После свержения в Литве Сов. Республики и установления бурж. диктатуры начались преследования марксистов. В течение двух десятилетий в Литве господствовала философия католицизма — неотомизм, гл. представителями к-рой были профессора Теолого-филос. фак-та Каунасского ун-та: П. Бучис (1872—1951) — «Критерии веры» («Tikejimo kriteri-jus», 1919), «Человек и животное» («Zmogus ir gyvulys», 1920), «Краткая апологетика» («Trumpa apologetika», 1922), «Курс теологич. энциклопедии» («Teologijos enciklopedijos kursas», 1925), «Беседа о душе» («Pasikal-bejimas apie siela_», 1930), «Основа жизни» («Gyvenimo pagrindas», 1930) — и П. Довидайтис (р. 1886) — ред. журн. «Kosmos» и «Logos», руководитель клерикальной организации учащихся «Ateitininkai» («Будущ-ники»). Одним из лидеров философии католицизма был прелат Дамбраускас, боровшийся с материализмом гл. обр. в области естествознания и логики. Теоретиком католицизма был С. Шалкаускис (1886 — 1941), пытавшийся «обновить» неотомизм с помощью неопозитивизма; ему принадлежит ряд книг по философии культуры, по нац. вопросу, педагогике и др. (нек-рую ценность представляют работы Шалкауски-са по филос. терминологии на литов. языке). С обострением кризиса бурж. строя в Литве происходит сближение двух реакц. идеологий — католицизма и фашизма. Эту тенденцию наиболее ярко выразил И. Тамошайтис — редактор журналов «Vairas» и «Eranus».
Особое место среди литов. бурж. философов занимает Видунас (1868—1953), испытавший влияние как инд. идеалистич. философии (буддизма и гандизма), • так и воззрений Канта, Гегеля, Л. Толстого и В. Соловьева. В книгах «Тайное величие человека» («Slap-tinga zmogaus didybe», 1907), «Происхождение судьбы» («Likimo kilme», 1908), «Путь человечества» («Zmonijos kelias», 1915), «Жизнь нации» («Tautos gyvata», 1920) и др. Видунас гл. внимание уделял { проблемам человеч. личности. Основой всего суще- ] ствующего он считал абстрактную всеобщую «совокупность», отождествляемую им с богом. Пытаясь доказать первичность мистической «совокупности» и превращение, в конечном итоге, всех явлений в нее, Видунас в кн. «Строение Вселенной» («Visatos sa,ranga», 1907) изобразил сложную систему этих
ЛИТОВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ — ЛИТОВСКИЕ БРАТЬЯ 193
превращений, высказав одновременно диалектич. положения — о всеобщем характере развития, о взаимном превращении количества в качество и обратно, о взаимосвязи всеобщего и единичного и т. д. Утверждая противоречивость антагонистич. общества, Видунас вместе с тем уповал на мирный путь победы добра над злом, категорически отрицая классовую борьбу.
В трудных условиях клерикально-фашистской реакции, в борьбе против идеализма и религии развивалась передовая обществ, и филос. мысль в бурж. Литве. Большую роль в распространении материа-листич. философии в это время сыграл проф. И. Кай-рюкштис (1896—1957, в сов. время — чл.-корр. АН Лит. ССР), к-рый в труде «Философия естествознания» («Gamtos mokslii, 1'ilosofija», 1926), материалистически освещая процесс возникновения органич. природы из неорганич., возникновение жизни и человека, критиковал идеализм и его неопозитивистскую разновидность. Он опубликовал также неск. оригинальных и переводных атеистич. брошюр («Азбука свободной мысли» — «Laisvosios minties ABC», 1934; «Куда идешь, католическая молодежь?» — «Kur eini katalikij jaunime?», 1925; «Христа не было» — «Kri-staus ne buvo»; «Литва в тени крестов» — «Lietuva kryziii seseliuose», и др.).
