тате неустанной борьбы, в которой все примут активное участие, и каждый в отдельности безоговорочно все свое ,,я" и самое свое существование кладет на весы этой борьбы...» («Protokoll uber die Verhandlungen des Parteitages der Sozialdemokratischen Partei De-utschlands», В., 1891, S. 342). Разоблачая оппортуниста, измышления о том, что переход предприятий в руки бурж. гос-ва является переходом к социализму, Л. утверждал, что бурж. гос-во является классовым в любой его форме. Пролетариат должен бороться за завоевание политич. власти, иначе он не может прийти к социализму (см. «Государств, социализм и революц. социал-демократия», с. 7—8). Опровергая клеветнич. утверждения, будто социалисты стремятся уничтожить семью и нравственность (см. «От обороны к нападению», Курск, 1923, с. 34—39), Л. доказывал, что подлинным наследником общечеловеч. культуры является пролетариат.
Маркс и Энгельс, подвергая критике теоретич. и тактич. ошибки Л., в т. ч. его неверное отношение к философии Гегеля (см. Соч., т. 24, 1931, с. 335—36), высоко ценили и направляли его деятельность. Высокую оценку деятельности Л. дал также Ленин.
С о ч.: Zur Grund- und Bodenfrage, Lpz., 1876; Gegen den Militarismus und gegen die neuen Steuern, В., 1893 (совм. с A. Bebel); Robert Blum und seine Zeit, В., 1896; Die Emser Depesche, Niirnberg, 1899; Zum Jubeljahr der Marz-revolution, В., 1898; в рус. пер.—Знание есть сила, сила есть знание, СПБ, 1919; Роберт Оуэн. Его жизнь и обществ.-политич. деятельность, М., 1919; О политич. позиции социал-демократии..., Никаких компромиссов..., Пауки и мухи, М., 1958; Из воспоминаний о Марксе, М., 1958.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25—29, [Л.], 1934—46 (см. Письма к Либкнехту); Л е н и н В. И., Предисловие к русскому переводу брошюры: «В. Либкнехт. Никаких компромиссов, никаких избирательных соглашений!», Соч., 4 изд., т. 11; его ж е, Август Бебель, там же, т. 19 (см. также в Справочном томе, ч. 2, с. 214); Пик В., Либкнехт В., БСЭ, 1 изд., т. 36, 2 изд., т. 25; История философии, т. 3, М., 1959 (см. Именной указатель); Eisn er К., W. Liebknecht, В., 1906; Der Hochverrats-Prozess wider Liebknecht, Bebel, Hepner, В., 1911.
M. Глузберг. Алма-Ата.
ЛИБКНЕХТ (Liebknecht), Карл (13 авг. 1871— . 15 янв. 1919) — сын В. Либкнехта, один из вождей левого крыла нем. социал-демократии и основателей компартии Германии. Деятель междунар. рабочего движения, Л. всегда был страстным защитником и сторонником рус. революции. Имя Л., писал Ленин, «...есть символ преданности вождя интересам пролетариата, верности социалистической революции,... символ действительно искренней, действительно готовой на жертвы, беспощадной борьбы с капитализмом» (Соч., т. 28, с. 410—11).
Подобно др. выдающимся революциоперам-социа листам"" нач. 20 в., борцам против оппортунизма 2-го Интернационала, Л. стремился к марксистскому синтезу практики и теории, к-рый разрушали реформисты. Право, политэкономия, иск-во, религия, нар. образование — объекты постоянного интереса Л., темы его многочисл. блестящих выступлений в печати, с трибуны ландтага и рейхстага. Однако до последнего времени в Л. видели гл. обр. практика революции, ее воина и трибуна. Внимание историков, так же как современников Л., привлекали прежде всего наиболее яркие эпизоды его политич. борьбы — знаменитые судебные процессы, речи против Круппа, получившее отклик во всем мире антивоен. выступление в рейхстаге 2 дек. 1914 и др. Исследователи деятельности Л. не уделяли должного внимания анализу его теоретич. воззрений, ограничиваясь иногда
ЛИБКНБХТ 185
ссылками на «революц. инстинкт». Работа Сталина «О некоторых вопросах истории большевизма» (1931) на четверть века предопределила односторонне-негативный подход к нем. левыми помешала серьезному изучению их наследия. С изданием в ГДР первого собрания соч. Л. (Gesammelte Reden und Schriften, Bd 1—5, В., 1958—61; изд. продолжается) появляется возможность для новой оценки филос. содержания его трудов.
