Критика Л. европ. цивилизации обнаруживает силу и слабость романтич. критики капитализма, о к-рой Маркс говорил, что она «...умеет обсуждать и осуждать современность, но не умеет понять ее» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 514, прим.).
С о ч.: Christus und Venus, Munch., 1895 (als Manuskr. gedr.); Das Recht des Lebens, Munch., 1898; Schopenhauer. Wagner. Nietzsche. Einfiihrung in die moderne deutsche Philosophie, Munch., 1906; Tiber Hypnose und Suggestion, G6tt., 1907; Philosophie als Tat, Gott., 1914; Studien zur Wertaxio-matik, 2 Aufl., Lpz., 1914; Die verfluchte Kultur. Gedankcn liber den Gegensatz von Leben und Geist, Munch., 1921.
Лит.: Базаров В., История, как осмысливание бессмыслицы, «Совр. Запад», 1922, кн. I, с. 89—96; Кон И. С, Филос. идеализм и кризис бурж. историч. мысли, М., 1959; М е s s e r A., Der Fall Lessing, Bielefeld, 1926; G о е t z e W., Die Gegensatzlichkeit der Geschichtsphilosophie O. Speng-lers und Th. L., Lpz., 1930 (Diss.). А. Огурцов. Москва.
ЛЕСЬНЕВСКИЙ(Lesniewski), Станислав (18 марта 1886—13 мая 1939) — польский логик, проф. Варшавского ун-та (с 1919). Большое внимание Л. уделял вопросам, связанным с логич. парадоксами. Разработанная им теория семантич. категорий близка к типов теории Уайтхеда и Рассела и, так же как последняя, ставит своей целью устранение известных антиномий. При анализе логич. парадоксов Л. предложил новый метод, заключающийся в том, что к высказыванию о к.-л. объекте добавляется требование жесткости этого объекта, т. е. требование выполнения для объекта А условия А=А. По Л., для таких парадоксальных объектов, как множество всех правильных множеств (т. е. множеств, к-рые не являются элементами самих себя), условие жесткости не выполняется. Л. — автор трех логич. систем, названных им соответственно прототетикой, онтологией и мереологией. Эти системы отличаются большой четкостью и точностью, но являются более сложными, чем др. системы совр. математич. логики, и поэтому редко находят применение у математиков. Система прототетики является обобщением двузначного исчисления высказываний путем введения кванторов по переменным любого рода (в том числе и по пропозициональным переменным) и переменных различных логич. типов, значениями к-рых являются функции от значений истинности. Онтология является формализованной теорией значения символа «£» (согласующегося со значением связки «есть» в разговорном языке), дополненной разработанной Л. системой семантических категорий. Позднее была доказана
ЛЕСЯ УКРАИНКА — ЛЕТУРНО 181
эквивалентность онтологии алгебре множеств и их элементов. Однако положенный в основу онтологии еемантич. анализ ее первичных терминов придает этой системе специфически философский смысл. В ме-реологии основную роль играет отношение «предмет х является частью предмета у». Это обычная булева алгебра без нулевого элемента. Логич. системы Л. можно рассматривать как результат его филос. номи-налистич. воззрений. Не случайно Л. считается одним из родоначальников совр. номинализма в философии математики и логики. Работы Л. оказали большое влияние на развитие логики и философии в Польше.
Соч.: Podstawy ogdlnej teorii mnogos"ci, I, Moskwa, 1916: Grundziige eines neuen Systems der Grundlagen der Mathematik, «Fundamenta Mathematicae», 1929, t. 14; нов. изд. — Warsz., 1938; О podstawach matematyki, «Przegla.d Fi-lozoficzny», 1927—31, v. 30—34; в рус. пер.: Логич. рассуждения, СПБ. 1913. Изложение логич. систем Л. содержится в работах; SJupecki J., S. L.'s protothetics, «Studia Logica», 1953, t. 1; его же, S. L.'s Calculus of Names, т а м ж e, 1955, t. 3; e г о же, Towards a generalized mereo-logy of L., там же, 1958, t. 8.