Материалистич. взгляды в биологии активно пропагандировали проф. Каунасского ун-та П. Авижо-нис (1875—1939), Т. Иванаускас (р. 1882, ныне акад. АН Лит. ССР), И. Дагис (р. 1906, ныне член-корр. АН Лит. ССР), В. Лашас (р. 1892, ныне акад. АН Лит. ССР) и др. Значит, роль в распространении материализма в области естествознания сыграли профессора — астроном П. Славенас (р. 1901, ныне член-корр. АН Лит. ССР) и физик В. Чепинскис (1871 — 1940), хотя последний и сделал ошибку, оценив дарвинизм как метафизич. теорию. Антинауч. и реакц. характер расизма разоблачили проф. И. Бальджюс (р. 1902), Г. Зиманас (р. 1910) и др. Активно выступал против идеализма и религии журн. «Kultura» (1923—41), в к-ром было напечатано много статей по вопросам материалистич. философии и эстетики. В нем историк И. Гальвидис (р. 1896) опубликовал неск. работ по вопросам диалектич. материализма («Диалектически-материалистич. мировоззрение», 1931, «Наука познания диалектич. материализма», 1932, и др.).
Находившаяся в подполье компартия Литвы через свои печатные органы: «Tiesa» («Правда»), «Komunis-tas» («Коммунист»), «Balsas» («Голос»), «Priekalas» («Наковальня») и др., разоблачала бурж. идеологию, пропагандировала марксизм-ленинизм. Используя любые возможности для издания марксистской лит-ры, коммунисты в 1920 организовали в Каунасе кооперативное об-во «Швиеса» («Свет»), к-рое издало книгу К. Маркса «Наемный труд и капитал»; вскоре это об-во было закрыто. В 1926 ЦК КП Литвы организовал др. общество — «Вильнис» («Волна»), издавшее «Принципы коммунизма» Ф. Энгельса, но и оно после фашистского переворота (1926) было ликвидировано. В 1933 в легальной типографии в Каунасе была издана в сокращенном виде работа В. И. Ленина «Карл Маркс» под назв. «О К. Марксе и марксизме», с указанием только инициалов (В. И.) автора. В 1934 под назв. «Три источника» и с указанием на перевод с франц. была изд. работа В. И. Ленина «Три источника и три составных части марксизма». Для выпуска марксистской лит-ры использовались и нелегальные типографии, а также изд-ва за границей. Значит, работу в этом отношении проделали литов. прогрессивные организации в США. В издании марксистской лит-ры на литов. языке большую роль сыграли В. Капсукас и 3. Ангаретис. За время подпольной
деятельности КП Литвы выпустила неск. сот марксистских книг и брошюр, около 300 названий газет и журналов, около 3000 названий листовок.
Установление Сов. власти в 1940 открыло новые возможности для дальнейшего развития марксизма. Во время Отечественной войны снова оживились бурж. идеологи и философы (П. Мацейна и др.); в 1944 они эмигрировали на запад, где включились в антисоветскую и антикоммунистич. пропаганду.
В первые послевоен. годы марксистская мысль в Литле развивалась в трудных условиях ликвидации тяжелых последствий войны и острой классовой борьбы в деревне, разжигаемой бурж. националистами. С восстановлением и развитием экономики, победой колхозного строя и ликвидацией буржуазно-нациоиалистич. группировок марксистское мировоззрение одержало окончат, победу над бурж. идеологией и стало господствующим мировоззрением в Литве. Огромное значение в идеологич. борьбе имело издание на литов. языке произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, сочинений В. И. Ленина и др. марксистской общественно-политич. и филос. лит-ры.