Хотя на Ганноверском партейтаге (1899) Л., полемизируя с Бернштейном, защищал историч. материализм, первым его теоретич. выступлением считается ст. «Новый метод» (1903), представляющая собой отклик на книгу Жореса «Из теории и практики», переведенную нем. ревизионистами. Цель статьи — защита теории Маркса от фальсификации, критика очередной попытки противопоставить революц. учению «новый метод» мирного врастания в социализм. «Органическое» развитие общества, по убеждению Л., не исключает скачков и насилия; «органический» — не всегда означает «постепенный» и «мирный»; вера реформистов в бурж. демократию — но что иное как «суеверие»; условием победы социализма является «боевая сила» пролетариата.
По мере нарастания революц. ситуации в Европе филос.-историч. принципы, намеченные в ст. «Новый метод», разрабатывались Л. все более решительно и многогранно. Так, в ст. «Антимилитаризм!» (1915), подводя итоги первого года войны, Л. переходит к анализу роли личности и масс в совр. историч. процессе. Он выступает против вытекающего из теории стихийности тезиса «революции не делаются» и настаивает ца том, что революции можно «сделать»; они являются итогом роста познаний и воли общества, это массовый процесс, происходящий в массах и через массы; но бессмысленно представлять массовые выступления как результат одноврем. решимости всех отд. личностей к действию; на нек-рых этапах, особенно в периоды катастрофич. потрясений, индивидуальные поступки, содействующие выступлению масс, необходимы и оправданы. Оспаривая концепции ревизионистов, придававших детерминизму Маркса фаталистич. характер, Л. подчеркивает, что причинность, необходимость, закономерность обществ, развития включают в себя индивидуальное деяние как фактор первостепенной важности, если оно способствует активности масс. «Принятое доселе воспитание пролетариата в духе подчинения отдельной личности коллективу и его обстоятельно разработанным решениям крайне необходимо дополнить воспитанием в каждом способности проявить свободную, смелую инициативу в правильно выбранный момент; необходимо воспитать способность к действию под собственную ответственное! ь...» (Избр. речи, письма и статьи, М., 1961, с. 311). На разработке этой проблемы Л., правда, сказалось свойственное нем. левым недостаточно четкое понимание закономерностей империалистич. эпохи, но значение такой постановки вопроса, особенно для Германии и для нем. с.-д. партии, отравленной филистерским приспособленчеством, было исключительно велико.
Внутренне связана с этой трактовкой проблемы общества и личности последоват. борьба Л. против закрепощения науч. и политич. мысли кайзеровской бюрократией, частным капиталом, религией [«За свободу науки» (1910), «За политич. свободу студентов» (1910), «Искусство и наука на службе капитала» (1911), «Прусские ун-ты — рассадник прусского бескультурья» (1911), «Свежий воздух — в душные прусские ун-ты» (1912) и др.]. По убеждению Л., наука не может плодотворно развиваться в «клетке бюрократии», не может идти вперед, вытянувшись в струнку
перед реакцией, поддерживающей лишь те направления, к-рые враждебны свободе. Полная свобода исследования, свобода для учащих и учащихся, свобода в политич. и социальной сфере — вот, по мнению Л., необходимые предпосылки решения тех задач, к-рые стоят перед нем. народом.