Лит.: Sobocinski В., L'analyse de l'antinomie russellienne par L., «Methodos», 1949, v. 1, p. 94—107, 220 — 228, 308—316; 1950, v. 2, p. 237—57; Prior A. N., [Реферат статьи], В. Sobocinski, L'analyse de l'antinomie russellienne par L., «J. Symbolic Logic», 1953, v. 18; G r z e g о r-czyk A., The systems of L. in relation to contemporary logical research, «Studia Logica», 1955, t. 3.
В. Донченко. Москва.
ЛЁСЯ УКРАИНКА[псевд.; наст, имя — Лариса Петровна Косач-Квитка; 13 (25) февр. 1871 — 19 июля (1 авг.) 1913] — укр. писательница, публицистка и литературный критик. Род. в г. Новгород-Волынский. В совершенстве владела многими европейскими языками. В конце 80-х гг. сблизилась с революц. молодежью. В сер. 90-х гг. под влиянием рабочего движения начала изучать и популяризировать марксистские произведения, хотя марксизм до конца не поняла. Перевела на укр. язык «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, «Развитие социализма от утопии к науке» Энгельса, «Очерки материа-листич. понимания истории» Лабриолы, популярную в марксистских кружках того времени брошюру польского социалиста Ш. Дик-штейна «Кто чем живет», в послесловии к к-рой Л. У. изложила учение марксизма о классовой борьбе. Другом рабочих называла Л. У. большевистская газета «Рабочая правда». Л. У. была связана с укр. с.-д. организацией, за что в 1907 подверглась аресту.
Уже с середины 90-х гг. Л. У. встала на позиции революции, хотя не видела еще в рабочем классе гл. силы революц. преобразования общества. Впоследствии Л. У. сделала значит, шаг к марксизму, показывая в лице рабочего класса силу, призванную возглавить нар. массы в их великой борьбе. Л. У. призывала трудящихся Украины к единению и укреплению дружбы с трудящимися других наций, особенно с рус. народом, разоблачала укр. бурж. националистов, подчеркивала, что условием нац. развития является социальное освобождение (см. Собр. соч., т. 3, М., 1950, с. 69).
Л. У. считала материалистич. мировоззрение единственно верным, отстаивала принцип детерминированности мира, выступала с критикой идеализма Платона, мистицизма Августина, ницшеанства и др. реакц. филос. учений.
Борясь с фатализмом, Л. У. требовала, чтобы философия служила делу преобразования мира и, прежде всего, обществ, отношений. Утверждая, что нельзя
представить жизнь без движения, Л. У. считала правильным конкретно-историч. подход к явлениям природы и общества, рассматривала каждый этап в их развитии как часть «великой и величественной цепи эволюции» (Твори, т. 12, Кшв, 1930, с. 57).
Эстетич. взгляды Л. У. характеризовались требованием народности и идейности иск-ва. По мнению Л. У., реалистич. отражение жизни должно включать в себя мечту об идеале, за к-рый борются прогрессивные силы общества. Сила иск-ва — в правильном выражении стремлений и чаяний трудового народа. «Не поэт, кто забывает о страданиях народа...» (Собр. соч., т. 1, 1950, с. 285). Л. У. близко подошла к марксистскому пониманию классовости иск-ва.
Соч.: Твори, т. 1—5, К., 1951— 56; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—4, М., 1956—57; Избр. обществ.-политич. и филос. произв. украинских революционных демократов XIX в., М., 1955, с. 507—631.
Лит.: Франко И., Избр. соч., пер. с укр., т. 5, М., 1951, с. 235—56; Головаха И., Сусшльно-пол1ги- 4Hi i ф1лософськ1 погляди Л. У., К., 1953; его же, Леся Украинка — верный друг людей труда, в сб.: Укр. рево люц. демократы. Обществ.-политич. и филос. взгляды, М., 1954; Дейч А. И., Л. Украинка, 2 изд., М., 1954; Куликов I. M., Сустльнопол1тичн1 погляди Л. У., К., 1954; Б а б и ш к i н О. К., К у р а ш о в а В. С, Л. УкраГнка, К., 1955; Очерки по истории филос. и обществ.- политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 625—34; Корчевой Д. А., Эстетич. взгляды Л. У., К., 1956, (автореф.); Олексюк М. М., АтеГстичт погляди Л. У., Льв1в, 1958. Д. Острянин. Киев.