За годы Сов. власти в республике выросли новые филос. кадры (в 1961 — ок. 50 чел.), работающие в вузах и н.-и. учреждениях. В последние годы в республике вышел ряд исследований по проблемам истории обществ .-филос. мысли в Литве: И. Заксас, Борьба материализма в бурж. Литве против религии и идеализма в биологии (I. Zaksas, Meterializmo kova burzuazineje Lietuvoje pries religijcj. ir idealizing biolo-gijoje, 1956), «Расизм и евгеника в буржуазной Литве» («Rasizmas ir eugenika burzuazineje Lietuvoje», 1959); по общефилос. вопросам: В. Мураускас, Религия и мораль (V. Murauskas, Religija ir morale, 1959), «Коммунистическая мораль» («Komunistine morale», 1960); H. Ицкович, Филос. основы господства человека над природой (N. Jckovicius, Zmogaus viespatavimo gam-tai filosofiniai pagrindai, 1959); H. Соловьев, Любовь, брак и семья (N. Solovjovas, Meile, santuoka ir seima, 1958); по филос. вопросам естествознания: Т. Иванаускас, Развитие жизни (Т. Ivanauskas, Gyvybes raida, 1958); С. Павилонис, Происхождение человека (S. Pavilonis, Zmogaus kilme, 1955) и др.; по вопросам религии и атеизма: Ю. Матулис, Наука в борьбе с суеверием и религией (J. Matulis, Mokslas kovoje su prietarais ir religija, 1949); Ю. Юргинис, Казимерас Лищинскис — основоположник атеизма в Литве (J. Jurginis, Kazimieras Lyscinskis—ateizmo pra-dininkas Lietuvoje, 1957); И. Рагаускас, Христианская мораль — орудие эксплуатации трудящихся (J. Hagauskas, Krikscionsikoji dorove — darbo zmoniij isnaudojimo iraniks, 1951), «Как ксендзы обманывают трудящихся?» («Kaip kunigai apgaudineja darbo zmories?», 1954), «Католические религиозные праздники и обряды» («Katalikij religines Svehtes ir apeigos», 1958), «Женщины и религия» («Moteris ir religija», 1959), «Ступайте, месса окончена!» («Ite missa est!», 2 изд., 1960, рус. пер. 1961) и др.; Ю. Жюгжда, Реакционное католич. духовенство — вечный враг литовского народа (J. Ziugzda, Reakcine katalikq, dvasiskija — amzinas lietuvin tautos priesas, 1948) и др.; П. Пакарклис, Экономич. и юридич. положение католич. церкви в Литве (XV—XIX вв.) [Р. Ра-karklis, Ekonomine ir teisine kataliki; baznycios pade-tis Lietuvoje (XV—XlXa.), 1956]; Л. А. Адомаускас, Тайны священного писания (L. Adomauskas, Svon-tarascio paslaptys, 2 изд., 1960) и др.
И. Мацявичус. Вильнюс.
ЛИТОВСКИЕ БРАТЬЯ— представители реформа-ционно-гуманистич. движения в Литве и Белоруссии 16 в. Первоначально движение Л. б. носило шляхетский характер. Видным деятелем Л. б. явился Симон Будный. Порвав с кальвинизмом, Л. б. при-
194 ЛИТТ — ЛИТТРЕ
держивались арианских взглядов (см. Арианство), отрицали божественность природы Христа, не признавали учения церкви о воскресении после смерти, верили в царство божие на земле. Противники упрекали Симона Будного и его сторонников в отрицании бессмертия души, обвиняли их в эпикуреизме.
Социально-политич. требования Л. б. не шли дальше осуждения отд. отрицат. сторон крепостничества. За это Л. б. подвергались критике со стороны представителей крестьянско-плебейских масс, к-рые отрицали крепостничество, проповедовали равенство, выступали против войн. Наиболее последоват. рацио-налистич. воззрения Л. б., а также их утверждения о праве занимать обществ, должности и употреблять оружие вызывали возражения среди умеренного крыла т. н. польских братьев (социниан). На Лукловиц-ком арианском соборе 1582 социниане добились осуждения Симона Будного как еретика. В 17 в. движение Л. б., не получив поддержки нар. масс, пошло на убыль.
Лит.: М а л ы ш е в с к и й И., Подложное письмо половца Ивана Смеры к великому князю Владимиру Свято му, К., 1876; Плисе В., Симон Будный и его сектантская и лит. деятельность в Литве и Зап. Руси, «Христианское чте ние», 1914, т. 242, ч. 1—2; Из истории филос. и общественно- политич. мысли Белоруссии. Избр. произв. XVI — нач. XIX в., Минск, 1962; К о t S., Szymon Budny der grosste Haretiker Litauens im 16. Jahrhundert, в сб.: Studien zur alteren Geschichte Osteuropas, TI I, Graz—Koln, 1956; Украшськ1 письменники. Bio-6i6.iTiorpa0i4. словник, т. 1, К., I960, с. 223. В. Корецкий. Москва.