Итоги филос. творчества Л. нашли выражение в его труде «Очерки о законах обществ, развития» («Stu-dien fiber die Bewegungsgesetze der gesellschaftlichen Entwicklung», 1922). Работа над «Очерками» была начата еще во время первого тюремного заключения Л. (1907—09), вызванного опубликованием кн. «Милитаризм и антимилитаризм». Вероятно, в связи с этой работой Л. решил пополнить свои филос. знания, о чем свидетельствуют хранящиеся в ЦПА ИМЛ письма Л. к А. Бебелю и Е. Дицгену (1908). Оказавшись в 1916 в тюрьме второй раз, Л. вернулся к отложенному замыслу; не получив разрешения пользоваться своим архивом, Л. вынужден был начать труд заново. Книга создавалась в тяжелейших условиях и закончить ее не удалось: изложение часто носит тезисный, конспективный характер, конкретно-историч. анализ подменяется абстрактно-логическим. Однако мысль Л. настолько последовательна, что есть основания видеть в «Очерках» набросок цельной, антропоцент-рич. по тенденции системы, в к-рой вслед за общими законами историч., экономич., биологич. развития рассматриваются отд. явления культуры: религия, искусство, мораль, политика.
Стержнем концепции Л. является идея социальной активности. Отстаивая ее, Л. полемизирует с характерным для деятелей 2-го Интернационала пониманием экономики как единств, силы обществ, развития, настойчиво развивает тезис о «взаимной, двусторонней, нет, многосторонней, всесторонней» связи (см. Указ. соч., S. 100) экономич. причини идеологии, следствий. Правда, признание диалектики не мешает здесь Л. совершить метафизическо-идеалистич. ошибку, полемич. перегиб: он вообще оспаривает отделение базиса от надстройки. Акцентировать значение субъективного фактора в истории Л. побуждает неподготовленность пролетариата Германии для взятия власти при наличии объективных предпосылок для его победы. Детерминированный в своем естеств. и обществ, развитии человек, подчеркивает Л., сам является важнейшей детерминирующей силой, он способен творчески разрешать социальные противоречия, преодолевать любые преграды. Для развития общества важен поэтому примат активности. В иерархии сил она выше остальных; основываясь на воле и вырастая из нее, действие увенчивает волю, к-рая для него лишь средство; действие — цель всех духовно-психич. и физич. сил; оно — исходный пункт всякого развития; «для развития общества воистину „началом было дело"» (там же, S. 341). Идея творч. преобразования действительности ведет у Л. к идеалу свободного, гуманистич. «космически-универсального» будущего. «...Не борьба и ненависть, а гармония и мир манят устремленное к ним человечество как цель крутого, тернистого, полного бурь пути» (там же, S. 300). «Социализм — социальное движение пролетариата — есть форма возникновения и борьбы этого нового всеохватывающего гуманизма» (там же, S. 301).
Гуманистич. пафосом убеждений Л. продиктовано его особое внимание к искусству, проявлявшееся как в тюремных и фронтовых письмах Л., так и в спец. выступлениях [«Искусство и наука для народа», 1910, «Искусство и наука на службе капитала», «Освободить художеств, творчество от оков» (1912)]. Л. затрагивает коренные проблемы художеств, творчества. «Общество, которое не в состоянии сохранять достоинство своего искусства, опускается вместе с ним»,— пишет Л. (Gesammelte Reden und Schriften, Bd 3,
186 ЛИБМАН — ЛИ ДА-ЧЖАО
В., 1960, S. 242). По убеждению Л., гл. враг нем. искусства — бюрократия, капитал, пр-во, лозунг к-рых: «задержанный прогресс и ускоренный регресс» (см. там же, S. 25—59). «Свобода искусства и науки,— говорил Л. с трибуны ландтага,— одно из самых принципиальных требований, которые должны быть поставлены» (там же, S. 263). Для понимания эсте-тич. взглядов Л. наибольшее значение имеет глава «Искусство» третьего раздела «Очерков», где предлагается решение ряда кардинальных проблем эстетики, раскрывается социальный смысл и активная роль иск-ва в жизни. Выступая против Канта, философия к-рого была опорой ревизионистской критики марксизма, Л. связывал эстетич. совершенство с этическим, рассматривал форму как неотделимое свойство содержания. Трактовка проблемы трагического заострена у Л. против идеи социального примирения, лежащей в основе теорий, традиционных для нем. классич. эстетики. Идеям компромисса Л. противопоставляет теорию активного преодоления трагич. противоречий. Однако Л. не возвысился здесь до диалектико-материалистич. подхода к проблеме, указанного Марксом и Энгельсом. Идеалистич. оттенок имеет и данное Л. определение реализма; единств, мерой реализма Л. считал реальность достигнутого успеха. Однако эти недостатки не могут все же перечеркнуть итога рассуждений Л., выраженного в разделах «Апология тенденциозной поэзии» и «Народ и искусство». Эти разделы, как и все труды Л., свидетельствуют, что его филос.-эстетич. развитие шло в направлении к ленинизму.