ЛЕТЕЛЬЕР(Letelier), Валентин (1852—1919) — чилийский социолог, правовед, педагог и либерально-бурж. обществ, деятель. Проф. права Чилийского ун-та (1888—1911). Л. — последователь контовского позитивизма. В работах по историографии и философии права он утверждал, что к возникновению первичных обществ, групп «привела потребность в общих благах и сексуальная разнородность человеческого рода». Придерживаясь «договорной» теории в вопросе о возникновении гос-ва и права, Л. подчеркивал значение и таких факторов, как рост населения, территория, развитие городов и просвещения. Л. выступал противником теории естественного права.
Сыграл большую роль в развитии педагогики и в постановке образования в Чили.
С о ч.: El hombre antes de la historia, Santiago, 1883; De la ciencia politica en Chile, Santiago, 1886; La lucha por la cultura, Santiago, 1895; La evolucion de la historia, 2 ed., Santiago, 1900; Fisiologia, de la education, Santiago, 1912; Genesis del estado у sus instituciones fundamentales, B. Aires, 1917; Genesis del derecho у de las instituciones civiles fundamentales, Santiago, 1919. И. Добронравов. Москва.
ЛЕТУРНО(Letourneau), Шарль (23 сент. 1831 — 21 февр. 1902)— франц. бурж. этнограф, философ и социолог; д-р медицины (с 1858), президент (с 1886) и ген. секретарь (с 1887) Парижского антропологич^ об-ва, проф. истории цивилизации в Антропология/, школе (с 1885). В понимании природы Л. — материалист (см. «Биология», СПБ, 1903, с. 1). Опровергая религ. верования, подчеркивая связь материализма с успехами естествознания, Л. заявлял: «в настоящее время после стольких перипетий материалистическая философия завоевала свое право гражданства и ее окончательный триумф не вызывает сомнений» («Science et materialisme», P., 1890, p. VI). Социология Л. является позитивистской, связана с отрицанием историч. закономерностей и возможности их познания. Защищая теорию прогресса, он давал идеалистич. толкование его: «Строго говоря, весь этот сложный прогресс в сущности — умственный» («Социология по данным этнографии», СПБ, 1896, с. 347). Будучи убежденным эволюционистом, Л. утверждал, что все обществ, институты необходимо рассматривать в их изменении и развитии. Наилучшим методом является обращение к этнографии, на к-рой и должна быть построена социология. Л. принадлежат работы по эволюции морали, семьи, брака, собственности, торговли, рабства, политики, религии, лит-ры, воспитания, к-рые носят
182 ЛЕФЕВР — ЛЕФЕВР Д' ЭТАПЛЬ
описат. характер. Приводя большой фактич. материал, отобранный недостаточно критически, Л. отказывался от общих выводов и выяснения причин обществ, изменений. Выступал против расизма и апологии войны («Война» — «La guerre», 1895).
С о ч.: L'evolution du mariage ct de la famille dans les diverses races humaines, P., 1888; L'evolution politique..., P., 1890; L'evolution juridique dans les diverses races humaines, P., 1891; L'evolution religieuse..., 2 ed., P., 1898; La psychologie ethnique..., P., 1901; в рус. пер. — Прогресс нравственности, 2 изд., СПБ, 1910; Эволюция собственности, СПБ, 1889; Эволюция рабства, М., 1897; Лит. развитие различных племен и народов, СПБ, 1895; Эволюция торговли, СПБ, 1899; Эволюция воспитания у различных человеческих рас, СПБ, 1900; Физиология страстей, СПБ, 1896.
Лит.: Плеханов Г. В., В защиту экономич. мате риализма, в кн.: Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956, с. 210 — 212; е г о ж е, Материалистич. понимание истории, там же, с. 661—62. В. Кузнецов. Москва.