ЛИТТ(Litt), Теодор (17 дек. 1880— 16 июля 1962) — нем. философ-идеалист; проф. в Бонне (с 1919, затем с 1947) и Лейпциге (с 1920). Сочетал неогегельянство в духе т. н. философии жизни с феноменологией Гуссерля и неокантианством. Работы Л. посвящены преим. вопросам культуры, социологии, педагогики. Осн. филос. вопросы сводятся Л. к учению о науке, наукоучению. Философия, по Л., рассматривает науку как функцию духовной жизни, задача философии — исследование науки как одного из проявлений жизни. Л. противопоставляет наукам о природе «науки о духе», утверждая, что только последние способны преодолеть антитезу познания и жизни, природы и свободы, непреодолимую для естествознания. Гл. выводом из этого выдержанного в духе неокантианства противопоставления естествознания и истории является понятие т.н. духовной жизни как основной всеохватывающей реальности. Духовное характеризуется Л. как внутренне присущий действительности процесс, к-рому свойственна направленность на определ. чувств, переживание. Согласно Л., основой всякого бытия является жизнь, к-рая понимается иррациона-листически, в духе «философии жизни», как целостность чувственно определенных, направленных функций духа, как «особенное душевное содержание конкретного субъекта». Естествознание и науки о духе имеют дело, по Л., не с различными объектами, существующими независимо от науки, а представляют собой различные функции духа. Естествознание трактуется Л. в духе кантовского учения об априорных формах созерцания и мышления, как особый способ априорного категориального синтеза чувственно данного, являющийся проявлением духовной жизни, культуры. Предметом естествознания, с т. зр. Л., оказывается «бездушная вещность» как внешнее проявление духа. Объективность естествознания, всеобщее и необходимое значение положений математики, физики и др. наук является, по Л., свидетельством феноменального характера объектов естеств. наук. Естествознание не понимает, а лишь описывает, измеряет, конструирует. Науки о духе, в отличие от естествознания, постигают свой объект с помощью «понимания», т. е. интуиции, к-рая характеризуется в духе иррационализма как особая сверхинтеллектуальная способность приобщаться к предмету поз-
нания, существовать в нем, переживать особым образом постигаемое содержание. Источником «понимания» является эмоциональное состояние духа, но связанное с чувственным восприятием материального мира.
В социологии Л. отвергает историч. необходимость и сводит содержание обществ.-историч. процесса к свободным решениям индивидуумов. Истолкование историч. фактов, в свою очередь, становится мотивом историч. решения. Иррационалистич. тенденции неокантианской индивидуализирующей концепции истории доводятся Л. до предела. Л. утверждает, что историч. процесс лишен абсолютного смысла и обладает множеством относительных, субъективных смыслов.
С о ч.: Erkenntnis und Leben, Lpz,—В., 1923; Individuum und Gemeinschaft, 2 Auf]., Lpz., 1924; Ethik der Neuzeit, Tl 1—2, Munch.—В., 1926; Wissenschaft, Bildung und Weltanschauung, В., 1928; Geschichte und Leben, 3 Aufl., Lpz.— В., 1930; Moglichkeiten und Grenzen der Padagogik, 2 Aufl., Lpz., 1931; Einleitung in die Philosophie, Lpz.—В., 1933; Die Selbsterkenntnis der Menschen, Lpz., 1938; Mensch und Welt, Milnch., 1948; Denken und Sein, Stuttg., 1948; Kant und Herder..., 2 Aufl., Hdlb., 1949; Naturwisscnschaft und Men-schenbildung, Hdlb., 1952; Hegel, Hdlb., 1953; Die Wieder-erweckung des geschichtlichen Bewusstseins, Hdlb., [1956].. Лит.: P i x b e r g H., Soziologie und Padagogik bei Will-mann, Bavth, Litt und Krieck, 2 Aufl., Langensalza, 1929; Vanselow M., Kulturpadagogik und Sozialpadagogik bei Kerschensteiner, Spranger und Litt, 2 Aufl., В., 1930.