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 23, с. 206, 263, 272—76; т. 24, с. 56—57, 105 — 107; т. 28, с. 389, 408, 410 — 13; Гапонов П. М., К. Л. и Великая Опт. социалистич. ре волюция, в кн.: Тр. Воронеж, ун-та,т. 59, вып. история., 1957; Пик В., Мы выполнили заветы Карла Л., «Проблемы мира и социализма», 1959,№1;Гинцберг Л. И., Карл Либкнехт, М., 1959; Б а р т е л ь В., Левые в герм, социал- демократии в борьбе против милитаризма и войны, пер. с нем., М., 1959; А й з и н Б. А., Борьба К. Л. против милитаризма в нач. XX в., в кн.: Империализм и борьба рабочего класса, М., 1960; КоралловМ., Об эстетич. взглядах К. Л., в сб.: Вопросы эстетики, [т.] 3, М., 1960; История философии, [т.] 5, М., 1961, с. 519—20; С е р г е- е в В., Карл Л. о воспитании молодежи, «Нар. образова ние», 1961, № 12; Чагин Б. А., Из истории борьбы против филос. ревизионизма в герм, социал-демократии, 1895 — 1914, М.—Л., 1961; Schumann H., К. Lieb- knecht, Dresd., 1923; Schumann E., Wir gingen mit K. L., В., 1960; Pieck W., K. L.— ein wahrer deu- tscher Patriot, В., 1961. M. Кораллов, Москва.
ЛЙВМАН(Liebmann), Отто (25 февр. 1840—14 янв. 1912) — нем. философ, представитель раннего неокантианства. С 1865—доцент в Тюбингене, с 1872 — проф. в Страсбурге, с 1882 — в Иене. В соч. «Кант и эпигоны» («Kant und die Epigonen», 1865) Л. призывал вернуться «назад к Канту». Л. отвергал понятие «вещи в себе» и строил свою философию на тех сторонах учения Канта, к-рые он считал непреходящими, — априоризме и феноменализме («К анализу действительности» — «Zur Analysis der Wirklichkeit», 1876). Внешний мир, согласно Л., есть лишь феномен (явление) внутри воспринимающего интеллекта, а потому и подчинен законам последнего. Всякая метафизич. система (в т. ч. и его), как обращенная к познанию сущности мира, может претендовать только на гипотетич. объяснение человеч. представлений о сущности, основе и взаимосвязи вещей. Психическое не выводимо из физического, поэтому сознание является первонач. фактором, а способность человека нечто утверждать или отрицать — его первонач. функцией, определяющей существование ценностей. Нравств. идеалы, к-рыми люди должны руководствоваться в своей деятельности, постигаются человеч. сознанием вноопытным путем из некоей трансцендентальной сферы и носят характер доопытных субъективных ценностей.
С о ч.: Ueber den individuellen Beweis fiir die Freiheit des Willens, Stuttg., 1866; Ueber den objektiven Anblick,
Stuttg., 1869; Ueber philosophische Tradition, Stras., 1883; Gedanken und Tatsachen, Stras., 1882; Die Klimax der Theorien, Stras., 1884; Weltwanderung (Gedichte), Stuttg., 1899.
Лит.: Zum 70. Geburtstag O. Liebmanns. Festschrift der «Kant-Studien», «Kant-Studien», Bd 15, 1910.
В. Григоръяп. Москва.