ЛЕФЕВР(Lefebvre), Анри (р. 16 июня 1905) — франц. философ, д-р филологич. наук, работает в Нац. центре научных исследований. В прошлом принадлежал к Франц. коммунистич. партии. В этот период им был опубликован ряд работ по диалектич. и историч. материализму, логике, эстетике, истории философии; они способствовали пропаганде идей марксистской философии во Франции, борьбе с бурж. идеологией. Однако уже в этих работах имелись серьезные ошибки, свидетельствовавшие о непонимании Л. ряда важнейших положений марксизма (единство теории и практики, философии и политики, возникновение марксизма как революц. переворот в философии, познание как отражение действительности и др.) и непреодоленном влиянии идеализма. У Л. имелась тенденция к связыванию диалектич. движения только с человеч. деятельностью и отрицанию диалектики природы; главным в марксизме он считал теорию отчуждения и учение о товарном фетишизме. Эти идеи Л. оказали влияние на извращение марксистской диалектики экзистенциалистами (Сартр) и католич. философами (Биго, Кальвез, Шамбр). Ошибочные взгляды Л. неоднократно критиковались марксистами (см., напр., Р. Гароди, Вопросы марксистско-ленинской теории познания, М., 1955). С конца 1956 ошибочное понимание важнейших положений марксистской философии Л. перерастает в ревизионизм: политич. неустойчивость Л., проявленная им в связи с критикой КПСС культа личности Сталина, контр-революц. мятежом в Венгрии осенью 1956 и усилением атак бурж. идеологов на марксизм, способствовала этому. Л. выступил с обвинениями совр. марксистской мысли в застое, «склерозе»; под предлогом борьбы с догматизмом Л. пришел к отрицанию важнейших положений марксизма (в т. ч. в решении осн. вопроса философии, в теории гос-ва, учении о диктатуре пролетариата и руководящей роли партии); вдохновляясь кантианскими идеями, Л. утверждал, будто тезис о первичности материи по отношению к сознанию — это недоказуемый постулат, а сама материя — нечто непостижимое. Он изображал марксизм как учение, состоящее из нерешенных проблем («Совр. проблемы марксизма» — «Problemes actuels du marxisme», 1958). Исключенный из ФКП, Л. продолжал эволюционировать в сторону все большего сближения с бурж. идеологией. В кн. «Сумма и остаток» («La somme et la reste», 1959) Л. полностью порывает с марксизмом, хотя и считает себя чуть ли не «единственным марксистом» современности, и присоединяет свой голос к хору клеветников на коммунистич. движение. Теория отчуждения в ее идеалистич. трактовке, теория практики в ее прагматистском понимании, «теория моментов» (разлагающая человеч. жизнь на лишь внешне связанную последовательность изолированных и недетерминированных моментов — экзистенциалистских «ситуаций») — таков филос. багаж Л. Философия Л. является разновидностью эклектич.
идеализма. В политич. плане Л. порвал с освободит, борьбой пролетариата и стал выразителем мелко-бурж. анархистских настроений.
С о ч.: La conscience mystifiee, P., 1936 (соавтор); Le nationalisme contre les nations, P., 1937; Hitler au pouvoir. Les enseignements de cinq annees de fascisme en Allemagne, P., 1938; Nietzsche, P., 1939; L'existentialisme, P., 1946; Pour connaitre la pensee de Karl Marx, [P.], 1947; Critique de la vie quotidienne, [5 ed.], P., [1947]; Descartes, P., [1947]; A la lumiere du materialisme dialectique. I, Logique formelle, logique dialectique, P., 1947; Diderot, [P., 1949]; Le materialisme dialectique, [3 ed.], P., 1949; Contribution a l'esthe-tique, P., [1953]; Pascal, t. 1—2, P., [1949—1955]; A. de Musset, dramaturgue, [P., 1955]; Rabelais, P., [1955]; Le marxisme, P., 1956; La pensee de Lenine, [P., 1957]; рус. пер.— Введение в эстетику, М., 1954.