Т. Ойэерман. Москва*
ЛИТТРЁ(Littre), Эмиль (1 февр. 1801—2 июня 1881) — франц. философ-позитивист, ученик и последователь Копта, филолог и политич. деятель. Бурж. республиканец по политич. убеждениям, Л. сражался на баррикадах во время революции 1830; после Париж. Коммуны стал на открыто враждебные пролетариату позиции. С 1871 — член Франц. академии;: с 1875 — сенатор.
Л. пытался примирить идоалистич. гносеологию, и агностицизм позитивизма с науч. миропониманием, в частности с допущением существования объективных и неизменных, по мнению Л., всеобщих закономерностей, исключающих какой бы то ни было индетерминизм и сверхъестеств. вмешательство в естеств. ход событий в природе. Однако это положение о «неизменности естественных законов» не согласуется с исходным тезисом позитивизма о том, что познание-не выходит за пределы явлений, обусловленных структурой чувств, восприятия. В области социологии Л. сводил проблему социальных изменений к интеллектуальному развитию, пытался сочетать, политич. консерватизм с признанием обществ, прогресса. Эти взгляды Л. пропагандировал в основанном им и издававшимся вместе с Вырубовым журнале «La philosophie positive» («Позитивная философия», t. 1—26, 1867—81); Л. перевел соч. Гиппократа (10 тт., 1839—61) и Плиния (2 тт., 1848—50); является автором «Истории франц. языка» («Histoire do la langue francaise», t. 1—2, 1863), «Словаря франц. языка» («Dictionnaire de la langue francaise», t. 1—2, 1863—69, t. 1—7, 1958), к-рын до енх пор не утратил значения, являясь одним из основных лексикографич. пособий по франц. яз.
С о ч.: De la philosophie positive, P., 1845; Application de la philosophie positive ou gouvernement des societes..., P., 1850; Conversation, revolution et positivisme, P., 1852; Paroles de philosophie positive, 2 ed., P., 1863; Auguste Ccmte et la philosophie positive, 3 6d., P., 1877; La science au point de vue philosophique, 3 ed., P., 1873; Fragments de philosophie positive et de sociologie contemporaine, P., 1876; в рус. пер.— Конт и Милль, в кн.; Тэн И., Об уме и познании, т. 2, СПБ, 1872; Несколько слов по поводу положительной философии, Берлин, 1865.
Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 495; К а - р о Э. М., Э. Л. и позитивизм, пер. с франц., [М.], 1884; Н-в ъ А., Позитивная школа философии истории и новая книга Л., «Вестник Европы», 1868, 3 год изд., кн. 5; С h a r 1- ton D., Positivist thought in France during the Second Empire 1852—1870, Oxf., 1959; P о ё у A., L. et A. Comte, P., 1879. Т. Ойзерман, В. Сафронов. Москва.
ЛИФШИЦ - ЛИХУД 195
ЛЙФШИЦ,Михаил Александрович [р. 10 (23) июля 1905] — сов. философ и эстетик, старший науч. сотрудник Ин-та истории искусств (с 1963). Член КПСС с 1938. Учился в Высшем художественно-технич. ин-те. Нрегюдават. и науч. работу но философии в вузах и науч. учреждениях Москвы ведет г 1925. Автор работ, посвященных проблемам обществ, наук, лит-ры, иск-ва. Составитель книг «К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве» (1938; т. 1 — 2, 1957; имеются многочисл. издания на иностр. языках), «Ленин о культуре и искусстве» (1939), редактор изданий классиков филос, обществ, и эстетической мысли.