ЛЙВИ(Livi), Ливио (р. 2 янв. 1891) — итал. бурж. социолог и статистик, последователь В. Парето. В 1927—35 — директор Ин-та нолитич. и социальных наук во Флоренции, в 1939—41 — президент Итал. демографич. и статистич. об-ва, директор Итал. антро-пологич. ин-та (1954—56), вице-президент Междунар. объединения но изучению проблем народонаселения (1937—40; 1949—54). Определяющую роль в изменениях социальной структуры общества (особенно семьи) Л. отводит биологич., психологич. и расовым факторам. Основу развития человеч. общества он видит в росте народонаселения («Естественные законы развития народонаселения» — «Le leggi naturale della populazione», 1940). Л. считает, что появление новых социальных наук: биометрии, психометрии, генетики и демографии позволит влить новые силы в «общую» социологию, к-рая, по его мнению, зашла в тупик в 30—40-хгг. 20 в. Л. критиковал совр. амер. эмпирич. социологию за отсутствие теоретич. принципов и незначительность тематики ее исследований.
Соч.: La composizione delle famiglie: studio demogra-fico, Firenze, 1915; I fattori bio-demografici dell'ordina-mento sociale, Padova, 1941 ;La rilevazione della richezza e del riddito nazionale..., Firenze, 1952; La vecchia e la nuova soci-ologia generale positiva, Mil., 1957.
Лит.: Nircliio G., A proposito di «Vecchia e nuova sociologia»,«Politico», 1958, anno 23, № 4.
И. Добронравов. Москва.
ЛИ ДА-ЧЖАО(6 окт. 1888—28 аир. 1927) — первый пропагандист марксизма-ленинизма в Китае, один из организаторов КПК. Родился в небогатой крест, семье. В 1913 окончил Политико-юридич. училище в Тяньцзине, продолжил образование в Японии. В 1916 возвратился на родину. Работал в Пекине редактором прогрессивной газ. «Чэньчжунбао», с начала 1918 — проф. политэкономии в Пекинском ун-те.
Революц. деятельность Л. Д.-ч. начал еще в Политико-юридич. училище в Тяньцзине. Накануне революции 1911 вступил в «Союзную лигу» (Тунмэнхой) — организацию революц. демократов, возглавлявшуюся Сун Ят-сеном. После поражения революции Л. Д.-ч. эмигрировал в Японию и стал вести активную революц. пропаганду среди кит. студенчества, в это же время он писал публицистич. статьи, в к-рых призывал восстановить республику. Возвратясь в Китай, Л. Д.-ч. примкнул к революц. группе кит. интеллигенции, объединившейся вокруг журн. «Синь циннянь» («Новая молодежь») и ставшей инициатором движения за новую культуру. Л. Д.-ч. принимал активное участие в революц. движении, развернувшемся в Китае после 1-й мировой войны и Октябрьской революции. Он был одним из главных руководителей «движения 4-го мая» 1919 — первым откликом кит. народа на Октябрьскую революцию в России. Руководил крупными антифеод, и антиимпериали-стич. революц. выступлениями на севере страны. За революц. деятельность в 1927 Л. Д.-ч. был арестован и казнен.
С марксизмом Л. Д.-ч. познакомился еще в студенческие годы в Японии. В период после Октябрьской революции обращается к изучению рабочего движения в Европе и истории Парижской Коммуны. В написанных в 1918 статьях «Сравнение французской революции с русской» («Фа-э чэмин-чжи бицзяо гуань», опубл. в журн. «Янь чжи», № 3) и «Победа большевизма» («Bolshevism-ды шэнли», опубл. в журн. «Синь циннянь», т. 5, № 5) Л. Д.-ч. разоблачил империалиста, сущность первой мировой войны как «войны царей и кайзеров, королей и императоров, войны
ЛИ И — ЛИЛЬЕКВИСТ 187