Лит.: СадовскийН. А., История марксистской философии в кривом зеркале ревизионизма, «Вопр. философии», 1958, № 10; Б о р е в Ю., Против ревизионизма в эстетич. теории [В связи со статьей А. Л. «К революционному романтизму»], «Иностр. лит.», 1958, № 4; Э ф и р о в С, От ревизии марксизма к буржуазной идеологии, «Проблемы мира и социализма», 1960, №5; Кузнецов В. Н., Развитие марксистской философии во Франции после второй мировой войны, М., 1962; Иов чу к М. Т., О с и п о в Г. В., О некоторых теоретич. принципах, проблемах и методах социология, исследований, «Вопр. философии», 1962, № 12; Давыдов Ю. Н., А. Л. и его «концепция отчуждения», «Вопр. философии», 1963, № 1; Garaudy R., La lutte ideologique chez les intellectuels, «Cahiers du Communisme», 1955, № 7—8; Une lettre de Henri Lefebvre a R. Garaudy. Reponse a H. Lefebvre: Sur les fondements ideologique du parti et les problemes de J'unite, там же, Ni 10; Sure t-C a n a 1 e J., Le marxisme en France et la lutte des classes, там же, 1957, Ks 11; Garaudy R., A propos d'un livre d'H.L. Initiation au marxisme ou initiation au revisionnisme?, там же, 1958, Л» 4; В e s s e G., Impuissance de revisionnisme, там же, 1959, № 5; К a n a p a J., Sur un bulletin de sante du marxisme en France. Reponse a H. L., «La Nouvelle Critique», 1957, № 87—88; Seve L., H. L. et la dialectique chez Marx, там же, 1958, № 94; Sure t-C a n a-Ге J., Notes sur la methode d'H. L. devant les problemes actuels du marxisme, там же, № 95; M u г у G., Un panorama de la philosophie. L'Encyclopedie francaise (Philosophie), «Pensee». 1958, № 78; S ё v e L ., Sur «La somme et le reste» d'H. Lefebvre, в кн.: Seve L., La difference, [P.], 1960.
В. Кузнецов. Москва.
ЛЕФЕВР Д' ЭТАПЛЬ(Lefevre d' Eta pies; лат. Faber Stapulensis), Жак (1455—1536 или 37) —франц. философ-гуманист. Большое влияние на формирование взглядов Л. д'Э. оказали итал. гуманизм и натурфилософия (Фичино, Пико делла Мирандола, Николай Кузанский, собр. соч. к-рого он издал в 3 тт. в 1514, и др.), Эразм Роттердамский, а также христ. мистика. Л. д' Э. выступил за восстановление подлинной, свободной от схоластич. извращений философии Аристотеля. Он издал мн. произведения Аристотеля, снабдив их комментариями и написав к ним предисловия. В то же время Л. д' Э. возражал против аверроистского (см. Аверроизм) истолкования аристотелизма, стремясь согласовать метафизику Стагирита с догматами творения мира и личного бессмертия. Деятельность Л. д'Э. способствовала оживлению интереса к Аристотелю во Франции и Германии; его многочисл. последователи, образовавшие целую школу (фабристов), желали умеренной реформы аристотелевской логики (т. н. терминизм), отрицательно относясь к нововведениям Раме. Сторонники Л. д'Э. приобрели большое влияние в протестантских ун-тах.
Л. д'Э. был предшественником реформациоыного движения во Франции. Он перевел Библию (1523) на франц. яз. и написал комментарий к ней. Призывы возвратиться к простоте первоначального христианства, упростить культ, пропаганда Нового завета как осн. и единств, источника вероучения — все это сближало взгляды Л. д'Э. с программой Лютера. Католич. церковь осудила воззрения Л. д' Э., как еретические, и только покровительство королевского двора спасло его от расправы.
Соч.: Totius philosophie naturalis paraphrases, P., 1501; Meteorologia Aristotelis cleganti J. Fabri Stapulensis para-phrasi explanata..., Norimbergae, 1512; Aristotelis opus meta-physicorum, P., 1515; Aristotelis de Anima libri tres..., Basi-
ЛЕХЕН— ЛИВЕРТ 183
leae, 1538; Fabri J. Stapulensis in libros logicos paraphra-sis, P., 1543.