Соч.: К вопросу о развитии взглядов Маркса на искусство, М., 1933; пер. на англ. яз. — N. Y., 1938; на нем. яз.— Dresd., 1960; Вопросы искусства и философии, М., 1935; серия полемич. статей против вульгарной социологии: Ленинизм и художественная критика, «Лит. газета», 1936, 20 января, № 4; Критич. заметки, там же, 24 мая, № 30, 15 июля, № 40, 15 августа, № 46; Надоело, там же, 1940, 10 янв., № 2; В чем сущность спора?, там же, 15 февр., № 9; частично переведено на нем. яз. в «Internationale Literatur», 1936, К» 12; на англ. яз.— в сб.: Literature and Marxism, N. У., 1938; Франческо Гвиччардини, «Лит. газета», 1934, ID июня, № 73; Дтамбаттнста Вино, вступит, ст., в ня.: В и к о Д., Основания новой науки, Л., 1940, пер. на англ. яз. — в «Philos. and Phenomcnol. Kes.», 1948, v. 8, № 3; Belinsky's aesthetical views, «Modern Quarterly», 1949, v. 4, № 3; Responsibility of art to society in Belinsky's esthetics, «Science and Society», 1949,№ 3; Великий франц. просветитель, «Новый мир», 1953, № 6; «Философия жизни» И. Видмара, «Новый мир», 1958, № 12, пер. на чеш. яз., Praha, 1960; Странный социализм, «Новое время», 1958, № 9, 10, 13; Ветер истории, «Сов. культура», 1960, 26 нояб.,№ 141; В мире эстетики, «Новый мир», 1964, № 2.
ЛИ ХВАН(Т х в е г е) (1501—70) — корейский мыслитель, неоконфуцианец, основоиоложник субъ-ективпо-идеалистич. школы чурирон. Филос. взгляды изложил в работе «Краткий анализ учения Чжу Си» («Чусоль чоре»). Утверждал первичность идеального абсолютного начала «ли», руководящего материальным началом «ки» и лежащего в основе данного природой человеку интеллекта. В соответствии с этим Л. X. делил всех людей на «совершенно-иудрых», «рядовых» и «тупиц», отстаивая вечность и незыблемость конфуцианских этич. норм. Идеалом социально-политич. устройства считал гос-во «гуманного правления», основанное на лойяльном отношении к монарху и почтении к родителям.
Мировоззрение Л. X. в течение неск. веков являлось идеологич. основой реакц. сил феод. Кореи, под влиянием к-рого оформилась общая тенденция развития корейского неоконфуцианства в сторону идеалистич. монизма.
Лит.: Очерки по истории освободительной борьбы кор. народа, М., 1953, с. 68—70; ЧонДон Хый, Чзсон сынму юхён нёнихё (История видных деятелей кор. конфу цианства Ли Тхвега), Сеул, 1928; Чосонса кяё (Очерк исто рии Кореи), Пхеньян, 1957; Чхэрхак ёнгубан чхамго чаре, (Материалы по изучению философии), ч. I, Пхеньян, 1958, с. 28; Y a n g К. P. a n d Henderson G., Outline his tory of Korean Confucianism, pt. 1—2, «J. of Asian Stud.», v. 18, 1958—59, Nov., Febr. А. Ушков. Москва.
ЛЙХТЕНБЕРГ(Lichteaberg), Георг Кристоф (1 июля 1742—24 февр. 1799) — нем. просветитель, физик, художеств, критик. Учился в Гёттингенском ун-те; с 1769 до конца жизни был там же проф. физики. В 1795 стал членом Академии наук в Петербурге. Л. издавал «Гёттингенский карманный календарь» («Gottingischer Taschenkalender», 1778—99) и совместно со своим другом нем. революц. демократом Форстером — «Gottingisches Magazin der Wissenschaft und Literatur» («Гёттингенский журнал науки и литературы», 1780—85). Л. по существу отрицал христ. религию; его воззрения приближались к атеизму. Относительно библии он заявлял, что она написана людьми, и полагал, что человек создал бога по своему образцу. Критикуя агностицизм Канта (к концу жизни Л. в известной мере подпал под его влияние, хотя и не стал правоверным кантианцем), Л. одобрительно высказывался о философии Спинозы
и признавал себя сторонником принципа «все — единое». Враг дворянства и духовенства, Л. критиковал духовное убожество, безнравственность и властолюбие дворянства и выступал в защиту порабощенных крестьян. Он поддерживал, хотя и не без колебаний, франц. революцию и призывал немцев преодолеть политич. разобщенность их отечества.
Как физик Л. известен наблюдениями над фигурами скользящего искрового разряда, названными Лих-тенберговьши; как художеств. критик — своими статьями об англ. трагике Гаррике («Письма из Англии» ^ «Bricfe aus England», 1898) и англ. художнике Хоггарте («Подробное разъяснение гравюр Хоггарта» — «Ausiuhrliche Erklarung der Hogart-schen Kupferstiche», 1794—99, опубл. Bd 1—12, 1794—1816).