империалистических правительств» и показал, что победа рус. народа является «величайшим поворотом» в мировой истории, к-рый «окажет влияние на цивилизацию будущих веков». «Русская революция 1917 года, — говорил Л. Д.-ч., —это предвестник мировой революции XX века». Л. Д.-ч. высказал непоколебимую уверенность в окончат, победе идей социализма на земном шаре. В 1919 Л. Д.-ч. опубликовал в № 5 п 6 журн. «Синь циннянь» ст. «Мое понимание марксизма»- («Води макэсычжуи гуань»), в к-рой сделал попытку изложить сущность материалистич. понимания истории, экономич. учения Маркса и учения о классовой борьбе. Не совсем правильное понимание марксизма не помешало ему, однако, материалистически решить вопрос о развитии кит. идеологии в новое время. Марксистские взгляды Л. Д.-ч. получили дальнейшее развитие в статьях: «Философия истории Маркса и философия истории Риккерта» («Макэсыды лиши чжэсюэ юй Ликайэрды лиши чжэсюэ», в кн.: «Лекции по истории историко-научной мысли»—«Ши-сюэ сысян ши цзянъи», 1920), «Значение историч. материализма для совр. историч. науки» («Вэйушигу-ань цзай сяньдай лишисюэшан ды цзячжи», в «Синь циннянь», 1920, № 4), «Экономич. учение Маркса» («Макэсды цзинцзи сюэшо», опубл. в газете «Чэнь бао», 1922, 21—23 февраля) и в др. статьях. В 1921 Л. Д.-ч. опубликовал ст. «Прошлое и настоящее рус. революции» («Элосы гэминдыгоцюй цзи сяньцзай», журнал «Синь циннянь», 1921, № 3) с изложением биографии и перечнем осн. трудов Ленина. В последующих многочисленных печатных трудах Л. Д.-ч. выступает как пламенный пропагандист марксистско-ленинских идей.
Лит.: Ян X и н-ш у н, Из истории борьбы за победу марксизма-ленинизма в Китае, М., 1957;ГарушянцЮ.М., Идейная борьба среди кит. интеллигенции в конце 1918— начале 1919 года, «Сов. китаеведение», 1958, № 1; С е н и н Н. Г., «Движение 4-го мая» и идеология, борьба в Китае, «Вопр. философии», 1959, № 7; Д и н Ш о у-х э [и др.], Влияние Октябрьской революции на Китай, М., 1959; Л и Л у н-м у, Ли Да-чжао тунчжи хэ у-сы пищи макэсычжуи сысянды сюаньчуань (Ли Да-чжао и распространение идей марксизма в период движения 4-го мая), «Лиши яньцзю», 1957, № 5; Ч ж а н Цзи н-ж у, Ли Да-чжао тунчжи гэмин сысянды фачжань (Развитие революционных идей Ли Да-чжао), Ухань, 1957; Ш и Ц з ю н ь, Ли Да-чжао юй Чэпь Ду-сюды сысян (Идеи Ли Да-чжао и Чэнь Ду-сю), в кн.: Чжунго цзиньдай сысян ши луньвэнь цзи (Сб. ст. по истории кит. идеологии нового времени), Шанхай, 1958. Н. Сенин. Москва.
ЛИИ (Ю л ь г о к) (536—84) — корейский философ, педагог и политич. деятель. Автор дуалистич. филос. системы, объединяющей элементы материализма и идеализма. Дуализм Л. И объясняется влиянием на него, с одной стороны, неоконфуцианской философии Чжу Си и воздействием материалистич. воззрений корейского мыслителя Со Кен Дока — с другой. Признавая первичность духовного начала во времени, Л. И пытался доказать, что в пространстве духовное и материальное начала неотделимы. Вслед за Со Кен Доком он признавал самодвижение материального. Однако, в отличие от последнего, отвергал представление о неуиичтожаемости материального начала, подчеркивал абс. характер духовного начала. Согласно Л. И, источником этич. суждений и познания является душа, к-рая, будучи заключена в материальную оболочку, определяет собой характер человека.
В 1749 было напечатано полное собр. соч. Л. И «Юльгок чонсо» в 44 томах, а в 1759 вышли 13 тт. его «Избранных материалов к священному учению».
Лит.: Корейская Народно-Демократич. республика, Пхеньян, 1958, с. 284—85; Описание Кореи, ч. 2, СПБ, 1900, с. 29; Culture of Korea. Ed. by Changsoon Kim, Pasa dena (California), 1945; Le CiviltS dell'Oriente, [v. 2, Roma, 1957], p. 1035; Чхорхак нонмундип (Сб. ст. по философии), Пхеньян, 1959, с. 25—38; Ли ЧханХва, Ли. Юльго- кый кёюк сасанъ (Педагогич. идеи Ли Юльгок а), «Ёкса ква- хак», 1961, № 2. А. Ушков. Москва.