Лит.: Graf К. Н., Jacobus Paber Stapulensis. Ein Bei- trag zur Geschichte der Reformation in Frankreich, «Z. Histor. Theologie», 1852, S. 3—86, 165 — 237; Ha user H. et Renaudet A., Les debuts de l'age moderne, 3 ed., P., 1946; Renaudet A., Prereforme et humanisme a Paris pendant les premieres guerres d'ltalie (1494 —1517), 2 ed., P., 1353. В. Кузнецов. Москва.
ЛЁХЕН(Lehen), Type (p. 1893) — финский фило соф-марксист, деятель революц. рабочего движения. Работал в Коминтерне; участник учредит, съезда компартии Финляндии. В работе «Мировоззрение рабочего класса» («Tyovaenluokan maailmankatso- mus», 1950, 3 изд., 1959, рус. пер. 1962) Л. в популяр ной форме изложил ряд проблем диалектпч. мате риализма, рассматривая их в тесной связи с соци ально- по литич. условиями Финляндии. Опираясь на работы Ленина, Л. подвергает критике реакц. взгляды представителей совр. бурж. философии в Фин ляндии (особенно логич. позитивизма). В произв. «Народ и государство» («Kansa ja valto», 1951) Л. выступает в защиту марксистско-ленинского учения о гос-ве и революции. В др. работах он разъясняет отношение коммунистов к религии («Коммунизм и христианство» — «Kommunusmi ja kristinusko», 1951), критикует старых и новых «опровергателей» марксизма («Так изменяется мир» — «Niin muuttun raaailma», 1960; «Причины влияния коммунизма в мас сах» — «Kommunismin joukkovaikutuksen syyt», [1961]). А. Мысливченко. Москва.
ЛИ,Верной (Lee Vernon) [подлинное имя — П э д -ж ет (Paget), Вайолет] (1856—1935) — англ. писательница, автор работ по вопросам эстетики. Ей принадлежит ряд работ по культуре Италии периода Возрождения. В области эстетики вслед за Липпсом и Гроссом разрабатывала т. н. теорию вчувствования, истолковывая иск-во как некий синтез мысли и чувства, имеющий «досознательный» характер.
С о ч.: Beauty and ugliness..., L.—N. Y., 1912 (соавтор); The beautiful. An introduction to psychological aesthetics, Camb., 1913; в рус. пер.; Италия, [т. 1—2], М., 1914 —15; Совр. книга по эстетике. Антология. [Сост. М. Рейдер], М., 1957 (см. Указатель). И. Маца. Москва.
ЛИВАНИЫ(Aipavio?) (p. ок. 314 — ум. ок. 393) — риторик и философ Восточной Римской империи. Получил образование в Афинах, основал собств. школу в Константинополе. Филос. воззрения Л. сформировались под влиянием неоплатонизма. Антихрист, деятельность была причиной удаления Л. из столицы вместо с его школой. Среди многочисл. учеников и слушателей Л. был император /Олисш-отступник, на к-рого он оказал большое влияние. Л. с большим воодушевлением встретил реформы Юлиана, восстановившие культ древних языч. богов.
Лит. наследие Л., состоящее из речей и писем (св. 1600), представляет большой интерес для понимания совр. Л. жизни. Одним из его адресатов был груз, мыслитель Бакури.
С о ч.: Речи Л., пер. с прим. С. Шестакова, т. 1 — 2, Каз., 1914 —16; [Фрагменты] в кн.: Р а н о в и ч А., Античные критики христианства, М., 1935. Ш. Хидашели. Тбилиси.
ЛЙВЕЛЬТ(Libelt), Кароль (8 апр. 1807—9 июня 1875) — польский философ-идеалист, либерально-бурж. политич. деятель. Выступал против германизации Польши, участвовал в освободит, восстании 1830—31. С нач. 40-х гг. Л. был одним из руководителей польской тайной организации, за что в 1846 был осужден прусскими властями и приговорен к смертной казни, замененной 20 годами заключения. Революция 1848 освободила Л. С позиций бурж. либерализма Л. пропагандировал необходимость уничтожения феод, строя, но был против революц. демократизма Дембовского. После поражения революции 1848—49 Л. примкнул к либеральной «Польской Лиге», отказавшейся от нац.-осгободит. борьбы.