Соч.: Werke, Stuttg., [1947]; Gesammelte Werke, Bd 1—2, Fr./M., 1949; Aphorismen und Briefe, В., [1953]; в рус. пер. — Афоризмы, СПБ, 1899; Избр. мысли Лихтенберга, в кн.: Избр. мысли Канта, М., 1906, с. 78 —116; Афоризмы, пер. Г. С. Слободкина, М., 1964.
Лит.: Тройская М. Л., Л. и Хогарт,^«Уч. зап. ЛГУ», 1959, № 276; ее же, Нем. сатира Просвещения, Л., 1932; Г у л ы r а А. В., Из истории нем. материализма (последняя треть XVIII века), М., 1962 (см. по указат.); К 1 е i n e i b s t Д., G. Ch. L. in seiner Stellung zur deutschen Literatur, Stras., 1915; H a h n P., G. Ch. L. und die exakten Wissenschaften, Gott., 1927; D e n e k e O., Liclitenbergs Leben, [Bd 1], Munch., 1944; Schoffler H., Lichtenberg, Gott., 1944; R e q u a d t P., Lichtenberg. Zum Problem der deutschen Aphoristik, Hameln, [1948]; В г i n i t-z e r K., G. Ch. Lichtenberg, Tubingen, [1956]; G. Ch. Lichtenberg, в кн.: Aufklarung. Hrsg. vom Kollektiv fur Literatur-gesc'hichte, В., 1958, S. 580—90.
ЛИХУД,Иоанникий (1663—1717) — деятель просветительского движения в России конца 17 — нач. 18 вв. По происхождению грек. Образование получил в Венеции в Падуанском ун-те. В 1685 по приглашению патриарха Иоакима Л. вместе с братом Софро-нием прибыл в Москву для организации преподавания в Славяно-греко-латинской академии, где преподавал логику, риторику, пиитику и «физику» (в аристотелевском смысле). Филос. курсы Л. представляют собой анализ работ Аристотеля, они носят еще в значит, степени схоластич. характер. Сохранился трактат Л. «О душе по учению перипатетиков...». Братья Л. активно участвовали также в богословской борьбе. Они возглавляли греч. школу в богословии, выступая против «латинского учения» Сильвестра Медведева, написали ряд полемич. сочинений против католичества, лютеранства и раскольнич. течений в России. В 1694, благодаря стараниям своих противников в богословской борьбе, братья Л. отстраняются от преподавания в академии, а в 1701, обвиненные в ересях и политич. интригах, ссылаются в костромской Ипатьевский монастырь. В 1706 новгородский митрополит Иов поручает братьям Л. устройство в Новгороде славяно-греко-лат. школы по образцу московской. Лишь в 1716 Л. получает разрешение вернуться в Москву. Несмотря на богословско-схоластич. характер своих курсов, братья Лихуды сыграли огромную роль в распространении образования в России начала 18 в.
Лит.: Смирнов С, История Московской славяно-греко-латинской Академии, М., 1855; Куприянов И., Материалы для истории училищ в России, «Ж. для воспитания...», 1857, т. 2; Образцов И. Я., Братья Лихуды, «Ж. мин-ва народного просвещения», 1867, № 9; Н и к о-л е в И., Материалы к биографии Лихудов, М., 1881; С м е н-ц о в с к и й М., Братья Лихуды, СПБ, 1899; Лихачев Н. П., Портрет И. Лихуда, СПБ, 1902; Галкин А., Академия в Москве в XVII столетии, М., 1913; Трахтенберг О. В., Общественно-политич. мысль в России в XV—XVII вв., в сб.: Из истории русской философии, под ред. И. Я. Щипанова, М., 1951.
ЛИХУД,Софроний (1652—1730) — рус' педагог и мыслитель, деятель просветит, движения в России. Грек по происхождению. Брат Иоанникия Л.