ЛИ ИК(Сен X о, известен также как Ли Сен Хо)
(1682—1764) — корейский философ-материалист и ученый, последователь школы сирхак. Под влиянием зап.-европ. естеств.-науч. идей выступал с критикой феод, идеологии неоконфуцианства, буддистской и даосской мистики. Филос. идеи Л. И. явились дальнейшей разработкой идей корейского материалиста Со Кен Дока. Выступая с обоснованием материализма, Л. И. в работе «Новые размышления о четырех началах и семи эмоциях» («Са иль сиипхён») дал материалистич. трактовку вопроса о соотношении материального начала «ки» и идеального «ли». Согласно Л. И., душа, идеальное является всего лишь чрезвычайно сложным и тонким формообразованием материального начала «ки».
В области социально-политич. воззрений Л. И. выступал как последователь Лю Хён Бона, выдвигал утопич. программу земельного преобразования. Из ста томов его трудов наиболее значит, работой является десятитомник «Суждения о различных вещах» («Сэсоль юсон»), посвященный изучению классиков конфуцианства, проблемам этнографии, астрономии и географии.
Лит.: Очерки по истории освободительной борьбы кор. народа, пер. с корейск., М., 1953, с. 71—72; Передовые ученые Кореи XVII—XIX веков, Пхеньян, 1956, с. 20—36; Кор. Народно-Демократич. Республика, Пхеньян, 1958, с. 54; Кор. лит. Сб. статей. [Отв. ред. Б. К. Пашков], М., 1959, с. 11; Чосонса кяё (Очерк истории Кореи), Пхеньян, 1957; Yang К. P. and Henderson G., Outline history of Korean Confucianism, pt. 1, 2, «J. Asian Stud.», 1958—59, v. 18, Nov., Febr.
ЛИКЁИ,или лицей (греч. Auv.etov),— пригород Др. Афин с гимнасией, посвященной Аполлону, где преподавал Аристотель в последние годы своей жизни, когда он возвратился из Македонии в Афины. Название это является также обозначением всей аристотелевской школы, к-рая называлась перипатетической школой. В Лицее Аристотель читал лекции двух типов: более трудные, специальные — для своих ближайших учеников по утрам и более общие, популярные — для широкого круга слушателей по вечерам. Перипатетики после Аристотеля просуществовали в течение всей античности, упорно отстаивая идеи своего учителя, на манер академиков— учеников Платона, к-рыо занимались философией в др. афинском пригороде — Академии.
В новое и новейшее время термин «лицей» стал употребляться вообще для обозначения определ. типа учебных заведений, гл. обр. привилегированного характера.
Лит.: U s е п е г Н., Organisation der wissenschaft-lichen Arbeit, в кн.: Preufiische Jahrbucher, 1884, Bd 53, S. 1—25; Arnim H., Die Aristonis Peripatetici apud Philodemum vestigiis, Rostochii, 1900; Wehrli F., Die Schule des Aristoteles. Texte und Kommentar, H. 1—10, Basel, 1944 — 59.
ЛИЛЬЕКВИСТ(Liljequist), Пер Эфраим (24 сент. 1865—20 авг. 1941) —швед, философ-идеалист. Проф. Лундского ун-та (1906—35); последний видный представитель т. н. персоналистич. идеализма в Швеции, основателем к-рого был X. Я. Бустрём. Выступая против позитивизма, он стремился в то же время пересмотреть нек-рые положения бустремизма посредством сопоставления их с данными совр. психологии и с результатами новых аксиологич. исследований.
Исходя из того, что человек является конечным, несовершенным, относительным субъектом, Л. предполагал существование бесконечного, совершенного и абсолютного субъекта, т. е. бога. Люди, по Л., по своей сущности не могут стать совершенными, ибо они — лишь моменты абсолютного субъекта. Вслед за Кантом отрывая формы рассудка от форм чувственности, Л. отрицал способность человека к истинному познанию действительности и наделял ею лишь бога, в к-ром достигается «совпадение противоположно-
188 ЛИМА - ЛИННЕЙ
стей» — чувственности и разума. Пространство и время, по Л., будучи лишь формами несовершенного «человеческого опыта», не имеют объективного характера.