Л. принадлежал к «национальным философам» — мессианистам. Первоначально испытав влияние философии Гегеля, Л., однако, выступил против гегельянского панлогизма, поскольку эта теория отрицала личного бога и бессмертие души. Существует, по Л., некая сверхрациональная способность постижения истины, свойственная исключительно слав, народам, особенно полякам. В связи со своим постулатом «славянской философии» Л. пропагандировал ирраци-оналистич. и религиозное мировоззрение. Идеализм пропитывает и эстетику Л., к-рая была подвергнута критике Э. Дембовским (Е. Dembovski, в журн. «Przegla_d Naukowy», 1842, t. 4, № 31 — рецензия на работу Л. «Введение в философию изящных искусств» — «Wstep do filozofii sztuk pieknych») и Т. Шевченко (см. Собр. соч., т. 5, 1956, с. 65—66).
С о ч.; Pisma pomniejsze, t. 1—6, Poznan, 1849—51; Dziefa. Filozofia i krytyka, 2 wyd., t. 1—6, Poznan, 1874—75. Лит.: Дембовский Э., Мысли о будущности философии, в кн.: Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, т. 3, М., 1958, с. 280; К г о й s k i Т., Koncepcje filozoficzne mesjanistuw polskich w polowie ХГХ w., «Archi-wum historii, tilozofii I mysli spoiecznej», 1957, t. 2; M о г a w-s к i S., Pogla.dy estetyczne K. L., в сб.: Materialy do studi6w i dyskusji.., № 7—8, Warsz., 1951; Polska filozofja narodowa. Zb., Kr., 1921; Kosmowska J. W., K. L. jako dzialacz potityczny i spoleczny, Poznan, 1918; Bibliografia filozofii Polskiej 1831 — 1864, Warsz., 1960, s. 160—79.
ЛЙБЕРТ(Liebert), Артур (10 нояб. 1878—5 нояб. 1948) — нем. философ-идеалист, неокантианец мар-бургской школы. Проф. Берлинского (1928—33) и Белградского (1934—39) ун-тов. Теорию познания считал предпосылкой для рассмотрения всех остальных филос. проблем, прежде всего проблемы ценности. В 30-х гг., стремясь преодолеть субъективно-идеали-стич. характер неокантианства, Л. сближается с неогегельянством. Если в первый период его деятельности категории рассматривались им как определения мышления, то теперь принимается гегелевский тезис о тождестве субъекта и объекта и категории выступают как определения самого бытия. Тем самым делается попытка преодолеть кантианский разрыв между мышлением и бытием. Диалектику субъекта и объекта Л. пытается проследить в соч. «Дух и мир диалектики» («Geist und Welt der Dialektik», 1929). Задача философии, согласно Л., понять сущность духа, постигнуть его спонтанность именно в его диалектике и как диалектику. Таким образом, в конечном итоге теория познания должна выступать как учение о творческой диалектике духа. Исходя из этих филос. позиций, Л. критикует совр. бурж. культуру, но причину ее упадка видит не в капиталистич. производств.отношениях, а в духовном кризисе. Преодолеть этот кризис, по Л., можно только путем создания нового мифа. В философии культуры Л. чувствуется влияние ирра-ционалистич. философии жизни.
Л. относится к тем нем. философам, к-рые политически являются представителями отжившего свой пек либерализма. После прихода фашизма к власти в Германии слабость либерализма стала очевидной и его сторонниками овладел пессимизм; они восприняли национал-социализм как роковое явление, видя в нем не общественный, а духовный феномен, с которым бороться можно только духовными средствами.