Свой курс логики, носивший название «Яснейшее изложение всего логич. действования», Л. делил
196 ЛИ ЧЖИ — ЛИЧНОСТЬ
на 3 части, соответственно 3 способностям ума: 1) о познании путем восприятия, 2) о познании при помощи суждений, 3) об умозаключении при помощи силлогизма. В курсе излагались осн. положения традиц. аристотелевской логики. Курс «Естеств. философии», основой к-рого являлась «Физика» Аристотеля, носил схоластич. характер.
Лит. см. при статье Лихуд И. А. Голодко. Москва. ЛИ ЧЖИ (Ли Ч ж о - у) (1527—1602) — кит. философ-просветитель и политич. деятель. Выступая против метафизич. нсоконфуцианских построений, Л. Ч. утверждал, что в мире нет ничего неизменного: «все то, что у Конфуция считалось добром и злом, никогда не было неизменным добром и злом... Что вчера было злом, то сегодня добро, что сегодня зло, завтра будет добром. Если бы Конфуций воскрес, он бы не знал, что добро и что зло» («Ли-ши шан шу», «Цзи чжуань мулу цяньлунь»).
Находясь под сильным влиянием школы Ван Шоу-жэня (Ван Ян-мина) и признавая его теорию о заранее данной человеку природе (душе), Л. Ч. тем не менее полагал, что мир состоит из материальных элементов. За протест против офиц. идеологии конфуцианства был посажен в тюрьму, где и погиб.
С о ч.: Ли-ши фэнь шу (Сожженные книги Ли Чжи), Шанхай, [б. г.]; Ли-пги сюй фэнь шу (Продолжение сожженных книг Ли Чжи), [б. м.], 1618; Ли-ши цан шу (Собрание книг Ли Чжи), Нанкин, 1599; Ли-ши сюй цан шу (Продолжение собрания книг Ли Чжи), [б. м.], 1599.
Лит.: Ж у н Ч ж а о-ц з у, Ли Чжи Няньпу (Биографии, ^хроника Ли Чжи), Пекин, 1957.
ЛИЧНОСТЬ — человеч. индивид как продукт обществ, развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историч. условиями жизни общества.
Личность в философии и социологии
Понятие Л. следует отличать от понятий индивида и индивидуальности. Понятие «человеч. индивид» обозначает лишь принадлежность к человеч. роду и не включает конкретных социальных или психоло-гич. характеристик. Понятие индивидуальность, к-рым оперирует психология, обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физич. и психич. особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Понятие Л. обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей).
В теории Л. ясно проявляется противоположность материализма и идеализма. С т. зр. идеализма, Л.— духовное существо, автономно творящее историю. С т. зр. исто рич. материализма, Л.—продукт обществ, развития, она является субъектом обществ, отношений не изолированно, сама по себе, а лишь как часть социального коллектива (сословия, класса, нации, общества в целом). Человек не рождается Л., а становится ею, и этот процесс социален как в фило-, так и в онтогенезе. Решающим в процессе формирования Л.является тот факт, что «... индивиды как физически, так и духовно творят друг друг а...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 36), что «...развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении...» (там же, с. 440). Это общение структурно организовано в виде различных социальных групп и конкретных коллективов. Одни из этих групп (сословия, классы и т. п.) складываются независимо от воли и сознания принадлежащих к ним индивидов, другие (политич. партии, различные формальные и неформальные объединения) суть продукт социальной ассоциации людей во имя определенных целей. Принадлежность индивида к группе выражается в определ. функциях (ролях), в к-рых фиксируются его обязанности и права по отношению к группе. Ролей, как
и групп, к к-рым принадлежит индивид, много: муж, отец, рабочий и т. п. Разные роли не совпадают друг с другом и могут даже противоречить одна другой (робкий служащий — деспотичный глава семьи). Эта множественность групп и ролей делает Л. автономной по отношению к каждой из них в отдельности. Л. не исчерпывается ни одной из ее многочисл. ролей; структуру Л. образует их целостность, совокупность. Охарактеризовать Л. можно только через ее осн. роли, в исполнении к-рых проявляется ее индивидуальность. Определение объективной структуры Л. как совокупности всех ее ролей подчеркивает зависимость Л. от др. индивидов и социального целого.