Соч.: От Francis Bacons filosofi, Bd 1—2, Upsala, 1893—94; От Bostroms aldsta skrifter, Goteborg, 1897; Inledning till psykologien, Goteborg, 1899; От specifika sinnenenergier, Bd 1, Goteborg, 1899; Mcinongs allmanna vardeteori, Goteborg, 1904; Selbstdarstellung, в кн.: Die Philosophic der Gegenwart in Selbstdarstellungen, Bd 6, В.—Lpz., 1927, S. 37 — 64.
Лит.: A s p e 1 i n G., E. Liljequist, «Theoria», 1942, № 1—2; Studier tillagnade E. Liljequist den 24 September 1930. Utg. av G. Aspelin och E. Akesson, bd 1—2, Lund, 1930., А. Мысливченко. Москва.
ЛЙМА(Lima), Алсеу Аморозу (р. 1893) — бразильский католич. философ и писатель. Отстаивает принципы «вечной философии» неотомизма и «божественные истины» католицизма. С этих позиций он выступает против марксистской философии и критикует нек-рые иррационалистические направления совр. бурж. философии («Экзистенциализм и другие мифы нашего времени» — «О existencialismo e outros mitos do nosso tempo», 1951; 2 ed., 1956).
Отмечая успехи социализма, Л., однако, открыто объявляет себя врагом коммунизма, технич. прогресса и защитником т. н. христ. бурж. гуманизма. В кн. «Американская действительность» («A realidade americana», 1954) Л. восхваляет американскую «демократию» и утверждает, что «от США зависят ныне судьбы цивилизации 20 века». Вместе с тем Л. осуждает идею новой мировой войны и призывает к мирному урегулированию спорных вопросов.
С о ч.: Meditacao sobre о mundo moderno, R. de J., 1942.
Лит.: Базарян Ж. А., Филос. течения, в сб.: Бразилия, М., 1963; Padovani H. e Castagnola L., Historia da tilosofia, 2 ed., Sao Paulo, 1956.
Ж. Базарян. Москва. ЛИНГВИСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКАЯ(от лат. lingua — язык)— наука, использующая для исследования языка методы математической логики, теории автоматов, теории информации, теории вероятностей, математич. статистики и др. дисциплин. Разрабатываемые в Л. м. математич. модели языка строятся и проверяются с помощью экспериментов на цифровых вычислит, машинах, использование к-рых для решения лингвистич. задач (машинного перевода, автоматического анализа текстов, машинного анализа и синтеза устной речи и т. п.) является одним из основных стимулов развития Л. м. См. Языкознание.
В. Иванов. Москва.
ЛИНД(Lynd), Роберт (р. 26 сент. 1892) — амер. бурж. социолог. Проф. Колумбийского ун-та (с 1931). Известен работами, написанными вместе с женой X. Линд (Н. М. Lynd), «Средний город» («Middle-town», 1929) и «Средний город в переходе» («Middle-town in transition», 1937). Они представляют собой очень детальное описание и анализ всех аспектов социальной жизни в среднем городе (на примере г. Манси, шт. Индиана). Хотя это исследование и основано на непосредств. обследовании, громадном числе опросов, различного рода статистич. таблицах, схемах, диаграммах и т. д., оно представляет собой только описание, набор конкретных фактов. Тоорстич. модель Л. примитивна и поверхностна. Напр., Л. делит население города на два осн. класса: рабочий класс и класс предпринимателей (класс бизнесменов). К первому относятся все те, чья проф. деятельность связана прежде всего с операциями над вещами, те же, кто к.-л. образом руководят людьми, относятся к классу предпринимателей. По Л., принадлежность к тому или иному классу определяет образ жизни и поведение индивида в обществе. Он высказал мысль о том, что изменения в области технологии и произ-ва принимаются скорее, нежели новые идеи. Так, в среднем городе производство 20 в. уживалось с распространенной верой в лозунг физиократов Laissez faire и обществ, идеалы, характерные для 19 в.