, Локк, Юм), при всей своей метафизичности и дуализме, постепенно так или иначе приучали видеть в категориях отражение дей­ствительности. Рационалисты, при всем своем субъек­тивизме и формалистич. метафизике, все же приучали находить в категориях некое самостоятельное движе­ние. Были даже попытки нек-рого синтеза того и дру­гого, но попытки эти не могли увенчаться успехом в виду слишком большого индивидуализма, дуализма и формализма буржуазной философии нового времени, возникавшей на основах частного предприниматель­ства и слишком резкого противопоставления «Я» и «не-Я», причем примат и команда всегда оставалась за «Я» в противоположность пассивно понимаемому «не-Я».


Достижения и неудачи такого синтеза в докантов-ской философии можно продемонстрировать, напр., на Спинозе. Первые определения в его «Этике» вполне диалектичны. Если в причине самого себя совпадают сущность и существование, то это есть единство про­тивоположностей. Субстанция есть то, что существует само по себе и представляется само через себя. Это есть также единство противоположностей — бытия и определяемого им же самим представления о нем. Ат­рибут субстанции есть то, что ум представляет в ней как ее сущность. Это — совпадение в сущности того, чего она является сущностью, и ее умственного от­ражения. Два атрибута субстанции — мышление и про­тяжение — есть одно и то же. Атрибутов бесконечное количество, но в каждом из них отражается вся суб­станция. Несомненно здесь мы имеем дело не с чем иным, как с Л. д. И все же даже и спинозизм слишком слепо онтологичен, слишком нечетко учит об отраже­нии и слишком мало понимает обратное отражение бы­тия в самом бытии. А без этого невозможно построить правильную и систематически осознанную Л. д. Классическую для нового времени форму Л. д. соз­дал нем. идеализм, начавший с ее негативной и субъ-ективистич. трактовки у Канта и перешедший через Фихте и Шеллинга к объективному идеализму Гегеля. У Канта Л. д. является не чем иным, как разоблаче­нием иллюзий человеч. разума, желающего обязатель­но достигнуть цельного и абсолютного знания. Т. к. научным знанием, по Канту, является только такое знание, к-рое опирается на чувств, опыт и обосновано деятельностью рассудка, а высшее понятие разума (бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обла­дает, то Л. д., по Канту, и обнаруживает те неминуе­мые противоречия, в к-рых запутывается разум, же­лающий достигнуть абсолютной цельности. Однако эта чисто негативная трактовка Л. д. у Канта имела то ог­ромное историч. значение, что обнаружила в человеч. разуме его необходимую противоречивость. А это в дальнейшем и привело к исканию преодоления этих противоречий разума, что и легло в основу Л. д. уже в положительном смысле.

Надо отметить также и то, что Кант впервые упо­требляет самый термин «Л. д.», настолько большое и самостоятельное значение придавал он этой дисципли­не. Но интереснее всего то, что даже и Кант, как и вся мировая философия, бессознательно все же поддался впечатлению от той огромной роли, к-рую Л. д. иг­рает в мышлении. Вопреки своему дуализму, вопреки своей метафизике, вопреки своему формализму, он, незаметно сам для себя, все же весьма часто пользо­вался принципом единства противоположностей. Так, в главе «О схематизме чистых понятий рассудка» своего основного труда «Критика чистого разума» он вдруг задает себе вопрос: как же это чувственные яв­ления подводятся под рассудок и его категории? Ведь ясно же, что между тем и другим должно быть нечто общее. Это общее, к-рое он называет здесь схемой, есть время. Время связывает чувственно протекающее явление с категориями рассудка, т. к. оно и эмпирич­но, и априорно (см. «Критика чистого разума», П., 1915, с. 119). Тут у Канта, конечно, путаница, потому что по его основному учению время вовсе не есть нечто ч5'вственное, но априорное, так что эта схема вовсе не дает к.-н. объединения чувственности и рассудка. Однако несомненно и то, что, бессознательно для самого себя, Кант понимает здесь под временем ста­новление вообще; а в становлении, безусловно, каж­дая категория в каждый момент возникает и в тот же момент снимается. Так, причина данного явления, ха­рактеризуя собой его происхождение, обязательно в каждый момент этого последнего проявляет сеоя по-разному и по-разному, т. е. постоянно возникает и исчезает. Т. о., диалектич. синтез чувственности

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.