С о ч.: Das Problem der Geltung, В., 1914; Der Geltungs-wert der Metaphysik, F., 1915; Wie ist kritische Philosophie iiberhaupt moglich?, Lpz., 1919, 2 Aufl., Lpz., 1923; Vom Geist der Revolution, 3 Aufl., В., 1919; Die geistige Krisis der Gegenwart, В., 1923; Ethik, В., 1925; Mythus und Kultur, В., 1925; Zur Kritik der Gegenwart, Langensalza, 1928; Die Krise des Idealismus, Z.—Lpz., 1936; Der Liberalismus als Forderung, Gesinnung und Weltanschauung, Z., 1938; Von der Pflicht der Philosophie in unserer Zeit, Z., 1938; Der universale Humanismus, Z., 1946.
Лит.: М а г с k S., Die Dialektik in der Philosophie der Gegenwart, Tubingen, 1929—31; К г о p p G., A. L. in memo-riam, «Z. philos. Forschung», 1949, Bd 3, №. 3.
Б. Иауфхолъвт. ГДР.
184ЛИБКНЕХТ
ЛЙВКНЕХТ (Liebknecht), Вильгельм (29 марта 1826—7 авг. 1900) — один из основателей, лидеров и теоретиков герм. с.-д. партии, деятель междунар. рабочего движения. Окончив гимназию, изучал теологию, филологию и философию в ун-тах Берлина и Магдебурга. В студенч. годы познакомился с произведениями социалистов-утопистов и нек-рыми трудами основоположников марксизма. Участвовал в революции 1848—49 в Германии. После поражения революции бежал в Швейцарию (1849), в 1850 был вынужден эмигрировать в Англию. Еще в 1849 в Женеве познакомился с Энгельсом, а в июле 1850 в Лондоне — с Марксом и вступил в Союз коммунистов; под влиянием Маркса и Энгельса стал на позиции науч. социализма. В 1862 после амнистии вернулся в Германию и принял активное участие в рабочем движении, вел борьбу с Лассалем и его последователями, отстаивал революц.-демократич. путь объединения Германии. В 1869 Л. и Бебель, направляемые Марксом и Энгельсом, руководили съездом в Эйзенахе, на к-ром была создана нем. с.-д. партия. Л. был редактором газеты партии («Volksstaat»), на страницах к-рой опубликовал нек-рые работы Маркса и Энгельса, филос. статьи Дицгеиа. Л. представлял интересы нем. рабочего класса в рейхстаге. Ленин высоко ценил позицию Л. по вопросу о формах и тактике парламентской борьбы (см. Соч., т. 11, с. 63—64). Во время франко-прусской войны Л. занимал интернационалистскую позицию, выступал с защитой Парижской Коммуны, за что был арестован и осужден на два года тюрьмы. В 1875 при объединении лассальянцев и эйзенахцев Л. допустил уступчивость в принципиальных вопросах, включив в программу партии вредные догмы Лассаля о создании социалистич. общества посредством организации производит, товариществ, о крестьянстве как единой реакц. массе, о гос-ве и др. Маркс и Энгельс остро критиковали эту программу партии и позицию Л. (см. К. Маркс, Критика Готской программы, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 9—32, и Ф. Энгельс, Письмо к А. Бебелю 18—28 марта 1875, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 292—99). Вместе с Бебелем Л. проводил большую работу по руководству партией в условиях подполья, вел борьбу с ревизионизмом.
В работах «История франц. революции» («Ge-schichte der franzosischen • Revolution», 1890), «Кто такие социал-демократы и чего они хотят» («Was die Sozialdemokraten sind und was sie wollen», [1894]) и др. Л. выступил как умелый популяризатор идей науч. социализма, историч. материализма. Л. указывал, что все политич. и обществ, отношения и учреждения обусловлены формами человеч. труда. Обществ, устройство зависит от уровня развития орудий и средств произ-ва (см. «Германия полвека тому назад», СПБ, 1907, с. 105). Капитализм обречен на гибель. «Неодолимые законы общественного развития,...неодолимые как и рок у древних греков, заставляют его расчищать дорогу социализму...» («Der Hoch-verrats-ProzeB wider Liebknecht, Bebel, Hepner...», В., 1911, S. 35). Однако гибель капитализма не произойдет сама собой, активные революц. действия людей включаются в объективный процесс: «...люди не являются игрушкой судьбы... отношения обуславливают человека, но и обуславливаются человеком..., и наши цели могут быть достигнуты только в резуль-